Интерактивные методы обучения, как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации
|
Введение 4
1 Актуальные проблемы применения, активные методы обучения при
подготовке специалистов СПО 8
1.1 Нормативные и методические основы подготовки специалистов 8
1.2 Особенности разработки учебно-методического обеспечения при
использовании интерактивных методов обучения 22
2 Опытно-поисковая работа по выявлению условий формирования
профессиональных компетенций обучающихся посредством интерактивных методов обучения 37
2.1 Цели, задачи и условия реализации 37
2.2 Рекомендации по применению интерактивных методов обучения при
формировании профессиональных компетенций обучающихся по специальности «Технология продукции общественного питания» 48
Заключение 64
Библиографический список 67
Приложение
1 Актуальные проблемы применения, активные методы обучения при
подготовке специалистов СПО 8
1.1 Нормативные и методические основы подготовки специалистов 8
1.2 Особенности разработки учебно-методического обеспечения при
использовании интерактивных методов обучения 22
2 Опытно-поисковая работа по выявлению условий формирования
профессиональных компетенций обучающихся посредством интерактивных методов обучения 37
2.1 Цели, задачи и условия реализации 37
2.2 Рекомендации по применению интерактивных методов обучения при
формировании профессиональных компетенций обучающихся по специальности «Технология продукции общественного питания» 48
Заключение 64
Библиографический список 67
Приложение
Современная Россия характеризуется ускоренными темпами развития в определенных сферах социальной и научной жизни, отсюда стране нужны грамотные, способные к самостоятельности и предпринимательству, инициативные, ответственные работники.
В связи с тем, что выпускникам различных образовательных организаций для адаптации в современных социально-экономических условиях стало недостаточно только знаний и умений, полученных во время обучения, в современном образовании формируются такие понятия, как «компетентность», «компетенции», которыми должны овладеть все обучающиеся различных ступеней образования.
На сегодняшний день в организациях СПО существует ряд проблем, среди которых существенными можно назвать: слабую профессиональную ориентацию; ограниченные представления о перспективах и содержании труда по выбранной профессии; отсутствие мотивации в получении профессий для производственной сферы; ориентацию на будущее трудоустройство не по специальности, что приводит к демотивации в освоении специальных компетенций; подготовку специалистов, не соответствующих требованиям производства.
Поэтому нужно отходить от жесткой схемы обучения, применять интерактивные методы, тогда начнет повышаться эффективность учебного процесса в области овладения общими методами познания и формирования профессиональных компетенций обучающихся.
Интерактивные технологии используются для организации и регламентирования внеаудиторной работы обучающихся, чтобы поставить ее под преподавательский контроль. Профессиональные навыки напрямую зависят не только от способности обучающихся получать, обрабатывать и применять полученную информацию, но, в первую очередь, от средств формирования профессиональных компетенций обучающихся профессиональной образовательной организации.
Проблема данного исследования заключается в поиске и обосновании возможностей интерактивных методов для активизации формирования профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации. Это послужило основанием для выбора темы квалификационной работы «Интерактивные методы обучения, как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации».
Объект исследования - образовательный процесс, базирующийся на широком использовании интерактивных методов.
Предмет исследования - способы формирования профессиональных компетенций обучающихся с использованием интерактивных методов на базе профессиональной образовательной организации.
Цель исследования - выявить и обосновать возможности применения интерактивных методов обучения в профессиональной образовательной организации.
Гипотеза: обучение в профессиональной образовательной организации посредством использования интерактивных методов способно обогатить существующий арсенал педагогических технологий, обеспечить формирование профессиональных компетенций обучающихся, способствовать поиску новых возможностей дополнительной мотивации обучения, если:
- обеспечено активное участие обучающихся в подготовке, создании и дополнении дидактических ресурсов образовательной организации, благодаря включению обучающихся в процесс поиска и решения профессионально ориентированных задач, стимулированию коллективных форм работы в процессе прохождения производственной практики, выполнения курсовых проектов, выпускных квалификационных работ;
- отношения преподавателя и обучающегося при создании образовательных ресурсов принимают форму взаимного сотрудничества;
- за преподавателем сохранена ответственность за результаты совместной деятельности;
- учебно-практическая деятельность служит основным механизмом для эффективного применения интерактивных методов обучения, которые позволяют сформировать у обучающихся профессиональные компетенции. В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и дать оценку нормативным и методическим основам подготовки специалистов в профессиональной образовательной организации.
2. Обозначить особенности разработки учебно-методического обеспечения при использовании интерактивных методов обучения.
3. Провести экспериментальную часть по выявлению профессиональных компетенций обучающихся.
