Работа педагога-психолога по преодолению школьной дезадаптации первоклассников с учётом гендерных особенностей
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ 9
1.1. Понятие школьной дезадаптации в теории психологии и педагогики 9
1.2. Гендерные различия в процессе школьной адаптации и дезадаптации у первоклассников 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 40
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ПРЕОДОЛЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У
ПЕРВОКЛАССНИКОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ . 42
2.1. Организация и методы экспериментальной работы 42
2.2. Программа деятельности педагога-психолога по преодолению
школьной дезадаптации у первоклассников с учетом гендерных особенностей 55
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 69
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 70
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментальной
деятельности 70
3.2. Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной
деятельности 80
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 98
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ 9
1.1. Понятие школьной дезадаптации в теории психологии и педагогики 9
1.2. Гендерные различия в процессе школьной адаптации и дезадаптации у первоклассников 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 40
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ПРЕОДОЛЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У
ПЕРВОКЛАССНИКОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ . 42
2.1. Организация и методы экспериментальной работы 42
2.2. Программа деятельности педагога-психолога по преодолению
школьной дезадаптации у первоклассников с учетом гендерных особенностей 55
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 69
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 70
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментальной
деятельности 70
3.2. Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной
деятельности 80
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 98
Поступление в школу - это один из наиболее тяжелых и важных моментов в жизни каждого ребенка, как в физическом, социально-педагогическом, так и психологическом плане. Придя к школьному порогу, будущий первоклассник становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, простирается через весь путь начальной школы, и совмещение черт дошкольного детства с особенностями личности школьника будет определять весь период младшего школьного возраста. Начало школьного обучения значительно меняет жизнь ребенка. Его психика в данный период жизни испытывает определенную нагрузку, по причине резко изменившегося привычного образа жизни ребенка. Так же меняются и требования, которые предъявляются со стороны родителей и появляются новые со стороны учителей. В связи с этим могут возникнуть адаптационные сложности, связанные с перестройкой эмоционально-волевой, мотивационной и познавательной областей ребенка при переходе к регулярному организованному обучению в школе.[27]
Одним из самых значимых показателей готовности к обучению считается - адаптация, или приспособление к школьному обучению. Это крайне ответственный отрезок времени в жизни первоклассника. Меняется, можно сказать, вся жизнь ребенка: его желания, интересы, общение со взрослыми и сверстниками - все подчиняется школьным проблемам [37].
Период адаптации в школе, как правило, составляет примерно 2-3 месяцев. У некоторых детей полноценной адаптации к школьному обучению за первый класс так и не происходит. Неуспешность в учебе, негативные оценки со стороны значимых взрослых, не сложившиеся отношения со сверстниками приводят к напряжению нервной системы, у ребенка появляется неуверенность в своих силах, повышается тревожность, что и приводит к появлению школьной дезадаптации [42].
Проблемой адаптации ребенка к школе занимались и занимаются видные отечественные педагоги, психологи, физиологи, медики, школьные гигиенисты: Ш. А. Амонашвили [8], С. Д. Артемов [11], М. М. Безруких[13], С. А. Беличева [14], М.Р. Битянова [16], Л. С. Выготский [30], И. А. Коробейников [59], Л. В. Корель [58], Н. Г. Лусканова [69], Р. В. Овчарова [72], и др. Самым общепризнанным положением, в настоящее время, является то, согласно которому деятельность общеобразовательных учреждений должна сводиться не только к передаче знаний, так же школа должно осуществлять деятельность по воспитанию способностей и свойств обучающихся.
Поэтому современными требованиями к формированию личности ребенка не могут быть проигнорированы гендерные особенности детей, так как это биосоциокультурные характеристики. Нынешние приоритеты в воспитании девочек и мальчиков основываются не в закреплении жестких стандартов феминности и маскулинности, а в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между девочками и мальчиками, во взращивании человечного в мужчине и женщине взаимопонимания, искренности, взаимопонимании и взаимодополнимости [41].
Присутствие гендерных особенностей было обнаружено и доказано в работах следующих отечественных ученых: Абраменкова, В. В.
