РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы применения модели смешанного обучения «перевернутый класс» в профессиональном образовании 7
1.1. Смешанное обучение: этапы развития и перспективы 7
1.2. Сущность модели смешанного обучения «перевернутый класс» 13
1.3. Ресурсы для создания учебного видео 18
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Практические аспекты реализации модели смешанного обучения «перевернутый класс» в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» в ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» 26
2.1. Анализ возможностей применения модели «перевернутый класс» в
процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» 26
2.2. Рекомендации по применению модели «перевернутый класс» в
процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» 33
2.3. План-конспект практического занятия по теме: «Анализ финансового
состояния предприятия» 44
Выводы по 2 главе 51
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глава 1. Теоретические основы проблемы применения модели смешанного обучения «перевернутый класс» в профессиональном образовании 7
1.1. Смешанное обучение: этапы развития и перспективы 7
1.2. Сущность модели смешанного обучения «перевернутый класс» 13
1.3. Ресурсы для создания учебного видео 18
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Практические аспекты реализации модели смешанного обучения «перевернутый класс» в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» в ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» 26
2.1. Анализ возможностей применения модели «перевернутый класс» в
процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» 26
2.2. Рекомендации по применению модели «перевернутый класс» в
процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» 33
2.3. План-конспект практического занятия по теме: «Анализ финансового
состояния предприятия» 44
Выводы по 2 главе 51
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность исследования. Ориентация на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий является одной из основных тенденций современной образовательной системы, сформулированной в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года.
В отечественном образовании актуальность электронного обучения признана на государственном уровне. Закон «Об образовании в Российской Федерации» дает определение электронному обучению как организации образовательной деятельности с применением информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Перенос акцентов с «усвоения знаний» на формирование «компетенций» включает в повседневную образовательную деятельность электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты и многое другое.
Для современного профессионального образования необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия. Они должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у обучающихся навыков критического анализа информации, планирования своей деятельности и эффективного воплощения идей.
Мировая практика развития и использования информационно-коммуникационных технологий демонстрирует в первую очередь явную тенденцию к изменению традиционных форм организации образовательного процесса в условиях информационного общества и, как следствие, появление новых педагогических моделей.
Одна из форм реализации электронного обучения - смешанное обучение, синтез классно-урочной системы и дистанционного обучения.
Русскоязычный термин «смешанное обучение» представляет собой дословный перевод английских слов blended learning. Смешанное обучение сочетает в себе преимущества как традиционного, так и дистанционного метода обучения. С позиции традиционного метода, смешанное обучение дает преподавателю и студентам много возможностей взаимодействовать во время занятий. Это интенсивное взаимодействие создает благоприятную среду для развития. С позиции дистанционного обучения смешанная модель обеспечивает больше гибкости (свободы) в осуществлении образовательного процесса. Преподаватель имеет больше времени для оценки деятельности студентов, а студенты имеют возможность работать над своими заданиями из любого места, не присутствуя в аудитории.
Одной из наиболее удачных моделей смешанного обучения является «перевернутый класс». Перевернутый класс — это модель обучения, при которой педагог предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала.
Аудиторная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у обучающихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25-30% времени). Также в аудитории обучающиеся под наблюдением педагога решают практические задачи и выполняют исследовательские задания. После занятия дома завершаются практические задачи, выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы.
Перевернутый класс часто путают с дистанционным образованием. Отличие лежит на поверхности - время аудиторной работы «лицом к лицу» остается без изменения, принципиально меняется лишь ее содержание.
Скорее всего, индивидуализация будет одной из главных тенденций образования XXI века. Необходимость в ней обуславливается научно доказанными фактами, свидетельствующими о глубоких отличиях людей друг от друга. Становится ясно, что образовательная система будет стремиться к персонализации. Именно «перевернутый класс» может стать той моделью, которая поможет организовать процесс обучения с более индивидуальным подходом.
