Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №81200

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
325
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» и основные
факторы, влияющие на здоровье детей 8
1.2 Направления деятельности педагога-психолога по формированию основ ЗОЖ у младших школьников 21
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 42
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Цели и задачи экспериментальной работы. Характеристика используемых методик 43
2.2 Анализ результатов эксперимента по определению уровня сформированности основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста 45
2.3 Программа деятельности педагога-психолога по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников 51
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64

Здоровье - это самое ценное не только для каждого человека, но и всего общества. На ухудшение качества здоровья влияет огромное количество факторов, в большем случае это безответственное отношение людей к своему здоровью, образу жизни и образу жизни своих детей, что можно объяснить недостаточным количеством знаний в педагогике и медицине о здоровом образе жизни. Здоровье подрастающего поколения - проблема социальная и нравственная.
В условиях современного мира становится актуальной тема формирования основ здорового образа жизни у детей. Это можно объяснить снижением здоровья детей в современном мире. Исходя, из этого можно определить самую, на сегодняшний день, важную проблему - укрепление их здоровья, формирование основ здорового образа жизни. Для ребенка важно понимать важность отношения к своему здоровью, для воспитания в будущем здоровых детей. И задача научить их этому, прежде всего, лежит на плечах родителей и педагогического состава школы. В ходе анализа психолого-педагогической работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников мы сможем определить эффективность данной работы и предположить, что будет являться эффективным решением проблемы ухудшения здоровья у детей младшего школьного возраста. Вовлечение школьников в проблему сохранения своего здоровья - это, процесс социально важный для всего человечества. Деятельность школьного педагога-психолога является одним из важнейших направлений социально-педагогической работы. Здоровый образ жизни является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей.
Одним из важнейших направлений социальной политики государства в настоящий момент является достижение качественного образования, которое не приносит вреда здоровью детей младшего школьного возраста.
Перечисленные документы: Закон Российской Федерации « Об образовании», Национальная доктрина образования в России, Концепция модернизации российского образования до 2010 года, Базисный учебный план средней общеобразовательной школы и ряд других документов в значительной мере снизили нагрузку образовательного процесса, поспособствовали внедрению инновационной деятельности по сбережению здоровья детей в образовательных учреждениях. В нынешней школе происходят существенные изменения в образовании, воспитании и содержании образовательного процесса. Все это происходит благодаря гуманистической образовательной парадигме, ведь на ее происходит формирование гармонично развитой и социально активной личности. Достигнуть данной цели нам поможет сохранение и укрепление здоровья учащихся. По данным Министерства здравоохранения России только 5 % школьников на сегодняшний день находятся в состоянии практически полного здоровья, 80 % учащихся хронически больны, 70 % страдают расстройствами нервной системы. По данным директора Научного Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН А. Баранова, в каждой тысяче рожденных детей 800-900 уже имеют врождённые отклонения в состоянии здоровья. Ребенок учится в школе 10 -12 лет, это время приходится на период интенсивного развития и формирования организма, в который он более подвержен к любым воздействиям окружающей среды. Образовательное учреждение выдвигает условия образовательного и воспитательного процесса, определяет нагрузку, требования и характер взаимоотношений учащихся друг с другом, а так же с педагогическим составом. Результаты исследования, проводимые под руководством М.М. Безруких, показывают, что 60 % факторов, в том числе и образ жизни, особенность деятельности учащихся и взаимодействие с окружающим миром, формируют их здоровье и ценностное отношение к нему.
В современном образовании существуют тенденции к росту заболеваемости в процессе обучения, а так же повышается количество детей с ухудшением и отклонением состояния здоровья. Данные тенденции имеют связь: между способностью усвоения учащимися определенного материала и необходимостью выполнения определенной нагрузки. В связи с повышением требований государства на качество образования граждан, современная образовательная программа часто приводит к сильному утомлению учеников, что не позволяет эффективно усваивать учебный материал и является угрозой ухудшения здоровья школьников. Образовательная программа, формы и методы процесса обучения оказывают огромное влияние на состояние здоровья детей. Но всякие возможности подчинить учебные приоритеты медицинским посредством в качестве уменьшения учебных нагрузок неизбежно приводят к неадекватности педагогических результатов. Исходя, из этого необходимо постепенно изменять все содержание учебно-воспитательного процесса, и создавать необходимые управленческие предпосылки для этого, основанные на личностно ориентированной парадигме, она же в свою очередь должна соответствовать перспективным тенденциям общества. Практическая деятельность педагога показывает, что огромное множество педагогов в образовательных учреждениях не подготовлены к эффективному формированию основ здорового образа жизни младших школьников с учетом индивидуальных возможностей каждого учащегося. Руководители школ не осуществляют должного управления данным процессом.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующее противоречие: между необходимостью формирования основ здорового образа жизни у младших школьников с одной стороны и недостаточным методическим обеспечением деятельности педагога- психолога в данном направлении с другой.
