ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Народная художественная культура как элемент
традиционной художественной культуры
1.2. Значение учреждений дополнительного образования в становлении личности ребенка
1.3. Технологии приобщения подростков к народному
творчеству в условиях дополнительного образования
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Анализ кружковой работы Дворца развития и творчества детей и молодежи г. Рудного
2.2. Основные направления работы студии «Медиа-дизайн» 31
2.3. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого
потенциала подростков на занятиях в студии «Медиа-дизайн»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
В народной культуре заложен мощный воспитательный потенциал культурно-исторического, эстетического и патриотического воспитания.
Традиционная народная культура - это многообразие народных традиций, обрядов, праздников, национальных особенностей быта. Это музыкально-танцевальный фольклор, костюмы, ремесла, декоративно-прикладное творчество. Реалии современной жизни таковы, что исконная художественная культура воспринимается как экзотика, не вписывающаяся в рамки повседневной жизни, многие виды и жанры традиционного искусства стали коммерческими.
Особое отношение к народной культуре, народному творчеству у молодежи. В детстве ребенок слышит народные песни, сказки, разгадывает загадки, играет в народные игры, то есть, он вовлечен в народно - фольклорную среду. С возрастом это окружение снижается. Человек живет в стране и не знает традиций и культуры своего народа. Очень часто подростки увлекаются чуждыми обрядами других народов, отрицательно влияющих на сознание и нравственные представления. Все это в итоге приводит к безвкусию, росту числа молодежных культур, способствующих порой противоправному и антисоциальному поведению.
Существуют эти проблемы и в Казахстане, несмотря на то, что сегодня в Республике созданы все условия для развития более сотни народностей и национальностей. «Мы, народ Казахстана...», - так записано в Конституции Республики Казахстан. Для представителя любой нации открыта возможность изучения своей истории, традиций, освоения родного языка, развития культуры.
Примером тому могут служить регулярно проводимые в Казахстане международные симпозиумы и конференции, ежегодные выставки, смотры и фестивали народного творчества, на которых обсуждаются проблемы сохранения культурного наследия, трансляции и возрождения национальных традиций.
В настоящее время создана сеть учреждений культуры и образования, которые решают эти задачи. Это многочисленные дома и дворцы культуры, дома и клубы детского творчества, фольклорные и этнокультурные центры, музыкальные и художественные школы, дома дружбы, малые ассамблеи, воскресные школы и школы искусств.
К сожалению, сегодня большинство этих организаций, особенно организации дополнительного образования, ориентированы, прежде всего, на детскую аудиторию, а подростки оказываются в роли пассивных зрителей. А ведь именно в подростковом возрасте происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения и формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни.
«Молодое поколение, не усвоившее духовные ценности своего народа, уроки родной истории, может захлебнуться волной глобализации и пойти на поводу различных догматических течений. Это означает, что наш долг - воспитать молодых казахстанцев в духе патриотизма, любви к родному народу», - отметил Президент Н.А. Назарбаев (35). Поэтому, рассматривая культуру в педагогическом аспекте, необходимо искать новые пути и средства приобщения подростков к народной художественной культуре.
Таким образом, существует противоречие между большим воспитательным потенциалом традиционной народной культуры и недостаточным использованием возможностей досуговой деятельности в процессе ее актуализации среди детей, и особенно подростков.
На актуальность данной проблемы влияет среда, в которой живет современный подросток, откуда он постигает знания, усваивает нормы. Общеизвестно, что такой средой сегодня часто является не семья, не школа. Большую часть необходимой информации подростки получают с помощью интернет ресурсов. Дети XXI века с раннего возраста общаются с компьютерной техникой, и это общение можно и нужно использовать для реализации педагогических задач воспитания личности.
Обозначенные проблемы явились основой исследования на тему «Народная художественная культура в воспитании личности ребенка».
Объект исследования - воспитательный потенциал народной художественной культуры.
Предмет исследования - условия формирования личности подростка средствами народной художественной культуры в условиях дополнительного образования.
В своем исследовании мы опирались на опыт работы молодежной студии «Медиа-дизайн» Дворца развития и творчества детей и молодежи г. Рудного. Студия - это своеобразная учебная и экспериментальная площадка для воплощения идей и творческой энергии. Используя уже апробированные телевизионные фото, видео и компьютерные технологии решаются вопросы воспитания. Занимаясь в студии, через вовлечение в творческую деятельность, участвуя в мероприятиях, молодые люди не просто узнают (получают информацию), но и усваивают духовно-нравственные правила, составляющие основу любой традиционной культуры. Если сначала дети говорят: «у них когда-то было, они когда-то умели», то в процессе занятий появляется уверенность: «у нас есть, мы это умеем».
