Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Хронотоп в прозе Бунина о любви

Работа №81242

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
264
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Хронотоп и его роль в художественном тексте
1.1. Осмысление понятий «время» и «прoстранствo» в философии и литературoведении. Возникновение термина хронотоп
1.2. Хронотоп как одна из ключевых литературоведческих категорий
1.3. Образ времени в художественном тексте
1.4. Художественное пространство и его характеристики
Вывод по первой главе
Глава II
2.1. Хронотоп дворянской усадьбы в цикле
2.2. Пространство любви-страсти (каюта теплохода, купе поезда) и пространство истинной любви в рассказах цикла. Сиюминутное и вечное в цикле
2.3. Хронотоп большого города в рассказах цикла
Вывод по второй главе
Заключение
Библиографический список
Приложение

Тема любви - одна из «вечных» тем искусства. В русской классической литературе говорилось, как правило, о любви платонической, чистой. Любовь духовная противопоставлялась любви страстной. Истинное, духовное чувство было лишено чувственности, страсти.
Тема любви занимает едва ли не главное место и в творчестве И.А. Бунина. Но его образ любви существенно отличается от образа любви классической русской литературы. Концепции любви в творчестве И. Бунина, в той или иной степени, посвящены работы таких исследователей, как: О.Михайлов, А.Бабореко, А.Волков, Е. Болдырева и др. Отметим, что сама философско-психологическая концепция любви в творчестве писателя очерчена достаточно полно, а потому интересно, на наш взгляд, постараться понять, как именно она раскрывается в тексте. И один из продуктивных путей здесь - хронотопический анализ текста.
Изучением хронотопа в творчестве писателя занимались, в частности, А.Волков и Л.Смирнова. В своём анализе оба литературоведа затрагивали цикл рассказов «Тёмные аллеи».
Актуальность и художественная значимость темы дипломной работы заключается в малоизученности концепции любви автора именно через призму хронотопа.
Объектом изучения был избран цикл рассказов «Темные аллеи». Произведение И. Бунина «Темные аллеи» стало своеобразным итогом жизни и творчества писателя. В ней он в полной мере раскрылся как художник и философ. Цикл рассказов «Темные аллеи» Бунин считал «самой совершенной по мастерству» книгой и в одном из писем признавался: «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и оригинальное, что я написал в жизни». Главной темой произведения стала любовь во всем ее многообразии, которая понимается писателем как величайший бесценный дар. Именно здесь раскрывается философская концепция любви писателя.
Предметом изучения стал хронотоп в рассказах обозначенного цикла.
Цель исследования - выявить, как через хронотоп высвечивается и постепенно раскрывается философско-психологическая концепция любви в рамках цикла «Темные аллеи».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Осмыслить категорию хронотопа в литературоведении, учтя как классические, так и современные подходы.
2. Охарактеризовать хронотоп дворянской усадьбы и большого города в тексте, выявить пространство любви-страсти и истинной любви в пределах цикла.
3. Показать взаимодействие сиюминутного и вечного в цикле.
4. Разработать урок по изучению цикла «Темные аллеи» в школе.
Методы исследования - хронотопический анализ текста с привлечением сравнительно-сопоставительного метода.
Теоретической базой исследования послужили работы Бахтина М.М., Лотмана Ю.М., Есина А.Б. по теории хронотопа, а также монографии названных выше исследователей по творчеству И.А. Бунина.
Гипотеза: хронотоп в полной мере позволяет раскрыть философско- психологическую концепцию любви в текстах И.А. Бунина.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


«Тёмные аллеи» можно по праву считать самым значительным произведением в творчестве И.А.Бунина. Как отмечал сам художник, это своеобразная книга итогов. Именно в этом цикле наиболее полно раскрывается авторское восприятие действительности. Каждое описание, каждый образ отражает мысли, чувства, взгляды автора.
Пространство и время в цикле играет особую роль. Следуя литературной традиции ХХ века в пределах одного произведения объединять конкретное и абстрактное пространства [33], И.Бунин придаёт им особый смысл. В итоге перед нами уже не просто вагон поезда, перрон, усадьба или гостиная. Они становятся символами, которые позволяют постичь суть произведения, концепцию любви автора.
