Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты работы педагога по сохранению и укреплению здоровья младших школьников 10
1.1. Понятия: сохранение здоровья, здоровый образ жизни и укрепление
здоровья в психолого-педагогической литературе 10
1.2. Направления работы педагога по сохранению и укреплению здоровья
младших школьников 25
1.3. Виды, направления и формы внеурочной деятельности для работы по
сохранению и укреплению здоровья младших школьников 31
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Организация экспериментальной работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников средствами внеурочной деятельности 41
2.1. Цели и задачи эксперимента по сохранению и укреплению здоровья младших школьников средствами внеурочной деятельности 41
2.2. Описание программы внеурочной деятельности «Школа здоровья» направленная на сохранение и укрепление здоровья младших школьников...49
Выводы по 2 главе 56
Глава 3. Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы 58
3.1. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
исследования 58
3.2. Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной работы....62
Выводы по 3 главе 65
Заключение 67
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Сохранение и укрепление здоровья - важнейшая ценность человеческой жизни. Понимание этого должно приходить к человеку как можно раньше. Здоровье является базовым компонентом гармоничного развития человека. На сегодняшний день проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья очень актуальна.
Всемирная организация здравоохранения утверждает, что здоровье на 20% зависит от состояния окружающей нас среды, на 15% от состояния здравоохранения, на 15% от социально-экономической ситуации и на 50% от образа жизни человека.
По мнению врачей, 75% всех будущих болезней взрослого человека приобретается в детстве.
По данным Минздравсоцразвития, практически здоровых школьников - 7-15%; больных - 62%; до 13 % - в пограничном состоянии.
Поводом для общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического и психического здоровья детей.
Здоровье детей младшего школьного возраста, как и других групп населения, во многом зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, наследственности, условия жизни и воспитания ребенка в его семье, а так же в образовательном учреждении.
Через здоровьесберегающие проекты, а так же через внеурочную деятельность достигается одна из главных целей - повышение уровня здоровья детей, а значит и повышения качества обучения и воспитания.
Очень важно, в каких условиях прибывает в школе ребенок. От этого зависит здоровье ребенка, его психическое и физическое развитие, социально- психологическая адаптация. Проблема создания адекватных детскому организму условий образования в настоящее время очень актуальна.
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Достаточно длительное время своей жизни ребенок проводит в образовательных учреждениях, и поэтому правильное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагога. Очень долго наше образование не уделяло должного внимания сохранению и укреплению здоровья школьников, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, оно не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. Практика показывает что, только небольшой процент выпускников школы относятся к числу здоровых.
Цель здоровьесберегающих образовательно-воспитательных технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за весь период обучения в образовательном учреждении, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки о здоровом образе жизни, научить пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
В связи с развитием концепции личностно ориентированного образования, обозначающего приоритетным изучение аксиологической природы образования появились новые возможности и перспективы воспитания ценностной направленности на здоровый образ жизни у обучающихся (В.П. Бедерханова, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, И.С. Якиманская и др.), современной валеологии (И.И. Брехман, В.П. Казначеев, Э.М. Казин, В.П. Петленко и др.).
Анализы исследований различного рода в области здоровьесбережения и путей формирования ЗОЖ (Н.А. Амосов, Л.П. Анастосова, Н.В. Брехман, А. Гаврильчук, Д. Давиденко, В.И. Дубровский, Ю.П. Лисицын, В. Марков, А.В. Мартыненко, С.В. Попов, Ю.И. Смирнов.) позволяют сказать, что имеющиеся наработки нацелены в основном на решение профессионально-прикладной физической подготовки как предпосылки успешной трудовой деятельности, прежде всего в плане собственно физического и психофизиологического, функционального и потому в меньшей степени в них уделяется внимания проблемам формирования черт характера, необходимых в современных условиях быстрого развития рыночной экономики. Но, несмотря на большое количество теоретических исследований в области здоровьесбережения, предпринимаемых практических мер, которые направлены на охрану здоровья детей, наблюдается высокий рост факторов, способствующих увеличению числа нездоровых школьников.
При всех реально существующих возможностях педагогического содействия здоровьесбережению личности сегодня потенциал его как педагогического феномена до конца не изучен и вследствие этого не реализован. Соответственно, возникает необходимость теоретического обоснования построения педагогической концепции содействия здоровьесбережению личности в условиях педагогического образования.
Таким образом, значимость изученной нами проблемы:
-на социальном уровне состоит в необходимости укреплять здоровье учащихся на фоне постоянно снижающегося уровня здоровья школьников.
-на научном уровне недостаточным обоснованием возможностей применения проектной технологии в процессе здоровьесберегающей деятельности учителя начальных классов.
-на практическом уровне недостаточным методическим обеспечением здоровьесберегающей деятельности учителя начальных классов с точки зрения использования проектной технологии.
Актуальность изучаемой нами проблемы отражена в статьях (№37 «Организация питания обучающихся» №41 «Охрана здоровья обучающихся»); Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02», Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года.
Таким образом, возникает противоречие между требованием сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования у них потребности в здоровом образе жизни с одной стороны и недостаточным использованием внеурочной деятельности в процессе работы педагога по сохранению и укреплению здоровья младших школьников с другой.
Проблема исследования: каковы возможности программы внеурочной деятельности для работы педагога по сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
Тема: Работа педагога по сохранению и укреплению здоровья младших школьников средствами внеурочной деятельности.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы сохранения и укрепления здоровья у младших школьников средствами внеурочной деятельности и разработать и апробировать программу внеурочной деятельности «Школа здоровья».