4. Разработать и апробировать методические рекомендации по
формированию профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации посредством интерактивных методов обучения; разработать урок-проект с использованием интерактивных методов обучения.
Методологическими и теоретическими основами исследования служат теория познания и деятельности, идеи организации педагогического процесса в СПО с позиций системного (В.П.Беспалько, В.Н.Садовский, Г.Н.Сериков, Э.Г.Юдин), деятельностного (А.Н.Асмолов, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Г.Гостев, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина), технологического (Н.А.Алексеев, А.С.Белкин, Б.Блум, Э.Ф.Зеер, Т.А.Ильина, М.В.Кларин, Е.В.Романов, Г.К.Селевко) подходов; теория профессионального образования (С.Я.Батышев, АЛ.Беляева, А.Г.Гостев, Е.А.Климов, О.В.Лешер, А.Н.Сергеев, И.П Смирнов); научные труды по проблеме формирования умений (Б.П.Есипов, Т.А.Ильина, М.Н.Скаткин, А.В.Усова, В.П.Ушачев, 6
В.Л.Ямпольский); теоретические и практические разработки использования интерактивных методов в профессиональной образовательной организации (Н.К. Криони, Е.Ю. Рябова, А.А. Сухомлинова, А.О. Черникова и др.).
Определение интерактивных методов обучения, связанных с формированием профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации было осуществлено на основе работ Н.В. Абрамковой, В.И. Блинова, Е.Ю. Есениной, Е.В. Зарукиной, Ю.С. Сергеевой, и др. На основе работ этих и других авторов определялись современные, эффективные формы организации СПО.
Методами исследования стали: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, научной и специальной литературы; обобщение и систематизация информации; эмпирические (наблюдение, тестирование, беседа, обобщение педагогического опыта); экспериментальные (опытно-экспериментальная работа); математическая и компьютерная обработка данных, наглядное представление результатов.
Экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВО «ЧелГУ» колледж ЧелГу (г. Челябинск, ул. Кронштадская, 10).
Практическая значимость исследования. Разработанные методические рекомендации могут быть использованы профессиональными образовательными организациями, мастерами и управленческими работниками профессиональных училищ и лицеев, общеобразовательных школ, средних специальных и высших образовательных организаций; методическими службами в процессе подготовки и переподготовки преподавателей.
Структура квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.
В связи с тем, что выпускникам различных образовательных организаций для адаптации в современных социально-экономических условиях стало недостаточно только знаний и умений, полученных во время обучения, в современном образовании формируются такие понятия, как «компетентность», «компетенции», которыми должны овладеть все обучающиеся различных ступеней образования.
На сегодняшний день в организациях СПО существует ряд проблем, среди которых существенными можно назвать: слабую профессиональную ориентацию; ограниченные представления о перспективах и содержании труда по выбранной профессии; отсутствие мотивации в получении профессий для производственной сферы; ориентацию на будущее трудоустройство не по специальности, что приводит к демотивации в освоении специальных компетенций; подготовку специалистов, не соответствующих требованиям производства.
Поэтому нужно отходить от жесткой схемы обучения, применять интерактивные методы, тогда начнет повышаться эффективность учебного процесса в области овладения общими методами познания и формирования профессиональных компетенций обучающихся.
Интерактивные технологии используются для организации и регламентирования внеаудиторной работы обучающихся, чтобы поставить ее под преподавательский контроль. Профессиональные навыки напрямую зависят не только от способности обучающихся получать, обрабатывать и применять полученную информацию, но, в первую очередь, от средств формирования профессиональных компетенций обучающихся профессиональной образовательной организации.
Проблема данного исследования заключается в поиске и обосновании возможностей интерактивных методов для активизации формирования профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации. Это послужило основанием для выбора темы квалификационной работы «Интерактивные методы обучения, как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации».
Объект исследования - образовательный процесс, базирующийся на широком использовании интерактивных методов.
Предмет исследования - способы формирования профессиональных компетенций обучающихся с использованием интерактивных методов на базе профессиональной образовательной организации.
Цель исследования - выявить и обосновать возможности применения интерактивных методов обучения в профессиональной образовательной организации.
