Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с помощью логоритмических упражнений

Работа №81159

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2020
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
500
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1 Становление слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в онтогенезе 7
1.2 Особенности психического и речевого развития у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 11
1.3 Принципы и содержание коррекционной работы по формированию слоговой структуры у детей с ЗПР 15
1.4 Значение логоритмических упражнений в формировании слоговой структуры у детей с задержкой психического развития 21
2. Вывод по Главе I
Глава 2. Практическая работа по развитию слоговой структуры
2.1 Планирование констатирующего эксперимента (подбор и организация проведения комплекса диагностических методик, определяющих актуальный
уровень развития слоговой структуры слова) 26
2.2 Содержание работы по развитию слоговой структуры слова у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 33
2.3 Рекомендации для педагогов для развития слоговой структуры слова у детей с ЗПР 35
Выводы по главе II
Заключение 40
Библиографический список 42
Приложение 46


Последнее время увеличивается число детей с задержкой психического развития. Способствует этому увеличение количества детей, рождающихся с перинатальной энцефалопатией; ухудшение здоровья детей из-за ухудшающейся экологической обстановки; тяжелого психологического климата в некоторых семьях. Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций, или высокую степень педагогической запущенности. При ЗПР у детей имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся так же, как и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком у детей с ЗПР является сочетание различных дефектов речи. Многие проявления неразвитой речи связаны с общими особенностями этих детей.
У большинства детей с ЗПР имеются нарушения и внутренней, и внешней речи. У детей с ЗПР, также как и у детей с нормальным развитием, произношение зависит и от анатомического строения артикуляционного аппарата, и от умения ребенка чувствовать свое тело, органы артикуляции, управлять ими, еще и от зрелости речевых зон коры головного мозга. Речи таких детей также свойственны бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи.
Речь является основой для развития мышления. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
Недостатки в овладении произношением слоговой структуры слова и другие дефекты речи влияют на общее развитие речи и, без благоприятных условий развития, исчезнуть не могут. От уровня сформированности речи в значительной степени зависит успех обучения в школе и дальнейшая судьба ребёнка.Для коррекционной работы можно использовать специальные логоритмические упражнения.
Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмической характеристики речи, умению сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие но формирование дикционных навыков. Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи.
Нормальное развитие ребенка с ЗПР возможно, при условии достаточного развития его слоговой структуры слова и речи в целом. Поэтому, своевременное выявление нарушений , правильная организация развивающей и коррекционной работы, совместная работа специалистов и родителей будут служить на благо ребенка.
Цель: Определить особенности развития слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью логоритмических упражнений.
Объектом исследования является слоговая структура слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предметом исследования выступают особенности процесса развития слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью логоритмических упражнений.
Задачи:
1. Изучить литературу по вопросам формирования слоговой структуры у детей с задержкой психического развития.
2. Подготовить комплекс диагностических методик , определяющих актуальный уровень развития слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью логоритмических упражнений.
3. Разработать календарно-тематический план по развитию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
4. Составить рекомендации для педагогов по развитию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ общей и специальной литературы;
2. Планирование констатирующего эксперимента;
3. Анализ полученных результатов исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный и составленный нами комплекс упражнений по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития может быть использован педагогами образовательного учреждения для проведения коррекционных мероприятий.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 370 г. Челябинска»
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В условиях нарушенного речевого развития очень важным является вопрос об искажениях слоговой структуры слов у детей. В литературе указывается на то, что у детей с нарушениями речевого развития отмечаются различные проявления нарушений слоговой структуры слова: замены, пропуски, перестановки, упрощение групп согласных и т.п. Важно отметить то, перечисленные нарушения влияют на формирование лексики, грамматического строя речи, фонематическое развитие ребенка и на овладение в будущем письменной речью. Особенностью нарушений слоговой структуры слов является их стойкость.
Цель нашего исследования заключалась в теоретическом обосновании необходимости и содержания коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для достижения этой цели нами был решен ряд задач.
В рамках первой задачи нами была изучена и проанализирована литература по проблеме исследования, в результате чего мы выяснили что слог является минимальной единицей, а понятие «слоговая структура слова», А.К. Маркова определяет, как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.
Также мы выяснили, что существуют определенные закономерности становления слоговой структуры слова в онтогенезе.
Не менее важным для нашей работы являлось понятие «задержка психического развития», и возможные причины её возникновения по клинической классификации К.С Лебединской.
Изучив вопрос, мы пришли к выводу, что к наиболее распространённым нарушениям слоговой структуры у детей с задержкой психического развития относятся: нарушения количества слогов, нарушение последовательности слогов в слове, искажение структуры отдельного слога.
Также, мы выяснили , что для коррекционной работы можно использовать специальные логоритмические упражнения, которые способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмической характеристики речи.
Для изучения состояния слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития , нами были выбраны задания, описанные в пособии Филатовой Ю.О., Гончаровой Н.Н., Прокопенко Е.В, которые направлены на формирование слоговой структуры слова.
Третья задача состояла в том, чтобы составить рекомендации для педагогов по развитию слоговой структуры слова , где рассматривались направления в работе над слоговым составом слова ,работа с интонационной выразительностью , также приёмы формирования слоговой структуры слова. В рекомендациях предложены некоторые методики на приёмы развития слоговой структуры слова.
Подводя итог отметим, что на основе полученных данных и проанализированных методик нами было определено содержание практической работы по развитию слоговой структуры слова при помощи логоритмических упражнений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития , также составлен календарно-тематический план и рекомендации для педагогов по развитию слоговой структуры слова.
Таким образом, поставленная нами цель исследования достигнута, задачи решены



