Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
1.1. Понятие «связная речь» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 12
1.3. Особенности формирования связной речи детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 19
1.4. Специфика работы учителя-логопеда по формированию связной
речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 24
Выводы по I главе 35
Глава II. Экспериментальная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного уровня с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях учителя-логопеда
2.1. Организация, методика и результаты работы по анализу уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного уровня с общим недоразвитием речи III уровня 38
2.2. Содержание работы учителя - логопеда по формированию связной речи у детей старшего дошкольного уровня с общим недоразвитием речи III уровня 52
Выводы по II главе 63
Заключение 65
Список литературы 67
Приложение 73
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, ребенок должен научиться рассказывать, то есть называть предмет, описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
В формировании связной речи тесно связаны между собой речевое и умственное развитие детей, развитие их мышления, восприятия. Чтобы связно рассказать о чем-либо, нужно четко представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связной речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. При общем недоразвитии речи наблюдается различные сложные расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В тоже время одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи. Это обусловливает актуальность проблемы выявления особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) для построения наиболее эффективной коррекционной работы.
Вопросы формирования связной речи изучались Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, Ф. А. Сохиным, Л.С. Выготским, А. А. Леонтьевым и др.
Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой и др.
Анализ научной литературы показал, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно - обоснованных путей формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Вышеизложенные положения определили актуальность выбранной нами темы исследования «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на занятиях учителя-логопеда».
Цель работы: теоретически изучить и теоретически обосновать возможности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях учителя - логопеда.
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности содержания работы учителя - логопеда по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Выделить содержание работы на занятиях учителя - логопеда по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня; составить комплекс дидактических игр и упражнений и методические пояснения к нему.
Методы исследования: изучение научной литературы, анализ, обобщение, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ детский сад комбинированного вида № 436 г. Челябинска. В эксперименте принимали участие 8 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам исследования показал, что связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.
Проблемой развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи занимались К.Д. Ушинский, В.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Бородич, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко и другие.
Дети с общим недоразвитие речи III уровня имеют ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка, что затрудняет процесс формирования связной речи. Повышение уровня сформированности связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня является важным фактором, так как является основным звеном успешного обучения в школе родного языка и коммуникации ребенка в целом.
С целью выявления уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня нами был проведён срез, который показал недостаточный уровень сформированности связной речи. В связи с этим, мы отобрали комплекс игр и упражнений, направленный на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Игры и упражнения в обучении детей имеют большое значение, т. к. вызывают интерес у дошкольников к различным видам деятельности, способствуют повышению мотивации детей к овладению связной речи.
Мы полагаем, что последовательное использование данного комплекса игр и упражнений на занятиях учителя - логопеда позволит более успешно
и эффективно проводить работу по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня. Таким образом, задачи квалификационной работы выполнены, поставленная цель достигнута.
1. Алексеева, М. М; Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [текст]. - М.: Эксмо 2000. - 340 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет [текст]/А.Г. Арушанова - М.: Просвещение, 1999. - 117с.
3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособ. для студ. [текст]/ А. М. Бородич - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
4. Воробьева, В. К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией: Нарушения речи и голоса у детей [текст]. - М.: Просвещение, 1975. - 72 с.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь, - 5-е изд., [Текст]/ Л.С. Выготский - М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. - 352с.
6. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. [Текст] / Л.С. Выготский // Учебник для вузов. Специальная литература. // - СПб.: Лань., 2003. - 656с.
7. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи [текст]// Дефектология. - 1995 - №1. - с. 1 - 3.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [текст]. М.: Просвещение, 1961. - 32 с.
9. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: пособие для воспит. дет. Сада [текст]/ В. В. Гербова - М.: Просвещение, 1984.- 176с.
10. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. - 2005. - С.13-24.
11. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. - 1989. - № 1. - С.69-76.
12. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [текст]// Дефектология. - 1994. - №2. - с. 3 - 8.
13. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. [Текст] / Сборник методических рекомендаций. // - СПб.: Детство-пресс, 2001. - 240 с.
14. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст] / Л.Н. Ефименкова // Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1981. - 112 с.
15. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [текст]. - М.: Просвещение, - 1990. - с. 301.
16. Жукова, Н. С. Формирование устной речи [текст]. - М.: Эскмо, - 1994. - 308 с.
17. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей[текст]. - М.: Эксмо, - 1994. - 96 с.
18. Запорожец, А. В. Развитие рассуждений в дошкольном возрасте [текст] //Дошкольное воспитание. - 1974. - №8. - с. 36 - 41.
19. Зернова, Л. П. Обучение рассказыванию с элементами творчества детей с общим недоразвитием речи [текст]// Актуальные проблемы специальной педагогики. - М.: Март, - 1999г. - с. 80 - 89.
20. Зинкевич - Евстивгеева, Т. Д. Путь к волшебству теория и практика сказкотерапии [текст]. СПб.: Питер, - 1998. - 311 с.
21. Иншакова, О. Б. Логопедическое обследование [текст]. - М.: Эксмо, 1999. - с. 120.
22. Кабанова, Т. В., Домнина, О. В. Тестовая диагностики: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями [текст]/ под ред. Н.Е. Ильяковой. - М.: Гном, - 2008. - с. 104.