Бендас, Т. В. [15], Еремеева, В. Д [41], Ильин, Е. П. [51], Каган, В. Е.[55], Кон, И. С. [57], Либин, А. В. [66], Семенова, Л. Э. [87], Чекалина, А. А. [100], и др.
Таким образом, на социально-педагогическом уровне актуальность исследования связана с социальными потребностями общества и государства в сохранении психического здоровья первоклассников, в целях успешного освоения образовательной программы, с учетом гендерных особенностей детей. [36, 81, 83,98]
Анализ научной литературы показывает, что в современной науке данная проблема занимает достаточное место. В тоже время исследований, связанных с учетом гендерных особенностям психологической адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению явно не достаточно, что и определило актуальность данного исследования на научно-теоретическом уровне.
На практическом уровне актуальность определяется тем, что в настоящее время недостаточно количество разработанных программ по преодолению дезадаптации, которые были бы сконструированы на основе гендерного подхода.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами было выявлено следующее противоречие между необходимостью проведения педагогом-психологом работы по преодолению дезадаптации у первоклассников и недостаточной разработанностью программ деятельности педагога-психолога, которые были бы сконструированы с учетом гендерных особенностей.
Из выявленного нами противоречия вытекает следующая проблема исследования: Каким должно быть содержание работы педагога-психолога для преодоления дезадаптации у учетом гендерных особенностей?
На основании выявленного противоречия и проблемы мы сформулировали тему нашей магистерской диссертации: «Работа педагога-психолога по преодолению дезадаптации у первоклассников с учетом гендерных особенностей».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность программы работы педагога-психолога по преодолению школьной дезадаптации, сконструированной с учетом гендерных особенностей первоклассников.
Объект исследования: процесс школьной адаптации/дезадаптации первоклассников.
Предмет исследования: работа педагога-психолога по преодолению школьной дезадаптации, с учетом гендерных особенностей первоклассников.
Гипотеза исследования: процесс преодоления школьной дезадаптации первоклассников будет успешным, если в учебно-воспитательный процесс внедрить программу деятельности педагога психолога, сконструированную на основе гендерного подхода.
Для достижения цели и доказательства гипотезы данной работы были определены следующие задачи исследования:
^Проанализировать понятие «Школьная дезадаптация» в психолого-педагогической теории.
2. Выявить на основе теоретического анализа психолого-педагогической теории гендерные различия в процессе дезадаптации первоклассников и определить их влияние на возникновение данного процесса.
3. Проверить результативность программы работы педагога-психолога по предупреждению школьной дезадаптации на основе гендерного подхода у первоклассников.
Методологическая основой исследования являются следующие подходы:
1) системный подход, позволивший раскрыть целостность феномена дезадаптации у первоклассников, определить направления деятельности педагога-психолога по преодолению дезадаптации и сконструировать программу [64].
2) личностно-ориентированный подход, позволяющий определить возможность разработки основных направлений деятельности педагога- психолога с учетом возрастных и гендерных особенностей детей младшего школьного возраста[106].
3) Гендерный подход в образовании - индивидуальный подход, который позволит сконструировать программу работы педагога-психолога по преодолению дезадаптации у первоклассников [51].
Теоретической значимостью исследования является обоснованная необходимость включения в систему факторов изучения школьной дезадаптации гендерных особенностей первоклассников.
Практической значимостью исследования является возможность использования в образовательных учреждениях разработанной нами программы деятельности педагога-психолога по преодолению дезадаптации у первоклассников, сконструированной с учетом гендерных особенностей.
База исследования: МБОУ СОШ № 12 г. Челябинска
Этапы исследования:
1. На первом этапе исследования (сентябрь 2017г. - сентябрь 2018г.) рассматривалась степень изученности проблемы в психолого-педагогической, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий.
2. На втором этапе (сентябрь 2018г.) проводился констатирующий этап экспериментальной работы, разрабатывалось содержание формирующего этапа эксперимента.
3. На третьем этапе (октябрь 2018г. - апрель 2019г.) в рамках
формирующего этапа эксперимента внедрялась программа деятельности педагога-психолога по преодолению дезадаптации у первоклассников с учетом гендерных особенностей.
