Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Женский взгляд на войну в европейской и русской драме 1990-2000-х годов

Работа №81231

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I
СПЕЦИФИКА «ЖЕНСКОГО ПИСЬМА» И ЖЕНСКОГО ВЗГЛЯДА КАК
ОБЪЕКТА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ 21
ГЛАВА II
1.1. Русская литература о Великой Отечественной войне 33
1.2. Венгерская литература о Второй мировой войне 39
ГЛАВА III
Сравнительно-сопоставительный анализ пьес А. Польц «Женщина и фронт» и А. Батуриной «Фронтовичка» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79


Тексты о событиях Великой Отечественной войны не теряют своей актуальности, потому что поднимают основополагающие философские вопросы, раскрывают природу человека, ведь именно на войне, в экстремальных условиях, проявляются как самые лучшие, так и самые худшие человеческие качества.
Пожалуй, одной из самых сложных тем является место женщин в тех событиях. Война традиционно считается мужским занятием, и привнесение женского, более того, материнского начала, придаёт событиям особую остроту.
В этом контексте пьесы Ален Польц «Женщина и фронт» и «Фронтовичка» Анны Батуриной обретают всё большую актуальность:
- во-первых, в силу времени, отражение сегодняшнего взгляда на войну;
- во-вторых, в силу жанра, так как драма предполагает ситуацию максимального погружения, и это кажется нам наиболее интересно;
- в-третьих, сама женская тема переживает изменения; феминизм уступает место взвешенным взглядам на женское письмо и женскую литературу.
Мы исходим из того, что:
- героиня-женщина в военной литературе принципиально важна, поскольку война традиционно считается мужским занятием, и привнесение женского, и, более того, материнского начала, придаёт событиям особую остроту, показывает бесчеловечность и жестокость;
- столкновение слабой героини с героями-солдатами демонстрирует их нравственные качества, которые обострились в результате войны;
- «женское письмо» обладает своим объектом и предметом внимания и поднимает иные темы и идеи.
Если первые два пункта относятся и к ситуации, когда героиня- женщина показана в тексте, написанном мужчиной, то последний отличает именно женский взгляд на войну, он и становится объектом нашего внимания.
Сравнивая пьесы Ален Польц и Анны Батуриной, мы исходим из объекта внимания, принципа изображения героинь. Основная тема - женская судьба в эпоху исторических потрясений.
Автор пьесы «Женщина и фронт» Ален Польц - известный в Венгрии психолог - сетовала, что в нынешней погоне за деньгами люди забывают обо всем, что могло бы их поддержать перед лицом смерти, и в своей пьесе ищет те точки опоры, которые помогли бы человеку в самые ответственные моменты жизни.
Писатель и публицист Александр Мелихов в своем предисловии к пьесе Польц обращает внимание на то, что совершенно серьезно хотел бы, чтобы воспоминания Ален Польц «Женщина и война» были включены в программу дополнительного чтения для старшеклассников - именно сегодня, когда им со всех сторон дуют в уши, что они живут в какое-то небывало трудное время и что человек не более чем бессильная игрушка материальных обстоятельств: если он видит преуспевающих воров, разумеется же, он тоже будет воровать, если он слышит об удачливых убийцах, разумеется же. Разумеется же, в России всегда были, есть и будут люди, вопреки самым неодолимым обстоятельствам делающие то, что считают нужным и справедливым - вплоть до впадения во всевозможные виды утопизма [2].
Попутно писатель поднимает ещё один пласт проблем, говоря, что «если бы женщины были склонны к писанию мемуаров, мы имели бы неисчислимое множество примеров будничного героизма. Героизма, направленного не на то, чтобы восторжествовать над кем-то, а на то, чтобы кого-то спасти: цель нормальной женщины не победа, а мир и согласие, гармония [2].
Таким образом, основную проблему А. Мелихов видит в том, что в литературе нашей чрезвычайно мало примеров будничного противостояния - когда человек противостоит напору страшных событий не ради абстрактной идеи или гордыни, а просто для того, чтобы выжить и не сделаться подонком [2].