Противоречия обусловили следующую проблему - каково содержание программы деятельности педагога-психолога по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников.
Целью исследования является - изучение теоретических аспектов проблемы формирования основ здорового образа жизни у младших школьников для разработки программы деятельности педагога-психолога.
Для достижения поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
1. Рассмотреть понятия «здоровье», «здоровый образ жизни» и их сущность.
2. Изучить направления деятельности педагога-психолога по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников.
3. Провести анализ результатов изучения уровня сформированности основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
4. Разработать программу деятельности педагога-психолога по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников
Объектом исследования является: формирование основ здорового образа жизни у младших школьников.
Предмет исследования: деятельность педагога-психолога по
формированию у детей основ культуры здорового образа жизни.
База исследования: МАОУ СОШ №14 г. Челябинска, 2 класс в количестве 18человек, классный руководитель и школьный психолог.
Этапы исследования:
1 этап - ноябрь 2017г.-февраль 2018г.
Анализ психолого-педагогической литературы, подбор методик;
2 этап - февраль 2018г.-март 2018г.
Проведение анкетирования и тестирования; анализ полученных результатов;
3 этап - апрель 2018г.-сентябрь 2018г.
Составление программы деятельности педагога-психолога по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников.
4 этап - октябрь 2018г.-декабрь 2018г.
Оформление работы, уточнение выводов.
Методы исследования:
Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение).
Эмпирические (эксперимент, тестирование, анкетирование). Методы обработки и интерпретации данных.
Практическая значимость исследования:
Составленная программа, может быть использована учителями и педагогами-психологами, в процессе обучения и воспитания, для формирования основ здорового образа жизни.
Структура работы:
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы в количестве 60 источников, 4 таблиц и 3 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» образуют между собой связи, обозначение которых позволяет обобщенно выразить их содержание и использовать в педагогической практике. Для исследования мы выделили наиболее подходящие определения:
Здоровье - это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления.
Здоровый образ жизни - это обычные формы ежедневной деятельности людей, профилактика, в основе которой лежит стиль и уклад жизни, теоретические и методические знания по мерам оздоровления человека, его потенциальная возможность, способность их развивать и совершенствовать. Все это способствует улучшению и укреплению здоровья.
Работая над формированием основ здорового образа жизни у младших школьников, можно прийти к выводу, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главной целью деятельности педагога-психолога должно стать просвещение детей в вопросах укрепления и сохранения здоровья, воспитание их мотивации к ведению здорового образа жизни.
Основное содержание процесса формирования основ здорового образа жизни младших школьников представляет собой способы просветительской деятельности педагога-психолога и комплексные мероприятия по оздоровлению организма (рационально организованный распорядок дня, регулярные занятия физической культурой, сбалансированное питание, оптимальная организация труда и отдыха, медико-профилактические мероприятия).
Для формирования основ здорового образа жизни младших школьников педагог-психолог может использовать различные формы и методы (беседа, игра, проектная деятельность, коллективная творческая деятельность, круглый стол, конференция, соревнования и др.). Все эти мероприятия способствуют формированию чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Таким образом, чтобы повысить уровень состояния здоровья младших школьников, необходимо сформировать у них основы здорового образа жизни и научить применять их на практике.



1. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам [Текст] /Е.А.Алябьева. - М.:ТЦ Сфера, 2013. - 88с.
2. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст]. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 12 с.
3. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн., Кн.2:
Психологический практикум для учителя: развитие, обучение и воспитание [Электронный ресурс] /Б.Ц. Бадмаев. - URL:
http://psylib.myword.ru/(дата обращения: 17.10.2018).
4. Бахтин, Ю.К. Значение медико-валеологического образования
студентов и опыт его реализации в педагогическом университете [Текст] /Ю.К. Бахтин, В.П. Соломин, Л.П. Макарова, Л.И.
