Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1 Закономерности развития коммуникативных умений в
онтогенезе 9
1.2 Особенности развития коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня 23
1.3 Условия психолого-педагогического сопровождения развития
коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня 30
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 40
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ 42
2.1 Изучение уровня развития коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 42
2.2 Содержание работы по психолого-педагогическому
сопровождению развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня 54
2.3 Результаты экспериментальной работы по психолого-педагогическому сопровождению развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3
уровня 66
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1 Закономерности развития коммуникативных умений в
онтогенезе 9
1.2 Особенности развития коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня 23
1.3 Условия психолого-педагогического сопровождения развития
коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня 30
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 40
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ 42
2.1 Изучение уровня развития коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 42
2.2 Содержание работы по психолого-педагогическому
сопровождению развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня 54
2.3 Результаты экспериментальной работы по психолого-педагогическому сопровождению развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3
уровня 66
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современное общество нуждается в коммуникабельных образованных кадров, способных быстро включаться в трудовую деятельность. От уровня овладения коммуникативными навыками зависит не только адаптация детей в образовательном учреждении, но и их социализация, успех в профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, возможно, личное счастье.
Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития. По мнению Т.Д. Марцинковской, погашение таких негативных явлений в поведении, как агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность, зависит и от своевременной помощи, и от полноценности развития ребенка в период дошкольного детства.
Огромную роль в коммуникативном развитии ребенка играет его общение и со взрослыми, что подтверждается многочисленными исследованиями (Л.Г. Галигузова, Т.М. Землятухина, С.В. Корницкая, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, R. Spitz). Недостаточность общения со взрослыми в раннем и дошкольном возрасте приводит к глубокому недоразвитию.
Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования уделяет большое внимание социально - коммуникативному развитию дошкольников, которое должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Формирование коммуникативных умений вследствие своей социальной значимости приобретает особую актуальность для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).
В настоящее время наблюдается рост числа детей с речевыми проблемами, в частности с ОНР. Наличие данного дефекта препятствует становлению у детей полноценных коммуникативных связей, провоцирует дезаптивные процессы в социальной сфере (Т.Н. Волковская, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Реализация ФГОС для детей с нарушениями речи и реализация вариативных моделей их обучения актуализирует проблему коммуникативного развития таких детей, овладение детьми средствами и способами взаимодействия с окружающими.
Проблема коммуникативного развития детей с речевыми нарушениями привлекает внимание ученых (логопедов, педагогов, психологов) и практиков.
В педагогике проблема формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста изучается Е.В. Кобленской, И,В, Лабутовой, Р.А. Максимовой, Е.Е. Боровковой, М.Е. Дашкиным, Ю.Н. Емельяновым и др.).
В логопедии проблема преодоления ОНР у дошкольников в процессе обучения и воспитания освещена в трудах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Р.Е. Левиной. Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста с ОНР исследуется О.С. Павловой, Л.Г. Соловьевой и др. Проблема формирования коммуникативных умений и дошкольников с ОНР рассматривается в работах Е.Г. Федосеевой. Вклад в разработку адаптированной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи внесли Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева, Л.В. Лопатина, Н.А. Ноткина, Н.Н. Яковлева.
В психологии проблема влияния общения на развитие речи изучается М.И. Лисиной, М. Винце, Э. Пиклер, А.Г. Рузской, А. Рейнстейн.
На практике развитием коммуникативно-речевых умений детей посредством театрально-игровой деятельности занимаются учителя - логопеды детского сада С. Ухабова, Я.Л. Юдина, педагог-психолог И.С. Захарова.
В месте с тем анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования коммуникативных умений у дошкольников с ОНР недостаточно исследована, в частности не в полной мере изучены педагогические условия реализации данного процесса.
С учетом актуальности проблемы была сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня».
Цель: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить комплекс занятий по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Объект: процесс развития коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Предмет: коррекционная работа по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
3. Разработать комплекс занятий по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня в процессе психолого-педагогического сопровождения.
4. Экспериментальным путем проверить эффективность комплекса занятий по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня будет более успешным, если будет разработан и реализован комплекс специальных коррекционных занятий, реализуемый в условиях в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Теоретическая база исследования: основные положения теории онтогенетического подхода в дефектологических исследованиях , связанных с общностью закономерностей психического развития в норме и при патологии (Л.С. Выготский, М.С. Коган, Е.М. Мастюкова и др.); основные положения теории речевой деятельности (И.А. Зимняя, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев и др.), согласно которой коммуникативные способности рассматриваются как высшие психические функции, которые в своем становлении детерминированы деятельностью; положения коммуникативно-деятельностного подхода к диагностике и коррекции речевого развития (О.Е. Громова, Г.В. Чиркина, Е.В. Шереметьева, Т.Б. Филичева и др.).
