Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Работа №81250

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы129
Год сдачи2020
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
369
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1 Закономерности развития коммуникативных умений в
онтогенезе 9
1.2 Особенности развития коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня 23
1.3 Условия психолого-педагогического сопровождения развития
коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня 30
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 40
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ 42
2.1 Изучение уровня развития коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 42
2.2 Содержание работы по психолого-педагогическому
сопровождению развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня 54
2.3 Результаты экспериментальной работы по психолого-педагогическому сопровождению развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3
уровня 66
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ

Современное общество нуждается в коммуникабельных образованных кадров, способных быстро включаться в трудовую деятельность. От уровня овладения коммуникативными навыками зависит не только адаптация детей в образовательном учреждении, но и их социализация, успех в профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, возможно, личное счастье.
Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития. По мнению Т.Д. Марцинковской, погашение таких негативных явлений в поведении, как агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность, зависит и от своевременной помощи, и от полноценности развития ребенка в период дошкольного детства.
Огромную роль в коммуникативном развитии ребенка играет его общение и со взрослыми, что подтверждается многочисленными исследованиями (Л.Г. Галигузова, Т.М. Землятухина, С.В. Корницкая, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, R. Spitz). Недостаточность общения со взрослыми в раннем и дошкольном возрасте приводит к глубокому недоразвитию.
Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования уделяет большое внимание социально - коммуникативному развитию дошкольников, которое должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Формирование коммуникативных умений вследствие своей социальной значимости приобретает особую актуальность для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).
В настоящее время наблюдается рост числа детей с речевыми проблемами, в частности с ОНР. Наличие данного дефекта препятствует становлению у детей полноценных коммуникативных связей, провоцирует дезаптивные процессы в социальной сфере (Т.Н. Волковская, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Реализация ФГОС для детей с нарушениями речи и реализация вариативных моделей их обучения актуализирует проблему коммуникативного развития таких детей, овладение детьми средствами и способами взаимодействия с окружающими.
Проблема коммуникативного развития детей с речевыми нарушениями привлекает внимание ученых (логопедов, педагогов, психологов) и практиков.
В педагогике проблема формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста изучается Е.В. Кобленской, И,В, Лабутовой, Р.А. Максимовой, Е.Е. Боровковой, М.Е. Дашкиным, Ю.Н. Емельяновым и др.).
В логопедии проблема преодоления ОНР у дошкольников в процессе обучения и воспитания освещена в трудах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Р.Е. Левиной. Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста с ОНР исследуется О.С. Павловой, Л.Г. Соловьевой и др. Проблема формирования коммуникативных умений и дошкольников с ОНР рассматривается в работах Е.Г. Федосеевой. Вклад в разработку адаптированной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи внесли Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева, Л.В. Лопатина, Н.А. Ноткина, Н.Н. Яковлева.
В психологии проблема влияния общения на развитие речи изучается М.И. Лисиной, М. Винце, Э. Пиклер, А.Г. Рузской, А. Рейнстейн.
На практике развитием коммуникативно-речевых умений детей посредством театрально-игровой деятельности занимаются учителя - логопеды детского сада С. Ухабова, Я.Л. Юдина, педагог-психолог И.С. Захарова.
В месте с тем анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования коммуникативных умений у дошкольников с ОНР недостаточно исследована, в частности не в полной мере изучены педагогические условия реализации данного процесса.
С учетом актуальности проблемы была сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня».
Цель: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить комплекс занятий по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Объект: процесс развития коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Предмет: коррекционная работа по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
3. Разработать комплекс занятий по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня в процессе психолого-педагогического сопровождения.
4. Экспериментальным путем проверить эффективность комплекса занятий по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня будет более успешным, если будет разработан и реализован комплекс специальных коррекционных занятий, реализуемый в условиях в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Теоретическая база исследования: основные положения теории онтогенетического подхода в дефектологических исследованиях , связанных с общностью закономерностей психического развития в норме и при патологии (Л.С. Выготский, М.С. Коган, Е.М. Мастюкова и др.); основные положения теории речевой деятельности (И.А. Зимняя, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев и др.), согласно которой коммуникативные способности рассматриваются как высшие психические функции, которые в своем становлении детерминированы деятельностью; положения коммуникативно-деятельностного подхода к диагностике и коррекции речевого развития (О.Е. Громова, Г.В. Чиркина, Е.В. Шереметьева, Т.Б. Филичева и др.).
