Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профессиональное самоопределение студентов-психологов на разных этапах обучения (Алтайский Государственный Университет)

Работа №81002

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы33
Год сдачи2022
Стоимость650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
207
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Алтайский Государственный Университет (г. Барнаул).
Выборка. Выборку составили две группы испытуемых:
1) Эмпирическая группа 1 – 30 студентов-психологов, студенты 2-го курса.
2) Эмпирическая группа 2 – 30 студентов-психологов, студенты 3-4-х курсов.
Есть приложение (результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы профессионального самоопределения студентов-психологов 6
1.1 Сущность понятия «профессиональное самоопределение» 6
1.2 Личностное самоопределение как результат профессионального становления студентов-психологов 12
Глава 2. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения студентов-психологов на разных этапах обучения 19
2.1 Организация и методика исследования 19
2.1 Анализ результатов эмпирического исследования 21
Заключение 26
Список используемой литературы 27
Приложения 30

Обучающийся, выбирающая профессию педагога-психолога, должен разобраться в огромном разнообразии профессиональных возможностей, определить требования, которые предъявляет к психологам профессиональная сфера, сопоставить их со своими возможностями и способностями, сочетая род выбранной деятельности со своими интересами и склонностями. Таким образом, выбор профессии можно сравнить с решением сложной творческой и при этом чрезвычайно ответственной задачи со многими неизвестными, требующими учета множества факторов.
Степень изученности проблемы. Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, С.М. Моор, Г.В. Сорокина и др. занимались изучением сущности и особенностями становления профессионального самоопределения. Рассматривались проблемы профессионального самоопределения и мотивы профессионального выбора с позиций системного и комплексного подходов в работах К.Г. Кузнецова, Н.С. Пряжникова и др. Профессия как сложное социальное явление изучалась в научных трудах С.Н. Лютовой, Л.М. Митиной, К.К. Платонова и других исследователей. Профессиональному самоопределению студентов-психологов посвящены исследования Е.С. Глухова, Н.Н. Крыжевской, М.Н. Курочкиной и др.
Цель исследования – рассмотреть особенности профессионального самоопределения студентов-психологов на разных этапах обучения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «профессиональное самоопределение».
2. Определить особенности профессионального самоопределения студентов-психологов.
3. Выявить в эмпирическом исследовании особенности профессионального самоопределения студентов-психологов на разных этапах обучения.
Объект исследования – профессиональное самоопределение.
Предмет исследования – профессиональное самоопределение студентов-психологов на разных этапах обучения.
Гипотеза: в профессиональном самоопределении студентов-психологов на разных этапах обучения существуют статистические значимые различия. Более всего обучающимся 1-2-х курсов характерен выбор таких типов профессий, как «Работа с людьми», студентам 3-4-х курсов более свойствен выбор профессии типа «Практическая деятельность».
Методы исследования: теоретические: анализ литературы, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, качественная и количественная обработка результатов исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Профессиональное самоопределение личности – это отношение к миру профессий и к своей профессии, которое характеризуется динамичностью и является, как признаком, так условием личностной зрелости и самореализации. Отметим, что профессиональное самоопределение – это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. При этом профессиональное самоопределение предполагает проявление собственной позиции в проблемной ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. К моменту завершения профессионального обучения у части выпускников наступает разочарование в полученной специальности, и они отказываются от профессиональной деятельности в данной сфере. Чтобы снизить количество таких выпускников-психологов, снизить число работающих в сфере оказания психологических услуг формально, неэффективно, необходимо тщательно исследовать и выявить ошибки, которые допускаются на этапах профессионального выбора, отбора, обучения и становления психолога
Результаты эмпирического исследования показали, что на выбор профессии студентов-психологов 2 курса оказывает влияние такие факторы, как совет профконсультанта, совет родителей, содержание условий, а также востребованность профессии. На выбор профессии студентов-психологов 3-4 курсов оказывают влияние следующие факторы: совет родителей, востребованность профессии, профессиональные качества, содержание условий.
Различия в эмпирических данных показывают, что в профессиональном самоопределении студенты-психологи на разных этапах обучения существуют статистические значимые различия. Более всего студентам-психологам 2 курса свойственны такие профессии, как «Работа с людьми», студентам-психологам 3-4 курсов более свойствен выбор профессии типа «Практическая деятельность».



