Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования эмоционального
благополучия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 6
1.1. Понятие эмоционального благополучия детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития 6
1.2. Характеристика и особенности развития детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития 13
1.3. Психолого-педагогические условия формирования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 16
Вывод по 1 главе 20
Глава 2. Опытно-поисковая работа по созданию психолого-
педагогических условий формирования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 21
2.1. Организация, содержание и методы проведения констатирующего эксперимента 21
2.2. Организация педагогической работы по формированию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 25
2.3. Разработка коррекционно-развивающих упражнений по формированию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития 27
Вывод по 2 главе 31
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 1 38
Приложение 2 41
Приложение 3
Актуальность. В настоящее время все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость развития эмоциональной сферы, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст рассматривается как уникальный в плане эмоционального развития, решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Дошкольный возраст - благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.
Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни. Именно этот период - дошкольный возраст, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Период от рождения до 6 лет имеет жизненно важное значение для всей будущей жизни ребенка.
Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.
Осваивая социальную обусловленность эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, что способствует начальному становлению эмоциональной культуры личности. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебно-познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности (Ежкова Н.С.).
Психолого-педагогическая литература по проблеме эмоционального развития детей включает в себя работы зарубежных и отечественных психологов: Э.Эриксона, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна и др.
Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.
Проблема заключается в том, что в условиях ДОУ недостаточно времени уделяется особенностям развития эмоциональной сферы детей. Актуальность и проблема исследования определили тему дипломной работы: "Формирование эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития".
Объект исследования: эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: условия формирования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить психолого-педагогические условия формирования эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Изучить и теоретически обосновать основы эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития как психолого - педагогическое явление;
2.Определить этапы, методы и методики исследования;
3. Исследовать и проанализировать уровень эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
4. Разработать коррекционно-развивающие упражнения формированию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза: при создании психолого-педагогических условий, формирование эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет эффективным.
Методы исследования - это способ получения достоверных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Теоретические методы исследования:
-анализ литературы, по проблеме исследования;
-практические;
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и составленная нами система упражнений по формированию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития может быть использована педагогами образовательного учреждения, для проведения коррекционных мероприятий.
База исследования: «МБОУ» Специальная общеобразовательная школа - интернат для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья № 4 города Челябинска.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В результате анализа психолого-педагогической литературы мы определили, что формирование эмоционального благополучия у детей с задержкой психического развития проходит по следующим показателям:
- способы выражения эмоций;
- способность понимать эмоции, переживаемые другими людьми;
- эмоциональная отзывчивость на игру.
На основе проведённой работы были сформулированы выводы: эмоциональное развитие дошкольника считается самым важным условием, которое может обеспечить результативность процесса образования и воспитания. Те значительные моральные, этические и нравственные чувства, какие описывают взрослого человека и какие могут воодушевить его на великие дела и на возвышенные поступки, не предоставлены дошкольникам в готовом виде от момента рождения. Они появляются и воспитываются в период детства под воздействием общественных условий жизни и воспитания.
Организация условий для отношений с внешним миром и социумом (взрослыми, сверстником, героями сказок), а также введение дошкольника во всевозможные жизненные обстоятельства, важные и искренние для него, в каких бы обнаружился уже полученный и развивался новейший эмоциональный опыт дошкольника, - все это сможет обеспечить значительный познавательный эффект, формировать моральные побуждения дошкольника.
Существенным следствием данной проведенной коррекционно-педагогической работы, считается совершенствование эмоционального климата в отношениях дошкольников со взрослыми и с ровесниками, а также расширение, обогащение и исправления эмоционального опыта детей.
Таким образом, теоретические и практические разработки в области изучения эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, изложенные в данной работе, дают возможность понять, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает положительное влияние практически на все сферы психического развития.
1. Акмамбетов, Г.Г. Проблема эмоционального развития личности /Г.Г. Акмамбетов.-М.: Логос, 2012.-258с.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской - М.: Логос, 2012. - 125 с.
3. Артемьева, Т.И. Развитие личности и ее способностей / Т.И. Артемьева.-М.: АСТ, 2012.-196с.
4. Бабанский, Ю.К. Педагогика : Курс лекций /Ю.К. Бабанский. - М.: Инфра-М, 2011.-236с.
5. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учебное пособие /Л.Н. Блинова- М.: НЦ ЭНАС, 2014. - 136 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. - СПб: Питер, 2011. - 400 с.
7. Болотина, Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов /Л.Р. Болотина. - М.: Академия, 2012.-248с.
8. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова// Дефектология - 2013. - №1 -С. 18-24.
9. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] /Г.М. Бреслав- М.: Академия, 2014. - 144 с.
10. Вартанян, Г.А. Эмоции и поведение /Г.А. Вартанян, Е.С. Петров.- СПб.: Питер, 2012. - 145 с.
11. Ведерников, М.В. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников с задержкой психического развития /М.В. Ведерников. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 96с. 70
12. Воспитание дошкольников / Учеб. пособие для студ. фак- овдошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Под ред. А.А. Скворцова. — М.: Педагогика, 2012.-324с.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. - М.:АСТ, 2014. - 672 с.
14. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях /Л.С. Выготский. - М.: Логос, 2014. - 450 с.
15. Грановская, P.M. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская .- СПб.: Изд-во ЛГУ, 2012.- 279 с.
16. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 160 с.
17. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер - М.: АСТ, 2011. - 208 с.
18. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, М.Е. Зеленова; Под ред. А.В. Петровского. — М.: Академия, 2011.-357с.
19. Журбина, О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе / О.А. Журбина. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 157 с.
20. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.1. Психологическое развитие ребенка /А.В. Запорожец. - М.: Логос, 2010.-357с.
21. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: монография / А.В. Запорожец - М.: ЮНИС, 2013. - 178 с.
22. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: Хрестоматия / О.В. Защиринская-СПб.: Речь, 2014. - 168 с.
23. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. -СПб.: Питер, 2012. - 324 с.
24. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2014. - 288 с. 71
25. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников с задержкой психического развития /А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. - М.: Академия, 2013. - 176 с.
26. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций 5-7 лет / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 2011. - 160 с.
27. Линдсли, Д.Б. Эмоции / Д.Б. Линдсли. - М.: Инлит, 2013. - 128с.
28. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития /В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова - М.: Логос, 2014. - 256 с.
29. Милнер, П. Физиологическая психология / П. Милнер. - М.: Мир, 2010. - 246 с.
30. Мухина, В.С. Детская психология : Учеб.для студентов пед. ин- тов /В.С. Мухина, под ред. Л.А. Венгера.-М.:Логос, 2012.-236с.
31. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов /
B. Б. Никишина - М.: Владос, 2013. - 128 с.
32. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2012. - 464 с.
33. Прозорова, М. Изучение социальных эмоций у старших дошкольников с задержкой психического развития / М. Прозорова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - №2. - С. 66-69.
34. Попова, С.С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития / С.С. Попова // Молодой ученый. — 2011. — №1. —C.221-224.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2012. - 720 с.
36. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения / Под ред. Т.Г. Неретиной. - М.: Баласс, 2014. - 240 с.