Цель исследования: теоретически и практически обосновать роль народной художественной культуры в формировании личности подростков в условиях дополнительного образования.
Задачи:
- раскрыть воспитательный потенциал народной художественной культуры в формировании личности подростка;
- показать роль организаций дополнительного образования в воспитании детей и подростков;
- проанализировать деятельность учреждения дополнительного образования на примере Дворца развития и творчества детей и молодежи г. Рудного;
- рассмотреть технологии формирования личности подростков в условиях творческой деятельности (на примере молодежной студии «Медиа-дизайн).
Источниковую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных культурологов, этнологов, социологов, педагогов, публикации ученых в области теории и истории народной художественной культуры, этнохудожественного воспитания и образования, организации досуга и самодеятельного народного творчества.
Содержание понятия народная культура и заложенные в ней духовно-нравственные ценности нашли отражение в трудах российских ученых: А.С. Каргина, Т.И. Баклановой, Т.С. Комаровой, Д.С. Лихачева, М.А. Некрасовой, Т.Я. Шпикаловой.
На необходимость приобщения детей к народной культуре, народному фольклору указывали в своих трудах многие великие педагоги: Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Г.С. Виноградов.
А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков, раскрывают общие вопросы комплексного изучения традиционной культуры народа, излагают варианты ее использования в современном педагогическом процессе, затрагивают аспекты повышения роли культурно-досуговых учреждений в воспитании личности.
Кроме этого использовались законодательные, нормативные и методические документы, энциклопедическая и справочная литература, анализировались материалы региональных отделов образования и культуры, изучены отчеты проведенных мероприятий, смотров, фестивалей, конкурсов, обобщен опыт творческой деятельности молодежных любительских коллективов.
В качестве методов исследования были использованы:
- теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой теме;
- изучение педагогического опыта учреждений дополнительного образования;
- наблюдение, опрос, тестирование;
- анализ опытно-экспериментального исследования.
База исследования: Дворец развития и творчества детей и молодежи г. Рудного, студия «Медиа-дизайн» (учащиеся 13-18 лет).
Гипотеза исследования заключается в том, что вопросы формирования личности средствами народной художественной культуры могут быть решены при включении личности в творческую активную деятельность, а также при использовании как традиционных, так и современных способов в реализации образовательной программы.
Теоретическая значимость исследования заключаются в том, что сделана попытка раскрыть потенциал молодежных объединений в деле сохранения и развития народной художественной культуры, более широкого использования традиций народной художественной культуры в содержании учебной и творческой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный материал будет интересен руководителям творческих коллективов, студентам, педагогам дополнительного образования.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Система обычаев и традиций любого народа - это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.
Традиционная культура предлагает нам важнейшие нравственно-этические, эстетические и даже политико-правовые нормы и ценности, которые служат регуляторами повседневного поведения народа. Задумки и действия наших современников во многом определяются именно традиционными представлениями о таких важнейших ценностях как долг, честь, справедливость, добро, зло, должное, неприемлемое и т.д.
Обычаи и традиции любого народа, это его «приданое» при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля. Надежду на самостоятельное будущее имеют только те народы, кто не растерял свои традиции и ценности. Только так, опираясь на традиции, постоянно совершенствуясь и определяя для себя высокие планки, народ может обрести единство нации и укрепление национального духа.(36)
Дополнительное образование - это один из социальных институтов детства, который создан для детей, их обучения, воспитания и развития. Учреждения дополнительного образования способны влиять на качество жизни, так как приобщают детей и подростков к здоровому образу жизни, организуют досуг, заполняют свободное время полезной интеллектуальной, спортивной, технической, художественно-эстетической деятельностью.
В процессе занятий в различных кружках дети приобщаются к народной художественной культуре, знакомятся с традициями, праздниками, обычаями. Участие детей в создании творческого продукта (песни, танца или фотографии), способствует развитию творческого потенциала, развиваются творческие способности и интересы, формируются гражданские и нравственные качества.
Любительское творчество в системе дополнительного образования служит толчком к профессиональному самоопределению.
Система дополнительно образования по сравнению со школой обладает большей свободой действий, открытостью, мобильностью и гибкостью творческой деятельности педагогов. Благодаря этому, она способна быстрее реагировать на запросы детей и подростков, быстрее внедрять и апробировать инновационные методы и технологии в работе с детьми.
С целью развития и совершенствования творческого потенциала подростков выстраивается работа в молодежной студии «Медиа-дизайн» Дворца развития и творчества детей и молодежи города Рудный Костанайской области. Создание такого коллектива вызвано требованиями современности. Сейчас, когда информационные технологии получили широкое развитие и стали, в какой то степени, символом эпохи, вполне естественно, что у многих подростков возникает желание попробовать свои силы в данном направлении.