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 118 п. Полевой».
Научная новизна: определены условия развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Практическая значимость: уточнено понятие коммуникативных умений, выявлены закономерности их развития в онтогенезе, определены особенности их развития у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, определены условия психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня, разработан комплекс занятий по развитию коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Методы исследования: изучение литературы, документации ДОУ, анкетирование, использование диагностических методик, наблюдение детей в свободной игровой деятельности, игровой метод, метод моделирования ситуаций с диалогом.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, списка использованных источников, приложения.
Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития. По мнению Т.Д. Марцинковской, погашение таких негативных явлений в поведении, как агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность, зависит и от своевременной помощи, и от полноценности развития ребенка в период дошкольного детства.
Огромную роль в коммуникативном развитии ребенка играет его общение и со взрослыми, что подтверждается многочисленными исследованиями (Л.Г. Галигузова, Т.М. Землятухина, С.В. Корницкая, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, R. Spitz). Недостаточность общения со взрослыми в раннем и дошкольном возрасте приводит к глубокому недоразвитию.
Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования уделяет большое внимание социально - коммуникативному развитию дошкольников, которое должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Формирование коммуникативных умений вследствие своей социальной значимости приобретает особую актуальность для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).
В настоящее время наблюдается рост числа детей с речевыми проблемами, в частности с ОНР. Наличие данного дефекта препятствует становлению у детей полноценных коммуникативных связей, провоцирует дезаптивные процессы в социальной сфере (Т.Н. Волковская, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Реализация ФГОС для детей с нарушениями речи и реализация вариативных моделей их обучения актуализирует проблему коммуникативного развития таких детей, овладение детьми средствами и способами взаимодействия с окружающими.
Проблема коммуникативного развития детей с речевыми нарушениями привлекает внимание ученых (логопедов, педагогов, психологов) и практиков.
В педагогике проблема формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста изучается Е.В. Кобленской, И,В, Лабутовой, Р.А. Максимовой, Е.Е. Боровковой, М.Е. Дашкиным, Ю.Н. Емельяновым и др.).
В логопедии проблема преодоления ОНР у дошкольников в процессе обучения и воспитания освещена в трудах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Р.Е. Левиной. Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста с ОНР исследуется О.С. Павловой, Л.Г. Соловьевой и др. Проблема формирования коммуникативных умений и дошкольников с ОНР рассматривается в работах Е.Г. Федосеевой. Вклад в разработку адаптированной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи внесли Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева, Л.В. Лопатина, Н.А. Ноткина, Н.Н. Яковлева.
В психологии проблема влияния общения на развитие речи изучается М.И. Лисиной, М. Винце, Э. Пиклер, А.Г. Рузской, А. Рейнстейн.
На практике развитием коммуникативно-речевых умений детей посредством театрально-игровой деятельности занимаются учителя - логопеды детского сада С. Ухабова, Я.Л. Юдина, педагог-психолог И.С. Захарова.
В месте с тем анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования коммуникативных умений у дошкольников с ОНР недостаточно исследована, в частности не в полной мере изучены педагогические условия реализации данного процесса.
С учетом актуальности проблемы была сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня».
Цель: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить комплекс занятий по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Объект: процесс развития коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Предмет: коррекционная работа по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
3. Разработать комплекс занятий по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня в процессе психолого-педагогического сопровождения.
4. Экспериментальным путем проверить эффективность комплекса занятий по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня будет более успешным, если будет разработан и реализован комплекс специальных коррекционных занятий, реализуемый в условиях в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Теоретическая база исследования: основные положения теории онтогенетического подхода в дефектологических исследованиях , связанных с общностью закономерностей психического развития в норме и при патологии (Л.С. Выготский, М.С. Коган, Е.М. Мастюкова и др.); основные положения теории речевой деятельности (И.А. Зимняя, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев и др.), согласно которой коммуникативные способности рассматриваются как высшие психические функции, которые в своем становлении детерминированы деятельностью; положения коммуникативно-деятельностного подхода к диагностике и коррекции речевого развития (О.Е. Громова, Г.В. Чиркина, Е.В. Шереметьева, Т.Б. Филичева и др.).
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 118 п. Полевой».
