Введение 3
Глава 1. Игровые технологии обучения как средства формирования интеллектуальных способностей обучающихся СПО 7
1.1. Понятие игровых методов обучения 7
1.2. Классификация игровых методов обучения 14
1.3. Развитие интеллектуальных способностей у обучающихся в игровой деятельности на занятиях история стиля и моды 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию интеллектуальных способностей обучающихся с помощью игровых технологий на занятиях история стиля и моды 34
2.1. Разработка и реализация игровых методов для обучающихся СПО 34
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
2.3 Методические рекомендации по развитию интеллектуальных способностей обучающих СПО с помощью игры 44
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложение
Актуальность проблемы и темы исследования. В современное время всё больше употребляют активные методы обучения, к которым относятся и игровые технологии. С давних времен игра применялась как средство обучения. Но для образования, используемого в классно-урочной системе, едва совместимой со свободным характером игры, классическим остается понятие об учении как тягостном, неизбежном труде. Он не обязан быть развлекательным, должен быть развивающим и познавательным, поэтому надо совместить так, чтобы обучающиеся могли активизироваться и при этом развиваться в данной сфере. Появляются изменения, происходящие в последние время, связанные с высоким потоком информации, расширением социальных культур, требуют определенных знаний и приобретения умений ориентироваться в нарастающем размере информации. Возникает надобность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но также способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их.
Всякий преподаватель выискивает этакие структуры занятий, которые гарантируют функциональную деятельность на занятиях любого обучающегося, увеличивающие престиж знаний и личную ответственность студента за итоги учебной работы. Эти задачи очень хорошо решаются через различные педагогические технологии.
Поиск новых методик изучения, в настоящее время, является не только естественным явлением, но и необходимым. Это итог того, что современная концепция преподавания располагает на многостороннее формирование индивидуальности обучающегося, а применение всевозможных структур деятельности, должно идти, собственно, на получение этой цели.
В СПО специальное пространство занимают таковые формы занятий, что гарантируют функциональную деятельность во время урока любого обучающегося, увеличивают престиж знаний и персональную ответственность студентов.
Эти задачи могут быть успешно решены с помощью технологии методов игрового обучения.
Разработка игровых методов обучения ориентирована на того, чтобы научить студентов, содействовать эмоциональному перерыву, снятию напряженных моментов, служит физическому, интеллектуальному и высоконравственному воспитанию, и формирует коммуникативность в игре и в реальной ситуации.
Игровая форма занятий приходиться активным средством для обучающихся в учебной деятельности. Все игровые формы обучения дают возможность применить уровни усвоения знаний.
Обучающие увлечены заниматься в игре, так, как в такой манере информация, какую они принимают, получают лучше и у них формируется глубокий интерес к познанию предмета.
Использование разных игровых технологий содействует формированию у обучающихся логического мышления, познавательных интересов; студенты обучаются обобщать, классифицировать, рассуждать, формирует внимательность, ориентироваться в окружающей обстановке; развивают выдержку, упорство к поставленной цели.
Исходя из перечисленного, изучение игровых методов обучения на занятиях истории стиля и моды является как актуальная тема исследования.
Цель: теоретическое изучение особенностей игровых методов обучения на занятиях дисциплины история стиля и моды, и экспериментальная проверка их влияния на развитие интеллектуальных способностей обучающихся.
Задачи:
• Изучить литературные источники по применению игровых методов обучения.
• Сбор и анализ теоретической литературы по проблеме исследования.
• Спроектировать игру по истории стиля и моды для обучающихся СПО на теоретической основе.
• Оценить результаты опытно-экспериментальную работы.
• Разработать методические рекомендации по применению игровых методов на занятиях истории стиля и моды и влияние на развитие интеллектуальных способностей обучающихся.
База исследования: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».
Объект исследования: урок-игра по дисциплине история стиля и моды.
Предмет исследования: игровые методы обучения, их влияние на интеллектуальное развитие обучающихся СПО и применение на уроках по дисциплине история стиля и моды.
Гипотезой исследования является предположение о том, что применение игр в процессе обучения способствует активизации познавательной и интеллектуальной деятельности учеников СПО. Применение игр повысит прочность и качество усвоения знаний, мотивацию учения, интерес обучающихся к дисциплине СПО.
