ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 9
1.1. Понятие и структура фонда оценочных средств 9
1.2. Инновационные оценочные средства как составляющие фондов
оценочных средств по правовым дисциплинам 33
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 45
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» НА БАЗЕ НОУ СПО «ЧЮК» 46
2.1. Анализ практики применения фонда оценочных средств по
дисциплине «Теория государства и права» в НОУ СПО «ЧЮК» 46
2.2. Разработка фонда оценочных средств по дисциплине «Теория
государства и права» в условиях НОУ СПО «ЧЮК» 58
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Актуальность исследования. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» образование является единым целенаправленным процессом воспитания и обучения, который является общественным благом и осуществляется в интересах человека и общества, и совокупностью приобретаемых знаний, умений, навыков и компетентностей в целях разностороннего развития человека, удовлетворения его потребностей в образовании[45].
Основная особенность Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) - ориентация не на содержание, а на результат образования, выраженный через компетентности обучающихся.
Структура и содержание основной образовательной программы(ООП) и отдельной дисциплины (модуля), образовательные технологии, включая планирование и оценку качества подготовки обучающихся, должны быть нацелены на формирование и достижение заявленного результата обучения. Оценивание направлено на систематическое установление соответствия между планируемыми и достигнутыми результатами обучения. Акцент образовательного процесса переносится на контрольно-оценочную составляющую, которая позволяет систематически отслеживать, диагностировать, корректировать процесс обучения. Уже на этапе проектирования ООП необходимо планировать, какими способами и средствами будут оцениваться результаты обучения, что будет служить доказательством достижения целей образовательных программ[46].
Фонд оценочных средств (ФОС) - комплект методических материалов, нормирующих процедуры оценивания результатов обучения, т.е. установления соответствия учебных достижений запланированным результатам обучения и требованиям образовательных программ, рабочих программ модулей (дисциплин) [22].
ФОС помимо выполнения оценочных функций наилучшим образом характеризует образовательный уровень колледжа. Качество фонда оценочных средств и технологий является ярким показателем образовательного потенциала среднего профессионального образования (СПО), своеобразной визитной картой институтов, факультетов, кафедр, реализующих образовательный процесс по соответствующим направлениям. Для оценки эффективности системы контроля используются обобщенные критерии: производительность, экономичность, адаптивность, дидактичность, оперативность, надежность.
ФГОС в области СПО отражают концепцию, соответствующую социальному и правовому уровню развития страны и определяют ее потребность к качеству подготовки выпускника. Отличительной чертой современного образования является право преподавателей на творческий подход, свободный выбор тех или иных педагогических технологий, в том числе и технологий измерения и оценки учебных достижений, обучающихся как управляемых процессов, определяющих достижение поставленных стандартом целей [43].
Переход высшего профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС ВПО) и разработка в соответствии с ними основных образовательных программ ставит перед вузами задачу оценки результатов образования на основе компетентностного подхода.
Результаты образования - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения обучающихся и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, раскрывающие, что должен будет в состоянии делать обучающийся/выпускник по завершении всей или части образовательной программы. Основным требованием, предъявляемым к результатам образования, является их оценивание, для чего необходимы некоторые инструменты и методы оценивания, позволяющие определить степень достижения обучающимися установленных результатов образования. А основными единицами оценки качества результата обучения выступают компетентности и компетенции. Компетенции - это динамический набор знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры. Формирование компетенций осуществляется в процессе решения практических и исследовательских задач, направленных на интеграцию полученного ранее опыта и приобретения нового в процессе совместной деятельности с преподавателем или под его руководством.
Оценка результатов образования связана с деятельностью преподавателя, задача которого состоит в том, чтобы обеспечить соответствие методов обучения, процедур и критериев оценивания результатов образования. Поэтому отличительной особенностью компетентностно-ориентированной рабочей программы дисциплины (модуля), является то, что в ней преподаватель должен сформулировать ожидаемые результаты освоения дисциплины (модуля) в форме соответствующих уровней знаний, умений, навыков, способствующих формированию у обучающихся компетенций того, что они смогут делать из сферы социальной и будущей профессиональной деятельности после завершения данной дисциплины. Т.е., заявленные результаты обучения являются основой для аргументированного и обоснованного отбора компетентностно-ориентированного содержания дисциплины (модуля), форм и методов преподавания, средств и процессов оценивания результатов.
