ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА В ПЕДАГОГИКЕ
1.1. Определение конфликта 7
1.2. Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов. Основные
стадии протекания конфликта 16
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Структура педагогического коллектива 23
2.2. Технологии и формы управления конфликтами 32
Выводы по второй главе 48
ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
3.1. Методы и методики исследования особенностей педагогических конфликтов в школе 49
3.2. Рекомендации по управлению педагогическими конфликтами в образовательной организации 75
Выводы по третьей главе 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Невозможно представить себе жизнь любого человека без конфликтов, свободную от каких- либо серьезных переживаний, разногласий, недопониманий. Конфликт это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликты неизбежны, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопутствуют нам на протяжении всей жизни.
Конфликты встречаются во всех сферах деятельности людей и часто относятся к числу значительных и волнующих событий человеческой жизни.
В наше время - время научно-технического и социального прогресса - происходит непрерывное усложнение деловых взаимосвязей между людьми в процессе деятельности. Вместе с этим неизмеримо возрастает и роль психологического фактора, человеческих отношений и общения в трудовых коллективах. Это в полной мере проявляется и в педагогических коллективах.
Гуманистическое направление в педагогике, прежде всего, заключается в том, чтобы изжить авторитарные формы общения и искать путь к отношениям на основе сотрудничества. В процессе педагогического взаимодействия часто наблюдается отсутствие взаимопонимания и возникновение конфликтов между всеми участниками педагогического процесса: учениками, учителями, родителями и др. Для педагогики изучение конфликта имеет особенно важное значение. Учителю необходимо создать благоприятную, благожелательную атмосферу в группе, так как неблагоприятный климат затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь в учебном заведении. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но в силах преподавателя изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию всего педагогического коллектива. К настоящему времени в науке накоплен значительный объем знаний, позволяющий исследовать проблему конфликта в различных аспектах.
Для эффективного решения возникающих проблем в педагогическом коллективе каждому его члену необходимо усвоить определенный уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов. Конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Он присутствует как в явных, так и в латентных формах. Конфликт присутствует и там, где есть сотрудничество и согласие. Главный вопрос состоит, следовательно, не в возвращении к бесконфликтному состоянию, а в том, чтобы научиться конструктивно жить с конфликтом, отдавая себе отчет в его стимулирующем воздействии в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках, и, осознавая его разрушительный характер, когда он перерастает эти рамки. Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления коллективом. [14].
В наше время, теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Важно учиться управлять конфликтным взаимодействием.
Сегодня конфликты - повседневная реальность. И не всегда люди с честью проходят испытание конфликтом. Не умея правильно ориентироваться в конфликтной ситуации, многие из нас переходят на «личность». И в этой ситуации теряют и клиента, и понимание сотрудников и что необычайно важно - время.
Актуальность данной проблематики обусловила тему нашей работы: «Управление конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации».
Цель: выявить технологии и формы управления конфликтами в современном педагогическом коллективе и поиск эффективных методов профилактики конфликтов
Объект исследования - педагогические конфликты, упражнения и тренинги на преодоление конфликтов.
Предмет исследования - способы управления конфликтами в педагогическом коллективе.
Гипотеза исследования: управление конфликтами в современном педагогическом коллективе возможно посредством повышения индивидуального уровня подготовленности административного и педагогического персонала к деятельности по минимизации конфликтных условий и разрешению предконфликтных ситуаций межличностного общения.
Для достижения этой цели необходимо было решение следующих задач:
1. Осуществить теоретический анализ исследуемой проблемы, уточнить понятийный аппарат исследования;
2. Проанализировать особенности возникновения конфликтов в педагогическом коллективе;
3. Изучить проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе.
4. Обработать полученные результаты и сравнить их между собой.
5. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в современном педагогическом коллективе.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования; методы изучения педагогического опыта: наблюдение, беседа, анкетирование; эксперимент (констатирующий).
Методики исследования:
1. Методика «Стратегии поведения личности в конфликте».
2. Методика «Стратегии и модели преодолевающего поведения».
3. Анкета «Причины возникновения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе».
4. Диагностический опросник социально-психологического климата группы.
Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена тем, что она представляет собой самостоятельное исследование комплекса актуальных теоретических и практических проблем.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения и выводы позволяют ввести в регулируемое русло протекающие ныне стихийно организационные конфликты. Кроме того, становится возможным не только своевременное обнаружение возникающих конфликтов и их урегулирование до момента пика наивысшей напряженности, но и предупреждение этих конфликтов.
База исследования: КГУ школа № 20 акимата города Рудный Костанайской области Республики Казахстан.
Структура и объем работы: отражает содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Сейчас, как никогда, важно помнить, что улучшение дисциплины нельзя добиться только административными мерами. В период демократии усиливаются требования к людям, но изменяются способы воздействия на них, методы воспитания. Теперь к успеху в работе ведут не столько указания, распоряжения, приказы сотрудникам, сколько логика, убеждения, пример. А это предъявляет повышенные требования к интеллекту, эрудиции руководителя, к его психолого-педагогической подготовке. Возникает внутренний конфликт, необходимость, невзирая на объективны трудности, неустанно работать над собой, совершенствовать свое профессиональное мастерство и умение работать с людьми, с родителями, с коллективом. Но не все руководители и не сразу это понимают. Возникают столкновения между руководителями и под-чиненными, нередко перерастающие в конфликт.
Однако - конфликт не трагедия, он имеет право на существование в любой среде. Внутри любом коллективе, группе людей неизбежно возникает соревнование и соперничество между ее членами. Наивно думать, что в коллективе возможны тишь и гладь, при которых никто ни с кем не вступает спор, не возникают противоречия. Бесконфликтная жизнь - иллюзия. В любом учебном заведении будь это школа, колледж, ВУЗ на предприятии или в организации новое, передовое отстаивает право на существование в борьбе со старым, в преодолении косности и консерватизма, отрицательных привычек, догматических мнений. Различные виды борьбы создают конфликтные ситуации, обостряющие противоречия, повышающие эмоциональную возбудимость и психическую напряженность людей.
Обобщая изложенное, стоит подчеркнуть еще раз, что умение управлять конфликтами - важнейшее профессиональное качество руководителя, без которого немыслимо эффективное осуществление им своих функций.
В ходе выполнения работы нам удалось выполнить все поставленные задачи: осуществить теоретический анализ исследуемой проблемы, уточнить понятийный аппарат исследования; проанализировать особенности возникновения конфликтов в педагогическом коллективе; проблему управления конфликтами в педагогическом коллективе.
Осуществив эмпирическое исследование конфликтного взаимодействия в педагогическом коллективе школы, мы выяснили, что преобладающими стилями поведения педагогов в конфликтных ситуациях являются компромисс, избегание и уступка, тогда как администрация больше склонна к сотрудничеству и компромиссу. В вопросе преодоления профессиональных затруднений в коллективе в большей степени предпринимаются острожные действия. В то время, когда руководители образовательного учреждения стремятся получить поддержку и активно вступают в социальный контакт, педагоги только ожидают оказания поддержки.
Выявив различия в восприятии конфликтов и конфликтного поведения педагогов и администрации образовательного учреждения, можно констатировать следующее: педагоги с большой настороженностью относятся к конфликтам. Значит, педагогам школы необходимо предоставить возможность анонимного или авторского высказывания, отстаивания своих точек зрения на ту или иную проблему. В педагогическом коллективе преобладают такого рода конфликты, как педагог-педагог, педагог-ученик, что говорит о необходимости обучения педагогов культурным формам общения, бесконфликтному поведению с детьми.
Проведенный анализ позволил разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в современном педагогическом коллективе. А именно: 1) необходимо педагогический коллектив средней школы обучать активным формам борьбы за свои интересы, применению всех доступных средств для достижения поставленных целей; 2) педагогический коллектив школы необходимо обучать активным формам взаимодействия, создавать рабочие группы из учителей разных предметов по подготовке различных мероприятий формальных и неформальных; 3) проводить рабочие совещания по проблемным вопросам; 4) руководству образовательного учреждения необходимо работать над вопросом сплочения коллектива, проводить больше мероприятий, в которых деловые и личностные качества педагогов раскрывались бы в полной мере. Мероприятия должны быть направлены на выработку умения работать в команде, добиваться общих целей.
