Неделя математики как одна из форм внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС 5
1.1. Сущность внеурочной деятельности в условиях ФГОС 5
1.2. Основные направления, виды и формы внеурочной деятельности
1.3. Внеурочная деятельность по математике 13
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
5-11 КЛАССОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС 16
2.1. Особенности организации недели математики 16
2.2. Методическая разработка тематической недели математики для
обучающихся 5-11 классов 19
2.3. Разработка математического квеста «По следу фараона» для 11-х
классов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложение 1 57
Приложение 2 59
Приложение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС 5
1.1. Сущность внеурочной деятельности в условиях ФГОС 5
1.2. Основные направления, виды и формы внеурочной деятельности
1.3. Внеурочная деятельность по математике 13
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
5-11 КЛАССОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС 16
2.1. Особенности организации недели математики 16
2.2. Методическая разработка тематической недели математики для
обучающихся 5-11 классов 19
2.3. Разработка математического квеста «По следу фараона» для 11-х
классов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложение 1 57
Приложение 2 59
Приложение 3
В век новых технологий математическое образование является одним из востребованных направлений в развитии личности. В отличной математической подготовке нуждаются обучающиеся всех образовательных учреждений.
Методические изменения образовательного пространства повлекли за собой новые образовательные задачи. Так перед учителями математики ставится цель не только передавать учащимся определенные предметные знания, но и формировать мотивацию самостоятельного изучения математики и навыки применения полученных знаний в повседневной жизни.
Достигнуть эту цель, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, призвана внеурочная деятельность, которая стала частью основной образовательной программы школы.
Организация внеурочной деятельности по математике направлена на повышение уровня математической культуры, развитию математического кругозора и логического мышления обучающихся. Внеурочная деятельность по математике способствует раскрытию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, в независимости от возраста и уровня математической подготовки.
Актуальность выбранной темы работы заключается в том, что Стандарт не ограничивает образовательные организации в выборе форм внеурочной деятельности, но рекомендует использовать те формы, что будут направлены на развитие познавательных и креативных способностей обучающихся.
Наиболее интересной и эффективной формой внеурочной деятельности по математике в школе является предметная неделя, которая объединяет в себе разнообразные формы внеурочной деятельности и позволяет достигать поставленные образовательные задачи.
Цель работы: представить разработку недели математики как одной из форм внеурочной деятельности в школе.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Выявить теоретические основы сущности и содержания внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
2. Рассмотреть цели, задачи и функции внеурочной деятельности.
3. Выявить основные направления, виды и формы внеурочной деятельности по математике.
4. Составить методические рекомендации по организации и проведению предметной недели в основной школе.
5. Представить план проведения недели математики «Вокруг света за 5 дней» в основной школе и разработать несколько из планируемых мероприятий.
В основу исследования положена гипотеза:
целенаправленное проведение внеурочной деятельности по математике повышает качество знаний обучающихся и способствует формированию познавательного интереса к предмету.
Объект: внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС.
Предмет: организация недели математики в школе как одной из форм внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Теоретическая и научная значимость исследования заключается в теоретическом обобщении сущности и содержания внеурочной деятельности.
Практическая значимость работы заключается в разработке недели математики, направленной на повышение заинтересованности в изучении предмета и развитие творческих и умственных способностей обучающихся.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, изучение и обобщение положительного опыта преподавания математических дисциплин учителями, разработка недели математики.
Структура работы состоит из двух глав: теоретической и практической, списка использованной литературы и приложений.
Методические изменения образовательного пространства повлекли за собой новые образовательные задачи. Так перед учителями математики ставится цель не только передавать учащимся определенные предметные знания, но и формировать мотивацию самостоятельного изучения математики и навыки применения полученных знаний в повседневной жизни.
Достигнуть эту цель, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, призвана внеурочная деятельность, которая стала частью основной образовательной программы школы.
Организация внеурочной деятельности по математике направлена на повышение уровня математической культуры, развитию математического кругозора и логического мышления обучающихся. Внеурочная деятельность по математике способствует раскрытию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, в независимости от возраста и уровня математической подготовки.
Актуальность выбранной темы работы заключается в том, что Стандарт не ограничивает образовательные организации в выборе форм внеурочной деятельности, но рекомендует использовать те формы, что будут направлены на развитие познавательных и креативных способностей обучающихся.
Наиболее интересной и эффективной формой внеурочной деятельности по математике в школе является предметная неделя, которая объединяет в себе разнообразные формы внеурочной деятельности и позволяет достигать поставленные образовательные задачи.
Цель работы: представить разработку недели математики как одной из форм внеурочной деятельности в школе.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Выявить теоретические основы сущности и содержания внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
2. Рассмотреть цели, задачи и функции внеурочной деятельности.
