УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГОВ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию 11
1.1 Состояние проблемы управления деятельностью педагогов
по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в психолого-педагогической литературе 11
1.2 Сущность и природа духовно-нравственного воспитания
обучающихся 31
Выводы по главе I 43
Глава 2. Проектирование системы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся 46
2.1 Исследование существующих систем управления деятельностью
педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся 46
2.2 Проект системы управления педагогической деятельностью по
духовно-нравственному воспитанию школьников 67
Выводы по главе II 91
Глава 3. Способы оценки и продвижения проекта системы управления педагогической деятельностью по духовно-нравственному воспитанию обучающихся 94
3.1 Оценка системы управления педагогической деятельностью по
духовно-нравственному воспитанию школьников 94
3.2 Мероприятия по продвижению проекта системы управления
педагогической деятельностью по духовно-нравственному воспитанию школьников 100
Выводы по главе III 107
Заключение 109
Библиографический список 116
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глава 1. Теоретические основы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию 11
1.1 Состояние проблемы управления деятельностью педагогов
по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в психолого-педагогической литературе 11
1.2 Сущность и природа духовно-нравственного воспитания
обучающихся 31
Выводы по главе I 43
Глава 2. Проектирование системы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся 46
2.1 Исследование существующих систем управления деятельностью
педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся 46
2.2 Проект системы управления педагогической деятельностью по
духовно-нравственному воспитанию школьников 67
Выводы по главе II 91
Глава 3. Способы оценки и продвижения проекта системы управления педагогической деятельностью по духовно-нравственному воспитанию обучающихся 94
3.1 Оценка системы управления педагогической деятельностью по
духовно-нравственному воспитанию школьников 94
3.2 Мероприятия по продвижению проекта системы управления
педагогической деятельностью по духовно-нравственному воспитанию школьников 100
Выводы по главе III 107
Заключение 109
Библиографический список 116
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.
Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д.
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Духовно-нравственное воспитание школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества. Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский [33] говорил «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям. Чтобы процесс становления таких важных качеств был наиболее результативен, необходимо вести контроль деятельности педагогов при работе в направлении духовно-нравственного воспитания. Главным основанием для управления процессом организационной деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся является социальный заказ современной школе, представленный системой общих педагогических требований.
Система управления современной образовательной организацией - это сложный и разноаспектный процесс, основанный на принципах научного управления, ориентированный на современные потребности в сфере образования. Её особенность определяется теми изменениями, которые происходят в системе образования в последние годы, в частности введением Федеральных государственных стандартов. Эффективность управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся организации в целом напрямую зависит от эффективности функционирования всех уровней системы управления организацией в процессе их взаимодействия, взаимовлияния, взаимообогащения.
Изменение целевых установок образования предполагает и новую трактовку воспитания. Воспитание должно закладывать основы общественных идеалов и ценностей, создавать условия, для того чтобы каждый ребенок смог научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуются школа в широком понимании этого слова и общество. Воспитание - процесс непрерывный, но управлять им необходимо, столь же планомерно, как и учебным. Одним из механизмов реализации целей и задач воспитания является создание актуальной системы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Противоречие между необходимостью формировать духовно-нравственные качества личности и недостаточной разработанностью системы управления деятельностью педагога по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Проблема: какой должна быть система управления духовно-нравственным воспитанием для организации деятельности педагогов, чтобы обеспечить достижение результатов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
В соответствии с актуальностью, выявленным противоречием и проблемой была сформулирована цель своего исследования:
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать систему управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть состояние проблемы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть сущность управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
3. Проанализировать существующие системы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
4. Разработать систему управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
5. Разработать критерии и подобрать методы оценки эффективности системы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Объект исследования: управление образовательным процессом.
Предмет исследования: система управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по теме исследования.
2. Анализ документации.
3. Моделирование.
Теоретическую основу исследования составили разработки ученых по проблемам духовно-нравственного воспитания школьников. Ученые, которые рассматривают вопросы управления воспитанием: В.А.
