ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Сущность и содержание понятия «творческие способности» в
психолого-педагогической литературе 8
1.2 Особенности развития творческих способностей младших
школьников 20
1.3 Специфика и способы организации внеурочной деятельности 26
1.4 Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на занятиях хореографии 36
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 44
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ (РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ТЕРПСИХОРА И ВРЕМЯ») 46
2.1 Методические рекомендации по постановке проекта 46
2.2 Методический паспорт творческого проекта «Терпсихора и время» .... 49
2.3 Содержание и реализация творческого проекта «Терпсихора и время» 52
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность исследования. Творческие способности - совсем не новый предмет для исследования. Во все времена проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей. Однако в прошлом, потребности в постижении творчества людей у социума не появлялось. Таланты возникали словно сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, которые удовлетворяли тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В наше время ситуация основополагающим образом изменилась и развитие творческих способностей младших школьников - главная задача современной школы, поскольку данный процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, порождает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Все разнообразнее и сложнее становится жизнь в эпоху научно-технического прогресса. И она стала требовать от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем разной сложности.
На сегодняшний момент ко многим педагогам приходит осознание того, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие изображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.
Отсутствие творческого начала, как правило, часто становится неодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. В школе, особенно начальной, необходимо учить творчеству, следовательно, творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки.
С древнейших времен, творческий процесс притягивал внимание философов (Платон, Сократ, И. Кант, Аристотель, Л. Фейербах, Г.Гегель, Ф.Шеллинг и др.), был объектом изучения отечественных культурологов (Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, Б.О.Библер, А.Ф. Лосев, И.А. Ильин, B.C.Соловьев ?В.В. Розанов и др.) и зарубежных исследователей (Б.Кроче, А. Камю, А.Мальро, А.Н. Уайтхед, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер и др.).
В отечественных психолого-педагогических исследованиях так же накоплен значительный опыт изучения творчества (В.Г. Лабунская, К.А. Абульханова, Н.С. Лейтес, Я.А. Пономарев, Л.С. Выготский, A.M.Матюшкин, В.Н. Мясищев, В.Н. Пушкин, С.Л. Рубинштейн, Н.П. Сакулина, А.Г. Спиркин и др.), в том числе творческого развития детей (Ю.П. Азаров, Теплов, Н.А. Ветлугина, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Кузин Б.М. и др.).
Чтобы ввести ребенка в настоящую творческую деятельность, необходимо создавать определенные условия для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться. Ведь именно в творческой деятельности, подобно как утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности. При этом всем воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (коммуникативную, художественную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Безусловно, исключительно умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не может в полной мере обеспечивать всестороннее развитие личности. Чтобы ребенок мог достичь гармонии в развитии не меньше внимания необходимо уделять его нравственному, физическому и творческому совершенствованию. Одним из универсальных средств воспитания, на протяжении веков, было и остаётся искусство, одним из видов которого является хореография. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для гармоничного развития его духовного мира. Занятия танцем не только учат понимать, но и создавать прекрасное.
Все выше изложенное позволило сформулировать тему исследования: «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности художественно - эстетического направления».
Объект исследования: внеурочная деятельность художественно-эстетического направления младших школьников (хореография).
Предмет исследования: развитие творческих способностей младших школьников.
Цель исследования: на основе теоретического анализа литературы разработать и внедрить творческий проект «Терпсихора и время», направленный на развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетического направления (хореография) будет успешным если:
- внедрить творческий проект, который будет соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников;
- методически грамотно выстроить проектную деятельность в области хореографии;
- систематически осуществлять работу (репетиционные моменты) и контроль над творческой деятельностью младших школьников.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблемам творчества и творческих способностей.
2. Выявить особенности и способы развития творческих способностей младших школьников.
3. Охарактеризовать специфику организации внеурочной деятельности.
4. Провести экспериментальную работу по внеурочной деятельности и проанализировать результат творческого проекта «Терпсихора и время», направленного на развитие творческих способностей младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, эксперимент по реализации творческого проекта, нацеленного на развитие творческих способностей младших школьников, диагностические методы.
