ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования проектировочной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций
1.1. Состояние проблемы формирования проектировочной
компетенции в рамках ФГОС 10
1.2. Модель формирования проектировочной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций 16
1.3. Педагогические условия формирования проектировочной
компетенции студентов 46
Выводы по первой главе 61
ГЛАВА 2. Опытно-практическая работа по реализации модели формирования проектировочной компетенции у студентов
профессиональных образовательных организаций 63
2.1. Анализ эффективности формирования проектировочной
компетенции у студентов ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж» 63
2.2. Реализация модели формирования проектировочной компетенции у
студентов ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж» 74
2.3. Диагностика и анализ эффективности реализации модели
формирования проектировочной компетенции у студентов
ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж» 84
Выводы по второй главе 94
Заключение 96
Библиографический список 100
Приложения 106
Актуальность исследования. В последние годы существенно повысились требования со стороны работодателей к выпускникам организаций среднего профессионального образования. Современному специалисту недостаточно обладать набором базовых профессиональных знаний и умений, необходимо постоянно поддерживать их на уровне, достаточном для оказания квалифицированных профессиональных услуг.
Достижение высокого профессионального уровня выпускника является основной задачей организаций среднего специального образования, что в свою очередь обеспечивает социальную защищенность и конкурентоспособность будущего специалиста в его профессиональной деятельности.
В этой связи становится особо актуальным изучение вопроса формирования проектировочной компетенции у студентов организаций среднего профессионального образования. Отметим, что проектировочная компетенции формируется постепенно по мере накопления опыта решения учебно-профессиональных задач, в процессе учебно-профессиональной деятельности. Студенты, обучающиеся в системе среднего специального образования, уже обладают определенными навыками работы над учебными проектами, приобретенными в процессе общеобразовательной подготовки, однако навыки разработки проектов профессиональной направленности могут быть приобретены ими только в процессе активной деятельности в рамках профессиональной подготовки в колледже.
Проектировочная компетентность, как правило, формируется через реализацию проектной деятельности. Главной целью которой является создание благоприятных условий для выявления, формирования и развития творческих и исследовательских способностей студентов, реализации этих способностей в разнообразных сферах деятельности.
В основе организации проектной деятельности студентов лежит ряд важнейших характеристик: раскрытие в процессе работы над исследовательским проектом личностного образовательного потенциала студентов; получение значимого результата деятельности; активное формирование важных качеств личности в сфере развития ключевых компетенций; освоение опыта коллективной познавательной деятельности; достижение коллективно полученных результатов; выстраивание индивидуальных траекторий развития профессиональных компетенций в процессе проектной деятельности; самоконтроль, самокоррекция, поэтапная рефлексия проектной деятельности и др.
В связи с вышепредставленной актуальностью, была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Формирование проектировочной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций».
Объект исследования: образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования.
Предмет исследования: формирование проектировочной компетенции у студентов ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж».
Цель исследования - изучить теоретические основы формирования проектировочной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций и опытно-практическим путем проверить эффективности реализации модели формирования проектировочной компетенции у студентов ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж».
Задачи исследования:
1) изучить состояние проблемы формирования проектировочной компетенции в рамках ФГОС;
2) разработать модель формирования проектировочной
компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций;
3) выделить педагогические условия формирования
проектировочной компетенции студентов профессиональных
образовательных организаций;
4) осуществить анализ эффективности формирования
проектировочной компетенции у студентов ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж»;
5) осуществить внедрение модели формирования проектировочной компетенции у студентов ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж»;
6) осуществить диагностику и анализ эффективности реализации модели формирования проектировочной компетенции у студентов ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж».
Гипотеза исследования. Уровень сформированности проектировочной компетенции у студентов ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж» возрастет, если:
1) изучить состояние проблемы формирования проектировочной компетенции в рамках ФГОС;
2) разработать и внедрить модель формирования проектировочной компетенции у студентов ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж»;
3) выделить педагогические условия формирования проектировочной компетенции студентов профессиональных образовательных организаций.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1) изучено состояние проблемы формирования проектировочной компетенции в рамках Федерального государственного образовательного стандарта;
2) разработана модель формирования проектировочной
компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций;
3) выделены педагогические условия формирования проектировочной компетенции студентов профессиональных образовательных организаций.