Научная новизна: определены условия развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Практическая значимость: уточнено понятие коммуникативных умений, выявлены закономерности их развития в онтогенезе, определены особенности их развития у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, определены условия психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня, разработан комплекс занятий по развитию коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Методы исследования: изучение литературы, документации ДОУ, анкетирование, использование диагностических методик, наблюдение детей в свободной игровой деятельности, игровой метод, метод моделирования ситуаций с диалогом.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, списка использованных источников, приложения.
В данной работе проблема психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР рассмотрена нами в теоретическом и практическом аспектах.
Методологической предпосылкой нашего исследования явилось уточнение базовых понятий: «коммуникативные умения» и «психолого- педагогическое сопровождение». Содержание понятия «коммуникативные умения» проанализированы в философской (М.С. Коган, Б.Д. Парыгин), в психологической (Л.С. Выготский, Г.М. Андреева, В.А. Кан -Калик и др.) и педагогической (В.А. Сухомлинский, А.В. Мудрик) литературе. У большинства числа исследователей отсутствует единый подход к интерпретации данного понятия. Поскольку в данной работе речь идет о детях старшего дошкольного возраста, мы будем придерживаться определения С.В. Конченко: в дошкольной педагогике коммуникативные умения - это коммуникативные действия дошкольников, а также их способность правильно выстраивать свое поведение и управлять им с учетом определенных задач общения. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается сегодня не просто как сумма разнообразных методов коррекционно -развивающей работы с детьми, но и как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Дискуссионной остается проблема классификации коммуникативных умений. Мы будем придерживаться классификации, предложенной А.А. Леонтьевым он выделяет следующие группы коммуникативных умений:
- информационно-коммуникативные умения: вступление в процесс общения (выражение просьбы, приветствия, поздравления, приглашения, вежливого обращения); ориентировка в партнерах и ситуациях общения (завязывание разговора со знакомыми и незнакомыми людьми; соблюдение правил культуры общения при общении со сверстниками, педагогами, родителями и др.; понимание конкретной ситуации, в которую поставлены собеседники, намерений, мотивов общения; соотнесение средств вербального и невербального общения (употребление слов и знаков вежливости; эмоциональное и содержательное выражение мыслей, использование жестов, мимики и символов; получение и снабжение информацией о себе и других предметах разговора; использование рисунков, таблиц, схем, группировка содержащегося в них материала;
- регуляционно-коммуникативных умений: согласование своих действий, мнений, установок с потребностями собеседника; доверие, помощь и поддержка товарищей по общению (умение уступить, честность, отсутствие уклонений ответов, готовность сказать о своих намерениях, умение дать совет самому и послушать совета другого, доверие своему собеседнику: сверстнику, педагогу, взрослым и д.р.); применение своих индивидуальных умений в процессе решения совместных задач; оценивание результатов совместного общения (оценивание себя и других критически, умение принять правильное решение, выразить согласие или несогласие, одобрение или неодобрение);
- аффективно-коммуникативных умений: умение разделить свои чувства, интересы, настроение с партнерами по общению; проявление чуткости, отзывчивости, сопереживания к собеседнику; оценивание эмоционального поведения друг друга.
Исследования И.Г. Андреевой, Л.В. Соколовой, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и др. позволили выделить нам следующие закономерности развития коммуникативных умений в онтогенезе. Поэтапное и последовательное их формирование при правильном ходе развития (иногда они могут опережать возраст ребенка). Первый этап формирования умений общения ребенка со взрослыми: умение использовать экспрессивно-мимические средства общения и умение владеть доязыковой речью, умение владеть предметно-действенными средствами общения и умение понимать речь взрослых, умение владеть устной и письменной речью. Второй этап формирования умений общения ребенка со сверстниками: умение вовлечения их в шалости, умение сотрудничать, умение устанавливать дружеские отношения, умение сопереживать.
Процесс развития коммуникативных умений - длительный и сложный. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня протекает сложнее. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня - это дети у которых в речи наблюдается недоразвитие каждого из компонентов языковой системы, лексики, грамматики, фонетики.
Анализ исследований коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, приведенных в работах В.А. Бородиной, О.Н. Двуреченской, Е.Е. Дмитриевой, Е.Ю. Кондратенко, Л.Г. Соловьевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и д.р. позволил нам выявить особенности их развития у данной категории детей: неспособность самостоятельной организации речевого взаимодействия, сотрудничества со сверстниками, сложности в овладении вербальными и невербальными средствами общения, несформированность умения сопереживать и сочувствовать партнеру.
