Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения методов контроля в процессе изучения правовых дисциплин в профессиональной образовательной организации 6
1.1. Сущность и виды контроля и самоконтроля знаний в процессе
изучения правовых дисциплин 6
1.2. Методы контроля в процессе изучения правовых дисциплин 14
1.3. Контрольно-оценочное средство как метод контроля в процессе
изучения правовых дисциплин 24
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Практическая работа по разработке методов контроля в процессе изучения дисциплины «Конституционное право» в ПОУ «Челябинский юридический колледж» 34
2.1 Анализ эффективности применения методов контроля по дисциплине «Конституционное право» в ПОУ «Челябинский юридический колледж» 34
2.2. Разработка учебного занятия с использованием комплекта контрольно-оценочных средств (КОС) по дисциплине «Конституционное
право» в ПОУ «Челябинский юридический колледж» 41
Выводы по 2 главе 51
Заключение 53
Библиографический список 56
Приложение 63
Актуальность исследования: Контроль знаний выполняет большую воспитательную роль в процессе обучения учащегося, он позволяет повысить ответственность за выполненную работу не только студентов, но и преподавателей. Приучение студентов к систематическому труду и аккуратности невозможно без осуществления контроля, так как выполнение учебных задач происходит процесс формирования у них положительных и нравственных качеств, здоровых коллективных отношений и создание здорового общественного мнения.
От степени научной обоснованности зависит является ли контроль эффективным и осуществляется ли он систематически и регулярно и своевременно ли, если злоупотреблять контролем, задания начинают раздражать студентов, а это приводит к напрасной трате времени. Очень важным считается не только контроль, но и самоконтроль. В процессе изучения нами рассмотрена актуальная тема: организация и проведение контроля в процессе изучения дисциплины «Конституционное право» в профессиональной образовательной организации.
Контроль знаний и навыков учащихся является одной из основных частей процесса обучения правовым дисциплинам. С помощью контроля, можно определить, на каком уровне учебный материал ассимилируется студентами на разных этапах обучения, что помогает выявить проблемные места в знаниях, на которые преподаватель должен обратить внимание. При объединении текущих и окончательных проверок можно достичь максимального уровня эффективности обучения.
Организация задач, направленных на контроль и самоконтроль образовательной деятельности среди студентов, способствует повышению эффективности и результативности самостоятельной работы, обучению учащихся самостоятельной учебе и мышлению. При организации самостоятельной работы необходимо учить студентов методам, необходимым для организации познавательной деятельности. Поэтому преподаватель должен особо выделить учебный материал, который представляет дидактическую ценность для формирования типичных методов действия.
Методика преподавания правовых дисциплин имеет значительные теоретические знания и практический опыт в организации заданий, предназначенных для контроля деятельности студентов, поэтому теперь больше внимания уделяется чисто контрольной или обучающей функции.
Контроль преподавателей за работой студентов обычно направлен на установление полноты выполняемых задач для учащихся и сопоставление уровня с способностью решать проблемы, принятые нормы и модели, выявлять пробелы и недостатки в их знаниях и навыках, а также формированию методов самоконтроля, играет решающую роль в воспитании самоконтроля.
Основная цель задач предназначенных для контроля знаний и умений учащихся правовым дисциплинам является определение уровня усвоения учащимися учебного материала предусмотренного программой по предмету, а так же для создания необходимых условий для последующего включения учащихся в активную творческую деятельность. Студенты должны воспитать в себе такие качества, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
Цель исследования: теоретическое обоснование и применение методов контроля в процессе изучения дисциплины «Конституционное право» в профессиональной образовательной организации.
Объект исследования: методика преподавания правовых дисциплин.
Предмет исследования: применение методов контроля в процессе изучения дисциплины «Конституционное право»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и виды контроля и самоконтроля знаний, а также методику проведения контроля в процессе обучения правовым дисциплинам.
2. Показать роль и место задач в процессе проверки знаний по правовым дисциплинам.
3. Проанализировать эффективность применения методов контроля по дисциплине «Конституционное право» в ПОУ «ЧЮК».
4. Разработать комплект контрольно-оценочных средств (КОС) по дисциплине «Конституционное право» в ПОУ «ЧЮК».
Теоретико-методологическая основа исследования: труды отечественных ученых в области педагогики Ушинский К.Д., Эпштейн Л.Е., Аменд А.Ф., Харламов И.Ф., Сластенин В.А., Выготский Л.С., Селевко Г.К., Платов В.Я.
