Управление конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА В ПЕДАГОГИКЕ
1.1. Определение конфликта 7
1.2. Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов. Основные
стадии протекания конфликта 16
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Структура педагогического коллектива 23
2.2. Технологии и формы управления конфликтами 32
Выводы по второй главе 48
ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
3.1. Методы и методики исследования особенностей педагогических конфликтов в школе 49
3.2. Рекомендации по управлению педагогическими конфликтами в образовательной организации 75
Выводы по третьей главе 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА В ПЕДАГОГИКЕ
1.1. Определение конфликта 7
1.2. Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов. Основные
стадии протекания конфликта 16
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Структура педагогического коллектива 23
2.2. Технологии и формы управления конфликтами 32
Выводы по второй главе 48
ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
3.1. Методы и методики исследования особенностей педагогических конфликтов в школе 49
3.2. Рекомендации по управлению педагогическими конфликтами в образовательной организации 75
Выводы по третьей главе 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Невозможно представить себе жизнь любого человека без конфликтов, свободную от каких- либо серьезных переживаний, разногласий, недопониманий. Конфликт это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликты неизбежны, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопутствуют нам на протяжении всей жизни.
Конфликты встречаются во всех сферах деятельности людей и часто относятся к числу значительных и волнующих событий человеческой жизни.
В наше время - время научно-технического и социального прогресса - происходит непрерывное усложнение деловых взаимосвязей между людьми в процессе деятельности. Вместе с этим неизмеримо возрастает и роль психологического фактора, человеческих отношений и общения в трудовых коллективах. Это в полной мере проявляется и в педагогических коллективах.
Гуманистическое направление в педагогике, прежде всего, заключается в том, чтобы изжить авторитарные формы общения и искать путь к отношениям на основе сотрудничества. В процессе педагогического взаимодействия часто наблюдается отсутствие взаимопонимания и возникновение конфликтов между всеми участниками педагогического процесса: учениками, учителями, родителями и др. Для педагогики изучение конфликта имеет особенно важное значение. Учителю необходимо создать благоприятную, благожелательную атмосферу в группе, так как неблагоприятный климат затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь в учебном заведении. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но в силах преподавателя изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию всего педагогического коллектива. К настоящему времени в науке накоплен значительный объем знаний, позволяющий исследовать проблему конфликта в различных аспектах.
Для эффективного решения возникающих проблем в педагогическом коллективе каждому его члену необходимо усвоить определенный уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов. Конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Он присутствует как в явных, так и в латентных формах. Конфликт присутствует и там, где есть сотрудничество и согласие. Главный вопрос состоит, следовательно, не в возвращении к бесконфликтному состоянию, а в том, чтобы научиться конструктивно жить с конфликтом, отдавая себе отчет в его стимулирующем воздействии в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках, и, осознавая его разрушительный характер, когда он перерастает эти рамки. Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления коллективом. [14].
В наше время, теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Важно учиться управлять конфликтным взаимодействием.
Сегодня конфликты - повседневная реальность. И не всегда люди с честью проходят испытание конфликтом. Не умея правильно ориентироваться в конфликтной ситуации, многие из нас переходят на «личность». И в этой ситуации теряют и клиента, и понимание сотрудников и что необычайно важно - время.
Актуальность данной проблематики обусловила тему нашей работы: «Управление конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации».
Цель: выявить технологии и формы управления конфликтами в современном педагогическом коллективе и поиск эффективных методов профилактики конфликтов
Объект исследования - педагогические конфликты, упражнения и тренинги на преодоление конфликтов.
Предмет исследования - способы управления конфликтами в педагогическом коллективе.
Гипотеза исследования: управление конфликтами в современном педагогическом коллективе возможно посредством повышения индивидуального уровня подготовленности административного и педагогического персонала к деятельности по минимизации конфликтных условий и разрешению предконфликтных ситуаций межличностного общения.
Для достижения этой цели необходимо было решение следующих задач:
1. Осуществить теоретический анализ исследуемой проблемы, уточнить понятийный аппарат исследования;
2. Проанализировать особенности возникновения конфликтов в педагогическом коллективе;
3. Изучить проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе.
4. Обработать полученные результаты и сравнить их между собой.
5. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в современном педагогическом коллективе.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования; методы изучения педагогического опыта: наблюдение, беседа, анкетирование; эксперимент (констатирующий).
Методики исследования:
1. Методика «Стратегии поведения личности в конфликте».
2. Методика «Стратегии и модели преодолевающего поведения».
3. Анкета «Причины возникновения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе».
4. Диагностический опросник социально-психологического климата группы.
Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена тем, что она представляет собой самостоятельное исследование комплекса актуальных теоретических и практических проблем.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения и выводы позволяют ввести в регулируемое русло протекающие ныне стихийно организационные конфликты. Кроме того, становится возможным не только своевременное обнаружение возникающих конфликтов и их урегулирование до момента пика наивысшей напряженности, но и предупреждение этих конфликтов.
База исследования: КГУ школа № 20 акимата города Рудный Костанайской области Республики Казахстан.
Структура и объем работы: отражает содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Конфликты встречаются во всех сферах деятельности людей и часто относятся к числу значительных и волнующих событий человеческой жизни.
В наше время - время научно-технического и социального прогресса - происходит непрерывное усложнение деловых взаимосвязей между людьми в процессе деятельности. Вместе с этим неизмеримо возрастает и роль психологического фактора, человеческих отношений и общения в трудовых коллективах. Это в полной мере проявляется и в педагогических коллективах.
Гуманистическое направление в педагогике, прежде всего, заключается в том, чтобы изжить авторитарные формы общения и искать путь к отношениям на основе сотрудничества. В процессе педагогического взаимодействия часто наблюдается отсутствие взаимопонимания и возникновение конфликтов между всеми участниками педагогического процесса: учениками, учителями, родителями и др. Для педагогики изучение конфликта имеет особенно важное значение. Учителю необходимо создать благоприятную, благожелательную атмосферу в группе, так как неблагоприятный климат затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь в учебном заведении. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но в силах преподавателя изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию всего педагогического коллектива. К настоящему времени в науке накоплен значительный объем знаний, позволяющий исследовать проблему конфликта в различных аспектах.
Для эффективного решения возникающих проблем в педагогическом коллективе каждому его члену необходимо усвоить определенный уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов. Конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Он присутствует как в явных, так и в латентных формах. Конфликт присутствует и там, где есть сотрудничество и согласие. Главный вопрос состоит, следовательно, не в возвращении к бесконфликтному состоянию, а в том, чтобы научиться конструктивно жить с конфликтом, отдавая себе отчет в его стимулирующем воздействии в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках, и, осознавая его разрушительный характер, когда он перерастает эти рамки. Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления коллективом. [14].
В наше время, теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Важно учиться управлять конфликтным взаимодействием.
Сегодня конфликты - повседневная реальность. И не всегда люди с честью проходят испытание конфликтом. Не умея правильно ориентироваться в конфликтной ситуации, многие из нас переходят на «личность». И в этой ситуации теряют и клиента, и понимание сотрудников и что необычайно важно - время.
Актуальность данной проблематики обусловила тему нашей работы: «Управление конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации».
Цель: выявить технологии и формы управления конфликтами в современном педагогическом коллективе и поиск эффективных методов профилактики конфликтов
Объект исследования - педагогические конфликты, упражнения и тренинги на преодоление конфликтов.
Предмет исследования - способы управления конфликтами в педагогическом коллективе.
Гипотеза исследования: управление конфликтами в современном педагогическом коллективе возможно посредством повышения индивидуального уровня подготовленности административного и педагогического персонала к деятельности по минимизации конфликтных условий и разрешению предконфликтных ситуаций межличностного общения.
Для достижения этой цели необходимо было решение следующих задач:
1. Осуществить теоретический анализ исследуемой проблемы, уточнить понятийный аппарат исследования;
2. Проанализировать особенности возникновения конфликтов в педагогическом коллективе;
3. Изучить проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе.
4. Обработать полученные результаты и сравнить их между собой.
5. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в современном педагогическом коллективе.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования; методы изучения педагогического опыта: наблюдение, беседа, анкетирование; эксперимент (констатирующий).
Методики исследования:
1. Методика «Стратегии поведения личности в конфликте».
2. Методика «Стратегии и модели преодолевающего поведения».
3. Анкета «Причины возникновения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе».
4. Диагностический опросник социально-психологического климата группы.
Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена тем, что она представляет собой самостоятельное исследование комплекса актуальных теоретических и практических проблем.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения и выводы позволяют ввести в регулируемое русло протекающие ныне стихийно организационные конфликты. Кроме того, становится возможным не только своевременное обнаружение возникающих конфликтов и их урегулирование до момента пика наивысшей напряженности, но и предупреждение этих конфликтов.
База исследования: КГУ школа № 20 акимата города Рудный Костанайской области Республики Казахстан.
