Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования развития коммуникативных умений младших школьников
1.1. Проблема развития коммуникативных умений в психолого-
педагогических исследованиях 8
1.2. Особенности развития коммуникативных умений у младших
школьников 18
1.3. Модель развития коммуникативных умений младших школьников.. .25
Глава 2. Организация исследования коммуникативных умений младших школьников
2.1. Этапы, методы и методики исследования коммуникативных умений
младших школьников 32
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования
коммуникативных умений у младших школьников 35
Глава 3. Опытно - экспериментальное исследование развития коммуникативных умений младших школьников
3.1. Программа развития коммуникативных умений младших школьников 42
3.2. Анализ результатов опытно - экспериментального исследования развития коммуникативных умений младших школьников 47
3.3. Рекомендации для родителей и педагогов по развитию коммуникативных умений младших школьников 53
Заключение 58
Список литературы 63
Приложение 69
Коммуникативные умения - необходимая часть в социальном обществе, в котором существует человек. Конструктивно-коммуникативная деятельность имеет особую значимость в обществе. При коммуникации мы приобретаем профессиональные навыки, осуществляем личные планы, получаем подтверждение собственного существования, поддержку и помощь в реализации планов и потребностей. Так коммуникативные умения - это средства, которые обеспечивают успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации, а конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. При исследованиях формирования коммуникативной деятельности необходимо взять ранний возраст ребенка, и в процессе это должно строиться на определенной системе знаний, и характеризовать возрастной этап развития ребенка [14, с. 362].
Сейчас в современной педагогике воспитательный процесс актуальная проблема создания условий развития каждого ребенка, его личностного самоопределения, его коммуникативного умения. Организуя исследование и развитие коммуникативных умений, немаловажно не позволять простого их представления. Исследование необходимо не расценивать, как только лишь регистрацию педагогом того, что находится в плоскости и кидается в глаза («желает» либо «никак не желает» ученик обучаться), а необходимо создавать как проникновение педагога в глубокие закономерности развития учащегося как индивида и равно как субъекта работы. Развитие кроме того ошибочно подразумевать как «возложение» педагогом в рассудок учащегося готовых, из вне задаваемых мотивов и целей теории. На самом деле развитие мотивов теории - это формирование в школе обстоятельств с целью возникновения внутренних побуждений (мотивов, целей, чувств) к учению; осознания их учащимся и последующего саморазвития им собственной мотивационной области. Педагог при этом никак не захватывает позицию невозмутимого наблюдающего за тем, как спонтанно развиваются и формируются коммуникативные умения обучающихся, а активизирует её формирование концепцией психологически обдуманных способов [47, с. 125].
Проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников отмечены работы А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В Касаткиной, Р.В Овчаровой. В качестве основных средств формирования данных умений младших школьников авторы используют коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, игровые задания, которые могут быть эффективно применены в учебной, так и во внеучебной деятельности.
С самого раннего возраста человек начинает приобретать свой коммуникативный опыт. Более естественный, приемлемый, подходящий опыт коммуникативных умений - это игра. Игра сопутствует ребенка в течении целой жизни, выступая в роли, он изучает себя, других, пребывающее около социума, измеряет на себе различные важности, формирует свое мировоззрение, теорию оценок и ценностей. Осваивая коммуникативные средства общения с помощью игры, в особенности существенно в младшем школьном возрасте. При этом игра удаляется в второй проект, уступая значимости тренировочной деятельность, однако существенно проявляет огромное воздействие на развитие детей, согласно этому обстоятельству детям, следует предоставлять удовлетворенное количество игр (развивающих, учащих, синтезированных с новыми видами деятельность) точно также равно как в школе, таким образом и дома [66, с. 217].
По мнению педагогов и психологов внеучебные объединения младших школьников, должны строиться вокруг дошкольных видов деятельности: игры, рисования, конструирования, лепки, экспериментирования,
сочинительства и прочих занятий, развивающих в первую очередь воображение, бескорыстное любопытство, интуитивные средства познания и другие человеческие способности, развитие которых уже началось, но, разумеется, не закончилось в дошкольном детстве, и которые не подхватываются новой для детей учебной деятельностью. Такого мнения придерживаются и педагоги, психологи, методисты, принимавшие участие в составлении рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы в начальной школе Эльконин Д.Б., Мелик-Пашаев А.А., считают, что работу по освоению коммуникативных умений на внеклассных занятиях желательно проводить в игровой, увлекательной форме, расширять кругозор детей, воспитывать в них высокие нравственные качества [69, с. 49].