Однако следует отметить, что несмотря на доказанную эффективность использования, применение модели смешанного обучения требует от преподавателя четкого знания основных особенностей организации обучающихся, а также ее преимуществ и ограничений. Только в этом случае реализация названной модели позволит получить запланированный результат.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Разработка модели смешанного обучения «перевернутый класс» на практических занятиях в профессиональной образовательной организации на примере дисциплины «Экономика организации».
Объект: образовательный процесс профессиональной образовательной организации.
Предмет: разработка модели смешанного обучения «перевернутый класс» на практических занятиях в профессиональной образовательной организации.
Цель работы: теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по реализации модели смешанного обучения «перевернутый класс» в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации».
Задачи:
1. Изучить исторические аспекты развития смешанного обучения.
2. Рассмотреть сущность и особенности модели смешанного обучения «перевернутый класс».
3. Выявить возможности реализации модели смешанного обучения «перевернутый класс» в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Южно-Уральский многопрофильный колледж».
4. Разработать рекомендации по реализации модели смешанного обучения «перевернутый класс» в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации».
5. Представить план - конспект практического занятия по теме: «Анализ финансового состояния предприятия» с использованием модели смешанного обучения «перевернутый класс».
Методология исследования: методика использования современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (Алимов Р.Х., Боревский Л.Я., Григорьев С.Г., Жданов С.А., Кругликов С.А., Розов Н.Х., Сениченков Ю.Б., Трайнев В.А., Оппенгеймер Т. и др.); теория, методология и практика дистанционного обучения (Андреев А.А., Берсин Дж., Виштак О.В , Джошемс В., Коул М., Полат Е.С. , Роберт И.В., Романов А.И , Торн К., Христочевский С А., Хуторский А.В, и др.); теория и методика применения модели «перевернутый класс» (Бергман Д., Сэмс А., Хан С., Спарлок Ш., Курвиц М., и др.)
Практическая значимость работы: сформулированы практические рекомендации, позволяющие наиболее эффективно использовать модель смешанного обучения «перевернутый класс» в практике профессиональной образовательной организации.
Методы исследования: анализ, синтез, методы сравнения, группировки.
База исследования: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский многопрофильный колледж»
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, первой главы, в которой рассмотрены теоретические основы реализации модели смешанного обучения «перевернутый класс» в профессиональных образовательных организациях; второй главы, в которой представлен анализ дисциплины «Экономика организации» с точки зрения возможности применения модели смешанного обучения «перевернутый класс»; выводов по главам; заключения; списка используемой литературы.
В отечественном образовании актуальность электронного обучения признана на государственном уровне. Закон «Об образовании в Российской Федерации» дает определение электронному обучению как организации образовательной деятельности с применением информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Перенос акцентов с «усвоения знаний» на формирование «компетенций» включает в повседневную образовательную деятельность электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты и многое другое.
Для современного профессионального образования необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия. Они должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у обучающихся навыков критического анализа информации, планирования своей деятельности и эффективного воплощения идей.
Мировая практика развития и использования информационно-коммуникационных технологий демонстрирует в первую очередь явную тенденцию к изменению традиционных форм организации образовательного процесса в условиях информационного общества и, как следствие, появление новых педагогических моделей.
Одна из форм реализации электронного обучения - смешанное обучение, синтез классно-урочной системы и дистанционного обучения.
Русскоязычный термин «смешанное обучение» представляет собой дословный перевод английских слов blended learning. Смешанное обучение сочетает в себе преимущества как традиционного, так и дистанционного метода обучения. С позиции традиционного метода, смешанное обучение дает преподавателю и студентам много возможностей взаимодействовать во время занятий. Это интенсивное взаимодействие создает благоприятную среду для развития. С позиции дистанционного обучения смешанная модель обеспечивает больше гибкости (свободы) в осуществлении образовательного процесса. Преподаватель имеет больше времени для оценки деятельности студентов, а студенты имеют возможность работать над своими заданиями из любого места, не присутствуя в аудитории.