Структура и объем работы: отражает содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Сейчас, как никогда, важно помнить, что улучшение дисциплины нельзя добиться только административными мерами. В период демократии усиливаются требования к людям, но изменяются способы воздействия на них, методы воспитания. Теперь к успеху в работе ведут не столько указания, распоряжения, приказы сотрудникам, сколько логика, убеждения, пример. А это предъявляет повышенные требования к интеллекту, эрудиции руководителя, к его психолого-педагогической подготовке. Возникает внутренний конфликт, необходимость, невзирая на объективны трудности, неустанно работать над собой, совершенствовать свое профессиональное мастерство и умение работать с людьми, с родителями, с коллективом. Но не все руководители и не сразу это понимают. Возникают столкновения между руководителями и под-чиненными, нередко перерастающие в конфликт.
Однако - конфликт не трагедия, он имеет право на существование в любой среде. Внутри любом коллективе, группе людей неизбежно возникает соревнование и соперничество между ее членами. Наивно думать, что в коллективе возможны тишь и гладь, при которых никто ни с кем не вступает спор, не возникают противоречия. Бесконфликтная жизнь - иллюзия. В любом учебном заведении будь это школа, колледж, ВУЗ на предприятии или в организации новое, передовое отстаивает право на существование в борьбе со старым, в преодолении косности и консерватизма, отрицательных привычек, догматических мнений. Различные виды борьбы создают конфликтные ситуации, обостряющие противоречия, повышающие эмоциональную возбудимость и психическую напряженность людей.
Обобщая изложенное, стоит подчеркнуть еще раз, что умение управлять конфликтами - важнейшее профессиональное качество руководителя, без которого немыслимо эффективное осуществление им своих функций.
В ходе выполнения работы нам удалось выполнить все поставленные задачи: осуществить теоретический анализ исследуемой проблемы, уточнить понятийный аппарат исследования; проанализировать особенности возникновения конфликтов в педагогическом коллективе; проблему управления конфликтами в педагогическом коллективе.
Осуществив эмпирическое исследование конфликтного взаимодействия в педагогическом коллективе школы, мы выяснили, что преобладающими стилями поведения педагогов в конфликтных ситуациях являются компромисс, избегание и уступка, тогда как администрация больше склонна к сотрудничеству и компромиссу. В вопросе преодоления профессиональных затруднений в коллективе в большей степени предпринимаются острожные действия. В то время, когда руководители образовательного учреждения стремятся получить поддержку и активно вступают в социальный контакт, педагоги только ожидают оказания поддержки.
Выявив различия в восприятии конфликтов и конфликтного поведения педагогов и администрации образовательного учреждения, можно констатировать следующее: педагоги с большой настороженностью относятся к конфликтам. Значит, педагогам школы необходимо предоставить возможность анонимного или авторского высказывания, отстаивания своих точек зрения на ту или иную проблему. В педагогическом коллективе преобладают такого рода конфликты, как педагог-педагог, педагог-ученик, что говорит о необходимости обучения педагогов культурным формам общения, бесконфликтному поведению с детьми.
Проведенный анализ позволил разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в современном педагогическом коллективе. А именно: 1) необходимо педагогический коллектив средней школы обучать активным формам борьбы за свои интересы, применению всех доступных средств для достижения поставленных целей; 2) педагогический коллектив школы необходимо обучать активным формам взаимодействия, создавать рабочие группы из учителей разных предметов по подготовке различных мероприятий формальных и неформальных; 3) проводить рабочие совещания по проблемным вопросам; 4) руководству образовательного учреждения необходимо работать над вопросом сплочения коллектива, проводить больше мероприятий, в которых деловые и личностные качества педагогов раскрывались бы в полной мере. Мероприятия должны быть направлены на выработку умения работать в команде, добиваться общих целей.
Итак, для снижения уровня конфликтности в педагогическом коллективе школы, а так же формирования профессиональных качеств и умений учителей необходимо создание в школе системы работы с кадрами. Личностный профессиональный рост педагога школы стимулируется в процессе включения в индивидуально-развивающую программу. Для ее составления в средней школе необходимо организовать систему непрерывного образования педагогических кадров. Формы работы с кадрами различны - участие в семинарах по обмену опытом, конференциях, теоретические и практические занятия, лекции, беседы, консультации, на которых учителя будут знакомиться с содержанием основных психологических понятий, получат психологические рекомендации о способах и приемах самоконтроля, специфике профессионального самоконтроля педагога и особенностях его проявлений в деятельности.
В заключение отметим, что в школе весьма важно стремиться к быстрому и полному разрешению конфликтов, иначе они могут стать перманентными. Немаловажное значение при этом имеет создание благоприятной атмосферы труда, доброжелательных межличностных отношений членов коллектива школы или другого образовательного учреждения в процессе трудовой деятельности, умение отличать причины от поводов, выбирать наиболее верные способы разрешения конфликтов. Это одна из первейших задач руководителя организации.