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 118 п. Полевой».
Научная новизна: определены условия развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Практическая значимость: уточнено понятие коммуникативных умений, выявлены закономерности их развития в онтогенезе, определены особенности их развития у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, определены условия психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня, разработан комплекс занятий по развитию коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Методы исследования: изучение литературы, документации ДОУ, анкетирование, использование диагностических методик, наблюдение детей в свободной игровой деятельности, игровой метод, метод моделирования ситуаций с диалогом.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе проблема психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР рассмотрена нами в теоретическом и практическом аспектах.
Методологической предпосылкой нашего исследования явилось уточнение базовых понятий: «коммуникативные умения» и «психолого- педагогическое сопровождение». Содержание понятия «коммуникативные умения» проанализированы в философской (М.С. Коган, Б.Д. Парыгин), в психологической (Л.С. Выготский, Г.М. Андреева, В.А. Кан -Калик и др.) и педагогической (В.А. Сухомлинский, А.В. Мудрик) литературе. У большинства числа исследователей отсутствует единый подход к интерпретации данного понятия. Поскольку в данной работе речь идет о детях старшего дошкольного возраста, мы будем придерживаться определения С.В. Конченко: в дошкольной педагогике коммуникативные умения - это коммуникативные действия дошкольников, а также их способность правильно выстраивать свое поведение и управлять им с учетом определенных задач общения. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается сегодня не просто как сумма разнообразных методов коррекционно -развивающей работы с детьми, но и как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Дискуссионной остается проблема классификации коммуникативных умений. Мы будем придерживаться классификации, предложенной А.А. Леонтьевым он выделяет следующие группы коммуникативных умений:
- информационно-коммуникативные умения: вступление в процесс общения (выражение просьбы, приветствия, поздравления, приглашения, вежливого обращения); ориентировка в партнерах и ситуациях общения (завязывание разговора со знакомыми и незнакомыми людьми; соблюдение правил культуры общения при общении со сверстниками, педагогами, родителями и др.; понимание конкретной ситуации, в которую поставлены собеседники, намерений, мотивов общения; соотнесение средств вербального и невербального общения (употребление слов и знаков вежливости; эмоциональное и содержательное выражение мыслей, использование жестов, мимики и символов; получение и снабжение информацией о себе и других предметах разговора; использование рисунков, таблиц, схем, группировка содержащегося в них материала;
- регуляционно-коммуникативных умений: согласование своих действий, мнений, установок с потребностями собеседника; доверие, помощь и поддержка товарищей по общению (умение уступить, честность, отсутствие уклонений ответов, готовность сказать о своих намерениях, умение дать совет самому и послушать совета другого, доверие своему собеседнику: сверстнику, педагогу, взрослым и д.р.); применение своих индивидуальных умений в процессе решения совместных задач; оценивание результатов совместного общения (оценивание себя и других критически, умение принять правильное решение, выразить согласие или несогласие, одобрение или неодобрение);
- аффективно-коммуникативных умений: умение разделить свои чувства, интересы, настроение с партнерами по общению; проявление чуткости, отзывчивости, сопереживания к собеседнику; оценивание эмоционального поведения друг друга.
Исследования И.Г. Андреевой, Л.В. Соколовой, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и др. позволили выделить нам следующие закономерности развития коммуникативных умений в онтогенезе. Поэтапное и последовательное их формирование при правильном ходе развития (иногда они могут опережать возраст ребенка). Первый этап формирования умений общения ребенка со взрослыми: умение использовать экспрессивно-мимические средства общения и умение владеть доязыковой речью, умение владеть предметно-действенными средствами общения и умение понимать речь взрослых, умение владеть устной и письменной речью. Второй этап формирования умений общения ребенка со сверстниками: умение вовлечения их в шалости, умение сотрудничать, умение устанавливать дружеские отношения, умение сопереживать.