Практическая значимость исследования:
1) осуществлен анализ эффективности формирования проектировочной компетенции у студентов ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж»;
2) осуществлено внедрение модели формирования проектировочной компетенции у студентов ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж»;
3) осуществлена диагностика и анализ эффективности реализации модели формирования проектировочной компетенции у студентов ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж».
Методы исследования: анализ научной литературы и нормативно-правовых документов в области образования, теоретико-методологический анализ, моделирование, изучение и обобщение эффективного педагогического опыта по формированию проектировочной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций, понятийно-терминологический анализ, наблюдение, беседа, обобщение, анализ и систематизация результатов исследования и др.
Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические основы проектной технологии обучения разработаны в трудах зарубежных ученых Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрика и отечественных исследователей B. В. Гузеева, В.М. Монахова, М.Е. Бершадского, В.А. Сластенина, C. Т. Шацкого и др. Исследованию сущности и структуры профессиональных компетенций и профессиональной компетентности посвящены работы отечественных (Е.В. Бережновой, А.А. Деркача, И.А. Зимней, А.К. Марковой, Л.М. Никитиной) и зарубежных (Ж. Давидсона, Б. Оскарссона, Д. Равена, Р. Уайта, Д. Хаймса, В. Хутмахера) исследователей. Проблемы формирования профессиональных компетенций
специалистов различного профиля рассматриваются в работах К.Э. Безукладникова, А.А. Деркача, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Ю.В. Сенько. Проектирование в педагогических исследованиях отечественных авторов рассматривается с различных позиций: как деятельность, направленная на разработку и реализацию образовательных проектов (Н.В. Борисова); целенаправленная профессиональная деятельность по изменению педагогической действительности (О.Г. Прикот); целенаправленная деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы (Н.О. Яковлева); как предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности (В.С. Безрукова). Формированию проектировочных умений студентов посвящены работы Г.А. Лебедевой, О.В. Тарасюк. Теория и практика формирования проектировочной компетенции анализируются в работах Н.В. Зеленко, Ю.Г. Комендровской, Г.Е. Муравьевой, Н.О. Яковлевой и др.
Положения, выносимые на защиту:
1. Общие компетенции могут последовательно и поэтапно формироваться на основе приобретенного студентами опыта самостоятельной проектной деятельности.
2. Для разработки модели формирования проектировочной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций в качестве основных методологических подходов выделены системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
3. Модель формирования проектировочной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций базируется на следующих принципах: принцип мотивированности, принцип самостоятельности, принцип субъектности, принцип действенности, принцип профессиональной направленности, принцип рефлексии деятельности.
4. Структурно-функциональная модель формирования проектировочной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций состоит из целевого компонента, ценностно-мотивационного компонента, содержательно-технологический компонента, который включает в себя обучающую, воспитательную, развивающую функции, а также результативно-оценочный компонента.
5. Эффективность формирования проектировочной компетенции повысится при выполнении следующих условий: организация мотивационно - ценностной среды формирования проектировочной компетенции студентов; активизация самостоятельной деятельности студентов посредством использования проектных технологий обучения; организация внеаудиторной проектной деятельности в рамках научного общества обучающихся.
База исследования: ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж». Адрес базы исследования: 456318, Россия, Челябинская область, г. Миасс, пр. Октября, д.1 тел. (8-3513) 53-04-95, е-mail: miassmk@mail.ru.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, параграфов, выводов по главам, заключения, библиографического списка. Материал изложен на 115 страницах машинописного текста, содержит 3 рисунка, 6 таблиц, библиографический список содержит 61 источник, два приложения.
