Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование основ ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста

Работа №81317

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
243
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования
основ ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского дошкольного учреждения 7
3. 1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования здорового образа жизни у дошкольников 7
4. 1.2 Анатомо-физиологические особенности детей младшего
дошкольного возраста 13
5. 1.3 Формирование у дошкольников ценностного отношения к
здоровому образу жизни в процессе физического воспитания 27
6. Выводы по первой главе 31
Глава 2. Исследовательская работа по изучению ценностного
отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста в МБОУ ООШ №9 32
8. 2.1 Исследование уровня сформированности ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у участников образовательного
процесса в ДОО 32
9. 2.2 Разработка мероприятий, направленных на формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста 50
10. 2.3 Анализ результатов исследования 54
11. Выводы по второй главе 70
12. Заключение 71
13. Список используемой литературы 74
14. Приложения


"Здоровье дороже богатства" - говорил французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века, но по сей день считаем эту фразу актуальной. Точно также считают и многие из нас. О здоровье беседуют, о здоровье ведут дискуссии, здоровья желают. На протяжении всего своего развития каждый из нас все больше и больше осознаёт важность бережного отношения к своему здоровью [44, с. 17].
Отметим, что одной из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выступает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Вопрос раннего формирования культуры здоровья актуален, своевременен и достаточно сложен. Как упрочнить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать образованию физической культуры ребенка? Каким способом привить навыки здорового образа жизни? Когда это нужно начинать? Дошкольный возраст является ключевым в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Ведь именно до семи лет идет насыщенное развитие органов и становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности, определяется характер [28, с.32].
Немалое значение в развитие данного направления внесли такие ученые как В. Г. Игнатович, И. И. Капалыгина, И. В. Кривошеина, В. Г. Кудрявцев, Я. Л. Мархоцкий, И. Новикова, Н. В. Самусева, Е. В. Фролова, М. В. Чечета и др.. Они отмечали, что формирование основ ценностного отношения к здоровью у детей это проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как, правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми часто в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Важно на данном этапе сформировать у детей фундамент знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом. Искусство продолжительной жизни состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с раннего детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно, практически невозможно, наверстать. Поэтому важнейшим направлением в дошкольном воспитании, сегодня, и всегда, является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (далее ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями [23, с. 10].
Результаты различных исследований показывают, что за последние годы число полностью здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу [2, с.85].
Многие ученые (Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, В.К. Бальсевич, А.Г. Щедрина и др.) главнейшим фактором упрочнения и сохранения здоровья считают регулярную двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях призвано формировать у ребенка справедливое, правильное и разумное отношение к себе и своему здоровью [8, с.92].
В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение (Г.К.Зайцев, С.В. Лободина, Д.Н. Давиденко). Именно поэтому наиболее действенным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере осуществляется потребность в двигательной активности [27, с.113].
Интерес к здоровью детей обусловлен увеличивающейся тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития. Детство является ключевым моментом жизни, когда проходят процесс становления все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей ещё недостаточно прочны и нервная система пластична, необходимо вырабатывать мотивацию к здоровью и организации их жизненных интересов на здоровый образ жизни [26, с. 162].
Из всего сказанного мы определяем актуальность выделенной проблемы.
Вместе с тем в образовательных организациях наблюдается "перекос" образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не дает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться, так, например, в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие бедный сенсорный опыт [9, с.371].
Все выше обозначенное позволяет нам обнаружить противоречие между необходимостью управления формированием ценностного отношения дошкольников к своему здоровью и недостаточностью интеграции оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге и способствовало бы сохранению и упрочнению физического и психического здоровья ребенка, становлению привычки здорового образа жизни.
Таким образом, мы можем выделить проблему: каковы условия для эффективного формирования ценностного отношения к здоровью у дошкольников младшего возраста.
Исходя из противоречия и проблемы, нами сформулирована тема исследования: «Формирование основ ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста».
Объект исследования - образовательный процесс в дошкольных образовательных организациях.
