Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования проблемы технико-тактической подготовленности у спортсменов в мини-футболе 6
1.1 История мини-футбола в России и мире 6
1.2 Анатомо-физиологическое развитие спортсменов в возрастной период 12¬
14 лет 17
1.3 Особенности технико-тактической подготовки в мини-футболе 25
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование совершенствования технико-тактической подготовки юных мини-футболистов 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Методика совершенствования технико-тактической подготовки
спортсменов в мини-футболе 35
2.3 Результаты проведения эксперимента 48
Выводы по второй главе 50
Заключение 51
Список использованной литературы
Мини-футбол - молодой, зрелищный, динамический вид спорта, который активно развивается, добывая все большую популярность в России и целом мире.
Мини-футбол как игровой вид спорта имеет целый ряд достоинств: играть в мини-футбол можно на площадках малых размеров и с меньшим числом игроков в командах. Для мини-футбола подходят как спортивные залы и хоккейные «коробки», так и простейшие площадки на открытом воздухе — возле учебных заведений, в жилых кварталах, с минимумом специального оборудования.
Этот вид спорта зачастую более динамичен, результативен и зрелищен, чем «большой футбол». Все это делает мини-футбол универсальной игрой, которая может способствовать физическому развитию, совершенствованию коммуникативных навыков, поддержанию физической формы и реализации различных способностей спортсменов любых возрастных групп и любого уровня подготовки.
Прочно обосновался мини-футбол и в России. Благодаря целенаправленной деятельности Ассоциации мини-футбола России, являющейся составной частью Российского футбольного союза, в нашей стране создана разветвленная организационная структура этого вида спорта. Все больше внимания уделяется развитию детско-юношеского мини-футбола, повышение профессионального мастерства тренеров- преподавателей детских спортивных школ и спортивных клубов. Эта тенденция обусловлена самой спецификой «мини» с каждым сезоном предъявляющей все более и более высокие требования к двигательной и функциональной подготовленности мини-футболистов, основы которой должны закладываться с детского и юношеского возраста.
Мини-футбол относят к группе ситуационных видов спорта, которые характеризуются изменчивостью обстоятельств игры, отсутствием стереотипности в исполнении движений, повторений стандартных ситуаций. Главной особенностью спортивных игр является их яркое эмоциональное напряжение, которое обуславливает неожиданности действий соперника и вызывает физиологические изменения в организме спортсмена.
Актуальность данной темы определяется, прежде всего, тем, что содержание игры требует от футболиста проявления не отдельных компонентов ориентировочной деятельности, а всего ее комплекса. Мини-футбол характеризуется высокими требованиями к мастерству спортсменов, которое проявляется в условиях постоянных изменений игровой ситуации и контактов с соперником.
Безусловно, прогресс мини-футбола наблюдается ежегодно, но проблем в его развитии еще немало, одна из которых - поднятие качества учебно-тренировочного процесса.
Цель исследования: Разработать и экспериментально обосновать комплекс упражнений, направленных на улучшение технико-тактических показателей спортсменов 12-14 в мини-футболе.
Объект исследования: Процесс тренировки технико-тактической подготовленности в мини-футболе.
Предмет исследования: Развитие технико-тактической подготовки спортсменов в мини-футболе.
Гипотеза предполагает, что процент точности ударов футболистов 12¬14 лет в створ ворот возрастет, если использовать специальные технические упражнения, в которых будут задействованы сбивающие факторы различных игровых ситуаций.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы в изучении физических упражнений тренировки точности удара у футболистов.
2. Обосновать физические упражнения на технику удара в створ ворот у футболистов.
3. Экспериментально подтвердить эффективность применения физических упражнений на технику удара в створ ворот у футболистов.
Этапы исследования:
1. Подготовка и осуществление теоретического анализа литературных источников, по теме исследовательской работы. Анализ научно-методической литературы для подбора методов исследования.
2. Разработка методики и ее реализация.
3. Анализ и интерпретация полученных в ходе экспериментальной работе данных, их математическая обработка, формулирование выводов.
База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр оздоровительно-образовательный «ТАЙФУН» г. Еманжелинск.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В выпускной квалификационной работе мы провели исследование совершенствования технико-тактической подготовленности спортсменов в мини-футболе.
В результате исследования теоретических предпосылок совершенствования технико-тактической подготовки мини-футболистов мы сделали следующие выводы.
Обучение теории техники футболиста начинается с изучения основных правил игры, овладение практической составляющей продолжается в ходе выполнения игровых упражнений и тренировочных игр.
Далее юным спортсменам необходимо рассказывать о обязанностях, задачах, функциях внутри команды и распределения их между игроками и их действиях в определенных ситуациях в игре.
Следующая ступень в теоретическом обучении, является анализ отдельных фаз игры, таких как оборона, атака, переходы от оборонительных действий к наступающим и наоборот. Важным в формировании тактических знаний занимает участие самих игроков в построении тактического плана и разборе игры команды.
Одним из важных критериев биологического возраста является «костный» возраст. В 12-14 лет начинается окостенение нижних и верхних сегментов позвоночника и срастание грудины с ребрами. Позвоночник становится более прочным, а грудная клетка очень быстро развивается, они способны переносить уже большие нагрузки и в меньшей степени подвержены деформациям.
Предпосылкой исследования стало то, что мини-футбол как спорт в России является достаточно молодым и быстро развивающимся. Из-за этого пока еще не разработана методика, разрешающая проблемы технико-тактической подготовки юных мини-футболистов.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр оздоровительно- образовательный «ТАЙФУН» в городе Еманжелинск, в период с 11.11.2017 по 30.02.2018 года. В педагогическом исследовании участвовали две группы мини-футболистов по 7 человек 12-14 лет в каждой группе.
