Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности

Работа №81239

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
469
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I: Теоретические основы проблемы исследования 7
1.1. Сущность понятия «проект» и «проектная деятельность» 7
1.2. Понятия «творчество» и «творческие способности» в психолого-
педагогической литературе, особенности развития творческих способностей у младших школьников 18
Выводы по первой главе 37
Глава II. Практические аспекты исследования 38
2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей младшего
школьника 38
2.2. Учебные проекты, направленные на развитие творческих
способностей младших школьников 44
Выводы по второй главе 53
Заключение 54
Список литературы

Требование повышения качества образования, вызванное глобальными преобразованиями в Российской Федерации, касается всех уровней образования, в том числе и начального общего образования.
Сегодня главной задачей обучения становится не только овладение определённым багажом знаний, но и развитие творческого мышления учащихся, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самореализации творческих способностей.
Развитие творческих способностей - один из главных способов мотивации учеников в процессе обучения. Сейчас, в век научно-технической революции, жизнь становится разнообразнее и сложнее, она требует от человека подвижности мышления и творческого подхода к решению любых задач. Человеку с творческим складом ума легче неординарно подойти к любому делу, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
Такие ученые и методисты как: П.О. Афанасьев, С.И. Абакумов, К.Б. Бархин, А.И. Воскресенская и Е.Е. Соловьева, считали, что основная задача учителя младших классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания.
Именно в начальной школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Любой предмет школьного курса должен развивать в ребёнке творческие способности ребёнка. Но, как показывает практика (результаты исследований), не все учащиеся обладают достаточно развитым творческим мышлением или не до конца реализуют свой потенциал во время учебных занятий из-за нехватки времени на уроке или скудности заданий, данных в учебниках.
Недостаток творческих заданий в период организации урочной деятельности можно компенсировать внеурочным временем или самостоятельной работой младших школьников. Так мы бы хотели предложить в качестве эффективного метода развития творческих способностей школьников проектную деятельность.
Проектная деятельность в начальной школе - это совместная или самостоятельная творческая учебно-познавательная деятельность, которая осуществляется учащимися. В современной педагогической науке проектная деятельность рассматривается как дидактическое средство активизации познавательной, творческой деятельности, развития творческих способностей и одновременно формирования определенных личностных качеств. Она основана на гибкой организации процесса обучения учащихся.
В проектной деятельности происходит акт творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Следовательно, требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости, всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Исходя из вышесказанного, можно определить, что актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:
• слабо развитое творческое мышление школьников;
• недостаток творческой деятельности младших школьников во время учебных занятий;
• скудность представлений о проектных методах обучения.
Сегодня в школе есть все возможности для развития творческого мышления с помощью проектной деятельности, но не все используют этот метод. И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. По этой причине не все задания вида проекта могут быть эффективными и вести к нужному результату: полному развитию (в частности, творческому) младшего школьника. Данное противоречие определило проблему исследования: каким должно быть содержание проектной деятельности, направленной на развития творческих способностей младших школьников.
Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать учебные проекты для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - развития творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятий «проект» и «проектная деятельность».
2. Изучить сущность творчества и особенности развития творческих способностей у младших школьников.
3. Выявить уровень развития творческих способностей у младших школьников и проанализировать результаты исследования.
4. Разработать учебные проекты, направленные на развитие творческих способностей младших школьников.
Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы:
• теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
• практические методы: тестирование;
• методы обработки и интерпретации данных;
• методы разработки творческих проектов.
Экспериментальная база исследования: МБОУСОШ № 14 пгт. Красногорского. В эксперименте принимали участие учащиеся 3 класса в количестве 26 человек.
Практическая значимость: учебные проекты, направленные на развитие творческих способностей младшего школьника, могут быть использованы в работе учителя начальных классов

