Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культура межличностных отношений в педагогическом коллективе образовательной организации

Работа №81082

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы107
Год сдачи2019
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
282
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Межличностные отношения и организационная культура образовательной организации: теоретический аспект 10
1.1 Специфика организационной культуры образовательной организации.. 10
1.2 Конфликт как проявление межличностных отношений в педагогическом
коллективе: типы и особенности конфликтов 31
1.3 Управление конфликтами как элемент формирования организационной
культуры образовательной организации 44
Выводы по 1 главе 58
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование организационной культуры
образовательной организации 61
2.1 Управление конфликтами и формирование межличностных отношений в
педагогическом коллективе: подходы и методы 61
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 66
Выводы по 2 главе 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ

Понятие «организационная культура» вошло в терминологический словарь наук об управлении в 70-80-х годах прошлого столетия. Изначально оно применялось по отношению к промышленным корпорациям, торговым и финансовым компаниям, затем сфера его употребления все больше расширялась и социализировалась. Сегодня понятие «организационная культура» применимо к организациям всех видов и направлений деятельности, в том числе и к образовательным организациям.
У понятия «организационная культура» имеется несколько аналогов: «корпоративная культура», «имидж организации», «организационная социальная ответственность» и др. Мы выбрали термин «организационная культура», поскольку, как мы полагаем, он наиболее точно отвечает особенностям исследуемой нами сферы - сферы образования.
Рассмотрим приеденные выше определения. Имидж организации - это ее репутация, образ, который должен сложиться в окружающей среде, в обществе. Он направлен во вне. Как бы не обстояли дела внутри фирмы, для потребителя она должна выглядеть привлекательно. Организационная социальная ответственность направлена на сознательное, ответственное отношение к качеству товаров и услуг, оправдание ожиданий потребителей и т.п. Корпоративная культура - понятие наиболее близкое организационной культуре. Оно включает не только формирование внешнего имиджа и социальную ответственность перед потребителем, но и внутреннюю составляющую, позволяющую рассматривать любую организацию как культуру, со своими нормами, традициями, ценностями, субкультурами. Организационная культура, прежде всего, направлена внутрь организации, на формирование внутренней культуры. Поскольку мы выбираем объектом анализа образовательную организацию, и еще более узко - педагогический коллектив, то понятие организационная культура в этом случае является наиболее соответствующим определением данной внутренней субкультуры, входящей в состав организационной культуры в целом.
В организационной культуре педагогического коллектива образовательной организации на первое место выходят межличностные отношения, социально-психологический климат, степень конфликтогенности. Состояние межличностных отношений, особенности социально-психологической атмосферы - факторы, напрямую определяющие степень эффективности управления педагогическим коллективом, состояние его организационной культуры.
Межличностные отношения - это организационные взаимодействия, статусно-ролевая взаимосвязь, административно-психологическое взаимовлияние, эмоционально-логическое взаимопознание. Они возникают на основе предметно-практической деятельности коллектива, задаются материально-техническими, организационно-управленческими и другими условиями его жизнедеятельности.
Единство содержания общественных и межличностных отношений, как считает В.В. Бойко, предстает в виде непосредственного взаимодействия людей (сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия, или, напротив, несовместимости, разногласий, соперничества, разобщенности), а также в виде качеств личности, от которых зависят психологические особенности общения людей в коллективе [6, с. 25]. Межличностные отношения не должны складываться стихийно. Конечно, в них всегда есть доля непредсказуемости, основанная на личных симпатиях - антипатиях. И, тем не менее, межличностными отношениями можно и нужно управлять, используя стратегии и тактики организационной культуры для создания благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе.
Удовлетворенность взаимоотношениями по горизонтали (с коллегами) и по вертикали (с руководителями) рассматривается как важный показатель социально - психологического климата в коллективе. Показатели удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали тесно связаны с частотой обсуждения в коллективе вопросов, непосредственно связанных с работой, а также с частотой контактов членов коллектива в свободное от работы время. В самой официальной обстановке между людьми так или иначе складываются личные отношения и они не могут не влиять на общую атмосферу в коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений [13, с 77].