Практическая значимость заключается в том, что данная квалификационная работа содержит практические рекомендации по применению методов контроля в процессе изучения правовых дисциплин в профессиональной образовательной организации
Методы исследования:
— эмпирические - сравнительный анализ литературы, анализ документов, изучение и обобщение передового опыта;
— теоретические - анализ и синтез, индукция и дедукция.
База исследования: В эксперименте участвовали студенты, обучающиеся в профессиональном образовательном учреждении «Челябинский юридический колледж».
Сокращенное наименование колледжа: ПОУ «ЧЮК».
Адрес: Адрес: 454112, Россия, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, просп. Победы, 290.
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе нами полностью изучены теоретические основы применения методов контроля в процессе изучения правовых дисциплин в профессиональной образовательной организации методов контроля, рассмотрели сущность и основные виды организации контроля и самоконтроля знаний применяемые на правовых дисциплинах.
В главе показано, что поднятая тема носит актуальный характер, так как контроль знаний и навыков, обучаемых это важная часть любого процесса обучения. Контроль позволяет определить, на каком уровне изученный материал усвоен учащимися на разных этапах обучения. Он помогает выявить проблемные места в знаниях, на которые учитель должен обратить внимание в процессе преподавания правовых дисциплин. Определена важная роль и показана место задач в процессе организации занятий по праву.
Одним из основных методов контроля является проводимое преподавателем планомерное, систематическое наблюдение за учебной работой учащихся на занятиях. Данные такого наблюдения позволяют установить отношения студента к своим учебным обязанностям, его сильные и слабые стороны, пробелы в знаниях, осуществить индивидуальный подход к учащимся путём применения различных методов обучения и воспитания, проверки знаний.
Наряду с наблюдениями широко применяются устные, письменные и практические методы контроля.
Теория и практика показали, что основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства, компетентности и эрудиции педагога — это четкая, базирующаяся на научной основе, организация исследовательской и методической работы. Научно-методическая работа преподавателей - важная составляющая профессиональной деятельности, способствующая повышению педагогического мастерства, выраженного в высоком и стабильном результате в обучении студентов.
Во второй главе данной исследовательской работы Нами были разработаны анкета анализа (см. приложение 1). Данные анкеты были заполнены преподавателями и студентами и на основе этого мы смогли сделать вывод. Опрос выявил недостаточный уровень применение методов контроля и их значимости в профессиональном обучении
Мы провели анкетирования среди преподавателей колледжа и выявили ряд трудностей, испытываемых преподавателями при применении методов контроля и самоконтроля у студентов СПО.
Так выяснилось, что что 55 % опрошенных преподавателей не испытывают трудность в применении методов контроля при изучении дисциплины .20 % опрошенных - испытывают затруднение в выборе методов контроля , 19 % -хотели бы применять различные методы контроля на занятиях, но специфика дисциплины вызывает затруднения; и оставшиеся 6 % не в полной мере используют методы контроля при проведении занятий.
При проведении анализа применения методов контроля и самоконтроля студентов по дисциплине «Конституционное право» в ПОУ «ЧЮК» чтобы выявить уровень сформированности применения методов контроля Мы использовали методы анкетирования, опроса, тестирования.
Данные методы показали, что у 55% -Возникают трудности при оценивании знаний других студентов; 18% опрошенных не осознают, с какой целью проводится самоконтроль учебной деятельности; 20 % испытуемых - свободно используют методы самоконтроля, применяя их на себе; 7 % опрошенных студентов не знают о значении контроля и самоконтроля.
Для повышения эффективности учебного процесса, Нами был разработан и внедрен в рабочую программу комплект контрольно-оценочных средств деятельности по дисциплине «Конституционное право».
Анализ результатов профессиональной деятельности педагогов в ПОУ «ЧЮК» и анкетирования обучающихся и преподавателей показал, что существует потребность в оптимизации и корректировке формирования и применения методов контроля и самоконтроля обучающихся на учебных занятиях по дисциплине «Конституционное право» с помощью следующих мероприятий:
1. Внедрение учебного занятия с использованием комплекта оценочных средств (КОС) по данной дисциплине.
2. Совершенствование средств диагностики и контроля студентов ПОО СПО.
3. Увеличение количества академических часов, отведенных в учебной программе по дисциплине «Конституционное право» игровым формам проведения занятий.
Разработанные рекомендации по внедрению и применению методов контроля, способны оптимизировать процесс формирования компетенций у студентов, а также повысить эффективность их обучения.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
1. Аменд А. Ф. XXI век - век непрерывного образования [Текст] /А. Ф. Аменд, А. А. Саламатов // Инновационные процессы в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ,2010.- 8 - 57 с.