Гипотеза: обучение в профессиональной образовательной организации посредством использования интерактивных методов способно обогатить существующий арсенал педагогических технологий, обеспечить формирование профессиональных компетенций обучающихся, способствовать поиску новых возможностей дополнительной мотивации обучения, если:
- обеспечено активное участие обучающихся в подготовке, создании и дополнении дидактических ресурсов образовательной организации, благодаря включению обучающихся в процесс поиска и решения профессионально ориентированных задач, стимулированию коллективных форм работы в процессе прохождения производственной практики, выполнения курсовых проектов, выпускных квалификационных работ;
- отношения преподавателя и обучающегося при создании образовательных ресурсов принимают форму взаимного сотрудничества;
- за преподавателем сохранена ответственность за результаты совместной деятельности;
- учебно-практическая деятельность служит основным механизмом для эффективного применения интерактивных методов обучения, которые позволяют сформировать у обучающихся профессиональные компетенции. В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и дать оценку нормативным и методическим основам подготовки специалистов в профессиональной образовательной организации.
2. Обозначить особенности разработки учебно-методического обеспечения при использовании интерактивных методов обучения.
3. Провести экспериментальную часть по выявлению профессиональных компетенций обучающихся.
4. Разработать и апробировать методические рекомендации по
формированию профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации посредством интерактивных методов обучения; разработать урок-проект с использованием интерактивных методов обучения.
Методологическими и теоретическими основами исследования служат теория познания и деятельности, идеи организации педагогического процесса в СПО с позиций системного (В.П.Беспалько, В.Н.Садовский, Г.Н.Сериков, Э.Г.Юдин), деятельностного (А.Н.Асмолов, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Г.Гостев, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина), технологического (Н.А.Алексеев, А.С.Белкин, Б.Блум, Э.Ф.Зеер, Т.А.Ильина, М.В.Кларин, Е.В.Романов, Г.К.Селевко) подходов; теория профессионального образования (С.Я.Батышев, АЛ.Беляева, А.Г.Гостев, Е.А.Климов, О.В.Лешер, А.Н.Сергеев, И.П Смирнов); научные труды по проблеме формирования умений (Б.П.Есипов, Т.А.Ильина, М.Н.Скаткин, А.В.Усова, В.П.Ушачев, 6
В.Л.Ямпольский); теоретические и практические разработки использования интерактивных методов в профессиональной образовательной организации (Н.К. Криони, Е.Ю. Рябова, А.А. Сухомлинова, А.О. Черникова и др.).
Определение интерактивных методов обучения, связанных с формированием профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации было осуществлено на основе работ Н.В. Абрамковой, В.И. Блинова, Е.Ю. Есениной, Е.В. Зарукиной, Ю.С. Сергеевой, и др. На основе работ этих и других авторов определялись современные, эффективные формы организации СПО.
Методами исследования стали: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, научной и специальной литературы; обобщение и систематизация информации; эмпирические (наблюдение, тестирование, беседа, обобщение педагогического опыта); экспериментальные (опытно-экспериментальная работа); математическая и компьютерная обработка данных, наглядное представление результатов.
Экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВО «ЧелГУ» колледж ЧелГу (г. Челябинск, ул. Кронштадская, 10).
Практическая значимость исследования. Разработанные методические рекомендации могут быть использованы профессиональными образовательными организациями, мастерами и управленческими работниками профессиональных училищ и лицеев, общеобразовательных школ, средних специальных и высших образовательных организаций; методическими службами в процессе подготовки и переподготовки преподавателей.
Структура квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.
Настоящее исследование является попыткой обобщения материала по проблеме формирования профессиональных компетенций обучающихся условиях профессиональной образовательной организации посредством интерактивных методов обучения.
Изучив теоретические аспекты формирования профессиональных компетенций и интерактивных методов обучения в организациях среднего профессионального образования, были сделаны следующие выводы:
1. К основным преимуществам интерактивных методов обучения как средства формирования профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации, можно отнести следующие: активизирование всех обучающихся; повышение мотивации к обучению; выбор разнообразных форм работы на занятии; применение знаний на практике; самостоятельная работа обучающихся; развитие умственной деятельности; развитие умения работать в команде; возможность выявить разные точки зрения; воспитание культуры общения; облегчение восприятия нового материала; стимулирование познавательной активности; повышение самооценки и удовлетворение от своего труда; приучение слушать, понимать, реагировать на собеседника. То есть, интерактивные методы способствуют развитию коммуникативной компетенции, а следовательно и профессиональной компетенции.
2. В процессе развития и распространения интерактивных методов
обучения существуют серьезные недостатки: слабая разработанность теоретических основ использования; недостаточное методическое обеспечение применения; отсутствие комплексного использования в органическом сочетании с традиционными; слабое включение преподавателей, т.к. интерактивное обучение остается для них сферой передового педагогического опыта. Вследствие чего было определено, что разработка методических рекомендаций по формированию профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации посредством интерактивных методов обучения - объективная необходимость сегодняшнего дня.