Одной из наиболее удачных моделей смешанного обучения является «перевернутый класс». Перевернутый класс — это модель обучения, при которой педагог предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала.
Аудиторная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у обучающихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25-30% времени). Также в аудитории обучающиеся под наблюдением педагога решают практические задачи и выполняют исследовательские задания. После занятия дома завершаются практические задачи, выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы.
Перевернутый класс часто путают с дистанционным образованием. Отличие лежит на поверхности - время аудиторной работы «лицом к лицу» остается без изменения, принципиально меняется лишь ее содержание.
Скорее всего, индивидуализация будет одной из главных тенденций образования XXI века. Необходимость в ней обуславливается научно доказанными фактами, свидетельствующими о глубоких отличиях людей друг от друга. Становится ясно, что образовательная система будет стремиться к персонализации. Именно «перевернутый класс» может стать той моделью, которая поможет организовать процесс обучения с более индивидуальным подходом.
Однако следует отметить, что несмотря на доказанную эффективность использования, применение модели смешанного обучения требует от преподавателя четкого знания основных особенностей организации обучающихся, а также ее преимуществ и ограничений. Только в этом случае реализация названной модели позволит получить запланированный результат.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Разработка модели смешанного обучения «перевернутый класс» на практических занятиях в профессиональной образовательной организации на примере дисциплины «Экономика организации».
Объект: образовательный процесс профессиональной образовательной организации.
Предмет: разработка модели смешанного обучения «перевернутый класс» на практических занятиях в профессиональной образовательной организации.
Цель работы: теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по реализации модели смешанного обучения «перевернутый класс» в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации».
Задачи:
1. Изучить исторические аспекты развития смешанного обучения.
2. Рассмотреть сущность и особенности модели смешанного обучения «перевернутый класс».
3. Выявить возможности реализации модели смешанного обучения «перевернутый класс» в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации» в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Южно-Уральский многопрофильный колледж».
4. Разработать рекомендации по реализации модели смешанного обучения «перевернутый класс» в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации».
5. Представить план - конспект практического занятия по теме: «Анализ финансового состояния предприятия» с использованием модели смешанного обучения «перевернутый класс».
Методология исследования: методика использования современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (Алимов Р.Х., Боревский Л.Я., Григорьев С.Г., Жданов С.А., Кругликов С.А., Розов Н.Х., Сениченков Ю.Б., Трайнев В.А., Оппенгеймер Т. и др.); теория, методология и практика дистанционного обучения (Андреев А.А., Берсин Дж., Виштак О.В , Джошемс В., Коул М., Полат Е.С. , Роберт И.В., Романов А.И , Торн К., Христочевский С А., Хуторский А.В, и др.); теория и методика применения модели «перевернутый класс» (Бергман Д., Сэмс А., Хан С., Спарлок Ш., Курвиц М., и др.)
Практическая значимость работы: сформулированы практические рекомендации, позволяющие наиболее эффективно использовать модель смешанного обучения «перевернутый класс» в практике профессиональной образовательной организации.
Методы исследования: анализ, синтез, методы сравнения, группировки.
База исследования: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский многопрофильный колледж»
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, первой главы, в которой рассмотрены теоретические основы реализации модели смешанного обучения «перевернутый класс» в профессиональных образовательных организациях; второй главы, в которой представлен анализ дисциплины «Экономика организации» с точки зрения возможности применения модели смешанного обучения «перевернутый класс»; выводов по главам; заключения; списка используемой литературы.
Изменения, происходящие во всех сферах жизни, бросают вызов системе образования. Для ответа на этот вызов нужно понять, каким требованиям должны соответствовать участники образовательного процесса - и те, кто учит, и те, кто учится. В современном мире обучающиеся должны использовать технологические инструменты, понимать специфику обучения в цифровом, мыслить критически.