Сыромятникова // Молодой ученый. - 2014. - №14. - С 283-285
5. Бландинская, О. Уроки здоровья [Текст] /О. Бландинская, Н. Клюева // Школьный психолог. - 2001. №2 - С 14-16
6. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье [Текст] / И.И.Брехман - М.:Физкультура и спорт, 1990. - 206с.
7. Борисов, А.А. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования [Текст] /А.А. Борисов, Л.И Сыромятникова, Л.П. Борисова // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С 375-378
8. Васильков, А. Теория и методика физического воспитания
[Электронный ресурс] /А.Васильков. - URL:
https: //superinf. ru/view helpstud.php?id=733 (дата обращения:
20.10.2018)
9. Глазько Т.А. Физическая культура и здоровый образ жизни в вопросах и ответах [Текст] / Т.А. Глазько, Р.И. Купчинов. - Мн.: МГЛУ, 2006. - 38 с.
10. Доцоев, Л.Я. Здоровьесберегающее образование в средней школе [Текст] /Л.Я. Доцоев, В.В. Аксенов, А.Т. Тутатчиков, А.М. Усынин. - Челябинск: ООО «Рекпол», 2006. - 304с.
11. Дубровский, В. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст] /В. Дубровский. - М.: Владос, 2003. - 512с.
12. Дыхан, Л.Б. Педагогическая валеология [Текст] /Л.Б. Дыхан, В.С. Кукушин, А.Г. Трушкин. - М.: ИКЦ, МарТ, 2005. - 348с.
13. Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/(дата обращения: 22.10.2018)
14. Казей, Г.В. Направления работы психолога по пропаганде здорового
образа жизни и формированию личностных качеств учащихся [Электронный ресурс] /Г.В. Казей URL: -
http://www.academy. edu.by/files/naprrab.doc (дата обращения:
13.09.2018)
15. Касперович, Е. В. Проблемы в формировании здорового образа жизни [Текст] / Е.В. Касперович, В. М. Киселев. - Мн.: БГУ, 2005. - С 5-6
16. Ковалько, В.И., Здоровьесберегающие технологии. Школьник и компьютер. 1-4 классы [Текст] /В.И. Ковалько. - М.:Вако, 2007. - 217с.
17. Козлова Н. С. Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста [Текст] //Н.С. Козлова, А.В. Некрасова, И. Л. Горбунова// Молодой ученый. - 2014. - №10. - С 387-389
18. Козлова Н. С. Некоторые факторы риска ухудшения состояния здоровья школьников [Текст] // Н.С. Козлова, А.В. Некрасова, И. Л. Горбунова// Молодой ученый. - 2014. - №10. - С 384-386
19. Козлова Н. Методика профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» [Текст] // Н.С. Козлова, А.В. Некрасова, И. Л. Горбунова// Молодой ученый. - 2014. - №10. - С 379-382
20. Колобанов, В.В. Валеологическое образование в начальной школе [Текст] / В.В.Колобанов//Начальная школа. - 1999. - №1. - С 41-43
21. Колобанов, В.В. Валеология в начальной школе [Текст] / В.В.Колобанов.//Начальная школа. - 2011. - №12. - С 52-54
22. Косинова, Е.М. Гимнастика для пальчиков [Текст] /Е.М. Косинова. - М.: Олма-Пресс, 2001. - 50с.
23. Кураев, Г.А. Валеологическая система сохранения здоровья населения России [Текст] // Кураев Г.А., Сергеев С.К., Шленов Ю.В.//Валеология. - 1996. - № 1. - С 70-73
24. Курильчик, С.Н. Формирование образовательных результатов младших школьников на уроках окружающего мира [Текст] // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №2. - С 93-97
25. Лебедева, Н. Т. Формирование здорового стиля школьника [Текст] /Н.Т. Лебедева. - Мн., Нар. Асвета, 1996. - 144с.
26. Лебедева, Н. Т. Школа и здоровье учащихся [Текст] /Н.Т. Лебедева. - Мн., Минск: Уиве-ристетское, 1998. - 35с.
27. Лисицын, Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины [Текст] /Монография. - М. Медицина, 1982. - 328с.
28. Лисицын, Ю.П. Слово о здоровье [Текст] /Ю.П. Лисицын. - М., 1986. - 192с.
29. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания [Текст] /О.В. Лишин. - М., 1997г. - 31с.
