Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности Конституционного Судопроизводства в Российской Федерации

Работа №81201

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

судебная власть

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
365
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ 7
1.1. История возникновения института Конституционного суда 7
1.2. Правовой статус Конституционного Суда РФ 14
1.3. Законодательное регулирование Конституционного Суда РФ 24
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ 29
2.1. Функции Конституционного Суда РФ 29
2.2. Компетенция Конституционного Суда РФ 33
2.3. Состав, порядок образования, срок полномочий и аппарат
Конституционного Суда РФ 40
3. РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ 45
3.1. Виды решений Конституционного Суда РФ 45
3.2. Правовые позиции Конституционного Суда РФ 50
3.3. Исполнение решений Конституционного Суда РФ 62
4. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Категория «конституционное судопроизводство» является
относительно новой для российского конституционного права и закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве самостоятельной организационно-правовой формы реализации судебной власти. Дaнная форма активно развивается не только на федеральном уровне, о чем свидетельствует практика работы Конституционного Судa Российской Федерации, но и на уровне субъектов федерации, в которых созданы и функционируют конституционные (уставные) суды.
Конституционное судопроизводство обладает рядом специфических особенностей по сpавнению с иными видами судoпроизводств. Прежде всего, принцип единcтвa судебной власти в paмках прoведения судебного кoнституционного кoнтроля обладает существенной спецификой, поскольку сочетается с принципом децентрализации. Все судебные oрганы Рoссии, за исключением органов конституционной юстиции, действуют на основе принципа централизации и образуют единую систему (суды общей юрисдикции и мировые судьи субъектов Российской Федерации, арбитражные, военные суды). Только конституционные (уставные) суды в рамках собственной компетенции независимы от федерального Конституционного Суда, их решения не подлежат пересмотру в Конституционном Суде Российской Федерации. Специфика
конституционного судопроизводства проявляется и в особенностях действия иных принципов правосудия, в правовом положении участников конституционного процесса, особой правовой природе решений органов конституционной юстиции. В основном исследования судопроизводства проводились в рамках гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права, а также изучения вопросов производства по делам об административных правонарушениях в рамках административного права, процессуальным и процедурным нормам не уделялось должного внимания специалистами в области конституционного права.
Признание Конституцией Российской Федерации конституционного судопроизводства в качестве самостоятельного вида судопроизводства требует применения системного подхода и изучения общих признаков всех форм реализации судебной власти как единой ветви государственной власти, с одной стороны, и анализа специфических особенностей конституционного судопроизводства, с другой.
Необходимость теоретического анализа категории «конституционное судопроизводство», принципов его регулирования в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации, потребность разработки мер по созданию юридического механизма защиты Конституции Российской Федерации, учредительных актов субъектов Российской Федерации, обеспечению реализации конституционного права граждан на судебную защиту, в том числе в органах конституционной юстиции, обусловили актуальность и выбор темы дипломной работы.
Степень научной разработанности проблемы. При подготовке работы мы опирались на труды специалистов в области теории права и государства, конституционного права, административного права, таких как: Батурин В.А., Витрук Н.В., Волкова Н.С., Гаджиев Г.А., Дудко И.А., Долинская В.В., Жеребцова Е.Е., Зыкова Н., Кряжкова О.Н., Калиновский К.Б., Кокотов А.Н., Лазарев Л.В., Митюков М.А., Несмеянова С.Э., Петров А.А., Тарасова А.Е., Чернышев И.А., Ягудин Ш. и других.
Цель и задачи исследования. Дипломная работа преследует цель теоретического обоснования места категории «конституционное судопроизводство» в системе конституционного права Российской Федерации, ее соотношения с иными процессуальными формами реализации судебной власти, выявлении специфики конституционного судопроизводства по сравнению с иными видами судопроизводств.
Цель исследования заключаются и в том, чтобы на основе комплексного анализа имеющихся теоретических взглядов и сложившейся в Российской Федерации и ее субъектах практики конституционного нормоконтроля выявить пробелы и коллизии в правовом регулировании, обосновать научно-практические рекомендации российским органам конституционной юстиции.
Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
1) Изучить становление и правовое регулирование Конституционного суда РФ,
2) Исследовать деятельность Конституционного Суда РФ: функции, компетенцию, состав, порядок образования, срок полномочий и аппарат;
3) Рассмотреь Решения Конституционного Суда РФ : виды, правовые позиции, исполнение решений,
4) Изучить конституционное правосудие в Республике Татарстан.
Объектом исследования являются конституционно-правовые отношения, складывающиеся в рамках осуществления конституционного судопроизводства Конституционным Судом Российской Федерации. В работе рассматриваются общие вопросы осуществления конституционного судопроизводства в Российской Федерации, особенности реализации конституционно-контрольной функции в деятельности специализированных судебных органов субъектов Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты посредством которых осуществляется правовое регулирование конституционного судопроизводства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, решения органов конституционной юстиции России.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Конституционные суды в мире насчитывают более чем 70-летнюю историю. В России такой орган был учрежден , решением Съезда народных депутатов Российской Федерации от 19 декабря 1990 г. в России. Это стало началом формирования конституционной юстиции в РФ. В настоящее время подобные суды созданы в республиках Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Дагестан, Кабардино-Балкария, Удмуртия, Бурятия, Коми, Карелия, в Мордовской ССР и Чеченской республике, а в Свердловской области - Уставный суд.