4. На четвертом этапе (май 2019г.) проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.
Методы исследования:
Теоретические: Анализ научной литературы по проблеме исследования, систематизация материалов по изучаемой проблеме, обобщение изученного материала.
Эмпирические: эксперимент, тестирование, анкетирование.
Апробация осуществлялась путем:
1. Участия в конференциях:
— «IV международная студенческая научно-практическая конференция «Начальное образование сегодня и завтра: взгляд молодых» (4¬5 декабря 2017 года).
— XVI Международная (очно-заочная) научно-практическая конференция «Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации» (19-20 апреля 2018 года).
2. Публикации результатов исследования:
— Сивиргина, И. А. Преемственность работы дошкольного учреждения и школы как условие успешной адаптации первоклассников к обучению в школе // Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции: в 2 частях (г. Челябинск, 19-20 апреля 2018 г.). - Челябинск : Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. - Ч. 2. - 376с. [88].
— Медякова, И. А. Гендерные особенности готовности первоклассников к обучению в школе // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LXXV междунар. студ. науч.- практ. конф. - № 3(75). - 2019 URL: https://sibac.info/archive/guman/3(75).pdf(дата обращения: 22.04.2019) [70].
— Медякова, И. А. Гендерные различия дошкольников в сфере готовности их к обучению // Актуальные проблемы дошкольного образования: риски, возможности, перспективы: сборник статей XVII Международной научно-практической конференции: в 2 частях - Челябинск : Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», - 2018. [71].
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам заключения, библиографического списка, включающего 106 источников, приложений в количестве 14. Работа содержит 6 таблиц, 18 рисунков. Общий объем диссертации составляет 97 страниц, без учета библиографического списка и приложений.
Одним из самых значимых показателей готовности к обучению считается - адаптация, или приспособление к школьному обучению. Это крайне ответственный отрезок времени в жизни первоклассника. Меняется, можно сказать, вся жизнь ребенка: его желания, интересы, общение со взрослыми и сверстниками - все подчиняется школьным проблемам [37].
Период адаптации в школе, как правило, составляет примерно 2-3 месяцев. У некоторых детей полноценной адаптации к школьному обучению за первый класс так и не происходит. Неуспешность в учебе, негативные оценки со стороны значимых взрослых, не сложившиеся отношения со сверстниками приводят к напряжению нервной системы, у ребенка появляется неуверенность в своих силах, повышается тревожность, что и приводит к появлению школьной дезадаптации [42].
Проблемой адаптации ребенка к школе занимались и занимаются видные отечественные педагоги, психологи, физиологи, медики, школьные гигиенисты: Ш. А. Амонашвили [8], С. Д. Артемов [11], М. М. Безруких[13], С. А. Беличева [14], М.Р. Битянова [16], Л. С. Выготский [30], И. А. Коробейников [59], Л. В. Корель [58], Н. Г. Лусканова [69], Р. В. Овчарова [72], и др. Самым общепризнанным положением, в настоящее время, является то, согласно которому деятельность общеобразовательных учреждений должна сводиться не только к передаче знаний, так же школа должно осуществлять деятельность по воспитанию способностей и свойств обучающихся.
Поэтому современными требованиями к формированию личности ребенка не могут быть проигнорированы гендерные особенности детей, так как это биосоциокультурные характеристики. Нынешние приоритеты в воспитании девочек и мальчиков основываются не в закреплении жестких стандартов феминности и маскулинности, а в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между девочками и мальчиками, во взращивании человечного в мужчине и женщине взаимопонимания, искренности, взаимопонимании и взаимодополнимости [41].
Присутствие гендерных особенностей было обнаружено и доказано в работах следующих отечественных ученых: Абраменкова, В. В.
Бендас, Т. В. [15], Еремеева, В. Д [41], Ильин, Е. П. [51], Каган, В. Е.[55], Кон, И. С. [57], Либин, А. В. [66], Семенова, Л. Э. [87], Чекалина, А. А. [100], и др.
