ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 8
1.1 Правонарушения несовершеннолетних как объект профилактического
воздействия 8
1.2. Характеристика личности подростка - правонарушителя 21
1.3 Структурная и функциональная характеристика правового воспитания . 34 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 44
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ НОУ СПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 45
2.1 Характеристика обучающихся в профессиональном образовательном
учреждении «Челябинский юридический колледж» 45
2.2 Программа мероприятий по профилактике правонарушений 50
2.3 Создание условий для профилактики правонарушений в образовательной
организации 76
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
Актуальность темы исследования. В последние годы преступность несовершеннолетних в России характеризуется в основном неблагоприятными тенденциями, такими, как омоложение, феминизация, а также увеличение удельного веса преступности несовершеннолетних, в которых преобладает доля тяжких преступлений с корыстно-насильственной направленностью мотивации, усилением элементов устойчивости, организованности преступных групп несовершеннолетних, смыканием преступности несовершеннолетних с преступностью взрослых.
Одну из важнейших групп причин и условий девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения несовершеннолетних составляют факторы, связанные с отрицательным влиянием семьи подростка, которую следует рассматривать прежде всего, как фактор, определяющий психофизиологическую полноценность и ущербность подростка. Неблагополучная семья оказывает разлагающее воздействие на формирующуюся личность, препятствует ее нормальному развитию. Озлобленность, доходящая до жестокости, пренебрежение к нормам, правилам поведения, замкнутость, полное равнодушие - вот основные причины, приведшие к совершению жесточайшего преступления несовершеннолетними.
Недопустимое преступное поведение подростков - как следствие неблагополучности в семьях.
Забота о детях, их воспитание - обязанности родителей. Задача родителей - побеспокоиться о таком дружеском окружении своего несовершеннолетнего ребенка, которое помогало бы его интеграции в окружении законопослушных сверстников. Безразличное отношение родителей к дружбе своих детей приводит к неразборчивым дружеским контактам и приобщению через них к групповому отклоняющемуся поведению.
Нравственный потенциал уголовной ответственности несовершеннолетних определяется и необходимостью защиты интересов потерпевших от преступлений
. Да, несовершеннолетние - это лица, не обладающие должным социальным опытом, личности, находящиеся в процессе становления. Но безнравственно, если государство и общество не будут реагировать на то. Что своим преступным поведением несовершеннолетние причиняют значительный вред законопослушным гражданам. Мы все должны способствовать созданию надежной системы безопасности по охране законных интересов правопослушного населения. Пассивное отношение к подростковой преступности может привести лишь к обстановке безнаказанности несовершеннолетних правонарушителей, чреватой различными негативными последствиями. Уголовная ответственность несовершеннолетних должна соответствовать принципу справедливости, имеющему в своей основе нравственные требования.
Степень изученности проблемы. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению правонарушений молодежи. Этому посвящены работы Г.С. Абрамовой, Ю.М. Антонян, С.А. Беличевой, В.М. Бехтерева, И.В. Дубровиной, К.Е. Игошева, Д.Н. Исаева, А.Г. Ковалёва, И.С. Кона, Г.М. Миньковского, И.А. Невского, О.А. Певцовой, Д.И. Фельдштейна и др.
Правовые аспекты педагогической запущенности, правонарушений несовершеннолетних, проблемы профилактики изложены в работах А.С. Белкина, Ю.В. Гербеева, Л.М. Зюбина, К.Е. Игошева и др.
Проблемы правового воспитания молодежи рассмотрены в работах Балюк В.А., Давыдова Г.П., Соломаткина А.С., Тихомирова Д.Е. и др.
Анализ психолого-педагогической, правовой литературы позволил выяснить, что вопросы профилактики правонарушений исследованы довольно широко и довольно всесторонне изучены. Вместе с тем проблема изучения возможности профилактики правонарушений среди молодежи 16-18 лет представлена небольшим числом работ.
Проблема исследования. Для профилактики правонарушений несовершеннолетних обучающихся необходимо знакомить молодёжь с последствиями правонарушений.
Обозначенная проблемная ситуация позволила нам определить выбор темы исследования: «Разработка программы профилактики правонарушений в условиях профессиональных образовательных организаций».
Целью данной работы является создание условий для формирования у студентов устойчивых установок к совершению правонарушений, описание условий и факторов, способствующих продуцированию преступности подростков, а также методы, формы и средства методов борьбы с ней.
Объект исследования - профилактика преступности студентов профессиональных образовательных организаций.
Предмет исследования - работа по предупреждению преступлений в условиях профессиональных образовательных организаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить причины правонарушений несовершеннолетних;
2) психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей;
3) проанализировать основания и пределы ответственности несовершеннолетних за причиненный ими вред.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, классификация и др.; эмпирические - анкетирование.
Практическая значимость исследования: программа мероприятий по профилактике правонарушений может быть использована в практике работ профессиональных образовательных организаций.
Базой исследования: НОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский юридический колледж». 454112.г Челябинск, проспект Победы д. 290
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, библиографического списка, приложений.
