Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 7
1.1. Анализ проблемы формирования представлений о семейных ролях у
детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности организации формирования представлений о семейных
ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 17
1.3. Педагогические условия формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 26
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 42
2.1. Изучение уровня сформированности представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 42
2.2. Реализация педагогических условий формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 49
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 54
Выводы по второй главе 56
Заключение 58
Список литературы
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных философами, социологами, социальными психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество не только неполных, но и неблагополучных семей.
Проблема ознакомления детей дошкольного возраста со столь сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за наличия многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определение сущности и функций семьи, ее исторического прошлого и перспектив развития.
В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Дошкольное образовательное учреждение традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.
Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни.
В ряде исследований Голод С.И., Мацковский М.С., Харчев А.Г., Васильева Э.К., предприняли попытки изучить те представления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности. Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивления, поскольку в общеобразовательных программах для дошкольных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.
Источником социального наследования в первые годы жизни ребенка становится семья. Прием следования образцу отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам подражания, идентификации. В результате происходит запечатления образов родителей, прародителей, братьев, сестер, усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимым взрослым, подражания их действиям, словам, чувствам, отождествления себя с близкими людьми. В связи с этим можно говорить о взаимозависимости «качеств» семьи (ее состава, ценностных ориентаций, характера детско-родительских отношений, психологического климата и т.д.) и ее возможностей в решении задач воспитания ребенка, как будущего семьянина. Очевидно, что в современных условиях нарушен традиционный естественный механизм подготовки детей к семейной жизни, силами самой семьи.
Проблема ознакомления детей дошкольного возраста со столь сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определение сущности и функции семьи, ее исторического прошлого и перспектив развития.
Основные теоретические подходы исследования представлений дошкольников о семье отражены в трудах психологов (Л.А. Венгер, Л.С.Выготский, П.Г. Гальперин, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, A. А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.), педагогов (Ф.С.Блехер, Т.И.Ерофеева, А.Н.Леушина, Т.Н.Мусейибова, З.А. Михайлова, Б.Никитин, B. П.Новикова, Т.Д.Рихтерман, Е.В. Сербина, А.А. Смоленцева, Т.В. Тарунтаева, Е.И.Тихеева и др.).
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Гипотеза исследования: формирование представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности будет осуществляться наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:
- создание и реализация комплекса игр по формированию представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста;
- создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
2. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия по проблеме формирования представленийо семейных у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Методы исследования: изучение, анализ и обобщение литературных источников; педагогическая диагностика; обработка результатов исследования.
Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад №308 «Звездочка». В исследовании принимали участие 19 детей старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
1 этап - констатирующий: изучение состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике; определение и формулировка основных понятий исследования.
2 этап - формирующий: теоретическое обоснование и
экспериментальная проверка условий организационно-педагогического сопровождения формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста.
3 этап - итоговый: проведение повторной диагностики, обобщение результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и экспериментальная работа по формированию представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Из анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности следует, что изучением формирования представлений детей дошкольного возраста о семейных ролях занимались такие ученые как: Гальперин П.Г., Дьяченко О.М., Леонтьев А.Н., Люблинская А.А., Тихеева Е.И.и др.
Особенности формирования представлений о семейных ролях у детей дошкольного возраста состоят в том, что именно в семье закладываются основы личности ребенка. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Решая вторую задачу мы предположили, что формирование представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:
- создан и реализован комплекс игр по формированию представлений о семейных ролях;
- создана развивающая предметно-пространственная среда для формирования представлений о семейных ролях.
При решении третьей задачи мы опытно-экспериментальным путем проверили организационно-педагогические условия формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Нами был создан и реализован комплекс игр по формированию представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста, а также была создана развивающая предметно - пространственная среда для формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста.
С целью проверки выделенной гипотезы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов.
На констатирующем этапе эксперимента мы изучили уровень сформированности представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства детей низкий и средний уровень сформированности представлений о семейных ролях. Это говорит о необходимости реализации выдвинутых нами педагогических условий.
В процессе формирующего этапа мы реализовывали предложенные нами педагогические условия формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста. Нами был создан и реализован соответствующий комплекс игр и обогащена развивающая предметно-пространственная среда.
На контрольном этапе мы провели повторную диагностику уровня сформированности представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста с целью определения результативности предложенной гипотезы. В результате проведения эксперимента уровень сформированности представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста стал значительно отличаться, показатели значительно выросли.
Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение, реализованные условия имеют положительный результат, задачи решены, цель исследования достигнута.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2001.
2. Акчурин Т.Ф. Семья, семейные ценности и вопросы воспитания: сборник научно-методических материалов - М.: Федеральный институт развития образования, 2008 г.
3. Артемонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб.пособие для студентов высших учеб. заведений / Е.И. Артемонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова др.; под ред. Е.Г Силяевой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2001.
5. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века СПб: Питер, 2008 г.