Таким образом, на социально-педагогическом уровне актуальность исследования связана с социальными потребностями общества и государства в сохранении психического здоровья первоклассников, в целях успешного освоения образовательной программы, с учетом гендерных особенностей детей. [36, 81, 83,98]
Анализ научной литературы показывает, что в современной науке данная проблема занимает достаточное место. В тоже время исследований, связанных с учетом гендерных особенностям психологической адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению явно не достаточно, что и определило актуальность данного исследования на научно-теоретическом уровне.
На практическом уровне актуальность определяется тем, что в настоящее время недостаточно количество разработанных программ по преодолению дезадаптации, которые были бы сконструированы на основе гендерного подхода.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами было выявлено следующее противоречие между необходимостью проведения педагогом-психологом работы по преодолению дезадаптации у первоклассников и недостаточной разработанностью программ деятельности педагога-психолога, которые были бы сконструированы с учетом гендерных особенностей.
Из выявленного нами противоречия вытекает следующая проблема исследования: Каким должно быть содержание работы педагога-психолога для преодоления дезадаптации у учетом гендерных особенностей?
На основании выявленного противоречия и проблемы мы сформулировали тему нашей магистерской диссертации: «Работа педагога-психолога по преодолению дезадаптации у первоклассников с учетом гендерных особенностей».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность программы работы педагога-психолога по преодолению школьной дезадаптации, сконструированной с учетом гендерных особенностей первоклассников.
Объект исследования: процесс школьной адаптации/дезадаптации первоклассников.
Предмет исследования: работа педагога-психолога по преодолению школьной дезадаптации, с учетом гендерных особенностей первоклассников.
Гипотеза исследования: процесс преодоления школьной дезадаптации первоклассников будет успешным, если в учебно-воспитательный процесс внедрить программу деятельности педагога психолога, сконструированную на основе гендерного подхода.
Для достижения цели и доказательства гипотезы данной работы были определены следующие задачи исследования:
^Проанализировать понятие «Школьная дезадаптация» в психолого-педагогической теории.
2. Выявить на основе теоретического анализа психолого-педагогической теории гендерные различия в процессе дезадаптации первоклассников и определить их влияние на возникновение данного процесса.
3. Проверить результативность программы работы педагога-психолога по предупреждению школьной дезадаптации на основе гендерного подхода у первоклассников.
Методологическая основой исследования являются следующие подходы:
1) системный подход, позволивший раскрыть целостность феномена дезадаптации у первоклассников, определить направления деятельности педагога-психолога по преодолению дезадаптации и сконструировать программу [64].
2) личностно-ориентированный подход, позволяющий определить возможность разработки основных направлений деятельности педагога- психолога с учетом возрастных и гендерных особенностей детей младшего школьного возраста[106].
3) Гендерный подход в образовании - индивидуальный подход, который позволит сконструировать программу работы педагога-психолога по преодолению дезадаптации у первоклассников [51].
Теоретической значимостью исследования является обоснованная необходимость включения в систему факторов изучения школьной дезадаптации гендерных особенностей первоклассников.
Практической значимостью исследования является возможность использования в образовательных учреждениях разработанной нами программы деятельности педагога-психолога по преодолению дезадаптации у первоклассников, сконструированной с учетом гендерных особенностей.
База исследования: МБОУ СОШ № 12 г. Челябинска
Этапы исследования:
1. На первом этапе исследования (сентябрь 2017г. - сентябрь 2018г.) рассматривалась степень изученности проблемы в психолого-педагогической, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий.
2. На втором этапе (сентябрь 2018г.) проводился констатирующий этап экспериментальной работы, разрабатывалось содержание формирующего этапа эксперимента.
3. На третьем этапе (октябрь 2018г. - апрель 2019г.) в рамках
формирующего этапа эксперимента внедрялась программа деятельности педагога-психолога по преодолению дезадаптации у первоклассников с учетом гендерных особенностей.
4. На четвертом этапе (май 2019г.) проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.
Методы исследования:
Теоретические: Анализ научной литературы по проблеме исследования, систематизация материалов по изучаемой проблеме, обобщение изученного материала.
Эмпирические: эксперимент, тестирование, анкетирование.
Апробация осуществлялась путем:
1. Участия в конференциях:
— «IV международная студенческая научно-практическая конференция «Начальное образование сегодня и завтра: взгляд молодых» (4¬5 декабря 2017 года).