Показателями удовлетворенности взаимоотношениями по вертикали являются стиль руководства образовательным учреждением (авторитарный, коллегиальный, демократический), модель восприятия руководителя и способ реализации власти. Если руководитель опирается на власть должностного положения и использует принуждение в качестве основного аргумента, то его восприятие будет негативным, коллектив будет оказывать скрытое сопротивление, и обе стороны будут испытывать неудовлетворенность.
Выявление личной потребности каждого члена педагогического коллектива, создание возможности для удовлетворения индивидуальных потребностей через достижение нужных организации результатов труда является основой для формирования взаимной удовлетворенности межличностными отношениями по вертикали, и способствуют эффективному формированию организационной культуры.
Проблеме межличностных взаимодействий посвятили труды многие отечественные и зарубежные исследователи, специалисты в области социальной и педагогической психологии, управления людьми, среди которых: А.А. Бодалев, И.П. Волков, О.П. Елисеев, Е.С. Кузьмин и О.И. Зотова, К.К. Платонов, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, А.А. Радугин, Л.И. Уманский, Ж.Годфруа, Д. Майерс, Р. Нисбетт и Л. Росс, Р. Чалдини.
Особую роль в организационной культуре, в структуре межличностных отношений играют конфликты, которые свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческих отношений. Современная наука рассматривает конфликты как неизбежное явление, вытекающее из свойств человеческой природы.
Умение управлять конфликтами, направлять их в конструктивное русло - необходимое условие эффективного управления педагогическими коллективом и формирования организационной культуры.
В процессе педагогического взаимодействия часто наблюдается отсутствие взаимопонимания и возникновение конфликтов между всеми участниками педагогического процесса: учениками, учителями, родителями и др. Руководитель образовательного учреждения должен уметь разрешать разноуровневые конфликтные ситуации. Это конфликты во взаимоотношениях по вертикали (руководители - подчиненные), по горизонтали (между членами коллектива равного статусно-ролевого уровня) и конфликты между педагогами и учениками, педагогами и родителями.
Наиболее опасными для социально-психологического климата являются конфликтные ситуации между руководителями образовательного учреждения и рядовыми членами педагогического коллектива (т.е. по вертикали). Наличие конфликта по вертикали лишает руководителя возможности конструктивного разрешения всех других типов конфликтов, а значит и возможности эффективного управления в целом.
Для педагогики изучение конфликта имеет особенное значение. Неблагоприятный климат затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь в учебном заведении. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но в силах руководителя изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию всего педагогического коллектива.
Развитая организационная культура позволяет обеспечить единую интерпретацию событий, чтобы каждый член коллектива понимал, какое поведение от него ожидается и поощряется, обеспечивает чувство общности, создает механизмы, противодействующие поведению, которое может быть расценено как недостойное. Все это создает дополнительный комфорт и вдохновение в трудовой жизни педагогов.
Для эффективного решения возникающих проблем в педагогическом коллективе руководителю необходимо усвоить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях. Руководитель должен ориентироваться в причинах возникновения конфликтов и владеть способами их разрешения.
Межличностный конфликт является существенной и повсеместной составляющей организационной жизни. Конфликты стимулируют творчество, новации и личное совершенствование. Главный вопрос состоит, следовательно, не в том, что существование педагогического коллектива должно быть бесконфликтным, а в том, чтобы научиться управлять конфликтом, поддерживать его на оптимальном уровне и направлять его в конструктивное русло.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения роли межличностных отношений для эффективного управления организационной культурой образовательной организации. Педагогический коллектив характеризуется высокой степенью сложности, столкновением интересов, интеллектуальных амбиций. В то же время, межличностные отношения в коллективе, психологический климат влияют на весь учебный процесс, усиливая его положительные или отрицательные коннотации. В связи с этим, формирование благоприятной психологической атмосферы и умение управлять конфликтными ситуациями становится одной из важнейших предпосылок успеха управленческой деятельности по формированию организационной культуры.