Исследование концепции и практики развития коммуникативных умений младших школьников указывают о его значительных недочетах. Эксперты в минимальной степени уделяют интерес обсуждению преподавательских обстоятельств и линий развития коммуникативных умений младших школьников, в особенности во внеучебной деятельности. Не достаточно уделяется интереса их развитию с учетом личных характеристик формирования, мало подробно применяются способности внеучебной работы, а непосредственно введение в ее подобных практико-направленных средств развития коммуникативных умений, равно как игры, тренинги, специальные процедуры [42, с. 117].
Таким образом, актуальность исследования определяется следующими фактами:
1. Необходимостью дальнейшей работы по совершенствованию коммуникативной компетенции младших школьников, что связано с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа модернизации российской системы образования;
2. Потребность в программе, предполагающей систематическую работу по формированию коммуникативных умений младших школьников во время внеклассных занятий, как средство для успешной социализации личности.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие коммуникативных умений младших школьников.
Объект исследования: коммуникативные умения младших школьников.
Предмет исследования: развитие коммуникативных умений младших школьников.
Гипотеза: развитие коммуникативных умений младших школьников будет более успешным при применении специально разработанной программы.
Задачи исследования:
1. Выявить проблемы развития коммуникативных умений в психолого-педагогических исследованиях;
2. Рассмотреть особенности развития коммуникативных умений у младших школьников;
3. Разработать модель развития коммуникативных умений младших школьников;
4. Исследовать этапы, методы и методики коммуникативных умений у младших школьников;
5. Провести опытно - экспериментальное исследование развития коммуникативных умений младших школьников;
6. Разработать и реализовать программу развития коммуникативных умений младших школьников;
7. Проанализировать результаты опытно - экспериментального исследования развития коммуникативных умений;
8. Разработать рекомендации для родителей и педагогов по развитию коммуникативных умений младших школьников.
Методы исследования:
1. теоретические - анализ научной и методической литературы по коммуникативным умениям младших школьников;
2. эмпирические - констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование по методикам: методика определения коммуникативных и организаторских способностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина; методика выявления коммуникативных склонностей учащихся составлена на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой, тест оценки коммуникативных умений А.А. Карелина.
3. Методы количественной и качественной обработки: Т-критерий Вилкоксона.
Исследование проводилось на базе МОУ Петропавловская средняя школа, Челябинская область, Кусинский район, с. Петропавловка ул. Лесная дом 5, в 4 б классе численностью 13 человек.
Нами проведено исследование на тему «Развитие коммуникативных умений младших школьников», в ходе реализации которого выполнены цели и задачи и сделаны следующие выводы.
При изучении проблемы коммуникативных умений младших школьников в психолого-педагогических исследованиях младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Обучения младших школьников ведет к изменению социальной ситуации развития ребенка. Ребенок имеет социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку, при всей системе жизненные отношения ребенка перестраиваются и во многом определяются тем, насколько успешно он будет справляется с новыми требованиями.
Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.
Младший школьный возраст - это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действия в этом мире. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы познавательных мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью согласовывать свои действия со сверстниками, регулируя свои действия с общественными нормами поведения, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.
Нами проведено теоретическое обоснование модели развития коммуникативных умений младших школьников с применением методов целеполагания и моделирования. Опираясь на результаты теоретического исследования, представленные в предыдущих параграфах, было разработано дерево целей, отражающее уровни работы в исследовании, была сконструирована модель психолого-педагогического развития
коммуникативных умений младших школьников, отображающая связь блоков программы, их зависимость друг от друга и этапы выполнения.
На этапе организации опытно-экспериментального исследования психолого-педагогического развития коммуникативных умений младших школьников мы определили и обосновали этапы, методы и методики исследования.
В опытно-экспериментальном исследовании был использован комплекс методов и методик:
1) Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, целеполагание и моделирование;
2) Эмпирические: констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование по методикам:
• методика определения коммуникативных и организаторских способностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина;
• методика выявления коммуникативных склонностей учащихся составлена на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой.
