РАЗРАБОТКА СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования ситуационных заданий в процессе изучения правовых дисциплин в профессиональных образовательных организациях 8
1.1. Сущность и классификация активных методов обучения в процессе
изучения правовых дисциплин 8
1.2. Требования к составлению и использованию ситуационных
заданий при изучении правовых дисциплин в профессиональной образовательной организации 14
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Практические аспекты использования ситуационных заданий в процессе изучения дисциплины «Административное право» в НОУ СПО «ЧЮК» 24
2.1. Анализ эффективности применения ситуационных заданий при
изучении дисциплины «Административное право» в НОУ СПО «ЧЮК» 24
2.2. Разработка и реализация комплекса ситуационных заданий по
дисциплине «Административное право» в НОУ СПО «ЧЮК» 29
Выводы по второй главе 61
Заключение 62
Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты использования ситуационных заданий в процессе изучения правовых дисциплин в профессиональных образовательных организациях 8
1.1. Сущность и классификация активных методов обучения в процессе
изучения правовых дисциплин 8
1.2. Требования к составлению и использованию ситуационных
заданий при изучении правовых дисциплин в профессиональной образовательной организации 14
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Практические аспекты использования ситуационных заданий в процессе изучения дисциплины «Административное право» в НОУ СПО «ЧЮК» 24
2.1. Анализ эффективности применения ситуационных заданий при
изучении дисциплины «Административное право» в НОУ СПО «ЧЮК» 24
2.2. Разработка и реализация комплекса ситуационных заданий по
дисциплине «Административное право» в НОУ СПО «ЧЮК» 29
Выводы по второй главе 61
Заключение 62
Список литературы
Актуальность темы исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ориентирован на то, чтобы студент образовательной организации среднего образования, осознавал важность профессионального образования и самообразования для жизни и деятельности, умел применять полученные знания на практике.
Ситуационные задания адресованы прежде всего студенту. Для него это своеобразный компас, помогающий ориентироваться в содержании учебной дисциплины, последовательности ее изучения, разделах и требованиях к уровню ее освоения.
Использование ситуационных заданий в образовательном процессе позволяет освободить аудиторное время от рассмотрения многих организационных вопросов, перечисления рекомендуемых учебников, ознакомления студентов с тематическим планом курса, распределения учебных часов между лекциями и семинарами, разработки текущего и итогового контроля и т. п.
Разработка и использование ситуационных заданий в учебном процессе направлено на повышение эффективности обучения. Это способствует внедрению прогрессивных форм, методов и средств обучения, оптимизации учебного процесса на основе комплексного, системного целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и учащихся. Все это способствует развитию творческой активности учащихся на занятиях. В современных условиях творческий потенциал выпускника должен быть на таком уровне, чтобы молодой специалист мог самостоятельно формулировать и решать проблемы производства и общества, быть готовым к дальнейшему самообразованию.
Практика показывает, что создание оптимального комплекса ситуационных заданий образовательного процесса весьма сложная и трудоемкая задача. В научной литературе имеется масса различных подходов по разработке учебно-методического комплекса учебных дисциплин. Между тем эти вопросы до настоящего времени не в полной мере разобраны в теоретическом плане.
Однако тщательно составленные ситуационные задания дают возможность повысить эффективность преподавания учебного предмета. А сам процесс разработки ситуационных заданий преподавателем позволяем ему более глубоко и отчетливо осмыслить собственную педагогическую деятельность.
Таким образом, ситуационные задания той или иной дисциплины в современных условиях вариативности, дифференцированности и стандартизации образования становится важным средством методического обеспечения учебного процесса в единстве целей, содержания дидактических процессов и организационных форм.
Анализ исследований Т. И. Алферьева, С. С. Борисова, Л. С. Колмогорова, Л. Е. Солянкина, М. С. Сможенкова, М. Н. Кропотина, Л. С. Хижнякова, И. П. Хорошева, Ю. А. Якуба Л. А. Ненашевой, Л. Г. Семушиной, Е. Э. Смирновой, Д. В. Чернилевского, Н. Г. Ярошенко этот подход связан с моделированием профессиональной деятельности при разработке содержания образования и обучения. Предпринимаются попытки создания комплекса ситуационных заданий , формирующих совокупности знаний и умений. Однако отсутствуют исследования, посвященные проблемам формирования учебно-методического комплекса по общепрофессиональным и специальным дисциплинам в СПО на основе взаимосвязи учебной и профессиональной деятельности.