Практическая значимость: разработан методический паспорт проекта «Терпсихора и время» по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности на основе предмета хореографии.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения
Чтобы воспитать творчество в ребенке необходимо разностороннее и сложное воздействие на него. В творческой деятельности принимают участие ум (знание, воображение и мышление), характер (настойчивость и смелость), чувство (увлечение образом, любовь к красоте, мыслью) - именно эти стороны личности мы, как квалифицированные специалисты, должны воспитывать у ребенка. Все дети, при определенных условиях, обладают способностью к развитию.
Так как целью образования является не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, что естественно невозможно без развития творческих способностей. Необходимость разработки творческого проекта «Терпсихора и время», который реализуется во внеурочной деятельности, позволил нам убедиться в том, что развитие творческих способностей на занятиях хореографией должно осуществляться на основе интеграции заданий, средств и видов деятельности. Особенностью нашего проекта является то, что он носит наглядный, практический характер, объединяющий знакомые, легко повторяющиеся в опыте ребенка действия, ставят значимые для ребенка цели.
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали нам возможность определить теоретические основы развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
В результате работы нами было рассмотрены понятия «творческие способности» и «внеурочная деятельность» в психолого-педагогической литературе, определены особенности развития творческих способностей младших школьников и особенности внеурочной деятельности младших школьников.
Нами было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов.
На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт в области развития творческих способностей младших школьников с целью выявления теоретических основ и современных тенденций.
На втором этапе определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, разрабатывался сценарный план творческого проекта, осуществлялись накопление и обработка полученной информации.
На третьем этапе проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, осуществлялась репетиционная работа над творческим проектом.
Как происходит развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста за короткий период времени увидеть практически невозможно, оно прослеживается на протяжении длительного времени в процессе всего обучения, при условии систематического подхода.
В данной исследовательской работе развитие творческих способностей можно выявить, анализируя результат творческой деятельности самих детей в виде конечного продукта - творческого хореографического проекта «Терпсихора и время».
Результаты проведенного исследования, свидетельствуют о положительном влиянии хореографических занятий на динамику развития творческих способностей младших школьников.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута.
1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. - 567 с.
2. Асмолов, А.Г. Бурменская, Г.В. Володарская И.А. и др.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.-152 с.
3. Баранова, А. В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся / А. В. Баранова, А. В. Кисляков - М.: Просвещение, 2013. - 96 с.
4. Барышева, Т. А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография / Т. А. Барышева - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 206 с.
5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей:
учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская - М.: Академия, 2002. - 319 с. - Режим доступа:
http: //www.trizminsk.org/e/prs/232044.htm# 021
6. Венгер, Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. - М.: Педагогика, 1973. - 96 с.
7. Винокурова, Н. К. Развитие творческих способностей учащихся / Н. К. Винокурова. - М.: Педагогический поиск, 2009. - 144с.
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 96 с.
9. Выготский, Л.С. Собр. Соч.: В 6т. Т.3 / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1983. -595 с.
10. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. - М., 1965. - 234 с.
11. Глотова, Г. А. Творческая одаренность личности: Проблемы и методы исследования / Г. А. Глотова. - Екатеринбург, 1992.
12. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
13. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Игра.
Досуговое общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов. - М.: Просвещение,
2011. — 96 с.
14. Гридина, Т.А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи. / Т.А. Гридина // Лингвистика креатива: Коллективная монография. - Екатеринбург, 2009 г. с.5-58
15. Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К. М. Гуревич. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.
16. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
17. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.: В 4т., Т.2 / В.И. Даль. - М.: Рус.яз, 1998. -625 с.
18. Дробот, А. Н. Система дополнительного образования для детей и подростков / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - № 3. - с.222-229.
19. Дружинин, В. Н. Психодиагностика общих способностей/ В. Н. Дружинин. - М.: Академия, 1996. - 224 с.