Наиболее эффективно реализовать эти требования позволяет именно модель «перевернутого класса». Применение модели «перевернутый класс» подразумевает собой методику обучения, согласно которой обучающиеся не выполняют дома традиционных домашних заданий. Вместо этого, они просматривают в Сети видеолекции, самостоятельно изучая новый материал. Придя на занятие, обучающиеся совместно с педагогом занимаются выполнением практических заданий, которые позволяют им закрепить полученные знания.
Для организации практической работы по внедрению модели смешанного обучения «перевернутый класс» на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Южно-Уральский многопрофильный колледж» были проанализированы Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), учебный план и рабочая программа дисциплины «Экономика организации». Анализ документов показал, что применение модели смешанного обучения «перевернутый класс» способно качественно улучшить процесс изучения дисциплины.
В качестве примера нами было разработано практическое занятие по теме: «Анализ финансового состояния предприятия», для которого были подобраны соответствующие задания - как аудиторные, так и внеаудиторные. Во время учебных занятий роль преподавателя - выступать тренером или консультантом, поощряя студентов на самостоятельные исследования и совместную работу.
Подводя итоги следует отметить, что все большее число индивидуальных программ в области профессионального образования начинают использовать перевернутые модели обучения. Короткие обучающие видео лекции позволяют студентам продвигаться по теме в удобном для них темпе, перематывая запись для повторного просмотра важных моментов и пропуская те части, материал которых им уже знаком. Все это способствует тому, что студенты приходят в группу подготовленными к использованию программного обеспечения и в состоянии делать творческие проекты совместно с другими обучающимися.
Что касается преподавателей, то посвятив время на уроке разбору материала, они имеют возможность обнаружить ошибки в восприятии, особенно те, которые широко распространены в учебной группе. В то же время совместные проекты могут способствовать социальному взаимодействию между студентами, облегчая процесс восприятия информации друг у друга.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены.
Наиболее эффективно реализовать эти требования позволяет именно модель «перевернутого класса». Применение модели «перевернутый класс» подразумевает собой методику обучения, согласно которой обучающиеся не выполняют дома традиционных домашних заданий. Вместо этого, они просматривают в Сети видеолекции, самостоятельно изучая новый материал. Придя на занятие, обучающиеся совместно с педагогом занимаются выполнением практических заданий, которые позволяют им закрепить полученные знания.
Для организации практической работы по внедрению модели смешанного обучения «перевернутый класс» на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Южно-Уральский многопрофильный колледж» были проанализированы Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), учебный план и рабочая программа дисциплины «Экономика организации». Анализ документов показал, что применение модели смешанного обучения «перевернутый класс» способно качественно улучшить процесс изучения дисциплины.
В качестве примера нами было разработано практическое занятие по теме: «Анализ финансового состояния предприятия», для которого были подобраны соответствующие задания - как аудиторные, так и внеаудиторные. Во время учебных занятий роль преподавателя - выступать тренером или консультантом, поощряя студентов на самостоятельные исследования и совместную работу.
Подводя итоги следует отметить, что все большее число индивидуальных программ в области профессионального образования начинают использовать перевернутые модели обучения. Короткие обучающие видео лекции позволяют студентам продвигаться по теме в удобном для них темпе, перематывая запись для повторного просмотра важных моментов и пропуская те части, материал которых им уже знаком. Все это способствует тому, что студенты приходят в группу подготовленными к использованию программного обеспечения и в состоянии делать творческие проекты совместно с другими обучающимися.
Что касается преподавателей, то посвятив время на уроке разбору материала, они имеют возможность обнаружить ошибки в восприятии, особенно те, которые широко распространены в учебной группе. В то же время совместные проекты могут способствовать социальному взаимодействию между студентами, облегчая процесс восприятия информации друг у друга.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Использование модели «перевёрнутый класс» для обучения взрослых в рамках языковых онлайновых клубов
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - РЕВЕРСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021