Журналист, театральный критик Елена Вольгуст в своей статье «Всякий перед всеми за всех и за всё виноват» отмечает, что «Женщина и война» — еще один убийственно страшный документ о Второй мировой, написанный просто, без художественных извивов. Чудовищная правда о пережитом. То был не только, и даже не столько классический, законный ужас юного существа перед адом, сопутствующим любым активным боевым действиям. То было знакомство с солдатами и офицерами страны, побеждающей фашизм. Также Вольгуст говорит о необходимости посредством пьесы не только усвоить и пережить прошлое, но вынести из него уроки [8].
Если пьеса Ален Польц - это её личные воспоминания, то текст Анны Батуриной «Фронтовичка» написан по семейным преданиям, а точнее, по воспоминаниям бабушки о военном времени.
По мнению режиссёра Николая Коляды «написана пьеса каким-то совсем другим «голосом», словно прочувствована новым поколением, для которого та далекая война знакома только по фильмам и по рассказам бабушек и дедушек. И это особенно ценно» [43].
Сама Батурина признается, что «писала о живых людях, почти таких же, как мы, «раздолбаев», со своими ошибками, чувством юмора, отсутствием опыта и прочими особенностями. Сухие исторические летописи не передают нам человеческого обаяния, но люди — не ордена в музейной пыли. Мне хотелось «замахнуть по зыбочке» со своим двадцатилетним дедом, знать, какова моя бабка в постели и другие подробности. И вообще, хотелось запечатлеть всех живыми, говорящими, а не как на фотографиях. Не только, конечно, для памяти, но и для того, чтобы себя в чем-то упрекнуть, заметить, чем то поколение «лучше» нашего. Что в них было такое, о чем мы забыли, чему перестали придавать значение. Возможность упрекнуть, но только без моралей...» [2].
Предмет, который нас интересует, - это специфика «женского письма» и женского взгляда на войну.
Объект - пьесы женщин-писательниц о Второй Мировой войне: «Женщина и фронт» А. Польц и «Фронтовичка» А. Батуриной.
В связи с этим цель нашего исследования - выявить, описать и систематизировать специфические особенности женского взгляда в пьесах «Женщина и фронт и «Фронтовичка».
Поставленная цель определяет ряд конкретных задач, решаемых в работе:
1. Выявить особенности подходов «феминистского литературоведения», лингвистики, занимающейся особенностями женского письма к исследованию текстов;
2. Выделить особенности женского взгляда на войну на уровнях: во-первых, выбора материала;
во-вторых, степени эмоциональности принципов построения характеров и принципов построения реакции на события;
в-третьих, на уровне лексическом выявить специфику женского текста как такового.
Квалификационная работа имеет следующую структуру:
- введение;
- 1 глава: «Женское письмо» и женский взгляд как объекты изучения литературоведения и лингвистики;
- 2 глава состоит из двух параграфов: первый - русская литература о Великой Отечественной войне; второй - венгерская литература о Второй Мировой войне;
- 3 глава: сравнительно-сопоставительный анализ пьес А. Польц «Женщина и фронт» и А. Батуриной «Фронтовичка»;
- заключение.
Рассматривая тему Великой Отечественной войны в русской литературе, мы опираемся на труды таких авторов, как В. В. Агеносов «Русская литература ХХ века», В. П. Журавлёв «Русская литература ХХ века», В. П. Смирнов «История Второй Мировой войны» и другие.
Говоря об особенностях «женского письма», мы опираемся на такие работы, как «Отражение гендерных стереотипов в языке и культуре» В. М. Войченко, «Специфика выражения оценки в гендерном дискурсе» Е. Н. Токаревой, «Особенности мужского и женского стиля письма» Е. И. Горошко и другие.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги, отметим, что в ходе своего становления русская военная проза несколько раз меняла целые поколения писателей и читателей. Её создателями были и фронтовики, знавшие всё о войне по собственным воспоминаниям. К ней обращались и поколения, не знавшие о войне абсолютно ничего, или слышавшие что-то о ней из воспоминаний своих родных. Происходила смена жанров, героев, но важно одно: тексты о тех далеких событиях не теряют своей актуальности, так как поднимают вечные философские темы и проблемы, среди которых: верность и предательство, малодушие и умение сострадать, ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь близких людей. Объектом внимания является человеческое поведение в экстремальных условиях, которое влечет за собой проблему нравственного выбора.