• тест оценки коммуникативных умений А.А. Карелина.
3) Методы количественной и качественной обработки Т-критерий Вилкоксона.
Исследование проводилось на базе МОУ Петропавловская средняя школа, Челябинская область, Кусинский район, с. Петропавловка ул. Лесная
дом 5, в 4 б классе численностью 13 человек. Для осуществления психолого-педагогического исследования мы использовали 3 (три) психодиагностические методики, направленные на изучение
коммуникативных умений младших школьников.
По методике В. В. Синявского и В. А. Федоришина, получили следующие результаты с весьма высокой коммуникабельностью оказался 1 ребенок (7, 7%), с нормальной коммуникабельностью оказалось 5 детей (38, 46%). Так же по данным показателям можно увидеть, что 5 детей (38, 46%) в известной степени общительны, есть дети замкнутые, неразговорчивые, которые выбирают одиночество, их, оказалось 2 (15, 38%),
По методике Р. В. Овчаровой, получили следующие результаты, мы наблюдаем высокий уровень коммуникативных умений у 2 детей (15, 38%). Выше среднего набрали 4 человека (30, 79%). Средний уровень у 2 детей (15, 38%). Ниже среднего набрали 2 детей (15, 38%). И низкий уровень у 3 детей (23, 07%).
По методике оценки коммуникативных умений А.А.Карелина, получили следующие результаты, у 23, 08% (3 человека) высокий уровень коммуникативных умений. У 38, 46% (5 человек) средний уровень коммуникативных умений. У 38, 46% (5 человек) низкий уровень коммуникативных умений.
Обобщая полученные результаты, мы можем сделали вывод, что младшие школьники нуждаются в прохождении программы по развитию коммуникативных умений.
На основе полученных результатов проведенного констатирующего эксперимента нами была разработана и проведена программа психолого- педагогического развития коммуникативных умений младших школьников. В программе был использован комплекс упражнений и приемов, направленный на повышение уровня коммуникативных навыков, на общее повышение эмоционального состояния, повышение качества межличностных отношений. Анализируя полученные результаты, мы можем проследить изменения уровня коммуникативных умений у младших школьников. Результаты диагностики «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС):
До эксперимента у 7,7 (1 человека) был выявлен очень высокий уровень коммуникации, после прохождения эксперимента этот уровень вырос до 15,38% (2 человек). У 38,46% (5 человек) до эксперимента был выявлен высокий уровень коммуникативных умений, после он вырос до 53,85% (7 человек). У 38, 46% (5 человек) до эксперимента был выявлен средний уровень коммуникативных умений, после он снизился до 23,07% (3 человека). У 15,38% (2 человек) до эксперимента был выявлен низкий уровень коммуникативных умений, после этого показателя снизился до 7,69% (1 человек).
Результаты методики Р. В. Овчаровой:
У 15,38% (2 человек) до эксперимента был выявлен высокий уровень общительности, после участия в эксперименте этот уровень стал 30, 79% (4 человека). У 30,79% (4 человек) до эксперимента был выявлен уровень общительности выше среднего, после прохождения программы этот уровень остался на прежнем месте 30,79% (4 человека). У 15,38% (2 человек) до эксперимента был выявлен средний уровень общительности, после прохождения программы этот уровень также остался 15, 38% (2 человека). У 15,38% (2 человек) до эксперимента был выявлен уровень общительности ниже среднего, после он стал также 15,38% (2 человека). У 23,07% (3 человек) до эксперимента был выявлен низкий уровень общительности, после эксперимента он снизился до 7,69% (1 человека).
Результаты теста оценки коммуникативных умений А.А.Карелина:
У 23,08% (3человек) до эксперимента был выявлен высокий уровень коммуникативных умений, после этого показателя повысился до 38,46% (5 человек). У 38,46% (5 человек) до эксперимента был выявлен средний уровень коммуникативных умений, после участия в программе он вырос до 46,15% (6 человек). У 38,46% (5 человек) до эксперимента был выявлен низкий уровень коммуникативных умений, после он снизился до 15, 39% (2 человек).
