ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС 5
1.1. Сущность внеурочной деятельности в условиях ФГОС 5
1.2. Основные направления, виды и формы внеурочной деятельности
1.3. Внеурочная деятельность по математике 13
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
5-11 КЛАССОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС 16
2.1. Особенности организации недели математики 16
2.2. Методическая разработка тематической недели математики для
обучающихся 5-11 классов 19
2.3. Разработка математического квеста «По следу фараона» для 11-х
классов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложение 1 57
Приложение 2 59
Приложение 3
В век новых технологий математическое образование является одним из востребованных направлений в развитии личности. В отличной математической подготовке нуждаются обучающиеся всех образовательных учреждений.
Методические изменения образовательного пространства повлекли за собой новые образовательные задачи. Так перед учителями математики ставится цель не только передавать учащимся определенные предметные знания, но и формировать мотивацию самостоятельного изучения математики и навыки применения полученных знаний в повседневной жизни.
Достигнуть эту цель, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, призвана внеурочная деятельность, которая стала частью основной образовательной программы школы.
Организация внеурочной деятельности по математике направлена на повышение уровня математической культуры, развитию математического кругозора и логического мышления обучающихся. Внеурочная деятельность по математике способствует раскрытию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, в независимости от возраста и уровня математической подготовки.
Актуальность выбранной темы работы заключается в том, что Стандарт не ограничивает образовательные организации в выборе форм внеурочной деятельности, но рекомендует использовать те формы, что будут направлены на развитие познавательных и креативных способностей обучающихся.
Наиболее интересной и эффективной формой внеурочной деятельности по математике в школе является предметная неделя, которая объединяет в себе разнообразные формы внеурочной деятельности и позволяет достигать поставленные образовательные задачи.
Цель работы: представить разработку недели математики как одной из форм внеурочной деятельности в школе.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Выявить теоретические основы сущности и содержания внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
2. Рассмотреть цели, задачи и функции внеурочной деятельности.
3. Выявить основные направления, виды и формы внеурочной деятельности по математике.
4. Составить методические рекомендации по организации и проведению предметной недели в основной школе.
5. Представить план проведения недели математики «Вокруг света за 5 дней» в основной школе и разработать несколько из планируемых мероприятий.
В основу исследования положена гипотеза:
целенаправленное проведение внеурочной деятельности по математике повышает качество знаний обучающихся и способствует формированию познавательного интереса к предмету.
Объект: внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС.
Предмет: организация недели математики в школе как одной из форм внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Теоретическая и научная значимость исследования заключается в теоретическом обобщении сущности и содержания внеурочной деятельности.
Практическая значимость работы заключается в разработке недели математики, направленной на повышение заинтересованности в изучении предмета и развитие творческих и умственных способностей обучающихся.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, изучение и обобщение положительного опыта преподавания математических дисциплин учителями, разработка недели математики.
Структура работы состоит из двух глав: теоретической и практической, списка использованной литературы и приложений.
Подводя итоги проделанной работы по теме: “Неделя математики как одна из форм внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС”, хочется отметить неоспоримый факт, что внеурочная деятельность - не новое, но важное направление в воспитательной работе школы, которому нужно уделять особое внимание. Главная задача внеурочной деятельности - способствовать изучению и закреплению основной общеобразовательной программы. Проанализировав научно-методическую литературу по интересующей нас теме, мы можем сделать следующие выводы:
В главе 1 - Теоретические основы внеурочной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС была дана общая характеристика внеурочной деятельности, а именно:
1. Сформулировано определение внеурочной деятельности, которая представляет собой образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
2. Установлено, что целью внеурочной деятельности является активизация социальных и интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время; развитие здоровой и творческой личности; подготовка к жизнедеятельности в новых условиях, формирование универсальных учебных действий.
3. Установлено, что внеурочная деятельность и дополнительное образование не являются одним и тем же видом внеурочной работы;
4. Выявлены основные направления внеурочной деятельности по ФГОС, а именно общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное и духовно-нравственное.
5. Рассмотрены основные виды (игровая, познавательная, досугово-развлекательная, спортивно-озздоровительная и др.) внеурочной деятельности.
6. Охарактеризованы основные формы (факультативы, игры, олимпиады, проекты, дискуссии, КВН и др.) внеурочной деятельности по математике.
7. Выявлено, что наиболее интересной и эффективной формой внеурочной деятельности по математике является предметная неделя, которая включает в себя разнообразные виды и формы деятельности.
Во второй главе - Разработка недели математики для обучающихся 5¬11 классов в соответствии с требованиями ФГОС были приведены основные составляющие практической организации недели, а именно:
1. Сформулирована цель проведения предметной недели, которая ориентирована на развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержку и развитие творческих способностей и интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости математических знаний в повседневной жизни и основные задачи проведения.
2. Указаны принципы организации, на которые необходимо опираться при разработке предметной недели (массовость, доступность, заинтересованность, соревновательный момент).