Итак, для снижения уровня конфликтности в педагогическом коллективе школы, а так же формирования профессиональных качеств и умений учителей необходимо создание в школе системы работы с кадрами. Личностный профессиональный рост педагога школы стимулируется в процессе включения в индивидуально-развивающую программу. Для ее составления в средней школе необходимо организовать систему непрерывного образования педагогических кадров. Формы работы с кадрами различны - участие в семинарах по обмену опытом, конференциях, теоретические и практические занятия, лекции, беседы, консультации, на которых учителя будут знакомиться с содержанием основных психологических понятий, получат психологические рекомендации о способах и приемах самоконтроля, специфике профессионального самоконтроля педагога и особенностях его проявлений в деятельности.
В заключение отметим, что в школе весьма важно стремиться к быстрому и полному разрешению конфликтов, иначе они могут стать перманентными. Немаловажное значение при этом имеет создание благоприятной атмосферы труда, доброжелательных межличностных отношений членов коллектива школы или другого образовательного учреждения в процессе трудовой деятельности, умение отличать причины от поводов, выбирать наиболее верные способы разрешения конфликтов. Это одна из первейших задач руководителя организации.
1. Аллахвердова О.В., В.И. Викторов, М.В. Иванов, Е.Н. Иванов, А.С. Кармин, А.В. Липницкий. Конфликтология. - СПб., 2000г.
2. Аллахвердова О.В., В.И. Викторов, М.В. Иванов, Е.Н. Иванов, А.С. Кармин, А.В. Липницкий. Основы конфликтологии. - СПб., 2010 г.
3. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие
для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр
«Академия», 1999. - 160с.
Аникеева Н.П. «Учителю о психологическом климате в коллективе». - М., 1983г.
4. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учебник для ВУЗов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. -М.: Эксмо, 2013.- 503 с.
5. Аржаков, М. В. Управление конфликтами / М. В. Аржаков, Н. В. Аржакова, В. И. Новосельцев. — Воронеж: Кванта, 2005. — 179 с. с. 342-343
6. Аржаков, М. В. Управление конфликтами / М. В. Аржаков, Н. В. Аржакова, В. И. Новосельцев. — Воронеж: Кванта, 2005. — 179 с. с. 336-340]. Дж. Г. Скотт в [20 20.
7. Аржаков, М. В. Управление конфликтами / М. В. Аржаков, Н. В. Аржакова, В. И. Новосельцев. — Воронеж: Кванта, 2005. — 179 с.;
8. Бабосов, Е. М. Социология : энциклопедический словарь / Е. М. Бабосов. - Москва: URSS: Либроком, 2008. - 473 с.
9. Бандурка, А. М. Психология управления / А. М. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землянская. — Харьков: Фортуна-пресс, 2008. — 464 с.
10. Бандурка, А. М. Психология управления / А. М. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землянская. — Харьков: Фортуна-пресс, 2008. — 464 с
11. Богатырева, Н. Конфликтогены, или Как себя вести в конфликте / Н. Богатырева // Секретарское дело. — 2008. — N 10. — С. 50-55.
12. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983. - 150с
13. Большая энциклопедия психологических тестов / А. А. Карелин.
- Москва: ЭКСМО, 2008. — 416 с
14. Бородкин, Ф.М., Коряк, Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 1989.].
15. Вердербер Р. Психология общения: Пер. с англ. /Р. Вердербер, К. Вердербер. - 11-е изд. - СПб.: Нева, 2005. - 320с
16. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер; Пер. с англ. — 11-е изд. — Санкт-Петербург: Нева, 2005. — 320 с.
17. Вишнякова, Н. Ф. Конфликтология : учебное пособие / Н. Ф. Вишнякова. - 3-е изд. - Минск: Университетское, 2002. - 318 с.
18. Гражданское самочувствие учителей Московской области. // Информационно-аналитический материал по результатам мониторингового социологического исследования. М.: ИПК и ПРНО МО, 1994. С. 11.