Во введении обозначено актуальность и проблема исследования; формулируется объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования; определяется теоретическая и методологическая основа исследования; представляется база исследования; обосновывается выбор методов исследования; формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы формирования проектировочной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций» изучено состояние проблемы формирования проектировочной компетенции в рамках ФГОС, разработана модель формирования проектировочной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций, выделены педагогические условия формирования проектировочной компетенции студентов профессиональных образовательных организаций. Во второй главе «Опытно-практическая работа по реализации модели формирования проектировочной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций» осуществлен анализ эффективности формирования проектировочной компетенции у студентов ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж», описан реализация модели формирования проектировочной компетенции у студентов ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж», осуществлена диагностика и анализ эффективности реализации модели формирования проектировочной компетенции у студентов ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж»
Современные условия социально-экономического развития страны, общество и работодатели предъявляют в качестве одного из важнейших требований к личности специалиста-бухгалтера - повышение эффективности профессионального труда. Для удовлетворения этого требования необходимо формирование проектировочной компетенции студентов в процессе их подготовки в колледже, проявляющейся в готовности и способности выпускника принимать самостоятельные и ответственные решения проблем, возникающих в профессиональной деятельности.
Изучение современного состояния проблемы формирования проектировочной компетенции в педагогической науке и практике позволяет утверждать о необходимости ее целенаправленного формирования, в рамках специально разработанной модели.
В первой главе исследования представлен анализ состояния проблемы формирования проектировочной компетенции студентов в педагогической теории и практике, что позволило определить научно-терминологический аппарат исследования. Проделанная работа позволила определить ее составляющие проектировочной компетенции, раскрыть сущность и особенности формирования проектировочной компетенции у студентов, будущих бухгалтеров, в условиях колледжа.
Проблема формирования проектировочной компетенции видится нам особенно актуальной в свете активного внедрения компетентностного подхода в образовании.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования выдвигает в качестве основных требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» владение следующими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество; ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач, профессионального и личностного развития; ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами; ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий; ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием. Данные компетенции могут последовательно и поэтапно формироваться на основе приобретения студентом опыта самостоятельной проектной деятельности.
Для разработки модели формирования проектировочной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций в качестве основных методологических подходов выделены системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
Модель формирования проектировочной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций базируется на следующих принципах: принцип мотивированности, принцип самостоятельности, принцип субъектности, принцип действенности, принцип профессиональной направленности, принцип рефлексии деятельности.
Структурно-функциональная модель формирования проектировочной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций состоит из целевого компонента, ценностно-мотивационного компонента, содержательно-технологический компонента, который включает в себя обучающую, воспитательную, развивающую функции, а также
результативно-оценочный компонента.
Формирование проектировочной компетенции возможно при соблюдении комплекса педагогических условий, включающего: организацию мотивационно-ценностной среды формирования проектировочной компетенции студентов; активизацию самостоятельной деятельности студентов посредством использования проектных технологий обучения; разработку и использование в учебном процессе комплекса разноуровневых профессионально-ориентированных заданий.
Во второй главе выпускной квалификационной работы представлены цели и задачи опытно-практической работы, методика и содержание педагогического эксперимента, анализ и интерпретация его результатов, обобщенные выводы.
Целью опытно-практической работы являлась проверка эффективности модели формирования проектировочной компетенции студентов в образовательном процессе колледжа при соблюдении педагогических условий, необходимых для ее успешной реализации.
Для получения объективной информации об уровне сформированности проектировочной компетенции студентов были выделены три критерия: мотивационно-ценностное отношение к процессу формирования самостоятельности, специальные знания и умения организации самостоятельной деятельности; развитие личностных качеств.
С учетом уровневого подхода и предложенных критериев были выделены три уровня сформированности проектировочной компетенции студентов: низкий, средний высокий.
Опытно-практическая работа по формированию проектировочной компетенции протекала в реальном образовательном процессе колледжа и включала организацию педагогических условий эффективного функционирования данной модели.