2. Аменд А. Ф. Правовое образование как средство развития социальных аспектов личности [Текст] /А.Ф. Аменд, Камалетдинова А.Я. // Экономическое образование: Теория и практика. -Челябинск, 1997. - 19-32 с.
3. Аменд А.Ф. Институт развития образования и воспитания подрастающего поколения: опыт комплексного решения образовательных проблем [Текст] /А.Ф. Аменд, Е.В. Яковлев // Образование и наука, 2002. - 175-183 с.
4. Аменд А.Ф. Научно-методический и организационно-управленческий аспект интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы/А.Ф. Аменд, С.Н. Бабина // Менеджмент в образовании. Челябинск:Изд-во ЧГПУ, 2003.-С.196-211
5. Аменд А.Ф. Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы/А.Ф. Аменд, А.И. Тюнин // Экономическое образование. -Челябинск, 2001.-С.20-28
6. Аменд А.Ф. Образование в ХХ1 веке [Текст] /А.Ф. Аменд, А.А. Саламатов //Стандарты и мониторинг в образовании. - М.:Русский журнал, 2003. - 10-15 с.
7. Аменд А.Ф. Практические аспекты управления качеством подготовки будущего учителя в Челябинском государственном педагогическом университете [Текст] /А.Ф. Аменд, В.В. Латюшин, Г.С. Шкребень // Управление качеством профессионального образования. - Челябинск, 2001. - 115-128 с.
8. Аменд А.Ф. Приоритеты российского образования в условиях инновационного развития экономики [Текст] /А.Ф. Аменд, А.А. Саламатов // Актуальные проблемы образования подрастающего поколения . -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. - 9-14. с.
9. Барабашев, Г. В., Шеремет, К. Ф. Непосредственная демократия / Г. В. Барабашев, К. Ф. Шеремет. - М., 2014 - с.48
10. . Боброва, Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России / Н. А. Боброва; под ред. В. О. Лучина. - М., 2013. Боброва, Н. А. О понятии «конституционный строй» / Н. А. Боброва // Закон и право. - 2013. - № 10.
11. Витрук, Н. В. Верность Конституции / Н. В. Витрук. - М., 2014.
12. Белухин, Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики: курс лекций / Д. А. Белухин. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модэк», 2009. - 318 с.
13. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.
14. Вигман, С. Л. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 208 с.
15. Волынкин, В. И. Педагогика в схемах и таблицах: учеб. пособие для вузов / В. И. Волынкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 284 с.
16. Воронов, В. В. Технология воспитания: пособие для
преподавателей вузов, студентов и учителей / В. В. Воронов. - М.: Школьная Пресса, 2010. - 96 с.
17. Вотинова, Е. Г. Методика воспитания школьников и
воспитательной деятельности педагога: учебное пособие / Е. Г. Вотинова, Н. А. Ложникова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», Томск: Издательство Томского государственного педагогического
университета, 2011. - 228 с.
18. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие для вузов / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2010. - 480 с.
19. Губанова, М. И. Организационные формы обучения:
практические задания, опорные конспекты, блок-схемы: учебно¬
методическое пособие / сост. М.. И. Губанова, О. А. Брель. - Кемерово: ООО «Компания ЮНИТИ», 2013. - 64 с.
20. Губанова, М. И. Основные формы организации обучения: урок, факультативные занятия, самостоятельная работа, внеурочная деятельность (тезисные лекции): учебно-методическое пособие / сост. М.. И. Губанова, О. А. Брель. - Кемерово: ООО «Компания ЮНИТИ», 2013. - 64 с.
21. Дуканова, Е. И. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. И. Дуканова, В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 368 с.
22. Загвязинский, В. И. Общая педагогика: учеб. пособие / В. И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Высшая школа, 2012. - 391 с.
23. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная
интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2011. - 192 с.
24. Казин, Э. М. Физическое развитие личности в воспитательно - образовательном процессе школы: учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика» / Э. М. Казин и др.; отв. ред. Г. Г. Солодова, Э. М. Казин, С. И. Петухов; ГОУ ВПО «КемГУ». - Кемерово: Кузбассвузиздат,
2011. - 279 с.
25. Каменская, Е. Н. Педагогика: учебное пособие / Е.Н. Каменская. - М.: Дашков и КО, 2010. - 320 с.
26. Касаткина, Н. Э. Курс лекций по педагогике / Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева; под ред. Б. П. Невзорова. - Кемерово: КемГУ, 2013. - 203 с.
