Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка и применение рабочей тетради как дидактического средства обучения студентов профессиональной образовательной организации

Работа №81176

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
288
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения рабочих тетрадей в учебном процессе 8
1.1. Понятие «дидактические средства обучения», их виды,
назначение и основные функции 8
1.2. Специфика жанра рабочей тетради по дисциплине 12
1.3. Особенности применения рабочих тетрадей в учебной
деятельности студентов СПО 23
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Опытно-практическая работа по апробации рабочей тетради как дидактического средства в учебной деятельности студентов СПО 34
2.1. Структура профессионального модуля «Приготовление супов
и соусов» по специальности 19.01.17 «Повар, кондитер» 34 (квалификация: Повар)
2.2. Разработка и апробация рабочей тетради по теме «Приготовление
супов пюре, молочных и прозрачных супов, сладкие супы, холодные супы» 41
2.3. Итоги опытно-практической работы по апробации рабочей тетради на уроках спецдисциплин в профессиональной
образовательной организации 46
Выводы по главе 2 51
Заключение 52
Библиографический список 54

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют


В настоящее время обучение студентов не мыслится без активизации самостоятельной работы Изменения, происходящие сегодня в российском обществе, способствуют формированию новых приоритетных ценностей во всех сферах жизни и деятельности, в том числе и в образовании. Главным из исходных приоритетов является развитие творческой, самостоятельной, социально активной и ответственной личности.
Рабочая тетрадь содержит особую мотивацию обучения. Она является образовательным опытом развития обучающегося. На смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний
Особенности профессиональной подготовки будущих специалистов определить потребности общества в повышении качества образования, а динамизм социальных явлений требует от специалиста постоянного приращения знаний, профессионального стиля мышления и умения анализировать факты действительности, оперативно решать производственные вопросы. Решение этих задач возможно только при разработке и применению принципиально новых средств обучения.
Дидактическими средствами являются предметы, которые, предоставляя студентам сенсомоторные стимулы, воздействующие на их зрение, слух, осязание, облегчают им непосредственное и косвенное познание действительности. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также выступают средством побуждения, учебно-познавательной деятельности студентов.
Михаил Годлевский, Клинберг Лотара, Фиш Радий, изучали виды классификацией дидактических средств, которые на их взгляд упрощают процесс обучения.
Дидактические средства включают как учебные пособия, так и индивидуальные средства студентов (учебники, тетради). Учебные пособия, служащие прежде всего для осуществления принципа наглядности обучения, являются орудиями деятельности преподавателя. Учебники, рабочие тетради и другие предметы, входящие в состав индивидуального оснащения студентов, относятся к средствам их труда.
Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, когда они используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса. Их подбор зависит не только от материальной оснащенности профессиональной образовательной организации учебными пособиями, но и от поставленных целей занятия, методов учебной работы, а также от характерных особенностей отдельных учебных предметов.
Подбор и применение средств обучения должны осуществляться комплексно, с учётом основных характеристик и компонентов учебного процесса.
Современное реформирование образования, затронув все сферы образовательного процесса, коснулось и средств обучения. Средства обучения, используемые как компоненты деятельности преподавателя и учащихся, претерпевают в последнее время все большие изменения. Одним из средств обучения, получивших в последнее время общее признание, является печатная рабочая тетрадь для обучаемого. Рабочие тетради личностны по своей направленности, так как они обращены к каждому студенту. Это позволяет обучающемуся быть равным субъектом, как коммуникативного пространства занятия, так и учебного процесса. Рабочая тетрадь позволяет самостоятельно добывать знания.
Учебный процесс в наше время требует активизации познавательно - мыслительной деятельности студентов. Рабочие тетради, во-первых, расширяют границы учебника за счёт большого количества различных заданий, упражнений и задач, направленных на формирование системного и логического мышления, развитие творческих способностей. Использование рабочих тетрадей побуждает учиться самостоятельно с увлечением. Во- вторых, наличие заданий на печатной основе позволяет организовать именно деятельность по их выполнению, а не по переписыванию условий. Исходя из выше изложенного, встаёт вопрос о расширении дидактических средств на уроках теоретического обучения и самостоятельной работы студентов по программе профессионального модуля.
