Формирование представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 7
1.1. Анализ проблемы формирования представлений о семейных ролях у
детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности организации формирования представлений о семейных
ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 17
1.3. Педагогические условия формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 26
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 42
2.1. Изучение уровня сформированности представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 42
2.2. Реализация педагогических условий формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 49
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 54
Выводы по второй главе 56
Заключение 58
Список литературы
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 7
1.1. Анализ проблемы формирования представлений о семейных ролях у
детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности организации формирования представлений о семейных
ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 17
1.3. Педагогические условия формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 26
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 42
2.1. Изучение уровня сформированности представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 42
2.2. Реализация педагогических условий формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 49
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 54
Выводы по второй главе 56
Заключение 58
Список литературы
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных философами, социологами, социальными психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество не только неполных, но и неблагополучных семей.
Проблема ознакомления детей дошкольного возраста со столь сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за наличия многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определение сущности и функций семьи, ее исторического прошлого и перспектив развития.
В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Дошкольное образовательное учреждение традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.
Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни.
В ряде исследований Голод С.И., Мацковский М.С., Харчев А.Г., Васильева Э.К., предприняли попытки изучить те представления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности. Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивления, поскольку в общеобразовательных программах для дошкольных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.
Источником социального наследования в первые годы жизни ребенка становится семья. Прием следования образцу отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам подражания, идентификации. В результате происходит запечатления образов родителей, прародителей, братьев, сестер, усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимым взрослым, подражания их действиям, словам, чувствам, отождествления себя с близкими людьми. В связи с этим можно говорить о взаимозависимости «качеств» семьи (ее состава, ценностных ориентаций, характера детско-родительских отношений, психологического климата и т.д.) и ее возможностей в решении задач воспитания ребенка, как будущего семьянина. Очевидно, что в современных условиях нарушен традиционный естественный механизм подготовки детей к семейной жизни, силами самой семьи.
Проблема ознакомления детей дошкольного возраста со столь сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определение сущности и функции семьи, ее исторического прошлого и перспектив развития.
Основные теоретические подходы исследования представлений дошкольников о семье отражены в трудах психологов (Л.А. Венгер, Л.С.Выготский, П.Г. Гальперин, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, A. А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.), педагогов (Ф.С.Блехер, Т.И.Ерофеева, А.Н.Леушина, Т.Н.Мусейибова, З.А. Михайлова, Б.Никитин, B. П.Новикова, Т.Д.Рихтерман, Е.В. Сербина, А.А. Смоленцева, Т.В. Тарунтаева, Е.И.Тихеева и др.).
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Гипотеза исследования: формирование представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности будет осуществляться наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:
- создание и реализация комплекса игр по формированию представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста;
- создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
2. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия по проблеме формирования представленийо семейных у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Методы исследования: изучение, анализ и обобщение литературных источников; педагогическая диагностика; обработка результатов исследования.
Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад №308 «Звездочка». В исследовании принимали участие 19 детей старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
1 этап - констатирующий: изучение состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике; определение и формулировка основных понятий исследования.
2 этап - формирующий: теоретическое обоснование и
экспериментальная проверка условий организационно-педагогического сопровождения формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста.
3 этап - итоговый: проведение повторной диагностики, обобщение результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проблема ознакомления детей дошкольного возраста со столь сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за наличия многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определение сущности и функций семьи, ее исторического прошлого и перспектив развития.
В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Дошкольное образовательное учреждение традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.
Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни.
В ряде исследований Голод С.И., Мацковский М.С., Харчев А.Г., Васильева Э.К., предприняли попытки изучить те представления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности. Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивления, поскольку в общеобразовательных программах для дошкольных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.
Источником социального наследования в первые годы жизни ребенка становится семья. Прием следования образцу отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам подражания, идентификации. В результате происходит запечатления образов родителей, прародителей, братьев, сестер, усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимым взрослым, подражания их действиям, словам, чувствам, отождествления себя с близкими людьми. В связи с этим можно говорить о взаимозависимости «качеств» семьи (ее состава, ценностных ориентаций, характера детско-родительских отношений, психологического климата и т.д.) и ее возможностей в решении задач воспитания ребенка, как будущего семьянина. Очевидно, что в современных условиях нарушен традиционный естественный механизм подготовки детей к семейной жизни, силами самой семьи.
Проблема ознакомления детей дошкольного возраста со столь сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определение сущности и функции семьи, ее исторического прошлого и перспектив развития.