Изучение литературы по теме исследования позволило выделить противоречия исследования:
- между потребностью государства в обеспечении высокого качества обученности педагогов профессионального обучения, их профессионального самоопределения и непрерывного образования на основе проблемного обучения и их реализацией в социально-экономических условиях современного социума;
- между потребностями в совершенствовании комплекса ситуационных заданий в теории образовательного процесса и практикой применения данных заданий в системе среднего профессионального образования;
- между потребностью педагогов в системе среднего профессионального образования в методическом обеспечении образовательного процесса по ситуационным заданиям в процессе обучения правовой дисциплины и недостаточной разработанностью дидактических аспектов.
Наличие противоречий позволяет сформулировать проблему исследования: какова необходимость разработки ситуационных заданий дисциплины в процессе изучения дисциплины «Административное право» на примере конкретного раздела и темы, а также, каковы дидактические аспекты.
Это обусловило выбор темы исследования: Разработка ситуационных заданий в процессе изучения дисциплины «Административное право» в профессиональной образовательной организации.
Цель исследования: изучить теорию использования ситуационных заданий в процессе изучения правовых дисциплин в условиях среднего профессионального образования, разработать и применить в образовательном процессе комплекс ситуационных заданий по дисциплине «Административное право» на базе профессиональной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
• изучить характеристику ситуационных заданий;
• охарактеризовать требования к составлению и использованию ситуационных заданий при изучении правовых дисциплин в профессиональной образовательной организации;
• проанализировать эффективность применения ситуационных заданий при изучении дисциплины «Административное право» в НОУ СПО «ЧЮК»;
• Разработать и реализовать комплекс ситуационных заданий по дисциплине «Административное право» в НОУ СПО «ЧЮК»
Объект исследования: образовательный процесс в организациях среднего профессионального образования.
Предмет исследования: применение ситуационных заданий в процессе обучения правовым дисциплинам в условиях среднего профессионального образования.
Методы исследования:
- теоретические методы (анализ, обобщение и систематизация психолого-педагогической, методической литературы и исследований по проблеме);
- эмпирические методы (изучение и обобщение педагогического опыта; включенное наблюдение учебной деятельности обучающихся в процессе теоретических и практических занятий; анализ процесса и результатов учебной деятельности обучающихся; беседа).
Практическая значимость исследования разработанный в результате проделанной работы комплекс ситуационных заданий по дисциплине «Административное право» может быть использован для целей образовательного процесса преподавателями и студентами профессиональной образовательной организации.
База исследования: профессиональное образовательное учреждение «Челябинский юридический колледж».
Сокращенное наименование колледжа: НОУ СПО «ЧЮК»
Адрес: 454080, Россия, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. 454112, г.Челябинск, пр. Победы, д.290.
Структура квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы. В первой главе дана характеристика ситуационных заданий, а также представлены требования к составлению и использованию ситуационных заданий при изучении правовых дисциплин в профессиональной образовательной организации, также представлены выводы по первой главе. Во второй главе на базе ПОУ «Челябинский юридический колледж» был проведен анализ применения ситуационных заданий в процессе изучения правовых дисциплин, разработан комплекс предлагаемых заданий для практических занятий по дисциплине «Административное право», представлены выводы по второй главе.
Ситуационные задания адресованы прежде всего студенту. Для него это своеобразный компас, помогающий ориентироваться в содержании учебной дисциплины, последовательности ее изучения, разделах и требованиях к уровню ее освоения.
Использование ситуационных заданий в образовательном процессе позволяет освободить аудиторное время от рассмотрения многих организационных вопросов, перечисления рекомендуемых учебников, ознакомления студентов с тематическим планом курса, распределения учебных часов между лекциями и семинарами, разработки текущего и итогового контроля и т. п.
Разработка и использование ситуационных заданий в учебном процессе направлено на повышение эффективности обучения. Это способствует внедрению прогрессивных форм, методов и средств обучения, оптимизации учебного процесса на основе комплексного, системного целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и учащихся. Все это способствует развитию творческой активности учащихся на занятиях. В современных условиях творческий потенциал выпускника должен быть на таком уровне, чтобы молодой специалист мог самостоятельно формулировать и решать проблемы производства и общества, быть готовым к дальнейшему самообразованию.
Практика показывает, что создание оптимального комплекса ситуационных заданий образовательного процесса весьма сложная и трудоемкая задача. В научной литературе имеется масса различных подходов по разработке учебно-методического комплекса учебных дисциплин. Между тем эти вопросы до настоящего времени не в полной мере разобраны в теоретическом плане.
Однако тщательно составленные ситуационные задания дают возможность повысить эффективность преподавания учебного предмета. А сам процесс разработки ситуационных заданий преподавателем позволяем ему более глубоко и отчетливо осмыслить собственную педагогическую деятельность.
Таким образом, ситуационные задания той или иной дисциплины в современных условиях вариативности, дифференцированности и стандартизации образования становится важным средством методического обеспечения учебного процесса в единстве целей, содержания дидактических процессов и организационных форм.