Цель проведенного исследования заключается в том, чтобы определить роль и значение межличностных отношений для формирования эффективной организационной культуры образовательной организации.
Для достижения поставленной цели были поставлены и последовательно решались следующие задачи:
1. Выявить специфику организационной культуры и межличностных отношений в педагогическом коллективе.
2. Уточнить представление об особенностях межличностных отношений и специфике конфликтов в педагогическом коллективе.
3. Определить педагогический аспект управления конфликтами в формировании организационной культуры образовательной организации.
4. Экспериментально исследовать состояние конфликтов в
педагогическом коллективе.
5. Обобщить и систематизировать итоги
экспериментального исследования.
Объект исследования - межличностные отношения в педагогическом коллективе образовательной организации.
Предмет исследования - социально-педагогические основы совершенствования процесса формирования организационной культуры и управления конфликтами.
Гипотеза исследования:
1) . Межличностные отношения в педагогическом коллективе можно оптимизировать, а количество конфликтов сократить, если в образовательной организации сформирована эффективная организационная культура, которая обеспечит механизмы поддержания допустимого поведения.
2) . Минимизация конфликтогенных условий и разрешение предконфликтных ситуаций межличностного общения неконфликтными способами способствуют повышению эффективности организационной культуры образовательной организации.
Новизна работы определяется тем, что ее выводы базируются на результатах самостоятельно проведенного экспериментального исследования, выявляющего специфику межличностных отношений и степень конфликтогенности в конкретном педагогическом коллективе.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по теме исследования, систематизация и обобщение полученных в ходе изучения данных;
2. Комплексный анализ теории и практики.
3. Методы изучения педагогического опыта: наблюдение, беседа, анкетирование; эксперимент (констатирующий).
База исследования: Государственное учреждение «Средняя школа № 16 отдела образования акимата города Костаная».
В эксперименте принимали участие преподаватели школы общей численностью 91 человек.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно уточняет наши представления о специфике межличностных отношений и особенностях конфликтогенности в педагогическом коллективе; расширяет наши представления о взаимосвязи и взаимовлиянии межличностных отношений и организационной культуры в образовательных организациях.
Практическая значимость состоит в том, материалы данного исследования могут оказать практическую помощь руководителям образовательных учреждений в процессе формирования организационной культуры, социального психологического климата и управления конфликтами.
Материалы исследования могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов по управлению образованием, по формированию организационной культуры образовательной организации, по разрешению конфликтов в педагогическом коллективе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение нашей магистерской диссертации еще раз напомним выводы, к которым мы пришли в ходе работы.
Организационная культура образовательной организации имеет в своей основе межличностные отношения. Управление межличностными отношениями способствует формированию сильной организационной культуры. Наличие развитой организационной культуры помогает управлять межличностными отношениями в педагогическом коллективе.
Состояние межличностных отношений определяет социально психологический климат и уровень конфликтогенности. Управление межличностными отношениями позволяет создавать благоприятный социально-психологический климат, снижать количество и накал конфликтных ситуаций, направлять конфликты в продуктивное русло. Таким образом, психологическая атмосфера в педагогическом коллективе количество и характер конфликтов являются важным показателем управленческого мастерства руководителя образовательной организации.
В рамках конфликтологической проблематики внимание ученых направлено на изучение конфликтов в коллективах школьников, конфликтологической компетентности педагога, педагогического вмешательства в конфликты, путей их предупреждения и разрешения. Изучаются особенности подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов в педагогическом процессе.
В педагогике существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. По длительности протекания конфликты можно разделить на кратковременные и затяжные. По характеру конфликты принято делить на объективные и субъективные. По своим последствиям на конструктивные и деструктивные. Выделяют конфликты по степени их реакции на происходящее: быстротекущие; острые длительные; слабовыраженные вялотекущие; слабовыраженные быстропротекающие конфликты.