Караковский [10], Ю.А. Конаржевский [10], В.С.Лазарев [15], М.М.Поташник [26], Р.Х.Шакуров [41] и др. В исследованиях многих ученых разработаны отдельные проблемы в теории управления целостным педагогическим процессом: В.А. Сластенин, и др. Большое внимание уделено управлению воспитательным процессом в рамках теории воспитательных систем, которые подробно описаны в работах В.А. Караковского [10], Л.И.Новиковой [10] и др. В процессе исследования использовались положения нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию духовно-нравственного воспитания молодежи в России, научные труды, разработки и рекомендации специалистов по проблемам духовно-нравственного воспитания обучающихся, материалы научно-практических конференций, Интернет- ресурсы.
Теоретическая значимость заключается в теоретическом обосновании и разработке системы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Практическая значимость определяется разработкой системы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, которая обеспечит:
• Всестороннее развитие как обучающихся, так и педагогических работников.
• Повышение удовлетворенности педагогических работников от осуществляемой ими деятельности.
• Развитие духовности и нравственности обучающихся.
• Управление деятельностью педагогов в области духовно-нравственного воспитания.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Состояние проблемы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся характеризуется разрозненностью и обособленностью в рамках различных образовательных учреждений.
2. Сущность управления заключается в планировании, целеполагании, организации, мотивации, анализе контроле и ряде дополнительных функций. Проработка всех этих элементов с учётом теоретических наработок и анализа практики ведущих образовательных учреждений способствует выработке единой эффективной системы управления деятельностью педагогов в области духовно-нравственного воспитания обучающихся.
3. Существующие системы управления отличаются концентрацией на одном из возможных направлений управления духовно-нравственным воспитанием в ущерб остальным; разрозненностью и недостаточным развитием всех компонентов управления и духовно-нравственного воспитания.
4. Система управления должна характеризоваться тесным взаимодействием между педагогическим составом образовательного учреждения и обучающимися через организацию школьного самоуправления, всестороннее и планомерное развитие системы дополнительного образования, организации внеурочных мероприятий, инициатива проведения которых исходит от школьного самоуправления.
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.
Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д.
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Духовно-нравственное воспитание школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества. Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский [33] говорил «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям. Чтобы процесс становления таких важных качеств был наиболее результативен, необходимо вести контроль деятельности педагогов при работе в направлении духовно-нравственного воспитания. Главным основанием для управления процессом организационной деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся является социальный заказ современной школе, представленный системой общих педагогических требований.
Система управления современной образовательной организацией - это сложный и разноаспектный процесс, основанный на принципах научного управления, ориентированный на современные потребности в сфере образования. Её особенность определяется теми изменениями, которые происходят в системе образования в последние годы, в частности введением Федеральных государственных стандартов. Эффективность управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся организации в целом напрямую зависит от эффективности функционирования всех уровней системы управления организацией в процессе их взаимодействия, взаимовлияния, взаимообогащения.
Изменение целевых установок образования предполагает и новую трактовку воспитания. Воспитание должно закладывать основы общественных идеалов и ценностей, создавать условия, для того чтобы каждый ребенок смог научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуются школа в широком понимании этого слова и общество. Воспитание - процесс непрерывный, но управлять им необходимо, столь же планомерно, как и учебным. Одним из механизмов реализации целей и задач воспитания является создание актуальной системы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Противоречие между необходимостью формировать духовно-нравственные качества личности и недостаточной разработанностью системы управления деятельностью педагога по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Проблема: какой должна быть система управления духовно-нравственным воспитанием для организации деятельности педагогов, чтобы обеспечить достижение результатов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
В соответствии с актуальностью, выявленным противоречием и проблемой была сформулирована цель своего исследования:
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать систему управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть состояние проблемы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть сущность управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
3. Проанализировать существующие системы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
4. Разработать систему управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
5. Разработать критерии и подобрать методы оценки эффективности системы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Объект исследования: управление образовательным процессом.
Предмет исследования: система управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по теме исследования.
2. Анализ документации.
3. Моделирование.
Теоретическую основу исследования составили разработки ученых по проблемам духовно-нравственного воспитания школьников. Ученые, которые рассматривают вопросы управления воспитанием: В.А.
Караковский [10], Ю.А. Конаржевский [10], В.С.Лазарев [15], М.М.Поташник [26], Р.Х.Шакуров [41] и др. В исследованиях многих ученых разработаны отдельные проблемы в теории управления целостным педагогическим процессом: В.А. Сластенин, и др. Большое внимание уделено управлению воспитательным процессом в рамках теории воспитательных систем, которые подробно описаны в работах В.А. Караковского [10], Л.И.Новиковой [10] и др. В процессе исследования использовались положения нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию духовно-нравственного воспитания молодежи в России, научные труды, разработки и рекомендации специалистов по проблемам духовно-нравственного воспитания обучающихся, материалы научно-практических конференций, Интернет- ресурсы.