Предложенные нами рекомендации могут быть полезны преподавателям, которые используют или предполагают использовать современные средства оценивания в своей профессиональной деятельности, стремятся применять новые образовательные технологии для расширения проектной деятельности обучающихся, ориентировать их на самообучение, самоорганизацию и самооценку своих достижений. Однако они не исчерпывают широкий спектр проблем, задач и существующих возможностей оценивания компетенций, поскольку вопросы - какие компетенции формировать, как их формировать, какие образовательные технологии использовать, как и на каких этапах обучения оценивать уровни освоения обучающимися тех или иных компетенций, какую форму оценивания достижений по развитию компетенций предложить обучающимся в ходе обучения? - по-прежнему остаются наиболее сложными и пока нерешенными вопросами
Представленный материал может быть отправной точкой для разработчиков оригинальных оценочных средств и процедур по выявлению уровней сформированности компетенций, обучающихся в СПО.
ФГОС СПО третьего поколения дает свободу каждому учебному заведению самостоятельно формировать вариативную часть основной профессиональной образовательной программы [43]. Здесь заложена возможность реализации формирования компетенций специалистов данного региона под специфические требования конкретного работодателя.
Степень изученности темы исследования. Понятия «компетенция и компетентность» активно изучаются как за рубежом, так и отечественными учеными. Проблема компетентностного подхода к образовательному процессу нашла отражение в работах В.И. Байденко, В.П. Панасюк, Г.Б. Голуб, Н.В. Матяш, И.Я. Зимней и др. Вопросу формирования ключевых компетенций посвящен ряд работ И.С. Фишман, И.В. Непрокиной и Ю.Г. Татура. Однако исследователи компетентностного подхода расходятся во мнениях относительно форм и методов оценивания результатов обучения в условиях новой парадигмы образования[5;12;24;26;28;31].
Отмеченные исследования, безусловно, вносят значительный вклад в формирование мониторингового подхода к образовательному процессу в педагогической науке. Тем не менее, вопрос о мониторинге сформированности профессиональных компетенций в области СПО в наше время в педагогической теории изучен недостаточно.
Актуальность и проблема исследования обусловили выбор квалификационной работы: «Формирования фонда оценочных средств по дисциплине «Теория государства и права» в профессиональной образовательной организации».
Целью данной работы является: теоретическое обоснование и разработка фондов оценочных средств по дисциплине «Теория государства и права» для студентов НОУ СПО «ЧЮК».
Объект исследования: фонды оценочных средств по правовым дисциплинам.
Предмет исследования: разработка и использование фонда оценочных средств по дисциплине «Теория государства и права».
Задачи исследования:
1) описать теоретические основы формирования фонда оценочных средств;
2) ознакомиться с классификацией ФОС и дать ей характеристику;
3) охарактеризовать инновационные оценочные средства по правовым дисциплинам
4) рассмотреть краткую характеристику ПОУ «Челябинский юридический колледж»;
5) разработать фонд оценочных средств по дисциплине «Теория государства и права».
Теоретико-методологическая база исследования:
В процессе разработки ключевых вопросов выпускной квалификационной работы были использованы труды таких известных авторов как:
- теории тестового педагогического контроля(В.С.Аванесов);
- теории ценностного восприятия личностью учебного материала (И.Я.Лернер);
- теории активизации познавательного интереса(Г.И.Щукина);
- теории индивидуальных возрастных особенностей мотивации учения (А.К.Маркова).
Практическая значимость исследования: разработанные оценочные средства будут способствовать повышению качества проверки знаний студентов колледжа в осуществлении учебной деятельности.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ, синтез, методы сравнения, классификация, опрос.