Конституционные суды - это институт, органичный для правового государства, где есть разделение властей и четко выражено стремление жить по закону. Их появление трудно представить в странах с тоталитарным режимом правления. В прошлом они просто не вписывались в политические системы, которые не проводили четкого и в полном объеме разграничения представительной, исполнительной и судебной властей, да еще при руководящей роли одной партии.
Ориентация в современных условиях на общедемократические правовые ценности открыла перспективу появления конституционных судов и в России.
Предназначение этих судов состоит в том, чтобы защищать Конституцию, закон, права граждан Образование конституционных судов как особых судебных органов конституционного контроля - свидетельство того, что происходит правовое обогащение общества. Они, несомненно, усиливают судебную власть. Одновременно граждане и юридические лица получают дополнительную гарантию в защите своих прав. Создается важная предпосылка укрепления конституционных основ российской государственности, превращения конституции в действующее право.
Принципиально по-новому определили статус, полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Конституция РФ 1993 г. и Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г.
Однако Конституционный Суд не только особый судебный орган. Он, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и прямого действия Конституции, баланса властей, выступает одновременно и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей. Особое положение Конституционного Суда в механизме государственной власти обусловило тот факт, что из всех высших судебных органов только его компетенция наряду с компетенцией Президента, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации достаточно развернуто определена в самой Конституции. На конституционном уровне закреплено положение о юридической силе и правовых последствиях решений Конституционного Суда. Особый статус конституционных судей подчеркивается нормой Конституции об их присутствии при принесении присяги Президентом РФ. Конституционную основу деятельности Конституционного Суда составляют не только специальные нормы о нем, но и общие для всей судебной власти конституционные положения с учетом, естественно, специфики данного органа.
Полномочия Конституционного Суда устанавливаются только Конституцией, федеральными законами и договорами. Закон о Конституционном Суде не предусматривает возможности применения в конституционном судопроизводстве норм гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального, административно-процессуального и
уголовно-процессуального законодательства. Согласно ст.118 Конституции конституционное судопроизводство является самостоятельным наряду с иными видами судопроизводства.
Основные правила конституционного судопроизводства
регламентируются на базе Конституции Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде. При этом важно соблюсти меру такой регламентации. Возникает проблема соотношения законодательной регламентации и самостоятельности Конституционного Суда в регулировании своей внутренней деятельности посредством Регламента.
Своеобразие Конституционного Суда, характер рассматриваемых им дел, порой уникальных по своему предмету, окончательность принимаемых им решений, невозможность предвидеть все ситуации, которые могут возникнуть в ходе конституционного судопроизводства, объективно предопределяют тот факт, что процедура, вопросы внутренней деятельности Конституционного суда не должны быть детально регламентированы на законодательном уровне, жестко связывать Конституционный Суд. Он должен иметь право, опираясь на практику, самостоятельно определять правила своей внутренней деятельности. Часть 4 ст.3 о Конституционном Суде представляют ему такое право, устанавливая, что по вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд принимает Регламент Конституционного Суда. В ст.28 Закона конкретизируется предмет Регламента. Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Цель Конституционного Суда РФ - это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ.
Конституционный Суд - высшая и последняя инстанция, поскольку он вмешивается тогда, когда не срабатывает вся остальная система власти или правосудия: в противном случае он вообще не был бы нужен. Своими решениями Конституционный Суд как бы очерчивает границы «конституционного поля». Деятельность Суда, и прежде всего подготовка судьями постановлений и определений, есть аналитическая работа, опирающаяся на научно-исследовательский фундамент. Из 19 судей Конституционного Суда 12 - доктора юридических наук, трое - кандидаты наук, шестеро - заслуженные деятели науки.
Проверка конституционности законов - дело сложное и тонкое, требующее от судей высокой квалификации, и не случайно, что Конституция отнесла эту функцию к компетенции специализированного органа, действующего строго коллегиально.
Принципами деятельности Конституционного суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон, полнота и всесторонность разбирательства. Конституционный контроль на уровне субъектов Российской Федерации необходим. С помощью органов конституционного контроля должно быть обеспечено развитие конституций и уставов, равноправие и защита прав человека и гражданина, конституционность формирования местного самоуправления, взаимодействия ветвей государственной власти. Должны обеспечивать сохранность идей Конституции Российской Федерации на уровне субъектов Федерации.
Конституционный Суд РФ принят в европейскую организацию европейских конституционных судов. Ученые-юристы и практики всех субъектов РФ, а также депутаты, государственные и общественные деятели, бизнесмены, судьи органов конституционной юстиции стран СНГ, а также судов Европы и США - дают высокую оценку роли Конституционного Суда РФ.



