Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста в условиях семейного воспитания
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ 7
1.1 Роль эмоционального благополучия в развитии детей дошкольного
возраста 7
1.2 Семейное воспитание, его роль в эмоциональном благополучии
ребенка 18
1.3 Условия эмоционального благополучия в условиях семьи 30
Выводы по первой главе 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 41
2.1 Изучение эмоционального благополучия детей в условиях семьи .... 41
2.2 Реализация условий создания эмоционального благополучия детей
дошкольного возраста 47
2.3 Анализ результатов исследования 55
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ 7
1.1 Роль эмоционального благополучия в развитии детей дошкольного
возраста 7
1.2 Семейное воспитание, его роль в эмоциональном благополучии
ребенка 18
1.3 Условия эмоционального благополучия в условиях семьи 30
Выводы по первой главе 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 41
2.1 Изучение эмоционального благополучия детей в условиях семьи .... 41
2.2 Реализация условий создания эмоционального благополучия детей
дошкольного возраста 47
2.3 Анализ результатов исследования 55
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется личность ребенка. Личностное развитие детей является важнейшей задачей дошкольных образовательных организаций, как как оно обеспечивает необходимую социальную адаптацию ребенка в окружающем его мире. Важную роль в этом играет семья. Семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе.
Одной из важнейших задач семьи - обеспечение условий для полноценного развития личности ребенка. Анализ состояния разработанности проблемы позволяет констатировать, что существует определенное количество научных трудов, в разных аспектах раскрывающих проблему формирования личности ребенка дошкольного возраста (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, В.А. Петровский, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Л.С. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин и др.). Во многих исследованиях подчеркивается важная роль семьи в становлении личности ребенка.
Полноценное становление личности ребенка невозможно без развития его эмоциональной сферы, формирования эмоционального благополучия. В психологии раскрывается сущность эмоций и эмоциональной сферы личности (В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.Е. Изард, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и другие). В работах отмечается, что негативные влияния на эмоциональную сферу детей ведут к отклонениям в эмоциональной сфере, которые проявляются в формировании тревожности, страхов, нарушении взаимодействии с окружающими людьми в процессе общения и совместной деятельности, к нарушениям самооценки.
В работах О.И. Бадулиной, К.А. Вологдиной, О.А. Воробьевой, Л.В. Доманецкой, Е.И. Изотовой, А.Д. Кошелевой, Л.В. Тарабакиной, Г.А. Урунтаевой, И.В. Фаустовой, Г.Г. Филипповой и других рассматриваются особенности эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Исследователями предлагаются различные подходы к формированию эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Но также следует отметить, что проблема создания условий эмоционального благополучия ребенка в семье остается малоизученной. Возникает противоречие между социальным заказом, выражающимся в ориентации образовательного процесса на создание условий для формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, и недостатком современной литературы по созданию условий эмоционального благополучия детей в семье с учетом современных реалий.
Проблема исследования заключается в том, какие условия будут способствовать развитию эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания?
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Обеспечение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания».
Цель исследования - теоретически обосновать, выявить и апробировать условия обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в семье.
Объект исследования - процесс обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в семье.
Гипотеза исследования: процесс обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста будет эффективным, если созданы следующие условия:
- повышение компетентности родителей по вопросам формирования эмоционального благополучия детей;
- проведение совместных форм досуга детей и родителей;
- создание благоприятного эмоционального климата в семье.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ изучаемой проблемы, обосновав условия эмоционального благополучия ребенка в условиях семейного воспитания.
2. Изучить особенности эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в ходе психолого-педагогического исследования.
3. Разработать и апробировать эффективность мероприятий, направленных на реализацию условий обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях семьи.
4. Провести итоговый анализ результатов исследования.
Методы исследования:
- теоретические: обобщение, систематизация, анализ,
классификация;
- эмпирические: опрос (анкетирование), тесты;
- методы статистической обработки информации, количественный и качественный анализ результатов.
