Введение 3
Глава 1. Проблема обеспечения качества образования в дошкольной образовательной организации в педагогических и психологических исследованиях 8
1.1 Феномен «качество образования» 8
1.2 Управление качеством образования в дошкольной образовательной
организации 13
1.3 Управленческие функции обеспечения качества образования в
дошкольной образовательной организации 22
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Организация деятельности руководителя по повышению качества образования в дошкольной образовательной организации 37
2.1 Анализ работы МБДОУ детский сад № 243 г. Челябинска по
обеспечению качества образования 37
2.2 Программа повышения качества образования в МБДОУ Детский сад
№ 243 г. Челябинска 52
2.3 Анализ и интерпретация результатов реализации программы повышения качества образования в МБДОУ детский сад № 243 г.
Челябинска 58
Выводы по главе 2 67
Заключение 69
Список литературы
Актуальность проблемы управления качеством образования определяется социальным заказом на необходимые процессы обновления и совершенствования содержания деятельности дошкольных образовательных организаций в новых социально-экономических условиях.
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации, Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Национальной доктрине российского образования до 2020 года, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентируют современные дошкольные образовательные организации на достижение качества образовательного процесса.
В ст. 2 п. 29 закона «Об образовании в Российской Федерации» под качеством образования понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, степень достижения планируемых результатов образовательной программы». При этом в законе подчеркивается, что образовательная организация несет ответственность за качество образования своих выпускников. [69]
Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения. [68]
Главным направлением образовательной политики государства является качество образования, что делает актуальной проблему поиска эффективных механизмов управления им на всех уровнях образовательной системы, начиная с дошкольной ступени.
Таким образом, актуальность проблемы управления качеством образования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом на необходимые процессы обновления и совершенствования содержания деятельности дошкольных образовательных организаций в новых социально-экономических условиях.
В научной литературе проблема управления качеством образования рассматривалась многими учеными (В.А. Кальней, М.М. Поташник, А.И. Субетто, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, С.Е. Шишов и др.). Проблему управления качеством образования в дошкольной образовательной организации рассматривают К.Ю. Белая, О.Л. Князева, О.А. Сафонова, Р.Б. Стеркиной, E.X. Юдина и др.
Дошкольная образовательная организация, являясь одним из видов образовательных организаций имеет общие черты, присущие любой из них. Все образовательные организации направлены на воспитание, обучение и развитие детей. Но в свою очередь отличие процессов в дошкольных образовательных организациях от других образовательных организаций заключается в специфике возраста детей.
Проблема управления качеством образования в дошкольной образовательной организации рассматривается в аспекте реализации государственного стандарта дошкольного образования, в которых качество рассматривалось в контексте психолого-педагогических условий, реализация которых в образовательном процессе обеспечивает развитие ребенка. К таким условиям относятся образовательные программы, профессиональную компетентность педагога, в первую очередь его личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, предметно-развивающую среду. [68]
Несмотря на значительное количество исследований по проблеме управления качеством в образовательных организациях недостаточно разработана проблема управления данным процессом в дошкольной образовательной организации (ДОО). В связи с этим актуализируется проблема на научно-теоретическом уровне.
Актуальность проблемы на научно-методическом уровне определяется необходимостью определения функций руководителя дошкольной образовательной организации, обеспечивающих эффективное управление качеством образовательного процесса в ДОО, стимулирующих педагогические коллективы к достижению качества образования, заложенного в ФГОС ДО, к самостоятельному совершенствованию профессиональной компетентности.
Анализ психолого-педагогических исследований и объективных условий практики руководителей дошкольных образовательных организаций в решении проблемы управления качеством образования в ДОО позволил нам выделить противоречия:
- на социально-педагогическом уровне - между требованиями ФГОС ДО создать в дошкольном учреждении условия для получения качественного образования и реальным состоянием практики;
- на научно-теоретическом уровне - между потребностями управленческой практики в решении проблемы эффективного управления качеством образования в ДОО и отсутствием достаточного научного обеспечения процесса управления данным процессом;
- на научно-методическом уровне - между необходимостью определения управленческих функций руководителя для эффективного обеспечения качества образования в ДОО и недостаточной разработанностью данной проблемы в методической литературе и должной реализации данного процесса в практике дошкольных образовательных организаций.