Вопрос об управлении конфликтами в педагогическом коллективе вытекает из понимания конфликтов как неотъемлемой стороны общественных процессов. Если бы конфликт понимался только как патологическое явление в обществе, ведущее к дезорганизации социальной системы, к нарушению ее нормального функционирования, то основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации — отмене, подавлению, скорейшему разрешению. Признание же конфликта закономерным явлением в обществе, более того, движущей силой развития, расширяет и углубляет проблему обращения с ним. Понятие «управление конфликтом» выражает ее сущность.
Управление конфликтом в педагогическом коллективе есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач. Оно включает в себя прогнозирование конфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; регулирование и разрешение.
Поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, руководители образовательных учреждений, их заместители, курирующие социально-психологический блок работы не должны «бояться» конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.
Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии у будущих педагогов и их руководителей соответствующих личностных качеств, знаний и умений. Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой педагог хочет удовлетворить собственные интересы и интересы другой стороны, действуя при этом пассивно или активно, совместно или индивидуально.
Главный способ бесконфликтного педагогического общения - формирование высокого уровня педагогического профессионализма, уважение к окружающим, владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства, стремление к сотрудничеству.
Целесообразно использовать и те методы, которые разработаны в науке об управлении, в том числе и управлении образовательными учреждениями. Руководитель должен развивать в педагогах чувство сопричастности общему делу, приветствовать инициативу и творчество в учебно-воспитательном процессе, соревновательность (а не соперничество) и стремление к сотрудничеству. Все это поможет сформировать благоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе, снизить степень конфликтогенности, а возникающие конфликты превратить в элемент конструктивного творческого развития.
В этом заключается суть управления межличностными отношениями в педагогическом коллективе. На этой основе формируется организационная культура образовательной организации.



1. Александрова Е. В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. — М.: Луч, 2003. - 346 с.
2. Александрова Л.М. Развитие эмоциональной экспрессивности у
учителей // Сб. мат. 2-й ежегодн. всероссийск. конф. "Практическая психология в школе (цели и средства)". Сентябрь 1996.- СПб.: ГП
"ИМАТОН", 1997. - С. 3-7.
3. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 160 с.
4. Анцупов А.Я. , Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.:ЮНИТИ, 2010. - 551 с.
5. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. - М.: Альфа, 2001. С. 373-394.
6. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально¬
психологический климат коллектива и личность. - М., 1983. - 220 с.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб.: Социальная литература. 1996. - 400 с.
8. Бородкин Ф.М, Коряк Н.М. Внимание: конфликт! — Новосибирск: Наука. 1984. — С. 15.
9. Виноградов П.Н. Личностные особенности учителей и организация психологической поддержки в ситуации профессиональных затруднений // Сб. 2-й ежегодн. всероссийск. конф. "Практическая психология в школе (цели и средства)". Сентябрь 2006. - СПб.: ГП "ИМАТОН", 2017. - С. 12-15.
10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изд. 2-е испр. и доп. - М.:
Академический Проект; Альма Матер, 2006 - 384 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М.: Наука, 1982. - 650 с.
12. Гражданское самочувствие учителей //
Информационно¬
аналитический материал по результатам мониторингового социологического исследования. - М.: ИПК и ПРНО МО, 1994.- С. 11-14.
13. Гришина Н.В. Психология конфликта - СПб.: ЭСМА, 2016. - 464 с.
14. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: ЭКМОС, 2001.
320 с.
15. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанский В.И. Конфликты и технология их предупреждения. - Белгород, 1995. - 309 с.
16. Дискуссии. Проблемы конфликтологии // Социологические исследования. 2003. - № 9.- С. 52-57.
17. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб.пособие. - М.: Гардарики, 2002. - 320 с.
18. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.