Однако - конфликт не трагедия, он имеет право на существование в любой среде. Внутри любом коллективе, группе людей неизбежно возникает соревнование и соперничество между ее членами. Наивно думать, что в коллективе возможны тишь и гладь, при которых никто ни с кем не вступает спор, не возникают противоречия. Бесконфликтная жизнь - иллюзия. В любом учебном заведении будь это школа, колледж, ВУЗ на предприятии или в организации новое, передовое отстаивает право на существование в борьбе со старым, в преодолении косности и консерватизма, отрицательных привычек, догматических мнений. Различные виды борьбы создают конфликтные ситуации, обостряющие противоречия, повышающие эмоциональную возбудимость и психическую напряженность людей.
Обобщая изложенное, стоит подчеркнуть еще раз, что умение управлять конфликтами - важнейшее профессиональное качество руководителя, без которого немыслимо эффективное осуществление им своих функций.
В ходе выполнения работы нам удалось выполнить все поставленные задачи: осуществить теоретический анализ исследуемой проблемы, уточнить понятийный аппарат исследования; проанализировать особенности возникновения конфликтов в педагогическом коллективе; проблему управления конфликтами в педагогическом коллективе.
Осуществив эмпирическое исследование конфликтного взаимодействия в педагогическом коллективе школы, мы выяснили, что преобладающими стилями поведения педагогов в конфликтных ситуациях являются компромисс, избегание и уступка, тогда как администрация больше склонна к сотрудничеству и компромиссу. В вопросе преодоления профессиональных затруднений в коллективе в большей степени предпринимаются острожные действия. В то время, когда руководители образовательного учреждения стремятся получить поддержку и активно вступают в социальный контакт, педагоги только ожидают оказания поддержки.
Выявив различия в восприятии конфликтов и конфликтного поведения педагогов и администрации образовательного учреждения, можно констатировать следующее: педагоги с большой настороженностью относятся к конфликтам. Значит, педагогам школы необходимо предоставить возможность анонимного или авторского высказывания, отстаивания своих точек зрения на ту или иную проблему. В педагогическом коллективе преобладают такого рода конфликты, как педагог-педагог, педагог-ученик, что говорит о необходимости обучения педагогов культурным формам общения, бесконфликтному поведению с детьми.
Проведенный анализ позволил разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в современном педагогическом коллективе. А именно: 1) необходимо педагогический коллектив средней школы обучать активным формам борьбы за свои интересы, применению всех доступных средств для достижения поставленных целей; 2) педагогический коллектив школы необходимо обучать активным формам взаимодействия, создавать рабочие группы из учителей разных предметов по подготовке различных мероприятий формальных и неформальных; 3) проводить рабочие совещания по проблемным вопросам; 4) руководству образовательного учреждения необходимо работать над вопросом сплочения коллектива, проводить больше мероприятий, в которых деловые и личностные качества педагогов раскрывались бы в полной мере. Мероприятия должны быть направлены на выработку умения работать в команде, добиваться общих целей.
Итак, для снижения уровня конфликтности в педагогическом коллективе школы, а так же формирования профессиональных качеств и умений учителей необходимо создание в школе системы работы с кадрами. Личностный профессиональный рост педагога школы стимулируется в процессе включения в индивидуально-развивающую программу. Для ее составления в средней школе необходимо организовать систему непрерывного образования педагогических кадров. Формы работы с кадрами различны - участие в семинарах по обмену опытом, конференциях, теоретические и практические занятия, лекции, беседы, консультации, на которых учителя будут знакомиться с содержанием основных психологических понятий, получат психологические рекомендации о способах и приемах самоконтроля, специфике профессионального самоконтроля педагога и особенностях его проявлений в деятельности.
В заключение отметим, что в школе весьма важно стремиться к быстрому и полному разрешению конфликтов, иначе они могут стать перманентными. Немаловажное значение при этом имеет создание благоприятной атмосферы труда, доброжелательных межличностных отношений членов коллектива школы или другого образовательного учреждения в процессе трудовой деятельности, умение отличать причины от поводов, выбирать наиболее верные способы разрешения конфликтов. Это одна из первейших задач руководителя организации.
Подобные работы
- Организационно-педагогические основы управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - Основы эффективного управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КОНФЛИКТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
КОЛЛЕКТИВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Развитие корпоративной культуры в педагогическом коллективе образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2020 - Культура межличностных отношений в педагогическом коллективе образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2019 - Управление конфликтами в педагогическом коллективе (на примере Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Лениногорский политехнический колледж»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017