Теоретическая и методологическая база исследования: работы А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина и др.; теории эмоций В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, К.Е. Изарда, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др.; исследования эмоционального благополучия (О.И. Бадулина, К.А. Вологдина, О.А. Воробьева, Л.В. Доманецкая, Е.И. Изотова, А.Д. Кошелева, Л.В. Тарабакина, Г.А. Урунтаева, И.В. Фаустова, Г.Г. Филиппова и др.), исследования по семейному воспитанию (М. Буянов, А.Я. Варга, Ю. Гиппенрейтер, А.Е. Личко, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, Г. Хоментаускас, А. Фромм и др.).
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь-октябрь 2019 г.): теоретический - анализ состояния проблемы в теории и практике образования, изучение и анализ литературы по проблеме создания условий обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в семье, определение основных элементов исследования.
2 этап (ноябрь 2019 г. - январь 2020 г.): опытно-поисковый - проведение опытно-экспериментальной работы по реализации условий обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в семье, оценка эффективности комплекса мероприятий по обеспечению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в семье.
3 этап (январь-февраль 2020 г.): обобщающий - систематизация и обобщение результатов проведенной работы по реализации условий обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в семье, формулировка выводов, оформление работы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 340 г. Челябинска».
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Одной из важнейших задач семьи - обеспечение условий для полноценного развития личности ребенка. Анализ состояния разработанности проблемы позволяет констатировать, что существует определенное количество научных трудов, в разных аспектах раскрывающих проблему формирования личности ребенка дошкольного возраста (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, В.А. Петровский, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Л.С. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин и др.). Во многих исследованиях подчеркивается важная роль семьи в становлении личности ребенка.
Полноценное становление личности ребенка невозможно без развития его эмоциональной сферы, формирования эмоционального благополучия. В психологии раскрывается сущность эмоций и эмоциональной сферы личности (В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.Е. Изард, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и другие). В работах отмечается, что негативные влияния на эмоциональную сферу детей ведут к отклонениям в эмоциональной сфере, которые проявляются в формировании тревожности, страхов, нарушении взаимодействии с окружающими людьми в процессе общения и совместной деятельности, к нарушениям самооценки.
В работах О.И. Бадулиной, К.А. Вологдиной, О.А. Воробьевой, Л.В. Доманецкой, Е.И. Изотовой, А.Д. Кошелевой, Л.В. Тарабакиной, Г.А. Урунтаевой, И.В. Фаустовой, Г.Г. Филипповой и других рассматриваются особенности эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Исследователями предлагаются различные подходы к формированию эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Но также следует отметить, что проблема создания условий эмоционального благополучия ребенка в семье остается малоизученной. Возникает противоречие между социальным заказом, выражающимся в ориентации образовательного процесса на создание условий для формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, и недостатком современной литературы по созданию условий эмоционального благополучия детей в семье с учетом современных реалий.
Проблема исследования заключается в том, какие условия будут способствовать развитию эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания?
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Обеспечение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания».
Цель исследования - теоретически обосновать, выявить и апробировать условия обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в семье.
Объект исследования - процесс обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в семье.
Гипотеза исследования: процесс обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста будет эффективным, если созданы следующие условия:
- повышение компетентности родителей по вопросам формирования эмоционального благополучия детей;
- проведение совместных форм досуга детей и родителей;
- создание благоприятного эмоционального климата в семье.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ изучаемой проблемы, обосновав условия эмоционального благополучия ребенка в условиях семейного воспитания.
2. Изучить особенности эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в ходе психолого-педагогического исследования.
3. Разработать и апробировать эффективность мероприятий, направленных на реализацию условий обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях семьи.
4. Провести итоговый анализ результатов исследования.
Методы исследования:
- теоретические: обобщение, систематизация, анализ,
классификация;
- эмпирические: опрос (анкетирование), тесты;
- методы статистической обработки информации, количественный и качественный анализ результатов.
