Деятельность земств Южного Урала по организации народной медицины
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯБАЗА И ОРГАНИЗАЦИОННО¬
ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЗЕМСКОЙ МЕДИЦИНЫ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ 17
1.1. Создание земских медицинских учреждений на Южном Урале
1.2. Подготовка кадров земской медицины на Южном Урале 39
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗЕМСТВ
ЮЖНОГО УРАЛА ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ... 60
2.1. Деятельность земств Южного Урала по организации народной
медицины 60
2.2. Деятельность земств Южного Урала по борьбе с эпидемическими
заболеваниями 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯБАЗА И ОРГАНИЗАЦИОННО¬
ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЗЕМСКОЙ МЕДИЦИНЫ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ 17
1.1. Создание земских медицинских учреждений на Южном Урале
1.2. Подготовка кадров земской медицины на Южном Урале 39
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗЕМСТВ
ЮЖНОГО УРАЛА ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ... 60
2.1. Деятельность земств Южного Урала по организации народной
медицины 60
2.2. Деятельность земств Южного Урала по борьбе с эпидемическими
заболеваниями 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Россия продолжает активно заниматься поиском моделей государственного и экономического развития. В этом процессе очень важно учитывать опыт реформ в России конца XIX- начала ХХ вв.: как и тогда перед страной стоял выбор - мирная модернизация или скатывание к социальным потрясениям. Формирование в современной России системы местного самоуправления - явление закономерное: ее наличие является обязательным признаком демократии. Именно через непосредственное участие людей в разрешении значимых для них местных вопросов наиболее полно проявляют себя принципы народовластия. Кроме того, именно органы местного самоуправления должны сегодня заниматься организацией образования и просвещения, медицины и социального обслуживания. Не подлежит сомнению, что одним из важных показателей развитого в экономическом и политическом плане общества является состояния медицинского обслуживания, образования и культуры. Без должного внимания к мероприятиям в области медицинского обслуживания со стороны местного самоуправления и государства невозможно создания процветающей страны.
События второй половины XIX века открыли новую страницу в общественном развитии страны. Великие реформы Александра II послужили толчком к широкой просветительной деятельности интеллигенции, а после земской реформы 1864 года к ней подключились и местные органы самоуправления по всей России, в том числе и на Урале. Земская реформа явилась важнейшей составной частью преобразований Александра II. Появление земских учреждений имело для страны наибольшее (после отмены крепостного права) общественное значение среди всех проведенных правительством преобразований.
Становление и развитие народной медицины в России и на Южном Урале тесно связано с деятельностью земских учреждений. Земское 3
самоуправление проявляло пристальный интерес к медицинским проблемам населения, санитарно-эпидемиологической работе. Со стороны правительства были приняты законоположения, регламентирующие общественную земскую медицину. Вместе с тем, земская практическая деятельность заставляла вносить коррективы в правительственные законодательные акты. Более того, целенаправленная деятельность земств России и Урала продолжалась вопреки тем установкам, которые определяло правительство.
Период с 1861 по 1917 гг. находится сегодня в центре внимания ученых - это время глобальных реформ, модернизационных процессов - развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта связи, народного образования, медицины, науки и культуры. Именно в это время в России и на Урале проходило зарождение и развитие народной общественной медицины.
Осмысление данных концептуальных позиций определяет актуальность нашего исследования.
Хронологические рамки исследования выбраны и определены с учетом изучаемой проблемы. Период с 1864 года -до начала XX веков характеризуется коренным преобразованием в жизни Российской империи, в том числе становлением и развитием системы земской медицины, в контексте событий, происходящих в эту эпоху, насыщенных радикальными социально-экономическими, политическими и социокультурными переменами в жизни российского общества.
Территориальные рамки исследования охватывают Южный Урал, исторически сложившийся регион, занимавший важное место в экономической, социально-политической и социокультурной жизни России. На территории современного Южного Урала осуществляли свою деятельность земские учреждения Уфимской и Оренбургской губерний.
Состояние научной разработанности проблемы. Представленное в диссертации исследование развития земской медицины на Южном Урале в контексте социокультурной модернизации российского общества второй половины XIX - начала XX вв. предпринимается впервые.
В изучении проблемы условно выделяется четыре этапа. Первый период исследования охватывает время с 1864 по 1917 годы. Для него характерны работы, посвященные земским учреждениям вообще, а также первым шагам органов местного самоуправления в медицинском деле. Появляются статистические и исторические очерки по земской медицине и становлению санитарно-эпидемиологического дела. В них авторы впервые дают статистические данные и обобщают опыт земств в вопросах земской медицины.
В дореволюционной историографии земства фундаментальной работой явился труд Б.Б. Веселовского «История земства за 40 лет», не имеющий аналогов и в современной исторической литературе. Автор собрал богатейший фактический материал, не потерявший своего значения до сих пор.
Значительный интерес представляют общеисторические работы, посвященные юбилею учреждения земских органов власти. В указанный период на Урале появляются работы, посвященные отдельным направлениям медицинской работы земств.
В то же время, являясь уникальными по охвату событий, сюжетам, фактологии, они не затрагивали целых пластов важнейших для истории проблем народной медицины и эпидемиологической работе с населением. Практически отсутствует картина взаимодействия земств друг с другом, а также с общественными организациями и органами власти на местах в деле общественной медицины.
Первым кто в своей работе проанализировал деятельность уфимского земства был земский служащий В.Ф. Герасимов, отразивший в своём очерке успехи земской медицины. Однако обзорный характер труда не даёт полного представления о развитии этих отраслей земской деятельности. Немногочисленные труды врачей носили краеведческий характер, отражая быт, занятия населения, особенности организации медицинской службы и санитарного состояния отдельных местностей губернии.