Теоретическая значимость заключается в теоретическом обосновании и разработке системы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Практическая значимость определяется разработкой системы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, которая обеспечит:
• Всестороннее развитие как обучающихся, так и педагогических работников.
• Повышение удовлетворенности педагогических работников от осуществляемой ими деятельности.
• Развитие духовности и нравственности обучающихся.
• Управление деятельностью педагогов в области духовно-нравственного воспитания.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Состояние проблемы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся характеризуется разрозненностью и обособленностью в рамках различных образовательных учреждений.
2. Сущность управления заключается в планировании, целеполагании, организации, мотивации, анализе контроле и ряде дополнительных функций. Проработка всех этих элементов с учётом теоретических наработок и анализа практики ведущих образовательных учреждений способствует выработке единой эффективной системы управления деятельностью педагогов в области духовно-нравственного воспитания обучающихся.
3. Существующие системы управления отличаются концентрацией на одном из возможных направлений управления духовно-нравственным воспитанием в ущерб остальным; разрозненностью и недостаточным развитием всех компонентов управления и духовно-нравственного воспитания.
4. Система управления должна характеризоваться тесным взаимодействием между педагогическим составом образовательного учреждения и обучающимися через организацию школьного самоуправления, всестороннее и планомерное развитие системы дополнительного образования, организации внеурочных мероприятий, инициатива проведения которых исходит от школьного самоуправления.
Воспитание - процесс непрерывный, но управлять им необходимо, столь же планомерно, как и учебным. Одним из механизмов реализации целей и задач воспитания является создание актуальной системы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. В процессе создания системы управления нами был решен ряд важнейших задач.
В своей работе, мы опираемся на определение Поташника М.М. [26], под управленческой деятельностью педагога понимаем непрерывный процесс действий (в определенной последовательности), осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ объекта управления, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между ее участниками и интегрируются усилия. В качестве непрерывного процесса последовательности действий выступает циклическое повторение функций управления духовно-нравственным воспитанием. Субъектами управления выступают директор, педагогический совет, заместители директора, руководители методических объединений, родительский комитет, совет самоуправления обучающихся. Управляемый объект - процесс духовно-нравственного воспитания.
Рассмотрев состояние проблемы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в психолого-педагогической литературе, мы обнаружили ряд общих проблем:
□ недостаточная целеустремленность управления духовно-нравственным воспитанием, его нецелевой характер;
□ реактивный, запаздывающий характер управления, отсутствие механизмов опережающего реагирования на возникающие проблемы со стороны духовно-нравственного воспитания;
□ недостаточное развитие обратной связи в управлении духовно - нравственным воспитанием, слабость контроля над исполнением принятых управленческих решений;
□ недостроенность подсистем управления духовно -
нравственным воспитанием, ответственных за развитие управляемого компонента;
□ недостаточный уровень мотивации педагогов к духовно - нравственному воспитанию обучающихся и т.д.
Далее нами были определены сущностные характеристики духовно - нравственного воспитания обучающихся:
• духовно-нравственное воспитание в нашей работе мы рассматриваем как комплекс целей, принципов и методов воспитания, направленных на приобщение школьников к определенной системе духовных и нравственных ценностей, а также на обретение ими собственной системы ценностей, стремления к постановке и достижению жизненных целей [43, с. 25];
• духовно-нравственное воспитания не ограничивается взаимоотношениями педагогов и обучающихся, а включают в себя работу семьи, религиозные учреждений, общественности, средств массовой информации, досуговых центров и иных социальных институтов;
• рассмотрены принципы духовно-нравственного воспитания, сформулированные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (нравственный пример педагога, социально-педагогическое партнёрство, индивидуально-личностное развитие, программ духовно -нравственного воспитания, социальная востребованность воспитания);
• выявили некоторые проблемы в области воспитательных систем в школах: воспитательные системы существуют стихийно, в каких- то школах есть, а в каких-то отсутствуют; направленность на реализацию педагогами предметного результата; педагоги не всегда правильно могут преподать урок, связанный с духовно-нравственным воспитанием.