Теоретическая и методологическая база исследования: работы А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина и др.; теории эмоций В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, К.Е. Изарда, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др.; исследования эмоционального благополучия (О.И. Бадулина, К.А. Вологдина, О.А. Воробьева, Л.В. Доманецкая, Е.И. Изотова, А.Д. Кошелева, Л.В. Тарабакина, Г.А. Урунтаева, И.В. Фаустова, Г.Г. Филиппова и др.), исследования по семейному воспитанию (М. Буянов, А.Я. Варга, Ю. Гиппенрейтер, А.Е. Личко, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, Г. Хоментаускас, А. Фромм и др.).
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь-октябрь 2019 г.): теоретический - анализ состояния проблемы в теории и практике образования, изучение и анализ литературы по проблеме создания условий обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в семье, определение основных элементов исследования.
2 этап (ноябрь 2019 г. - январь 2020 г.): опытно-поисковый - проведение опытно-экспериментальной работы по реализации условий обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в семье, оценка эффективности комплекса мероприятий по обеспечению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в семье.
3 этап (январь-февраль 2020 г.): обобщающий - систематизация и обобщение результатов проведенной работы по реализации условий обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в семье, формулировка выводов, оформление работы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 340 г. Челябинска».
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Обеспечение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания является актуальной проблемой в современной наук. В ходе анализа психолого-педагогической литературе и проведенного эмпирического исследования были решены поставленные задачи.
Теоретический анализ изучаемой проблемы позволил обосновать условия эмоционального благополучия ребенка в условиях семейного воспитания. Для обоснования условий были проанализированы различные точки зрения на понимание эмоций, эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста понимается как положительное эмоциональное состояние, включающее ощущение комфортности, защищенности, успешности, отсутствие негативных эмоциональных проявлений (страх, тревожность), уровень самооценки, стремление к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Эмоциональное благополучие формируется, в первую очередь, в системе отношений «ребенок-родители».
После обоснования понятия «эмоциональное благополучие» были определены следующие условия: повышение компетентности родителей по вопросам формирования эмоционального благополучия детей; проведение совместных форм досуга детей и родителей; создание благоприятного эмоционального климата в семье. Повышение компетентности родителей по вопросам формирования эмоционального благополучия детей включает в себя формирование знаний и практических действий по формированию эмоционального благополучия детей; оценку родителями своих возможностей, стремление к взаимодействию с педагогами ДОО в вопросах формирования эмоционального благополучия детей. Проведение совместных форм досуга детей и родителей включает в себя общение родителя с ребенком в совместной деятельности, которая должна быть увлекательна для всех ее участников (игры, совместные чтения художественной литературы, творческая деятельность, коллекционирование, посещение театра, кино, музея, туризм, семейные праздники и традиции и другие формы досуговой деятельности семьи). Создание благоприятного эмоционального климата в семье предполагает оказание помощи семье для формирования таких качеств, как сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности.
Для изучения особенностей эмоционального благополучия детей дошкольного возраста было проведено психолого-педагогическое исследование. Диагностика включала изучение уровня эмоционального состояния детей (методика «Паровозик» С.В. Валиева), уровня детско- родительских отношений (тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин), уровня компетентности родителей по вопросам формирования эмоционального благополучия детей (методика «Какой я родитель?» В.В. Селина, А.М. Щетинина). В ходе исследования выявлено, что у каждого второго ребенка наблюдаются признаки эмоционального неблагополучия. Среди родителей выявлено оптимальное и нейтральное отношение к ребенку, но также присутствует семьи, в которых отношения между родителями и детьми, которые носят отрицательный характер. Уровень компетентности родителей по вопросам формирования эмоционального благополучия детей оценивается как средний и низкий у большинства опрошенных.
По итогам проведенной диагностики был разработан и апробирован комплекс мероприятий, направленный на реализацию условий обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях семьи. Работа с родителями строится с целью формирования у них представлений о сущности эмоционального благополучия детей, структуре эмоционального благополучия, причинах и условиях формирования, важности детско-родительских отношений.
Взаимодействие с родителями может строиться на основе как традиционных, так и нетрадиционных форм. К традиционным формам относятся родительские собрания, просмотр открытых занятий, организацию и проведение совместных мероприятий, оформление уголка для родителей. К нетрадиционным формам относятся различные занятия (семинары и практикумы в форме дискуссии, игры, тренинга), проектную деятельность, взаимодействие посредством информационных технологий (электронная газета).