3. Указана форма организации деятельности (индивидуальная, групповая, коллективная).
4. Выявлены критерии отбора материала для составления заданий к мероприятиям предметной недели: соответствие заданий изучаемому курсу математики, неявный вид заданий, разнообразие и многовариативность решения заданий.
5. Установлено, что организация и проведение предметной недели (математики) проходит в три этапа. На первом - подготовительном - этапе создается организационный комитет, формулируются цели и задачи недели; разрабатывается план и содержание мероприятий недели; подготовка раздаточных материалов и украшаемых атрибутов, репетиции открытия и закрытия Недели (общешкольные линейки). На втором этапе осуществляется практическая реализация недели, подводятся итоги и награждение участников и победителей. На заключительном этапе проводится рефлексивная оценка осуществленной деятельности, анализ мероприятия.
6. Указано, что предметные недели могут быть тематическими, чтобы не потерять своей актуальности.
7. Представлена разработка тематической недели математики «Вокруг света за 5 дней» для обучающихся 5-11 классов, согласно учебно-методическим комплектам «Математика» (5-6), «Алгебра» (7-9) под редакцией Дорофеева Г.В. и «Геометрия» (7-9, 10-11) под редакцией Атанасяна Л.С..
8. Представлена методическая разработка математического квеста «По следу Фараона» для 11-х классов, разработанная согласно учебно-методическим комплектам «Геометрия» (10-11) под редакцией Атанасяна Л.С. и типовых задач по теме из Единого государственного экзамена (профильный уровень).
9. В Приложении 2 представлена разработка интеллектуальной игры «Пи, квиз, плиз!» для обучающихся 8-х кл. (с описанием и иллюстрациями заданий).
10. В Приложении 3 представлена разработка игры «Цветик - семицветик» для обучающихся 5-х кл. (с описанием и иллюстрациями заданий).
Предложенные нами методические разработки могут быть использованы в работе учителей общеобразовательных школ, гимназий и лицеев при организации недели математики.
Апробация мероприятий, включенных в разработанный план недели математики, проводилась в период педагогической практики с 2016-2018 г.г. в МАОУ СОШ №153 г. Челябинска и Гимназии №10 г. Челябинска.
1. Алгебра, 8: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение,
2016. - 320 с.
2. Антонова Т.В., Домашенко Т. Е., Щеглова Е. В., Короткая Н.Ю. Неделя математики в школе - интернате [Электронный ресурс] / Т.В. Антонова, Т.Е. Домашенко, Е.В. Щеглова, Н.Ю. Короткая. - Режим доступа: https: //znanio .ru/media/razrabotka_nedelya_matematikisrednee_zveno - 40516/48783
3. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.В. Байбородова. — М.: Просвещение, 2013. - 177 с.
4. Баранова, А.В., Кисляков, А.В. Моделируем внеурочную
деятельность обучающихся / А.В. Баранова, А.В. Кисляков. - М.:
Просвещение, 2013. - 96 с.
5. Бунимович Е. А., Дорофеев Г.В., Суворова С. Б. Линия учебно-методических комплектов «Сферы» по математике: Математика.
Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Бунимович Е. А. и др. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с.
6. Бурганиев Р.Г., Вахитова А.М. Формирование вычислительных навыков [Электронный ресурс] / Р.Г. Бурганиев, А.М. Вахитова. - Режим доступа: https://urok. 1 зер1.ги/статьи/571557/
7. Величко М.В. Математика. 9 - 11 классы: проектная
деятельность учащихся / М.В. Величко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 123 с.
8. Волченкова Т.С. Методика подготовки и проведения предметной недели по математике в средней школе [Электронный ресурс] / Т.С. Волченкова. - Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/mietodika-podghotovki- i-proviedieniia-priedmietnoi-niedieli-po-matiematikie-v-sriedniei-shkolie.html
9. Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - 17-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 384 с.
10. Геометрия. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват.
учреждений: базовый и профил. уровни / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. — 18-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 255 с.
11. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика / Л.В.Гончарова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 133с.
12. Горев П. М. Совершенствование системы дополнительного математического образования в средней школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 11 (ноябрь). - Режим доступа: http://e-kon-cept.ru/2014/14298.htm
13. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
14. Григорьева Г.И. Математика. Предметная неделя в школе (методика проведения и сценарии конкурсов, викторины, презентации проектов, школьные олимпиады, разработки уроков) / Г.И. Григорьева. - М.: Глобус, 2008. - 198 с.
15. Гришаева А. Г. Неделя математики в современной школе:
организационные формы и содержательные аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Режим доступа: http://e-
koncept.ru/2014/64204. htm
16. Евладова, Е. Б. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования: методическое пособие / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова. - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. - 296 с.
17. Ефремова Н.Л., Комарова Е.А., Ширунова Н.А. Предметные недели и открытые уроки. Алгебра, геометрия, физика, астрономия / Н.Л.
