ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
1.1 Профессиональная педагогическая деятельность педагога- хореографа
1.2 Обучающий и воспитывающий потенциал танца
1.3 Педагогическое мастерство педагога-хореографа показатель качеств личности
1.4 Новое педагогическое мышление и проблема измерения качеств педагога-хореографа
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
2.1 Классификация педагогических технологий в сфере хореографического творчества
2.2 Интегративная технология обеспечения качества хореографического образования
2.3 Информационные технологии подготовки педагога- хореографа
2.4 Использование внутренних резервов для формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога-хореографа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
1.1 Профессиональная педагогическая деятельность педагога- хореографа
1.2 Обучающий и воспитывающий потенциал танца
1.3 Педагогическое мастерство педагога-хореографа показатель качеств личности
1.4 Новое педагогическое мышление и проблема измерения качеств педагога-хореографа
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
2.1 Классификация педагогических технологий в сфере хореографического творчества
2.2 Интегративная технология обеспечения качества хореографического образования
2.3 Информационные технологии подготовки педагога- хореографа
2.4 Использование внутренних резервов для формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога-хореографа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Потенциал личности включает в себя много составляющих, одной из которых являются способности. В педагогическом словаре С. Гончаренко способности определены как устойчивые индивидуальные психические свойства человека, которые являются необходимым внутренним условием его успешной деятельности. C точки зрения психологии - это понятие, означающее уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.
Можно рассматривать индивидуальность как нечто особое и специфическое, что отличает одного человека от других исключительно с его природными, социальными, физиологическими и психическими, унаследованными и приобретёнными качествами.
Творческий индивидуальный стиль педагога-хореографа развивается на основе этих личностных способностей и качеств, которые заложены практически в каждом человеке. Всё это является важным фундаментом для формирования успешной личности педагога-хореографа. Поэтому индивидуальный стиль педагога-хореографа можно рассматривать как совокупность качеств, его задатков, способностей, умений и навыков, с помощью которых он создаёт нечто оригинальное, до сих пор неизвестное, по-новому подходит к решению любых задач.
Если говорить о индивидуальном стиле педагога - хореографа, то непосредственное влияние на её развитие имеет систематическая хореографическая творческая деятельность в течение всего обучения в учебном заведении. Это помогает педагогу-хореографу в будущем лучше реализовать свой творческий потенциал.
Как отмечает И.С. Осинская, под термином «творческий потенциал педагога» подразумевается интеллектуальная структура, которая состоит из совокупности психических процессов, качеств и способностей личности, реализуемых в процессе педагогического творчества [1, с.55].
Каждый педагог - хореограф непосредственно связан с творчеством на занятиях, репетициях, концертах, во время педагогической практики. Эта систематическая творческая деятельность, многогранная и насыщенная интересными событиями жизнь хореографа способны разжечь в душе каждого педагога-хореографа огонь творчества и любви к искусству и своей профессии. Кроме этого для развития творческого потенциала и индивидуального стиля очень важны самообразование, самовоспитание и саморазвитие. Ведь систематическая работа над собой способна вывести человека на необычайно высокий, качественно новый уровень развития.
Итак, индивидуальный стиль педагога - хореографа формируется на основе его творческого потенциала в процессе развития, обучения и воспитания, под влиянием различных внешних и внутренних факторов. Индивидуальный стиль каждого педагога - хореографа выражается в его непохожести на других, в способности по-своему видеть мир, мыслить, решать, действовать.
Актуальность исследования. Формирование индивидуального стиля педагога-хореографа в профессиональной подготовке определяется влиянием множества объективных и субъективных факторов и обнаруживает прямую зависимость конкретно - исторической ситуации в стране и культурных потребностей населения. Именно поэтому и возникает необходимость научного осмысления указанных процессов - их специфики, механизмов, форм, методов, приемов, т.е. всей технологической цепочки.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Технологические основы развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога-хореографа являются вполне обозначенной проблемой. Наиболее близкими научными изысканиями являются труды отечественных педагогов, осуществленных на основе теории педагогики сотрудничества: Ю.К. Бабанского, Б.С. Гершунского, Н.Д. Никандрова, В.Д. Шандрикова, Д.Б. Эльконина, В.П. Беспалько, А.А. Калмыкова, М.М. Левиной, Г.К. Селевко, В.Ю. Питюкова, Д.В. Чернилевского, П.Ф. Анисимов, В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.Л. Коломенская, Д.Ш. Матрос, Г.Н. Сериков, В.Е. Сосонко, Н.Ф. Талызина, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, Б.Т. Лихачева, А.К. Марковой, В.П. Симонова, В.А. Сластенина и др.