1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. (с изм. от 06 апреля 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 27. Ст. 2710;
2008. № 17. Ст. 1754.
3. Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. (с изм. от 31 октября 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52 (часть I). - Ст. 4916; 2005. № 45. Ст. 4581.
4. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (с изм. от 05 февраля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1; 2012. № 24. Ст. 3064.
5. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. (с изм. от 14 декабря 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447; 2011. № 1. Ст. 1.
6. Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. (с изм. от 03 июля 2016 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1792; Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 29. Ст. 3994.
7. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (с изм. от 03 июля 2016 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6730.
8. Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 2007 г. «Вопросы Конституционного Суда Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 53. Ст. 6548.
9. Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 2007 г. «О месте постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 53. Ст. 6547.
10. Указ Президента Российской Федерации «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей» от 7 февраля 2000 г. (с изм. от 31 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 7. Ст. 795; 2010. № 13. Ст. 1453.
11. Основная и дополнительная литература
11. Библиография по конституционному правосудию // Под ред. М.А. Митюков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2011. - 1120 с.
12. Батурин В.А. Проблемы правосубъектности в современной теории права // Российский судья. - 2007. - № 12. - С.44-47.
13. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно¬конституционное право и процесс: Учебное пособие. 4-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 656 с.
14. Витрук Н. Конституционное правосудие и общественная практика в России (гарантии независимости Конституционного Суда Российской Федерации и основные направления воздействия его решений на общественную практику) // Конституционное правосудие. - 2011. Вып. 3. - С.12-19.
15. Волкова Н.С. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент. - М.: Норма, 2015. - 176 с.
16. Гаджиев Г.А. Цели, задачи и предназначение Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. - 2008. - № 2. - С. 10-17.
17. Дудко И.А. Ещё раз к вопросу о юридической силе решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. - 2008. - № 6. - С.22-31.
18. Долинская В.В. Правовой статус и правосубъектность // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - № 2.
19. Жеребцова Е.Е. К дискуссии о месте и роли решений Конституционного Суда Российской Федерации в системе источников российского конституционного права // Право и политика. - 2010. - № 11. - С.14-16.
20. Зыкова Н. Структура Конституционного Суда Российской Федерации: актуальные проблемы // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 4. - С.40-44.
21. Кряжкова О.Н. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Теоретические основы и практика реализации судами России. - М.: Формула права, 2006. - 152 с.
22. Кряжкова О.Н. О цели деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации. Т. 1 / отв. ред. И.М. Мацкевич, Е.С. Шугрина. - М., Инфра-М, 2009. - 200 с.
23. Калиновский К.Б. Конституционный Суд Российской Федерации // Суд и правоохранительные органы Российской Федерации. В 2 т. Учебник для академического бакалавриата. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 686 с.
24. Кокотов А.Н. Обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. - 2011. - № 4. - С.6-12.
25. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. 2-е изд., доп. - М.: Формула права, 2008. - 68 с.
26. Митюков М.А. Принципы конституционного судопроизводства (по материалам подготовки проекта ФКЗоКС) // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства (вып. V): Сб. научных трудов. - Казань, 2010. - 176 с.
27. Митюков М.А. О некоторых аспектах дискуссии о полномочиях Конституционного Суда России (по материалам подготовки и принятия проекта ФКЗоКС) // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 5. - С. 50-59.
28. Несмеянова С.Э. Конституционный судебный процесс в России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 208 с.
29. Петров А.А. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в механизме правового регулирования. - М.: Юрист, 2008. - 220 с.
30. Тарасова А.Е., Власенко Д.К. Публичный контроль за конституционностью правоприменения: компетенция Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. 2012. № 3. - С.75-96.
31. Чернышев И.А. Правовые позиции в решениях Конституционного Суда России // Журнал конституционного правосудия. -
2009. - № 5. - С. 1-7.
32. Ягудин Ш. Конституционные основы правосудия в Республике Татарстан / Журнал «Правосудие в Татарстане». - №2(42). - 2010.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