Указанные противоречия определяют проблему нашего исследования: каково содержание деятельности руководителя по обеспечению качества образования в ДОО с точки зрения функционального подхода?
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Деятельность руководителя по обеспечению качества образования в условиях дошкольной образовательной организации».
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать программу деятельности руководителя по обеспечению качества образования в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - деятельность руководителя по обеспечению качества образования в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - функции руководителя по обеспечению качества образования в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: обеспечение качества образования в дошкольной образовательной организации будет эффективным, если деятельность руководителя включает комплекс управленческих функций, включенных в программу его деятельности по повышению компетентности педагогического персонала.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические психологическо-педагогические аспекты проблемы управления качеством образования в дошкольной образовательной организации.
2. Раскрыть сущность понятия «деятельность руководителя по обеспечению качества образования».
3. Изучить функции управления качеством образования в
дошкольной образовательной организации.
4. Реализовать программу повышения качества образования в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования:
1. теоретические (анализ, обобщение научной и методической литературы),
2. эмпирические (анкетирование, тестирование, опытно-поисковая деятельность).
Экспериментальная база исследования: МДОУ детский сад № 243 г. Челябинска.
Теоретическую основу исследования составляют исследования по управлению дошкольным образовательным учреждением и определению содержания деятельности руководителя образовательного учреждения (К.Ю. Белая, Ю.В. Васильев, М.И. Кондаков, Ю.А. Конаржевский, М.Н. Скаткин, П.И. Третьяков, Л.И. Фалюшина, Т.И. Шамова).
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности руководителя ДОО.
Апробация исследования осуществлялась на III Всероссийской научно-практической конференции «Реализация Федерального государственного стандарта дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы», на педагогическом совете, в рамках практических занятий в университете (научный семинар), в рамках практики в ВУЗе на занятиях со студентами бакалавриата.
Структура квалификационной работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список источников.
Анализ научной литературы по философии, менеджменту, педагогике позволил раскрыть теоретические аспекты проблемы управления качеством образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Важнейшая роль в обеспечении качества дошкольного возраста отводится руководителю, осуществляющему процесс управления дошкольной образовательной организации. Под управлением в различных источниках управление понимается, во-первых, искусство знать то, что предстоит сделать и как это сделать, во-вторых, организация и реализация воздействий по реализации цели, в-третьих, вид деятельности по руководству людьми. Управление нацелено на такое использование имеющихся средств и ресурсов, которые будут способствовать достижению оптимального результата.
В образовании управление раскрывается как процесс, целенаправленный, системно организованный, включающие различные структурные компоненты, взаимосвязанные между собой, обеспечивающие целостность, эффективную реализацию целей образования, оптимальное развитие образовательного процесса.
Управление качеством образования в научной литературе рассматривается в рамках различных подходов. Мы рассмотрим феномен «деятельность руководителя по обеспечению качества образования» с точки зрения функционального подхода. Управление при этом раскрывается как процесс, совокупность непрерывных взаимосвязанных управленческих функций руководителя (М. Альберт, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, М.Х. Мескон, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, А. Файоль, Ф. Хедоури).
Функция целеполагание - достаточно сложный процесс в деятельности руководителя, без которого вообще управление невозможно. Определение целеполагания формулирует выбор цели функционирования организации, конкретизирует задачи, направленные на достижение цели и их согласование. Данная функция не ограничивается только постановкой цели. Специфика ее связана с работой по достижению поставленных целей. Работа руководителя образовательной организации направлена на достижение определенных целей, в том числе по достижению качества образования. После постановки цели руководитель намечает план действий.