Объект исследования - профессиональная деятельность педагога- хореографа.
Предмет исследования - индивидуальный стиль педагога- хореографа.
Цель исследования состоит в изучении формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога- хореографа.
В соответствии с этой целью в исследовании выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы профессионального
самоопределения педагога-хореографа;
- исследовать профессиональную педагогическую деятельность
педагога-хореографа;
- определить педагогическое мастерство педагога-хореографа как показатель качеств личности;
- раскрыть этапы формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога-хореографа;
- разработать интегративную технологию обеспечения качества хореографического образования.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что в современных условиях развитие индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога-хореографа, проявляется в следующих аспектах: ответственности, стремление к новому, компетентности, высокой внутренней мотивация к формированию профессионального мастерства на основе осознанного формирования педагогических качеств.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых. Поскольку вуз культуры и искусств является социальным институтом, определяя общий контекст, следует отметить, что в современной научной литературе с философских позиций диссертантка опиралась на идеи тесной взаимосвязи духовных и материальных явлений, неразрывной связи принципов объективности и субъективности. Методы исследования. В соответствии с целями и задачами, поставленными в работе, автор использовала выработанные наукой методы: исторический анализ, сравнительный анализ, метод проектирования, метод включенного педагогического наблюдения, анкетирования, конкретно-социологический опрос, аналитический метод сопоставления различных педагогических технологий, метод диагностики.
Научная новизна исследования. Внедрение современной концепции о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу позволило:
- проанализировать технологические основы целостного развития педагогических качеств личности хореографа;
- разработать авторскую интегративную технологию подготовки специалистов-хореографов в вузах культуры и искусств, в основе которой лежит опережающее формирование танцевальных навыков по отношению к другим педагогически важным качествам личности хореографа в динамическом взаимодействии с развитием ценностных ориентации студента;
- разработать целостный ценностно-ориентированный
технологический процесс подготовки педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств на принципах интеграции педагогики и хореографического творчества;
- выявить влияние профессиональной деятельности на формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога-хореографа.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что рассмотрены закономерности процесса подготовки педагогов- хореографов, что позволило выявить способы формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога- хореографа. В проведенном исследовании:
- проанализирована деятельность педагогов-хореографов как субъектов
- предложен новый взгляд на формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога-хореографа;
- рассмотрены профессиональные качества: компетентность,
социальная активность, целеустремленность, творчество, стремление к новому; личностные качества специалиста-хореографа: трудолюбие, выносливость, одаренность;
- конкретизирован механизм перехода от знаниецентричной к культуросообразной модели хореографического образования.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в следующем:
- материал диссертации служит для выработки инновационных технологий подготовки специалистов-хореографов в вузах культуры и искусств;
- упражнения и тренаж в диссертации используются для составления методик преподавания хореографических дисциплин;
- основные выводы и методические рекомендации могут быть внедрены в учебно-творческий процесс;
- рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут применяться в системе повышения квалификации педагогов-хореографов, при чтении курсов «Педагогика и психология высшей школы» и «Психология профессиональной деятельности» для аспирантов и магистров;
Структура диссертации. Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Можно рассматривать индивидуальность как нечто особое и специфическое, что отличает одного человека от других исключительно с его природными, социальными, физиологическими и психическими, унаследованными и приобретёнными качествами.
Творческий индивидуальный стиль педагога-хореографа развивается на основе этих личностных способностей и качеств, которые заложены практически в каждом человеке. Всё это является важным фундаментом для формирования успешной личности педагога-хореографа. Поэтому индивидуальный стиль педагога-хореографа можно рассматривать как совокупность качеств, его задатков, способностей, умений и навыков, с помощью которых он создаёт нечто оригинальное, до сих пор неизвестное, по-новому подходит к решению любых задач.