Студия «Медиа-дизайн» - это популяризация и пропаганда компьютерных технологий и знаний, показ новых технических и программных разработок, обучение их использования, создание условий для реализации подростками своих творческих возможностей и раскрытия личностных качеств. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.
К настоящему времени в студии сложился определенный коллектив из детей, которым интересно все и они готовы узнавать все больше и больше.
1. Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 1995. № 3.
2. Алиева Л.В. Специфика профессиональной позиции педагога дополнительного образования // Жур. Внешкольник №42004, изд. Центр развития системы дополнительного образования детей, Красногорск.
3. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства/ П.Г. Богатырев. М. : Искусство, 1971. 543 с.
4. Ботнарь В.Д. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. - М., 1993.
5. Бояринцева А.В. Дополнительное образование сегодня/ А.В. Бояринцева // Журнал «Новые ценности образования. Принцип дополнительности». 2006. Вып. 4 (28). С. 105-109.
6. Буланова Л., Кононова Н. Методические службы учреждений
дополнительного образования: многообразие российских моделей//
Народное образование. -2009. -№2. -С98-105.
7. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 6. - С.57-67.
8. Гарифуллина Р.С. Приоритеты духовно-нравственного развития личности/Р.С. Гарифуллина//Вестник МГУКИ.2006.№4.С.103- 108.
9. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/ В.П. Голованов. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 239 с.
10. Горский В.А., Ходунова Л.Н. // Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании // Жур. Дополнительное образование №3, 2003.; издат-во: ООО Стратим., Рыбинск.
11. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации/ Р.Г. Гурова// Педагогика. 2000. №10. С. 32-38.
12. Доклад РК о состоянии толерантности и профилактики экстремизма в Казахстане. - Алматы, 2004.
13. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений./ Под ред. О.Е. Лебедева. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
14. Духовные ценности и молодежь: материалы межвузовской научно-практической конференции. Орел : ОГИИК, 1999. 186 с.
15. Егорова А.В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в России// Воспитание школьников. - 2009.-№6.-С33-36.
16. Едошина А. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. - М., Валадос, 2010, 103 с.
17. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016)http://online.zakon.kz/Document/?doc id=30118747#pos=336;-271
18. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей/ И.Н. Иваненко //Дополнительное образование, 2005. № 9. С. 21 - 23.
19. Каргин А.С. Народное художественное творчество: структура, формы, свойства/ А.С. Каргин. М. : Музыка, 1990. 144 с.
20. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 2005.
21. Кононова Н., Баланова Л., Шибеко Н. Как разработать программу развития учреждения дополнительного образования детей.// Народное образование. -2009. -№7 .-С69-175.
22. Куприянов Б. В. Человек - деятельность - общество: функции учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт).- 2006. - № 4. - С. 13-15.
23. Михайлова Л.И. Народное художественное творчество как социокультурное явление/ Л.И. Михайлова. Пермь : ПГИК, 1994. 176 с.
24. Народная художественная культура: учебник/ под ред.
Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. М.: МГУКИ, 2000. 344 с.
25. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; науч. ред. Н.Б. Крылова. - М.: Академия, 2006. - 228 с.
26. Подласый И.П. Педагогика.- М.,2002.
27. Советский энциклопедический словарь. - М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1979. - с.614.
28. Соломатина Т.Б., Насибова С.В. Социально - педагогические инициативы в деятельности учреждений дополнительного образования детей// Наука и школа.-2008.-№2.-С37-39.
29. Стадникова Л.А. Художественное творчество - фактор
воспитания личности // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 765-768.
30. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей//Народное образование.-2007.-№3.- С258-266.
31. Токарева В.В. Актуализация традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности / В.В. Токарева // Доклад: матер. науч.-практич. конф. «Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям».
32. Шапинская Е.Н. С.А. Иванов, Н.И. Киященко. Образование и
искусство в формировании целостной личности. - М.: Школа-Вуз-
Академия, 2002
33. Шевченко С.А. Формирование культурно-досуговой компетентности старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей// Сибирский педагогический журнал.-2008.-№3.-С323- 330.
34. Шендрик А. И. Теория культуры. - М.: Издательство
политической литературы «Единство», 2002.
35. http://assembly.kz/ru/news/pod-flagom-25-letiya-nezavisimosti(2.2)
36. http://fandag.ru/publ/14-1 -0-58традиции
37. http://visitkazakhstan.kz/ru/about/78обычаи