Для создания эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в семье были реализованы заявленные психолого-педагогические условия. Реализация первого условия осуществлялась через повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей дошкольников о роли эмоций и эмоциональной близости с родителями в развитии личности ребенка (семинар, семинар-практикум, уголок для родителей); формирование у родителей установки на сближение с детьми через понимание и принятие эмоционального мира ребенка (тренинг, встречи с педагогом-психологом ДОО, консультации).
Реализация второго условия осуществлялась через: вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада, организацию и проведение совместных мероприятий детей и родителей (совместные досуги, праздники, конкурсы, проекты); ознакомление родителей в форме семинара с различными видами семейного досуга, организации совместных с детьми видов деятельности в свободное время (познавательные, спортивные мероприятия, посещение театров, музеев и т.д.); формирование в ходе индивидуальных бесед и консультаций установки на совместную деятельность ребенка и родителей, положительное эмоциональное переживание совместных действий, поддержку друг друга.
Реализация третьего условия осуществлялась через: ознакомление родителей с результатами проведенной диагностики (индивидуально); проведение индивидуальных бесед с родителями с целью формирования у них мотивации для совместной работы; организацию индивидуальных бесед, консультаций по вопросам создания благоприятного климата в семье; организацию встреч с педагогом-психологом, консультирования по вопросам детско-родительских отношений.
Для оценки эффективности проведенных мероприятий был осуществлен итоговый анализ результатов исследования. Результаты исследования по методике «Паровозик» показали, что в группе увеличилось количество детей с высоким, оптимальным уровнем эмоционального состояния - с 15% на констатирующем этапе до 45% на контрольном этапе. В группе увеличилось количество семей с высоким, оптимальным уровнем родительского отношения - с 20% на констатирующем этапе до 50% на контрольном этапе. В группе увеличилось количество родителей с высоким уровнем компетентности по вопросам формирования эмоционального благополучия детей - с 20% на констатирующем этапе до 55% на контрольном этапе.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста значительно улучшились показатели эмоционального благополучия - преобладание положительного эмоционального состояния. Положительные результаты также получены при изучении детско-родительских отношений и уровня компетентности родителей по вопросам формирования эмоционального благополучия детей. Полученные данные свидетельствуют о том, что реализованные условия являются эффективными и способствуют формированию эмоционального благополучия детей.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования доказана.
Теоретический анализ изучаемой проблемы позволил обосновать условия эмоционального благополучия ребенка в условиях семейного воспитания. Для обоснования условий были проанализированы различные точки зрения на понимание эмоций, эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста понимается как положительное эмоциональное состояние, включающее ощущение комфортности, защищенности, успешности, отсутствие негативных эмоциональных проявлений (страх, тревожность), уровень самооценки, стремление к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Эмоциональное благополучие формируется, в первую очередь, в системе отношений «ребенок-родители».
После обоснования понятия «эмоциональное благополучие» были определены следующие условия: повышение компетентности родителей по вопросам формирования эмоционального благополучия детей; проведение совместных форм досуга детей и родителей; создание благоприятного эмоционального климата в семье. Повышение компетентности родителей по вопросам формирования эмоционального благополучия детей включает в себя формирование знаний и практических действий по формированию эмоционального благополучия детей; оценку родителями своих возможностей, стремление к взаимодействию с педагогами ДОО в вопросах формирования эмоционального благополучия детей. Проведение совместных форм досуга детей и родителей включает в себя общение родителя с ребенком в совместной деятельности, которая должна быть увлекательна для всех ее участников (игры, совместные чтения художественной литературы, творческая деятельность, коллекционирование, посещение театра, кино, музея, туризм, семейные праздники и традиции и другие формы досуговой деятельности семьи). Создание благоприятного эмоционального климата в семье предполагает оказание помощи семье для формирования таких качеств, как сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности.