Если говорить о индивидуальном стиле педагога - хореографа, то непосредственное влияние на её развитие имеет систематическая хореографическая творческая деятельность в течение всего обучения в учебном заведении. Это помогает педагогу-хореографу в будущем лучше реализовать свой творческий потенциал.
Как отмечает И.С. Осинская, под термином «творческий потенциал педагога» подразумевается интеллектуальная структура, которая состоит из совокупности психических процессов, качеств и способностей личности, реализуемых в процессе педагогического творчества [1, с.55].
Каждый педагог - хореограф непосредственно связан с творчеством на занятиях, репетициях, концертах, во время педагогической практики. Эта систематическая творческая деятельность, многогранная и насыщенная интересными событиями жизнь хореографа способны разжечь в душе каждого педагога-хореографа огонь творчества и любви к искусству и своей профессии. Кроме этого для развития творческого потенциала и индивидуального стиля очень важны самообразование, самовоспитание и саморазвитие. Ведь систематическая работа над собой способна вывести человека на необычайно высокий, качественно новый уровень развития.
Итак, индивидуальный стиль педагога - хореографа формируется на основе его творческого потенциала в процессе развития, обучения и воспитания, под влиянием различных внешних и внутренних факторов. Индивидуальный стиль каждого педагога - хореографа выражается в его непохожести на других, в способности по-своему видеть мир, мыслить, решать, действовать.
Актуальность исследования. Формирование индивидуального стиля педагога-хореографа в профессиональной подготовке определяется влиянием множества объективных и субъективных факторов и обнаруживает прямую зависимость конкретно - исторической ситуации в стране и культурных потребностей населения. Именно поэтому и возникает необходимость научного осмысления указанных процессов - их специфики, механизмов, форм, методов, приемов, т.е. всей технологической цепочки.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Технологические основы развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога-хореографа являются вполне обозначенной проблемой. Наиболее близкими научными изысканиями являются труды отечественных педагогов, осуществленных на основе теории педагогики сотрудничества: Ю.К. Бабанского, Б.С. Гершунского, Н.Д. Никандрова, В.Д. Шандрикова, Д.Б. Эльконина, В.П. Беспалько, А.А. Калмыкова, М.М. Левиной, Г.К. Селевко, В.Ю. Питюкова, Д.В. Чернилевского, П.Ф. Анисимов, В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.Л. Коломенская, Д.Ш. Матрос, Г.Н. Сериков, В.Е. Сосонко, Н.Ф. Талызина, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, Б.Т. Лихачева, А.К. Марковой, В.П. Симонова, В.А. Сластенина и др.
Объект исследования - профессиональная деятельность педагога- хореографа.
Предмет исследования - индивидуальный стиль педагога- хореографа.
Цель исследования состоит в изучении формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога- хореографа.
В соответствии с этой целью в исследовании выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы профессионального
самоопределения педагога-хореографа;
- исследовать профессиональную педагогическую деятельность
педагога-хореографа;
- определить педагогическое мастерство педагога-хореографа как показатель качеств личности;
- раскрыть этапы формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога-хореографа;
- разработать интегративную технологию обеспечения качества хореографического образования.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что в современных условиях развитие индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога-хореографа, проявляется в следующих аспектах: ответственности, стремление к новому, компетентности, высокой внутренней мотивация к формированию профессионального мастерства на основе осознанного формирования педагогических качеств.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых. Поскольку вуз культуры и искусств является социальным институтом, определяя общий контекст, следует отметить, что в современной научной литературе с философских позиций диссертантка опиралась на идеи тесной взаимосвязи духовных и материальных явлений, неразрывной связи принципов объективности и субъективности. Методы исследования. В соответствии с целями и задачами, поставленными в работе, автор использовала выработанные наукой методы: исторический анализ, сравнительный анализ, метод проектирования, метод включенного педагогического наблюдения, анкетирования, конкретно-социологический опрос, аналитический метод сопоставления различных педагогических технологий, метод диагностики.