Предмет исследования - процесс формирования основ ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования - разработать и внедрить в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций мероприятия, которые будут способствовать формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• Провести анализ литературных источников по теме исследования;
• Рассмотреть анатомо-физиологические особенности детей младшего дошкольного возраста;
• Изучить методы и средства формирования основ ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста;
• Провести анализ уровня формирования основ ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у участников (педагогов, детей и родителей) образовательного процесса в дошкольной группе при МБОУ ООШ №9 г. Чебаркуль;
• Разработать, внедрить и доказать эффективность мероприятий, благоприятно способствующих процессу формирования основ ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста;
• Провести сравнительный анализ результатов.
Практическая значимость состоит в разработке практических рекомендаций по формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
В результате констатирующего этапа мы выяснили, что с педагогами, родителями и детьми дошкольной группы при МБОУ ООШ №9 необходимо провести работу по улучшению отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
В результате мы выявили следующие проблемы:
• Отсутствие согласованных, систематизированных действий между всеми участниками оздоровительной работы.
• Длительное время руководители не считали необходимым направлять педагогов на курсы повышения профессиональной компетентности в области здоровьесбережения.
• Отсутствие комплексной системы мониторинга здоровья, позволяющей не только отслеживать, но и управлять процессом развития здоровья ребенка.
• Отсутствие контакта и взаимосвязи между родителями и воспитателями в вопросах здоровьесбережения детей.
Проведенные мониторинговые исследования позволили выявить физические, психические, социальные аспекты здоровья детей, уровень валеологической культуры родителей и профессиональный уровень педагогов, благодаря этому мы сформулировали ряд мероприятий для педагогов:
• пройти курсы повышения квалификации по программам здоровьесбережения,
• быть готовыми к выполнению норм ГТО, а также активно принимать участие в спортивных мероприятиях города,
• совместно с детьми выполнять физкультурные мероприятия,
• ежемесячно организовывать спортивные мероприятия для всех участников образовательного процесса.
Для родителей:
• еженедельная организация спортивного досуга с детьми,
• придерживаться меню с правильным питанием.
Для формирования основ ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни для детей были реализованы следующие действия:
• оформлены паспорта здоровья на каждого воспитанника,
• в группе разработана и выполнена план-программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми,
• организованно регулярное чтение художественной литературы на тему здоровья и здорового образа жизни,
• организован правильный двигательный режим для детей,
• созданы условия для охраны нервной системы малышей.
После реализации выше предложенных мероприятий педагоги, родители и дети дошкольной группы при МБОУ ООШ №9 стали не только владеть теоретическими знаниями о здоровье и здоровом образе жизни, но и использовать их в практике, наблюдается положительная динамика. Компетентность и заинтересованность педагогов значительно повысилась. А родители стали более серьезно относиться к своему здоровью и здоровью своих детей и помогать педагогам в оздоровлении воспитанников.
Следовательно, предложенные и реализованные нами мероприятия для всех участников образовательного процесса мы можем считать эффективными. Также, мы будем и в дальнейшем работать в данном направлении, искать новые методы и пути работы с участниками образовательного процесса.



1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 №115 [Текст]. - М: Академия, 2015. - 128 с.
2. Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Текст]: учеб. пособие /Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович. - Новосибирск: Сиб. Универ. Изд-во, 2009. - 214 с. - (Университетская серия).
3. Александрова, Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях по программе "Остров здоровья" [Текст] /Е.Ю. Александрова; авт.-сост. Е.Ю. Александрова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 151 с.
4. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст] /В.Г.
Алямовская. - М.: Просвещение, 2003. - 243 с.
5. Артюхина, Н.А. Воспитываем детей здоровыми[Текст]/Н.А.
Артюхина //Дошкольная педагогика. - 2016. - №9. - С.4 - 6.
6. Ахвердова, О.А. К исследованию феномена "культура здоровья" в области профессионального физкультурного образования [Текст] /О.А. Ахвердова, В.А. Магин //Теория и практика физической культуры. - 2002. - №9. - С.12 - 18.
7. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт [Текст] /И.С. Барчуков. - М.: Академия, 2006. - 528 с.
8. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст]: метод. пособие /Т.Л. Богина. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 112 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И. Божович. - М.: Ппосвещение, 1968. - 465 с.
10. Бузунова, А. Медико-педагогическая оздоровительная работа [Текст] /А. Бузунова, П. Волков //Дошкольное воспитание. - 2003. - №4. - С.44.
11. Бутин, И.М. Развитие физических способностей детей [Текст] /И.М. Бутин. - М.: Владос-Пресс, 2002. - 80 с.
12. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны,
представления, установки [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов /О.С. Васильева. - М.: Академия, 2001. - 352 с.
13. Волков, Б.С. Возрастная психология: В 2ч. Ч.1: От рождения до
поступления в школу [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов /Б.С. Волков; под ред. Б.С. Волкова. - М.: Владос, 2008. - 366 с.
14. Волков, Б.С. Детская психология: логические схемы [Текст]: учеб. пособие /Б.С. Волков. - 2-е изд. - М.: Владос, 2007. - 252 с.
15. Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства [Текст] /Л. Волошина //Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С.115.
16. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников [Текст] / М. Воробьева //Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С.5 - 9.
17. Галанов, А.С. Игры, которые лечат (для детей от 1 года до 3 лет) [Текст] /А.С. Галанов. - М.: Сфера, 2001. - 96 с.
18. Генина, Н.А. Занятия ритмикой как один из элементов формирования здорового образа жизни дошкольников [Текст]: учеб. пособие /Н.А. Генина; по ред. И.В. Гильгенберг. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. - 98 с.
19. Глазырина, Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. Младший возраст [Текст]: пособие для педагогов /Л.Д. Глазырина. - М.: Владос, 2001. - 272 с.
20. Голубев, В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов /В.В. Голубев. - М.: Академия, 2003. - 416 с.
21. Голубева, Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов /Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л.
Печора; под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
22. Горькова, Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий [Текст] / Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. - М.: 5 за знания, 2005. - 112 с.
23. Домачук, О.В. Развитие представлений об организме человека и осознанного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста [Текст] /О.В. Домачук //Дошкольная педагогика. - 2013. - №5. - С.9 - 14.
24. Доскин, В.А. Растём здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры [Текст] /В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. - М.: Просвещение, 2002. - 110 с.
25. Жбанков, Р.Г. Учись быть здоровым [Текст] /Р.Г. Жбанков. - М.: Просвещение, 2004. - 143 с.
26. Жуковин, И.Ю. Валеология в учебно-воспитательном процессе вспомогательной школы [Текст]: сб. /И.Ю. Жуковин //Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. - Красноярск: Изд-во РИО КГПУ, 1999. - 210 с.
27. Зайцев, Г.К. Валеология: Культура здоровья [Текст]: кн. для учит. и студ. пед. спец. /Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев. - М.: Бахрах-М, 2003. - 272 с.
28. Захарова, Т.Н. Формирование здорового образа жизни [Текст] /Т.Н. Захарова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 174 с.
29. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль [Текст] /под ред. М.Ф. Рзяниной, В.Г. Молочного. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 376 с.
30. Зимонина, В.Н. Воспитание ребёнка-дошкольника: развитого,
организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым [Текст]: программно- метод. пособие /В.Н. Зимонина. - М.: Владос, 2003. - 304 с.
31. Калашникова, М.В. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата воспитанников ДОУ с помощью элементов гидрокинезотерапии [Текст] /М.В. Калашникова, Т.В. Мурзина, В.А. Чернова, Н.В. Федяева //Дошкольная педагогика. - 2014. - №8. - С.15 - 21.
32. Калюжнова, И.А. Лечебная физкультура [Текст] /И.А. Калюжнова, О.В. Перепелова. - 3-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 349 с.
33. Клименов, М.Ф. Здоровье детей в образовательных учреждениях [Текст] / М.Ф. Клименов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 376 с.
34. Козин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию [Текст]: учеб. пос. для студ. вузов /Э.М. Козин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - М.: Владос, 2000. - 192 с.