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель исследования - рассмотреть возможности использования учебного проекта для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Проанализировав педагогическую литературу, мы можем сделать вывод, что проект - это специально организованная учителем и самостоятельно выполняемая учащимися деятельность, завершающаяся созданием творческого продукта. Метод проектов - это целенаправленная, по большей части самостоятельная деятельность учащихся, которая осуществляется под присмотром учителя и направлена на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и имеет конкретный результат в виде материального продукта.
Рассмотрев толкование понятий «творчество» и «творческие способности», мы пришли к выводу, что эти два термина тесно связаны друг с другом. Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Под творческими способностями понимают индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Заниматься творческим развитием ребёнка следует с раннего возраста, а школа может помочь ему в этом. А проектная деятельность может помочь учителю в развитии творческих способностей младших школьников. Творческая проектная деятельность позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и воспитание учащихся, тем самым, обеспечивая целостность педагогического процесса.
Целью экспериментальной работы явилась проверка уровня творческого развития младших школьников. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 14 в 3 классе. В эксперименте принимало участие 26 ученика.
Проведя исследование по проверке уровня развития творческих способностей по методике Э. Торренса, мы выяснили, что высоким уровнем творческого развития обладают меньше половины испытуемых: 10 учеников (38%), средним уровнем творческого развития обладают 14 учеников (53%) и низким уровнем творческого развития обладает 2 ученика (7%).
Исходя из результатов опытно-поисковой работы, можно прийти к выводу, что творческие способности младших школьников развиты слабо. Таким образом, наше исследование подтвердило целесообразность и важность проведения систематической и целенаправленной работы по развитию творческих способностей с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся.
Мы разработали комплекс творческих проектов «Путешествие в Древнюю Русь», который направлен на развитие творческих способностей младших школьников. Данный комплекс предназначен для полного развития младших школьников: интеллектуального, творческого;
направлен на воспитание в детях чувства прекрасного и любви к своей Родине. Содержание комплекса предполагает наличие отдельных проектов, относящихся к тем или иным учебным дисциплинам: русский язык, математика, окружающий мир, а так же элементы рисования, трудового обучения и музыки. Все проекты направлены не только на формирование творческих способностей, но и воспитание патриотических чувств младших школьников. Комплекс включает в себя следующие проекты: «Славянские забавы и праздники», «Древнерусские сказы», «Удивительный алфавит», «Геометрические узоры в национальном русском костюме», «Геометрические тела в макетах древнерусских сооружений», «Живописные просторы Древней Руси».
Таким образом, поставленная нами в начале исследования цель достигнута, выдвинутые задачи решены в полном объеме.