Беспалько В.П. за время работы выделил четыре уровня усвоения (узнавание, воспроизведение, применение, творчество), благодаря которым задания в рабочих тетрадях стало более разнообразны, что помогает привлечь внимание студентов к обучению.
Данное исследование направленно на разработку и апробацию рабочей тетради по теме «Приготовление супов пюре, молочных и прозрачных супов, сладкие супы, холодные супы», её использование позволит повысить уровень усвоения нового материала, формировать основы знаний для преемственного перехода от учебно-познавательной и учебно-практической деятельности к деятельности профессиональной.
С одной стороны, это дает возможность приобретения дополнительных знаний за счёт сэкономленного времени, а с другой - возможность углубления знаний по данной теме и формирования профессиональных знаний студентов.
Противоречие заключается между потребностями студентов и педагогов в использовании в образовательном процессе оптимального количество дидактических средств и недостаточной разработанностью данного вопроса на практике.
Исходя из проблемы исследования, актуальной становится тема выпускной квалификационной работы «Разработка и применение рабочей тетради как дидактического средства обучения студентов профессиональной образовательной организации».
Цель исследования: теоретико-методическое обоснование, разработка и апробация рабочей тетради как дидактического средства обучения студентов по теме «Приготовление супов пюре, молочных и прозрачных супов, сладкие супы, холодные супы».
Объект исследования - подготовка студентов в профессиональных образовательных организациях по модулю «Приготовление супов и соусов».
Предмет исследования: процесс обучения студентов, построенный на использовании рабочей тетради в процессе преподавания профессионального модуля как дидактического средства.
Цель исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. На основе анализа литературы определить понятие, значение, виды и структурную характеристику, выявить подходы к конструированию рабочей тетради как дидактического средства обучения и обозначить особенности применения тетради студентами профессиональной образовательной организации в процессе преподавания программы профессионального модуля.
2. Проанализировать структуру и содержание раздела «Приготовление супов и соусов» в условиях профессионального модуля как основу для конструирования рабочей тетради.
3. Разработать и апробировать рабочую тетрадь по теме «Приготовление супов пюре, молочных и прозрачных супов, сладкие супы, холодные супы».
В работе использовались следующие методы исследования: анализ теоретической и методической литературы, нормативных и методических документов и материалов, регулирующих обучение в профессиональной образовательной организации; изучение методических разработок педагогов профессионального обучения, учебно-программной и планирующей документации по дисциплинам профессионального цикла; методы контроля результатов обучения дисциплины.
База исследования: ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж», г. Челябинск, ул. Сулимова, 67.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Разработка рабочей тетради является вполне современным способом ведения учебного процесса. Несомненные преимущества: проверка усвоения материала, контроль мыслительной деятельности студентов, проверка полеченных знаний, сами лекции проходят более разнообразно, а как следствие этого повышенный интерес аудитории, возможность исправлять ошибки в момент, когда они делаются. Задания рабочей тетради не только позволяют заметить ошибки в момент их свершения, но и заинтересовать студента в получение знаний.
Применение рабочей тетради в обучении улучшает качество образования, повышает результативность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения. Сложность проектирования уроков заключается в том, что программ специального целевого дидактического назначения для уроков мало, и педагогу приходится использовать в основном те, которые предлагается для широкого круга пользователей (электронные энциклопедии, справочники) или программы для профессиональной подготовки (компьютерные учебники, моделирующие среды) и адаптировать их к конкретным условиям.
Актуальность рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании содержания информационной подготовки студентов на уроках с возможностью выявить направление движения формирования мыслительной деятельности. Рабочие тетради используется для текущего контроля знаний и умений, обучающихся применять знания при решении учебных задач.
Таким образом, в первой главе данной выпускной квалификационной работы предоставлена теория разработки рабочей тетради, а именно сформулировано понятие рабочей тетради, обоснована ее роль в методическом обеспечении учебной деятельности, выделены классификации рабочих тетрадей, а также обозначены основные подходы к ее разработке и применению.
