ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СОЗДАНИЯ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 УУД самостоятельного создания способов решения проблем в
системе универсальных учебных действий 8
1.2 Особенности организации внеурочной деятельности в
начальной школе 13
1.3 Применение Lego-конструирования при организации
внеурочной деятельности в начальной школе 16
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА УУД САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СОЗДАНИЯ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ 28
2.1. Диагностика сформированности УУД самостоятельного
создания способов решения проблем у младших школьников 28
2.2. Методические рекомендации по применению Lego-конструирования при организации внеурочной деятельности в начальной
школе 32
Выводы по главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 47
ПРИЛОЖЕНИЕ В 48
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 55
В настоящее время изменились социальные требования к знаниям, умениям, навыкам, личностным качествам и компетенциям, которыми должны овладеть современные школьники. Они должны мыслить нестандартно, изобретать, решать сложные задачи простым путем, обладать хорошо развитой смекалкой, возможностью быстро менять направление деятельности в зависимости от требуемого результата, самостоятельно находить пути решения.
Меняются требования к содержанию образования и процессу обучения. Главной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Умение учиться означает, что младший школьник сможет эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, вести диалог, самостоятельно искать пути решения, оказывать поддержку друг другу. Достижение данной цели возможно благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Термин «универсальные учебные действия» впервые был введён А.Г. Асмоловым. Учёные дают такое определение данного термина: «в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, в более узком смысле (собственно в психологическом значении) их можно определить как совокупность способов действия, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [24].
Согласно ФГОС, познавательная часть развития младших школьников считается одной из приоритетных задач образования. Относительно познавательных универсальных учебных действий, стоит отметить, что проблема в формировании их у младших школьников не потеряла своей остроты [25].
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя логические, общеучебные действия, формулирование и решение проблем. Для современного школьника крайне важно научиться ориентироваться в потоке информации, которую он получает в ходе обучения. Для эффективного приобретения знаний необходимо переработать и усвоить материал, выполнить поиск недостающих сведений, осмыслить тексты. Познавательные УУД развивают умение исследовать, искать и отбирать информацию, структурировать ее, моделировать изучаемое содержание [18].
Изучением данной проблемы занимались такие ученые как: Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др. [30].
Для формирования познавательных УУД существует большая методическая копилка, которая включает в себя специальные игры, тесты, головоломки, ребусы, задания, развивающие логическое мышление, воображение, а главное самостоятельность.
Следует отметить, что в последние годы, появляются все более эффективные и доступные учителю способы и средства обучения, способствующие реализации задач современного обучения. Одной из новинок стало использование на уроках и во внеурочной деятельности Lego-конструирования, которое способствует хорошим средством развития УУД у младших школьников.
Вместе с тем, мы выделили следующее противоречие: между необходимостью формирования УУД самостоятельного создания способов решения проблем во внеурочной деятельности и не достатком методического обеспечения данного процесса.
Данное противоречие определило проблему исследования: какие средства будут эффективными для формирования УДД самостоятельного создания способов решения проблем у младших школьников во внеурочной деятельности?
Цель исследования: предложить средства формирования УУД самостоятельного создания способов решения проблем у младших школьников во внеурочной деятельности и разработать методические рекомендации.
Объект исследования: процесс формирования познавательных УУД у младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования УУД
самостоятельного создания способов решения проблем у младших школьников во внеурочной деятельности средствами Lego- конструирования.
В соответствии с предметом, целью исследования были выделены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий в рамках ФГОС.
2. Определить возможности проведения внеурочной деятельности в начально школе.
3. Рассмотреть Lego-конструирование как средство формирования действия решения проблем во внеурочной деятельности в начальной школе.
4. Проанализировать результаты изучения уровня сформированности самостоятельного создания способов решения проблем у младших школьников.
5. Разработать методические рекомендации по применению Lego- конструирования для формирования действия самостоятельного создания способов решения проблем у младших школьников .
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ педагогической, психологической и социологической литературы по изучаемой проблеме, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: анкетирование, тестирование.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа внеурочной деятельности и рабочая тетрадь могут использоваться в практической деятельности педагогами начальной школы.
Этапы исследования:
1. На первом этапе определили основные методологические положения исследования, изучили психолого -педагогическую и методическую литературу.
2. На втором этапе изучили уровень сформированности УДД самостоятельного создания способов решения проблем средствами Lego- конструирования во внеурочной деятельности в начальной школе, разработали программу внеурочной деятельности.
3. На третьем этапе формулировали и уточняли выводы, оформляли текст курсовой работы.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №137
г. Челябинска.
Данная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список используемых источников, приложение.
В современном обществе меняются требования к содержанию образования и процессу обучения. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом предметные результаты стали не единственными в учебном процессе, должны присутствовать все три группы результатов.
Согласно ФГОС, познавательная сторона развития считается одной и приоритетных задач школьного образования. Таким образом, следует выделить, что изучение теоретических аспектов по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках Lego-конструирования во внеурочной деятельности предоставило нам возможность тщательно ознакомиться с главными составляющими познавательных УУД в рамках ФГОС, а именно, с такими понятиями как познавательные действия, внеурочная деятельность, Lego-конструирование.