Анализ существующих теоретических исследований, проблем управления духовно-нравственным воспитанием, опыта создания таких систем позволил нам выделить сильные и слабые стороны состояния решения проблемы управления духовно-нравственным воспитанием, а также возможности и угрозы.
Сильные стороны:
1. Создание системы управления, которая способствует решению важнейших общенациональных задач.
2. За счет систематического функционирования воспитательного процесса, предполагается снижение конфликтных ситуаций между обучающимися.
3. Создание конкурентоспособности образовательной
организации по духовно-нравственному воспитанию.
4. Системный контроль деятельности педагогов по духовно-нравственному воспитанию.
5. Немногие образовательные организации имеют четкую, отработанную до автоматизма, эффективную систему управления.
6. Социальный заказ на качество управления процессом воспитания.
7. Индивидуальная ответственность субъектов воспитания за свои действия.
8. Желание образовательной организации развиваться и т.д.
Слабые стороны:
1. Недостаточная целеустремленность управления духовно-нравственным воспитанием, его нецелевой характер.
2. Большой промежуток времени между началом внедрения проекта и результативным функционированием системы.
3. Реактивный, запаздывающий характер управления, отсутствие механизмов опережающего реагирования на возникающие проблемы в духовно-нравственном воспитании.
4. Недостаточное развитие обратной связи в управлении духовно- нравственным воспитанием, слабость контроля над исполнением принятых управленческих решений.
5. Недостроенность подсистем управления духовно¬
нравственным воспитанием.
6. Недостаточный уровень мотивации педагогов к духовно - нравственному воспитанию обучающихся и т.д.
Возможности:
1. Долгосрочное использование механизмов системы управления
2. Право образовательной организации на оптимизацию управления процессом духовно-нравственного воспитания.
3. Внедрение новых механизмов/функций управления духовно - нравственным воспитанием.
Угрозы:
1. Замедление темпа духовно-нравственного развития обучающихся.
2. Изменение стратегии воспитания Министерством образования.
3. Перегрузка педагогов и руководителей.
Работая над проектом системы управления деятельностью педагогов, мы старались опираться на сильные стороны существующих систем, нивелировать их слабые стороны, учитывать возможности этих систем.
В рамках системы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, ключевыми субъектами системы управления являются директор, педагогический совет, заместители директора, педагог по внеклассной и внешкольной работе, руководители методических объединений, родительский комитет и Совет самоуправления обучающихся. При этом разделение обусловлено отличиями в функциях данного воспитания. Каждый орган управления отвечает за исполнение функций (целеполагание, планирование, мотивация, организация, контроль и диагностика, коррекция и оценка) на своем уровне. Процесс работы в системе структурирован. Вместе с тем осуществление всех мероприятий в рамках данной воспитательной работы невозможно без взаимодействия всего школьного сообщества.
Оценку системы управления деятельностью педагогов по духовно- нравственному воспитанию обучающихся возможно осуществить по критериям:
1. Процесс управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся функционирует результативно (субъектами управления исполняются функции в соответствии с должностной инструкцией). Методы самооценки, наблюдения, анализа достигнутых результатов и др.
2. Достижение планируемых результатов духовно-нравственного
воспитания, отраженных в Федеральных государственных образовательных стандартах. Методы анкетирования, тестирования, опроса, проективных методик и др.
3. Степень подготовки педагогов и обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания в школе. Методы решений и обсуждения педагогических ситуаций, тестов, анализа документации и др.
4. Использование ресурсов школы для результативного функционирования процесса управления. Методы анализа школьной документации (наличие занятий в плане работы) и др.
5. Регулярное взаимодействие с партнерами школы для организации духовно-нравственного воспитания. Методы анализа школьной документации, годового плана, наблюдение и др.
6. Рациональность информационной системы управления и процессов принятия решений. Методы опроса, наблюдения, анкетирования и др.
7. Адаптированность к изменениям. Методы анализа документации школы и др.
8. Мотивированность педагогов к осуществлению процесса духовно-нравственного воспитания. Методы наблюдения, опроса и др.
Основными мероприятиями по продвижению системы мы считаем:
1. Публикация статей и методических рекомендаций по теме исследования.
2. Включение в программу подготовки будущих руководителей вопросов, связанных с созданием и развитием системы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию.
3. Организация практико-ориентированной работы студентов с материалами диска-приложения.