3. Выявить основные направления, виды и формы внеурочной деятельности по математике.
4. Составить методические рекомендации по организации и проведению предметной недели в основной школе.
5. Представить план проведения недели математики «Вокруг света за 5 дней» в основной школе и разработать несколько из планируемых мероприятий.
В основу исследования положена гипотеза:
целенаправленное проведение внеурочной деятельности по математике повышает качество знаний обучающихся и способствует формированию познавательного интереса к предмету.
Объект: внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС.
Предмет: организация недели математики в школе как одной из форм внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Теоретическая и научная значимость исследования заключается в теоретическом обобщении сущности и содержания внеурочной деятельности.
Практическая значимость работы заключается в разработке недели математики, направленной на повышение заинтересованности в изучении предмета и развитие творческих и умственных способностей обучающихся.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, изучение и обобщение положительного опыта преподавания математических дисциплин учителями, разработка недели математики.
Структура работы состоит из двух глав: теоретической и практической, списка использованной литературы и приложений.
Подводя итоги проделанной работы по теме: “Неделя математики как одна из форм внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС”, хочется отметить неоспоримый факт, что внеурочная деятельность - не новое, но важное направление в воспитательной работе школы, которому нужно уделять особое внимание. Главная задача внеурочной деятельности - способствовать изучению и закреплению основной общеобразовательной программы. Проанализировав научно-методическую литературу по интересующей нас теме, мы можем сделать следующие выводы:
В главе 1 - Теоретические основы внеурочной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС была дана общая характеристика внеурочной деятельности, а именно:
1. Сформулировано определение внеурочной деятельности, которая представляет собой образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
2. Установлено, что целью внеурочной деятельности является активизация социальных и интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время; развитие здоровой и творческой личности; подготовка к жизнедеятельности в новых условиях, формирование универсальных учебных действий.
3. Установлено, что внеурочная деятельность и дополнительное образование не являются одним и тем же видом внеурочной работы;
4. Выявлены основные направления внеурочной деятельности по ФГОС, а именно общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное и духовно-нравственное.
5. Рассмотрены основные виды (игровая, познавательная, досугово-развлекательная, спортивно-озздоровительная и др.) внеурочной деятельности.
6. Охарактеризованы основные формы (факультативы, игры, олимпиады, проекты, дискуссии, КВН и др.) внеурочной деятельности по математике.
7. Выявлено, что наиболее интересной и эффективной формой внеурочной деятельности по математике является предметная неделя, которая включает в себя разнообразные виды и формы деятельности.
Во второй главе - Разработка недели математики для обучающихся 5¬11 классов в соответствии с требованиями ФГОС были приведены основные составляющие практической организации недели, а именно:
1. Сформулирована цель проведения предметной недели, которая ориентирована на развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержку и развитие творческих способностей и интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости математических знаний в повседневной жизни и основные задачи проведения.
2. Указаны принципы организации, на которые необходимо опираться при разработке предметной недели (массовость, доступность, заинтересованность, соревновательный момент).
3. Указана форма организации деятельности (индивидуальная, групповая, коллективная).
4. Выявлены критерии отбора материала для составления заданий к мероприятиям предметной недели: соответствие заданий изучаемому курсу математики, неявный вид заданий, разнообразие и многовариативность решения заданий.
5. Установлено, что организация и проведение предметной недели (математики) проходит в три этапа. На первом - подготовительном - этапе создается организационный комитет, формулируются цели и задачи недели; разрабатывается план и содержание мероприятий недели; подготовка раздаточных материалов и украшаемых атрибутов, репетиции открытия и закрытия Недели (общешкольные линейки). На втором этапе осуществляется практическая реализация недели, подводятся итоги и награждение участников и победителей. На заключительном этапе проводится рефлексивная оценка осуществленной деятельности, анализ мероприятия.
6. Указано, что предметные недели могут быть тематическими, чтобы не потерять своей актуальности.
7. Представлена разработка тематической недели математики «Вокруг света за 5 дней» для обучающихся 5-11 классов, согласно учебно-методическим комплектам «Математика» (5-6), «Алгебра» (7-9) под редакцией Дорофеева Г.В. и «Геометрия» (7-9, 10-11) под редакцией Атанасяна Л.С..
8. Представлена методическая разработка математического квеста «По следу Фараона» для 11-х классов, разработанная согласно учебно-методическим комплектам «Геометрия» (10-11) под редакцией Атанасяна Л.С. и типовых задач по теме из Единого государственного экзамена (профильный уровень).
9. В Приложении 2 представлена разработка интеллектуальной игры «Пи, квиз, плиз!» для обучающихся 8-х кл. (с описанием и иллюстрациями заданий).