Стоит отметить, что нами было выбрано Lego-конструирование во внеурочной деятельности совершенно не случайно, ведь именно при осуществлении деятельности в Lego-конструировании используют универсальную модель конструирования, которая в свою очередь обладает рядом положительных сторон. Так же, конструирование является хорошим средством формирования воображения, образного мышления, а самое главное выступает средством самостоятельности. В силу своей педагогической универсальности Lego-технология служит важнейшим средством развития самостоятельности в образовательных учреждениях.
Во второй части работы было проведено экспериментальное исследование с целью выявления уровня самостоятельности у младших школьников.
На основании исследования, сделаем вывод, что нужно применять систему самостоятельных заданий на уроках в начальной школе с целью развития самостоятельности у детей. Была составлена программа внеурочной деятельности «Невероятный мир Lego», которая будет способствовать лучшему развитию самостоятельности у младших школьников. Дополнением к программе внеурочной деятельности служит рабочая тетрадь и конспект занятия «В мире животных». Так же мы разработали ряд методических рекомендаций по работе с тетрадью и конспектом занятия для педагога начальных классов. В заключение можно отметить, что поставленные цели, достигнуты, а выдвинутые задачи решены в полном объеме.
1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] / Борис Ананьев. - Москва : Просвещение, 1998. - 452 с.
2. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. В. Андриенко, В. А. Сластенина. - Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.
3. Аревшатян, А. А. LEGO. Книга идей [Текст] / А. А. Аревшатян. - Москва : Эксмо, 2013. - 200 с.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. - Москва : Просвещение, 2012. - 153 с.
5. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических институтов / Юрий Бабанский. - Москва : Просвещение, 1988. - 478 с.
6. Бедфорд, А. LEGO. Секретная инструкция [Текст]. / Аллан Бедфорд. - Москва : Эком, 2013. - 332 с.
7. Бедфорд, А. Большая книга LEGO [Текст]. / Аллан Бедфорд. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 256 с.
8. Буданова, О. В. Путеводитель в области начальной школы к новому стандарту [Текст] / Ольга Буданова. - Москва : Центр «Педагогический Поиск», 2013. - 114 с.
9. Виды конструктора Lego [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://vash.market/detyam/igrushki-i-igry/vidy-konstruktora- lego.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
10. Воровщиков, С. Г. «Логические пятиминутки» как инструмент развития учебно-логических умений учащихся начальных классов [Текст] / Сергей Воровщиков. // Эксперимент и инновации в школе. - 2013. - №6. - С. 41-48.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов средних учебных заведений / Лев Выготский. - Москва : Издательский центр «Смысл», 2013. - 486 с.
12. Злаказов, А. С. Уроки лего-конструирования в школе [Текст] / А. С. Злаказов, Г. А. Горшков, С. Г. Шевалдина. - Москва : Издательский центр «Бином. Лаборатория знаний», 2011. - 122 с. : ил.
13. Коджаспирова, Г. М. Познавательные УУД как средство развития
логического мышления [Текст] : пособие для студентов высших и средних педагогических заведений / Галина Коджаспирова. - Москва :
Издательский центр «Академия», 2013. - 86 с.
14. Комарова, Л. Г. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO: «Строим из LEGO» [Текст] / Лариса Комарова. - Москва : Издательский центр «Линка-пресс», 2001. - 88 с. : ил.
15. Мельникова, О. В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. ФГОС [Текст]. / Ольга Мельникова. - Волгоград : Издательство «Учитель», 2017. - 51 с.
16. Михеева, О. В. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + педагогика = LEGO DACTA [Текст] / О. В. Михеева, П. А. Якушкин // Информатика и образование. - Москва, 2011. - 140 с.
17. Парамонова, Л. А. Детское творческое конструирование [Текст] / Лариса Парамонова. - Москва : Издательский дом «Карапуз», 2006. - С. 38-40.
18. Познавательные УУД [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -
Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-
obobshchenie/library/2014/06/19/ poznavatelnye-uud свободный. - Загл. с
экрана. - Яз. рус.
19. Развитие представлений о способностях в отечественной психологии [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2615971/свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
20. Сидорова, И. В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] : пособие для учителей / И. В. Сидорова, К. С. Ананьева. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - С. 32-35.
21. Словарь и энциклопедия [Электронный ресурс]. - Электрон.
дан. - Режим доступа: ЬЦрз://о£1!с1а1.асадеш1с.ги/20б30/Рабочая_тетрадь свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
22. Степанов, Е. Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов [Текст] / Евгений Степанов // Завуч начальной школы. - 2011. - №б. - С. 36-64.
23. Субботина, Л. Ю. Учимся играя. Развивающие игры для детей 5¬10 лет [Текст] / Лариса Субботина. - Екатеринбург : У-Фактория, 2005. - 144 с.
24. Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД
[Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа:
http://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (1 - 4 кл.) [Электронный ресурс]. -
Электрон. дан. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922 свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
26. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
27. Функции рабочей тетради [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://studbooks.net/1736462/pedagogika/funktsii_ rabochey_tetradi, _свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
28. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться [Текст] : пособие для учителей начальных классов / Галина Цукерман. - Москва : Педагогический центр, «Эксперимент», 2012. - 362 с.
29. Шмелькова, Л. В. Планирование и анализ реализации внеурочной деятельности [Текст] / Л. В. Шмелькова, Д. А. Брункин // Управление начальной школой. - 2011. - №12. - С. 5-11.
30. Щеулова, Е. А. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Е. А. Щеулова, Т. И. Митичева // Молодой ученый. - 2017. - №1. - С. 425-428.