В дореволюционный период был накоплен и обобщён богатый фактический материал по истории земства, однако деятельность уфимского земства по развитию здравоохранения нашла лишь фрагментарное отражение. Что касается организации земской медицины в Оренбургской губернии, то здесь практически отсутствуют работы в дореволюционной историографии. Объяснение этого заключается в том, что земства в Оренбургской губернии начали работать только в 1913 году.
С1917 года наступил новый этап в изучении истории земской медицины. В советской историографии отношение к проблеме земства определялось общественно-политическим развитием страны и идеологическими ориентирами в исторической науке. Хотя в 1920-1930-х гг. авторы скептически относились к земству и, чаще всего, ссылались на ленинскую оценку земства как «пятого колеса в телеге русского государственного управления», однако, изучая опыт социокультурной и хозяйственной деятельности земств, они признавали их роль в решении актуальных проблем дореволюционной России. Первыми к опыту земской медицины обратились врачи, трудившиеся ранее среди сельского населения. Их работы носили профессионально-практический характер. Так, Н.А. Семашко и З.П. Соловьёв, противопоставляя земскую медицину советской, обратили внимание на необходимость внедрения в практику принципов бесплатного лечения, единства лечебного и санитарно-профилактического направлений и участковой организации здравоохранения.
Во второй половине 1950-х гг. интерес к истории земства оживился, его деятельность стала оцениваться позитивно, что характерно для трудов В.В. Гармизы, Л.Г. Захаровой и других исследователей. В книге М.И. Черныша, положившей начало исследованию земств Урала советскими историками, обращено внимание на организацию земской медицины в Пермской губернии.
Общая характеристика земского самоуправления на Урале и его деятельность в социокультурной сфере, в том числе и в здравоохранении, была представлена в обобщающих работах по истории Урала. В работах П.Е. Заблудовского, И.Д. Страшуна были проанализированы основные достижения земской медицины, профессиональная деятельность земского медперсонала, в монографии А.П. Жука - роль медицинской общественности и народнической идеологии в её развитии, в труде Л.Н. Карпова - создание земской санитарной службы.
В 1970-1980-е гг. предметом исследования историков оказалось земское либеральное движение и земская интеллигенция. Особый интерес представляют монографии Н.М. Пирумовой, по мнению которой вклад земской интеллигенции в общественную борьбу состоял в повышении грамотности, улучшении медицинского обслуживания и изменении сознания крестьян. В её работах есть отдельные упоминания о земском медперсонале Уфимской губернии. В монографии Г.А. Герасименко представлена довольно полная характеристика земской деятельности за весь период существования земств и подведён итог исследованиям советского периода. Земская медицина и ветеринария рассматривались автором лишь в контексте других отраслей деятельности земств .
Роль земской медицины и земского медперсонала в развитии здравоохранения Уфимской губернии была, в некоторой степени, освещена уральскими врачами-учёными.
В советский период процесс изучения земства отличался нестабильностью интереса к этой проблеме, выводы исследователей складывались под влиянием общественно-политических установок, что не позволяло объективно оценить роль земств в развитии здравоохранения и в борьбе с эпидемиологическими заболеваниями.
Среди советских исследователей по истории земской медицины на Урале и в Пермской губернии в частности стоит выделить труд В.Т. Селезневой . Ею был рассмотрен вопрос о переходе на стационарную систему оказания помощи больным и введении участкового принципа обслуживания населения. Селезнева проанализировала опыт создания и развития земский учреждений, исследовала развитие земской медицины и санитарного дела в Пермской губернии в 1870-1917 гг., охарактеризовала руководящие органы земской медицины - губернские съезды врачей, врачебные советы и деятельность санитарной организации.
М.М. Левит рассматривал деятельность врачебных обществ, которые возникали по инициативе самих медиков, но не имели никакого отношения к властям и нередко находились в оппозиции им. Именно в недрах этих организаций родились основные идеи медицинского обслуживания населения, которые затем воплотились в земской медицинской организации.
Таким образом, в советский период расширяется проблематика научных исследований, анализируются цель и характер реформ, региональная земская медицина.
С 1990-х гг., в связи с радикальными переменами в стране, оживился интерес к опыту земского самоуправления, различным отраслям его деятельности, избирательной системе, юридическому статусу земств и их взаимодействию с органами государственной власти . Многие авторы высоко оценили деятельность земских учреждений и охарактеризовали земскую медицину и ветеринарию как важнейшие направления земской работы.
Современный этап в изучении истории земской медицины связан с переменами, в жизни страны после распада СССР. Произошла смена ценностных установок и отход от единообразия в научных исследованиях.
Данное обстоятельство позволило расширить круг изучаемых проблем и методологическую базу, воспользоваться ранее недоступными, источниками.
М.Б. Мирский внимательно проследил динамику развития местного здравоохранения в конце XIX - начале XX вв., положительно оценил достижения в этой области. Он считает земскую медицину явлением самобытным для России и утверждает, что на рубеже XIX и XX вв. был сделан серьезный рывок вперед в деле развития массового здравоохранения в стране.
Т.Ю. Шестовой принадлежит обширный труд по сравнению Пермской, Вятской, Оренбургской губернии, выявила особенности и закономерности развития каждой. Рассматривается общий характер земско-медицинской службы и подготовка среднего медицинского персонала в Пермской губернии. Проводит комплексное исследование процесса формирования земств, их организационно-правовую основу, социальный состав, бюджет, практическую деятельность земских учреждений.