Результаты, полученные на формирующем этапе исследования, подтверждают, что выделенный комплекс вводимых педагогических условий, способствует повышению уровня проектировочной компетенции студентов, будущих специалистов-бухгалтеров.
Результаты, полученные в ходе проведения исследования, подтверждают, что предлагаемый комплекс педагогических условий, способствуют повышению уровня проектировочной компетенции студентов, будущих специалистов-бухгалтеров.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.
1. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности: Избранные психологические труды / К.А. Абульханова - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.
2. Ажикин, Г.И. Самостоятельная работа учащихся профтехучилищ в процессе производств. обучения / Г. И. Ажикин. - М. : Высш. шк., 1987. - 175 с.
3. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. - Петрозаводск: Скандинавия, 2004. - 208 с.
4. Ананьев, Б.Г. Избранные педагогические труды: в 2- х т. / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980. 4 т. -229с.
5. Артюхова, Ю.В. Ценности и воспитание / Ю.В. Артюхова // Педагогика, - 1999г. - №4. - С. 117-121.
6. Архангельский, О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента /С.И. Архангельский, В.И. Михеев, С.А. Машников - М.: Знание, 1974. - 48 с.
7. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы
общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов - М.: Смысл: ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
8. Афанасьев, В.Г. Системность и общество / В.Г. Афанасьев.. - М.: Политиздат, 1980. - 368 с.
9. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 559 с.
10. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика / С.Я. Батышев, М.
Б. Яковлева, В. А. Скакун. - М.: Ассоциация «Профессиональное
образование», 1997. - 512 с.
11. Беспалько, В.П. Системно- методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М.: Высш. шк., 1989. -141 с.
12. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
13. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
14. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. -М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
15. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. М. ; СПб., 1998. -1456 с.
16. Вербицкий, А. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт / А. Вербицкий, Ю. Попов, В. Подлеснов, Е. Андросюк // Высшее образование в России. - 1995. - №2. - С. 137-145.
17. Воронин, Д.И. Учебная практика как средство формирования
готовности будущего педагога физической культуры к профессиональной деятельности: автореф.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Воронин Денис
Иванович.- Нижний Новгород, 2009. - 24 с.
18. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.4. / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1984. - 320 с.
19. Гальперин, П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П. Я. Гальперин -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 118 с.
20. Грабарь, М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М.И. Грабарь, К.А. Краснянская. - М.: Педагогика, 1977. - 136 с
21. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - Москва: Академия, 2004. - 288 с.
22. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Учпедгиз, 1961.-239с.
23. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2001. - 208 с. (с. 67)
24. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития/ Э.Ф. Зеер - М.: Академия, 2006. -240 с.
25. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2004.-384 с.
26. Кильпатрик, В.Х. Основы метода / В. Х. Кильпатрик. - М.-Л. : Гос. изд-во Народный комиссариат просвещения РСФСР, 1928. - 115 с.
27. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. -Ростов- на- Дону: Изд- во «Феникс», 1996. -512 с.
28. Комендровская Ю.Г. Формирование проектировочной компетен-ции переводчика-референта в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. - Иркутск, 2010. - 165 с
29. Кон, И. С. Психология самостоятельности / И.С. Кон // Знание сила. - 1985. - № 7. - С. 42-44.
30. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1992, - 17 с.
31. Лернер, И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности и категория науки / И.Я Лернер // Советская педагогика. - 1985. -№3. - 52.
32. Львова, Н.В. Производственная практика как средство формирования профессиональной компетентности юриста: дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Львова Наталия Викторовна. - Волгоград, 2014.- 242 с.
33. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1996.-165 с.
34. Математические методы в педагогической теории и практике (измерения, вычисления, методы математического моделирования и статистики) / под ред. д.п.н., проф. Губы В. П., д.п.н., проф. Сенькиной Г.Е. - М.: Принт-Экспресс, 2016. - 270 с.
35. Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. 4-е изд., доп. / В.И. Михеев.- М.: Высш. школа, 2010. - 224 с.