Объект исследования - сохранение и укрепление здоровья младших школьников.
Предмет исследования - работа педагога по сохранению и укреплению здоровья у младших школьников средствами внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования - работа педагога по сохранению и укреплению здоровья у младших школьников средствами внеурочной деятельности будет эффективной, если:
- в практику внеурочной деятельности образовательной организации будет внедрена программа внеурочной деятельности «Школа здоровья», которая направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически изучить понятия: сохранение здоровья, здоровый образ жизни и укрепление здоровья в психолого-педагогической литературе.
2. Определить направления работы педагога по сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
3. Выявить возможности внеурочной деятельности для работы педагога по сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
4. Изучить уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.
5. Разработать и апробировать программу внеурочной деятельности «Школа здоровья».
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможностей проектной деятельности для решения проблемы здоровьесбережения младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа здоровьесберегающей деятельности может быть использована учителем для сохранения и укрепления здоровья младших школьников во внеурочной деятельности.
База проведения эксперимента - МОУ Аргаяшская СОШ №1, с. Аргаяш, Челябинской области.
В эксперименте приняли участие 48 младших школьников в возрасте 8 - 9 лет.
Этапы исследования:
На первом этапе изучалась научная литература по проблеме исследования здоровья и здорового образа жизни, а также проектной технологии, формулировались основные методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий.
На втором этапе проводился констатирующий этап экспериментальной работы, разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы.
На третьем этапе в рамках формирующего эксперимента внедрялась программа «Школа здоровья», проводился контрольный этап экспериментальной работы.
На четвертом этапе проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования, формулировались выводы.
Структура работы:
Работа состоит из введения, трёх глав, выводов по главам, заключения? библиографического списка и приложения.
Апробация исследования осуществлялась путем:
- публикации результатов исследования:
1. Плаксина М.К. Взаимосвязь педагога и родителей в процессе сохранения и укрепления здоровья младшего школьника. Problems of modern education : materials of the VII international scientific conference on
September 10-11, 2016. - Prague : Vedecko vydavatelske centrum
«Sociosfera-CZ», 2016. - 202 p. - ISBN 978-80-7526-126-7.
2. Плаксина М.К. Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников средствами внеурочной деятельности.
Журнал «Студенческий вестник» № 15 (15), 2017 г.
3. Плаксина М.К. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры «Радуга здоровья // Молодой ученый: вызовы и перспективы. - 2017.
- выступления на заседании МО учителей начальных классов МОУ Аргаяшской СОШ №1.
При проведении исследования была поставлена цель теоретически
обосновать и экспериментально проверить эффективность программы внеурочной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья младших школьников.
Цель была достигнута посредством решения задач, что также позволило подтвердить гипотезу, которая заключалась в том, что если в учебно-воспитательный процесс начальной школы внедрить программу внеурочной деятельности, направленную на сохранение и укрепление здоровья младших школьников, то уровень знаний о здоровом образе жизни повысится.
Программа опирается на системный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, разработана с учетом нормативной документации и ФГОС НОО.
Первой задачей устанавливалось изучить понятия: сохранение здоровья, здоровый образ жизни и укрепление здоровья в психолого-педагогической литературе. Задача была решена посредством изучения педагогической литературы, в результате чего было выявлено, что здоровье - это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, социальных, экономических, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем освоенности общечеловеческих, государственных, региональных и национальных ценностей культуры.
Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.
Второй задачей мы определили направления работы педагога по сохранению и укреплению здоровья младших школьников. Было выявлено, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, чтению, рисованию, беседам, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм, проектной деятельности младших школьников. Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.
Третьей задачей было выявить возможности внеурочной деятельности для работы педагога по сохранению и укреплению здоровья младших школьников. Описаны основные направления, по которым возможно ведение внеурочной деятельности: познавательные занятия; спортивные занятия; трудовые занятия и другие. Правильно организованная педагогом система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности.
Очень важно, чтоб внеурочная деятельность организовывалась по желанию и интересам детей.
Четвертой задачей было изучить уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.
Изучив уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни, мы сделали вывод, что у большинства школьников хороший и удовлетворительный уровень состояния здоровья. В КГ отличный уровень состояния здоровья наблюдается у 12% учащихся, в ЭГ 4%. Хороший уровень состояния здоровья в КГ- 44%, в ЭГ- 35%. Удовлетворительный уровень состояния здоровья в КГ наблюдается у 44%, а в ЭГ у 35%. Неудовлетворительный уровень состояние здоровья в КГ у 16% учащихся, в ЭГ у 26% учащихся.
Для того, чтобы у всех учеников был сформирован высокий уровень знаний о здоровом образе жизни, мы внедрили программу внеурочной деятельности «Школа здоровья» и разработали тетрадь с заданиями для работы по данному курсу.
Пятой задачей было экспериментальным путем проверить эффективность программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
В качестве экспериментальной базы исследования была выбрана МОУ Аргаяшская СОШ №1, с. Аргаяш Челябинской области: экспериментальная группа (2-В класс) в количестве 23 человек (18 мальчиков, 5 девочек) и контрольная группа (2-Г класс) в количестве 25 человек (10 девочек, 15 мальчиков). Динамика показателей уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни на констатирующем и контрольном этапах исследования в экспериментальной группе показывает тенденцию увеличения количества детей с высоким уровнем знаний о здоровом образе жизни с 30% до 64%, соответственно снижение числа детей с низким уровнем знаний о здоровом образе жизни с 48% до 4%.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза о том, внедрение программы внеурочной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья младших школьников подтвердилась.