— XVI Международная (очно-заочная) научно-практическая конференция «Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации» (19-20 апреля 2018 года).
2. Публикации результатов исследования:
— Сивиргина, И. А. Преемственность работы дошкольного учреждения и школы как условие успешной адаптации первоклассников к обучению в школе // Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции: в 2 частях (г. Челябинск, 19-20 апреля 2018 г.). - Челябинск : Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. - Ч. 2. - 376с. [88].
— Медякова, И. А. Гендерные особенности готовности первоклассников к обучению в школе // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LXXV междунар. студ. науч.- практ. конф. - № 3(75). - 2019 URL: https://sibac.info/archive/guman/3(75).pdf(дата обращения: 22.04.2019) [70].
— Медякова, И. А. Гендерные различия дошкольников в сфере готовности их к обучению // Актуальные проблемы дошкольного образования: риски, возможности, перспективы: сборник статей XVII Международной научно-практической конференции: в 2 частях - Челябинск : Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», - 2018. [71].
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам заключения, библиографического списка, включающего 106 источников, приложений в количестве 14. Работа содержит 6 таблиц, 18 рисунков. Общий объем диссертации составляет 97 страниц, без учета библиографического списка и приложений.
Проведенный нами анализ литературы в области психологической и педагогической теории, в соответствии с поставленными в работе задачами, позволил нам сделать следующие выводы:
1. Школьную дезадаптацию мы понимаем как совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным.
2. На основе теоретического анализа психолого-педагогической теории мы выявили следующие гендерные различия в процессе дезадаптации первоклассников, которые заключаются в различиях объема памяти, разном уровне сформированности произвольности общения и поведения, восприятии учебной деятельности, особенностях эмоциональной и др.
Целью нашей экспериментальной работы стало изучение уровня адаптации к обучению в школе у первоклассников для разработки программы деятельности педагога-психолога, сконструированной на основе гендерного подхода.
Исходя из задач экспериментальной работы, было выполнено следующее:
В параграфе 2.1. отобразили ход эксперимента, подобрали и описали психолого-диагностический инструментарий, с помощью которого мы выявляли уровень адаптации первоклассников к обучению в школе. Подобранные нами методики изучают адаптацию первоклассников с разных сторон, о чем и говорится в цели. При использовании данных методик в исследовании принимают участие и сами обучающиеся, их родители и учителя, что обеспечивает объективность исследования. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данные методики помогут нам достигнуть цели экспериментальной работы, и подобраны нами верно.
В параграфе 2.2. Описана предложенная нами в рамках данной работы программа работы педагога-психолога по преодолению дезадаптации первоклассников с учетом гендерных особенностей, которая предназначена для первоклассников и взрослых (классного руководителя, и родителей обучающихся
Экспериментальная работа проводилась в период с 2018-2019 год. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ г. Челябинска в первых классах («В» И «Г» В исследовании приняли участие 82 человека. (20 мальчиков, 20 девочек, в возрасте 6-7 лет, а так же 40 родителей и 2 учителя начальных классов).
Работа проводилась в 3 этапа:
- констатирующий этап (сентябрь - октябрь 2018 года);
На данном этапе мы исследовали первоначальный уровень адаптации детей. Результаты оценивали по трем уровням: высокий, средний и низкий. По результатам диагностики с помощью проективного теста О. А. Ореховой «Домики» мы выявили следующие показатели:
В экспериментальной группе имеется процент результатов низкого и частичного уровня среди мальчиков это 10% и 40% , а среди девочек 10% и 10%. Высокий уровень среди мальчиков показали 50% и 60%, а среди девочек — 80% и 80%.
