Деятельность классного руководителя по формированию межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования межличностных отношений младших школьников 7
1.1 Сущность процесса формирования межличностных отношений
младших школьников 7
1.2 Роль классного руководителя в формировании межличностных
отношений младших школьников во внеурочной деятельности 14
Глава 2. Описание и анализ результатов экспериментальной работы ... 23
2.1 Организация исследования уровня межличностных отношений
младших школьников 23
2.2 Анализ результатов исследования уровня межличностных
отношений младших школьников 25
2.3 Программа внеурочной деятельности для формирования
межличностных отношений младших школьников 28
Заключение 48
Список используемых источников 51
Приложение А 56
Приложение Б 57
Приложение В 60
Приложение Г 62
Приложение Д 63
Приложение Е
Глава 1. Теоретические аспекты формирования межличностных отношений младших школьников 7
1.1 Сущность процесса формирования межличностных отношений
младших школьников 7
1.2 Роль классного руководителя в формировании межличностных
отношений младших школьников во внеурочной деятельности 14
Глава 2. Описание и анализ результатов экспериментальной работы ... 23
2.1 Организация исследования уровня межличностных отношений
младших школьников 23
2.2 Анализ результатов исследования уровня межличностных
отношений младших школьников 25
2.3 Программа внеурочной деятельности для формирования
межличностных отношений младших школьников 28
Заключение 48
Список используемых источников 51
Приложение А 56
Приложение Б 57
Приложение В 60
Приложение Г 62
Приложение Д 63
Приложение Е
Межличностные отношения являются необходимым условием жизни людей. Без них невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса. Поэтому проблема межличностных отношений - одна из важнейших в воспитании.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание. Воспитание обучающихся должно обеспечить осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций [9].
Актуальность исследования также подтверждает содержание ФГОС НОО, в котором описаны требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования . Среди них выделяют такие требования, как развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий [34].
Межличностные отношения активно формируются в классном коллективе.
Межличностные отношения рассматривались такими учеными, как Г.С. Абрамова, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Обозов, СЛ. Рубинштейн, Р.Х. Шакуров и др.
Проблему межличностных отношений младших школьник изучали В.И. Андреев, Г.М. Андреева, Л.Н. Башлакова, A.A. Бодалев, Я. Л. Коломинский, М.В. Матюхина, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев и др. [15].
При общении со сверстниками младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме. Важной задачей развития на этом возрастном этапе является приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей [20].
В младшем школьном возрасте ребенку придется преодолеть трудности отношений, прежде всего со сверстниками. При формальном равенстве сталкиваются дети с разной культурой общения, с разными особенностями личности. Столкновения эти могут приобретать выраженные экспрессивные формы [20].
В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу.
Одной из возможностей организации межличностных отношений в классе является внеурочная деятельность. Она ориентирована на создание условий для неформального общения сверстников и имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.
Сегодня для образовательной организации на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. На данных занятиях обучающиеся учатся изобретать, понимать и осваивать новое. Занятия позволяют детям быть более открытыми, свободно выражать собственные мысли. Во внеурочной деятельности ребята учатся принимать решения, помогать окружающим, а также формулировать интересы и осознавать свои возможности. Такая возможность предоставляется Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. Внеурочной деятельностью занимались такие ученые, как Г. Н. Аквилева, С.И. Волкова, Д.В. Григорьев, М.И. Моро, О.А. Захарова, Н. М. Верзилин, В. М. Пакулова и др.
Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
При организации внеурочной деятельности младших школьников набирает силу процесс развития детского коллектива, активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом [7].
В настоящее время существует большое количество программ внеурочной деятельности. Однако в них недостаточно отражены виды деятельности, методы, формы, способствующие формированию межличностных отношений младших школьников.
Соответственно, возникает противоречие между необходимостью формирования межличностных отношений младших школьников и недостаточной разработанностью программ внеурочной деятельности для их формирования.
Проблема нашего исследования: Каковы возможности деятельности классного руководителя по формированию межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности?
Цель: проанализировать основные понятия исследования, выявить уровень сформированности межличностных отношений младших школьников и разработать программу внеурочной деятельности для формирования межличностных отношений младших школьников.
Объект: воспитание межличностных отношений младших школьников.
Предмет: возможности деятельности классного руководителя по формированию межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность процесса формирования межличностных отношений младших школьников.
2. Определить возможности деятельности классного руководителя во внеурочной деятельности в формировании межличностных отношений младших школьников.