6. Гладкова Ю.А. Детско-родительский клуб / Ю.А. Гладкова, Н.М. Баринова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. №1. С. 66.
7. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / Рос.акад. Образования - М.: Просвещении, 2009 г.
8. Из детства - в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т. И. Доронова, Л. Г. Госубева, Н. А. Гордова и др. - М.: Просвещение, 2002. - 143 с.
9. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / под ред. Т. И. Алиевой, Т. В. Антоновой, Е. П. Арнаутовой. - М.: Карапуз,
2001. - 303 с.
10. Казачкова В.Г. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности // Вопросы психологии. - СПб.: Питер, 2008.
11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие - М.: Гайдарики, 2005 г.
12. Киндерова О.И. Пути формирования семейной принадлежности старших дошкольников в условиях реализации ФГТ // Теория и практика образования в современном мире: материалы III международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.) - СПб: Реноме, 2013 г.
13. Козлова С.А.. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками/ Л.И. Катаева. - М.: Линка-Пресс, 2000.
14. Козлова, С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру/ С. А. Козлова. - М.: Линка-Пресс, 2000. - 224 с.
15. Кондратьева О.В., Серкова Е.С. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста - Тольятти, ТолВики, 2009 г.
16. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.
17. Красова Т.Д. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения, Выпуск № 26 - Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2012 г.
18. Кузина А.Ю. Формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста интереса к семейным традициям и обычаям посредством метода проектов // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации // Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) Часть 1 - Ульяновск: УлГУ, 2012 г.
19. Кузьмин К.В. Материалы Межрегиональной научно¬практической конференции 22-23 апреля 2008 г. // Созонова Г.С., Шихова Е.П. Социально-психологическая характеристика современной семьи // Уральская государственная медицинская академия - Екатеринбург, 2008
г.
20. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студентов сред.ивысш. пед. учеб. заведений.- М.,Издательский центр “Академия”,2007
21. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / Т.А. Куликова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия»,
2002. - 232 с.
22. Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие - М.: Фаир-Пресс, 2004 г.
23. Ляпунова А.В. Исследование ролевых ожиданий в браке // Мониторинг общественного мнения № 6 (94), 2009 г.
24. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
25. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы психологии.
26. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
27. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
28. Оверчук Т.И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов - СПб: Детство- Пресс, 2004 г.
29. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под общ.ред. Н.Н Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАДИС-ПРЕСС, 2004. - 328 с.
30. Переверзева О.П. Институциональные функции семьи // Экономические и гуманитарные исследования регионов, Выпуск № 1 - Ростов: ООО Научно-исследовательский центр социально-гуманитарных проблем Кавказского региона, 2012 г.
31. Петровский В.А. Советы родителя себе [Электронный ресурс]
Родительский университет - Режим доступа:
http://petrowskiy.ru/publish/sovety.html
32. Психология личности: Словарь-справочник / Под редакцией П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. - К.: Рута, 2001.
33. Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Психолог в дет.саду: ежеквартальный научно-практический журнал, Выпуск № 3, 2012 г.
34. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки в Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №_1014 г.Москва
35. Разинский Г.В., Якушева Е.С., Бурова О.А. Российская семья в контексте кризиса // Вестник № 4 - Пермь - ПНИПУ, 2009 г.
36. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г.№_26
37. Свирская Л.И. Работа с семьей: необязательные инструкции. Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений - М.: Линка-Пресс, 2007 г.
38. Сергеева Е. В. Анализ представлений детей старшего дошкольного возраста о своей семье / Е. В. Сергеева // Научное сообщество студентов : материалы VI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 289-294.
39. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Юнити, 2002.
40. Сокольский А.Е. Основные функции молодой семьи в
современных исследованиях, Выпуск № 9 - М.: Среднее
профессиональное образование, 2013 г.
41. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.
42. Старовойтова А.В. Формирование семейных ценностей у детей
старшего дошкольного возраста - Ноябрьск: Ежеквартальный
информационно-методический журнал «Образование Ямала» № 2, 2012 г.
43. Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада / Г. Степанова // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10. - С. 29-40.
44. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост - Ростов-н/Д: “Феникс”, 2001.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155// Дошкольное воспитание.-2014.-№2.-С.4-17.
46. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега - Л., 2014. - 134 с.
47. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи : практико-ориентированная монография / О. В. Дыбина [и др.] / под ред. О. В. Дыбиной. - Тольятти : ТГУ, 2009. - 124 с.
48. Хоменко И.А. Философско-психологические модели
взаимодействия детей и родителей: Материалы для лекций. СПб.: Образование, 1995.
49. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель - Пресс, Из-во ЭКСМО -Пресс, 2000.
50. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л.Б. Шнейдер. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс,2000. - 512 с.
51. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е издание - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006 г.
52. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в терапии. СПб., Издательство Пирожкова (Серия новый импульс) 2001.
53. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. Семейная психотерапия - СПб: Питер, 2007 г.
54. Электронно-библиотечная система IPRbooks [Электронный ресурс]