Педагогическое сопровождение сенсорного развития детей раннего возраста
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста 7
1.2. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста 18
1.3. Педагогические условия сопровождения сенсорного развития детей
раннего возраста 23
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Экспериментальная работа по проблеме педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста 38
2.1. Организация экспериментальной работы по проблеме педагогического
сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста 38
2.2. Реализация педагогических условий сопровождения сенсорного развития
детей раннего возраста 42
2.3. Анализ результатов исследования по проблеме педагогического
сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста 48
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста 7
1.2. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста 18
1.3. Педагогические условия сопровождения сенсорного развития детей
раннего возраста 23
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Экспериментальная работа по проблеме педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста 38
2.1. Организация экспериментальной работы по проблеме педагогического
сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста 38
2.2. Реализация педагогических условий сопровождения сенсорного развития
детей раннего возраста 42
2.3. Анализ результатов исследования по проблеме педагогического
сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста 48
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение
В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное развитие. В ФГОС ДО выделены направления развития детей раннего и дошкольного возраста. В познавательном развитии предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира: форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени, их свойствах и отношениях. Решение данной задачи педагогами ДОО осуществляется в рамках сенсорного развития детей.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Начало сенсорных способностей лежит в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Первые три года жизни ребенка являются периодом наиболее усиленного физического и психического развития детей. В данный возрастной период при соответствующих условиях у малыша развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт малыша с помощью осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Своевременное сенсорное развитие на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
Интересно мнение выдающихся зарубежных ученых в области дошкольной педагогики таких, как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известных представителей отечественной педагогики и психологии Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. Они справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Признано приоритетное значение сенсорного развития на этапе первых трёх лет жизни. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Педагогическое сопровождение сенсорного развития детей раннего возраста».
Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста.
Объект исследования - процесс педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста.
Предмет исследования - педагогические условия сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста.
Согласно гипотезе исследования, педагогическое сопровождение сенсорного развития детей раннего возраста будет проходить успешно, если:
- использовать в работе по сенсорному развитию детей раннего возраста дидактических игр;
- организовывать взаимодействие ДОО и семьи в процессе сенсорного развития детей раннего возраста;
- повышать компетентность педагогов ДОО по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста.
В соответствии с выдвинутой гипотезой определена необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста.
2. Изучить особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
3. Рассмотреть условия педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста.
4. Подобрать инструментарий для проведения диагностики сенсорного развития детей раннего возраста.
5. Реализовать педагогические условия сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста.
6. Сформировать выводы по проведенному исследованию.
Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической,
социокультурной и методической литературы по проблемы исследования, классификация, сравнение, обобщение, систематизация;
- эмпирические методы: анализ продуктов педагогической деятельности, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа;
Исследование проводилось в три этапа:
I этап: констатирующий (март - апрель 2017 г.). Изучалась и
анализировалась психолого-педагогическая литература по исследуемой проблеме. Были определены цель, рабочая гипотеза исследования и намечены ее задачи. Также был проведен диагностический срез уровня сенсорного развития у детей раннего возраста.
II этап: формирующий (ноябрь - декабрь 2017 г.). Обоснование
критериев проверяемой гипотезы, уточнение этапов и проведение формирующего эксперимента, во время которого были реализованы условия педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста в экспериментальной группе.
III этап: контрольный (апрель - май 2018 г.). Проводился контрольный срез уровня сенсорного развития детей раннего возраста, проведена систематизация, обобщение и оформление полученных результатов, подведены итоги.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 343» г. Челябинска. В исследовании принимали участие 20 детей раннего возраста контрольной и экспериментальной групп (по 10 детей в каждой группе) и 4 педагога контрольной и экспериментальной групп (по 2 педагога в каждой группе).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список использованной литературы включает 45 источников.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Начало сенсорных способностей лежит в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Первые три года жизни ребенка являются периодом наиболее усиленного физического и психического развития детей. В данный возрастной период при соответствующих условиях у малыша развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт малыша с помощью осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Своевременное сенсорное развитие на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
Интересно мнение выдающихся зарубежных ученых в области дошкольной педагогики таких, как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известных представителей отечественной педагогики и психологии Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. Они справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Признано приоритетное значение сенсорного развития на этапе первых трёх лет жизни. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Педагогическое сопровождение сенсорного развития детей раннего возраста».
Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста.
Объект исследования - процесс педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста.
Предмет исследования - педагогические условия сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста.
Согласно гипотезе исследования, педагогическое сопровождение сенсорного развития детей раннего возраста будет проходить успешно, если:
- использовать в работе по сенсорному развитию детей раннего возраста дидактических игр;
- организовывать взаимодействие ДОО и семьи в процессе сенсорного развития детей раннего возраста;
- повышать компетентность педагогов ДОО по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста.
В соответствии с выдвинутой гипотезой определена необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста.
2. Изучить особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
3. Рассмотреть условия педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста.
