Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки и проведения деловых игр в процессе изучения экономических дисциплин 8
1.1. Сущность образовательного процесса подготовки студентов в процессе изучения экономических дисциплин 8
1.2. Деловая игра как эффективная педагогическая технология в процессе
изучения экономических дисциплин 29
1.3. Алгоритм разработки и проведения деловых игр в процессе изучения экономических дисциплин 47
Выводы по первой главе 51
Глава 2. Практическая работа по разработке и проведению деловых игр в процессе изучения экономических дисциплин в условиях Бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Урайского политехнического колледжа» 52
2.1. Анализ эффективности изучения экономических дисциплин в условиях
Бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Урайского политехнического колледжа» 52
2.2. Разработка деловой игры «Мой бизнес» в процессе изучения экономики в условиях Бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Урайского политехнического колледжа» 59
2.3. План-конспект учебного занятия с применением деловой игры «Мой бизнес» в процессе изучения экономики в условиях Бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры «Урайского политехнического колледжа» 68
Выводы по второй главе 78
Заключение 82
Список используемой литературы 84
Приложение 90
Актуальность темы исследования. В современном российском обществе система образования развивается в контексте рыночных преобразований. Сфера образования превращается во все более важную отрасль экономики, производящую наиболее значимое общественное благо, - человеческий капитал.
В этой отрасли, как и в любой другой, используются определенные технологии, часть из них имеет многовековую историю, а часть лишь недавно возникла. В динамично изменяющейся рыночной среде квалифицированные экономисты и менеджеры должны обладать особыми знаниями и умениями, которые не могут быть сформированы с помощью только традиционных технологий обучения, поэтому возрастает роль современных технологий обучения как средства повышения конкурентоспособности выпускников вуза.
Особую роль среди них играет активное обучение, которое способствует наряду с получением профессиональных знаний развитию необходимых сегодня способностей и качеств: инициативу, самостоятельность, готовность к действию, ответственность, решительность, умение осуществлять намеченные цели.
Активные методы позволяют развивать творческие способности, формировать коммуникативную компетентность, преодолевать нерешительность. Работа в группе как один из приемов активных методов обучения создает эффект взаимодействия и кооперации участников. Перечисленные преимущества активных методов обучения в полной мере относятся к деловой игре, определенной нами как компонент инновационных технологий обучения, которые формируют профессиональные качества специалиста методом погружения в конкретную ситуацию, смоделированную конструктором игры.
Игровая деятельность является важнейшим средством формирования профессиональных качеств специалиста, в частности - экономиста, она способна изменять стиль мышления и характер поведения человека, служить сильным стимулом творческой активности и состязательности. Поэтому игровой метод обучения получает все большее признание среди педагогов-практиков.
В российской педагогике проведены многоплановые исследования активных методов обучения (Ю.К. Бабанский, С.А. Габрусевич, Е.С. Заир-Бек, А.М. Смолкин, П.И. Пидкасистый, М.А. Кларин, Е.В. Самаукина, Г.К. Селевко, Ж.С. Хайдаров, В.Б. Христенко и др.).
Вопросы использования специально организованных игр в обучении впервые исследовали М.М. Бирштейн, Р.Ф. Жуков, Е.А. Литвиненко, В.И. Рыбальский, Т.П.Тимофеевский, В.Л. Платов, Р.Г. Грэм, К.Ф. Грей, Д.Р. Карсон и др.
Наиболее глубоко исследованы направления использования деловых игр как способа усиления мотивации студентов в учебной деятельности и повышения ее результативности. Вместе с тем, рыночные преобразования в России начались относительно недавно, поэтому система подготовки квалифицированных специалистов, способных эффективно решать сложные проблемы в рыночной среде, только начинает формироваться. Как следствие, возник острый дефицит научно-методических работ, посвященных специфике разработки и исследования деловых игр при обучении студентов в области экономики. Проблема определения роли метода деловых игр в системе подготовки специалистов в области экономики до сих пор не исследована в рамках самостоятельной научной работы.
Тема исследования: «Разработка и проведение деловых игр в процессе изучения экономических дисциплин».
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка деловой игры «Мой бизнес» в процессе изучения экономики в условиях Бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Урайского политехнического колледжа».
Объект исследования: образовательный процесс подготовки студентов в процессе изучения экономических дисциплин.
Предмет исследования: процесс разработки и проведения деловых игр в процессе изучения экономических дисциплин.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность образовательного процесса подготовки студентов в процессе изучения экономических дисциплин.