После реализации программы происходит изменение уровня коммуникативных умений, что подтверждается повышением показателей высокого и повышенного уровней коммуникативных умений и понижением показателей низкого уровня коммуникативных умений.
В ходе расчетов было уставлено, что эмпирическое значение находится в зоне значимости (Тэмп=0), и подтверждает правильность и достоверность выдвинутой гипотезы нашего исследования.
Из изученного материала и проведенного эксперимента мы разработали рекомендации для педагогов и родителей по психолого-педагогическому развитию коммуникативных умений младших школьников: самое главное - наличие мотивации и желания, тогда не возникнет сложностей с освоением науки общения и поисков ответов на вопрос, как стать коммуникабельным.
1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология [Текст]: схемы / Б. Б. Айсмонтас. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2015. - 288 с.
2. Андреева, Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева. - М., Аспект - Пресс, 2016. - 241 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М., Аспект - Пресс, 2015. - 295 с.
4. Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст] / Е. В. Андриенко. - М., Академия, 2014. - 329 с.
5. Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание и управление [Текст] / В. Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 2015. - 432 с.
6. Базарская, Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения [Текст] / Язык и национальное сознание. - Воронеж, 2016. - 187 с.
7. Батаршев, А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности [Текст] / А. В. Батаршев. - Таллинн, 2017. - 321 с.
8. Белинская, Е.П. Социальная психология личности [Текст]: учеб. Для вузов / Е. П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект - Пресс,
2015. - 435 с.
9. Белорыбкина, О.А. Речь и общение [Текст] / О. А. Белорыбкина. - Ярославль, 2016. - 240 с.
10. Березина, В., Социальная педагогика в школе [Текст] / В. Березина, Г. Ермоленко. - М.: Воспитание школьников, 2017. - 318 с.
11. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П. П. Блонский. - М.: Просвещение, 2016. - 324 с.
12. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2015. - 398 с.
13. Болотова, А.К. Прикладная психология [Текст] / А. К. Болотова, И.В. Макарова. - М.: Аспект - Пресс, 2014. - 496 с.
14. Большой психологический словарь [Текст] / составитель и общий редактор Б. Мещареков, В. Зинченуо. - Спб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК.
2014. - 672 с.
15. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст] / Н. В. Бордовская, А.А. Реан: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2016. - 315 с.
16. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции
школьников [Текст] / Л.Н. Булыгина. - Вопросы психологии, 2014. - 149 с.
17. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога [Текст] / Ю. В. Василькова. - М.: Академия, 2016. - 215 с.
18. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст] / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. - М.: Академия, 2016. - 448 с.
19. Вульфов, В.З. Социальная педагогика в системе общего воспитания [Текст] / В. З. Вульфов. - М.: Педагогика, - 2007. - 354 с.
20. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение, 2014. - 573 с.
21. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст] / П.Я. Гальперин. - Издательство: Высшая школа, 2015. - 273 с.
22. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогика, 2017. - 512с.
23. Годфруа, Ж. Психология [Текст] / Ж. Годфруа. изд . в 2 т., том 1. - М.Мир, 2016. - 442с.
24. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: Учеб.пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2017. - 480 с.
25. Гришанова, И . А . Коммуникативная успешность младших
школьников: теоретический и практический аспекты [Текст] /
монография / И . А . Гришанова . - Москва - Ижевск: Ин-т
компьютерных исследований, 2016. - 136 с.
26. Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические особенности
школьников [Текст] / К. М. Гуревич. - М.: Просвещение, 2017. - 176 с.
27. Данилова, Е.Е. Ценность младшего школьного возраста / Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Е. Е. Данилова. Хрестоматия / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 2014. - 342 с.
28. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Составители И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2015. - 351 с.
29. Дубровина, И.В. Возрастные особенности психического развития детей [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной и М.И. Лисиной. - М.: Академия,
2015. - 236 с.
30. Дубровина, М.В. Индивидуальные особенности школьников. [Текст] / М.В. Дубровина. - М.: Академия, 2015. - 285 с.
31. Дусавицкий, А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте [Текст] / А.К. Дусавицкий. - Издательство: Высшая школа, 2014. - 164 с.
32.Зимняя, И.А., Путиловкая Т.С. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативных задачи [Текст] / И. А. Зимняя, Т. А. Василькова. - М.: Ростов-на-Дону, 2014. - 276 с.
33. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Ростов-на-Дону, 2014. - 352 с.
34. Зотова, Т. Н. Преемственность образовательного процесса в детском саду и начальной школе [Текст]: Монография / Т. Н. Зотова; Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина. - Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2016. - 190 с.
35. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения [Текст] / О. М. Казарцева. - М.: Флинта, Наука, 2018. - 119 с.
36. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование. [Текст] / А.А Кидрон - канд. Психол. Наук. - Ленинград, 2017. - 235 с.
37. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация [Текст]: учебное пособие для университетов и институтов. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2014. - 320 с.
38. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М.
Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2016. - 448 с.
39. Коломинский, Я.Л. Психология общения [Текст] / Я. Л. Коломинский. - М.: Знание, 2014. - 439 с.
40. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика. [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: издательский центр «Академия», 2017. - 352 с.
41. Крутецкий, В.А. Психология [Текст] /А.В. Крутецкий - М.:
Просвещение, 2016. - 336 с.
42. Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей. - М.: Просвещение, 2014. - 275 с.
43. Куницына, В.П. Межличностное общение [Текст] / В. П. Куницына, Н.В. Поголыпа, В. М. Кулагина. - Питер, 2015. - 284 с.
44. Лазуренко, Е.Ю. Коммуникативные особенности поведения [Текст] / Е. Ю. Лазуренко. - Воронеж, 2016. - 167 с.
45. Леонтьев, А.А. Критика коммуникативной способности обоснования знания [Текст] / А. А. Леонтьев, А.Г. Павленко. - М.: Аллетейя, 2016. - 172 с.
46. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности [Текст] / И. Я. Лернер. - М.: Просвещение, 2015. - 241 с.
47. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2016. - 320 с.
48. Лямскина, Н.А. Формирование культуры общения младших
школьников как педагогическая задача [Текст] / Н. А. Лямскина. - Курск, 2015. - 189 с.
49. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 583с.
50. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших
школьников в сюжетно-ролевых играх [Текст] / А.А. Максимова. Начальная школа, 2015. - 134 с.
51. Математические методы в психологии и педагогике [Текст]: учеб. пособие / А. А.Благинин, В. В.Торчило. - СПБ.: ЛГУ им. А.С.Пушкина,
2016. - 284 с.
52. Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности [Текст] / И.М. Михайлова.
- М.: Псков. ПГПУ, 2015. - 188 с.
53. Мишанова, О.Г. Научно-методическое сопровождение проблемы
педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: монография [Текст] / О. Г. Мишанова. - М.: Издательство «Спутник +», 2015. - 146 с.
54. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. - М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 456 с.
55. Немов, Р. В. Общая психология [Текст] / В 3-х т. Общая психология: Учебник / Р. С. Немов. - М.: Юрайт, 2015. - 2472 с.
56. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным
образованием студентов вузов: перспективные подходы [Текст] / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2016. - 154 с.
57. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2014. - 560 с.
58. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст] / И.П. Подласый.
- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. - 464 с.
59. Потапова, А. К. Развитие коммуникативной активности учащихся начальных классов [Текст] / А. К. Потапова. Начальная школа, 2016. - 165 с.
60. Психологический словарь [Текст] / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Проспект, 2014. - 431с.
61. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2014. - 432 с.
62. Рогов, Е. И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования [Текст] / Е. И. Рогов. - М.: Владос, 2017. - 447 с.
63. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2014. - 720 с.
64. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2016. - 384 с.
65. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 576 с.
66. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: учебник для вузов / Е. О. Смирнова. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 304 с.
67. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Инс-т практической психологии, 2016. - 284 с.
68. Шукчус, Л.В. Особенности личных отношений между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте [Текст] / Л. В. Шукчус. - М.: Владос, 2014. - 223 с.
69. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы
возрастной и педагогической психологии [Текст] / Д.Б.Эльконин / Ред. Д.И.Фельдштейн. - М.: Междунар. пед. акад., 2015. - 224 с.
70. Юнацкевич, П.И. Как выйти из невроза? Практические советы психолога [Текст] / П. И. Юнацкевич, В. А. Кулганов. - М.: Антон,
2016. - 123 с.