Экспериментальная работа была направлена на подтверждение гипотезы о том, что развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня будет более успешным, если будет разработан и реализован комплекс специальных:
1) диагностика развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня;
2) организовано взаимодействие педагогов ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня и их родителями;
3) использованы формы и методы работы по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, учитывающие их возрастные и индивидуальные речевые возможности и сформированность коммуникативных умений.
Экспериментальная работа проводилась поэтапно. На первом этапе была проведена диагностика развития коммуникативных умений у детей экспериментальной группы по двум методикам: методика изучения коммуникативных умений у детей дошкольного возраста 4-7 лет («Рукавички»), авторы Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина и тест изучения умений детей старшего дошкольного возраста вступать в контакт, смело действовать при взаимодействии со взрослыми (социальная смелость), автор Е. Акулова.
Результаты диагностики показали, что дети охотнее идут на контакт со сверстниками, нежели со взрослыми, особенно с теми, с кем редко контактируют. По первой методике мы получили следующие результаты: высокий уровень имеет 8 % детей, средний - 69 % и низкий - 23 %. Обследование по второй методике показало, что высокий уровень не имеет ни один ребенок, средний - 32 %, низкий - 68 %. В общении со сверстниками не всегда проявляют активность, обращаются к товарищу по имени, умеют договариваться и оказывать друг другу помощь. В общении со взрослыми дети пассивны, испытывают страх и раздражение, речевые трудности и сложности в точной передаче информации. В обоих случаях девочки проявляют большую активность нежели мальчики.
На втором этапе нами был разработан и апробирован комплекс занятий психолого-педагогического сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. В ходе реализации комплекса занятий нами были проведены:
1) анкетирование родителей экспериментальной группы с целью выявления их готовности к сотрудничеству с педагогами ДОУ в развитии коммуникативных умений у детей, которое выявило низкую степень готовности и низкую педагогическую компетентность родителей;
2) были выбраны и реализованы методы и формы работы, соответствующие возрастным и индивидуальным речевым возможностям и сформированности коммуникативных умений, а также способствующие развитию речи: игровой метод моделирования ситуаций с диалогом, которые реализовывались на групповых занятиях;
3) осуществлялось взаимодействие с родителями в самых
разнообразных формах: родительский лекторий, коллективные и
индивидуальные беседы и консультации, собрания; семинары; тренинги и мастер-классы; страничка учителя-логопеда на сайте детского сада; ежедневное общение с родителями посредством тетрадей-дневников; проведение совместных мероприятий; привлечение к изготовлению инвентаря для игровых занятий, кукол, игрушек, костюмов; привлечение к оформлению книжного и игрового уголка в ДОУ с подбором любимых детских сказок и др.
На третьем этапе были подведены итоги экспериментальной работы. Проведена повторная диагностика развития коммуникативных умений у детей экспериментальной группы по тем же методикам, повторное анкетирование родителей по той же анкете и проведено сравнение результатов диагностики и анкетирования, констатирующего и контрольного этапов, которое показало следующее. В ходе обследования по первой методике отмечены следующие положительные тенденции: возросло число детей, имеющих высокий уровень с 8 %до 30 %и сократилось число детей с низким уровнем развития коммуникативных умений с 23 % до 8 %. Дети стали чаще обращаться друг к другу по имени, употреблять «волшебные слова», договариваться между собой, охотнее делиться карандашами, терпимее относится друг к другу. В ходе обследования по второй методике также отмечены положительные тенденции: высокий уровень был выявлен у 16 % детей, средний - 54 % (против 32 %) и низкий у 30 % (против 68 %). Дети стали активнее, возросло число девочек, проявляющих инициативу, охотнее вступать в диалог со взрослыми, прошли раздражительность и страх.
Вместе с тем продолжаются сохраняться и негативные тенденции: сохраняется пассивность мальчиков, трудности с речевым этикетом, в точные передачи информации от одного взрослого к другому; не у всех детей сформировалось умение проявления чуткости, сопереживания к собеседнику.
Повторное анкетирование родителей показало, что возросло число родителей, готовых помогать педагогам, если они будут знать что и как делать с 58 % до 68 %, сократилось число семей не готовых идти на контакт с педагогами с 26 % до 16 %. Большинство родителей (75 %) выразили готовность участвовать в проведении праздников, 42 % готовы участвовать в игровой деятельности на занятиях в ДОУ. Но по-прежнему сохраняется педагогическая некомпетентность родителей, их нежелание изучать психолого-педагогическую литературу.