Функция планирования включает прогнозирование, проектирование, составление тактического и стратегического плана по реализации поставленной цели, определение степени децентрализации и централизации, учет изменений внутри организации и внешних изменений. Планирование в управлении качеством образования выступает как принятие решения на основе соотношения данных педагогического анализа изучаемого явления и запрограммированной цели. Принимаемые решения могут быть рассчитаны как на перспективу, так и направлены на решение текущих оперативных дел. На этом основании руководителем составляются перспективные, годовые, текущие планы работы.
Функция организации определяет стратегию и тактику реализации намеченного плана, определение функциональных обязанностей, определение организационной структуры, делегирование полномочий. Организовать в современных условиях - значит, разделить работу на части или операции в соответствии с количеством работников и поручить выполнение каждого участка тому, кто наилучшим образом справится с этим делом. Основными, наиболее часто встречающимися организационными формами управленческой деятельности в образовательных организациях являются: совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагогический совет, совещание при руководителе, совещание при заместителях руководителя, оперативные совещания, методические семинары, заседания комиссий, клубов и др.
В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимают мотивация предстоящей деятельности, инструктирование, обеспечение единства действий педагогического коллектива, оказание помощи в процессе выполнения работы, выбор различных форм стимулирования деятельности. Функция мотивации руководителя - это создание таких стимулов для работников образовательной организации, чтобы они были заинтересованы в повышении качества образовательного процесса.
Следующая функция руководителя по обеспечению качества образования - контроль. Контроль - это проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора. Существуют различные классификации видов контроля, одной из самых распространенных является разделение контроля на предварительный, текущий и итоговый. Данная функция является одной из самых сложных и трудоемких, так как она связана с разработкой обоснованной системы критериев оценки качества образовательного процесса.
Таким образом, под качеством понимается степень соответствия образовательного процесса в дошкольной образовательной организации целевым установкам, закрепленным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и образовательной программе ДОО. Деятельность руководителя по обеспечению качества образования мы рассматриваем с точки зрения функционального подхода и определяем ее как совокупность функций управления: целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля.
Экспериментальная работа по повышению качества образования в дошкольной образовательной организации проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 243 города Челябинска».
На констатирующем этапе была составлена общая характеристика ДОУ и проведен анализ работы МБДОУ «Детский сад № 243 города Челябинска» по обеспечению качества образования по следующим направлениям: открытость и доступность информации об образовательной организации; комфортность условий образовательной деятельности; компетентность работников образовательной организации;
удовлетворенность качеством образования всех субъектов образовательного процесса.
По итогам проведенной оценки качества образовательного процесса мы выяснили, что наименьшее количество баллов получили такие показатели, как доступность сведений о ходе рассмотрения обращений граждан, поступивших в ДОО от получателей образовательных услуг, доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных компетентностью работников, доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных материально-техническим обеспечением организации, доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных услуг.
С учетом полученных данных на констатирующем этапе были проведены следующие мероприятия по повышению качества образовательного процесса в МБДОУ № 243 г. Челябинска: создание на сайте ДОО возможности для внесения предложений, обмена мнениями, сведений о ходе рассмотрения обращений родителей; обновление материально-технического обеспечение ДОО в соответствии с нормами СанПин и ФГОС ДО; организация методической работы по повышению уровня профессиональной компетентности воспитателей ДОО.
С учетом выявленных недостатков были направлены предложения по модернизации сайта ДОО: создание условий для общения (форумы, чаты), возможность задавать вопросы специалистам, делать обращения, вносить предложения по организации образовательного процесса.
В план работы заведующей внесены рекомендации по развитию материально-технической базы ДОУ в части приобретения оборудования для медицинского кабинета, физкультурных уголков в группы, оборудования для участков.
На сайте ДОУ создан виртуальный методический кабинет. Виртуальный методический кабинет представляет собой Wеb-страницу сайта МБДОУ.