Тексты венгерской литературы о Второй Мировой войне также представлены в разных жанрах и затрагивают широкий спектр тем и проблем, среди которых ответственность командования за подчиненных, бесчеловечность системы власти, человеческие потери, разруха, нищета, голод, безработица, которую повлекла за собой война, предательство, равнодушие к попавшим в беду.
Понятие «женское письмо», возникшее в трудах французских теоретиков феминизма, остаётся одним из самых дискуссионных, в том числе в литературоведческой науке. Одни считают, что талант, умение писать не имеет «биологического пола», и, следовательно, понятия и «женское письмо» не существует, другие же, наоборот, твердо убеждены в его существовании.
Но совершенно очевидным является факт наличия особых категориальных черт «женского письма», главными из которых являются автобиографичность, телесность, установка на женский субъективный опыт.
Проанализировав ряд работ в области метода гендерных исследований таких ученых-лингвистов, как В. М. Войченко («Специфика выражения оценки в гендерном дискурсе»), Е. Н. Токаревой («Особенности мужского и женского стиля письма»), а также Е. И. Горошко, Е. А. Земской, А. В. Кирилиной, мы можем назвать эти черты. Так среди характеристик с лексической точки зрения выделяют такие признаки как: склонность к гиперболизированной экспрессии, более высокая концентрация эмоционально оценочных слов и конструкций, многочисленные подробности и детали. С точки зрения грамматических особенностей можно отметить: употребление большего количества местоимений, частиц, существительных; более частое употребление глаголов, передающих эмоционально-психологическое состояние человека; предложения в среднем длиннее мужских.
Проведя сравнительно-сопоставительный анализ пьес А. Польц «Женщина и фронт» и «Фронтовичка» А. Батуриной, мы выяснили, что данные тексты оказываются сопоставимы на уровнях:
о выбранных тем (тема женской судьбы в эпоху исторических потрясений);
о поднятых проблем (среди которых предательство, равнодушие к чужим бедам, отстраненность, проблема нравственного выбора в экстремальных условиях, нахождения своего места в социуме после пережитых потрясений, жестокости, духовной деградации);
о организации хронотопа (у Польц - двуперсонажность, у Батуриной - двучастность);
о особенностей «женского письма»;
о позиций персонажей по отношению к мужскому миру (сарказм, грубость);
о мотивов (в обеих пьесах важное место занимает мотив переодевания: он служит для прямого отражения происходящих с героинями событий);
o героинь объединяет чувство одиночества, опустошенности, отверженности, глубокое переживание предательства со стороны возлюбленных.


1. Абубикирова, Н. И. Что такое «гендер»? / Н. И. Абубикирова // Общественные науки и современность. - 1996. - № 6. - С.19-21.
2. Аксенова, А. Сама я баба ничего, и характер сносный / А. Аксенова
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //weburg.net/news/18337?fromru=1(дата обращения: 21.11.2015).
3. Алексиевич, С. А. У войны не женское лицо / С. А. Алексиевич. М.: Пальмира, 2004. - 260 с.
4. Арбатова, М. Женская литература как факт состоятельности отечественного феминизма / М. Арбатова // Преображение. - 1995. - №3. - С.27.
5. Батурина, А. «Фронтовичка» / А. Батурина [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:http: //magazines.russ.ru/ural/2009/5/ba9. html (дата
обращения: 21.11.2015).
6. Белановский, А. В., Перепеченко, П. Героини войны. Очерки о женщинах - Героях Советского Союза / А. В. Белановский, П. Перепеченко. М.: Госполитиздат, 1963. - 720 с.
7. Белобратов., А. Потехина, И. Женское письмо. / А. Белобратов., И. Потехина - СПб.: Петербург - XXI век, 2005. - 155 с.
