ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ . 8
1.1. Понятие мотивации учебной деятельности и приемы формирования
мотивации к изучению математики 8
1.2. Понятие сюжетной задачи 14
1.3. Требования к сюжетным задачам 20
1.4. Уровни сложности сюжетных задач 30
1.5. Анализ школьных учебников по теме исследования 36
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ 42
2.1. Методические особенности обучению решения сюжетных задач 42
2.2. Систематизация сюжетных задач для учащихся 5-6 классов в комплекс
упражнений 47
2.3. Апробация методических материалов среди учащихся 5-6 классов 69
2.4. Экспериментальная проверка возможности мотивации к изучению
математики через сюжетные задачи 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
В настоящее время в школьном математическом образовании одним из преимущественных направлений является подготовка учащихся к использованию математики в решении широкого круга проблем, которые возникают в повседневной деятельности.
Переход школ на работу по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), вызвал необходимость готовить выпускников не как «человека знающего», а как «человека, подготовленного к жизнедеятельности», который способен применять полученные знания на практике. Предугадать все аспекты применения математики в будущей деятельности выпускника очень сложно, а рассмотреть все эти вопросы в школе просто невозможно.
В системе современного среднего образовании осуществляется новый подход, поэтому педагоги отказываются от репродуктивного метода обучения и применяют развивающие технологии и компетентностный подход. Эти технологии призваны формировать у учащихся наряду с предметными знаниями универсальные учебные действия. Одним из средств реализации этого подхода на уроках математики выступают сюжетные задачи, которые обеспечивают связь изучаемой предметной с окружающей действительностью, практическими навыками, умениями, реальной жизнью.
Поэтому современные требования к результатам обучения математики включают не только овладение предметными знаниями, но и умениями применять данные знания в ситуациях повседневной жизни, при решении практических задач. В Концепции развития математического образования в РФ от 24 декабря 2013 года также подчеркивается необходимость приобретения школьниками «знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни и профессиональной деятельности».
Также в концепции развития математического образования в РФ одной из главных нерешенных проблем школьного образования является недостаточная мотивация обучающихся к изучению математики. При отсутствии мотивации процесс обучения превращается в трудную и малопривлекательную деятельность. По мнению многих педагогов учащихся можно усадить за парты и добиться идеальной дисциплины, но без интереса к обучению и учебной мотивации, учебный процесс не будет иметь успех.
Повышенное внимание к сюжетным заданиям прослеживается и в содержании контрольно-измерительных материалов для ОГЭ и ЕГЭ. Однако результаты государственной итоговой аттестации учащихся 9-х и 11-х классов свидетельствуют о низком уровне сформированности умений использовать математические знания и методы для решения сюжетных задач [2].
Нововведения, которые коснулись ГИА-9 в 2020 учебном году связаны в первую очередь с рядом отличий между старыми программами обучения и принципами ФГОС, т.к. на сегодняшний день в обучении приоритетными направлениями являются: системно-деятельностный подход и переход от сухого изучения теоретических терминов к практическому применению знаний на практике. Первые пять заданий в КИМах 2020 года являются задачами с практическим содержанием, где учащимся предложена сюжетная задача.
Под сюжетными задачами будем понимать задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс), ориентированный на формирование практических навыков учащихся (Фридман Л.П.)[37].
Изучением о взаимосвязях развития методологии математики и математического образования занимались: А.Д. Александров, Д.В. Аносов, Н.Я. Виленкин, Д. Гильберт, Б.В. Гнеденко, М. Клайн, А.Н. Колмогоров Ю.М. Колягин, Н.Х.Розов, Т.С.Полякова, К.А. Рыбников, В.М. Тихомиров, Г. Фройденталь, Р.С. Черкасов, А.П. Юшкевич, И.М. Яглом и др.
Включение прикладных задач в отдельные разделы школьного курса математики это одно из важных направлений в развитии школьного математического образования. Значительный вклад в расширение данной темы внесли: В.С. Абатурова, Е.М. Ложкина, С.Ю. Полякова Л.Э. Хаймина и др.
Все эти условия обусловили актуальность исследования и явились причиной выбора темы, так как одним из средств повышения мотивации на уроках математики, на наш взгляд, является включение в систему обучения школьника сюжетных задач.
Анализ нормативных документов Министерства образования и науки РФ, психолого-педагогической и методической литературы, а также опыта собственной работы позволил выявить следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне - между требованиями общества к подготовке выпускников школ, обладающих готовностью применять полученные знания в процессе своей жизнедеятельности для успешного решения сюжетных задач, и недостаточной ориентацией образовательных систем на реализацию этих требований;
- на научно-педагогическом уровне - между значимостью подготовки школьников к практической деятельности и недостаточной разработанностью научно-педагогических основ и дидактических средств для осуществления практико-ориентированного обучения;
- на научно-методическом уровне - между высоким дидактическим потенциалом сюжетных задач школьного курса математики и отсутствием адекватных педагогических технологий для его реализации.