10. В Приложении 3 представлена разработка игры «Цветик - семицветик» для обучающихся 5-х кл. (с описанием и иллюстрациями заданий).
Предложенные нами методические разработки могут быть использованы в работе учителей общеобразовательных школ, гимназий и лицеев при организации недели математики.
Апробация мероприятий, включенных в разработанный план недели математики, проводилась в период педагогической практики с 2016-2018 г.г. в МАОУ СОШ №153 г. Челябинска и Гимназии №10 г. Челябинска.
В главе 1 - Теоретические основы внеурочной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС была дана общая характеристика внеурочной деятельности, а именно:
1. Сформулировано определение внеурочной деятельности, которая представляет собой образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
2. Установлено, что целью внеурочной деятельности является активизация социальных и интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время; развитие здоровой и творческой личности; подготовка к жизнедеятельности в новых условиях, формирование универсальных учебных действий.
3. Установлено, что внеурочная деятельность и дополнительное образование не являются одним и тем же видом внеурочной работы;
4. Выявлены основные направления внеурочной деятельности по ФГОС, а именно общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное и духовно-нравственное.
5. Рассмотрены основные виды (игровая, познавательная, досугово-развлекательная, спортивно-озздоровительная и др.) внеурочной деятельности.
6. Охарактеризованы основные формы (факультативы, игры, олимпиады, проекты, дискуссии, КВН и др.) внеурочной деятельности по математике.
7. Выявлено, что наиболее интересной и эффективной формой внеурочной деятельности по математике является предметная неделя, которая включает в себя разнообразные виды и формы деятельности.
Во второй главе - Разработка недели математики для обучающихся 5¬11 классов в соответствии с требованиями ФГОС были приведены основные составляющие практической организации недели, а именно:
1. Сформулирована цель проведения предметной недели, которая ориентирована на развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержку и развитие творческих способностей и интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости математических знаний в повседневной жизни и основные задачи проведения.
2. Указаны принципы организации, на которые необходимо опираться при разработке предметной недели (массовость, доступность, заинтересованность, соревновательный момент).
3. Указана форма организации деятельности (индивидуальная, групповая, коллективная).
4. Выявлены критерии отбора материала для составления заданий к мероприятиям предметной недели: соответствие заданий изучаемому курсу математики, неявный вид заданий, разнообразие и многовариативность решения заданий.
5. Установлено, что организация и проведение предметной недели (математики) проходит в три этапа. На первом - подготовительном - этапе создается организационный комитет, формулируются цели и задачи недели; разрабатывается план и содержание мероприятий недели; подготовка раздаточных материалов и украшаемых атрибутов, репетиции открытия и закрытия Недели (общешкольные линейки). На втором этапе осуществляется практическая реализация недели, подводятся итоги и награждение участников и победителей. На заключительном этапе проводится рефлексивная оценка осуществленной деятельности, анализ мероприятия.
6. Указано, что предметные недели могут быть тематическими, чтобы не потерять своей актуальности.
7. Представлена разработка тематической недели математики «Вокруг света за 5 дней» для обучающихся 5-11 классов, согласно учебно-методическим комплектам «Математика» (5-6), «Алгебра» (7-9) под редакцией Дорофеева Г.В. и «Геометрия» (7-9, 10-11) под редакцией Атанасяна Л.С..
8. Представлена методическая разработка математического квеста «По следу Фараона» для 11-х классов, разработанная согласно учебно-методическим комплектам «Геометрия» (10-11) под редакцией Атанасяна Л.С. и типовых задач по теме из Единого государственного экзамена (профильный уровень).
9. В Приложении 2 представлена разработка интеллектуальной игры «Пи, квиз, плиз!» для обучающихся 8-х кл. (с описанием и иллюстрациями заданий).
10. В Приложении 3 представлена разработка игры «Цветик - семицветик» для обучающихся 5-х кл. (с описанием и иллюстрациями заданий).
Предложенные нами методические разработки могут быть использованы в работе учителей общеобразовательных школ, гимназий и лицеев при организации недели математики.
Апробация мероприятий, включенных в разработанный план недели математики, проводилась в период педагогической практики с 2016-2018 г.г. в МАОУ СОШ №153 г. Челябинска и Гимназии №10 г. Челябинска.
Подобные работы
- Формирование метапредметного понятия у учеников 6-го класса (на примере понятия «форма»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Развитие познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - Логические универсальные учебные действия в процессе обучения решению текстовых задач в младшем школьном возрасте на уроках математики
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Развитие у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской работы при изучении вида азартной игры и психологии игроков в романе Ф.М. Достоевского “Игрок”
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ «МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ> В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018