Процесс развития коммуникативных умений - длительный и сложный. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня протекает сложнее. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня - это дети у которых в речи наблюдается недоразвитие каждого из компонентов языковой системы, лексики, грамматики, фонетики.
Анализ исследований коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, приведенных в работах В.А. Бородиной, О.Н. Двуреченской, Е.Е. Дмитриевой, Е.Ю. Кондратенко, Л.Г. Соловьевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и д.р. позволил нам выявить особенности их развития у данной категории детей: неспособность самостоятельной организации речевого взаимодействия, сотрудничества со сверстниками, сложности в овладении вербальными и невербальными средствами общения, несформированность умения сопереживать и сочувствовать партнеру.
Экспериментальная работа была направлена на подтверждение гипотезы о том, что развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня будет более успешным, если будет разработан и реализован комплекс специальных:
1) диагностика развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня;
2) организовано взаимодействие педагогов ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня и их родителями;
3) использованы формы и методы работы по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, учитывающие их возрастные и индивидуальные речевые возможности и сформированность коммуникативных умений.
Экспериментальная работа проводилась поэтапно. На первом этапе была проведена диагностика развития коммуникативных умений у детей экспериментальной группы по двум методикам: методика изучения коммуникативных умений у детей дошкольного возраста 4-7 лет («Рукавички»), авторы Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина и тест изучения умений детей старшего дошкольного возраста вступать в контакт, смело действовать при взаимодействии со взрослыми (социальная смелость), автор Е. Акулова.
Результаты диагностики показали, что дети охотнее идут на контакт со сверстниками, нежели со взрослыми, особенно с теми, с кем редко контактируют. По первой методике мы получили следующие результаты: высокий уровень имеет 8 % детей, средний - 69 % и низкий - 23 %. Обследование по второй методике показало, что высокий уровень не имеет ни один ребенок, средний - 32 %, низкий - 68 %. В общении со сверстниками не всегда проявляют активность, обращаются к товарищу по имени, умеют договариваться и оказывать друг другу помощь. В общении со взрослыми дети пассивны, испытывают страх и раздражение, речевые трудности и сложности в точной передаче информации. В обоих случаях девочки проявляют большую активность нежели мальчики.
На втором этапе нами был разработан и апробирован комплекс занятий психолого-педагогического сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. В ходе реализации комплекса занятий нами были проведены:
1) анкетирование родителей экспериментальной группы с целью выявления их готовности к сотрудничеству с педагогами ДОУ в развитии коммуникативных умений у детей, которое выявило низкую степень готовности и низкую педагогическую компетентность родителей;
2) были выбраны и реализованы методы и формы работы, соответствующие возрастным и индивидуальным речевым возможностям и сформированности коммуникативных умений, а также способствующие развитию речи: игровой метод моделирования ситуаций с диалогом, которые реализовывались на групповых занятиях;
3) осуществлялось взаимодействие с родителями в самых
разнообразных формах: родительский лекторий, коллективные и
индивидуальные беседы и консультации, собрания; семинары; тренинги и мастер-классы; страничка учителя-логопеда на сайте детского сада; ежедневное общение с родителями посредством тетрадей-дневников; проведение совместных мероприятий; привлечение к изготовлению инвентаря для игровых занятий, кукол, игрушек, костюмов; привлечение к оформлению книжного и игрового уголка в ДОУ с подбором любимых детских сказок и др.
На третьем этапе были подведены итоги экспериментальной работы. Проведена повторная диагностика развития коммуникативных умений у детей экспериментальной группы по тем же методикам, повторное анкетирование родителей по той же анкете и проведено сравнение результатов диагностики и анкетирования, констатирующего и контрольного этапов, которое показало следующее. В ходе обследования по первой методике отмечены следующие положительные тенденции: возросло число детей, имеющих высокий уровень с 8 %до 30 %и сократилось число детей с низким уровнем развития коммуникативных умений с 23 % до 8 %. Дети стали чаще обращаться друг к другу по имени, употреблять «волшебные слова», договариваться между собой, охотнее делиться карандашами, терпимее относится друг к другу. В ходе обследования по второй методике также отмечены положительные тенденции: высокий уровень был выявлен у 16 % детей, средний - 54 % (против 32 %) и низкий у 30 % (против 68 %). Дети стали активнее, возросло число девочек, проявляющих инициативу, охотнее вступать в диалог со взрослыми, прошли раздражительность и страх.