4. Презентация системы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию.
5. Участие в семинарах и конференциях по проблемам управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию.
6. Совершенствование ученического самоуправления.
Система ученического самоуправления. Безусловно, ученическое самоуправление не является самоцелью, ведь носит зачастую формальный характер. Однако оно преследует ряд воспитательных целей - от актуализации потребностей обучающихся в самоуправлении и саморазвитии до формирования субъективных позиций и развития организаторских способностей.
Таким образом, цель нашей работы «теоретически обосновать и разработать систему управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся» при реализации задач была достигнута.
Результаты данного исследования не исчерпывают всех проблем, связанных с управлением деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Данная работа может быть продолжена во внедрении системы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию в образовательную организацию, разработке системы/программы деятельности отдельно взятого субъекта управления и его функционирования или системы работы всех субъектов в рамках отдельно взятой функции.
В своей работе, мы опираемся на определение Поташника М.М. [26], под управленческой деятельностью педагога понимаем непрерывный процесс действий (в определенной последовательности), осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ объекта управления, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между ее участниками и интегрируются усилия. В качестве непрерывного процесса последовательности действий выступает циклическое повторение функций управления духовно-нравственным воспитанием. Субъектами управления выступают директор, педагогический совет, заместители директора, руководители методических объединений, родительский комитет, совет самоуправления обучающихся. Управляемый объект - процесс духовно-нравственного воспитания.
Рассмотрев состояние проблемы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в психолого-педагогической литературе, мы обнаружили ряд общих проблем:
□ недостаточная целеустремленность управления духовно-нравственным воспитанием, его нецелевой характер;
□ реактивный, запаздывающий характер управления, отсутствие механизмов опережающего реагирования на возникающие проблемы со стороны духовно-нравственного воспитания;
□ недостаточное развитие обратной связи в управлении духовно - нравственным воспитанием, слабость контроля над исполнением принятых управленческих решений;
□ недостроенность подсистем управления духовно -
нравственным воспитанием, ответственных за развитие управляемого компонента;
□ недостаточный уровень мотивации педагогов к духовно - нравственному воспитанию обучающихся и т.д.
Далее нами были определены сущностные характеристики духовно - нравственного воспитания обучающихся:
• духовно-нравственное воспитание в нашей работе мы рассматриваем как комплекс целей, принципов и методов воспитания, направленных на приобщение школьников к определенной системе духовных и нравственных ценностей, а также на обретение ими собственной системы ценностей, стремления к постановке и достижению жизненных целей [43, с. 25];
• духовно-нравственное воспитания не ограничивается взаимоотношениями педагогов и обучающихся, а включают в себя работу семьи, религиозные учреждений, общественности, средств массовой информации, досуговых центров и иных социальных институтов;
• рассмотрены принципы духовно-нравственного воспитания, сформулированные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (нравственный пример педагога, социально-педагогическое партнёрство, индивидуально-личностное развитие, программ духовно -нравственного воспитания, социальная востребованность воспитания);
• выявили некоторые проблемы в области воспитательных систем в школах: воспитательные системы существуют стихийно, в каких- то школах есть, а в каких-то отсутствуют; направленность на реализацию педагогами предметного результата; педагоги не всегда правильно могут преподать урок, связанный с духовно-нравственным воспитанием.
Анализ существующих теоретических исследований, проблем управления духовно-нравственным воспитанием, опыта создания таких систем позволил нам выделить сильные и слабые стороны состояния решения проблемы управления духовно-нравственным воспитанием, а также возможности и угрозы.
Сильные стороны:
1. Создание системы управления, которая способствует решению важнейших общенациональных задач.
2. За счет систематического функционирования воспитательного процесса, предполагается снижение конфликтных ситуаций между обучающимися.
3. Создание конкурентоспособности образовательной
организации по духовно-нравственному воспитанию.
4. Системный контроль деятельности педагогов по духовно-нравственному воспитанию.
5. Немногие образовательные организации имеют четкую, отработанную до автоматизма, эффективную систему управления.
6. Социальный заказ на качество управления процессом воспитания.
7. Индивидуальная ответственность субъектов воспитания за свои действия.
8. Желание образовательной организации развиваться и т.д.
Слабые стороны:
1. Недостаточная целеустремленность управления духовно-нравственным воспитанием, его нецелевой характер.