Несмотря на то, что не все проблемы удалось решить за короткий срок, можно утверждать, что в целом, проведенная нами работа подтвердила гипотезу исследования. Таким образом задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Методологической предпосылкой нашего исследования явилось уточнение базовых понятий: «коммуникативные умения» и «психолого- педагогическое сопровождение». Содержание понятия «коммуникативные умения» проанализированы в философской (М.С. Коган, Б.Д. Парыгин), в психологической (Л.С. Выготский, Г.М. Андреева, В.А. Кан -Калик и др.) и педагогической (В.А. Сухомлинский, А.В. Мудрик) литературе. У большинства числа исследователей отсутствует единый подход к интерпретации данного понятия. Поскольку в данной работе речь идет о детях старшего дошкольного возраста, мы будем придерживаться определения С.В. Конченко: в дошкольной педагогике коммуникативные умения - это коммуникативные действия дошкольников, а также их способность правильно выстраивать свое поведение и управлять им с учетом определенных задач общения. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается сегодня не просто как сумма разнообразных методов коррекционно -развивающей работы с детьми, но и как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Дискуссионной остается проблема классификации коммуникативных умений. Мы будем придерживаться классификации, предложенной А.А. Леонтьевым он выделяет следующие группы коммуникативных умений:
- информационно-коммуникативные умения: вступление в процесс общения (выражение просьбы, приветствия, поздравления, приглашения, вежливого обращения); ориентировка в партнерах и ситуациях общения (завязывание разговора со знакомыми и незнакомыми людьми; соблюдение правил культуры общения при общении со сверстниками, педагогами, родителями и др.; понимание конкретной ситуации, в которую поставлены собеседники, намерений, мотивов общения; соотнесение средств вербального и невербального общения (употребление слов и знаков вежливости; эмоциональное и содержательное выражение мыслей, использование жестов, мимики и символов; получение и снабжение информацией о себе и других предметах разговора; использование рисунков, таблиц, схем, группировка содержащегося в них материала;
- регуляционно-коммуникативных умений: согласование своих действий, мнений, установок с потребностями собеседника; доверие, помощь и поддержка товарищей по общению (умение уступить, честность, отсутствие уклонений ответов, готовность сказать о своих намерениях, умение дать совет самому и послушать совета другого, доверие своему собеседнику: сверстнику, педагогу, взрослым и д.р.); применение своих индивидуальных умений в процессе решения совместных задач; оценивание результатов совместного общения (оценивание себя и других критически, умение принять правильное решение, выразить согласие или несогласие, одобрение или неодобрение);
- аффективно-коммуникативных умений: умение разделить свои чувства, интересы, настроение с партнерами по общению; проявление чуткости, отзывчивости, сопереживания к собеседнику; оценивание эмоционального поведения друг друга.
Исследования И.Г. Андреевой, Л.В. Соколовой, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и др. позволили выделить нам следующие закономерности развития коммуникативных умений в онтогенезе. Поэтапное и последовательное их формирование при правильном ходе развития (иногда они могут опережать возраст ребенка). Первый этап формирования умений общения ребенка со взрослыми: умение использовать экспрессивно-мимические средства общения и умение владеть доязыковой речью, умение владеть предметно-действенными средствами общения и умение понимать речь взрослых, умение владеть устной и письменной речью. Второй этап формирования умений общения ребенка со сверстниками: умение вовлечения их в шалости, умение сотрудничать, умение устанавливать дружеские отношения, умение сопереживать.
Процесс развития коммуникативных умений - длительный и сложный. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня протекает сложнее. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня - это дети у которых в речи наблюдается недоразвитие каждого из компонентов языковой системы, лексики, грамматики, фонетики.
Анализ исследований коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, приведенных в работах В.А. Бородиной, О.Н. Двуреченской, Е.Е. Дмитриевой, Е.Ю. Кондратенко, Л.Г. Соловьевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и д.р. позволил нам выявить особенности их развития у данной категории детей: неспособность самостоятельной организации речевого взаимодействия, сотрудничества со сверстниками, сложности в овладении вербальными и невербальными средствами общения, несформированность умения сопереживать и сочувствовать партнеру.
Экспериментальная работа была направлена на подтверждение гипотезы о том, что развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня будет более успешным, если будет разработан и реализован комплекс специальных:
1) диагностика развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня;
2) организовано взаимодействие педагогов ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня и их родителями;
3) использованы формы и методы работы по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, учитывающие их возрастные и индивидуальные речевые возможности и сформированность коммуникативных умений.