В целом, мы можем сказать, что пространственно - временные рамки в данных текстах неопределенны. Всё события происходят когда-то до революции, с кем-то и где-то, по большей части, в России. Даже если герой и находится не в России, то все его воспоминания связаны с родиной, как, например, в рассказе «Галя Ганская». Места действия разнообразны: Одесса, деревенские усадьбы, Кавказ, даже улицы Италии.
Особое место в цикле занимает хронотоп большого города. Бунинский город преимущественно связан с закрытым пространством: номерами отелей, гостиницами, квартирами. Также большое внимание в цикле уделяется закрытому пространству транспорта: это купе поезда и каюта теплохода. Закрытое пространство становится маркером любви-страсти. Выход из этого закрытого пространства осуществляется через вокзал. Именно вокзал, переходное пространство, приводит героев к природе, открытому пространству. В рассказах Бунина мы видим, что истинная, духовная любовь связана именно с этим пространством, чувства цветут и распускаются на фоне восхитительной природы: природы русских усадеб («Таня», «Натали»), экзотической природы («Кавказ», «Генрих»). Для Бунина истинная любовь сродни вечной красоте природы, а подлинно прекрасно только естественное, ненадуманное чувство. В первую очередь и главным образом его привлекает подлинная земная любовь, которая, как он считает, являет собой слияние, неразрывность “земли” и “неба”, некий абсолют любви, гармонию ее двух противоположных начал,— гармонию, которую постоянно ищут, но не всегда находят все истинные поэты мира.
Не стоит забывать, что, по Бунину, возвышенная, духовная любовь неразрывно связана с телесностью, то есть это союз духа и страсти. Но только физическое влечение, построенное на похоти, духовности лишено. По Бунину, в таких чувствах есть большая разница. Мы видим, что практически все проанализированные рассказы сводятся к одной схеме: открытое пространство дает возможность раскрыться любви возвышенной, закрытое же свидетельствует лишь о физическом влечении.
В цикле «Тёмные аллеи» мы можем наблюдать прошлое и настоящее время, будущего нет, о нём даже и не говорится. Также благодаря памяти героев появляется время бесконечное. У настоящей любви не может быть конца, так как она навсегда остаётся в памяти человека.
Героями владеет чувственная память о том, что некогда ощущалось, осязалось. В душе бунинских персонажей остаётся сложный комплекс всего перечувствованного. Автор не умалчивает о самых сильных телесных наслаждениях. Они прекрасны, поэтичны, когда рождены любовью, чистой и естественной страстью. «Эта близость, - читаем в рассказе «Таня», - обоюдная, совершилась, и уже ничем в мире расторгнута быть не может, он навеки унёс её в себе, и вот эта необыкновенная ночь принимает его в своё непостижимое светлое царство вместе с нею, с этой близостью» [24]. Бунин склонен подчеркнуть случайность, даже порой легкомысленность первых объятий, вызванных жарким чувственным порывом. Но если такой порыв приводит к глубокому волнению, нежности, восхищению, самозабвению, то неминуемо завершается любовью, что остаётся в сердце на всю жизнь. Сама природа обусловливает душевно-телесное сближение любящих друг друга людей. Этим священным законом Бунин многое определяет в человеческих отношениях.
Итак, философско-психологическая концепция любви И.А. Бунина, максимально полно отраженная в цикле «Темные аллеи», раскрывается в том числе и через хронотопическую организацию произведений, что и подтверждает выдвинутую нами гипотезу.



1. Афанасьев, В.Н. И.А. Бунин: Очерк творчества / В.Н. Афанасьев. - М.: Просвещение, 1966. - 384 с.
2. Бабореко, А.К. Дороги и звоны: Воспоминания, письма / А.К. Бабореко.- М., Скифы, 1993. - 348 с.
3. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. М. Бахтин. - М.: Худож. литература, 1975. - 504 с.
4. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики /М.М. Бахтин. - М.: Худож. литература, 1975. - 504 с.
5. Благасова Г.М. Двуединое начало в бунинской концепции любви
(«Темные аллеи») / Г.М. Благасова // Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX - XX веков. - Выпуск 2. - Белгород: Издательство
Белгородского университета, 2000. - С. 15-20.
6. Благасова, Г.М. О смерти и вечности в произведениях И.А. Бунина / Г.М. Благасова // Проблематика смерти в естественных и гуманитарных науках. - Белгород, 2000.