- М.: Сентябрь, 1997. - 235 с.
19. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. - Киев: Политиздат Украины, 1989. - 156 с.
20. Дорохова Л. Били ли мальчика? // Учительская газета. 1991. N4. С. 11.
21. Дэна Д. Преодоление разногласий. - СПб.: ЛЕНАТО, 1994. - 57с.
22. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 184 с.
23. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - М., 1998. - 300 с.
24. Запрудский Ю. Социальный конфликт. Политологический анализ. Ростов-на-Дону. Изд-во Ростовского университета, 2002. - 84 с.
25. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. Ростов-на- Дону:
«Феникс», 1998. - 480 с.
26. Злотникова А.С. Проблемы психологии общения: Социальный и личностный типы общения, их профессиональные, познавательные и генетические аспекты. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2006. - 146 с.
27. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 480 с.
28. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М.: Стрингер, 1992. - 216 с.
29. Костюк Г. С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка // Советская педагогика, 1956. - № 12. - С. 60-74.
30. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.:
Питер, 2010. - 544 с.
31. Любимова Г.Ю. Психология конфликта. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 160 с.
32. Митина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М.: Флинта, 2011. - 192 с.
33. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
34. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2:
Психология образования. - 608 с.
35. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии). — М.: Издательство «КСП+», 1999. - 320 с.
36. Общий практикум по психологии: Метод наблюдения. Ч. 2. Методические указания / Под ред. М.Б.Михалевской. М., 1985.- 57 с.
37. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: ТЦ «Сфера», 2010. — 448 с.
38. Павлова М.П. Педагогические воззрения А.С. Макаренко. - М.: Трудрезервиздат, 1956. - 245 с.
39. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Прогресс, 1982. - 345 с.
40. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / под ред. Л.А.
Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь. - 2006 - 688 с.
41. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред.
К.М.Гуревича. М., 1981. - 232 с.
42. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
43. Психология конфликта / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2011. — 448 с.
44. Ратников В.П. Коллектив как социальная общность. — М.: МГУ, 1978. — 191 с.
45. Римская Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. - М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2001. - 400 с.
46. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М.: Прогресс, 1988. - 142 с.
47. Родионов В. А., Ступницкая М. А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. — Ярославль: Академия развития, 2010.— 160 с.
48. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. М., 1991. - 245 с.
49. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск, 1998. - 341 с.
50. Сперанский В.И. Управление и самоменеджмент в конфликтных ситуациях. - М.: 2012. - 239 с.
51. Тёмина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования). М., 2002. - 190 с.
52. Управление персоналом организации: Учебник /
Под. ред. А.Я.Кибанова. М., 1997. - 179 с.
53. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. - М.: ЭКМОС, 2000. - 272 с.
54. Учитель, школа, общество / Социологический очерк 90-х годов. СПб.: СПГУПМ, 1995. - С. 167
55. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения.
— М.: Наука. 1992. - С. 22 - 25.
56. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. - СПб., 1997. - 276 с.
57. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных ситуаций. - М.: Педагогическое общество России, 205. - 186 с.
58. Черняк Т.В. Конфликтология: Хрестоматия. - Новосибирск, 2000.-379 с.
59. Шаленко В. Н. Социально-трудовые конфликты в России: анализ динамики и методы разрешения // Социальный конфликт. 1999. - №3. — С.11.
60. Шапарь В. Б., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий. — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 688 с.
61. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. /Под ред. П.А.Капрова. - М.: Просвещение, 1964. - 267 с.
62. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика (экспериментально-дидактический комплекс). - М., 1997. - 506 с.
63. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 1997. - 421с.
64. Томас К.Н. Методика оценки способов реагирования в конфликте
//Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С. И. Психология и педагогика [Электронный ресурс].http://www.psyho.ru/library/books/rean-a-abordovskayan-vrozum-s-i-psixologiya-i-pedagogika/29/6/. (Дата обращения 25.09.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