Затем мы провели дополнительные диагностики с помощью Схемы изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе по Э.М. Александровской (экспертная оценка учителя.) и методики «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.) (экспертная оценка родителей). Мы получили следующие результаты:
Методика В. И. Чиркова не выявила дезадаптированных среди детей обеих групп, частичный показатель в КГ группе находится на отметке 10% и у мальчиков, и у девочек, а высокий уровень адаптации также находится на одном уровне на отметке в 90%. Схема Э. М. Александровской показала наличие дезадаптации в размере 10% у девочек и мальчиков в КГ, частичный уровень также находится на отметке 10% у обеих половый групп КГ и высокий показатель остановился на отметке 80% у мальчиков и девочек КГ. В ЭГ по схеме Э. М. Александровской дезадаптация выявлена только у мальчиков размере 10%, частичный показатель находится на 10% и у мальчиков, и девочек данной группы. Высокий показатель у девочек стоит на отметке 90% , а у мальчиков этот показатель составил 80% группы.
Обработав результаты с помощью расчета по t-критерию Стьюдента, мы пришли к выводу, что результаты групп между собой статистически незначимы, следовательно дети обеих групп находятся примерно на одном уровне и могут участвовать в следующих этапах эксперимента.(параграф 3.1.)
- формирующий этап (октябрь 2018 года - март 2019 года);
В формирующем этапе экспериментальной работы мы внедряли в экспериментальную группу программу по преодолению дезадаптации у первоклассников, сконструированную с учетом гендерных особенностей, а в контрольной группе проводились только мероприятия, запланированные классным руководителем и школой, в целом.
- контрольный этап (апрель - май 2019 года).
По результатам диагностики с помощью проективного теста О. А. Ореховой «Домики» на контрольном этапе исследования мы выявили следующие показатели:
На основе результатов проективного теста «Домики» О. А. Ореховой видно, что адаптационные результаты улучшились в обеих исследуемых группах: в ЭГ достаточного уровня адаптации достигли 100% обучающихся, а в КГ достаточного уровня достигли 60% всех обучающихся класса, остальные 40% остановились на частичном уровне адаптации.
В ЭГ все дети, как девочки, так и мальчики, на 100% адаптировались к обучению в школе. В контрольной же группе схема Э. М. Александровской показывает наличие у 30% мальчиков признаки дезадаптации, что говорит лишь о достижении частичного уровня адаптации. Диаграмма, составленная по результатам диагностики по схеме В.И. Чиркова, показывает, что у 20% девочек из 100% все еще сохраняются признаки дезадаптации и достигнут только частичный уровень адаптации. У мальчиков по данным этой же диагностики зафиксировано 50% частичного уровня адаптации и 50% достаточного уровня.
Чтобы подтвердить значимость выявленных нами различий, мы используем сравнение средних значений автоматическим подсчетом по t- критерию Стьюдента.
Т. к. значения t^ равны 2.9 и 9, и они попадают в зону значимости, следовательно, принимается альтернативная гипотеза, которая говорит о том, что результаты различаются. И можно сделать вывод о том, что контрольная и экспериментальная группы имеют статистические различия
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены.
1. Школьную дезадаптацию мы понимаем как совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным.
2. На основе теоретического анализа психолого-педагогической теории мы выявили следующие гендерные различия в процессе дезадаптации первоклассников, которые заключаются в различиях объема памяти, разном уровне сформированности произвольности общения и поведения, восприятии учебной деятельности, особенностях эмоциональной и др.
Целью нашей экспериментальной работы стало изучение уровня адаптации к обучению в школе у первоклассников для разработки программы деятельности педагога-психолога, сконструированной на основе гендерного подхода.
Исходя из задач экспериментальной работы, было выполнено следующее:
В параграфе 2.1. отобразили ход эксперимента, подобрали и описали психолого-диагностический инструментарий, с помощью которого мы выявляли уровень адаптации первоклассников к обучению в школе. Подобранные нами методики изучают адаптацию первоклассников с разных сторон, о чем и говорится в цели. При использовании данных методик в исследовании принимают участие и сами обучающиеся, их родители и учителя, что обеспечивает объективность исследования. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данные методики помогут нам достигнуть цели экспериментальной работы, и подобраны нами верно.
В параграфе 2.2. Описана предложенная нами в рамках данной работы программа работы педагога-психолога по преодолению дезадаптации первоклассников с учетом гендерных особенностей, которая предназначена для первоклассников и взрослых (классного руководителя, и родителей обучающихся
Экспериментальная работа проводилась в период с 2018-2019 год. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ г. Челябинска в первых классах («В» И «Г» В исследовании приняли участие 82 человека. (20 мальчиков, 20 девочек, в возрасте 6-7 лет, а так же 40 родителей и 2 учителя начальных классов).