Экспериментальная работа проводилась поэтапно. На первом этапе была проведена диагностика развития коммуникативных умений у детей экспериментальной группы по двум методикам: методика изучения коммуникативных умений у детей дошкольного возраста 4-7 лет («Рукавички»), авторы Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина и тест изучения умений детей старшего дошкольного возраста вступать в контакт, смело действовать при взаимодействии со взрослыми (социальная смелость), автор Е. Акулова.
Результаты диагностики показали, что дети охотнее идут на контакт со сверстниками, нежели со взрослыми, особенно с теми, с кем редко контактируют. По первой методике мы получили следующие результаты: высокий уровень имеет 8 % детей, средний - 69 % и низкий - 23 %. Обследование по второй методике показало, что высокий уровень не имеет ни один ребенок, средний - 32 %, низкий - 68 %. В общении со сверстниками не всегда проявляют активность, обращаются к товарищу по имени, умеют договариваться и оказывать друг другу помощь. В общении со взрослыми дети пассивны, испытывают страх и раздражение, речевые трудности и сложности в точной передаче информации. В обоих случаях девочки проявляют большую активность нежели мальчики.
На втором этапе нами был разработан и апробирован комплекс занятий психолого-педагогического сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. В ходе реализации комплекса занятий нами были проведены:
1) анкетирование родителей экспериментальной группы с целью выявления их готовности к сотрудничеству с педагогами ДОУ в развитии коммуникативных умений у детей, которое выявило низкую степень готовности и низкую педагогическую компетентность родителей;
2) были выбраны и реализованы методы и формы работы, соответствующие возрастным и индивидуальным речевым возможностям и сформированности коммуникативных умений, а также способствующие развитию речи: игровой метод моделирования ситуаций с диалогом, которые реализовывались на групповых занятиях;
3) осуществлялось взаимодействие с родителями в самых
разнообразных формах: родительский лекторий, коллективные и
индивидуальные беседы и консультации, собрания; семинары; тренинги и мастер-классы; страничка учителя-логопеда на сайте детского сада; ежедневное общение с родителями посредством тетрадей-дневников; проведение совместных мероприятий; привлечение к изготовлению инвентаря для игровых занятий, кукол, игрушек, костюмов; привлечение к оформлению книжного и игрового уголка в ДОУ с подбором любимых детских сказок и др.
На третьем этапе были подведены итоги экспериментальной работы. Проведена повторная диагностика развития коммуникативных умений у детей экспериментальной группы по тем же методикам, повторное анкетирование родителей по той же анкете и проведено сравнение результатов диагностики и анкетирования, констатирующего и контрольного этапов, которое показало следующее. В ходе обследования по первой методике отмечены следующие положительные тенденции: возросло число детей, имеющих высокий уровень с 8 %до 30 %и сократилось число детей с низким уровнем развития коммуникативных умений с 23 % до 8 %. Дети стали чаще обращаться друг к другу по имени, употреблять «волшебные слова», договариваться между собой, охотнее делиться карандашами, терпимее относится друг к другу. В ходе обследования по второй методике также отмечены положительные тенденции: высокий уровень был выявлен у 16 % детей, средний - 54 % (против 32 %) и низкий у 30 % (против 68 %). Дети стали активнее, возросло число девочек, проявляющих инициативу, охотнее вступать в диалог со взрослыми, прошли раздражительность и страх.
Вместе с тем продолжаются сохраняться и негативные тенденции: сохраняется пассивность мальчиков, трудности с речевым этикетом, в точные передачи информации от одного взрослого к другому; не у всех детей сформировалось умение проявления чуткости, сопереживания к собеседнику.
Повторное анкетирование родителей показало, что возросло число родителей, готовых помогать педагогам, если они будут знать что и как делать с 58 % до 68 %, сократилось число семей не готовых идти на контакт с педагогами с 26 % до 16 %. Большинство родителей (75 %) выразили готовность участвовать в проведении праздников, 42 % готовы участвовать в игровой деятельности на занятиях в ДОУ. Но по-прежнему сохраняется педагогическая некомпетентность родителей, их нежелание изучать психолого-педагогическую литературу.
Несмотря на то, что не все проблемы удалось решить за короткий срок, можно утверждать, что в целом, проведенная нами работа подтвердила гипотезу исследования. Таким образом задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня средствами интерактивных игр
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами логосказки в цифровом формате интерактивной игры
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня методами мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2025 - Формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня методами мнемотехники
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Изучение коммуникативных трудностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе формирования диалогической речи
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе
обучения пересказу литературных произведений
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2024