База исследования: профессиональное образовательное учреждение «Челябинский юридический колледж»
Сокращенное наименование колледжа: НОУ СПО «ЧЮК»
Адрес: 454080, Россия, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, просп. Победы, 290
Структура исследования: данная работа состоит из введения, основной части, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, ставиться цель выпускной квалификационной работы, определяются задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе раскрывается такие понятия как, оценочные средств, контрольно-измерительные материалы, а также их формирование и функции, раскрывается классификация фондов оценочных средств, представлены современные оценочные средств по правовым дисциплинам.
Во второй главе представлена характеристики ПОУ «Челябинский юридический». Проведен опрос среди преподавателей ПОУ «Челябинский юридический колледж» на тему «Применение ФОС», полученные результаты были обработаны. Разработан комплект фонда оценочных средств по дисциплине «Теория государства и права» для ПОУ «Челябинский юридический колледж».
Для написания исследовательской работы был использован перечень источников, в который включено 51 наименование.
Одним из существенных элементов процесса обучения является проверка знаний, умений, и навыков, приобретаемых обучающимися. Разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания студентов, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации, - одно из условий совершенствования процесса обучения.
Как показала практика, несмотря на большое число дидактических материалов и методических рекомендаций по различным учебным предметам, адресованных педагогом, многие из них испытывают большие трудности в организации контроля усвоения знаний учащихся. Наблюдается формальное применение средств и методов проверки, в ряде случаев субъективизм в оценке знаний учащихся, преуменьшение обучающей роли проверки. Обучающиеся недостаточно привлекаются к оценочной деятельности, вследствие чего нарушается формирование навыка самоконтроля. Ограничение применения разнообразных форм, методов и средств контроля снижает возможности выявления результатов обучения, реализации основных функций проверки.
В настоящее время, контролю стараются придавать деловое содержание: не только педагог проверяет успехи студентов, но и студенты проверяют уровень своих знаний. Кроме того, педагог проверяет самого себя, уровень и правильность преподавания изучаемого материала. При этом используя различные формы и методы проверки и оценки.
На вопрос, что можно сделать для усовершенствования контроля, для уменьшения негативных сторон этого процесса дидактика уже давно ищет ответ, однако достигнутый ею прогресс постоянно оказывается несоизмеримым в сравнении с потребностями.
Современная система контроля знаний и оценивания компетенций, способствующая достижению требований ФГОС ВО и эффективному освоению обучающимися ООП ВО, должна выстраиваться как комплексный процесс планирования, организации и проведения квалиметрических контрольно-оценочных процедур по заданному набору оцениваемых показателей и критериев. В системе оценочных средств, ориентированных на компетентностный подход, важное место должны занимать создание модели оценивания и комплексные средства оценки, а также необходим целый ряд взаимоувязанных мероприятий по организации контрольно-оценочной деятельности. Для этого разработанные основные образовательные программы (ООП) в рамках ФГОС ВО, рабочие программы дисциплин (модулей) и практик, учебные планы и другие учебно- методические материалы надо увязать с моделями обучения, формирования и развития компетенций, их оценивания; разработать средства оценивания, сформировать шкалы оценивания, подготовить рекомендации по интерпретации результатов; разработать направления корректирующих действий в обучении по результатам контроля и мероприятия по совершенствованию самих оценочных средств.
В выпускной квалификационной работе, нами были поставлены задачи:
1) описать теоретические основы формирования фонда оценочных средств(ФОС);
2) ознакомиться с классификацией ФОС и дать ей характеристику;
3) охарактеризовать инновационные оценочные средства по правовым дисциплинам
4) рассмотреть краткую характеристику ПОУ «Челябинский
юридический колледж»;
5) разработать фонд оценочных средств по дисциплине «Теория государства и права».
В первой главе мы рассмотрели общие теоретические аспекты формирования фонда оценочных средств. Раскрыли понятие и классификацию фонда оценочных средств.
Фонд оценочных средств - комплект методических материалов,
нормирующих процедуры оценивания результатов обучения, т.е. установления соответствия учебных достижений запланированным
результатам обучения и требованиям образовательных программ, рабочих программ модулей (дисциплин).