19. Громова, О. Н. Конфликтология : курс лекций / О. Н. Громова; Ас- соц. авт. и изд. «ТАНДЕМ». — Москва: ЭКСМО, 2000. — 320 с
20. Дискуссии. Проблемы конфликтологии. // Социологические исследо¬вания. 1993. - № 9.- С. 52-57
21. Дмитриев, А. В. Конфликтология : учебное пособие / А. В. Дмитриев.
- 4-е изд. перераб. - Москва: Альфа-М, 2013.- 335 с.
22. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.
- М., 1987; Общение как педагогическая проблема // Сб. научных трудов / Под ред. А.В. Мудрика. - М., 1974;
23. Дорохова Л. Били ли мальчика? // Учит. газета. 1991. N 4. С. 11
24. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емелья-нов.- Москва: Питер, 2009. — 384 с.
25. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1992.
26.Запрудский, Ю. Г. Внутри конфликта / Ю. Г. Запрудский // Социс. - 2003. - N 7. - С.51-52.
27. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта: учебное пособие для вузов / А. Г. Здравомыслов. - Москва: Аспект Пресс, 1995. - 317 с.
28. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта : учебное пособие для вузов / А. Г. Здравомыслов. — Москва: Аспект Пресс, 1995. — 317 с. 19
29. Зеркин, Д. П. Основы конфликтологии : курс лекций / Д. П. Зеркие.
— Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 480с.
30. Зеркин, Д. П. Основы конфликтологии : курс лекций / Д. П. Зеркие.
— Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 543 с.
31. Кибанов, А. Я. Управление конфликтами и стрессами : учебно-практическое пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации» / А. Я. Кибанов, В. Г. Коновалова, О. Л. Белова; под ред. А. Я. Кибанова.
— Москва: Проспект, 2013. — 82 с
32. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми. Учеб. пособие -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изда-тельство НПО «МОДЕК», 2001. - 192с.
33. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, Н.Г.Ярошевского. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.
34 Кулиев, Т.А., Мамедов, В.Б., «Руководитель и коллектив: взаимодействие» - М.: Знание, 1990.
35. Мелибруда Е. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения. - М.: Прогресс, 1986
36. Мескон М, Альберт М, Хедоури Ф .Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.
37. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - Прайм: Еврознак,2005.
38. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000.- 560с. (с. 441-448)
39. Познякова, Е. Возникновение трудовых конфликтов — следствие серьезных пробелов в системе управления персоналом / Е. Позднякова // Секретарское дело. — 2003. — N3(32). — С. 75-76
40. Познякова, Е. Возникновение трудовых конфликтов — следствие се-рьезных пробелов в системе управления персоналом / Е. Позднякова // Секретарское дело. — 2003. — N3(32). — c. 122-123
41. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000.- 560с. (с. 441-448
42. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред А. А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000.- 560с. (с. 441-448)
43. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М.: Прогресс, 1988. - 142с.
44. Светлов, В. А. Управление конфликтом: новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях / В. А. Светлов. - Санкт-Петербург: [Б.
и.], 2003. - 136 с.
45. Светлов, В. А. Управление конфликтом: новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях / В. А. Светлов. — Санкт-Петербург: [Б.
и. ], 2003. — 136 с
46. Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов / Дж. Г. Скотт. — Киев: Верзинин и к0, ЛПД, 1991.
47. Царский, В. Современный психологический справочник менеджера / В. Царский. - Москва: Рипол Классик, 2002. - 448 с.
48. Шакуров Р.Х. «Директор школы и микроклимат учительского коллектива» Москва 1979г.
49. Шакуров Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского коллектива.-М.,1979
50. Шакуров Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского коллектива.-М.,1979].
51. Шаленко В. Н. Социально-трудовые конфликты в России: анализ динамики и методы разрешения. // Социальный конфликт. 1999. - №3. - С. 11.
52. Шмелёв А.Г. Острые углы семейного круга . - М.,1986
53. Щербак, В. Е. Конфликтные ситуации на предприятии / В. Е. Щербак // ЭКО. 1990, №11