Вместе с тем продолжаются сохраняться и негативные тенденции: сохраняется пассивность мальчиков, трудности с речевым этикетом, в точные передачи информации от одного взрослого к другому; не у всех детей сформировалось умение проявления чуткости, сопереживания к собеседнику.
Повторное анкетирование родителей показало, что возросло число родителей, готовых помогать педагогам, если они будут знать что и как делать с 58 % до 68 %, сократилось число семей не готовых идти на контакт с педагогами с 26 % до 16 %. Большинство родителей (75 %) выразили готовность участвовать в проведении праздников, 42 % готовы участвовать в игровой деятельности на занятиях в ДОУ. Но по-прежнему сохраняется педагогическая некомпетентность родителей, их нежелание изучать психолого-педагогическую литературу.
Несмотря на то, что не все проблемы удалось решить за короткий срок, можно утверждать, что в целом, проведенная нами работа подтвердила гипотезу исследования. Таким образом задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.



1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]. Учебник для высших учебных заведений. - Москва: Аспект Пресс, 2001.
2. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №5. С.24-26.
3. Антонова, Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст] / Т.В. Антонова // Дошкольное воспитание. - 2008. - №10. С.14-17.
4. Асламов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / А.Г. Асламов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Academia: Смысл, 2007. - 526 с.
5. Бакина, М. Современные дети, современные игры [Текст] / М. Бакина // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.58-61.
6. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст]: Учебное пособие / В.Н. Белкина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 270 с.
7. Белопольская, Н.Л. Оценка коммуникативного поведения детей с нарушениями психического развития в процессе коррекционной работы методом хоровых игр [Текст] / Н.Л. Белопольская, О.В. Рубан, И.В. Брустило // Дефектология. - 2015. - №5. - С.22-28.
8. Бестужева, Е. Невербальные средства коммуникации. Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Бестужева // Дошкольное воспитание. - 2007. - №5. - С.62-67.
9. Бородина, В.А. Особенности коррекционно-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / В.А. Бородина, К.С. Васильева. - Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - №7. - С.2-23.
10. Войскунский, А.Е. Я говорю, мы говорим. : Очерки о человеческом общении [Текст] / А.Е. Войскунский. - 2-е изд., дораб. и доп.
- Москва: Знание, 1990. - 240с.
11. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский.
- Санкт-Петербург: Издательство «Лань». - 2003. - 656с.
12. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - Москва: Смысл, 2004. - 512с.
13. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / В.П. Глухов. - Москва: АСТ: Астрель, 2005. - 351с.
14. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией [Текст] / О.Е. Грибова // Дефектология. - 1995. - №6. - С.7-16.
15. Двуреченская, О.Н. Реализация деятельностного подхода к изучению коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / О.Н. Двуреченская, Е.Е. Дмитриева // Дефектология. - 2018. - №3. - С.19-29.
16. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и общения[Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 464с.
17. Дыбина, О. Игра - путь к познанию предметного мира / О. Дыбина // Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. - С.14-24.
18. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии [Текст]: Учебное пособие. - Москва: ИД «Форум»: Инфра-М, 2009. - 192с.
19. Зябкина, И. Методика обучения игре / И. Зябкина // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. - С.124-126.
20. Иоголевич, Н.И. Психология коммуникаций: Учебное пособие [Текст] / Н.И. Иоголевич, Л.Д. Мошкина. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2003. - 176с.
21. Калинина, Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения [Текст] / Р. Калинина. - 2-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2002. - 160с.