Повышение компетентности воспитателей включало в себя: формирование активности и внутренней мотивации воспитателей ДОО (признание потребностей и интересов воспитателя, способного развить необходимые профессиональные компетенции); разные формы методической работы как средства формирования компетентности воспитателей; формирование способности воспитателей к самооценке профессиональной деятельности.
Для оценки эффективности проведенной работы была повторно проведена оценка качества образовательного процесса в ДОО. По итогам повторной оценки качества образовательного процесса МБДОУ №243 г. Челябинска мы выяснили, что значительно улучшилась материально-техническая база, созданы условия для индивидуальной работы с обучающимися, увеличилось количество родителей, положительно оценивающих качество образовательных услуг, уровень компетентности педагогов.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы.
1. Алакаев, П.А. Системно-функциональный анализ подходов к
понятию «качество образования» [Электронный ресурс] / П.А. Алакаев, Н.И. Мерлина, О.А. Матвеева // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3 URL: www.science-
education.ru/103-6444
2. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Владос, 2005. - 560 с.
3. Баранова, Ю.Ю. Современные нормативно-правовые основы
образования: учеб.-метод. пособие [Текст] / Ю.Ю. Баранова,
Т.А. Данельченко, А.В. Коптелов, С.А. Ларюшкин. - Челябинск: ГОУ ДПО ЧИППКРО, 2011. - 157 с.
4. Бекетова, О.А. Условия эффективного управления инновационной
деятельностью педагога [Текст] / О.А. Бекетова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч.
конференции. - Казань: Бук, 2014. - С. 144-146.
5. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 с.
6. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
7. Булыко, А.Н. Современный словарь иностранных слов [Текст] / А.Н. Булыко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мартин, 2014. - 848 с.
8. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 192с.
9. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 192 с.
10. Гончаров, М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие [Текст] / М.А. Гончаров. - М.: КНОРУС, 2006. - 240 с.
11. Гореликова, Г.А. Организационно-педагогические условия управления инновационной деятельностью педагогов Центра развития ребенка: автореферат дисс. канд. пед. наук [Текст] / Г.А. Гореликова. - Петрозаводск, 2013. - 29 с.
12. Дедушкина, Т.А. Совершенствование системы социального проектирования образовательных организаций [Текст] / Т.А. Дедушкина // Социология образования. Научно-теоретический и аналитический журнал. - М.: Изд-во СГУ, 2014. № 2. - С. 82- 89.
13. Дедушкина, Т.А. Социальное проектирование дошкольных образовательных организаций: дисс. канд. социол. наук [Текст] / Т.А. Дедушкина. - М., 2014. - 199 с.
14. Денякина, Л.М. Инновационные технологии в управлении
образовательным учреждением [Текст]: дис. канд. пед. наук. - Якутск, 2001. - 163 с.
15. Едакова, И.Б. Управление качеством дошкольного образования как научная проблема [Текст] / И.Б. Едакова // Качество дошкольного образования: научные исследования и практический опыт: сб. материалов регион. науч.-практ. конф. - Челябинск: Образование, 2005. - С. 14-23.
16. Елжова, Н.В. Настольная книга старшего воспитателя: документация старшего воспитателя, работа с кадрами [Текст] / Н.В. Елжова. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 221 с.
17. Елжова, Н.В. Скорая помощь для старшего воспитателя: работа с кадрами и родителями, методические объединения, дни открытых дверей в ДОУ, работа ПМПк [Текст] / Н.В. Елжова. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2014. - 287 с.
18.Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И.Г. Захарова. - М. : Академия, 2003. - 360 с.
19.Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст]: учебное пособие / Э.Ф. Зеер. - М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
20.Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11. - С. 14-20.
21. Ибатуллина, Е.Ю. Готовность педагога к инновационной
деятельности как фактор коррекции профессионального консерватизма: автореферат дис. канд. пед. наук [Текст] / Е.Ю. Ибатуллина. - Волгоград, 2013. - 27 с.