В монографии О.Н. Богатыревой прослеживается эволюция структур местного управления, органов земского самоуправления и крестьянских сословных учреждения. Большое внимание уделяется распределению бюджетных ассигнований, в том числе на медицину, механизму взаимодействия административного надзора над земским самоуправлением.
Большой интерес представляет работа В.Ю. Кузьмина. Автор доказывает, что земская медицина создавалась в процессе взаимодействия земства и властей, которые также были заинтересованы в улучшении организации здравоохранения.
На рубеже XX-XXI вв. появились исследования, посвящённые земскому здравоохранению в различных губерниях России. Их авторы внесли весомый вклад в историографию земской медицины, показав её роль в улучшении качества медицинского обслуживания населения. Отдельные аспекты и этапы развития земской медицины на Южном Урале нашли отражение в исследованиях уральских учёных. Появилось большое количество научных публикаций, защищены диссертации и другие исследования по истории земств на Южном Урале.
В обобщающих работах и учебных пособиях по истории Урала и Башкортостана в общих чертах освещены организация и деятельность земского самоуправления на Урале, есть отдельные упоминания о земских врачах, земской фельдшерско-акушерской школе, условиях труда и быта земского медицинского персонала.
Одними из первых к комплексному изучению земской медицины и ветеринарии обратились В.П. Корсун и А.С. Третьяк. Они пришли к выводу, что земства значительно повлияли на развитие здравоохранения и ветеринарии.
В целом, в исследовании истории земской медицины были достигнуты определённые успехи. Однако комплексное изучение земской медицины на Южном Урале не являлось предметом специального исследования.
Источниковую базу исследования составили разнообразные материалы, которые по своему содержанию и характеру можно разделить на несколько групп.
Первая группа - это опубликованные исторические источники, в том числе нормативно-правовые. Они позволяют определить условия функционирования общественно-политических институтов в Российской империи, пределы полномочий центральных и местных структур управления. Необходимо отметить, прежде всего, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. Именно этот документ определял порядок деятельности и компетенцию новых органов управления.
Земства традиционно стремились к гласности, регулярно издавали свои материалы, отражавшие самые разные аспекты работы собраний и управ, в том числе и вопросы организации медицины. Поэтому вторую группу источников составляет обширный комплекс делопроизводственной документации земств и органов местного управления Южного Урала.
Среди делопроизводственных источников важнейшими являются Журналы заседаний Уфимского и Оренбургского губернского земского собрания и журналы заседаний уездных земств, которые содержат наиболее полную и разнообразную информацию о деятельности местного самоуправления в сфере здравоохранения. Журналы дают представление о процессе принятия решений, столкновении мнений, ассигнованиях на медицину и позволяют проследить динамику количественных и качественных характеристик системы здравоохранения в губернии.
Третья группа источников представлена центральной и местной периодической печатью. Источники этой группы существенно расширяют и дополняют информацию предыдущих групп источников.
Четвертую группу составляют мемуары государственных, политических и земских деятелей, земских врачей и других земских служащих, дневниковые записи земского начальника С.Р. Минцлова, повести и рассказы русских врачей и писателей. Несмотря на субъективность позиций авторов этой группы источников, они помогают определить отношение государственной власти к проблемам земства, восстановить духовный колорит и социокультурную атмосферу эпохи, выяснить особенности деятельности земского медперсонала, образ жизни и менталитет населения Уфимской губернии, вклад отдельных личностей в развитие здравоохранения.
В совокупности материалы всех названных групп источников позволили достаточно полно реализовать цель и задачи данного исследования, определить объект и предмет исследования.
Объектом анализа является земская народная медицина на Южном Урале.
Предметом исследования выступают особенности становления и региональной специфики земской народной медицины в контексте социокультурной модернизации России и Урала во второй половине XIX - начала XX веков.
Цель исследования состоит в комплексном изучении развития земской медицины на Южном Урале.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:
- проанализировать показатели организации и уровень медицинского обслуживания населения Южного Урала накануне введения земства;
- исследовать деятельность органов земского самоуправления Южного Урала, связанную с организацией и развитием земской медицины в 1875-1917 гг., включая источники их финансирования;
- проанализировать состав земского медицинского персонала, его социальный и образовательный статус, условия труда и быта, культурно-просветительскую деятельность, уровень профессиональной подготовки и деятельность по развитию специального медицинского образования;
- выявить местные особенности земской медицины на Южном Урале, в сравнении с другими губерниями России; определить их влияние на изменение качества медицинского обслуживания населения.
Методология исследования представлена теорией модернизации, согласно которой во второй половине XIX - начале XX в. в России наблюдался процесс перехода общества от традиционного к индустриальному, охватывающий практически все сферы его жизни . При изучении исторических фактов, освещённых в диссертации, использовались принципы историзма и объективности, сравнительно-исторический, статистический и историко-генетический методы исследования, что определялось его целью и задачами, характером и содержанием используемых источников.
Научная новизна диссертации состоит в комплексном исследовании земской медицины на Южном Урале, а также в освещении, осмыслении и оценке недостаточно изученных аспектов деятельности уфимского и оренбургского земств в области здравоохранения: организации,
финансирования и их эффективности; лечебной, санитарно-профилактической; комплектования земского медицинского персонала, определении его социокультурной характеристики.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов при решении актуальных проблем современного здравоохранения, санитарного надзора, реализации принципов бесплатности и доступности медицинского обслуживания всех граждан России; при подготовке обобщающих трудов по истории Урала и России, истории здравоохранения, а также при разработке вузовских спецкурсов и учебных пособий по истории медицины.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в одной научной публикации.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
События второй половины XIX века открыли новую страницу в общественном развитии страны. Великие реформы Александра II послужили толчком к широкой просветительной деятельности интеллигенции, а после земской реформы 1864 года к ней подключились и местные органы самоуправления по всей России, в том числе и на Урале. Земская реформа явилась важнейшей составной частью преобразований Александра II. Появление земских учреждений имело для страны наибольшее (после отмены крепостного права) общественное значение среди всех проведенных правительством преобразований.