22. Кобелева, Г.Р. Формирование коммуникативной деятельности старшего дошкольного возраста в образовательном процессе. Автореферат кандидат психологических наук / Г.Р. Кобелева. - Самара, 2004. - 24с.
23. Козырева, О.А. Существующие подходы к коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня [Текст] / О.А. Козырева // Логопедия. - 2016. - № 2 (12). - С.23-27.
24. Колесникова, А.Е. Новый подход к решению проблемы формирования стойких коммуникативных умений путей моделирования стойких коммуникативных умений путем моделирования ситуаций с применением диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / А.Е. Колесникова // Логопедия. - 2015. - № 9. - С.35.
25. Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки
России от 28 февраля 2014 года № 08-249 / http: // mosmetod.ru/
metodicheskoe-prostranstvo / doshkolnoe-obrazovanie / fgos / komme...
26. Кондратенко, И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / И.Ю. Кондратенко // Дефектология. - 2002. - №6. - С.51-59.
27. Кондратенко, И.Ю. Проблема усвоения системы лексических значений у дошкольников с общим недоразвитием речи, отражающих их эмоциональные состояния и оценки[Текст]/ И.Ю. Кондратенко // Дефектология. - 2001. - №6. - С.41-47.
28. Коноваленко, С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет / С.В. Коноваленко // Комплекс коррекционно - развивающих занятий и психологических тренингов. - Москва: Издательство Гном и Д», 2001. - 48с.
29. Конченко, С.В. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С.В. Конченко // Молодой ученый. - 2017. - №9. - С.334-337.
30. Коровашкина, В.И. Формы работы с «особой» семьей / В.И. Коровашкина // Логопед. - 2019. - № 5. - С.17-21.
31. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - Москва: Секачев В.Ю. ООО «Центр Гуманитарной Литературы» Рон», 2001. - 157с.
32. Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения [Текст] / Е.Н. Кравцова // Дошкольное образование. - 2005. - №3. - С.2-6.
33. Кривовяз, И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними [Текст] / И.С. Кривовяз // Дефектология. - 1995. - №6. - С.55-61.
34. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р.И. Лалаева. - Санкт-Петербург: Союз, 1999. - 160с.
35. Лапшин, В.А. Основы дефектологии. Учебное пособие для студентов пед. институтов [Текст] / Лапшин В.А., Пузанов Б.П. - Москва: Просвещение, 2000. - 143с.
36. Левина, Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды [Текст] / Р.Е. Левина. - Москва: АРКТИ, 2005. - 224с.
37. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина. - Москва: Академия пед. наук, 2008. - 91с.
38. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии [Текст] / И.Ю. Левченко. - Москва: Коррекционная педагогика, 2005. - 118с.
39. Леонтьев, А.А. Деятельность и общение [Текст] / А.А. Леонтьев // Вопросы философии. - 1979. - №2. - С.121-132.
40. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. - Москва: Педагогика, 1986. - 144с.
41. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. - Москва: «Педагогика», 1974. - 240с.
42. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования [Текст] // Вестник образования России. - Сентябрь, 17, 2003. - С. 53-65.
43. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие [Текст] / А.В. Мудрик. - Москва: Педагогическое общество России, 2001. - 320с.
44. Немов, Р.С. Психологический словарь [Текст] / Р.С. Немов. - Москва: ВЛАДОС, 2007. - 560с.
45. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448с.
46. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики [Текст] / Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - Москва: Издательский Дом «Восток», 2003. - 274с.
47. Перепелятникова, Н.Н. Информационно-коммуникационные технологии как средство взаимодействия логопеда и родителей [Текст] / Н.Н. Перепелятникова // Логопед. - 2019. - № 9. - С.33-34
48. Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
49. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
50. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Под ред. Л.В. Лопатиной. - Санкт-Петербург, 2014. - 386с.
51. Психолингвистика: Учебник для вузов [Текст] / Под ред. Т.Н. Ушаковой. - Москва: ПЕРСЭ, 2006. - 416с.
52. Психологический словарь / Авт - сост. В.Н. Копорулина и др. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 640с.
53. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка [Текст]: Пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной. - Москва: ВЛАДОС, 2003. - 528с.
54. Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева 2¬е изд., перераб. и доп. - Москва: Академия, 2000. - 408с.
55. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / Под ред. А.Г. Рузской. - Москва: Педагогика, 1989. - 216с.
56. Ребенок внутри общения: как дети дошкольного возраста общаются друг с другом (подготовили Е. Кравцова, Е. Бережковская) // Дошкольное образование: Издательский дом «Первое сентября» - 2005. - №4. - С.6.
57. Руданова, И.И. Основы педагогики общения [Текст] / И.И. Рыданова. - Минск: Беларуская навука, 1998. - 319с.
58. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция [Текст]: Учебно-методическое пособие / А.Г. Самохвалова. - Санкт-Петербург. 2011. - 432с.
59. Сиротюк, А. Как развивать коммуникативные способности ребенка (старший дошкольный возраст) / А. Сиротюк. - Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.7-9.
60. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - Санкт-Петербург: Речь, 2008. - 208с.
61. Скорлупова, О. Образование детей старшего дошкольного возраста как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования [Текст] / О. Скорлупова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №8. - С.12-18.
62. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие [Текст]/ Е.О. Смирнова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 160с.
63. Смирнова, Е.О. Общение, деятельность и межличностные отношения в концепции М.И. Лисиной [Текст] / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 2009. - №2. - С.116-124.
64. Смирнова, И.А. Диагностика нарушений развития речи: Учебно - методическое пособие [Текст] / И.А. Смирнова. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 192с.
65. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие [Текст] / Е.О. Смирнова. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 192с.
66. Соловьева, Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности [Текст] / Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 1996. - №6. - С.67-71.
67. Соловьева, А.И. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе коммуникативного развития старших дошкольников [Текст]/ А.И. Соловьева, М.К. Мойся // Молодой ученый. - 2016. - №9.3. - С.160-163.
68. Терентьева, В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи 6-7 лет [Текст] / В.И. Терентьева // Дефектология. - 2000. - №4. - С.74-77.
69. Терещук, Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников / Р.К. Терещук Кишинев: Штиинца, 1989. - 100с.
70. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей
дошкольника [Текст]: Практикум для сред. и высш. пед. учеб. Заведений и работников дошкольных учреждений / Г.А. Урунтаева. - 2-е изд.,
стереотип. - Москва: Издательский центр «Академия», 1997. - 96с.
71. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: Пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А.
Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - 2-е изд., стереотип. - Москва:
Издательский центр «Академия», 2000. - 304с.
72. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст]: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 291с.
73. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. - Москва: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 240с.
74. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] / О.С. Ушакова. - Москва: ТЦ Сфера, 2002.
- 56с.
75. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Москва: Проспект, 2013. - 160с.
76. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - Москва: Просвещение, 1989. - 223с.
77. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5 - летнего возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - Москва, 2001. - 44с.
78. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок [Текст]: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / С.Н. Цейтлин. - Москва: Гуманитарный Издательский Центр ВЛАДОС, 2000. - 240с.
79. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2010. - 256с.
80. Шилова, С.А. Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном процессе / С.А. Шилова, Т.А. Чичканова // Молодой ученый. - 2007. - №15. С.210¬212 - URL https: // moluch.ru/ archive / 149/41767/
81. Шипицына, Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка [Текст] / Л.М. Шипицына. - Москва: ВЛАДОС, 2003. - 398с.
82. Ширшов, В.Д. Педагогическая коммуникация [Текст]: теория, опыт, проблемы / В.Д. Ширшов. - Екатеринбург: Издательство Уральского Государственного педагогического университета, 1994. - 128с.
83. Ширяева, М.А. Формирование коммуникативно -речевых навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами сюжетно- ролевой игры [Текст] / М.А. Ширяева // Логопедия. - 2016. - № 4 (14). - С.10-13.
84. Эльконин, Д.В. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - Москва: Академия. - 2006. - 384с.
85. Яковлева, Н.Н. Педагогические условия развития коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов: Автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Н. Яковлева. - Санкт-Петербург, 2012. - 208с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