Практическая часть нашего исследования была направлена на разработку и апробацию рабочей тетради как дидактического средства обучения студентов.
Разработана рабочая тетрадь по теме: «Приготовление супов пюре, молочных и прозрачных супов, сладкие супы, холодные супы» по программе профессионального модуля.
Проведена экспериментальная проверка применения рабочей тетради на уроках теоретического обучения в Челябинском профессиональном колледже.
В результате адаптации рабочей тетради сделаны выводы о том, что в первой группе, где использовали рабочую тетрадь, в отличие от второй группы наблюдается более значительное улучшение показателей (заметно возросло количество студентов четвертого уровня усвоения знаний и отсутствуют студенты с первым уровнем усвоения знаний).
Таким образом, в результате теоретического изучения данного вопроса и практической работы можно сделать вывод о том, что применение рабочей тетради при проведении учебных занятий способствует повышению уровня усвоения знаний у студентов, что в свою очередь позволяет заметно улучшить качество и продуктивность обучения.



1. Закон об образовании. Организация питания обучающихся в РФ: Федеральный закон РФ № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL:
2. ГОСТ 31985-2013. Услуги общественного питания. Термины и определения. - Введ. 2015-01-01.-М.: Стандартинформ, 2015
3. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1078-01: утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ от 6 ноября 2014 г.-М.: 2014
4. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания
обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях
начального и среднего профессионального образования: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.5.2409-08:
утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008. - М.: 2008
5. Артамонова Е.К., Лапп Е.П Методическая рекомендация по созданию рабочих тетрадей / Е. К Артамонова, Е. П. Лапп. - 2015
6. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к развитию студента: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2014.
7. Бессараб, В.Ф. Методика профессионального обучения / Бессараб В.Ф.- ЧГАУ, 2015.
8. Божович Е. Д. Программированное обучение (дидактические основы), «Высшая школа» В.П Беспалько, Психолого-педагогические критерии эффективности обучения и принципы построения контрольно-диагностических заданий // Нетрадиционные способы оценка качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект: Сб. науч. тр. / Под ред. Е.Д. Божович. - М.: Новая школа, 2013
9. Бондарский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондарский - М.: Просвещение, 2016. - 144с.
10. Владимирова Л.В., Залялова Р.Р. Рабочая тетрадь в системе современных средств обучения в вузе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
2012.
11. Голобокова Г.И. Рабочая тетрадь как дидактическое средство организации самостоятельной работы студентов / Г. И. Голобокова. - 2012
12. Данилов О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины // Молодой ученый. — 2013
13. Ерастов, М.П. Разработка рабочая тетрадь. Методика самостоятельной работы. - М., 2013
14. Здобнов А.И. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий /
A. И. Здобнов, В.А. Цыганенко. - Киев.: «АРИЙ», М.: «ЛАДА», 2012.
15. Исмагилов К. Ф., Константинов Н. А. История педагогики: Учебник для студентов пединститутов / Н. А. Константинов, Е. Н Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 2015. - 447с.
16. Кавтарадзе, Д.Н. Введение в активные методы обучения: Учеб. пособие для учителя. / Д.Н. Кавтарадзе, - М., 2016.
17. Кирсанов, А.А. Индивидуализация процесса обучения как средство развития познавательной активности учащихся. // Советская педагогика. - 2015
18. Кисельников И. В. Дидактические особенности учебного занятия в условиях использования информационных и коммуникационных технологий. / И. В. Кисельников. -2016
19. Кралевич, И. Н. Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности. - М., 2014
20. Кукушкин, В.С. Дидактика (теория обучения): Учебное пособие. /
B. С. Кукушкин. - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ»,2013. - 368 с.
21. Кухарев, Н. В. Формирование познавательных интересов учащихся / Г.Г. Гусева А.В. Шороп, - Гомель: ГОСПО БССР, 2014 - 43с
22. Лернер, И. Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я. Лернер, - М.: Знание, 2013. - 64с.