Становление и развитие народной медицины в России и на Южном Урале тесно связано с деятельностью земских учреждений. Земское 3
самоуправление проявляло пристальный интерес к медицинским проблемам населения, санитарно-эпидемиологической работе. Со стороны правительства были приняты законоположения, регламентирующие общественную земскую медицину. Вместе с тем, земская практическая деятельность заставляла вносить коррективы в правительственные законодательные акты. Более того, целенаправленная деятельность земств России и Урала продолжалась вопреки тем установкам, которые определяло правительство.
Период с 1861 по 1917 гг. находится сегодня в центре внимания ученых - это время глобальных реформ, модернизационных процессов - развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта связи, народного образования, медицины, науки и культуры. Именно в это время в России и на Урале проходило зарождение и развитие народной общественной медицины.
Осмысление данных концептуальных позиций определяет актуальность нашего исследования.
Хронологические рамки исследования выбраны и определены с учетом изучаемой проблемы. Период с 1864 года -до начала XX веков характеризуется коренным преобразованием в жизни Российской империи, в том числе становлением и развитием системы земской медицины, в контексте событий, происходящих в эту эпоху, насыщенных радикальными социально-экономическими, политическими и социокультурными переменами в жизни российского общества.
Территориальные рамки исследования охватывают Южный Урал, исторически сложившийся регион, занимавший важное место в экономической, социально-политической и социокультурной жизни России. На территории современного Южного Урала осуществляли свою деятельность земские учреждения Уфимской и Оренбургской губерний.
Состояние научной разработанности проблемы. Представленное в диссертации исследование развития земской медицины на Южном Урале в контексте социокультурной модернизации российского общества второй половины XIX - начала XX вв. предпринимается впервые.
В изучении проблемы условно выделяется четыре этапа. Первый период исследования охватывает время с 1864 по 1917 годы. Для него характерны работы, посвященные земским учреждениям вообще, а также первым шагам органов местного самоуправления в медицинском деле. Появляются статистические и исторические очерки по земской медицине и становлению санитарно-эпидемиологического дела. В них авторы впервые дают статистические данные и обобщают опыт земств в вопросах земской медицины.
В дореволюционной историографии земства фундаментальной работой явился труд Б.Б. Веселовского «История земства за 40 лет», не имеющий аналогов и в современной исторической литературе. Автор собрал богатейший фактический материал, не потерявший своего значения до сих пор.
Значительный интерес представляют общеисторические работы, посвященные юбилею учреждения земских органов власти. В указанный период на Урале появляются работы, посвященные отдельным направлениям медицинской работы земств.
В то же время, являясь уникальными по охвату событий, сюжетам, фактологии, они не затрагивали целых пластов важнейших для истории проблем народной медицины и эпидемиологической работе с населением. Практически отсутствует картина взаимодействия земств друг с другом, а также с общественными организациями и органами власти на местах в деле общественной медицины.
Первым кто в своей работе проанализировал деятельность уфимского земства был земский служащий В.Ф. Герасимов, отразивший в своём очерке успехи земской медицины. Однако обзорный характер труда не даёт полного представления о развитии этих отраслей земской деятельности. Немногочисленные труды врачей носили краеведческий характер, отражая быт, занятия населения, особенности организации медицинской службы и санитарного состояния отдельных местностей губернии.
В дореволюционный период был накоплен и обобщён богатый фактический материал по истории земства, однако деятельность уфимского земства по развитию здравоохранения нашла лишь фрагментарное отражение. Что касается организации земской медицины в Оренбургской губернии, то здесь практически отсутствуют работы в дореволюционной историографии. Объяснение этого заключается в том, что земства в Оренбургской губернии начали работать только в 1913 году.
С1917 года наступил новый этап в изучении истории земской медицины. В советской историографии отношение к проблеме земства определялось общественно-политическим развитием страны и идеологическими ориентирами в исторической науке. Хотя в 1920-1930-х гг. авторы скептически относились к земству и, чаще всего, ссылались на ленинскую оценку земства как «пятого колеса в телеге русского государственного управления», однако, изучая опыт социокультурной и хозяйственной деятельности земств, они признавали их роль в решении актуальных проблем дореволюционной России. Первыми к опыту земской медицины обратились врачи, трудившиеся ранее среди сельского населения. Их работы носили профессионально-практический характер. Так, Н.А. Семашко и З.П. Соловьёв, противопоставляя земскую медицину советской, обратили внимание на необходимость внедрения в практику принципов бесплатного лечения, единства лечебного и санитарно-профилактического направлений и участковой организации здравоохранения.
Во второй половине 1950-х гг. интерес к истории земства оживился, его деятельность стала оцениваться позитивно, что характерно для трудов В.В. Гармизы, Л.Г. Захаровой и других исследователей. В книге М.И. Черныша, положившей начало исследованию земств Урала советскими историками, обращено внимание на организацию земской медицины в Пермской губернии.
Общая характеристика земского самоуправления на Урале и его деятельность в социокультурной сфере, в том числе и в здравоохранении, была представлена в обобщающих работах по истории Урала. В работах П.Е. Заблудовского, И.Д. Страшуна были проанализированы основные достижения земской медицины, профессиональная деятельность земского медперсонала, в монографии А.П. Жука - роль медицинской общественности и народнической идеологии в её развитии, в труде Л.Н. Карпова - создание земской санитарной службы.