35. Козлова, Н.А. Здоровье - фундаментальная предпосылка развития дошкольника [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов /Н.А. Козлова, Л.В. Токмакова Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. - 228 с.
36. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов /С.А. Козлова. - 4-е изд. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
37. Колотилина, Т.Н. Модель организации работы инструктора по физической культуре в адаптационный период с детьми младшего возраста [Текст] /Т.Н. Колотилина //Дошкольная педагогика. - 2014. - №3. - С.28 - 31.
38. Копытова, О.А. Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ [Текст] /О.А. Копытова //Дошкольная педагогика. - 2013. - №5. - С.4 - 9.
39. Кочановский, М.Б. Введение в валеологическую педагогику [Текст] /М.Б. Кочановский. - Мн.: Народная вета, 1996. - 246 с.
40. Кушнина, Е.Г. Проблема здоровья дошкольников: пути её решения [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Е.Г. Кушнина. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. - 128 с.
41. Кушнина, Е.Г. Путь к здоровью [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов /Е.Г. Кушнина, М.К. Ипатьева. - Челябинск: Ин-т здоровья, 2003. - 88 с.
42. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов /Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
43. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн-фитобар-сауна [Текст]: метод. пособие /колл. авт. под ред. Б.Б. Егорова. - М.: Гном и Д, 2004. - 160 с.
44. Озеров, В.П. Основы здоровой жизнедеятельности. Активизация психофизической работоспособности человека [Текст]: учеб. пособие /В.П. Озеров. - М.: Илекса, 2006. - 472 с.
45. Пашевский, С.А. Физическое воспитание [Текст] /С.А. Пашевский. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 432 с.
46. Пимонова, Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5-7 лет [Текст]: автореф. канд. дис... /Е.А. Пимонова - М.: Академия, 1990. - 23 с.
47. Решетнева, Г. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания [Текст] /Г. Решетнева, С. Абольянина //Дошкольное воспитание. - 2008. - №4. - С.20 - 28.
48. Савельева, Н.Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ [Текст] / Н.Ю. Савельева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 464 с.
49. Семенова, М.В. Межпопуляционные эколого-физиологические особенности детей дошкольного возраста [Текст]: монография /М.В. Семенова, А.А. Шибков. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2013. - 211 с.
50. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] /Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.
51. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: учебник /Е.О. Смирнова. - М.: Кнорус, 2013. - 280 с. - (Бакалавриат).
52. Соколова, Н.Г. Практическое руководство по детской лечебной физкультуре [Текст] /Н.Г. Соколова. - 2-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 445 с. - (Медицина для вас).
53. Суровцева, Е.Ю. Физкультурно-оздоровительный досуг для дошкольников с участием родителей [Текст] /Е.Ю. Суровцева, Е.А. Ларькова //Дошкольная педагогика. - 2016. - №7. - С.32 - 34.
54. Татарникова, Л.Г. Валеология - основа безопасности жизни ребенка [Текст] / Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захаревич, Т.О. Калинина. - 2-е изд. - СПб.: Петроградский и К, 1995. - 240 с.
55. Трещева, О.Л. Валеологическое воспитание младших школьников [Текст]: учебно-метод. пособие /О.Л. Трещева, И.П. Асташина. - М.: АРКТИ, 1999. - 100 с.
56. Тюмасева, З.И. Дорога в страну чудес: Комплексная программа и руководство по непрерывному эколого-валеологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] /З.И. Тюмасева, Е.Г. Кушнина. - 2-е изд. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 159 с.
57. Челядко, Е.С. Физкультура с загадкой [Текст] /Е.С. Челядко
//Дошкольная педагогика. - 2016. - №4. - С.42 - 45.
58. Шебеко, В.Н. Современные приоритеты теории и практики
физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] /В.Н. Шебеко, О.В. Латыговская //Педагогическое образование и наука. - 2016. - №5. - С.51 - 55.
59. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников [Текст] /А.В. Юматова //Дошкольное воспитание. - 1996. - №3. - С.12 - 14.
60. Яшин, В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни [Текст] /В.Н. Яшин. - 2-е изд., доп. - М.: Айрис-Пресс, 2006. - 112 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