2. Охарактеризовать научную проблему деловой игры как эффективной педагогической технологии в процессе изучения экономических дисциплин.
3. Выявить алгоритм разработки и проведения деловых игр в процессе изучения экономических дисциплин.
4. Осуществить анализ эффективности изучения экономических дисциплин в условиях Бюджетного учреждения профессионального образования Ханты- Мансийского автономного округа - Югры «Урайского политехнического колледжа».
5. Разработать деловую игру «Мой бизнес» в процессе изучения экономики в условиях Бюджетного учреждения профессионального образования Ханты- Мансийского автономного округа - Югры «Урайского политехнического колледжа».
6. Составить план-конспект учебного занятия с применением деловой игры «Мой бизнес» в процессе изучения экономики в условиях Бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Урайского политехнического колледжа».
Методологической основой исследования являются современные концепции развития высшего профессионального образования Российской Федерации (А.П.Беляева, А.А.Вербицкого, В.Ю. Волков, ВЛ.Жуков, В.Н.Козлов, Н.В. Кузьмина, Н.М.Огарков, Н.Ф.Радионова, Н.К.Сергеев, Г.Н.Сериков, В.А. Сластенин, Л.Ф.Спирин, Э.Е. Старобинский, А.И.Сурыгин, А.П.Тряпицина и др.); концептуальные положения о творческой сущности личности и ее многофакторном развитии (В.А.Кан-Калик, И.СКон, НДНикандров); концепции системного подхода к изучению проблем образования (Б.Г.Ананьев, Д.Джонсон, Р.Джонсон, Е.К.Завьялова, Е.М.Иванова, Е.А.Климов, МА.Кларин, Т.М Кудрявцева, А.В. Хуторской, В.Г.Щедровицкий, Д.Б. Эльконин); дидактические принципы активности и сознательности в процессе учебно - познавательной деятельности (Ю.К.Бабанский, П.И.Пидкасистый).
Теоретическую основу исследования составили концепции обучения как деятельности (Б.ПАнаньев, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, СЛ.Рубинштейн, Г.И.Щукина и др.); мотивации (Л.И.Божович, А.Маслоу и др.); концепция целостного подхода к формированию личности в образовательном процессе (Ю.К.Бабанский, В.СИльин и др.), а также теоретические изыскания в области:
- исследований, раскрывающих сущность и содержание технологий высшего образования и общепрофессиональной подготовки будущих специалистов (И.С Батракова, Г.Г.Вяткин, В.П.Горюнов, Р.В.Дегтярева, Е.С.Заир- Бек, И.А. Колесникова, Н.В.Кузьмина, Г.И.Кутузова, Н.М.Платонова, Н.Ф.Радионова, Ю.И. Турчанинова и др.);
- исследований проблем современной экономики и управления (Л.С.Бляхман, Д.Д.Вачугов, О.И.Виханский, О.И.Волков, С.Д.Волков, В.В. Глухов, Б.В.Корнейчук, А.И.Кочеткова, В.И.Краманенко, Ю.П.Красовский, Ю.В. Кузнецов, И.ВЛипсиц, А.Д.Лифшиц, В.И.Матирко, А.И.Наумов, В.И. Подлесных, И.М. Проданов, Б.А.Райзберг, Ф.У.Тейлор, П.Хейне, Г.В.Чернова и др.).
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предлагаемого метода деловых игр в образовательном процессе подготовки студентов в процессе изучения экономических дисциплин.
Для решения поставленной задачи были использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической, научно-методической, специальной литературы и электронных информационных ресурсов по проблеме исследования;
- анализ государственных стандартов, программ, учебных пособий, системное изучение организации процесса обучения в практике высшей школы;
- анкетирование, тестирование студентов и преподавателей;
- опытное (экспериментальное) обучение.
База исследования: Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Урайский политехнический колледж», который находится в городе Урай, улица Ленина, дом 51.
Структура исследования: наше исследование состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения и списка используемой литературы.
В настоящее время в современной педагогике большой упор делается на активное усвоение системы знаний, умений, навыков и первичных компетенций у обучающимися.
Реализация этих целей требует разработки новых активных методов обучения. Сейчас, одной из наиболее эффективных форм подготовки обучающихся, становятся деловые игры.
Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике.
Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения.