23. Лернер И. Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся / Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика,
2013.
24. Мальков Б. С Бодалева А. А Общая психодиагностика / Под ред.
A. А. Бодалева, В. В. Столина. - М., 2014
25. Меньшиков, С.Я. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах): учеб. пособие для нач. проф. образования / В.А. Скакун. - 3-е изд.. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 128с.
26. Максенова Е.А. Методы эффективного обучения взрослых: Учебно-методическое пособие / Автор. кол.: Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров и др. - Москва; Берлин, 2014.
27. Прокопьев Н. В. Результаты обучения. Уровни усвоение учебного материала / Н.В. Прокопьев - 2012
28. Подковко Е.Н. Научно- Педагогические основы мониторинга
качества обучения / Е. Н. Подковко. -М., 2013
29. Панина, Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.С. Паниной. - М.: издательский центр «Академия», 2015. - 176с.
30. Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. учеб. заведений /
B. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. - 3-е изд. - М.: Школе- Пресс, 2015.
31. Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. С. Пономарева, Г. И. Куцебо. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство «Юрайт», 2016. - 126 с
32. Пидкасистый, П. И. Профессиональная деятельность учащихся в обучении: Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостоятельной познавательной деятельности: Учеб. пособие / П.И. Пидкасистый, В.И. Коротяев. - М.: Изд-во МГПИ, 2015. - 11 с.
33. Пидкасистый, П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. - М.: Педагогическое общество России,
2014. - 212с
34. Пономарева, З. Ф. Воспитание самостоятельности подростка в общественной деятельности /З. Ф. Пономарева. //Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Выпуск 6. Научные труды. - Куйбышев, 2016.
35. Рябинин А.Г Российская педагогическая энциклопедия: В2 т.т. / Р 76. Гл. ред. В. В. Давыдов. / А.Г. Рябинин, - М.: Большая Российская энциклопедия, - 2015.
36. Самородский, П. С. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности
«Профессиональное обучение»/ Под ред. В. Д. Симоненко. - Брянск: Издательство БГУ. - 2016
37. Семушина, Л. Г., Ярошенко, Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2014.
38. Скаткин, М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. - М.: Научно-исслед. институт общего и политехнического образования АПН РСФСР, 2015.
39. Скаткин, М. Н. В творческом поиске // Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - 2-е изд., с испр. и доп. - М.: Педагогика, 2014.
40. Сластенин, В. А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика: / Под ред. В.А. Сластенина - М.: Изд. центр «Академия», 2014.
41. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике/Сост. Рапацевич, Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2015.
42. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология среднем образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.
43. Смолкин, А. М. Методы активного обучения. / А.М. Смолкин - М.,
2015.
44. Саблин Т. С Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Саблин Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. - М.: Издательский центр «Академия», -2016
45. Сырый А. А Методические рекомендации по созданию рабочих тетрадей / А. А Сырый. - М., 2015
46. Седова Л. Н., Штых И.В. Теория обучения. / Л.Н Седов. - М., 2016.
47. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. Проф. образования. - М.: Мастерство, 2015.
48. Ткаченко, Е. В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе // Образование и наука. / Е.В. Ткаченко - 2016.
49. Федотова Ю. М., Орехов С.Н Разработка рабочих тетрадей для студентов СПО / Ю. М Федотова., С. Н. Орехов. - С.П.-2016
50. Хабирский А. А Проблемы теории обучения Клинберг Л.Н./ А.А. Хабирский, Б.Н. Смирнов. - 2015
51. Чешков Р. О Рекомендации по созданию и использованию рабочих тетрадей / Р.О. Чешков. - М, 2015
52. Шиянов Е. Н. Педагогика: общая теория образования. Разработка дидактических средств обучения / Е.Н. Шиянов - Ставрополь, 2007
53. Щукина П.Т. Качество образования: Рабочие тетради. Использование и разработка / М.М. Поташник - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 352с
54. Щавин В. А Электронные тетради. Преимущества и недостатки. / В.А Щавин. - 2016. - 94 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