Научная новизна исследования. Внедрение современной концепции о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу позволило:
- проанализировать технологические основы целостного развития педагогических качеств личности хореографа;
- разработать авторскую интегративную технологию подготовки специалистов-хореографов в вузах культуры и искусств, в основе которой лежит опережающее формирование танцевальных навыков по отношению к другим педагогически важным качествам личности хореографа в динамическом взаимодействии с развитием ценностных ориентации студента;
- разработать целостный ценностно-ориентированный
технологический процесс подготовки педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств на принципах интеграции педагогики и хореографического творчества;
- выявить влияние профессиональной деятельности на формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога-хореографа.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что рассмотрены закономерности процесса подготовки педагогов- хореографов, что позволило выявить способы формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога- хореографа. В проведенном исследовании:
- проанализирована деятельность педагогов-хореографов как субъектов
- предложен новый взгляд на формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога-хореографа;
- рассмотрены профессиональные качества: компетентность,
социальная активность, целеустремленность, творчество, стремление к новому; личностные качества специалиста-хореографа: трудолюбие, выносливость, одаренность;
- конкретизирован механизм перехода от знаниецентричной к культуросообразной модели хореографического образования.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в следующем:
- материал диссертации служит для выработки инновационных технологий подготовки специалистов-хореографов в вузах культуры и искусств;
- упражнения и тренаж в диссертации используются для составления методик преподавания хореографических дисциплин;
- основные выводы и методические рекомендации могут быть внедрены в учебно-творческий процесс;
- рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут применяться в системе повышения квалификации педагогов-хореографов, при чтении курсов «Педагогика и психология высшей школы» и «Психология профессиональной деятельности» для аспирантов и магистров;
Структура диссертации. Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Проведенное нами исследование, показало, что все поставленные в диссертации задачи выполнены, рабочая гипотеза подтвердилась, поставленная цель достигнута. За различными педагогическими качествами личности, отображенными во множестве концепций, проявляется единая система качественного роста личности, на основе педагогических и психологических исследований. В диссертационном исследовании не только использовано и переосмыслено то, что выработано по проблеме становления личности педагога в современной науке, но и представлены новые теоретические и экспериментальные данные. При этом подразумевается, что педагогические технологии, включенные в проблемное поле исследования, откроют в нем ранее неизвестные возможности. Для того, чтобы понять педагогические качества личности хореографа в новом аспекте, понадобилось в ряде случаев «достроить» методики преподавания танца до уровня технологии. Педагогические качества личности хореографа являются системным образованием, которое возникает в процессе довузовской, вузовской, послевузовской подготовки. Выход в пространство субъектов образовательного процесса позволил обнаружить и зафиксировать новый методологический статус понятия «педагогического качества личности хореографа» как центрального понятия танцевальной педагогики, позволивший снять бинарную оппозицию: техника - импровизация, чувства - интеллект. Следствием признания многомерности феномена личности стало расширение содержания понятия «педагогические качества хореографа», чтобы охватить им качественную определенность образовательного процесса. Эта реальность проявляет себя во множестве форм, поэтому конкретные качества личности педагога-хореографа неисчерпаемы.
Технологизация такой сложной сферы необходима, так как объективно выражает человеческий способ существования, конституирования личности педагога как таковой.
Объяснение изменений личности с помощью термина «педагогические качества хореографа» имеет преимущества:
1. Сближает каждого педагога независимо от специализации (народный танец, классический танец, бальный танец, эстрадный танец и др.)
2. Отображает его личностный рост.
3. Дает педагогу свободу от конкретной ситуации.
4. Воплощается в учебном продукте (танец).
В диссертационном исследовании поставлен вопрос о роли личности как заказчика качественной образовательной услуги. Показано, что потребность в образовании и ценность образования приобретают утилитарно-практическое значение. Раскрываются противоречия, от которых зависит качество хореографического образования. Педагогические технологии представлены в диссертации как средство разрешения этих противоречий. «Технологичность» впервые обоснована как цивилизационное качество современного человека. Определены центры подготовки педагогов-хореографов на основе новых педагогических технологий.
В диссертационном исследовании содержится анализ методологических функций педагогических технологий. Выделены признаки описания конкретной технологии. Дано определение технологической карты и технологической схемы. Подробно проанализировано педагогическое качество хореографа «умение объяснять». Рассмотрено социально нормируемое качество личности педагога «знание технологических процессов и приемов работы по профилю специальности». Введены определения: профессии хореографа, профессиональной педагогической деятельности хореографа, индивидуального стиля педагогической деятельности хореографа. Модели вхождения в профессиональную деятельность адаптированы к специальности педагог-хореограф. Исследована мотивация абитуриентов, поступающих на хореографический факультет. Проведен сравнительный анализ ценности профессии, у студентов первого курса и выпускников. Обоснованы уровни готовности (технический, психологический) студентов-хореографов к педагогической деятельности.