В практической части исследования были разработаны методические рекомендации по формированию профессиональных компетенций обучающихся посредством интерактивных методов обучения в условиях колледжа, выделена цель, задачи и условия реализации программы, разработан урок-проект «Технологический процесс приготовления борщей, рассольников, солянок, щей».
Методические рекомендации - часть основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация процесса приготовления и приготовление сложной горячей кулинарной продукции соответствующих компетенций.
Оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля определялась по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений.
Оценку «отлично» получили обучающиеся экспериментальной группы в количестве 6 человек (50 %), обучающимся контрольно группы в
количестве 4 человек (33%). Оценку «хорошо» получили обучающиеся экспериментальной и контрольной группы в количестве 5 человек (по 42%). Оценку «удовлетворительно» получили обучающиеся экспериментальной группы в количестве 1 человек (8%) и обучающимся контрольной группы в количестве 3 человека (25%). Оценки «неудовлетворительно» нет в обеих группах (0%).
Результаты исследования показали, что применение в обучении интерактивных методов приводит к более высоким показателям сформированности профессиональных компетенций обучающихся в колледже.
Данная квалификационная работа не исчерпывает всей полноты рассматриваемой темы. Дальнейшее ее исследование может быть продолжено в направлении разработки комплекса инновационных методик по формированию профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации.
Изучив теоретические аспекты формирования профессиональных компетенций и интерактивных методов обучения в организациях среднего профессионального образования, были сделаны следующие выводы:
1. К основным преимуществам интерактивных методов обучения как средства формирования профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации, можно отнести следующие: активизирование всех обучающихся; повышение мотивации к обучению; выбор разнообразных форм работы на занятии; применение знаний на практике; самостоятельная работа обучающихся; развитие умственной деятельности; развитие умения работать в команде; возможность выявить разные точки зрения; воспитание культуры общения; облегчение восприятия нового материала; стимулирование познавательной активности; повышение самооценки и удовлетворение от своего труда; приучение слушать, понимать, реагировать на собеседника. То есть, интерактивные методы способствуют развитию коммуникативной компетенции, а следовательно и профессиональной компетенции.
2. В процессе развития и распространения интерактивных методов
обучения существуют серьезные недостатки: слабая разработанность теоретических основ использования; недостаточное методическое обеспечение применения; отсутствие комплексного использования в органическом сочетании с традиционными; слабое включение преподавателей, т.к. интерактивное обучение остается для них сферой передового педагогического опыта. Вследствие чего было определено, что разработка методических рекомендаций по формированию профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации посредством интерактивных методов обучения - объективная необходимость сегодняшнего дня.
В практической части исследования были разработаны методические рекомендации по формированию профессиональных компетенций обучающихся посредством интерактивных методов обучения в условиях колледжа, выделена цель, задачи и условия реализации программы, разработан урок-проект «Технологический процесс приготовления борщей, рассольников, солянок, щей».
Методические рекомендации - часть основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация процесса приготовления и приготовление сложной горячей кулинарной продукции соответствующих компетенций.
Оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля определялась по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений.
Оценку «отлично» получили обучающиеся экспериментальной группы в количестве 6 человек (50 %), обучающимся контрольно группы в
количестве 4 человек (33%). Оценку «хорошо» получили обучающиеся экспериментальной и контрольной группы в количестве 5 человек (по 42%). Оценку «удовлетворительно» получили обучающиеся экспериментальной группы в количестве 1 человек (8%) и обучающимся контрольной группы в количестве 3 человека (25%). Оценки «неудовлетворительно» нет в обеих группах (0%).
Результаты исследования показали, что применение в обучении интерактивных методов приводит к более высоким показателям сформированности профессиональных компетенций обучающихся в колледже.
Данная квалификационная работа не исчерпывает всей полноты рассматриваемой темы. Дальнейшее ее исследование может быть продолжено в направлении разработки комплекса инновационных методик по формированию профессиональных компетенций обучающихся в профессиональной образовательной организации.
Подобные работы
- ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ И МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЛЕНИНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Интерактивные методы обучении как средство формирования профессиональных компетенции обучающихся в профессиональной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством интерактивных методов обучения в начальной школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Кейс-метод как средство формирования профессиональной компетентности у обучающихся в системе профессионального образования (на примере автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Ижевский финансово-юридический колледж»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Применение интерактивных методов обучения при изучении темы «Техногенные опасности» у обучающихся средних классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2021 - Формы интерактивного обучения биологии как элемент развития творческих способностей обучающихся
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



