Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Работа №81314

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
359
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические основы логико-математического развития детей в процессе решения занимательных задач 6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе
решения занимательных задач 6
1.2 Особенности работы по логико-математическому развитию детей
старшего дошкольного возраста в процессе решения занимательных задач в ДОУ 11
1.3 Организационно-педагогические условия логико-математического
развития детей старшего дошкольного возраста в процессе решения занимательных задач 22
Выводы по 1 главе 38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению логико-
математическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе решения занимательных задач 40
2.1 Состояние работы по логико-математическому развитию детей старшего дошкольного возраста в МАДОУ №23 40
2.2 Реализация условий работы по логико-математическому развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе решения занимательных задач..43
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по логико-
математическому развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе
решения занимательных задач 49
Выводы по 2 главе 52
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение 61


В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Педагог лишь вооружает детей схемой и направлением размышлений над решением занимательной задачи. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Исследования ученых (Л.А. Венгер [10], З.А. Михайлова [46], А.А. Столяр[58]) показали, что логико-математические игры развивают у детей самостоятельность, способность автономно решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Эти игры позволяют детям осваивать средства познания: эталоны, цвета, формы, величины, способствуют накоплению логико-математического опыта, овладению способами познания:
сравнением, обследованием, уравнением, счетом.
В современных условиях к программам дошкольного образования предъявляются высокие требования. В соответствии с ФГОС ДО, одной из основных целей математического развития детей дошкольного возраста является развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях). Логико-математическое развитие предполагает формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь. Значит, актуальность темы исследования в многогранном значении логико-математического развития дошкольников в современной системе образования и всей их последующей жизни.
Цель исследования - изучить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность организационно-педагогических условий логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Процесс логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста посредством решения занимательных задач будет протекать успешно при следующих организационно-педагогических условиях:
• Разработан и реализован перспективный план работы по логико-математическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
• Осуществлено повышение профессиональной компетенции педагогов ДОО по проблеме логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста посредством решения занимательных задач.
• Создана предметно-пространственная развивающая среда, способствующая логико-математическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста посредством решения занимательных задач.
• Выявить особенности логико-математического развития детей
старшего дошкольного возраста посредством решения занимательных задач.
• Определить и опытно-экспериментальным путем проверить
эффективность организационно-педагогических условий для логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста посредством решения занимательных задач.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ программ для дошкольных образовательных учреждений, изучение и анализ методических пособий.
База исследования - Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад № 23 г. Челябинска».
Структура работы - квалификационная работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Многогранное значение логико-математического развития дошкольников в современной системе образования и всей их последующей жизни подчеркивали многие отечественные и зарубежные ученые.
В соответствии с ФГОС ДО одной из основных целей математического развития детей дошкольного возраста является развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях). Логико-математическое развитие предполагает формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
Начиная исследование, мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста посредством решения занимательных задач.
Выявили особенности логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста посредством решения занимательных задач.
Определили и опытно-экспериментальным путем проверили эффективность организационно-педагогических условий логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста посредством решения занимательных задач.
По итогам работы у детей экспериментальной группы увеличился показатель высокого уровня на 59%, и совсем отсутствует низкий, тогда как в контрольной группе высокий уровень логико-математического развития возрос лишь на 15 % , а низкий уровень развития показали 7 % детей.
Такие результаты свидетельствуют о достаточно высокой эффективности нашей работы по логико-математическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, мы достигли цели исследования - изучили и опытно-экспериментальным путем проверили эффективность педагогических условий логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза подтвердилась: процесс логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста посредством решения занимательных задач будет протекать успешно при следующих педагогических условиях:
• Разработан перспективный план работы по логико-математическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
• Осуществлено повышение профессиональной компетенции педагогов ДОО по проблеме логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста посредством решения занимательных задач.
• Создана предметно-пространственная развивающая среда по логико-математическому развитию детей старшего дошкольного возраста.