2. Большой промежуток времени между началом внедрения проекта и результативным функционированием системы.
3. Реактивный, запаздывающий характер управления, отсутствие механизмов опережающего реагирования на возникающие проблемы в духовно-нравственном воспитании.
4. Недостаточное развитие обратной связи в управлении духовно- нравственным воспитанием, слабость контроля над исполнением принятых управленческих решений.
5. Недостроенность подсистем управления духовно¬
нравственным воспитанием.
6. Недостаточный уровень мотивации педагогов к духовно - нравственному воспитанию обучающихся и т.д.
Возможности:
1. Долгосрочное использование механизмов системы управления
2. Право образовательной организации на оптимизацию управления процессом духовно-нравственного воспитания.
3. Внедрение новых механизмов/функций управления духовно - нравственным воспитанием.
Угрозы:
1. Замедление темпа духовно-нравственного развития обучающихся.
2. Изменение стратегии воспитания Министерством образования.
3. Перегрузка педагогов и руководителей.
Работая над проектом системы управления деятельностью педагогов, мы старались опираться на сильные стороны существующих систем, нивелировать их слабые стороны, учитывать возможности этих систем.
В рамках системы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, ключевыми субъектами системы управления являются директор, педагогический совет, заместители директора, педагог по внеклассной и внешкольной работе, руководители методических объединений, родительский комитет и Совет самоуправления обучающихся. При этом разделение обусловлено отличиями в функциях данного воспитания. Каждый орган управления отвечает за исполнение функций (целеполагание, планирование, мотивация, организация, контроль и диагностика, коррекция и оценка) на своем уровне. Процесс работы в системе структурирован. Вместе с тем осуществление всех мероприятий в рамках данной воспитательной работы невозможно без взаимодействия всего школьного сообщества.
Оценку системы управления деятельностью педагогов по духовно- нравственному воспитанию обучающихся возможно осуществить по критериям:
1. Процесс управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся функционирует результативно (субъектами управления исполняются функции в соответствии с должностной инструкцией). Методы самооценки, наблюдения, анализа достигнутых результатов и др.
2. Достижение планируемых результатов духовно-нравственного
воспитания, отраженных в Федеральных государственных образовательных стандартах. Методы анкетирования, тестирования, опроса, проективных методик и др.
3. Степень подготовки педагогов и обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания в школе. Методы решений и обсуждения педагогических ситуаций, тестов, анализа документации и др.
4. Использование ресурсов школы для результативного функционирования процесса управления. Методы анализа школьной документации (наличие занятий в плане работы) и др.
5. Регулярное взаимодействие с партнерами школы для организации духовно-нравственного воспитания. Методы анализа школьной документации, годового плана, наблюдение и др.
6. Рациональность информационной системы управления и процессов принятия решений. Методы опроса, наблюдения, анкетирования и др.
7. Адаптированность к изменениям. Методы анализа документации школы и др.
8. Мотивированность педагогов к осуществлению процесса духовно-нравственного воспитания. Методы наблюдения, опроса и др.
Основными мероприятиями по продвижению системы мы считаем:
1. Публикация статей и методических рекомендаций по теме исследования.
2. Включение в программу подготовки будущих руководителей вопросов, связанных с созданием и развитием системы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию.
3. Организация практико-ориентированной работы студентов с материалами диска-приложения.
4. Презентация системы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию.
5. Участие в семинарах и конференциях по проблемам управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию.
6. Совершенствование ученического самоуправления.
Система ученического самоуправления. Безусловно, ученическое самоуправление не является самоцелью, ведь носит зачастую формальный характер. Однако оно преследует ряд воспитательных целей - от актуализации потребностей обучающихся в самоуправлении и саморазвитии до формирования субъективных позиций и развития организаторских способностей.
Таким образом, цель нашей работы «теоретически обосновать и разработать систему управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся» при реализации задач была достигнута.
Результаты данного исследования не исчерпывают всех проблем, связанных с управлением деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Данная работа может быть продолжена во внедрении системы управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию в образовательную организацию, разработке системы/программы деятельности отдельно взятого субъекта управления и его функционирования или системы работы всех субъектов в рамках отдельно взятой функции.
Подобные работы
- ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ОБЖ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Нравственное воспитание обучающихся 3 классов в условиях внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ
ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности по физике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020