8. Войченко, В. М. Отражение гендерных стереотипов в языке и культуре / В. М. Войченко // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2009. - № 2. - С.64.
9. Вольгуст, Е. Всякий перед всеми за всех и за все виноват / Е. Вольгуст [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ptj.spb.ru/blog/vsyakij-pered-vsemi-zavsex-izavse-vinovat/(дата обращения: 14.10.2015).
10. Воробьева, С. Ю. «Женская» логика Галины Щекиной /
С. Ю. Воробьева // Слово и текст в культурном сознании. - 2017. - №2. - С.86-94.
11. Габриэлян, Н. М. Взгляд на женскую прозу / Н. М. Габриэлян // Преображение. - 1993. - № 1. - С.102-108.
12. Горошко, Е. И. Особенности мужского и женского стиля письма [Текст] / Е. И. Горошко // Гендерный фактор в языке и коммуникации: сб. науч. тр. / АГТУ. - Архангельск, 1999. - Вып. 62. - С.54.
13. Горошко, Е. И. Языковое сознание: гендерная парадигма [Текст] / Е. И. Горошко // Методология современной психолингвистики: сб. науч. тр. / Барнаул, 2003. - Вып. 77. - С.101.
14. Гусев, Ю. П. Война, победа, поражение / Ю. П. Гусев // Славянский альманах. - 2015. - № 3. - С.253-263.
15. Жаркова, Д. С. «Женский взгляд» на войну (по пьесе Ален Польц «Женщина и фронт») / Д. С. Жаркова // Модели взаимодействия литературы и театра: материалы VII Международной научно-практической конференции-фестиваля АРТсессия. - Челябинск, 2015. - С.154-163.
16. Жаркова, Д. С. Поствоенный синдром и поствоенная травма в пьесе
Анны Батуриной «Фронтовичка» / Д. С. Жаркова // Модели взаимодействия литературы и театра: материалы VIII
Международной научно-практической конференции-фестиваля АРТсессия. - Челябинск, 2016. - С.42-51.
17. Журавлёва, В. П. Русская литература XX века / В. П. Журавлёва. М.: Просвещение, 2004. - 399 с.
18.Завьялова, М. Это и есть гендерное литературоведение / М. Завьялова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://exlibris.ng.ru/kafedra/2000-09-21/3_gender.html(дата обращения 05.11.2012).
19. Земская, Е. А. О чем говорят женщины / Е. А. Земская. М.: Русская речь, 1989. - С.42-46.
20. Иванова, Ю. Н. Храбрейшие из прекрасных: Женщины России в войнах / Ю. Н. Иванова. М.: РОССПЭН, 2002. - 256 с.
21. Исаев, А. И. Мифы Великой Отечественной / А. И. Исаев. М.: Эксмо, 2009. - 384 с.
22. Кирилина, А. В. Развитие гендерных исследований в лингвистике /
А. В. Кирилина // Филологические науки. - 1998. - № 6. Ч. 3. - С.78.
23. Кириллина, А. В. Гендер: лингвистические аспекты / А. В. Кириллина // МЛЖ. - 1999. - № 3. - С.189.
24. Коваль, Т. В. Конспекты уроков по истории России XX в. / Т. В. Коваль. - М.: Владос-Пресс, 2001. - С.35-38.
25. Конрад, Д. Соучастник / Д. Конрад. М.: Языки славянской культуры,
2003. - С.169-180.
26. Купкенова, Г. А. Война глазами женщин / Г.Купкенова
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/595743/ (дата обращения:
12.10.2016).
27. Лазарев, Л. И. Это наша судьба: заметки о литературе, посвященной Великой Отечественной войне / Л. И. Лазарев. М.: Советский писатель, 1983. - 392 с.
28. Лейдерман, Н. Л. Современная художественная проза о Великой Отечественной войне / Н. Л. Лейдерман. Свердловск: Изд-во Свердловск. гос. пед. ин-та, 1973. - 144 с.
29. Линьков, Л. И. Литература / Л. И. Линьков. С-Пб.: Тригон, 2003. - 340 с.
30. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.