7. Богданова, И.Г. Проблемы временного поля и
памяти героев эротической прозы И.А. Бунина («Руся», «Таня», «Кума», «Начало») / И.Г. Богданова // Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX-XX в. - Белгород: издательство Белгородского университета, 2000.
8. Богданова, И.Г. Художественное «вочеловечивание» у Бунина темы любви и смерти / И.Г. Богданова // Писатель, творчество: современное восприятие: сб. аспирант, науч. ст. - Курск, 1999. - С. 60-79
9. Болдарева, Е.М. Бунин, И.А. Рассказы: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / Е.М. Болдарева, А.В. Леденев. - М.: Дрофа, 2001. - 144 с.
10. Болдырева, Е.М. И.А. Бунин. Рассказы: анализ текста. Основное содержание. Сочинения / Е.М. Болдырева, А.В. Леденев. - 2е издание. - М.: Дрофа, 2000. - 144 с.
11. Борев, Ю.Б. Хронотоп / Ю. Б Борев // Эстетика. Теория литературы: энциклопедический словарь терминов и понятий. - М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2003. - 575 с.
12. Бояринцева, Г.С. Рассказы И.А. Бунина из цикла «Темные аллеи» / Г.С. Бояринцева // Специфика образных средств в художественной речи. - Саранск, 1982. - С. 60-66.
13. Бунин, И.А. О происхождении моих рассказов [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://bunin.niv.ru/bunin/zapisnye-knizhki/proishozhdenie-moih-rasskazov.htm(дата обращения: 06.06.2017).
14. Бунин, И.А. Тёмные аллеи: Повести. Рассказы / И.А. Бунин. - М.: Эксмо, 2009. - 608 с.
15. Волков, А.А. Проза Ивана Бунина / А.А. Волков. - М.: Московский рабочий, 1969. - 448 с.
16. Гей, Н. К. Время и пространство в структуре произведения /Н.К. Гей // Контекст-74: Литерат.-теоретические исследования. - М.: Наука, 1975. - С. 213-228.
17. Егорова, О.Г. О форме и функциях хронотопа в книге И.А.Бунина «Тёмные аллеи» / О.Г. Егорова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.lib.ru(дата обращения: 06.06.2017).
18. Есин, А.Б. Время и пространство / А.Б. Есин //
Литературоведение. Культурология: избранные труды. - М.: Флинта, Наука, 2002. - 352 с.
19. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения : учеб. пособие для вузов / А. Б. Есин. - 5-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 248 с.
20. Жукова, И.М. Образы пространства и времени в русской поэзии XIX¬XX веков: Монография / И.М. Жукова, Н.К. Нежданова. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - 224 с.
21. Иссова, Л.Н. Пространство и время в рассказах об эмиграции из цикла «Темные аллеи» И.А. Бунина // Жанр и композиция литературного произведения: Межвузовский сборник.- Калининград, 1976. - Вып. 3.
22. Карпов, И.П. Автор и герой на rendez-vous // А.П. Чехов. Дама с собачкой. И.А. Бунин. Чистый понедельник. А.И. Куприн. Суламифь.: Тексты, комментарии, исследования, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков. Научно-методическое пособие для вуза и школы. - М.: Владос, 2000. - С. 152.
23. Килганова, Г.В. Эволюция женских образов в творчестве И.А. Бунина: трансформация анимы // Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX¬XX веков. - Белгород, 2000. - Вып. 2. - С. 32-37.
24. Колобаева, Л. А. «Чистый понедельник» Ивана Бунина: [о рассказе писателя] / Л. А. Колобаева // Русская словесность, 1998. - № 3. - С. 19-23.
25. Колобаева, Л.А. Проза И.А Бунина: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Л.А. Колобаева. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 88 с.
26. Коновалов А. А. К вопросу о мотиве смерти в книге И. А. Бунина "Темные аллеи" // Проблемы эволюции русской литературы XX века: материалы Межвуз. науч. конф. - М.: МИГУ, 1995. - Вып. 2. - С. 107-109.
27. Лихачев, Д. С. Литература - реальность - Литература / Д. С. Лихачев. - Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1981. - 214 с.
28. Лотман, Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Ю.М Лотман В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М.: Просвещение, 1988. - 352 с.