27. Касаткина, Н. Э. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие / Н.Э. Касаткина, Т.А. Жукова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». - Кемерово, 2010. - 204 с.
28. Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 256 с.
29. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2011. - 448 с.
30. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2011. - 528 с.
31. Котова, И. Б. Педагогика: Теории, системы, технологии: учебник для вузов /И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, С. А. Смирнов; под ред. С. А. Смирнова. - М.: Академия, 2012. - 512 с.
32. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский. - М.: Академия, 2013. - 256 с.
33. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитания / В. С. Кукушин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 508, [1] c.: ил. - (Высшее образование).
34. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения / В. С. Кукушин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 474, [1] с. - (Высшее образование).
35. Кульневич, С. В. Педагогика личности от концепций до технологий: учеб.- практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич. - Ростов н/Д: Учитель, 2013. - 160 с.
36. Кульневич, С. В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Москва - Ростов- н/Д: Творческий центр «Учитель», 2010. - 192 с.
37. Кульневич, С. В. Современный урок. Часть I: научно¬практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Ростов-н/Д: Учитель, 2011. - 288 с.
38. Кульневич, С. В. Современный урок. Часть II: научно -
практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Ростов-н/Д: Учитель, 2011. - 288 с.
39. Кульневич, С. В. Современный урок. Часть III: Проблемные
уроки: научно-практическое пособие для учителей, методистов,
руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Ростов- н/Д: Учитель, 2013. - 288 с.
40. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. - М.: Владос, 2010. - 647 с.
41. Ложникова, Н. А. В помощь классному руководителю: Методика воспитания школьников и воспитательной деятельности педагога: учебно-методическое пособие / Н. А. Ложникова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. - 74 с.
42. Маленкова, Л. И. Воспитание в современной школе: книга для учителя- воспитателя / Л. И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 2011. - 300 с.
43. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания: учебник / Л. И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 480 с.
44. Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия / Н. А. Морева. - М.: Просвещение, 2013. - 158 с.
45. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. - М.: Академия. 2013. - 176 с.
46. Пидкасистый, П. И. Искусство преподавания: Первая книга учителя / П. И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 212 с.
47. Подласый, И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 540 с. - (Основы наук).
48. Поляков, С. Д. Технологии воспитания: учебно-методическое пособие / С. Д. Поляков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 144 с.
49. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. С. Селиванов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2010. - 336 с.
50. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н, Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2013. - 576 с.
51. Солодова, Г.Г. Введение в педагогику: учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика» для самостоятельного изучения. Часть 1 / Г. Г. Солодова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. - 88 с.
52. Солодова, Г.Г. Возрастные особенности развития и воспитания личности: учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика». Часть 3 / Г. Г. Солодова, С. П. Зуева, Е. В. Филатова, Л. Е. Галаганова, В. В. Патрина. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 120 с.
53. Солодова, Г.Г. Гражданское развитие личности в воспитательно-
54. образовательном процессе школы: учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика». Часть 7 / Г. Г. Солодова, Г. С. Довгаль, Н. А. Климова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 107 с.
55. Солодова, Г.Г. Развитие и воспитание личности: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика». Часть 2 / Г. Г. Солодова.
- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. - 124 с.
56. Солодова, Г.Г. Цель и сущность процесса воспитания: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика». Часть 4 / Г. Г. Солодова.
- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013. - 128 с.
57. Солодова, Г.Г. Эстетическое развитие личности в воспитательно - образовательном процессе школы: учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика». Часть 8 / Г. Г. Солодова, Н. А. Климова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013. - 107 с.
58. Степанов, Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: учебно-методическое пособие / Е. Н. Степанов. - М.: ТЦ Сфера, 2010.-224 с.
59. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 2011. - 288 с.
60. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2011. - 520 с.
61. Хуторской, А. В. Современная дидактика: учеб. пособие / А. В. Хуторской. - М.: Высшая школа, 2013. - 639 с.
62. Чурекова, Т. М. Общие основы педагогики: учебное пособие / Т. М. Чурекова, И. В. Гравова, Ж. С. Максимова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». - Кемерово, 2010. - 166 с.
63. Шмырева, Н А. Воспитание как фактор социализации личности: учебно-методическое пособие / сост. Н. А. Шмырева. - Кемерово: КемГУ, 2013.
64. Шмырева, Н.А. Педагогические ситуации: от теории к практике: учебное пособие / сост.: Н. А. Шмырева, З. В. Крецан. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013.