Работа проводилась в 3 этапа:
- констатирующий этап (сентябрь - октябрь 2018 года);
На данном этапе мы исследовали первоначальный уровень адаптации детей. Результаты оценивали по трем уровням: высокий, средний и низкий. По результатам диагностики с помощью проективного теста О. А. Ореховой «Домики» мы выявили следующие показатели:
В экспериментальной группе имеется процент результатов низкого и частичного уровня среди мальчиков это 10% и 40% , а среди девочек 10% и 10%. Высокий уровень среди мальчиков показали 50% и 60%, а среди девочек — 80% и 80%.
Затем мы провели дополнительные диагностики с помощью Схемы изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе по Э.М. Александровской (экспертная оценка учителя.) и методики «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.) (экспертная оценка родителей). Мы получили следующие результаты:
Методика В. И. Чиркова не выявила дезадаптированных среди детей обеих групп, частичный показатель в КГ группе находится на отметке 10% и у мальчиков, и у девочек, а высокий уровень адаптации также находится на одном уровне на отметке в 90%. Схема Э. М. Александровской показала наличие дезадаптации в размере 10% у девочек и мальчиков в КГ, частичный уровень также находится на отметке 10% у обеих половый групп КГ и высокий показатель остановился на отметке 80% у мальчиков и девочек КГ. В ЭГ по схеме Э. М. Александровской дезадаптация выявлена только у мальчиков размере 10%, частичный показатель находится на 10% и у мальчиков, и девочек данной группы. Высокий показатель у девочек стоит на отметке 90% , а у мальчиков этот показатель составил 80% группы.
Обработав результаты с помощью расчета по t-критерию Стьюдента, мы пришли к выводу, что результаты групп между собой статистически незначимы, следовательно дети обеих групп находятся примерно на одном уровне и могут участвовать в следующих этапах эксперимента.(параграф 3.1.)
- формирующий этап (октябрь 2018 года - март 2019 года);
В формирующем этапе экспериментальной работы мы внедряли в экспериментальную группу программу по преодолению дезадаптации у первоклассников, сконструированную с учетом гендерных особенностей, а в контрольной группе проводились только мероприятия, запланированные классным руководителем и школой, в целом.
- контрольный этап (апрель - май 2019 года).
По результатам диагностики с помощью проективного теста О. А. Ореховой «Домики» на контрольном этапе исследования мы выявили следующие показатели:
На основе результатов проективного теста «Домики» О. А. Ореховой видно, что адаптационные результаты улучшились в обеих исследуемых группах: в ЭГ достаточного уровня адаптации достигли 100% обучающихся, а в КГ достаточного уровня достигли 60% всех обучающихся класса, остальные 40% остановились на частичном уровне адаптации.
В ЭГ все дети, как девочки, так и мальчики, на 100% адаптировались к обучению в школе. В контрольной же группе схема Э. М. Александровской показывает наличие у 30% мальчиков признаки дезадаптации, что говорит лишь о достижении частичного уровня адаптации. Диаграмма, составленная по результатам диагностики по схеме В.И. Чиркова, показывает, что у 20% девочек из 100% все еще сохраняются признаки дезадаптации и достигнут только частичный уровень адаптации. У мальчиков по данным этой же диагностики зафиксировано 50% частичного уровня адаптации и 50% достаточного уровня.
Чтобы подтвердить значимость выявленных нами различий, мы используем сравнение средних значений автоматическим подсчетом по t- критерию Стьюдента.
Т. к. значения t^ равны 2.9 и 9, и они попадают в зону значимости, следовательно, принимается альтернативная гипотеза, которая говорит о том, что результаты различаются. И можно сделать вывод о том, что контрольная и экспериментальная группы имеют статистические различия
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены.
Подобные работы
- Психологопедагогические аспекты работы с первоклассниками с высоким уровнем
школьной тревожности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Адаптация первоклассников к обучению в школе с учетом полоролевых отличий (Московский городской педагогический институт)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