Ефремова, Е.А.Комарова, Н.А. Ширунова. - Ярославль: Акадения развития, 2009. - 224 с.
18. Зенина Л. Е. Организация внеурочной деятельности по
математике в малокомплектной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Режим доступа: http://e-
koncept.ru/2016/46147.htm.
19. Злобина Н.Г. Технология организации групповых проблемных дискуссий [Электронный ресурс] / Н.Г. Злобина. - Режим доступа: https://infourok.ru/diskussiya-na-urokah-matematiki-3492145.html
20. Иванова Н.Н. Формирование общеучебных умений и навыков в процессе обучения математике [Электронный ресурс] / Н.Н. Иванова. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru/статьи/612111/
21. Игумнова Е. А. Квест-технология в образовании. Учебное пособие для студентов высш. и сред. учебных заведений / Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая. - Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2016. - 184 с.
22. Имаметдинова Р. Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие // Одаренный ребенок.- 2006.- № 6. - 99¬101 с.
23. Калменская, Н. В. Виды и формы внеурочной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / Н. В. Калменская. - Режим доступа:https://infourok.ru/statya-vidi-i-formi-vneurochnoydeyatelnosti- uchaschihsya-394263.html
24. Касмылина Н. П. Проведение недели математики в школе [Электронный ресурс] / Н.П. Касмылина. - Режим доступа: https: //infourok.ru/statya_provedenie_nedeli_matematiki_v_shkole. -535108. htm
25. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Матем. головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. / Б.А. Кордемский, А.А. Ахадов. - М.: Просвещение, 1996. - 144 с.
26. Кузенкова И. В. Предметные недели математики, информатики и физики в школе [Электронный ресурс] /И.В. Кузенкова. - Режим доступа: https://infourok.ru/statya-predmetnie-nedeli-matematiki-informatiki-i-fiziki-v- shkole-1377459.html
27. Кузнецова Е. А. Основные направления и формы внеурочной деятельности по математике в средней школе в условиях введения ФГОС ООО (из опыта работы) // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — 75-77 с.
28. Малыхина Л.Б. Справочник по внеурочной деятельности для руководителей и педагогов / Л.Б. Малыхина. - Волгоград.: Учитель, 2017 г. - 118 с.
29. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /
Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. - 5-е изд.- М.:
Просвещение, 2017. - 288 с.
30. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /
Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. - 4-е изд.- М.:
Просвещение, 2016. - 288 с.
31. Махмутова Ф.Ф. Подготовка к ЕГЭ по теме "Объем шара" [Электронный ресурс] / Ф.Ф. Махмутова. - Режим доступа: ййрз://игок.1зер1.ги/статьи/606914/
32. Никитина Ю.С., Погорелова Н.Г. Предметная неделя как средство развития интересов учащихся [Электрон. ресурс] / Ю.С. Никитина, Н.Г. Погорелова. Режим доступа: http://metod-sbornik.ru/matematika/
33. Никифорова Н.А. Неделя математики - одна из форм
внеклассной работы [Электронный ресурс] / Н.А. Никифорова. - Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/niedielia-matiematiki-odna-iz-form-
vnieklassnoi-raboty.html
34. Павлов А.Н. Внеклассная работа: Интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / А.Н. Павлов. М.: НЦ ЭНАС. - 2008.
35. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», - 2009. - 192 с.
36. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования науки России от 18.08.2017 N 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
37. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г.
№ 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального государственного образовательного стандарта общего образования”
38. Попова Е. И. Неделя математики, как одна из форм внеурочной работы в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -
2017. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/573003.htm
39. Ризатдинова Г.Х. Неделя математики как одна из форм внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / Г.Х. Ризатдинова. - Режим доступа:
https: //dspace. kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/110940/mathedu2016_289_297. pdf?sequence=-1
40. Роженко О.Д., Чумакова Ю. В. Проведение недели математики в
школе [Электронный ресурс] / О.Д. Роженко, Ю.В. Чумакова. - Режим доступа: https://infourok.ru/statya_o_provedenii_nedeli_matematiki_v_shkole-
180607.htm
41. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев - М.: АРКТИ, 2003. - 80 с.
42. Сокол И. Н. Классификация квестов // Молодийвчений. - 2014. - Вып. №6 (09). - 138-140 с.
43. Фотина И.Я. Математика. Развитие математического мышления: олимпиады, конкурсы. ФГОС / И.Я. Фотина. - Волгоград.: Учитель, 2017 г. - 199 с.
44. Худадатова С.С. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах, 9 класс / С.С. Худадатова. - М.: Школьная пресса, 2002. - 32 с.
45. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5¬6 классы / И.Ф, Шарыгин, А.В. Шевкин. - М.: «Просвещение», 2005. - 98 с.
46. Щелина Т. Т., Чудакова А. О. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни // Молодой ученый. - 2014. - №21.1. - 146-149 с.
47. Электронный ресурс: http://mat.1september.ru/