Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемного обучения правовым дисциплинам в профессиональной образовательной организации СПО
1.1 Концептуальные основы проблемного обучения
в педагогической науке
1.2 Дидактические способы организации проблемного обучения
1.3 Проблемные ситуации как педагогические средства
в среднем профессиональном образовании
Глава 2 Технологии проблемного обучения в процессе изучения
правовых дисциплин в образовательной организации среднего
профессионального образования
2.1 Особенности преподавания правовых дисциплин с
помощью проблемного метода
2.2 Использование методов проблемного обучения правовым дисциплинам в реальном педагогическом процессе (на примере курса «Основы административного права»)
2.3 Методические материалы для проведения практических
занятий по «Основам административного права с помощью
проблемного метода в организации СПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональное образование ориентировано на подготовку высококвалифицированных, профессионально компетентных, способных к творческой деятельности специалистов (21, с. 3). Правовые знания выступают важным компонентом любой профессиональной деятельности.
Однако современный опыт образовательной деятельности и юридическая практика показывают, что современный уровень подготовки выпускников организаций среднего профессионального образования представляется недостаточно высоким. Это в том числе обусловлено существующими подходами к организации образовательного процесса, в том числе недостаточным использованием возможностей проблемного обучения. Постановка вопросов, формулирование противоречий и рассогласований, проблематизация знания - такие же древние приемы активизации обучения, как и сам процесс обучения (33, с. 198).
В современных условиях вопросы применения системы профессионально-ориентированного метода проблемного обучения правовым дисциплинам в образовательном процессе подготовки специалистов среднего звена представляются актуальными.
Теория проблемного обучения в отечественной педагогике начинает разрабатываться в 60-70-е гг. XX в. A.M. Матюшкиным, М.И. Махмутовым, Т.В. Кудрявцевым и другими учеными. Специалисты разработали понятийный аппарат теории проблемного обучения, определили его со-держание, методы, способы организации учебного процесса, выявили условия успешности проблемного обучения. Теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая в 60-х гг. С.Я. Рубинштейном, оказала существенное влияние на концептуальные подходы к активизации обучения. Применительно к проблемному обучению эту теорию продолжили
A.M. Матюшкин, К.А. Абульханова-Славская и др. Многие ученые внесли большой вклад в развитие теории проблемного обучения.
Вопросы теории проблемного обучения применительно к профессиональному образованию получили развитие в работах И.И. Гольдина, Л.В. Горской, О.С. Гребенюк, М.И. Махмутова, Т.В. Кудрявцева, Л.В. Путляевой, З.А. Решетовой и других. Как одну из основ научного образования рассматривает теорию проблемного обучения B.C. Леднев.
Несмотря на глубокую теоретическую разработанность и неоспоримые преимущества, проблемное обучение не получило широкого распространения и не стало особым типом обучения (21, с. 3). Поэтому избранная тема дипломного исследования представляется актуальной в том числе и в разрезе использования проблемного метода обучения правовым дисциплинам (на примере «Основ административного права») студентов профессиональной образовательной организации СПО.
Объектом исследования выступает процесс изучения правовых дисциплин в профессиональной образовательной организации.
Предметом исследования является теория и практика применения методов проблемного обучения в образовательной организации среднего профессионального образования при изучении правовых дисциплин.
Цель исследования: проанализировать метод проблемного обучения и возможности его применения при изучении правовых дисциплин в учебном процессе образовательной организации среднего профессионального образования.
Для достижения обозначенной цели в работе определен ряд исследовательских задач:
- проанализировать концептуальные основы проблемного обучения;
- рассмотреть дидактические способы организации проблемного обучения;
- определить проблемную ситуацию как педагогическое средство в среднем профессиональном образовании;
- рассмотреть особенности преподавания правовых дисциплин с помощью проблемного метода;
- охарактеризовать особенности содержания и методики проблемного обучения «Основам административного права» в реальном педагогическом процессе;
- разработать методические материалы для реализации метода проблемного обучения «Основам административного права» в организации СПО.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы: теоретические - сравнительный анализ литературы и эмпирические - наблюдение, беседа.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, объединяющие в себе шесть параграфов, заключение, список использованных источников.