29. Михайлов, О.Н Иван Алексеевич Бунин / Михайлов О.Н. // Литература
русского зарубежья: монография, история русской литературы [Электронный ресурс] - М.: Просвещение, 1995. - 452 с. - Режим доступа:
http://onichia.ru/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0% B8/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B 0%D 1 %80%D0%BD%D 1 %8B%D0%B5+%D0%BD%D0%B0%D 1 %83 %D0%B A%D0%B8/%D0%9B%D0%B8%D 1 %82%D0%B5%D 1 %80%D0%B0%D 1 %82 %D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD% D0%B8%D0%B5/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B027798(дата обращения: 06.06.2017).
30. Никитина, И.П Художественное пространство как предмет
философско-эстетического анализа: автореф. дис...доктора филос. наук/ И.П.Никитина. [Электронный ресурс] - М.: 2003. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/khudozhestvennoe-prostranstvo-kak-predmet-filosofsko-esteticheskogo-analiza(дата обращения: 06.06.2017).
31. Николина, Н.А. Лингвостилистический анализ рассказа И.А. Бунина "Чистый понедельник" // Рус. словесность. - М.: 1996. - № 3. - С. 79-83.
32. Проскурин, П.И. Письма в «Темных аллеях» И.А. Бунина / П.И. Проскурин // Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX-XX в. - Белгород: Издательство Белгородского университета, 2000.
33. Роднянская, И.Б. Художественное время и пространство/ И.Б. Роднянская // Литературная энциклопедия терминов и понятий под ред. А.Н. Николюкина. - М.: Интелвак, 2001. - С. 1174 -1176.
34. Сливицкая, О. В. Бунин с точки зрения буддизма // Русская литература.
- 1999. - № 4. - С. 160-163.
35. Сливицкая, О. В. О природе бунинской «внешней изобразительности»// Русская литература. - 1994. - № 1. - С. 72-80.
36. Сливицкая, О. В. Сюжетное и описательное в новеллистике И.А, Бунина// Русская литература. - 1999. -№ 1. - С. 97.
37. Сливицкая, О. В. Чувство смерти в мире Бунина// Русская литература - 2002. - № 1. - С. 64-78.
38. Смирнова, Л. А. И. А, Бунин. Жизнь и творчество. - М.: Просвещение, 1991. - С. 68-95
39. Смирнова, Л.А Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
40. Соколов, А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов / А.Г. Соколов. - М. : Изд-во Московского университета, 1991. - 182 с.
41. Степун, Ф. А. Иван Бунин: [о мировом значении творчества писателя] // Литератур. - 2001.- № 42 (ноябрь). - С. 10-12.
42. Сухих, И.Н. Русский канон. Книги XX века [Электронный ресурс] - Режим доступа:https: //culture. wikireading.ru/60500(дата обращения: 06.06.2017).
43. Тамарченко, Н.Д Хронотоп / Н.Д Тамарченко // Литературная энциклопедия терминов и понятий под ред. А.Н. Николюкина. - М.: Интелвак, 2001. - С. 1600.
44. Топоров, В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Текст: семантика
и структура. - М.: 1983. - С. 227-284 [Электронный ресурс] - Режим
доступа:http://philologos.narod.ru/ling/topor spacetext.htm(дата обращения: 06.06.2017).
45. Тороп, П.Х. Хронотоп / П. Х. Тороп // Словарь терминологии тартуско- московской семиотической школы / сост. Я. Левченко; под рук. И. А.Чернова [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://diction.chat.ru/xronotop.html(дата обращения: 06.06.2017).
46. Трансформации жанров в литературе и фольклоре: сб. статей научно-исследовательской лаборатории «Трансформации жанров в литературе и фольклоре». - Челябинск: Изд-во ООО «Энциклопедия», 2013. - Вып. 5. - 136 с.
47. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с нем. - М.: Республика, 1993. - 447 с.
48. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. - М.: Мысль, 1993. - 663 с.
49. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 2. Всемирно-исторические перспективы / пер. с нем. и примеч. И.И. Маханькова. - М.: Мысль, 1998. - 606 с.
50. Шутая, Н.К. Сюжетные возможности хронотопа «присутственное место» и их использование в произведениях русских классиков XIX в. (на примере прозаических произведений А. С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Л.Н. Толстого) / Н.К. Шутая // Вестник моск. ун-та. Сер. 9, Филология. - 2005. - № 5. - С. 64-75.
51. Щукин, В. Г. О филологическом образе мира (философские заметки) / В. Г. Щукин // Вопросы философии. - 2004. - № 10. - С. 47-64.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