22. Ильенко, Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л.П. Ильенко. - М.: АРКТИ, 2003. - 95 с.
23. Кадыкова, Р.И. Эффективное методическое сопровождение
педагогов дошкольных образовательных учреждений на муниципальном уровне [Текст] / Р.И. Кадыкова // Методист. - 2014. - № 9. - С. 63-65.
24. Карпова, Ю.А. Введение в социологию инноватики: Учебное пособие [Текст] / Ю.А. Карпова. - СПб.: Изд-во «Питер», 2004. - 192 с.
25. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник [Текст] / Г.М.
Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - 528 с.
26. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным
образованием [Текст] / Т.П. Колодяжная. - Ростов н/Д.: Учитель 2002. - 190 с.
27. Комарова, Е.С. Я руковожу детским садом [Текст]: пособие для руководителей дошкольных образовательных учреждений / Е.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2008. - 224 с.
28. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст]/ Ю.А. Конаржевский. - М.: Педагогика, 2009. - 244 с.
29. Коробенкова, М.М. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении [Текст] / М.М. Коробейникова // Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85- летию научно-практического журнала «Дошкольное воспитание». - Киров: МЦНИП, 2013. - С. 236-241.
30. Котлярова, И.О. Инновационные системы повышения квалификации / И.О. Котлярова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - 179 с.
31. Кричевский, Р.Л. Профессиональная деятельность директора
общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования [Текст]/ Р.Л. Кричевский. - М.: Логос, 2007. - 405 с.
32. Ксендзова, Г.Ф. Современные проблемы и реалии управления системой дошкольного образования [Текст] / Г.Ф. Ксендзова // Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию научно-практического журнала «Дошкольное воспитание». - Киров: МЦНИП, 2013. - С. 249-255.
33. Лазарев, В.С. Педагогическая инноватика [Текст] / В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян. - М.: Просвещение, 2006. - 235 с.
34. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций: учебное пособие [Текст]/ Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт-М, 2001.- 607 с.
35. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ [Текст] / П.Н. Лосев. - М.: Сфера, 2005. - 155 с.
36. Майер, А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования [Текст] / А.А. Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - № 1 (35). - С. 8-15.
37. Маринюк, А.А. Правовые основы управления дошкольным
образованием (в свете принятия нового закона «Об оразовании в РФ» [Текст] // Детский сад от А до Я. - 2013. - № 3. - С. 18-25.
38. Маркова, О.Л. Стилевые особенности подготовки педагога к
инновационной деятельности: диссертация кандидата
психологических наук [Текст] / О.Л. Маркова. - Иркутск, 2008. - 273 с.
39. Мескон, М.Х. Основы менеджмента [Текст] / М.Х. Мескон, М. Альбер, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2005. - 702 с.
40. Найн, А.Я. Инновации в образовании [Текст] / А.Я. Найн. - Челябинск: ГУ ПТО адм. Чел. обл. Челяб. филиал ИПО МО РФ, 1995. - 288 с.
41. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Текст] / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н.
42. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - М.: Азбуковник, 2013. - 944 с.
43. Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении: учеб.-метод. комплекс [Текст] / С.Ф. Багаутдинова, К.В. Корнилова. - Магнитогорск: Изд-во Магнитог. гос. ун-та, 2010. - 72 с.
44. Педагогика: учебник [Текст] / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин; под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 2007. - 479 с.
45. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 640 с.
46. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. Книга 1. Общие основы. Процесс обучения: учебник для студентов педагогических вузов в 2 книгах [Текст] / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 576 с.
47. Попова, Л.В. Управление качеством дошкольного образования на современном этапе [Текст] / Л.В. Попова // Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики сборник материалов Всероссийской научно- практической конференции, посвященной 85-летию научно-практического журнала «Дошкольное воспитание». - Якутск, 2013. - С. 399-402.