В 1970-1980-е гг. предметом исследования историков оказалось земское либеральное движение и земская интеллигенция. Особый интерес представляют монографии Н.М. Пирумовой, по мнению которой вклад земской интеллигенции в общественную борьбу состоял в повышении грамотности, улучшении медицинского обслуживания и изменении сознания крестьян. В её работах есть отдельные упоминания о земском медперсонале Уфимской губернии. В монографии Г.А. Герасименко представлена довольно полная характеристика земской деятельности за весь период существования земств и подведён итог исследованиям советского периода. Земская медицина и ветеринария рассматривались автором лишь в контексте других отраслей деятельности земств .
Роль земской медицины и земского медперсонала в развитии здравоохранения Уфимской губернии была, в некоторой степени, освещена уральскими врачами-учёными.
В советский период процесс изучения земства отличался нестабильностью интереса к этой проблеме, выводы исследователей складывались под влиянием общественно-политических установок, что не позволяло объективно оценить роль земств в развитии здравоохранения и в борьбе с эпидемиологическими заболеваниями.
Среди советских исследователей по истории земской медицины на Урале и в Пермской губернии в частности стоит выделить труд В.Т. Селезневой . Ею был рассмотрен вопрос о переходе на стационарную систему оказания помощи больным и введении участкового принципа обслуживания населения. Селезнева проанализировала опыт создания и развития земский учреждений, исследовала развитие земской медицины и санитарного дела в Пермской губернии в 1870-1917 гг., охарактеризовала руководящие органы земской медицины - губернские съезды врачей, врачебные советы и деятельность санитарной организации.
М.М. Левит рассматривал деятельность врачебных обществ, которые возникали по инициативе самих медиков, но не имели никакого отношения к властям и нередко находились в оппозиции им. Именно в недрах этих организаций родились основные идеи медицинского обслуживания населения, которые затем воплотились в земской медицинской организации.
Таким образом, в советский период расширяется проблематика научных исследований, анализируются цель и характер реформ, региональная земская медицина.
С 1990-х гг., в связи с радикальными переменами в стране, оживился интерес к опыту земского самоуправления, различным отраслям его деятельности, избирательной системе, юридическому статусу земств и их взаимодействию с органами государственной власти . Многие авторы высоко оценили деятельность земских учреждений и охарактеризовали земскую медицину и ветеринарию как важнейшие направления земской работы.
Современный этап в изучении истории земской медицины связан с переменами, в жизни страны после распада СССР. Произошла смена ценностных установок и отход от единообразия в научных исследованиях.
Данное обстоятельство позволило расширить круг изучаемых проблем и методологическую базу, воспользоваться ранее недоступными, источниками.
М.Б. Мирский внимательно проследил динамику развития местного здравоохранения в конце XIX - начале XX вв., положительно оценил достижения в этой области. Он считает земскую медицину явлением самобытным для России и утверждает, что на рубеже XIX и XX вв. был сделан серьезный рывок вперед в деле развития массового здравоохранения в стране.
Т.Ю. Шестовой принадлежит обширный труд по сравнению Пермской, Вятской, Оренбургской губернии, выявила особенности и закономерности развития каждой. Рассматривается общий характер земско-медицинской службы и подготовка среднего медицинского персонала в Пермской губернии. Проводит комплексное исследование процесса формирования земств, их организационно-правовую основу, социальный состав, бюджет, практическую деятельность земских учреждений.
В монографии О.Н. Богатыревой прослеживается эволюция структур местного управления, органов земского самоуправления и крестьянских сословных учреждения. Большое внимание уделяется распределению бюджетных ассигнований, в том числе на медицину, механизму взаимодействия административного надзора над земским самоуправлением.
Большой интерес представляет работа В.Ю. Кузьмина. Автор доказывает, что земская медицина создавалась в процессе взаимодействия земства и властей, которые также были заинтересованы в улучшении организации здравоохранения.
На рубеже XX-XXI вв. появились исследования, посвящённые земскому здравоохранению в различных губерниях России. Их авторы внесли весомый вклад в историографию земской медицины, показав её роль в улучшении качества медицинского обслуживания населения. Отдельные аспекты и этапы развития земской медицины на Южном Урале нашли отражение в исследованиях уральских учёных. Появилось большое количество научных публикаций, защищены диссертации и другие исследования по истории земств на Южном Урале.
В обобщающих работах и учебных пособиях по истории Урала и Башкортостана в общих чертах освещены организация и деятельность земского самоуправления на Урале, есть отдельные упоминания о земских врачах, земской фельдшерско-акушерской школе, условиях труда и быта земского медицинского персонала.
Одними из первых к комплексному изучению земской медицины и ветеринарии обратились В.П. Корсун и А.С. Третьяк. Они пришли к выводу, что земства значительно повлияли на развитие здравоохранения и ветеринарии.
В целом, в исследовании истории земской медицины были достигнуты определённые успехи. Однако комплексное изучение земской медицины на Южном Урале не являлось предметом специального исследования.
Источниковую базу исследования составили разнообразные материалы, которые по своему содержанию и характеру можно разделить на несколько групп.
Первая группа - это опубликованные исторические источники, в том числе нормативно-правовые. Они позволяют определить условия функционирования общественно-политических институтов в Российской империи, пределы полномочий центральных и местных структур управления. Необходимо отметить, прежде всего, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. Именно этот документ определял порядок деятельности и компетенцию новых органов управления.
Земства традиционно стремились к гласности, регулярно издавали свои материалы, отражавшие самые разные аспекты работы собраний и управ, в том числе и вопросы организации медицины. Поэтому вторую группу источников составляет обширный комплекс делопроизводственной документации земств и органов местного управления Южного Урала.