Я-концепция применима для диагностики качеств личности хореографа. В научный оборот введено понятие «Я-хореограф» как показатель профессиональной самоидентификации личности. Раскрыто понятие «педагогического мастерства хореографа». Изучены и представлены в технологической карте различные признаки педагогического мастерства. Систематизированы социально нормируемые признаки педагога-мастера (14 разряд ETC). Для диагностики качеств личности педагога-хореографа использована уровневая оценка (допустимый уровень, критический уровень, недопустимый уровень). Исследованы другие понятия: «педагогической поддержки», «профессиональной устойчивости», «профессиональной успешности» и др. В нашем исследовании показано, что формирование нового мышления - это сложный процесс познавательной деятельности педагога, характеризующийся обобщенным отображением действительности, основу которого составляет развитие мыслительных действий. Качества педагога- хореографа, рассматриваются как интегративная характеристика его личности, а группа - та среда, в которой этот процесс протекает. Новое педагогическое мышление осуществляется на основе принципа активной обратной связи, что предполагает такое качество группы, как умение задавать вопросы. Чем лучше профессионально подготовлен преподаватель и чем оперативнее он способен ответить на вопросы студентов, тем выше его авторитет в группе.
В диссертационном исследовании дано объяснение личностно-ориентированным педагогическим технологиям. Определены гуманистические качества личности педагога-хореографа. Указаны возможности адаптации ряда технологий (М.В.Шакурова, С.И.Змеева, Ю.П.Азарова) к профессиональной деятельности хореографа. Впервые дана классификация педагогических технологий в сфере хореографического творчества. Выделено 20 различных технологий. Подробно описано пять технологий. В них выделены диагностируемые качества личности педагога-хореографа. Разработана интегративная технология обеспечения качества хореографического образования. В ее рамках определены качества личности, позволяющие активно участвовать в разработке и реализации ГОС нового поколения. Проанализированы информационные технологии подготовки педагогов-хореографов. В диссертационном исследовании показана прямая и обратная зависимость между практической деятельностью хореографа и качествами его личности. Рассматривается термин «внутренние резервы», как выработанный личностью механизм активизации внутренних возможностей. Существует почти математическая закономерность: чем полнее используются внутренние резервы личности, тем успешнее протекает ее профессиональная деятельность. Технология использования внутренних резервов личности педагога-хореографа, предложенная диссертантом, сочетается с авторским началом студента, как условия его профессиональной самореализации.
Технологизация процесса формирования педагогических качеств личности хореографа не подменяет собой другие механизмы регулирования учебной (профессиональной) деятельности. Вне процесса технологизации остается ценностно-мотивированный выбор повышенной сложности, когда нет возможности сравнивать альтернативы в единой системе координации. В диссертационном исследовании технологические основы качественного роста личности педагога-хореографа заданы принципом иерархичности, с которым соотносится активность субъектов образовательного процесса. В них отображены основные тенденции современной педагогической науки и быстро развивающегося рынка образовательных услуг.
Технологизация такой сложной сферы необходима, так как объективно выражает человеческий способ существования, конституирования личности педагога как таковой.
Объяснение изменений личности с помощью термина «педагогические качества хореографа» имеет преимущества:
1. Сближает каждого педагога независимо от специализации (народный танец, классический танец, бальный танец, эстрадный танец и др.)
2. Отображает его личностный рост.
3. Дает педагогу свободу от конкретной ситуации.
4. Воплощается в учебном продукте (танец).
В диссертационном исследовании поставлен вопрос о роли личности как заказчика качественной образовательной услуги. Показано, что потребность в образовании и ценность образования приобретают утилитарно-практическое значение. Раскрываются противоречия, от которых зависит качество хореографического образования. Педагогические технологии представлены в диссертации как средство разрешения этих противоречий. «Технологичность» впервые обоснована как цивилизационное качество современного человека. Определены центры подготовки педагогов-хореографов на основе новых педагогических технологий.