Рассмотренные в данной квалификационной работе особенности правового воспитания в профессиональном образовательном учреждении являются наиболее широко освещаемыми в педагогической литературе. Безусловно, формат квалификационной работы не позволяет охватить все возможные аспекты исследуемой тематики, но собранный и проанализированный материал даёт достаточное представление о сущности правового воспитания и его актуальности на сегодняшний день.
В ходе исследования были проанализированы теоретические аспекты профилактики правонарушений в профессиональной образовательной среде, рассмотрены характеристики личности подростка - правонарушителя, а также структурные и функциональные особенности правового воспитания.
Изучение и обобщение работ различных педагогов, работавших в данной сфере, так же выявило и ряд проблем, сопутствующих правовому воспитанию в Российской действительности. К основным следует отнести недостаточную разработанность методик, как на концептуальном, так и практическом уровне; отсутствие фундаментальной программы правового воспитания у современного общества; отсутствие квалифицированных кадров, способных разработать и запустить данную программу; нехватка учебных пособий и учебников по праву, написанных на понятном и доступном для студентов языке; бессистемный характер преподавания права в Российских колледжах.
Все эти проблемы продиктованы, прежде всего, слабым, либо вовсе отсутствующим интересом педагогов по отношению к системе правового воспитания и нежеланием её реформировать. В настоящее время можно говорить только о необходимости её кардинального изменения, а каких-либо положительных тенденций не наблюдается.
Современное образование в сфере правового и гражданского воспитания и обучения нуждается в реформировании, с направленностью на полную и радикальную модернизацию ныне существующих систем. Инициатива должна проявляться на всех уровнях - от разработчиков данных систем на концептуальном уровне и авторов методических пособий до рядовых учителей. Но вопрос, как их мотивировать к этому, остается открытым.
Правовое воспитание - это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм.
Содержание, субъективный и объективный состав правового воспитания зависят от того какие цели ставятся перед воспитательным процессом. Так, если целью воспитания ставится распространение правовых знаний, то тогда оно сводится к правовому просвещению. Если же направлена на формирование правовых убеждений, чувства уважения к нормам права, тогда процесс правового воспитания ограничен набором таких средств и методов, воздействие которых направленно в основном на формирование правового сознания личности.
Формирование правосознания студента - сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива техникума, готовности, желания и умения всех и каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в обществе, за искоренение негативных явлений в жизни техникума и нашего демократизирующегося российского общества. Чтобы эффективно управлять процессом формирования правосознания студенческой молодежи, система гражданско-правового воспитания студентов в колледже должна охватывать весь период их обучения.
В Челябинском юридическом колледже необходимость профилактики правонарушений при изучении правовых дисциплин в первую очередь осуществляется с целью формирования правовой культуры студентов. Для того чтобы правильно и глубоко разобраться в разнообразной политической жизни, динамичных изменениях во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция. А также особую роль при этом играет преподаватель правовых дисциплин, первоочередными задачами которого является помимо того, что студенту необходимо привить практические навыки, также научить его теоретическим основам права.
Во второй главе квалификационной работы нами было предложено практическое применение некоторых новых приемов и мероприятий, направленных на профилактику правонарушений в процессе обучения.
В результате исследования была разработана программа профилактики правонарушений, содержащая комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание обучающихся, приобретающая особую актуальность в студенческие годы, когда молодые люди могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
1. Азаров А.Я. Права человека. Новый взгляд. М.: Норма, 2015. 134 с.
2. Алексеев В.М. Концепция образовательной области
«Обществознание»: история, обществоведение, география,
экономика[ТЕКСТ] // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. №3. С.2-5.
3. Аникеев А.С. О развитии гражданского образования в России [ТЕКСТ] // Преподавание истории и обществознания в школе.2010 .№8.С.20-25.
4. Бабаев В.К. Общая теория права. М.: [ТЕКСТ] Юрист, 2012. 540 с.
5. Баранов В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое. М.: Лань. 2013. 301 с.
6. Баранов П.А. Некоторые подходы к проектированию учебных программ по обществознанию [ТЕКСТ] // Обществознание в школе. 2014. №3. С. 13-15.
7. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе. М.: Книга, 2012. 467 с.
8. Боголюбов Л.Н. Проблема интегративного и дифференцированного курсов обществознания в образовательной школе [ТЕКСТ] // Преподавание истории и обществознания в школе. 20 10. №3. С. 11-16.
9. Боголюбова Л.Н. Человек и общество. М.: Просвещение, 2014. 321 с.
10. Болонина С.В. Правосознание молодежи в условиях системного кризиса [ТЕКСТ]//Юрист 2011. №10. С. 66-70.
11. Бурякова В.В. О началах права в курсе обществознания [ТЕКСТ] //Право в школе. 201 4. №4. С. 11 -14.
12. Володин С.И. Основы правовых знаний: Пробный учебник для 8-9 классов. М.: Вита-Пресс, 2009. 152 с.
13. Воскресенская Н.М. Гражданское и правовое воспитание. М.: АПК и ПРО. 2015 г: 98 с.
14. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в школах Москвы [ТЕКСТ] // Преподавание истории и обществознания в школе. 2012. №10. С. 13-21.
15. Гранат Н.А. Правосознание и правовая культура [ТЕКСТ] // Юрист. 2015. №11/12. С. 2-8.
16. Дружкина А.В. Методика преподавания обществознания в средней школе. - М.: Просвещение, 2013. - с. 305.
17. Жигулина Г.А. "Интерактивные приемы в преподавании истории, обществознания и права". [ТЕКСТ] // Право в школе, № 1, 2006.
18. Завьялова М.С. Из опыта работы по применению активных методов обучения в процессе формирования правовой культуры будущих специалистов / М.С. Завьялова // Формирование профессиональной компетентности через создание активной обучающей среды в средних специальных учебных заведениях» Российская научно-практическая конференция. - Красноярск: КГТЭК, 2007. - часть 1.
19. Завьялова М.С. Из опыта работы по формированию правовой культуры учащихся / М.С. Завьялова // Современные технологии образования: сборник научных трудов 5-й межрегиональной заочно научно - практической конференции. - Красноярск: КГУ, 2006.
20. Иванов М.К. Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира для 10 -11 классов средней школы. СПб.: Специальная литература, 2014. 366 с.
21. Иоффе А.Н. Методические приемы в гражданском образовании / А.Н. Иоффе, В.П. Пахомов. - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 1999.
22. Ивонина А.И. "Интерактивные методы в гражданско-правовом образовании". [ТЕКСТ] // Право в школе, № 4, 2006.
23. Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - с. 472.
24. Козулин А. И. Политика и право для каждого из нас. Екатеринбург: Знание. 20 11 . 214 с.
25. Коптяев А.А. Проблемы правосознания молодежи в современной России // Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса. Институт бизнеса и права.2014.№10.С.25-28.
26. Лазарев В.В. Основы права. М.: ЮРИСТЪ, 2011. 216 с.
27. Матузов Н.И. Теория государства и права. М.: Юрист 2014. 776 с.
28. Морозова B.C. Выбор есть //Право в школе.2014.№3.С. 14-21.
29. Назарова О.Ю. Теория и методика обучения праву: Методические
рекомендации для студентов. Томск: Центр учебно-методической
литературы ТГПУ. 2012. с. 52.
30. Никитин А.Ф. Конституционное право. Конституция Российской Федерации 9-11 классы. М.: Наука. 2011. 136 с.
31. Никитина А. Ф. Право и политика для школьников. М.: Знание.
2013. 156
32. Оникин К.С. Образовательный стандарт основного общего образования по обществознанию [ТЕКСТ] //Обществознание. 2015. №33. С. 1-3.
33. Панарин А. С. Введение в политологию. М.: Право. 2009.137с.
34. Певцова Е.А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры [ТЕКСТ ] // Современное право. 2012. №8. С. 2-23.
35. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой
культуре и правовому сознанию [ТЕКСТ] // Журнал российского права.
2014. №3. С.70-81.
36. Певцова Е.А. Формирование правовой активности субъектов образовательного права // Преподавание истории и обществознания в школе. 20 12. №8. С. 14-17.
37. Поливанова К.Н. Концепция структуры и содержания правового образования в школе [ТЕКСТ ] // Сибирский учитель. 2011. №2 (26). С. 15 - 19.
38. Поляков С.А. Гражданско-правовое образование: региональный опыт // Право в школе. 20 16. №4. С. 9-14.
39. Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики. М.: Мир. 2012. 125 с.
40. Саранцев Г.И. "Методы обучения как категория методики
преподавания" [ТЕКСТ] // Педагогика, № 1, 2014.
41. Скаткин М.Н. "Учение - творческий путь детей" // Советская
педагогика, № 6, 1949. - с. 54.
42. Соломенко Л.Д. Формирование правовой культуры учащихся / Внимание «Опыт» [ТЕКСТ] // Практика административной работы в школе. - 2013. - № 3.
43. Сергеев B.C. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.//Учительская газета. 2013. №31. С. 12-18.
44. Соболева О.Б. Использования личного опыта учащихся при изучении обществознания [ТЕКСТ] // Преподавание истории и обществознания в школе. 2013. №10. С. 15-20.
45. Стреляева В.В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства. М.:ФЕРМА. 2011. 183 с.
46. Тепляшин И.В. Становление российской правовой
государственности и правовая активность граждан // Журнал российского права. 2017. №1. С.27-33.
47. Федорович Н.А. Правоведение. М.:Открытый мир. 2016.176 с.
48. Фролов В.М. Федеральный компонент Государственного стандарта
основного общего образования. Образовательная область
«Обществознание» // Преподавание обществознания в школе. 2011. №3. С.56-62.
49. Элиасберг Н.И. Петербургская модель гражданско-правового образования [ТЕКСТ] // Право в школе. 2012. №3. С. 17-24.
50. Элиасберг Н.И. Система правового образования в школе и
воспитание гражданина России. Третий этап - основная школа 9 (8-9
классы). Спб.: Специальная литература. 2011. 157 с.