Среди делопроизводственных источников важнейшими являются Журналы заседаний Уфимского и Оренбургского губернского земского собрания и журналы заседаний уездных земств, которые содержат наиболее полную и разнообразную информацию о деятельности местного самоуправления в сфере здравоохранения. Журналы дают представление о процессе принятия решений, столкновении мнений, ассигнованиях на медицину и позволяют проследить динамику количественных и качественных характеристик системы здравоохранения в губернии.
Третья группа источников представлена центральной и местной периодической печатью. Источники этой группы существенно расширяют и дополняют информацию предыдущих групп источников.
Четвертую группу составляют мемуары государственных, политических и земских деятелей, земских врачей и других земских служащих, дневниковые записи земского начальника С.Р. Минцлова, повести и рассказы русских врачей и писателей. Несмотря на субъективность позиций авторов этой группы источников, они помогают определить отношение государственной власти к проблемам земства, восстановить духовный колорит и социокультурную атмосферу эпохи, выяснить особенности деятельности земского медперсонала, образ жизни и менталитет населения Уфимской губернии, вклад отдельных личностей в развитие здравоохранения.
В совокупности материалы всех названных групп источников позволили достаточно полно реализовать цель и задачи данного исследования, определить объект и предмет исследования.
Объектом анализа является земская народная медицина на Южном Урале.
Предметом исследования выступают особенности становления и региональной специфики земской народной медицины в контексте социокультурной модернизации России и Урала во второй половине XIX - начала XX веков.
Цель исследования состоит в комплексном изучении развития земской медицины на Южном Урале.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:
- проанализировать показатели организации и уровень медицинского обслуживания населения Южного Урала накануне введения земства;
- исследовать деятельность органов земского самоуправления Южного Урала, связанную с организацией и развитием земской медицины в 1875-1917 гг., включая источники их финансирования;
- проанализировать состав земского медицинского персонала, его социальный и образовательный статус, условия труда и быта, культурно-просветительскую деятельность, уровень профессиональной подготовки и деятельность по развитию специального медицинского образования;
- выявить местные особенности земской медицины на Южном Урале, в сравнении с другими губерниями России; определить их влияние на изменение качества медицинского обслуживания населения.
Методология исследования представлена теорией модернизации, согласно которой во второй половине XIX - начале XX в. в России наблюдался процесс перехода общества от традиционного к индустриальному, охватывающий практически все сферы его жизни . При изучении исторических фактов, освещённых в диссертации, использовались принципы историзма и объективности, сравнительно-исторический, статистический и историко-генетический методы исследования, что определялось его целью и задачами, характером и содержанием используемых источников.
Научная новизна диссертации состоит в комплексном исследовании земской медицины на Южном Урале, а также в освещении, осмыслении и оценке недостаточно изученных аспектов деятельности уфимского и оренбургского земств в области здравоохранения: организации,
финансирования и их эффективности; лечебной, санитарно-профилактической; комплектования земского медицинского персонала, определении его социокультурной характеристики.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов при решении актуальных проблем современного здравоохранения, санитарного надзора, реализации принципов бесплатности и доступности медицинского обслуживания всех граждан России; при подготовке обобщающих трудов по истории Урала и России, истории здравоохранения, а также при разработке вузовских спецкурсов и учебных пособий по истории медицины.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в одной научной публикации.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Анализ земской модели общественного самоуправления и земской народной медицины в 1864-1917 гг. дает богатый материал для выводов и обобщений. Прежде всего, история земских учреждений показывает целесообразность децентрализации государственного управления в России, вставшей на путь модернизации.
В ходе исследования органов местного самоуправления Южного Урала мы убедились, что в области медицинской защиты населения земства органы самоуправления действовали самостоятельно в рамках отведенной им компетенции.
Земские учреждения Урала, как показывает опыт их работы в этой сфере, сами формируя свой бюджет, финансировали, прежде всего, те формы и виды медицинского обслуживания и поддержки, от которых зависело, по их мнению, благополучие местного населения.
В конкретной земской работе по организации народной медицины и другим направлениям социальной поддержке населения пробуждалась общественная инициатива и творчество. В ходе исследования мы убедились в том, что демократическая сторона земской реформы была одним из важнейших факторов, определивших эффективность земского управления. Особенно ярко она была выражена в земских учреждениях Урала, в уездных собраниях которых преобладал «третий элемент».
Как отмечали отечественные исследователи в области истории земского движения, деятельность уральских земств на протяжении многих лет носила прогрессивный характер, что объясняется рядом причин. Важнейшей из них был демократический состав гласных. Второй важнейшей причиной, обусловившей прогрессивный характер деятельности уральских земств, был особый, по сравнению с подавляющим числом земств других губерний, характер руководства делом народной медицины.
Постановка проблем медицинского обслуживания населения и санитарно-эпидемиологического просвещения в центр работы земств уральского региона является следующей важнейшей причиной, обусловившей прогрессивный характер земского движения в рассматриваемой области духовной жизни в изучаемых губерниях.
К основным сторонам осуществления земской деятельности, определивших собой региональный характер земских преобразований в области здравоохранения и санитарного дела относятся: приоритетность вопроса развития сферы медицины наряду с вопросами образования в деятельности земств; борьба прогрессивных и консервативных взглядов и позиций региональных деятелей в исследуемой сфере жизни общества, подготовка кадров для земской медицины, санитарное, ветеринарное и эпидемиологическое просвещение населения, в том числе нерусских народов, проживавших на Южном Урале и другие заслуживающие отдельного изучения.