1. Абульханова-Славская, К. А. Социальная психология / К. А. Абульханова-Славская. – Москва .: Академия, 2017. – 741 с.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. – 547 с.
3. Божович, Л. И. Возрастная психология / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 354 с.
4. Борщ, В. В. Механизмы независимой оценки качества образования на основе анализа востребованности выпускников высших учебных заведений на рынке труда и рекомендации по их практическому использованию / В. В. Борщ, Е. Г. Абрамова // Инженерное образование. – 2018. – № 6. – С. 4–9.
5. Волков, Б. С. Основы профессиональной ориентации : учеб.пособие для вузов / Б. С. Волков. – Москва : Академический Проект, 2014. – 333 с.
6. Гилева, Е. Жизненное и профессиональное самоопределение молодежи / Е. Гилева. – Москва : LAP LambertAcademicPublishing, 2016. – 172 c.
7. Глухова, Е. С. Актуальные проблемы готовности к профессиональному самоопределению учащейся молодежи / Е. С. Глухова // Психология обучения. – 2018. – № 12. –С. 64-71.
8. Грецов, А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога / А. Г. Грецов. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 224 с.
9. Зеер, Э. Ф. Профориентология. Теория и практика : учеб.пособие для высшей школы / Э. Ф. Зеер. – Екатеринбург : Деловая книга, 2011. – 192 с.
10. Карцева, Л. В. Психология профориентационной работы : Учебное пособие / Л. В. Карцева. – Москва : Дашков и К, 2015. – 224 c.
11. Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. – Москва : Инфра-М, 2016. – 541 с
12. Коняхина, Ю. С. Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов вуза / Ю. С. Коняхина // Социальная политика и социология. – 2019. – № 6, Ч. 1. – С. 390–397.
13. Кравчук, Л. А. К вопросу о современной профориентации и профориентационных услугах / Л. А. Кравчук // Материалы III Междунарародной научной конференции «Актуальные вопросы современной педагогики». – Уфа, 2016. – С. 94-97.
14. Крыжевская, Н. Н. Особенности профессионального самоопределения будущих психологов / Н. Н. Крыжевская // Психологические исследования. – № 1. – С. 77-83.
15. Крягжде, С. И. Психология формирования профессиональных интересов / С. И. Крягжде. – Вильнюс, 2018. – 115 с.
16. Курочкина, М. Н. Психологические особенности личности студентов-психологов / М. Н. Курочкина, Т. М. Матвеева // Проблемы и перспективы современной науки. – 2015. – № 8. – С. 110-116.
17. Лютова, С. Н. Психология профессионального самоопределения / С. Н. Лютова. – Москва : МГИМО, 2016. – 175 с.
18. Мансуров, В. А. Социология профессий. История, методология и практика исследований / В. А. Мансуров, О. В. Юрченко // Социологические исследования. – 2019. – № 8. – С. 36–46.
19. Маркова, О. П. Психология профессионализма / О. П. Маркова. – Москва : Наука, 2017. – 432 с.
20. Маслоу, А. Мотивация и потребности / А. Маслоу. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 452 с.
21. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития / Л. М. Митина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.
22. Митюрина, Н. Ю. Проблемы профессиональной деформации личности студентов – будущих психологов / Н. Ю. Митюрина // Правовая политика и правовая жизнь. – 2018. – №4. – С.180 – 186
23. Михейкина, С. В. К вопросу о взаимосвязи агрессивного и уверенного поведения в системе психологической интерпретации поведенческой активности личности студентов-психологов / С. В. Михейкина // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2017. – № 1. – С. 1-7.
24. Моор, С. М. Профессиональная идентичность как фактор трудовых отношений / С. М. Моор, П. Ю. Головин // Вестник Тюменского государственного университета. – 2016. – № 8. – С. 176–184.
25. Осипов, П. Н. Профессиональное самоопределение студентов как социально-педагогическая проблема / П. Н. Осипов // Вестник Казанского технологического университета. – 2011. – №3. – С. 142-145.
26. Павлова, Ю. В. Профессиональное самоопределение как объект работы психолога / Ю. В. Павлова // Вопросы психологии. – 2017. – №4. – С. 42-51.
27. Платонов, К. К. Личность и труд / К. К. Платонов. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 365 с.
28. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессиональной идентичности / Ю. П. Поваренков // Сибирский психологический журнал. – 2016. – № 24. – С. 53–58.
29. Полякова, О. Б. Психологические особенности выбора профессии педагога-психолога: дис. канд. пед. наук: 19.00.07 / Ольга Борисовна Полякова. – Москва, 2010. –291 с.
30. Поливанова, К. Н. Психологический анализ особенностей профессионального самоопределения / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 2017. – № 1. – С. 52-58.
31. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. – Воронеж : НПО МОДЭК, 2017. – 256 с.
32. Резапкина, Г. П. Секреты выбора профессии. Путеводитель выпускника / Г. П. Резапкина. – Москва: Генезис, 2015. – 144 с.
33. Сорокина, Г. В. Проблема профессионального самоопределения современной молодежи / Г. В. Сорокина // Психологические исследования. – 2016. – №2. – С. 11-17.
34. Эльконин, Д. Б. Психология развития / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2019. – 452 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