1. Белоус Н.Г. Совершенствование занятий по развитию элементарных математических представлений в детском саду/ Н.Г. Белоус - Магнитогорск.- 1991-56с.
2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. / А.В. Белошистая -Москва.- 2003. - 400 с.
3. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем/
В.П.Беспалько -Воронеж.-1977 - 304 с.
4. Блехер Ф.Н. Математика в детском саду в нулевой группе./ Ф.Н. Блехер-М:Просвещение-1991- 156с.
5. Богат В. Развивать творческое мышление/ В.Богат, В. Николаев // Дошкольное воспитание - 1994.- №1.- с. 2-5.
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду./ А. К. Бондаренко -М.: Просвещение. - 1985.174с.
7. Васильченко Л.В. Воспитание и развитие дошкольников/ Л.В. Васильченко.-Москва.- 2000.-208с.
8. Вахрушева Л.Н. Условия формирования познавательного
интереса к математике у старших дошкольников //Автореферат диссертации .-Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогикеhttp://nauka- pedagogika.com/pedagogika-13-00-07/dissertaciya-usloviya-formirovaniya- poznavatelnogo-interesa-k-matematike-u-starshih-doshkolnikov#ixzz5Hr723I1E
9. Венгер Л.А., Воспитание сенсорной культуры ребенка/ Л.А. Венгер, Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер.-М.: Просвещение.- 1998.- 220 с.
10. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста./ Л.А. Венгер, О.М Дьяченко. - М.:Просвещение 1989 г.-97с.
11. Возрастная и педагогическая психология .Учебник для педагогических институтов / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. , испр, и доп. -М.:Просвещение.-1979. -288с.
12. Волошина М.И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе / М.И. Волошина- Белгород.- 1995.- 152 с.
13. Волчкова В. Занимательный счет //Дошкольное воспитание. - 1993. - №1. - С. 45-48.
14. Воспитание и обучение в детском саду /Под ред. А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. - 302 с.
15. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А, Б. Запорожца, Т. А. Марковой -М.: Педагогика-1976. -560с.
16. Воспитание и обучение детей шестого года жизни/ Под ред. Л А Парамоновой. О. С. Ушаковой. М.- 1987.- 340 с.
17. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте //Избранные психологические исследования. -М.-1956.-с.426
18. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.- М.-1996.- 420 с.
19. Гольцман В.Б. Познавательная активность дошкольников / В.Б. Гольцман, Е. И Щербакова //Советская педагогика.-1991 -N3 -с. 43-48
20. Гудкович И. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками/ И.Гудкович.- Ульяновск 1996.- 380 с.
21. Давыдов В.В. Проблема развивающегося обучения/ В.В.
Давывов.- М.: Просвещение..-1986.- 160 с.
22. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под.ред. А.А.Столяра. - М., 1991. - 80с.
23. Данилова. В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. /В.В. Данилова- М.: Просвещение.-1987.-180с.
24. Денисенкова Н.С. Формирование познавательного отношения к учебной задаче // Дошкольное воспитание,.1991. -N3-.C 48-50
25. Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС./ Т.И. Бабаева -Спб:Детство-Пресс.-2017-352с.
26. Дошкольная педагогика / В.И.Логинова , П.Г.Саморукова. - М.-1983. - 300с.
27. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника/ О.М. Дьяченко.- М.- 1966.
28. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. / Т.И.Ерофеева, Л.И. Павлова, В.П. Новикова - М.,-1997. - 75 с.
29. Ерофеева Т. И. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание. -1996. -Ы2.С. 17-20
30. Ершов Ю.Л. Математическая логика / Ю.Л. Ершов, Е.А. Палютин. - М.- 2011. - 894 с.
31. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. / Р.И. Жуковская -М.: Просвещение.- 1975 -111с.
32. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие для учителей/А.З. Зак -М.- Новая школа, 1996.
33. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей дет. сада / Л. А. Венгер, Р.И. Говорова- М.: Просвещение-1989.- 236с.
34. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера.- 2015. - 112 с.
35. Корнеева Г.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей./ Г.А.Корнеева Т.А. Мусейибова -М.: Просвещение-1989.- 236 с.
36. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников/ В.А. Крутецкий- M.- Просвещение-1986- 198с.
37. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста./ А.М. Леушина - М.:Просвещение-1994.-300с.
38. Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. /В.И. Логинова-М.:Просвещение- 1990- 137с.
39. Луцковская С.Д. редставления о времени в опыте дошкольников/ С.Д. Луцковская// Вопросы психологии-2000-№4-С 19-28
40. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей/ Т.Д. Марциновская.-М.: Линка-пресс- 1998.- 208 с.
41. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей / Сост. Михайлова З.А. Непомнящая Р.Л.- СПб: Акцидент, - 1998.- 456с.
42. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. Данилова B.B. М.: Просвещение-1987.- 490с.
43. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. /Д.В. Менджерицкая - М.: Просвещение-1982.- 287 с.
44. Метлина Л.С. "Математика в детском саду"./Л.С. Метлина - М. : Просвещение- 1984г. -387с.
45. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.
46. Михайлова З.А. Логико-математическое развитие дошкольников /
З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс- 2015. - 574 с.
47. Михайлова З.А. Математика-это интересно. Парциальная программа./З.А. Михайлова-С-пб:Детство-Пресс.- 2017-64с.
48. Михайлова 3. А. Творчество воспитателя и детей в освоении математических представлений // Творчество воспитателя и детей в освоении математических представлений -Сборник статей. -СПб, , 1994; -с. 3-740.
49. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова. - СПб.: Детство - Пресс-2008. - 384 с.
50. Монтессори М. Научная педагогика. / М. Монтессори- Народная книга-2017-960с.
51. Непомнящая Н.Н. "Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики)".- М.: Педагогика -1983г.- 400с.
52. Носова Е.А. "Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". -М: Педагогика- 1990г.- 106с.
53. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа / Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева.-М.:Мозаика- Синтез.-2014-368с.
54. Панфилова О. И. Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 488-491. — URL https:ZZmoluch.ru/archiveZ119/33107/
55. Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. ФГОС. /И.А. Помораева-М:Мозаика-С.- 2014-80с
56. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада./ Т.Н. Доронова- М:Просвещение-2011-111с
57. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста./Т.Д. Рихтерман-М.: Педагогика-2009-60с
58. Столяр А.А. Формирование элементарных математических
представлений у дошкольников. /А.А. Столяр - М.: Просвещение-1988.- 378с
59. Сумина И. Формирование элементарных математических
представлений с использованием игровых приемов // Дошкольное воспитание. - №10. - 1989.
60. Тарабарина, Т.И., И учеба, и игра: математика / Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина. - М.: ИНФРА -М. -2006. - 57 с.
61. Фидлер М. "Математика уже в детском саду". -М.: Просвещение 1981г. -180с.
62. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. /Е.И. Щербакова- Воронеж- 2005- 238с
63. Эльконин Д.Б. Детская психология/ Д.Б. Эльконин.-М.: Академия-2004.- 362 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