Таким образом, место и роль местных органов самоуправления на Урале в развитии социальной поддержки населения - просвещения, здравоохранения, санитарии, образования взрослого населения были весомее, чем в большинстве других регионов России.
Главным итогом земской деятельности является то, что широкие слои населения Южного Урала с конца XIX в. впервые получили доступ к медицинскому обслуживанию. На селе появились амбулатории и стационары, в которых мог быть поставлен точный диагноз, здесь местные жители могли получить квалифицированные советы, сделать различные процедуры, противоэпидемические прививки, перевязки или операции, в том числе довольно сложные. Имея огромный потенциал в социальной сфере, земские и городские учреждения, тем не менее, не всегда могли его реализовать. Основные причины этого - ограниченные финансовые возможности уральских земств, отсутствие властных полномочий и ограничения со стороны государственных органов власти в области социальной политики.
Модернизация страны создавала предпосылки для усиления контроля государства над обществом, усиления роли государства и бюрократии в этом процессе. Вместе с тем, в этот период происходила трансформация прежних традиционных структур, рост социальной активности населения, усиление социальной мобильности, распространение эпидемиологических мероприятий, медицинских учреждений, грамотности и образования. Поэтому главной проблемой в условиях модернизации становился характер отношений общества и государства. Передача центральной властью части своих полномочий местным органам самоуправления является благоприятным компромиссом в нарастающем конфликте между обществом и государством на стадии быстрых социально-экономических изменений.
Участие в самоуправлении развивало в гражданах самодеятельность и предприимчивость, привычку надеяться на себя, а не ждать всего от центра. На протяжении многих десятилетий проблема центральной власти и местного самоуправления была актуальной для России. И нерешенность этой проблемы тормозила на рубеже XIX -XX веков и тормозит на рубеже XX - XXI веков прогрессивное развитие России. Именно силами местного самоуправления в регионе благоустраивается и развивается местная жизнь, которая предотвращает бесконечные миграции в поисках лучшей доли. Органы местного самоуправления быстрее и эффективнее организовывают помощь слабо защищенной и обездоленной части населения в случае неурожаев, стихийных бедствий, что довольно трудно сделать из центра. Конкретная земская практика, изложенная в нашем исследовании, подтверждает данный тезис. Местное самоуправление имеет большое политическое значение, так как на созидательной работе, к которой причастен каждый гражданин, основывается стабильность государства и крайне радикальные настроения в этих условиях не находят благодатной почвы.
Успешная модернизация страны не может проходить в условиях слабого медицинского обслуживания населения. Средняя продолжительность жизни в этот период составляла 40 лет. Мало посадить крестьян, мещан, рабочих, купцов и т.д. вместе с дворянами в земские собрания и управы, нужно еще, чтобы они могли принимать действенное участие в работе земств. Это возможно лишь при наличии поистине народной медицина и народного образования. Только они способны сделать Россию здоровой, грамотной и образованной. Это вывод, сделанный на основе анализа деятельности земств Урала на рубеже XIX¬XX веков в деле становления народной медицины.
Однако рассматриваемая деятельность органов местного самоуправления в деле широкой социальной работы мы не должны идеализировать земское самоуправление. Земскому институту были присущи свои недостатки. Это и излишняя рутинность и бюрократизация земской деятельности; с трудом преодолеваемая разобщенность и несогласованность действий губернских и уездных земств; низкая активность местного населения, которое так и не удалось привлечь к активному участию, например в санитарно-эпидемиологических мероприятиях. Не всегда земские деятели умели разумно соотнести жизненную потребность в тех или иных земских акциях и налоговое бремя населения. Не все земские планы были реалистичны, некоторые из них так и не были реализованы, многие остались на стадии обсуждения.
Недостаточность межгубернских контактов, установленная законом, ограничивала возможность согласованной деятельности и совместного решения общих задач. Встречались в земской среде и злоупотребления, взяточничество, нецелевое использование средств.
На наш взгляд, основными проблемами и сложностями организации народной медицины в деятельности земских учреждений Урала были:
постоянная опека и регламентация этой деятельности земств со стороны правительственных органов; в большинстве случаев медико-социальная работа велась мало организованно и отличалась крайней случайностью и пестротой в проведении медицинских, санитарных, эпидемиологических мероприятий, что признавали сами земцы; в некоторых уездах Южного Урала многие формы социальной и медицинской деятельности, находились о зачаточном состоянии; во все времена большой проблемой являлся поиск подготовленных для медицинской работы кадров.
В целом медицинской политике уральского региона имперского периода во второй половине XIX-начале XX века были присущи черты переходного времени, обусловленные сочетанием традиционных явлений и административных преобразований, тесно взаимосвязанных с формированием социального государства.
В ходе исследования органов местного самоуправления Южного Урала мы убедились, что в области медицинской защиты населения земства органы самоуправления действовали самостоятельно в рамках отведенной им компетенции.
Земские учреждения Урала, как показывает опыт их работы в этой сфере, сами формируя свой бюджет, финансировали, прежде всего, те формы и виды медицинского обслуживания и поддержки, от которых зависело, по их мнению, благополучие местного населения.
В конкретной земской работе по организации народной медицины и другим направлениям социальной поддержке населения пробуждалась общественная инициатива и творчество. В ходе исследования мы убедились в том, что демократическая сторона земской реформы была одним из важнейших факторов, определивших эффективность земского управления. Особенно ярко она была выражена в земских учреждениях Урала, в уездных собраниях которых преобладал «третий элемент».
Как отмечали отечественные исследователи в области истории земского движения, деятельность уральских земств на протяжении многих лет носила прогрессивный характер, что объясняется рядом причин. Важнейшей из них был демократический состав гласных. Второй важнейшей причиной, обусловившей прогрессивный характер деятельности уральских земств, был особый, по сравнению с подавляющим числом земств других губерний, характер руководства делом народной медицины.