Необходимость разрешения выявленных противоречий обусловливает актуальность данного диссертационного исследования, а также определяет его проблему: как разрешить противоречия между необходимостью применения практико-ориентированного обучения для успешного изучения математики в основной школе и отсутствие системы сюжетных заданий, которые бы способствовали повышению мотивации?
Цель исследования: систематизировать и апробировать сюжетные задачи в комплекс упражнений для повышения мотивации на уроках математики в 5-6 классах.
Объект исследования- процесс обучения математике в 5-6 классах.
Предмет исследования - структура, содержание сюжетных заданий и методы их использования с целью повышения мотивации обучения математике.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования выдвинута следующая гипотеза: если при обучении учащихся математике целенаправленно и систематически применять сюжетные задачи, то повысится мотивация изучения математики.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие частные задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в научно-методической литературе, практике работы учителей математики образовательных учреждений;
2. Разработать требования к построению сюжетных задач для основной школы;
3. Провести подбор и систематизацию сюжетных задач для тем, излучающихся в 5 и 6 классах;
4. Апробировать разработанные сюжетные задачи;
5. Выявить влияние сюжетных задач на мотивацию школьников.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы исследования:
1. анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы по теме исследования,
2. изучение и обобщение передового опыта обучения математике,
3. проведение педагогического эксперимента,
4. статическая обработка результатов эксперимента.
Теоретическая значимость:
1. выявлена возможность использования сюжетных задач, как средства повышения мотивации при обучении математике в основной школе,
2. разработаны требования построения сюжетной задачи.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в нём разработаны: система сюжетных задач, обеспечивающая развитие практической деятельности учащихся, и методика обучения решению таких задач. Эти материалы могут быть использованы в практической деятельности учителей при работе с учащимися основной школы.
В диссертационной работе представлены результаты исследования и опыта работы в общеобразовательной школе по использованию методики применения сюжетных задач для усиления мотивации обучения и успешного изучения математики в основной школе.
Анализ педагогической и методической литературы позволил сформулировать определение понятия «мотивации учебной деятельности». Рассмотрено понятие «сюжетная задача» разными авторами. Были выделены и описаны в работе требования к сюжетным задачам, а также критерии, по которым можно устанавливать является ли задача сюжетной.
В процессе исследования рассмотрели сюжетные задачи по степени возрастания сложности, которые имеют четыре уровня:
В ходе исследования систематизировали и апробировали сюжетные задачи по темам 5-го и 6-го классов. В процессе апробации разработанных задач на практике убедились в том, что сюжетные задачи вызывают интерес к изучению теоретического материала, и позволяют учащимся лучше овладеть предметными умениями. Именно такие задачи косвенно формируют и метапредметные умения (планирование, выбор эффективных способов решения и т.п.), потому что обучающийся осознает практическую значимость математических знаний.
Использование сюжетных задач в учебном процессе обеспечивает овладение учащимися рядом универсальных учебных действий: умение работать с информацией, выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, работать в парах и в группах. Наблюдения за деятельностью учащихся свидетельствуют о том, что частое применение сюжетных задач обеспечивает повышение интереса учащихся к учебной деятельности, формирование положительной мотивации на уроках.
В дальнейшем ставлю перед собой цель продолжать работу по составлению и использованию сюжетных задач на уроке математики в основной школе для обеспечения стабильных результатов изучения математики.
1. Башмаков М. И. Мы учим и учимся математике в нашем общем доме -Европе[Текст] // Математика в школе. 2002. № 1 37 с..
2. Бирюкова Е.А. Практико-ориентированные задачи по геометрии в основной школе [Текст] : Выпускная квалификационная работа. 2017. - 61 с.
3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций [Текст] // Педагогика. 2004. №10. - 31 с.
4. В. А. Сухомлинский, Фридман, Л. М. Психолого¬педагогические основы обучения математике в школе [Текст] : Учителю математики о пед. психологии. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с., ил.
5. Виленкин Н.Я., Жохов В.П., Чесноков А.С, Шварцбурд СИ. Математика [Текст] : Учебник для 6 класса - М., 2016. - 134 с.
6. Виленкин Я., Жохов В.И., Чесноков А.С, Шварцбурд СИ. Математика [Текст] : Учебник для 5 класса - М.,2015. - 123 с.
7. Возняк Г.М. Прикладные задачи в мотивации обучения [Текст] // Математика в школе. 1990. № 2.- 153 с.
8. Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон Математика [Текст] : Учебник для 5 класса(в двух частях)-М.,2016. - 96 с.
9. Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон Математика [Текст] : Учебник для 5 класса(в двух частях)-М.,2016. - 95 с.
10. Графова О.П. Подготовка будущего учителя к обеспечению мотивационной направленности учебной деятельности школьников: на примере курса математики [Текст] : диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08. Пенза, 2006. - 157с.
11. Гуткин Л.И. Сборник задач по математике с практическим содержанием [Текст] / Л.И.. Гуткин - М.: Высшая школа, 2010 - 112 с.
12. Далингер В.А. Дидактико-методическое содержание подготовки магистра физико-математического образования [Текст] // Наука образования: Сб. науч. статей. Вып. 19. Часть I. Омск: издательство ОмГПУ, 2001. С. 190-204.
13. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. Математика [Текст] : Учебник для 5 класса-М.,2016. - 87 с.
14. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. Математика [Текст] : Учебник для 6 класса-М.,2016. - 80 с.
15. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации [Текст] // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. - 134 с.
16. Егупова М.В. Методическая система подготовки учителя к практико-ориентированному обучению математике [Текст] : дис. доктора пед. Наук / М.В. Егупова - М., 2014 - 99 с.
17. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода [Текст] : Книга для учителя. М.: Просвещение,
2003. - 223 с.
18. Задачи с практическим содержанием как средство реализации практико-ориентированного обучения математике. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.content/zadachi-s-prakticheskimsoderzhaniem-kak- sredstvo-realizatsii-praktiko-orientirovannogo-obucheniya
19. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика [Текст] : Учебник для 5 класса-М.,2016. - 112 с.
20. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика [Текст] : Учебник для 6 класса -М.,2016. - 124 с.
21. И. Володарская, Н. Салмина. Общий прием решения математических задач [Текст] / И. Володарская, Н. Салмина // Математика (приложение к газете " 1 сентября"). - 2005. - № 23. - 36 с.
22. Избранные вопросы теории и методики обучения математике (аспект организации деятельности учителя) [Текст] : Учеб. пособие/ Науч. ред. И.Н.Семенова, А.В.Слепухин. Уран. гос. пед. ун-т. Екатеринбург,
2004. - 93 с.
23. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы [Текст]. — СПб.: Питер, 2002 — 512 с: ил. — (Серия «Мастера психологии)
24. Использование практико-ориентированных заданий при
обучении математике с целью развития математической грамотности школьников. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://collegy.ucoz.ru/publ/39101669262
25. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] . 3-e изд. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2008. - 352 с. (Серия «Мастера психологии»).
26. Международная программа PISA [Текст] : Сборник задач.
27. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы Спилберг- Андреева [Электронный ресурс]ЬИрз://рапШа.ги/1ех1/78/001/44171 .php
28. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст] : 53000 слов / под общ. ред. проф. - 536 с.
29. Петров, В.А. Прикладные задачи на уроках математики [Текст] : Книга для учителя / В.А. Петров - Смоленск: СГПУ, 2001 - 268 с.
30. Печко А. Методика преподавания математики в основной школе. Курс лекций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=696962
31. Плотникова Е.Г. Педагогика математики: предмет, содержание, принципы [Текст] // Педагогика, 2003 №4. С.39 с.
32. Практико-ориентированные задачи: структура, уровни
сложности и алгоритм их составления. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/642510/
33. Семенова И.Н., Слепухин А.В., Стороженко М.А. Сборник задач и учебных заданий, направленных на формирование профессионального умения работать с задачным материалом [Текст] : Учеб.-методич. пособие/ Урал. гос. пед. ун-т Екатеринбург, 2005. 51 с.
34. Терешин Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики [Текст]: Кн. для учителя. М., 1990. - 96 с.
35. Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» [Текст] (А.И. Божович, И.К. Маркова ) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - 107 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/документы/938/файл/749/10.12.17-Приказ_1897.pdf
37. Фридман Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач [Текст]. М.: Педагогика, 1977. - 208 с.
38. Шевкин, А.В. Текстовые задачи в школьном курсе математики [Текст] / А.В. Шевкин // Математика (приложение к газете "1 сентября"). -
2005. - № 17. - С.22-30.
39. Эрентраут Е.Н. О средствах обучения математическому моделированию [Текст] // Математика, компьютер, образование: Сборник научных трудов. Вып.11. -Москва-Ижевск: Изд-во «Регулярная и хаотическая динамика», 2004. С. 268-272.
40. Эрентраут Е.Н. Прикладные задачи математического анализа для школьников [Текст]: Учебно-методическое пособие. Челябинск: Изд- во ЧГГТУ, 2002. - 92 с.