Анализ исследований Т. И. Алферьева, С. С. Борисова, Л. С. Колмогорова, Л. Е. Солянкина, М. С. Сможенкова, М. Н. Кропотина, Л. С. Хижнякова, И. П. Хорошева, Ю. А. Якуба Л. А. Ненашевой, Л. Г. Семушиной, Е. Э. Смирновой, Д. В. Чернилевского, Н. Г. Ярошенко этот подход связан с моделированием профессиональной деятельности при разработке содержания образования и обучения. Предпринимаются попытки создания комплекса ситуационных заданий , формирующих совокупности знаний и умений. Однако отсутствуют исследования, посвященные проблемам формирования учебно-методического комплекса по общепрофессиональным и специальным дисциплинам в СПО на основе взаимосвязи учебной и профессиональной деятельности.
Изучение литературы по теме исследования позволило выделить противоречия исследования:
- между потребностью государства в обеспечении высокого качества обученности педагогов профессионального обучения, их профессионального самоопределения и непрерывного образования на основе проблемного обучения и их реализацией в социально-экономических условиях современного социума;
- между потребностями в совершенствовании комплекса ситуационных заданий в теории образовательного процесса и практикой применения данных заданий в системе среднего профессионального образования;
- между потребностью педагогов в системе среднего профессионального образования в методическом обеспечении образовательного процесса по ситуационным заданиям в процессе обучения правовой дисциплины и недостаточной разработанностью дидактических аспектов.
Наличие противоречий позволяет сформулировать проблему исследования: какова необходимость разработки ситуационных заданий дисциплины в процессе изучения дисциплины «Административное право» на примере конкретного раздела и темы, а также, каковы дидактические аспекты.
Это обусловило выбор темы исследования: Разработка ситуационных заданий в процессе изучения дисциплины «Административное право» в профессиональной образовательной организации.
Цель исследования: изучить теорию использования ситуационных заданий в процессе изучения правовых дисциплин в условиях среднего профессионального образования, разработать и применить в образовательном процессе комплекс ситуационных заданий по дисциплине «Административное право» на базе профессиональной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
• изучить характеристику ситуационных заданий;
• охарактеризовать требования к составлению и использованию ситуационных заданий при изучении правовых дисциплин в профессиональной образовательной организации;
• проанализировать эффективность применения ситуационных заданий при изучении дисциплины «Административное право» в НОУ СПО «ЧЮК»;
• Разработать и реализовать комплекс ситуационных заданий по дисциплине «Административное право» в НОУ СПО «ЧЮК»
Объект исследования: образовательный процесс в организациях среднего профессионального образования.
Предмет исследования: применение ситуационных заданий в процессе обучения правовым дисциплинам в условиях среднего профессионального образования.
Методы исследования:
- теоретические методы (анализ, обобщение и систематизация психолого-педагогической, методической литературы и исследований по проблеме);
- эмпирические методы (изучение и обобщение педагогического опыта; включенное наблюдение учебной деятельности обучающихся в процессе теоретических и практических занятий; анализ процесса и результатов учебной деятельности обучающихся; беседа).
Практическая значимость исследования разработанный в результате проделанной работы комплекс ситуационных заданий по дисциплине «Административное право» может быть использован для целей образовательного процесса преподавателями и студентами профессиональной образовательной организации.
База исследования: профессиональное образовательное учреждение «Челябинский юридический колледж».
Сокращенное наименование колледжа: НОУ СПО «ЧЮК»
Адрес: 454080, Россия, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. 454112, г.Челябинск, пр. Победы, д.290.
Структура квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы. В первой главе дана характеристика ситуационных заданий, а также представлены требования к составлению и использованию ситуационных заданий при изучении правовых дисциплин в профессиональной образовательной организации, также представлены выводы по первой главе. Во второй главе на базе ПОУ «Челябинский юридический колледж» был проведен анализ применения ситуационных заданий в процессе изучения правовых дисциплин, разработан комплекс предлагаемых заданий для практических занятий по дисциплине «Административное право», представлены выводы по второй главе.
Главными целями внедрения ситуационных задач в практические занятия по курсу «Административное право» следующие:
1. обобщение, активизация и закрепление знаний студентов, приобретенных при изучении материала в рамках учебного плана, аннотации к рабочей программе и рабочей программы курса.
2. анализ, синтез, интерпретация материала в ходе проведения практического занятия;
3. практическое применение полученных знаний, планирование хода действий;
4. развитие навыков студентов по работе в группе, сотрудничество, взаимная помощь.
Основная задача:
выработка навыков принятия практического решения при решении каких либо ситуационных действий..