48. Попова, Л.В. Управление качеством дошкольного образования на современном этапе [Текст] / Л.В. Попова // Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85- летию научно-практического журнала «Дошкольное воспитание». - Киров: МЦНИП, 2013. - С. 399-403.
49. Потапова, И.А. Инновационные направления социализации детей в условиях дошкольных образовательных учреждений [Текст] / И.А. Потапова // Инновации в образовании. - 2007. - № 3. - C.82-86.
50. Поташник, М.М. Профессиональное объединение педагогов:
методические рекомендации [Текст] / М.М. Поташник. - М.: Высшая школа, 1997. - 118 с.
51. Поташник, М.М. Управление современной школой [Текст] / М.М. Поташник. - М.: Новая школа, 2006. - 352 с.
52. Пригожин, А.И. Проблемы исследований нововведений в
организациях [Текст] / А.И. Пригожин. - М.: Наука, 1999. - 75 с.
53. Психологический словарь [Текст] / под общ. науч. ред. П. С. Гуревича. - М.: ОЛМА Медиа Групп, Олма-пресс Образование,
2007. - 800 с.
54. Пятаева, С.А. Методическая поддержка профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения: дис. канд. пед. наук [Текст] / С.А. Пятаева. - Волгоград, 2005. - 148 с.
55. Розов, Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании [Текст] / Н.Х. Розов. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 79 с.
56. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: В 2 т. - М.: Большая Рос. Энциклопедия, 2011. - Т.1. - 608 с.
57. Сергеева, В.П. Инновации в образовательном процессе: учебно- методическое пособие [Текст] / В.П. Сергеева, Л.С. Подымова. - М.: УЦ «Перспектива», 2012. - 182 с.
58. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: учебное пособие [Текст] / В.П. Симонов. - М.: Педагогика, 2008. - 264 с.
59. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: Магистр, 1997. - 431 с.
60. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.
61. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.
62. Терзиогло, Е.И. Управленческий мониторинг как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении: дисс. канд. пед. наук [Текст] / Е.И. Терзиогло. - Екатеринбург, 2001. - 194 с.
63. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение.
Управление по результатам [Текст] / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 232 с.
64. Троян, А.Н. Управление дошкольным образованием [Текст] / А.Н. Троян. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
65. Урмина, И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: програм.-метод. обеспечение : пособие для рук. и адм. работников [Текст] / И. А. Урмина, Т. А. Данилина. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 320 с.
66. Фадина, Г.В. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях [Текст] / Г.В. Фадина. - Балашов, 2004. - .
67. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в
дошкольном образовательном учреждении: пособие для
руководителей ДОУ [Текст] / Л.И. Фалюшина. - М.:АРКТИ, 2003. - 260 с.
68. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 2.
- С. 4-18.
69. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ: по состоянию на 2014 год: с
комментариями юристов компании «Гарант» / сост.: А.А. Кельцева.
- М.: Эксмо, 2014. - 787 с.
70. Филатова, О.Н. Деловая игра «Педагогическое мастерство
педагогов» [Текст] / О.Н. Филатова // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 2. - С. 51-57.
71. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие [Текст] / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2007. - 520 с.
72. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание [Текст] / А. В. Хуторский. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 239 с.
73. Шамова, Т.И. Менеджмент в управлении школой [Текст] / Т.И. Шамова. - М.: Владос, 2009. - 218 с.
74. Шестакова, Т.П. Нетрадиционные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетенции воспитателей ДОУ [Текст] / Т.П. Шестакова // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 7. - С. 54-56.
75. Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогической инноватики
[Текст] / Н.Р. Юсуфбекова. - М.: Знание, 1991. - 276 с.
76. Яковлева, Г.В. Концепция развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании: монография [Текст] / Г.В. Яковлева. - Челябинск: Цицеро, 2014. - 337 с.
77. Яковлева, Г.В. Управление инновациями в современном дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие для руководителей [Текст] / Г.В. Яковлева; под ред. С.Г. Молчанова. - Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2007. - 120 с.