31. Маслова, В. А. Лингвокультурология / В. А.Маслова. М. Академия,
2004. - С.129.
32. Мелихов, А. М. Предисловие к пьесе А. Польц «Женщина и фронт» / А. М. Мелихов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //magazines.russ. ru/neva/2004/2/po9. html (дата обращения:
12.10.2015) .
33. Минокин, М. В. Современная проза о Великой Отечественной войне / М. В. Минокин. М.: Просвещение, 1980. - С. 38-45.
34. Мурманцева, В. С. Советские женщины в Великой Отечественной войне / В.С. Мурманцева. М.: Мысль, 1974. - 262 с.
35. Нерознак, В. П. Языковая личность в гендерном измерении /
В. П. Нерознак // Общественные науки и современность. - 1999. - № 1. - С.71.
36. Огнев, В. Память войны: Военная тема в советской литературе /
B. Огнев // Юность. - 1979. - № 5. - С. 72-75.
37. Оскоцкий, В. По праву памяти: нравственные уроки «военной прозы» / В. Оскоцкий // Нева. - 1979. - № 7. - С.192-204.
38. Павленко, Н. Г. Была война. Размышления военного историка / Н. Г. Павленко. М.: Родник, 1994. - С.24.
39. Павлова, Н. И. Беллетристика Е. П. Летковой как явление женской прозы конца XIX - начала XX века: автореф. дис. . канд. филол. наук / Н.И. Павлова. - Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 2005.
40. Павлова, Т. И. Женщина на войне. (по книге С.Алексиевич «У войны не женское лицо» / Т. Павлова [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //nsportal .ru/shkola/literatura/library/2016/07/11/zhenshchina-na-voyne-po-knige-s-aleksievich-u-voyny-ne-zhenskoe(дата обращения:
12.10.2016) .
41. Пермякова, О. В. О понятии женского письма / О. В. Пермякова. Пермь. Вестник ПГУ, 2004. - С.45-48.
42. Польц, А. Женщина и фронт / А. Польц. М.: Три квадрата, 2009. -
C. 163-210.
43. Пушкарева, Н. Л. Феномен «женского чтения» и задачи исследования текстов, написанных женщинами / Н. Л. Пушкарева // Филологические науки. - 2000. - № 3. - С. 46.
44. Рюткёнен, М. Гендер и литература: проблема «женского письма» и
«женского чтения» / М.Рюткёнен [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.a-z.ru/women cd 1 /html/filologich nauki 2. htm
(дата обращения: 10.11.2015).
45. Савельев, И. Дневник одного фестиваля / И. Савельев [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://russkiymir.ru/media/magazines/article/
46. Савкина, И. Зеркало треснуло (современная литературная критика и женская литература) / И. Савкина // Гендерные исследования. - 2003. - № 9. - С.84-106.
47. Смирнов, В. П. Краткая история Второй мировой войны /
B. П. Смирнов. М.: Весь мир, 2005. - 352 с.
48. Таннен, Д. Почему женщины и мужчины не понимают друг друга / Д. Таннен // Вече. - 1996. - С. 8-13.
49. Токарева, Е. Н. Специфика выражения оценки в гендерном дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. Н. Токарева. - Изд- во Уфимского ун-та, 2004. - С.11.
50. Тукачева, Ю. С. Социально-философская сущность гендера / Ю. С Тукачева // Вопросы теории и практики. - 2011. - №7. - С. 157-160.
51. Улюра, Г. А. Границы экстремального опыта: «Фронтовичка» Анны Батуриной / Г.А. Улюра // Филологический класс. - 2013. - № 4. -C. 98-102.
52. Фесенко, В. И. Женщины на защите Отечества в 1941 - 1945 гг.: Воспоминания женщин-фронтовиков / В. И. Фесенко. М.: АКАЛИС, 1995. - С.13-16.
53. Якименко, Л. Г. Бессмертный подвиг народа и наша литература / Л. Г. Якименко. М.: Художественная литература, 1978. - С. 215-254.
54. Яковлев, Н. Н. Весна Победы / Н. Н. Яковлев. М.: Педагогика, 1985.
- 128 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