Классификация ФОС: собеседование; коллоквиум; тест; контрольная работа; лабораторная работа; написание эссе и других творческие работы; реферат; отчет (по практике, научно-исследовательской работе студентами); зачет; экзамен; выпускная квалификационная работа.
Также изучены современные оценочные средства по экономическим дисциплинам. К ним относятся: кейс-метод; портфолио; метод развития сотрудничества; проектный метод; деловая игра; «метод Дельфи» («мозговая атака»).
Базой нашего исследования явился ПОУ «Челябинский юридический колледж». Это один из крупных образовательных учреждений среднего профессионального образования Южного - Уральского региона.
Организационная структура колледжа является матрично-проектной, представляющей собой взаимосвязанную модель структурных подразделений колледжа. Среди прочих специальностей подготовки в НОУ СПО «ЧЮК» реализуется образовательная программа «Право и организация социального обеспечения».
Учебным планом специальности «Право и организация социального обеспечения» предусмотрена дисциплина ОП 1. «Теория государства и права». Мы подробно рассказали цели, задачи, объем часов данной дисциплины.
Данная дисциплина реализует следующие компетенции: ОК-4, ОК-9; ПК-1.1,расшифровка которых представлена в приложении.
Провели опрос среди преподавателей НОУ СПО «ЧЮК» на тему «Применение ФОС» и проанализировали его.
Изучив учебный план дисциплины и результаты опроса, мы предложили комплекс фонда оценочных средств по дисциплине «Теория государства и права». В комплекс ФОС мы включили:
- двухуровневый тест;
- экономические задачи;
- кейсы по каждому разделу;
- примерные экзаменационные вопросы.
Разработанные нами ФОС будут оцениваться в бально-рейтинговой системе. Критерии оценки представлены в параграфе 2.2.
Таким образом, расширив фонд оценочных средств, по дисциплине «Теория государства и права», повысится эффективность закрепления изученного материала, следовательно, повысится и качество обучения. Благодаря двухуровневым тестам, задачам и кейсам, педагог сможет определитьнасколькодействительнобылусвоенматериалстудентами,если у большинства студентов будет ошибки, есть возможность додать материал по темам, где есть пробелы у обучающихся.
Проведенный в выпускной квалификационной работе анализ формирования фондов оценочных средств показал, что, приступая к разработке комплекса оценочных средств правовых дисциплин в условиях введения ФГОС СПО, необходимо помнить о двух принципиальных моментах:
1. Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой ООП(основная образовательная программа) СПО, должны быть разработаны для проверки степени формирования правовых компетенций;
2. Оценочные средства как неотъемлемая часть образовательных технологий (прежде всего инновационных) должны стать действенным средством не только оценки, но и (главным образом)обучения.
ФОС могут разрабатываться коллективом авторов по поручению заведующего кафедрой. Если одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к результатам обучения преподается на различных кафедрах, то возможно создание единого ФОС. В этом случае мотивированное заключение принимается всеми кафедрами, преподающими эту дисциплину, совместно.
ФОС текущего контроля должен пройти внутреннюю экспертизу, ФОСы для аттестации - внутреннюю и внешнюю. После прохождения экспертизы принимается решение об утверждении ФОС.
Приведенный выше анализ дает достаточные основания утверждать, что цель выпускной квалификационной работы достигнута, поставленные задачи решены.
1. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании [Текст] / B.C. Аванесов - М.: Наука, 2012г. -199с.
2. Акулова, О.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности обучающихся [Текст]/ О.В. Акулова, С.А.Писарева, Е.В.Пискунова. Учебно-методическое пособие для педагогов школ. - М.: КАРО, 2015г.- 96с.
3. Алешина, И.В. Основы преподавания [Текст] / И.В. Алешина, Г.Л.Азоев. - М.: Академия, 2013г. -466с.