20. Дружинин, В. Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2009. - 2-е изд. - 656 с.
21. Зак, А. З. Методы развития способностей у детей / А.З. Зак. - М.: Педагогика, 2010. - 98с.
22. Ковалев, А.Г. Воспитание чувств / А.Г. Ковалев. - М.: Педагогика, 1971. - 94с.
23. Ковалько, В. И. Младшие школьники после уроков / В. И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007. - 334с.
24. Крутецкий, В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
25. Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии / В. Г. Крысько. -М.: Владос-пресс, 2001. - 368 с.
26. Кулюткин, Ю. Н., Сухобская, Г. С. Развитие творческого мышления школьников / Ю.Н. Кулюков, Г.С. Сухобская. - Л., 1987. - 38 с.
27. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы /Народное образование. - 2012. - № 5. - с. 59-62.
28. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес.- М.; Воронеж, 1997. - 448 с.
29. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев /Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк; ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия. - 1994. - С. 46-55.
30. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. - М.: Академия. - 2008.
31. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2008. - 105с.
32. Мукина, А. Н. Клубная деятельность как средство развития творческого мышления младших школьников / А.Н. Мукина // Начальная школа. - М., 2008. - №5. - с.47.
33. Пономарев, Я. А. Психология творчества. /Я.А. Пономарев.- М.: Наука, 1976. - 302 с.
34. Пономарев, Я. А. Психология творческого мышления /Я.А. Пономарев. - М.: Наука 1976. - C. 49-64.
35. Попова, И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС /Народное образование. - 2013. - № 1. - с.219¬226.
36. Рапацевич, Е. С. Современный словарь по педагогике / Е. С.
Рапацевич. - М.: Современное слово, 2001. - 928с.
37. Речицкая, Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников / Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина; - М.: Владос, 2000. - 128с.
38. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 1998.- 688 с.
39. Словарь-справочник педагогических инноваций в
образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. дом "Восток", 2001. - 81 с.
40. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения / В. А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1981. - 640с.
41. Сухомлинский, В.А. «Сердце отдаю детям» / В.А. Сухомлинский. - изд.: Радянська школа, 1974. - 288с.
42. Сысун О. И. Формирование и развитие способностей детей к творчеству / О. И. Сысун. Пачатковая школа, 2006. - № 11. - 12-15 с.
43. Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-
справочник / Под общ.ред. Т. А. Барышевой. - СПб., 2008.- 296 с.
44. Теплов, Б. М. Сценарный подход в педагогическом взаимодействии / Б. М. Теплов // Педагогическая техника. - 2004. - № 2. - 87-88 с.
45. Терехова, Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: автореф. дис.... канд. пед. наук / Г.В. Терехова.- Екатеринбург, 2002. - 110 с.
46. Тойнби А. Постижение истории / А. Тойнби. - М.: Мысль, 1991. - 122 с.
47. Тургель, В. А. Перспективы изучения половозрастных особенностей творческой деятельности младших школьников // Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сб. научных трудов. - СПб., 2002. - С.21-25.
48. Ушачев, В. П. Обучение основам творческой деятельности: учеб. пособие / В, П. Ушачев. - Магнитогорск, 1991. - 55 с. - Режим доступа:http://www.trizminsk.org/index0.htm
49. Философский словарь / под ред. Фролова И.Т. - М.:
Политиздат, 1986. -674 с.
50. Фридман, Л. М., Кулагина, И. Ю. Психологический справочник учителя - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 432 с.
51. Фридман, Л.М. О психологии младшего школьника / Л.М. Фридман. // Начальная школа. - М., 2001. - 3 с.
52. Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А. В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
53. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: способности
человека / В. Д. Шадриков. - М.: Логос, 2002.- 160 с.
54. Шацкая, В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе/ В. Н. Шацкая. - М.: Советская педагогика, 1976.
55. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // И. Х. Ярошевская. - М.: Дополнительное образование и воспитание, 2012.