3. Выявить уровень сформированности межличностных отношений младших школьников.
4. Разработать программу внеурочной деятельности, предусматривающую деятельность классного руководителя по формирования межличностных отношений младших школьников.
Методы исследования:
1) Теоретический - анализ психолого-педагогической литературы;
2) Эмпирический - социометрия.
База исследования: МБОУ «СОШ № 99», 2 «Г» класс.
Практическая значимость: программа внеурочной деятельности может использоваться в работе учителей начальных классов.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание. Воспитание обучающихся должно обеспечить осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций [9].
Актуальность исследования также подтверждает содержание ФГОС НОО, в котором описаны требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования . Среди них выделяют такие требования, как развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий [34].
Межличностные отношения активно формируются в классном коллективе.
Межличностные отношения рассматривались такими учеными, как Г.С. Абрамова, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Обозов, СЛ. Рубинштейн, Р.Х. Шакуров и др.
Проблему межличностных отношений младших школьник изучали В.И. Андреев, Г.М. Андреева, Л.Н. Башлакова, A.A. Бодалев, Я. Л. Коломинский, М.В. Матюхина, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев и др. [15].
При общении со сверстниками младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме. Важной задачей развития на этом возрастном этапе является приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей [20].
В младшем школьном возрасте ребенку придется преодолеть трудности отношений, прежде всего со сверстниками. При формальном равенстве сталкиваются дети с разной культурой общения, с разными особенностями личности. Столкновения эти могут приобретать выраженные экспрессивные формы [20].
В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу.
Одной из возможностей организации межличностных отношений в классе является внеурочная деятельность. Она ориентирована на создание условий для неформального общения сверстников и имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.
Сегодня для образовательной организации на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. На данных занятиях обучающиеся учатся изобретать, понимать и осваивать новое. Занятия позволяют детям быть более открытыми, свободно выражать собственные мысли. Во внеурочной деятельности ребята учатся принимать решения, помогать окружающим, а также формулировать интересы и осознавать свои возможности. Такая возможность предоставляется Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. Внеурочной деятельностью занимались такие ученые, как Г. Н. Аквилева, С.И. Волкова, Д.В. Григорьев, М.И. Моро, О.А. Захарова, Н. М. Верзилин, В. М. Пакулова и др.
Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
При организации внеурочной деятельности младших школьников набирает силу процесс развития детского коллектива, активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом [7].
В настоящее время существует большое количество программ внеурочной деятельности. Однако в них недостаточно отражены виды деятельности, методы, формы, способствующие формированию межличностных отношений младших школьников.
Соответственно, возникает противоречие между необходимостью формирования межличностных отношений младших школьников и недостаточной разработанностью программ внеурочной деятельности для их формирования.
Проблема нашего исследования: Каковы возможности деятельности классного руководителя по формированию межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности?
Цель: проанализировать основные понятия исследования, выявить уровень сформированности межличностных отношений младших школьников и разработать программу внеурочной деятельности для формирования межличностных отношений младших школьников.
Объект: воспитание межличностных отношений младших школьников.
Предмет: возможности деятельности классного руководителя по формированию межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность процесса формирования межличностных отношений младших школьников.
2. Определить возможности деятельности классного руководителя во внеурочной деятельности в формировании межличностных отношений младших школьников.
3. Выявить уровень сформированности межличностных отношений младших школьников.
4. Разработать программу внеурочной деятельности, предусматривающую деятельность классного руководителя по формирования межличностных отношений младших школьников.
Методы исследования:
1) Теоретический - анализ психолого-педагогической литературы;
2) Эмпирический - социометрия.
База исследования: МБОУ «СОШ № 99», 2 «Г» класс.
Практическая значимость: программа внеурочной деятельности может использоваться в работе учителей начальных классов.
Таким образом, межличностные отношения в школьном коллективе могут оказать серьезное влияние на формирование личности ребенка.
Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми и сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Для каждого школьника его отношения с одноклассниками являются очень важным фактором личностного развития. Важны как отношения с отдельными одноклассниками, так и ощущение ребенка от своего положения в классе. Неблагоприятное положение в системе межличностных отношений переживается ребенком эмоционально и может вызывать напряжение и дискомфорт. Такая ситуация является неблагоприятной для развития личности ребенка, в частности - формирования его самосознания, представлений о себе и отношения к себе.
В процессе нашего исследование решалась проблема возможностей деятельности классного руководителя по формированию межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.