4. Ахматова, М. Методика преподавания [Текст] / М. Ахматова. - Минск.: 2012г. - 138.1. Сычева, Н. В., и др. Балльно-рейтинговая система оценки компетентности студентов на занятиях по экономике [Текст] /Н. В. Сычева, Н. А.Хасанова, А. О.Алейникова. -СПб.: Молодой ученый, 2017г. - 153с.
5. Байденко, В.И. Компетенции в среднем профессиональном образовании [Текст] / В.И. Байденко - Среднее профессиональное образование в России. 20012г -15с.
6. Баранов, С.П. Принципы обучения [Текст] / С.П. Баранов. - М.: Русская Деловая Литература, 2014г. -140с.
7. Бруннер, Д. С. Процесс обучения [Текст] / Д. С. Бруннер. - М.: Юнити, 2013г. -498с
8. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http:ZZru.wikipedia.org/. - Загл. сэкрана.
9. Воронцов, А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся. [Текст] / А.Б.Воронцов. - М.: 2014г.-147с.
10. Власьевич, Ю.Е. Сборник задач по дисциплине «Теория
государства и права». [Текст] / Ю.Е. Власьевич. - М.: Бек, 20012г. -160с.
11. Головеева, Л.Ю. Современные средства оценивания результатов обучения. [Текст] / Л.Ю. Головеева - Барнаул: БГПУ, 2013г. -206с.
12. Голуб, Г.Б. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры [Текст] / Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман. Вопросы образования. 2012г. -185с.
13. Гребенюк, О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профучилищ [Текст] / О.С. Гребенюк. - М.: Педагогика, 2012г.- 156с.
14. Гродский, В.С. Теория государства и права. [Текст] / В.С. Гродский. - СПб.: Питер, 2013г. - 208c.
15. Дьякова, Т.М. К вопросу об активизации мыслительной деятельности студентов. [Текст] / Т.М. Дьякова. - Тверь.: 2015г. -78с.
16. Евплова Е.В, Тубер И.И. Методика преподавания экономических дисциплин. Учебно - методическое пособие. - Челябинск, 2015г. -33с.
17. Ершова, Н.Н. Роль самостоятельной работы в формировании общих
и профессиональных компетенций студентов колледжа[Текст]/ Н.Н.
Ершова. - Самара: ГАОУ СПО СКТК, 2014г. -56с.
18. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на занятиях[Текст] / Б.П. Есипов. - М.: Учпедгиз, 2012. - 239 с.
19. Ефремов, B.C. Методика преподавания правовых дисциплин в современных условиях модификации [Текст] / В.С. Ефремов. - М.: Финпресс, 2013г. - 192с.
20. Ефремова, Н.Ф. Организация оценивания компетенций студентов, приступающих к освоению основных образовательных программ СПО [Текст] / Н.Ф. Ефремова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2013г. - 132с.
21. Ефремова, Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в СПО: учебное пособие [Текст] / Н.Ф. Ефремова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2013г. - 216с.
22. Ефремова, Н.Ф. Проблемы формирования фондов оценочных средств [Текст] / Н.Ф. Ефремова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2012г. - 205с.
23. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» // Гарант: информационно-правовой портал. URL: www.garant.ru.
24. Зимней, И.Я. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.Я. Зимней. Высшее образование сегодня. 2012г. - 24с.
25. Кирюшин, О.И. Правоведение: [Текст] / Р.С. Гайсин, О.И. Кирюшин, В.Г. Кучкин, В.С. Семенович. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013г. - 330 с.
26. Коган, Е.Я. Ключевые компетентности как результат общего образования: подходы к оценке [Текст] / Е.Я. Коган, Г.Б. Голуб, И.С. Фишман. М.: Сивитас, 2005. -108с.
27. Корниенко, О.В. Теория государства. [Текст] / О.В. Корниенко Практикум. - Ростов на Дону: Феникс, 2016г. -293с.
28. Матяш, Н.В., Володина Ю.А. Методика оценки проектной компетентности студентов [Текст] / Н.В. Матяш, Ю.А. Володина. Психологические исследования: электрон.науч. журн. 2013г. № 3 (17).9с.11.