30. Макарова, Л.П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях [Текст] /Л.П.Макарова, Л.Г. Буйнов, Ю.К. Бахтин //Российский государственный педагогический университет им.А.И. Герцена. - 2010. - С 78-80
31. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология: Учебник [Текст] / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2004. - 173с.
32. Матвеева, Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. Воспитательная работа в классах коррекции [Текст] / Е.М. Матвеева. - М.: Глобус, 2007. - 206с.
33. Матвеева, Е. М. Профилактика вредных привычек школьников [Текст] / Е.М. Матвеева. - М.: Глобус, 1987. - 108с.
34. Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебное пособие для бакалавров [Текст] /М. Н. Мисюк. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 431 с.
35. Неклюдова, Н.А. Формирование здорового образа жизни в воспитательной системе школы [Текст] // Н. А. Нелюдова. - Вологда: Русь, 2000. - 215с.
36. Новокшонова А. П. Формирование здорового образа жизни младших
школьников в семье [Текст] //А.П. Новокшонова, Е.А. Кувалдина
Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - С 49¬52
37. Обухова, А.С. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / З. И. Айгумова [и др.] ; под общ. ред. А. С. Обухова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 424 с.
38. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Уроки здоровья [Текст] // Л.А.
Обухова, Н.А. Лемяскина// Начальная школа. - 2002. - № 6. - С 102¬105
39. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст] /Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2006. - 944с.
40. Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни в системе школьного образования [Текст] /С.В.Понедельник//Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на-Дону, 2004. - 132с.
41. Работа с семьей по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников. [Электронный ресурс] - URL:https://e-koncept.ru/2016/56466.htm(дата обращения 10.10.2018)
42. Российская педагогическая энциклопедия. [Электронный ресурс] - URL:
https://www.gumer.info/bibliotek Buks/Pedagog/russpenc/index.php(дата обращения 27.10.2018)
43. Сизанов, А. Н. Безопасное и ответственное поведение [Текст] /А.Н. Сизанов ч. II, III, / - Мн.: Тесей, 1998. - 347с.
44. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] /Н.К. Смирнов. - М., Аркти, 2003. - 121с.
45. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь [Текст] /учебное пособие /И.И. Соковня- Семенова. - М.: Академия, 2000. - 208 с.
46. Соловьёв Г. М. Здоровый образ жизни [Текст] /научно-теоретические и методические основы. Учебное пособие, ч. 1, ч. 2. - Ставрополь, изд- во СГУ, 2001. - 182с.
47. Соломин В.П., Задачи и возможности медико-валеологического
образования студентов педагогического университета [Текст] /В.П. Соломин, Ю.К. Бахтин, Л.П. Макарова// В кн.: Модернизация специального образования в современном социокультурном пространстве: Материалы XVIII Международной конференции
«Ребёнок в современном мире, 2011. - 307с.
48. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Теория и методика физического воспитания [Текст] /
Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2006. - 368 с.
49. Трофимчук, А.Г., Общечеловеческие ценности здорового образа жизни [Текст] /Здоровый образ жизни как социально-психологический феномен конференции/ Под ред. Л.А.Койсман. - 2012г. - 316с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(1-4 кл.) [Электронный ресурс] - URL:https://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83 %D0%BC%D0%B5%D0%B D%D 1 %82%D 1 %8B/922(дата обращения 12.10.2018)
51. Формирование навыков здорового образа жизни младших школьников
в свете требований ФГОС НОО [Электронный ресурс] - URL: https: //scienceforum.ru/2016/article/2016019258 (дата обращения:
29.10.2018)
52. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя [Текст] /Л.М. Фридман, И. Ю. Кулагина// - М.: Просвещение, 1991. - 288с.
53. Хрипкова, А.Г. Гигиена и здоровье школьника [Текст] /А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов// - М.: Просвещение, 2011. - 191c.
54. Чернов, И.А. Психологические факторы формирования здорового образа жизни [Текст] /И.А. Чернов - М.: Вестник университета. 2013г. -275с.
55. Чистякова, М.И. Чистякова М.И. Психогимнастика [Текст] / Под ред. М.И. Буянова 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160с.
56. Шашель, В.А. Основы формирования здоровья детей [Текст] /В.А. Шашель. - М.: Феникс, 2015. - 382с.
57. Шухатович, В.Р. Здоровый образ жизни [Текст] /В.Р. Шуханович // Энциклопедия социологии. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 435 с.
58. Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.:Новая шк., 1998. - 207с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