Для изучения особенностей эмоционального благополучия детей дошкольного возраста было проведено психолого-педагогическое исследование. Диагностика включала изучение уровня эмоционального состояния детей (методика «Паровозик» С.В. Валиева), уровня детско- родительских отношений (тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин), уровня компетентности родителей по вопросам формирования эмоционального благополучия детей (методика «Какой я родитель?» В.В. Селина, А.М. Щетинина). В ходе исследования выявлено, что у каждого второго ребенка наблюдаются признаки эмоционального неблагополучия. Среди родителей выявлено оптимальное и нейтральное отношение к ребенку, но также присутствует семьи, в которых отношения между родителями и детьми, которые носят отрицательный характер. Уровень компетентности родителей по вопросам формирования эмоционального благополучия детей оценивается как средний и низкий у большинства опрошенных.
По итогам проведенной диагностики был разработан и апробирован комплекс мероприятий, направленный на реализацию условий обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях семьи. Работа с родителями строится с целью формирования у них представлений о сущности эмоционального благополучия детей, структуре эмоционального благополучия, причинах и условиях формирования, важности детско-родительских отношений.
Взаимодействие с родителями может строиться на основе как традиционных, так и нетрадиционных форм. К традиционным формам относятся родительские собрания, просмотр открытых занятий, организацию и проведение совместных мероприятий, оформление уголка для родителей. К нетрадиционным формам относятся различные занятия (семинары и практикумы в форме дискуссии, игры, тренинга), проектную деятельность, взаимодействие посредством информационных технологий (электронная газета).
Для создания эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в семье были реализованы заявленные психолого-педагогические условия. Реализация первого условия осуществлялась через повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей дошкольников о роли эмоций и эмоциональной близости с родителями в развитии личности ребенка (семинар, семинар-практикум, уголок для родителей); формирование у родителей установки на сближение с детьми через понимание и принятие эмоционального мира ребенка (тренинг, встречи с педагогом-психологом ДОО, консультации).
Реализация второго условия осуществлялась через: вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада, организацию и проведение совместных мероприятий детей и родителей (совместные досуги, праздники, конкурсы, проекты); ознакомление родителей в форме семинара с различными видами семейного досуга, организации совместных с детьми видов деятельности в свободное время (познавательные, спортивные мероприятия, посещение театров, музеев и т.д.); формирование в ходе индивидуальных бесед и консультаций установки на совместную деятельность ребенка и родителей, положительное эмоциональное переживание совместных действий, поддержку друг друга.
Реализация третьего условия осуществлялась через: ознакомление родителей с результатами проведенной диагностики (индивидуально); проведение индивидуальных бесед с родителями с целью формирования у них мотивации для совместной работы; организацию индивидуальных бесед, консультаций по вопросам создания благоприятного климата в семье; организацию встреч с педагогом-психологом, консультирования по вопросам детско-родительских отношений.
Для оценки эффективности проведенных мероприятий был осуществлен итоговый анализ результатов исследования. Результаты исследования по методике «Паровозик» показали, что в группе увеличилось количество детей с высоким, оптимальным уровнем эмоционального состояния - с 15% на констатирующем этапе до 45% на контрольном этапе. В группе увеличилось количество семей с высоким, оптимальным уровнем родительского отношения - с 20% на констатирующем этапе до 50% на контрольном этапе. В группе увеличилось количество родителей с высоким уровнем компетентности по вопросам формирования эмоционального благополучия детей - с 20% на констатирующем этапе до 55% на контрольном этапе.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста значительно улучшились показатели эмоционального благополучия - преобладание положительного эмоционального состояния. Положительные результаты также получены при изучении детско-родительских отношений и уровня компетентности родителей по вопросам формирования эмоционального благополучия детей. Полученные данные свидетельствуют о том, что реализованные условия являются эффективными и способствуют формированию эмоционального благополучия детей.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования доказана.
Подобные работы
- Психологические условия эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГА В ФОРМИРОВАНИИ
ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРОДУКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С
РОДИТЕЛЯМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Формирование элементарных представлений о правах у детей дошкольного возраста в игровой деятельности (Методика познавательного развития детей дошкольного возраста, Томский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2024 - Коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста с учетом стиля семейного воспитания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021