В диссертационном исследовании содержится анализ методологических функций педагогических технологий. Выделены признаки описания конкретной технологии. Дано определение технологической карты и технологической схемы. Подробно проанализировано педагогическое качество хореографа «умение объяснять». Рассмотрено социально нормируемое качество личности педагога «знание технологических процессов и приемов работы по профилю специальности». Введены определения: профессии хореографа, профессиональной педагогической деятельности хореографа, индивидуального стиля педагогической деятельности хореографа. Модели вхождения в профессиональную деятельность адаптированы к специальности педагог-хореограф. Исследована мотивация абитуриентов, поступающих на хореографический факультет. Проведен сравнительный анализ ценности профессии, у студентов первого курса и выпускников. Обоснованы уровни готовности (технический, психологический) студентов-хореографов к педагогической деятельности.
Я-концепция применима для диагностики качеств личности хореографа. В научный оборот введено понятие «Я-хореограф» как показатель профессиональной самоидентификации личности. Раскрыто понятие «педагогического мастерства хореографа». Изучены и представлены в технологической карте различные признаки педагогического мастерства. Систематизированы социально нормируемые признаки педагога-мастера (14 разряд ETC). Для диагностики качеств личности педагога-хореографа использована уровневая оценка (допустимый уровень, критический уровень, недопустимый уровень). Исследованы другие понятия: «педагогической поддержки», «профессиональной устойчивости», «профессиональной успешности» и др. В нашем исследовании показано, что формирование нового мышления - это сложный процесс познавательной деятельности педагога, характеризующийся обобщенным отображением действительности, основу которого составляет развитие мыслительных действий. Качества педагога- хореографа, рассматриваются как интегративная характеристика его личности, а группа - та среда, в которой этот процесс протекает. Новое педагогическое мышление осуществляется на основе принципа активной обратной связи, что предполагает такое качество группы, как умение задавать вопросы. Чем лучше профессионально подготовлен преподаватель и чем оперативнее он способен ответить на вопросы студентов, тем выше его авторитет в группе.
В диссертационном исследовании дано объяснение личностно-ориентированным педагогическим технологиям. Определены гуманистические качества личности педагога-хореографа. Указаны возможности адаптации ряда технологий (М.В.Шакурова, С.И.Змеева, Ю.П.Азарова) к профессиональной деятельности хореографа. Впервые дана классификация педагогических технологий в сфере хореографического творчества. Выделено 20 различных технологий. Подробно описано пять технологий. В них выделены диагностируемые качества личности педагога-хореографа. Разработана интегративная технология обеспечения качества хореографического образования. В ее рамках определены качества личности, позволяющие активно участвовать в разработке и реализации ГОС нового поколения. Проанализированы информационные технологии подготовки педагогов-хореографов. В диссертационном исследовании показана прямая и обратная зависимость между практической деятельностью хореографа и качествами его личности. Рассматривается термин «внутренние резервы», как выработанный личностью механизм активизации внутренних возможностей. Существует почти математическая закономерность: чем полнее используются внутренние резервы личности, тем успешнее протекает ее профессиональная деятельность. Технология использования внутренних резервов личности педагога-хореографа, предложенная диссертантом, сочетается с авторским началом студента, как условия его профессиональной самореализации.
Технологизация процесса формирования педагогических качеств личности хореографа не подменяет собой другие механизмы регулирования учебной (профессиональной) деятельности. Вне процесса технологизации остается ценностно-мотивированный выбор повышенной сложности, когда нет возможности сравнивать альтернативы в единой системе координации. В диссертационном исследовании технологические основы качественного роста личности педагога-хореографа заданы принципом иерархичности, с которым соотносится активность субъектов образовательного процесса. В них отображены основные тенденции современной педагогической науки и быстро развивающегося рынка образовательных услуг.
Подобные работы
- ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАНЦОРА НА ПРИМЕРЕ БРЭЙК ДАНСА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
В ИМИДЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - ХОРЕОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ХОРЕОГРАФОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЖАЗОВОМУ ТАНЦУ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ КАК СРЕДСТВА
ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
В ТАНЦЕВАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - Организационно-творческая деятельность руководителя хореографического коллектива
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017