1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. [Текст] / А.С. Белкин. - М.: Академия, 2006. - 357с.
2. Богоявленская, Д.П. Основные современные концепции творчества и одаренности [Текст] / Д.П. Богоявленская. - М.: Пресс. 2007. - 203с.
3. Богоявленская, Д.П. Психология творческих способностей [Текст] / Д.П. Богоявленская - М.: Академия, 2007. - 302с.
4. Бондаренко, А.И. Проект как одна из форм организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе [Текст] / А.И. Бондаренко. - 2004. - с. 9-13.
5. Бритвина, Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках [Текст] / Л.Ю. Бритвина. - 2005.
6. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе [Текст] / А.В. Бычков. - М: 2000. - 47 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2007. - 367с.
8. Гафитулин, М.С. Развитие творческого воображения [Текст] / М.С. Гафитулин. - M.: Эксмо-Пресс, 2008. - 205с.
9. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: учеб. [Текст] / Н.Ф. Голованова. - М.: Речь, 2008. - 317 с.
10. Голуб, Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых
компетентностей учащихся [Текст] / Г.Б. Голуб,О.В. Чуракова. -
Самара: Изд-во «Профи», 2003. - 243 с.
11. Горлицкая, С.И.История метода проектов [Текст] / С.И. Горлицкая. - 2001. - с.95-98.
12. Господникова, М.К.и др. Проектная деятельность учащихся [Текст] / М.К. Господникова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 131 с.
13. Дыбина, О.В. Творчество как сущность характеристики человеческого бытия [Текст] / О.В. Дыбина. - М.: Изд. Педагогическое общество России, 2009. - 167с.
14. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения [Текст] / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова. - 2006 - 187с.
15. Жуковский, И.В.Проектная инициатива в воспитательном процессе школы [Текст] / И.В. Жуковский. - 2002. - с. 47-50.
16. Землянская, Е.Н.Учебные проекты младших школьников [Текст] / Е.Н. Землянская. - 2005. - с. 55-58.
17. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности: моногр. [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 800 с.
18. Кислов, А.В. Диагностика творческих способностей ребенка: практич. пособ. [Текст] / А.В. Кислов. - М.: Речь, 2011. - 64 с.
19. Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся [Текст] / Н.А. Краля. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.
20. Кравцова, А.Ю.Проектирование как метод деятельностного познания [Текст] / А.Ю. Кравцова. - 2008. - с. 63-68.
21. Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника [Текст] / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 185с.
22. Лебедева, Л.И.Метод проектов в продуктивном обучении [Текст] / Л.И. Лебедева, Е.В. Иванова. - 2002. - с. 116-120.
23. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность [Текст] / Н.С. Лейтес. - 2008. - 96с.
24. Лезгина, Н.Л. Алгоритм» творчества или творческий потенциал [Текст] / Н.Л. Лезгина. - С-Пб.: Изд. СПГТУ, 2008. - 85с.
25. Ломакина, О.Е. Проектирование в образовании: необходимость и реальность [Текст] / О.Е. Ломакина. - 2003. - с. 86- 93.
26. Лук, А.Н. Психология творчества. [Текст] / Н.А. Лук. - М.: Наука, 2008. - 275с.
27. Моляко, В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изданию одаренности [Текст] / В.А. Моляко. - 2006. - 86с.
28. Машталь, О.Ю. Программа развития способностей ребенка [Текст] / О.Ю. Машталь - М.: 2008. - 102с.
29. Матюшкин, A.M. Одаренные и талантливые дети [Текст] / А.М. Матюшкин, Д.А. Снек. - 2008. - 95с.
30. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования [Текст] / Н.В. Матяш. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. - 286с.
31. Новикова, Т.В. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] / Т.В. - 2000. - с. 151-157.
32.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учеб. [Текст] / Л.Ф. Обухова - М.: Высшее образование, 2010. - 460 с.
33.Обуховская, А.С. Ода учебному проекту: компетентностный подход [Текст] / А.С Обуховская. - 2004. - с. 27.
34. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении [Текст] / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2003. - 110 с.
35. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска [Текст] / Н.Ю. Пахомова. - с. 41-45.
36. Пономарев, Я.А. Психология творчества: учеб.пособ. [Текст] / Я.А. Пономарев. - М.: Просвещение, 2010. - 224 с.
37. Радугин, А.А. Педагогика и психология [Текст] / А.А. Радугин. - М.:
2007. - 208с.
38. Савенков, А.И. Творческий проект [Текст] / А.И. Свенков. - 1998. - с. 144-148.
39. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов[Текст] / Л.М. Семенюк. - М.: ИЛИ, 2010. - 304 с.
40. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст] / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2005. - 80 с.
41. Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения [Текст] / А.С. Сиденко. - 2003.
42. Симановский, А.Э. Развитие творческих способностей младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / А.Э. Симановский. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 207с.
43. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учеб. [Текст] / В.И. Смирнов. - М.: Логос, 2008. - 304 с.
44. Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст] / М.А. Ступницкая. - Ярославль: Акад. развития,
2008. - 255 с.
45. Теплов, М.Б. Избранные труды [Текст] / М.Б. Теплов. - М.,
Просвещение, 2008. - 278с.
46. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э. Унт. - М.: Педагогика, 2008. - 213с.
47. Ушачев, В.П. Обучение основам творческой деятельности [Текст] / В.П. Ушачев. - Магнитогорск, 2009. - 189с.
48. Формирование творческих способностей: сущность, условия,
эффективностью // Сб. научных трудов. - Свердловск, СНПИ, 2009. - 367с.
49. Цирулик, Н.А. Работаем по методу проектов [Текст] / Н.А. Цирульник. - 2006. - с. 26-29.
50. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной
школе [Текст] / Т.И. Свенков, Т.М. Давыденко. - М.: Центр
«Педагогический поиск», 2008. - 187с.
51. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учеб.пособ [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2008. - 349 с.
52. Щербатых, Ю.В. Общая психология: учеб. [Текст] / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2009. - 272 с.
53. Щербо, И.И. Бросок вперед, или второе пришествие метода проектов [Текст] / И.И. Щебро. - 2003. - с. 110.
54. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к
проектированию[Текст] / В.А. Ясвин. - М.: 2001. - 365с.
55. Якобсон, П.М.Эмоциональная жизнь школьника [Текст] / П.М.
Якобсон. - Воронеж, 2008. - 317с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