Преподаватель должен уметь наблюдать за ходом решения задач, вовремя их фиксировать для того, чтобы поддерживать необходимый уровень эмоциональной и интеллектуальной напряженности. Можно выделить основные виды трудностей, которые возникают в ходе проведения практического занятия.
Сбои в начальном периоде ее разворачивания чаще всего объясняются интенсивным протеканием процесса формирования группы. Участники стремятся обеспечить себе достаточно высокий социометрический статус и для этого могут избрать стратегию критики. Наиболее естественным объектом для критики им представляется задание. Процесс формирования группы лучше вывести за рамки игры. Например, предварительно провести дискуссию, ходом которой легче управлять. Если сбой все же возник, задача руководителя - противодействие сплочению группы на основе недовольства игрой. Необходимо показать, что к неудачам приводит не плохая конструкция игры, а не учет студентами каких-либо факторов. Студенты должны убедиться, что результат появляется не случайно и не просто по воле разработчиков, а есть следствие имитации реальных процессов.
Трудности в управлении ситуационными заданиями могут быть вызваны некоторыми индивидуальными особенностями ее участников, выражающимися в неспособности к групповой деятельности и неспособности принять игровую ситуацию. Поведенческие проявления этих особенностей, демонстративное поведение, постоянное вмешательство, навязывание своей точки зрения, ссоры, уход из решения задачи. Однако отбор для участия в практическом занятии неприемлем.
Все эти данные следует учитывать при планировании решения ситуационных в ходе распределении ролей.
Для повышения эффективности процесса изучения дисциплины «Административное право», нами был разработан комплекс ситуационных заданий, а также рекомендации по внедрению ситуационных заданий в дисциплину.
Комплекс заданий и рекомендации по решению ситуационных задач был использован на дисциплине «Административное право» у студентов второго курса, ПСО - 1-3-17, специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения.
Таким образом, приведенный комплекс ситуационных заданий и рекомендации к ним, позволят улучшить процесс изучения дисциплины «Административное право».
1. обобщение, активизация и закрепление знаний студентов, приобретенных при изучении материала в рамках учебного плана, аннотации к рабочей программе и рабочей программы курса.
2. анализ, синтез, интерпретация материала в ходе проведения практического занятия;
3. практическое применение полученных знаний, планирование хода действий;
4. развитие навыков студентов по работе в группе, сотрудничество, взаимная помощь.
Основная задача:
выработка навыков принятия практического решения при решении каких либо ситуационных действий..
Преподаватель должен уметь наблюдать за ходом решения задач, вовремя их фиксировать для того, чтобы поддерживать необходимый уровень эмоциональной и интеллектуальной напряженности. Можно выделить основные виды трудностей, которые возникают в ходе проведения практического занятия.
Сбои в начальном периоде ее разворачивания чаще всего объясняются интенсивным протеканием процесса формирования группы. Участники стремятся обеспечить себе достаточно высокий социометрический статус и для этого могут избрать стратегию критики. Наиболее естественным объектом для критики им представляется задание. Процесс формирования группы лучше вывести за рамки игры. Например, предварительно провести дискуссию, ходом которой легче управлять. Если сбой все же возник, задача руководителя - противодействие сплочению группы на основе недовольства игрой. Необходимо показать, что к неудачам приводит не плохая конструкция игры, а не учет студентами каких-либо факторов. Студенты должны убедиться, что результат появляется не случайно и не просто по воле разработчиков, а есть следствие имитации реальных процессов.
Трудности в управлении ситуационными заданиями могут быть вызваны некоторыми индивидуальными особенностями ее участников, выражающимися в неспособности к групповой деятельности и неспособности принять игровую ситуацию. Поведенческие проявления этих особенностей, демонстративное поведение, постоянное вмешательство, навязывание своей точки зрения, ссоры, уход из решения задачи. Однако отбор для участия в практическом занятии неприемлем.
Все эти данные следует учитывать при планировании решения ситуационных в ходе распределении ролей.
Для повышения эффективности процесса изучения дисциплины «Административное право», нами был разработан комплекс ситуационных заданий, а также рекомендации по внедрению ситуационных заданий в дисциплину.
Комплекс заданий и рекомендации по решению ситуационных задач был использован на дисциплине «Административное право» у студентов второго курса, ПСО - 1-3-17, специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения.
Таким образом, приведенный комплекс ситуационных заданий и рекомендации к ним, позволят улучшить процесс изучения дисциплины «Административное право».
Подобные работы
- Особенности изучения темы «Административное правонарушение я административное наказание» в профессиональной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Деловая игра по дисциплине "Расследование и экспертиза пожаров"
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2012 - Методика преподавания обществознания в 11 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