Основные теоретические подходы исследования представлений дошкольников о семье отражены в трудах психологов (Л.А. Венгер, Л.С.Выготский, П.Г. Гальперин, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, A. А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.), педагогов (Ф.С.Блехер, Т.И.Ерофеева, А.Н.Леушина, Т.Н.Мусейибова, З.А. Михайлова, Б.Никитин, B. П.Новикова, Т.Д.Рихтерман, Е.В. Сербина, А.А. Смоленцева, Т.В. Тарунтаева, Е.И.Тихеева и др.).
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Гипотеза исследования: формирование представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности будет осуществляться наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:
- создание и реализация комплекса игр по формированию представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста;
- создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
2. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия по проблеме формирования представленийо семейных у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Методы исследования: изучение, анализ и обобщение литературных источников; педагогическая диагностика; обработка результатов исследования.
Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад №308 «Звездочка». В исследовании принимали участие 19 детей старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
1 этап - констатирующий: изучение состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике; определение и формулировка основных понятий исследования.
2 этап - формирующий: теоретическое обоснование и
экспериментальная проверка условий организационно-педагогического сопровождения формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста.
3 этап - итоговый: проведение повторной диагностики, обобщение результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и экспериментальная работа по формированию представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Из анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности следует, что изучением формирования представлений детей дошкольного возраста о семейных ролях занимались такие ученые как: Гальперин П.Г., Дьяченко О.М., Леонтьев А.Н., Люблинская А.А., Тихеева Е.И.и др.
Особенности формирования представлений о семейных ролях у детей дошкольного возраста состоят в том, что именно в семье закладываются основы личности ребенка. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Решая вторую задачу мы предположили, что формирование представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:
- создан и реализован комплекс игр по формированию представлений о семейных ролях;
- создана развивающая предметно-пространственная среда для формирования представлений о семейных ролях.
При решении третьей задачи мы опытно-экспериментальным путем проверили организационно-педагогические условия формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Нами был создан и реализован комплекс игр по формированию представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста, а также была создана развивающая предметно - пространственная среда для формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста.
С целью проверки выделенной гипотезы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов.
На констатирующем этапе эксперимента мы изучили уровень сформированности представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства детей низкий и средний уровень сформированности представлений о семейных ролях. Это говорит о необходимости реализации выдвинутых нами педагогических условий.
В процессе формирующего этапа мы реализовывали предложенные нами педагогические условия формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста. Нами был создан и реализован соответствующий комплекс игр и обогащена развивающая предметно-пространственная среда.
На контрольном этапе мы провели повторную диагностику уровня сформированности представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста с целью определения результативности предложенной гипотезы. В результате проведения эксперимента уровень сформированности представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста стал значительно отличаться, показатели значительно выросли.
Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение, реализованные условия имеют положительный результат, задачи решены, цель исследования достигнута.
Из анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности следует, что изучением формирования представлений детей дошкольного возраста о семейных ролях занимались такие ученые как: Гальперин П.Г., Дьяченко О.М., Леонтьев А.Н., Люблинская А.А., Тихеева Е.И.и др.
Особенности формирования представлений о семейных ролях у детей дошкольного возраста состоят в том, что именно в семье закладываются основы личности ребенка. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Решая вторую задачу мы предположили, что формирование представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:
- создан и реализован комплекс игр по формированию представлений о семейных ролях;
- создана развивающая предметно-пространственная среда для формирования представлений о семейных ролях.
При решении третьей задачи мы опытно-экспериментальным путем проверили организационно-педагогические условия формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Нами был создан и реализован комплекс игр по формированию представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста, а также была создана развивающая предметно - пространственная среда для формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста.
С целью проверки выделенной гипотезы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов.
На констатирующем этапе эксперимента мы изучили уровень сформированности представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства детей низкий и средний уровень сформированности представлений о семейных ролях. Это говорит о необходимости реализации выдвинутых нами педагогических условий.
В процессе формирующего этапа мы реализовывали предложенные нами педагогические условия формирования представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста. Нами был создан и реализован соответствующий комплекс игр и обогащена развивающая предметно-пространственная среда.
На контрольном этапе мы провели повторную диагностику уровня сформированности представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста с целью определения результативности предложенной гипотезы. В результате проведения эксперимента уровень сформированности представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста стал значительно отличаться, показатели значительно выросли.
Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение, реализованные условия имеют положительный результат, задачи решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Педагогический мониторинг сформированности представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста (Мониторинг дошкольного образования, Нижневартовский Государственный Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - Пути формирования представлений о правилах этикета у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБРАЗЕ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - Развитие интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного
возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ОСОЗНАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Дидактическая игра как средство гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020