29. Михайлова, Н.С., Муратова Е.А., Минин М.Г. Разработка фонда оценочных средств в проектировании образовательных программ [Текст] / Н.С. Михайлова, Е.А. Муратова, М.Г. Минин. Учебное пособие. - Томск: Томский политехнический университет, 2014г. - 217с.
30. Официальный сайт ПОУ Челябинский юридический колледж. [Электронный ресурс] /https://www.chuc.ru/
31. Панасюк, В.П., Шапоренкова Г.А., Головичер Г.В. Региональная система оценки качества образования: опыт проектирования и применения [Текст] / В.П. Панасюк, Г.А. Шапоренкова, Г.В. Головичер. Учебно-методическое пособие. Салехард: Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, 20011г. - 182с.
32. Пастухова, И.П. Формирование фонда оценочных средств. [Текст] / И.П. Пастухова. - М.:, 2014г. -110с.
33. Романова, Т. А. Тестовый контроль учебной деятельности [Текст] / Т.А. Романова. - М.: УМЦ СПО МСХ РФ, 2013г.-116с.
34. Савельев, В. П. Самостоятельная работа — важная составная часть учебного процесса. [Текст] / В. П. Савельев. - Мн.: Харвест, 2012г. -544с.
35. Самойленко, П.И. Тест как инструмент измерения уровня знаний [Текст] / П.И. Самойленко, А.В. Сергеев. - СПб.: 2014г. -137с.
36. Севрук, А.И., Папко Т.П. Автоматизация подготовки тестовых заданий. [Текст] / А.И. Севрук, Т.П. Папко. - М.: 2013г. -251с.
37. Слагода, В.Г. Основы права. [Текст] / В.Г. Слагода. Учебник. - М.: Форум, 2013г. -115с.
38. Суворова, Н.В. Возможности педагогического контроля студентов с помощью тестовых технологий [Текст] / Н.В. Суворова. - Материалы конференции Х Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (15-19 мая2016г.)
39. Судакова, С.В. Пути формирования общих компетенций при использовании интегрированных занятий [Текст] / С.В. Судакова / Среднее профессиональное образование. - 2012г.-129с.
40. Сурмина, Ю.П. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода [Текст] / Ю.П. Сурмина. - Киев, Центр инноваций и развития, 2012г. - 286с.
41. Сычева, Н.В. Бально-рейтинговая система оценки компетентности студентов на занятиях по праву [Текст]/ Н.В. Сычева, Н.А. Хасанова, А.О. Алейникова. - СПб.: Молодой ученый, 2017г.-153с.
42. Туляков, Ю. Т Основы методики преподавания [Текст] /Ю.Т. Туляков. - СПб.: ОЛБИС, 2014г. -246с.
43. Федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям среднего профессионального образования и профессиям начального профессионального образования.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности Право и организация социального обеспечения// Российское образование: федеральный портал. URL: edu.ru.
45. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образованиивРоссийскойФедерации».Режимдоступа:www.url:http:// ййр://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29ФЗ Об образовании в Российской Федерации. pdf.
46. Федеральный институт развития образования [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:http://edu-professional.ru/methodical-
materials/electronic-educational-resources/.
47. Челноков, В.А.Активизация учебно-познавательной деятельности студентов [Текст] /Специалист - 2012г.-301с.
48. Чернигин, А. Н. Инструментальная система контроля знаний. [Текст] / А.Н. Чернигин. - СПб.: Информатика и образование. - 2014. -162с.
49. Энджел, Д.Ф. и др. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов [Текст] / Д.Ф. Энджел, Р.Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард. - СПб.: Питер Ком, 2014г. -268с.
50. Якусевич, О. В. Развитие творческих и мыслительных способностей студентов посредством использования разнообразных видов учебной деятельности. [Текст] / О. В.Якусевич, М.: Форум, 2016г.-85с.
51. Янченкова, Е.В. Формирование фондов оценочных средств по специальностям среднего профессионального образования[Текст] / Е.В.Янченкова. - М.:ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2013г.-32с.