Постановка проблем медицинского обслуживания населения и санитарно-эпидемиологического просвещения в центр работы земств уральского региона является следующей важнейшей причиной, обусловившей прогрессивный характер земского движения в рассматриваемой области духовной жизни в изучаемых губерниях.
К основным сторонам осуществления земской деятельности, определивших собой региональный характер земских преобразований в области здравоохранения и санитарного дела относятся: приоритетность вопроса развития сферы медицины наряду с вопросами образования в деятельности земств; борьба прогрессивных и консервативных взглядов и позиций региональных деятелей в исследуемой сфере жизни общества, подготовка кадров для земской медицины, санитарное, ветеринарное и эпидемиологическое просвещение населения, в том числе нерусских народов, проживавших на Южном Урале и другие заслуживающие отдельного изучения.
Таким образом, место и роль местных органов самоуправления на Урале в развитии социальной поддержки населения - просвещения, здравоохранения, санитарии, образования взрослого населения были весомее, чем в большинстве других регионов России.
Главным итогом земской деятельности является то, что широкие слои населения Южного Урала с конца XIX в. впервые получили доступ к медицинскому обслуживанию. На селе появились амбулатории и стационары, в которых мог быть поставлен точный диагноз, здесь местные жители могли получить квалифицированные советы, сделать различные процедуры, противоэпидемические прививки, перевязки или операции, в том числе довольно сложные. Имея огромный потенциал в социальной сфере, земские и городские учреждения, тем не менее, не всегда могли его реализовать. Основные причины этого - ограниченные финансовые возможности уральских земств, отсутствие властных полномочий и ограничения со стороны государственных органов власти в области социальной политики.
Модернизация страны создавала предпосылки для усиления контроля государства над обществом, усиления роли государства и бюрократии в этом процессе. Вместе с тем, в этот период происходила трансформация прежних традиционных структур, рост социальной активности населения, усиление социальной мобильности, распространение эпидемиологических мероприятий, медицинских учреждений, грамотности и образования. Поэтому главной проблемой в условиях модернизации становился характер отношений общества и государства. Передача центральной властью части своих полномочий местным органам самоуправления является благоприятным компромиссом в нарастающем конфликте между обществом и государством на стадии быстрых социально-экономических изменений.
Участие в самоуправлении развивало в гражданах самодеятельность и предприимчивость, привычку надеяться на себя, а не ждать всего от центра. На протяжении многих десятилетий проблема центральной власти и местного самоуправления была актуальной для России. И нерешенность этой проблемы тормозила на рубеже XIX -XX веков и тормозит на рубеже XX - XXI веков прогрессивное развитие России. Именно силами местного самоуправления в регионе благоустраивается и развивается местная жизнь, которая предотвращает бесконечные миграции в поисках лучшей доли. Органы местного самоуправления быстрее и эффективнее организовывают помощь слабо защищенной и обездоленной части населения в случае неурожаев, стихийных бедствий, что довольно трудно сделать из центра. Конкретная земская практика, изложенная в нашем исследовании, подтверждает данный тезис. Местное самоуправление имеет большое политическое значение, так как на созидательной работе, к которой причастен каждый гражданин, основывается стабильность государства и крайне радикальные настроения в этих условиях не находят благодатной почвы.
Успешная модернизация страны не может проходить в условиях слабого медицинского обслуживания населения. Средняя продолжительность жизни в этот период составляла 40 лет. Мало посадить крестьян, мещан, рабочих, купцов и т.д. вместе с дворянами в земские собрания и управы, нужно еще, чтобы они могли принимать действенное участие в работе земств. Это возможно лишь при наличии поистине народной медицина и народного образования. Только они способны сделать Россию здоровой, грамотной и образованной. Это вывод, сделанный на основе анализа деятельности земств Урала на рубеже XIX¬XX веков в деле становления народной медицины.
Однако рассматриваемая деятельность органов местного самоуправления в деле широкой социальной работы мы не должны идеализировать земское самоуправление. Земскому институту были присущи свои недостатки. Это и излишняя рутинность и бюрократизация земской деятельности; с трудом преодолеваемая разобщенность и несогласованность действий губернских и уездных земств; низкая активность местного населения, которое так и не удалось привлечь к активному участию, например в санитарно-эпидемиологических мероприятиях. Не всегда земские деятели умели разумно соотнести жизненную потребность в тех или иных земских акциях и налоговое бремя населения. Не все земские планы были реалистичны, некоторые из них так и не были реализованы, многие остались на стадии обсуждения.
Недостаточность межгубернских контактов, установленная законом, ограничивала возможность согласованной деятельности и совместного решения общих задач. Встречались в земской среде и злоупотребления, взяточничество, нецелевое использование средств.
На наш взгляд, основными проблемами и сложностями организации народной медицины в деятельности земских учреждений Урала были:
постоянная опека и регламентация этой деятельности земств со стороны правительственных органов; в большинстве случаев медико-социальная работа велась мало организованно и отличалась крайней случайностью и пестротой в проведении медицинских, санитарных, эпидемиологических мероприятий, что признавали сами земцы; в некоторых уездах Южного Урала многие формы социальной и медицинской деятельности, находились о зачаточном состоянии; во все времена большой проблемой являлся поиск подготовленных для медицинской работы кадров.
В целом медицинской политике уральского региона имперского периода во второй половине XIX-начале XX века были присущи черты переходного времени, обусловленные сочетанием традиционных явлений и административных преобразований, тесно взаимосвязанных с формированием социального государства.