4. Подобрать инструментарий для проведения диагностики сенсорного развития детей раннего возраста.
5. Реализовать педагогические условия сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста.
6. Сформировать выводы по проведенному исследованию.
Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической,
социокультурной и методической литературы по проблемы исследования, классификация, сравнение, обобщение, систематизация;
- эмпирические методы: анализ продуктов педагогической деятельности, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа;
Исследование проводилось в три этапа:
I этап: констатирующий (март - апрель 2017 г.). Изучалась и
анализировалась психолого-педагогическая литература по исследуемой проблеме. Были определены цель, рабочая гипотеза исследования и намечены ее задачи. Также был проведен диагностический срез уровня сенсорного развития у детей раннего возраста.
II этап: формирующий (ноябрь - декабрь 2017 г.). Обоснование
критериев проверяемой гипотезы, уточнение этапов и проведение формирующего эксперимента, во время которого были реализованы условия педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста в экспериментальной группе.
III этап: контрольный (апрель - май 2018 г.). Проводился контрольный срез уровня сенсорного развития детей раннего возраста, проведена систематизация, обобщение и оформление полученных результатов, подведены итоги.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 343» г. Челябинска. В исследовании принимали участие 20 детей раннего возраста контрольной и экспериментальной групп (по 10 детей в каждой группе) и 4 педагога контрольной и экспериментальной групп (по 2 педагога в каждой группе).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список использованной литературы включает 45 источников.
Теоретическое и экспериментальное изучение проблемы педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста позволило нам заключить следующее:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста показал, что исследованиям в области сенсорного развития детей раннего возраста уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее значимыми в этом направлении являются работы отечественных авторов А.П. Усовой, А.В. Запорожца, А.Г. Рузской, Н.А. Ветлугиной, Л.А. Венгера, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгиной, Е.И. Тихеевой и др, а также зарубежных педагогов: Я.А. Коменского, Ф. Фребеля, М. Монтессори. Под понятием педагогическое сопровождение сенсорного развития детей раннего возраста следует понимать систему профессиональной деятельности педагога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного развития ощущений и восприятий ребенка в ситуациях дошкольного взаимодействия.
2. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Следует отметить следующие особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста: зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, осваиваются сенсорные эталоны, возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.
3. На основе анализа литературы мы определили и апробировали следующие педагогические условия организации сопровождения детей раннего возраста и в соответствии с ними разработали план работы, в который включили следующие разделы: перспективный план по использованию в работе по сенсорному развитию дидактических игр, перспективный план по взаимодействию ДОО и семьи в процессе сенсорного развития детей раннего возраста, план работы по повышению компетентности педагогов ДОО по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста.
4. Подводя итог экспериментального исследования педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста, мы выяснили что после проведенного нами формирующего этапа эксперимента наблюдается положительная динамика роста уровня сенсорного развития у детей экспериментальной группы.
Таким образом, в нашем исследовании цель достигнута, задачи решены, гипотез подтверждена.
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста показал, что исследованиям в области сенсорного развития детей раннего возраста уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее значимыми в этом направлении являются работы отечественных авторов А.П. Усовой, А.В. Запорожца, А.Г. Рузской, Н.А. Ветлугиной, Л.А. Венгера, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгиной, Е.И. Тихеевой и др, а также зарубежных педагогов: Я.А. Коменского, Ф. Фребеля, М. Монтессори. Под понятием педагогическое сопровождение сенсорного развития детей раннего возраста следует понимать систему профессиональной деятельности педагога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного развития ощущений и восприятий ребенка в ситуациях дошкольного взаимодействия.
2. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Следует отметить следующие особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста: зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, осваиваются сенсорные эталоны, возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.
3. На основе анализа литературы мы определили и апробировали следующие педагогические условия организации сопровождения детей раннего возраста и в соответствии с ними разработали план работы, в который включили следующие разделы: перспективный план по использованию в работе по сенсорному развитию дидактических игр, перспективный план по взаимодействию ДОО и семьи в процессе сенсорного развития детей раннего возраста, план работы по повышению компетентности педагогов ДОО по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста.
4. Подводя итог экспериментального исследования педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста, мы выяснили что после проведенного нами формирующего этапа эксперимента наблюдается положительная динамика роста уровня сенсорного развития у детей экспериментальной группы.
Таким образом, в нашем исследовании цель достигнута, задачи решены, гипотез подтверждена.
Подобные работы
- Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста средствами
сенсорной интеграции
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая абилитация детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством составления и реализации индивидуальной программы ранней помощи в естественных жизненных ситуациях
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НОРМОЙ РЕЧИ И ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2015 - СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительное изучение развития речи у детей раннего возраста с нормой речи и задержкой речевого развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - Создание мотивационной среды для формирования познавательной
активности у детей раннего возраста с органическим синдромом в
процессе психолого-педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Создание мотивационной среды для формирования познавательной активности у детей раннего возраста с органическим синдромом в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022