1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей— Спб.: Детство-Пресс, 2001. - 48 с.
2. Ансимова, Т. В. Об эффективности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова / Т. В. Ансимова, Н. А. Потанина, Е. В. Маслова,2019
3. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи / Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. - М.:КНИГОЛЮБ,2008.-96с
4. Башкирская, Т.В. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна [Текст] / Т.В. Башкирская,Т.В. Пятница. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2017. - 122 с.
5. Бохан, О. А. Логоритмика как средство коррекции речевого нарушения у дошкольников / О. А. Бохан, Л. В. Лашкова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - № 2(5). - С. 100-102
6. Винарская Е.Н Богомазов Г.М. Возрастная фонетика М.: АСТ, Астрель,2005. - 208 с.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2010.-472с
8. Дунаева, Н.Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР:
9. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б.Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: КнигоМир, 2011. - 320 с
10. Козырева, О.А. Логопедические технологии [Текст] / О.А.
Козырева.- Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 192
11. Коненкова, И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития / И.Д.Коненкова. - М.:Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 80 с.
12. Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР). Учеб. пособ. [Текст] / Н.Ю. Дунаева, С.В. Зяблова. - М.: Издательство ВЛАДОС, 2017 - 20с.
13. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Изд. 3-е, дораб. - М.: Линка-Пресс, 2014.
14. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебряк ова, СВ. Зорина.— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004, - 303 с. — (Коррекционная педагогика).
15. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие Издательство Московского университета, 1985
16. Лопатина, Л.В. Примерная адаптированная основная
образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л.В. Лопатина. - СПб.: 2014. - 387с.
17. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под
ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1998. — 680 с.)
18. Мальцева, Е. В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста:автореферат дис. канд. пед. наук / Е.В.Мальцева. — М., 1991.СПб., 1992.
19. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей // Школа для детей с тяжелыми наружениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной.-М.,1961. С. 59-70
20. Новиковская, О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: практическое пособие для педагогов и родителей / О. А. Новиковская. - Санкт-Петербург : Корона.Век, 2013. - 269 с.
21. Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика для дошкольников - М.
2009
22.Четверушкина Н.С.Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. - М.: Национальный книжный центр,
2015. - 192 с. (Логопедические технологии.)
23. Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш . учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др. ; под ред. Н.М.Назаровой. - 10-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 400 с.
24. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2017. - 96 с
25. Травкина, Ж.А. Формирование слоговой структуры слова [Текст]: дидактическое пособие / Ж.А. Травкина. - М.: 2016.
26. Филатова Ю.О. Логоритмика: технология развития моторного и речевого ритма у детей с нарушениями речи: учебно-методическое пособие / Ю.О. Филатова, Н.Н. Гончарова, Е.В. Прокопенко; под ред. Л.И. Беляковой. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 208 с.
27. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии [Текст]: профессиональные рекомендации, диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова.- М.: Эксмо, 2015 С. 346
28. Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи [Текст]: методические рекомендации / сост. С.Г. Щербак. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014 - 24 с.
29. Шакирова // Дошкольное образование: опыт, проблемы,
перспективы развития. - 2015.
30. Шакирова, А. Ш. Логоритмика - инновационные логопедические технологии для дошкольников / А. Ш.-2017
31 .Интернет источник:НИр8://81идЬоок8.пе1/2280965/р81Но1од1уа/81гик1иг nye_komponenty_rechi(дата посещения 28.04.2020)
32. Интернет источник:https://infourok.ru/osobennosti-гazvitiya-гechi-zpг- 4308094.html(дата посещения 05.05.2020)
33. Интернет источник:https://poisk-ru.ru/s56202t1.html(дата посещения 28.04.2020)
34. Интернет источник:https://1ogoznanie.гu/1ogopedu/101-tipy-s1ogovoj- struktury-slova-po-a-k-markovoj.Йш1(Маркова)(дата посещения: 10.05.2020)
35 .Интернет источник: http: //www.ds197. inkaut.ru/puble/article-5589 (дата посещения 02.05.2020)
36 .Интернет источник: https://multiurok.ru/files/rekomendatsii-dlia-pedagogov-po-rabote-s-detmi-s-z.html (родителям)(дата посещения 30.04.2020)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