23. Карабанова, О. А. Психология развития и возрастная психология [текст]/под ред. А. Н. Подольского, О. А. Карабанова. - М.: Март, 1998. - 156 с.
24. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [текст]. - М.: Просвещение, 1985. - 300 с.
25. Колунова, Л. А. Работа над смысловыми оттенками слова со
старшими дошкольниками: Развитие речи и речевого общения
дошкольников [текст]/под ред. О.С.Ушаковой - М.: Просвещение, - 1995. - 207с.
26. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С. В. Развитие связной речи: Фронтальные и логопедические занятия для детей с ОНР [текст]. - М.: Гном и Д, 2001. - 211 с.
27. Короткова, Э. П. Беседа как средство развитие речи у детей дошкольного возраста [текст] / Э.П.Короткова - М.: Просвещение, -1977. - 178с.
28. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [текст]/Э. П. Короткова - М.: Просвещение, - 1982. - 164с.
29. Корицкая, Е. Г., Шимкович, Т. А. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с III уровнем общего недоразвития речи.: Нарушение речи у дошкольников[текст]./ Сост. Р. А. Белова - Давид. - М.: Просвещение, - 1972. - 211 с.
30. Кривояз, И. С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними [текст].// Дефектология. - 1995. - № 7. - с. 8 - 15.
31. Ладыженская, Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения [текст] /Т.А.Ладыженская - М.: Просвещение, - 1998. - 204 с.
32. Лалаева, Р. И., Серебрикова, Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [текст]. - СПб.: Питер, - 1999. - 90 с.
33. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. -М.:
Прсвещение, - 1977. - 308 с.
34. Леонтьев, А.А. Психолингвистика [текст]/А.А.Леонтьев - М.: Март, 1997. - 142 с.
35. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников [текст] /А.М.Леушина - М.: Просвещение, - 1979. - 110с.
36. Логопедия: Учебник для студ. пед. вузов [текст]./ под ред. Л. С. Волковой. - М.: Эксмо, - 2004. - с. 704.
37. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики [текст]. - М.: изд-во МГУ, - 1975. - 111 с.
38. Ляпидевский, С. С. Логопедия и смежные науки: Патология речи и голоса[текст]. - М.: Просвещение, - 1967. - 701 с.
39. Максаков, А.И., Фомичёва, М.Ф. Звуковая культура речи: Развитие речи детей дошкольного возраста [текст]./под ред. Ф. А. Сохина - М.: Просвещение, - 1976. - 165с.
40. Микляева, Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование [текст]: метод пособие. - М.: Айрис - пресс, - 2006. - 90 с.
41. Нечаева, О. А. Функционально-смысловые типы речи
[текст]/О.А. Нечаева - Улан-Удэ: Попурри, - 1974. - 78 с.
42. Понятийно - терминологический словарь логопеда [текст]./ Под
ред. В. И. Селиверстова. -М.: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, - 1997. - 400 с.
43. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [текст].: учеб. метод. пособие/ Под. Ред. Т. В. Волосовец. - М.: Эксмо, - 2002. - 90 с.
44. Развитие речи дошкольного возраста [текст]: пособие для воспитателя детского сада. /В. И.Логинова, И. Максаков, М. И. Попова: под ред. Ф. А. Сохина - М.: Просвещение, - 1984. - 223 с.
45. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [текст]: учеб. пособие для студ. Вузов. - 2-е изд., испр.
- М.: Академия, - 2005. - 144 с.
46. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми [текст] /В.И.Селиверстов - М.: ВЛАДОС, - 1994. - 344 с.
47. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей с 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей [текст]. - М.: Гном.- и Д, - 2001. - 144 с.
48. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [текст]/ О.С.Ушакова. - Москва: ВЛАДОС, 2004,- 277 с.
49. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи [текст]. - М.: ВЛАДОС, - 1992. - 90 с.
50. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [текст].
- М.: ВЛАДОС, - 1991. - 120 с.
51. Филичева. Т. Б., Чиркина, Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР [текст]. - М.: ВЛАДОС, - 1993. - 290 с.
52. Чистякова, М. И. Психогимнастика [текст]. - М.:
Просвещение, - 1980. - 120 с.
53. Чудинова, Л. М., Филичева, Т. Б. Логопедическая работа по развитию речи в старшей группе специального детского сада [текст]. - М.: Просвещение, - 1976. - 206 с.
54. Чулкова, А.В. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста [текст]./ А. В. Чулкова. - Волгоград: Академия, - 2002. - 236 с.
55. Шадрина, Л. Г. Формирование предпосылок связной речи у детей дошкольного возраста [текст]/Л. Г. Шадрина - М.: Просвещение, - 1990. - 100 с.
56. Шаховский, В. И. О роли эмоций в речи [текст]// Вопросы психологии. - 1991. - №7. - С. 2 - 10.
57. Шашкина, Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками[текст]: Учеб. пособ. для студ. Вузов/Д. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, и А. Зимина. - М.: Академия, - 2003. - 302 с.
58. Шорохова, О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников[текст]. - М.: Сфера, - 2006. - 208с. - (Программа развития).
59. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [текст]. - М.: Просвещение, - 1958. - 300 с.
60. Яшина, В. И. Особенности связных высказываний типа рассуждений детей 6 лет[текст]./ Сост. М. М. Алексеева, - М.: Академия, - 1999. - 379 с.
61. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2009 - 52c.