Являясь одним из активных методов обучения, деловая игра обладает следующими особенностями:
- Активизация мыслительного процесса;
- Высокая степень вовлеченности в процесс игры;
- Обязательное взаимодействие участников игры между собой.
Она дает возможность смоделировать различные производственные ситуации, в ходе которых каждый из участников сможет примерить на себя различные роли. При этом работа в команде способствует активизации умственных способностей учеников. Они коллективно ищут оптимальные решения, используя как теоретические знания, так и собственный практический опыт.
В первой главе данной работы акцентировано внимание на сущностные характеристики деловой игры, классификацию видов деловой игры, структуру деловой игры, которая состоит из 3 основных этапов: подготовительный этап, первая игровая фаза и фаза рефлексии. Так же рассказывается о методике разработки и организации деловой игры, состоящей из 5 пунктов, которые оказывают помощь при проведении деловой игры на занятиях по различным предметам, в том числе и экономике.
Во второй главе данной работы описывается методическая разработка деловой игры «Мой бизнес». Затем была проведена апробация деловой игры «Мой бизнес» и описаны все достоинства и недостатки проведенной деловой игры, а также разработаны рекомендации по ее усовершенствованию.
При этом была проанализирована эффективность использования деловой игры, как одного из активных методов обучения, по сравнению с традиционными формами. Для сравнения был выбран урок по формированию умений и навыков «Упаковка и товарная марка: важно ли это?». Критерием проведения анализа были выбраны оценки, полученные в ходе урока по формированию умений, навыков и оценки, полученные по результатам деловой игры.
Нужно отметить, что, сравнив данные по уроку и данные по деловой игре между собой, можно сделать вывод о том, что игра оказалась намного эффективнее для обучающихся, чем традиционные средства и методы, использованные на уроке.
Подводя итог выше сказанному, необходимо сказать, что в конечном итоге, не смотря на практическую значимость, деловые игры должны обязательно использоваться в комплексе с теоретическими знаниями, так как именно это сочетание позволяет достичь наибольшей эффективности процесса обучения
1. Абрамова Г.С. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. - Екатеринбург: Деловая кн., 2009. (Руководство практ. Психолога).
2. Агапова О., Кривошеев А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Alma mater. -2001. - № 1.
3. Агапова О.И., Швец В.М., Вербицкий А.А. Реализуется системно-контекстный подход // Вестник высшей школы. 2007. - № 12.
4. Адам М. Дреер, Преподавание в средней школе США. М.: Прогресс, 2003. - 288 с.
5. Акопов Г.В. Социальная психология высшего образования. Самара.: Сам. ГПИ, 2003.-21 с.
6. Аксенов В.В. Экономические деловые игры // Среднее профессиональное образование. 2000. - № 8.
7. Алиев Т.Н., Вигдоров Д.И., Кривошеев В.П. Системы отображения информации. М.: Высшая школа, 2008. - 116 с.
8. Алексюк А.Н. Взаимосвязь дидактических методов в процессе изучения нового материала на уроке как средство повышения эффективности обучения. Дис. канд. пед. наук. Киев, 2002.
9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2000. -288 с.
10. Н.Анисимов П.Ф. Основные направления модернизации среднего профессионального образования на рубеже веков // Среднее профессиональное образование. 2000. - № 8.
11. Анисимов П.Ф. Среднее профессиональное образование и производство: стратегия взаимодействия // Среднее профессиональное образование. - 2001.-№9.-С. 3-7
12. Анисимов П.Ф. Открытое дистанционное образование. Интервью // Среднее профессиональное образование. 2002. - № 8.
13. Н.Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерная основа и методы. М.,2000. - 368 с
14. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 2007. - 250 с.
15. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. М.: Педагогика, 2001.-176 с.
16. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе М.: Педагогика, 2005.- 206 с.
17. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М., Просвещение, 2007.-356 с.
18. Бабанский Ю.К. Педагогика, учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Просвещение, 2008. - 479 с.
19. Бабушкина Н.В. Проектирование технологии профессионального обучения с применением учебно-диагностического комплекса. Дис. канд. пед. наук. Ижевск, 2001.
20. Басовский, Л.Е. Маркетинг [Текст]: курс лекций / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 218 с.
21. Батышев С.Я. Передовой опыт в учебном процессе в средних профтехучилищах. -М.: Просвещение, 2003.
22. Башарин В.Ф. Модернизация образования в ССУЗах на основе педагогической теории деятельности // Среднее профессиональное образование. -2001. -№3.
23. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 2009
24. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. - 204 с.
25. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.И. Деловые игры. - Рига: Авотс, 2009. - 304с.
26. Булавин В.А. Дидактические особенности управления качеством подготовки специалистов в высшей школе США. М., 2002. - 208 с.
27. Березин И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение: 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вершина, 2008. — 369 с.
28. Бове К., Аренс У. Современная реклама. - М.: Догвань . - 2007. - 704 с.
29. Васильева Т.В. Модули самообучения // Вестник высшей школы. 2008. - №6.
30. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Методическое пособие. М.: Высшая школа, 2001. - 207 с.
31. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. 2002. - № 3/39.
32. Вербицкий А.А. Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / Обзорная информация. НИИВШ. М.,2006. Вып.З. 42 с.
33. Владиславлев П.А. Система образования в европейских странах СЭВ. М., 2009.
34. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К.Бабанского, М., Педагогика, 2001.
35. Выготский JI.C. Избранные психологические исследования.
М., АПН РСФСР, 2006.-432 с.
36. Гавриленко, Н.И. Основы маркетинга [Текст]: учеб. пособие / Н.И. Гавриленко. - М.: Академия, 2007. - 317 с.
37. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение
о поэтапном формировании умственных действий. В. кн.:
Исследование мышления в советской психологии. М., 2006.
38. Гареев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. 2007. - № 8.
39. Гафт М.Г. Принятие решений при малых критериях. М., Знание, 2009. - 110с.
40. Гололобов В.К. Некоторые аспекты взаимосвязи научно-методической и педагогической деятельности // Среднее профессиональное образование. - 2000. -№ 8.
41. Гомола А.И. Экономика. Примерная программа учебной дисциплины для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. ФГУ «ФИРО» Минобр. науки России. - 2008.
42. Гомоюнов К.К. Совершенствование преподавания технических дисциплин. Методические аспекты анализа учебных текстов. Л.: Издание ЛГУ, 2003. - 270 с.
43. Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России. М.: Методический центр, 2007.
44. Государственное предприятие Центральный коллектор научных библиотек. М., 2003.
45. Громкова М.Т. Заочное обучение в средних специальных учебных заведениях. Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 2000.
46. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 363 с. - (Высшее образование). ISBN 978-5-16-003688-5.
47. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 2009.
48. Кулешов И.В. Деловые игры для педагогических советов и метод объединений/ И.В.Кулешова// Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2005.- с.65-71.
49. Кайзер Ф.-Й., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин. - Перев с нем. - 2-е изд., дораб. - М.: ВИТА - ПРЕСС, 2007. - 184 с.: ил. - ISBN 978-5-7755-1150-0.
50. Кумар Н. Маркетинг как стратегия. - М.: Претекст, 2008. - 342 с.
51. Маркетинг. Большой толковый словарь. Коллектив авторов - членов Гильдии маркетологов. / Ред. А.П.Панкрухин. М.: Омега-Л, 2009. 261 с. ISBN 978-5-370-00056-0.
52. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Л.Н. Ковалик Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е издание, переработанное и дополненное, 2008. - 384с.- ISBN: 978-5-469-00172-0.
53. Методика преподавания экономических дисциплин: Учебное
пособие / Авт.-сост.: А. А. Заиченко, Е. А. Стрельченко, Л. А. Бе- зуглая. —
Ростов-на-Дону: Из-во «Содействие - XXI век», 2011. - 200 с.
54. Минаев Д. Маркетинг: Игровой практикум. Деловые игры, упражнения, тесты. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 320с.
55. Мисаилов А.Ю. Требования к экономической подготовке студентов колледжа в современном профессиональном образовании /,” Интернет- журнал «Науковедение». — 2011. —N27. — С. 2-8.
56. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
57. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов. - М.: ВИТА - ПРЕСС, 2012. - 328 с.: ил. - ISBN 978-5-7755-2432-6
58. Пафилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. - М.: Академия, 2010. - 368с.
59. Петелин В.Г. Делопроизводство на предприятии. Краткий курс. Деловая игра «Создай свое предприятие». - М.: Ось-89, 2006. - 128с.
60. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.:
Просвещение, 1998.
61. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки и практика проведения. - М.: Дашков и Ко, 2005. - 360с.
62. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N2 61.
63. Шаронова С.А. Деловая игра. Практикум. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2005. - 90с.
64. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра: Сборник текстов. - М.: Наследие, 2004. -285с.