Методы исследования:
• Сбор теоретической литературы по проблеме исследования;
• изучение и обобщение опыта работы преподавателей;
• собеседование с преподавателями и обучающимися;
• анкетирование;
• наблюдение за обучающимися;
• сравнение;
• беседы с обучающимися, преподавателями;
• изучение документации;
• анализ результатов деятельности обучающихся.
Структура дипломной работы: введение, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и 2 приложения и презентация с игрой, которые раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
Имеется довольно много педагогических технологий обучения, как классических, так и современных. Но в наше время учреждения нуждаются в организации деятельности, которая развивает интеллектуальные способности и творческие особенности каждого студента. В чем и заключается задача педагога что бы найти подходы и внедрить их в учебную программу. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, который позволяет обучающимся эффективно и качественно усваивать материал. А игра является тем самым компонентом, который помогает общению и передачи накопленного опыта, при этом её можно внедрить почти в любой предмет и раздел.
В сфере проведения обучения предмета истории костюма - это вопрос активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях раскрытие новых знаний, ибо данный процесс произведен с поддержкой особенных соединений методов, задач, вопросов.
История моды и стиля, довольно, сложный предмет для восприятия его обучающимися. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир истории. Одним из этих подходов является игра, как сильнейший фактор психологической адаптации обучающегося в историческом пространстве. Использование игровых методов и приемов обучения на занятиях истории моды позволяет студентам вместо «скучного» заучивания программного материала в игровой, соревновательной форме закреплять полученные теоретические знания, что способствует лучшему усвоению, совершенствованию, углублению знаний.
В процессе игры, обучающиеся раскрепощаются, становятся более открытыми, что позволяет строить демократические, доверительные отношения, развивать умение общения, ведения диалога.
Занятия в игровой форме проходят более интересно, насыщенно; знания, полученные и закрепленные на таких уроках, более прочные, остаются в памяти обучающихся значительно дольше, чем при традиционном изложении программного материала, опросе или тестировании, что способствует повышению качественной успеваемости.
Подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс требует от педагога больших усилий. В процессе подготовки игры он сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств педагога, сколько от внешних ограничений, одна из которых недостаток урочного времени на проведение игр.
Но следует помнить, что игрой нельзя полностью заменить традиционные уроки, контрольные работы, практические занятия. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Поэтому в практике преподавателя игровые формы организации учебной деятельности должны быть лишь частью общего учебного процесса, способной активизировать, разнообразить деятельность обучающихся, развивать у них самостоятельность мышления, творческий подход к решению задач, стимулировать познавательную деятельность.
Для увеличения эффективности развития обучающихся и уровень усвоения программы по предмету история стиля костюма, нами была проведена данная практическая работа:
- исследование методичек и литературы по теме и изучение рабочей учебной программки для 2 курса;
- разработка многофункциональных методических рекомендаций по использованию игровых технологий на занятиях как по истории, так и по иным предметам;
- реализация разработанных уроков;
- анализ эффективности проделанной работы.
Мaтериaл дипломной рaботы имеет прaктическую знaчимость, для студентов, молодых преподавателях. Подробные разработки и анализ уроков, отдельных элементов уроков позволяет студентам-преподавателям использовать при подготовке к прaктическим зaнятиям по методике преподaвaния истории, a также перед госудaрственной педaгогической прaктикой.
На основании проведенной работы была доказана эффективность применения игровых методов обучения на занятиях истории моды и стиля в училище.
1. Абдульменова З.З. Игра - способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа. 2013. № 11
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2007. - 334 с.
3. Барташникова И.А. Учись, играя / И.А. Барташникова,
А.А.Барташников. — Харьков, 2017. - 45 с.
4. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. - 2009.-№ 5.- с.26-30
5. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 272 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И. Божович.- М.:Педагогика, 2007. — М.: Просвещение, - 324 с.
7. Газман О.С. В школу - с игрой/О.С. Газман. — М.: Просвещение, 2011.- 334 с.
8. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 2014 - 446 с.
9. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2012.- 345 с.
10.Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся// Вопросы психологии. - 1990, № 6. - С.86 -82.
11. Каминская Н.М. История костюма. Учебное пособие для средне специальных учебных заведений швейной промышленности//Издательство «Легкая индустрия», 1977. - 128 с.
12. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко. // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.¬140-153с.
13. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии// Учебное пособие.- М.: Просвещение, 2008.- 456 с.
14. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2016.- 80 с.
15. Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования. М:ИРПО: Издательский центр «Академия», 2003-с.223.
16. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза, 2002. Вып.3.
17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
18. Соколова-Сербская Л.А. Современный костюм//Практикум: учеб пособие для нач. проф. образования. М. Издательский центр «Академия», 2008- с.128.
19. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология Серия «Учебники и учебные пособия». — 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
— 544 с.
20. Тиль Э. История костюма / Лейпциг, 1962, перевод с немецкого М. Н. Козлова. Изд-во "Легкая индустрия", 1971, - 104.
21. Шинкарук М., Евсеева Т., Лесняк О. Мода и модельеры / Ред. Группа: Шинкарук М., Евсеева Т., Лесняк О. - М. : Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011 - 183.
Электронные ресурсы
1. Афанасьева Н.В. Актуальные стили в моде и частота их встречаемости в коллекциях дизайнеров / Искусствоведение. Текст научной статьи «Известия Самарского научного центра Российской академии наук», м. 17, №1, 2015. 235
- 238с. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-stili-v-mode-i-chastota- ih-vstrechaemosti-v-kollektsiyah-dizaynerov/viewer(дата обращения: 28.05.2020)
2. Гаврилова Т. Современная мода / Стильное преображение доступно всем! 2018— URL - https://gt-style.ru/modnaya-ili-sovremennaya/(дата обращения: 28.05.2020)
3. Ермилова Д.Ю. История домов моды: Учеб. пособие для высш. учебн. Заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с — URL - https://vk.com/doc124245863_370096655?hash=91a86e018faf375aa2&dl=d8dcbc2 b75f5642817 (дата обращения: 28.05.2020)
4.Зелинг Ш. Мода. Век модельеров / Для издания на русском языке Konemann VerlagsgeselLschaft mbH Bonner Str. 126, 2000 - 403с. — URL - https://vk.com/doc103875113_265970787?hash=e30b0ee81162f852e2&dl=2d6ff1d e6dc3ba05f6 (дата обращения: 28.05.2020)
5. Кайуа P. Игры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры / Роже Кайуа; Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. — М.: ОГИ, 2007. — 304 с. — (Нация и культура / Научное наследие: Антропология). — URL: https://www.koob.ru/caillois/(дата обращения: 28.05.2020)
6. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического
образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с — URL:
https://www.studmed.ru/view/levina-mm-tehnologii-professionalnogo- pedagogicheskogo-obrazovaniya_ddf206a7dca.html(дата обращения: 28.05.2020)
7. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов: Т. 3-4.: В 4 т. - М.: Академия моды, СПб.: Чарт Пилот, 2001 - 576 с. — URL -https://vk.com/doc103875113_265970216?hash=39643ce62693f1903b&dl=78452b e45af7c847a1 (дата обращения: 28.05.2020)
8. Мурадова Ф.Р. Использование дидактических игр в учебно-воспитательном процессе как метод развитие интеллектуальных способностей учащихся / Ф. Р. Мурадова, З. Р. Мурадова, И. И. Хайитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 3 (26). — Т. 2. — С. 134-135. — URL: https://moluch.ru/archive/26/2749/(дата обращения: 28.05.2020)
9. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов / 1997 10¬
е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с. — URL -https://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/index.php (дата
обращения: 28.05.2020)
10. Нанн Дж. История костюма. 1200-2000 / Пер. с англ. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. — 343. — URL: https://vk.com/doc201788965_551986547?hash=02bdf68f38e5977569&dl=23ff77d ce0fcf6bb8b (дата обращения: 28.05.2020)
11. Пармон Ф.М. Русский художественный костюм как художественно¬
конструкторский источник творчества: Моногр. - М.: Легпромбытиздат, 1994. - 272 с. — URL:
https://vk.com/doc10381891_444216323?hash=4bfbec3b43079326ae&dl=a2a563b 0e70c3092e6 (дата обращения: 28.05.2020)
12. Рубцова Т.И. Несколько слов о моде, стиле и цвете / Текст научной статьи «Протокол и этикет». Внешнеэкономическая бюллетень, редактор - А.Н. Спартак - М.: Вники, 2005. №10 67 - 80с. — URL: https://cyberleninka.rU/article/n/neskolko-slov-o-mode-stile-i-tsvete/viewer(дата обращения: 28.05.2020)