36. Общая и профессиональная педагогика. в 2-х книгах / под ред.
В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского
государственного университета, 2013. - Кн.1. - 174 с.
37. Осницкий, А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. - М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2015. - 256 с.
38. Пидкасистый, П.И.Организация учебно-познавательной
деятельности студентов- 2-е изд., перераб. и доп. / П.И. Пидкасистый.- М.: Пед. о-во России, 2005. - 143 с
39. Подласый, И.П. Педагогика: новый курс / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 576 с.
40. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петрова. - М.: Издательский центр "Академия". - 2012. -147 с.
41. Половникова, Н.А. Воспитание познавательной
самостоятельности /Н.А. Половникова. - Казань: Таткнигоиздат, 1986. - 203 с.
42. Профессиональная педагогика /под ред. С.Я. Батышева - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Профессиональное образование, 1999. - 904 с.
43. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум.-СПб.: Питер, 2001.- 432с.
44. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. № 4, С. 101- 109.
45. Русаков, Ю.Т. Развивающая образовательная среда колледжа как фактор формирования готовности студентов к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Русаков Юрий Тихонович. - Магнитогорск, 2016. - 191 с.
46. Проектная работа студентов: теорет. и прикладные аспекты: материалы междун. науч.-метод. конф. / под ред. А.А. Баранова, Г. Трофимовой. - Ижевск, 2014.-268 с.
47. Семушина, Л.Г. Разработка методики контроля готовности к профессиональной деятельности студентов средних специальных учебных заведений / Л.Г. Семушина, B.C. Кагерманьян, и др. - М.: 2001.- 123с
48. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М.: Мастерство, 2001.- 272 с.
49. Скаткин, М.Н., Краевский, В.В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы / М.Н. Скаткин, В.В. Краевский. - М.: Знание, 1981 - 96 с.
50. Скороходова, Н. Мотивация к учению: как управлять ее развитием. / Н. Скороходова // Народное образование - 2015. - №4. - С. 193-194.
51. Сластенин, В.А. Аксиологические основания образования / В.А. Сластенин. - М.: Издат. дом МАГИСТР- ПРЕСС, 2000. - 268 с.
52. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Т. Ф. Тальвина. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28.07.2014 № 832.
54. Фридман, Л.М. Использование моделирования в обучении / Л.М Фридман // Вестник ЧГПУ. - Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та. - 1995. - №5. - С. 88 - 93.
55. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. / А. В. Хуторской. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.
56. Ценностные приоритеты общего и профессионального образования : материалы межд. науч.-прак. конф. - М., 2000. - ч. 2. - 208 с.
57. Шамова, Т.И. Избранное / сост. Т.Н. Зубрева, Л.М. Перминова, П.И. Третьяков. - М.: ООО «Центральное издательство», 2004. - 320 с.
58. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах / С.Т. Шацкий. - М.: Педагогика, 1980. - т. 2. - 416 с.
59. Шевцова, Т. И. Формирование проектировочной компетенции будущего инженера-строителя: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Шевцова Татьяна Ивановна. -Оренбург, 2008.- 237 с.
60. Щедровицкий, Г.П. Рефлексия в деятельности. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г.П. Щедровицкий //. - М.: Наследие ММК, 2005. - 800 с.
61. Штофф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. - М.: Наука, 1966. - 301 с.
62. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М, : Педагогика, 1989. - 245 с.
63. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М: АПО, 1998-1999.
64. Юдин, Э.Г. Становление и сущность системного подхода / Юдин
Э.Г., Блауберг И. В. - М.: Наука, 1973. - 129 с.
65. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. - Самара: Издательство «Самарский университет», 1995.- 135 с.
66. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в
современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2002. - 96 с.
67. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2006. - 239с.
68. Яковлева, Н.О. Концепция педагогического проектирования: методические аспекты: Монография / Н.О. Яковлева - М.: Информационно-издательский центр АТ и СО, 2002. - 194 с.
69. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 203 с.
70. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - Москва: "Смысл", 2001. - 356 с.