В соответствии с целью исследования нами был поставлен ряд задач.
Решая первую задачу, на основе анализа психолого-педагогической литературы мы выявили сущность процесса формирования межличностных отношений младших школьников.
Межличностные отношения - это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности, и ценностями, на которых основывается общение людей.
В младшем школьном возрасте они приобретают особое значение.
Формирование межличностных отношений младших школьников является важной задачей классного руководителя. Организацию данного процесса он может осуществлять во внеурочной деятельности. Классный руководитель определяет задачи, содержание и формы работы внеурочной деятельности.
В работе были определены возможности внеурочной деятельности в формировании межличностных отношений младших школьников.
Внеурочная деятельность в работе понимается как образовательная деятельность. Она осуществляется в форме отличной от классно-урочной. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа внеурочной деятельности может положительно влиять на формирование межличностных отношений школьников, обучающихся в начальной школе.
При решении следующей задачи с помощью социометрического метода мы выявили уровень сформированности межличностных отношений младших школьников.
Использование данного метода позволило изучить типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценить сплоченность.
В результате проведенного исследования во 2 «Г» классе МБОУ «СОШ №99», выявлено, что в данном классе низкий уровень сформированности межличностных отношений.
Далее мы разработали программу внеурочной деятельности, предусматривающую деятельность классного руководителя по формирования межличностных отношений младших школьников.
Цель программы внеурочной деятельности - формирование межличностных отношений младших школьников на основе духовно-нравственного воспитания. Исходя из цели, в программе определены также задачи и планируемые результаты.
Практическая значимостью может являться возможность использование разработанной программы внеурочной деятельности «Доброе сердце» учителями начальных классов для проведения внеурочной деятельности.
Таким образом, задачи решены, цель исследования достигнута.
Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми и сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Для каждого школьника его отношения с одноклассниками являются очень важным фактором личностного развития. Важны как отношения с отдельными одноклассниками, так и ощущение ребенка от своего положения в классе. Неблагоприятное положение в системе межличностных отношений переживается ребенком эмоционально и может вызывать напряжение и дискомфорт. Такая ситуация является неблагоприятной для развития личности ребенка, в частности - формирования его самосознания, представлений о себе и отношения к себе.
В процессе нашего исследование решалась проблема возможностей деятельности классного руководителя по формированию межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности.
В соответствии с целью исследования нами был поставлен ряд задач.
Решая первую задачу, на основе анализа психолого-педагогической литературы мы выявили сущность процесса формирования межличностных отношений младших школьников.
Межличностные отношения - это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности, и ценностями, на которых основывается общение людей.
В младшем школьном возрасте они приобретают особое значение.
Формирование межличностных отношений младших школьников является важной задачей классного руководителя. Организацию данного процесса он может осуществлять во внеурочной деятельности. Классный руководитель определяет задачи, содержание и формы работы внеурочной деятельности.
В работе были определены возможности внеурочной деятельности в формировании межличностных отношений младших школьников.
Внеурочная деятельность в работе понимается как образовательная деятельность. Она осуществляется в форме отличной от классно-урочной. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа внеурочной деятельности может положительно влиять на формирование межличностных отношений школьников, обучающихся в начальной школе.
При решении следующей задачи с помощью социометрического метода мы выявили уровень сформированности межличностных отношений младших школьников.
Использование данного метода позволило изучить типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценить сплоченность.
В результате проведенного исследования во 2 «Г» классе МБОУ «СОШ №99», выявлено, что в данном классе низкий уровень сформированности межличностных отношений.
Далее мы разработали программу внеурочной деятельности, предусматривающую деятельность классного руководителя по формирования межличностных отношений младших школьников.
Цель программы внеурочной деятельности - формирование межличностных отношений младших школьников на основе духовно-нравственного воспитания. Исходя из цели, в программе определены также задачи и планируемые результаты.
Практическая значимостью может являться возможность использование разработанной программы внеурочной деятельности «Доброе сердце» учителями начальных классов для проведения внеурочной деятельности.
Таким образом, задачи решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - Формирование ученического коллектива во внеурочной деятельности младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2023 - Формирование ценностных ориентаций младших школьников средствами массовых информаций во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА «ПЕТРУШКА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - Организация внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности по формированию коммуникативных УУД младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Игра по станциям как средство формирования навыков культуры поведения первоклассников во внеурочной деятельности (Ленинградский Государственный Университет им. А.С. Пушкина)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2021 - Формирование толерантности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021