В квалификационной работе анализируются концептуальные основы проблемного обучения, рассматриваются концепция, типы и содержание проблемных ситуаций и их роль в педагогическом процессе, рассматриваются дидактические методы организации проблемного обучения; Даны особенности преподавания правовых дисциплин с помощью проблемного метода, методологии проблемного обучения административному праву в реальном педагогическом процессе и представлены необходимые методические материалы для ведения деловых игр на темы «Административно-правовые нормы и отношения», «Административные правонарушения и административная ответственность».
Идея о необходимости существенного расширения сферы влияния образования на образование является объединяющей идеей продолжающихся научных исследований и педагогической практики развития образования. В отечественной педагогике проблемное образование рассматривается как подход, как метод и как система.
Концепция проблемного обучения неразрывно связана с интенсификацией традиционного учения. Это обстоятельство обусловливает необходимость поиска резервов интеллектуального развития учащихся, и прежде всего их творческого мышления, их способности к самостоятельной познавательной деятельности.
Суть проблемного обучения - создание проблемных ситуаций, осознание, принятие и решение этих ситуаций в процессе совместной деятельности преподавателя и студента (с максимальной независимостью последнего и под общим руководством первого).
Схема проблемного обучения включает последовательность следующих процедур: 1) постановка проблемы учитель-образовательная проблема, создание проблемы для студентов; 2) осознание, принятие и решение возникающей проблемы, в ходе которой они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; 3) применение этих методов для решения конкретных систем задач.
Проблемная подготовка строится с учетом психологической теории деятельности, согласно которой продуктивное мышление человека начинается с проблемной ситуации, с проблемой. Проблемная ситуация - состояние интеллектуального затруднения человека, возникающее в том случае, когда он не знает, как объяснить явление, факт, процесс действительности, не может достичь известной ему цели. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или действия.
Дидактическими методами организации проблемного образования являются М.И. Махмутов: 1) метод монологического изложения; 2) метод аргументирования изложения; 3) диалогический метод изложения; 4) эвристический метод обучения; 5) метод исследования; 6) метод запрограммированных задач.
И И. Лернер определил в системе проблемных методов следующее:
1) метод исследования; 2) эвристический метод и 3) метод представления проблемы.
Особенности методологии проблемного обучения определяются тем, что эта образовательная технология требует построения дидактического содержания курса как цепочки проблемных ситуаций. Проблемные ситуации могут быть разными по содержанию неизвестного, с точки зрения сложности проблем, в форме несоответствия информации. Проблемные ситуации могут быть созданы в контексте будущей профессиональной деятельности студентов, а не только на основе прошлых проблем, которые имели место в истории науки и социальной практики. В этом случае проблематичная подготовка способствует трансформации когнитивной мотивации в профессиональную.
Методы обучения, основанные на создании проблемных ситуаций, активируют когнитивную деятельность учащихся, которая заключается в нахождении и решении вопросов, требующих активации знаний, анализа, способности видеть явление и закон за отдельными фактами. Учитель, используя проблемные ситуации, приводит студентов к противоречию и предлагает найти способ их решения, учитывая ситуацию с разных позиций (судья, адвокат, свидетель, следователь, прокурор, юрисконсульт и т.д.), поощряет студентов к тому, чтобы сделать сравнения, обобщения, выводы из юридической ситуации.
В профессиональном обучении могут быть использованы следующие способы проблемного обучения: проблемная лекция; игровые технологии, деловая игра, проблемный семинар, семинар, «мозговой штурм», круглый стол, дискуссия, проблемные задания, кейс-метод, организация самостоятельной работы студентов.
Эффективность проблемного обучения предусматривает отбор и создание соответствующих профессиональных задач, определение особенностей проблемного обучения в различных формах учебного процесса, создание учебных пособий и методических указаний для проблемного обучения, педагогических способностей учителя, способных организации и стимулирования активной познавательной деятельности студентов.
Преимущества проблемного обучения весьма заметны в активизации самостоятельного овладения знаниями и творческой деятельностью, в развитии мотивации к учебе и профессиональному мышлению.
Проблемные ситуации могут стать фактором развития юридической компетентности студентов юридических специальностей СПО на следующих условиях:
1) содержание проблемных ситуаций включает в себя психологические и педагогические и правовые знания будущих специалистов, представляет текущие и перспективные события в сфере образовательных отношений, постоянно обновляется материалами законодательства Российской Федерации, юридической практикой;
2) моделирование проблемных ситуаций стимулирует самостоятельную работу студентов по использованию методических и юридических ресурсов юридических дисциплин;
3) надлежащая нормативно-правовая поддержка образовательного процесса.