Для осуществления эксперимента в основную методику по который занимались данные спортсмены до начала эксперимента, были добавлены новые упражнения тренирующих и развивающих точность удара в створ ворот и изменены объемы отдельных разделов тренировки таких как технико-тактическая подготовка. Юные спортсмены в контрольной группе тренировались по основной методике тренировок, а экспериментальная группа по измененной с увеличением объемов технико-тактических упражнений.
В результате изменений занятий у экспериментальной группы повысилась физическая нагрузка и координационная сложность упражнений, за счёт новых упражнений в методике. Это привело к более высокому росту показателей точности ударов в створ ворот в сравнении с контрольной группой, которая занималась по неизмененной методике тренировки.
Таким образом разработанная методика тренировки технико-тактическим действиям мини-футболистов привела к значительному росту эффективности технико-тактических действий.
1. Андреев С.Н. Мини-футбол: методическое пособие / С.Н. Андреев. - М.: Липецк: ГУ РОГ «Липецкая газета», 2004. - 496 с.
2. Андреев С.Н. Футбол - твоя игра // М.: Просвещение, 1989. - 144 с.
3. Андреев С.Н. Играй в футбол // М.: ПОМАТУР, 1999ю -142 с.
4. Андреев С.Н. Мини-футбол // М.: ФиС, 1978. - 111 с.
5. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогический исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 2014 - 223 с.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение 2000. - 192 с.
7. Бабаян С.С. Влияние статодинамической и динамической силовой тренировки на точность ударов футболистов. // Теория и практика физической культуры, 2015. -№6. -С. 51
8. Бароти Л. Развитие системы игры. / В кн. Подготовка футболистов /Под общ. ред. В.И. Козловского. - М.: Фис, 1997. - С. 100-116.
9. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов // М.: ФиС, 1989. - 331 с.
10. Виру А.А. Гормональные механизмы адаптации и тренированности / А.А. Виру. - Л.: Наука 1981. - 155 с.
11. Волков В.М. Морфофункциональные особенности растущего организма / В.М. Волков. - М., 1978. - 198 с.
12. Деманов А.В. Модельные характеристики специальной подготовки юных футболистов. // Физическая культура, воспитание,образование, тренировка. - 2014. -№3. -С. 39
13. Ещенко О.Е. Пас, дриблинг и все вместе. Три урока футбола // Физическая культура в школе. -2015. -№4. -С. 36
14. Заменская Е. Попасть в ворота. На уроках мини-футбола. // Спорт в школе, 2013. -№6. -С. 74
15. Золотарев А.П. Футбол: методологические основы многолетней подготовки спортивного резерва: учебное пособие; Кубанский гос. Ун¬т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2010. - 169 с.
16. Калыгин С.В. Формирование технического мастерства юных футболистов на основе индивидуальных тренировочных занятий. // Теория и практика физической культуры. - 2015. -№2. -С. 20
17. Карпман В.Л. Тестирование в спорте / В.Л. Карпман, З.Б. Белоценковский, Н.А. Гудков - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 208 с.
18. Колосов Д.В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания / Д.В. Колосов, Н.Б. Сельверова. - М.: Педагогика, 1978. - 187 с.
19. Колунин Е. Т. Промежуточный анализ результатов конвертирования средств гимнастики в процессе начальной тренировки футболистов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №11. -С. 68
20. Кузнецов А.А. Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе. - М.: Олимпия,
Человек, 2008. - 312 с.
21. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой, систематичности, адаптация здоровья / Л.М. Куликов. - М.: Физкултура и наука, 1995. - 394 с.
22. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник. / Ю.Ф. Курамшин. - М., 2010. - 32 с.
23. Лаптев А.П., Сучилин А.А. Юный футболист. - М.: ФиС, 1983. - 164 с.
24. Лисенчук Г.А. Управление подготовкой футболистов / Г.А. Лисенчук.
- Киев: Олимпийская литература 2003. - 271 с.
25. Люкшинов Н.М. Искусство подготовки высококлассных футболистов / Н.М. Люкшинов. - М.: Советский спорт , 2006. - 420 с.
26. Лясковский К.П. Техника ударов / К.П. Лясковский. - М.: Физическая культура и спорт, 2005. - 61 с.
27. Макеевский К.В. Интегральная методика подготовки юных спортсменов занимающихся мини-футболом, на основе развития функции специального внимания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - №5. - С. 49
28. Макеевский К.В. Развитие специального внимания у юных спортсменов 11-13 лет, занимающихся мини-футболом //Вестник спортивной науки. -2012. - №4. -С. 15
29. Максименко И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх. - Луганск: Знание, 2000. 543 с.
30. Максименко И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх. - Луганск: Знание, 2000. - 276 с.
31. Мукиан М. Все о тренировке юного футболиста/ М. Мукиан, Д. Дьюрст. - М.: Астрель, 2013. - 234 с.
32. Нискин Д. Лестница успеха. Упражнения для обучения мини-футболу. // Спорт в школе,2014. -№5. - С. 24
33. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера, наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М.: Апрель, 2004 - Апрель, 2004 - с.
34. Олексин В.В. Футбол - в школу! // Физическая культура в школе. - 2012. -№4. -С. 14
35. Петухов А.В. О направленном формировании индивидуальной тактической подготовки мини-футболистов 12-13 лет. / А.В. Петухов. - М.: ВНИИФК, 1985. - С. 130-131.
36. Петухов А.В. Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения: монография. - М.: Советский спорт, 2006. - 232 с.
37. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Часть 1. / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 132 с.
38. Полишкис М.М., Губа В.П. Комплексный контроль интегральной подготовленности мини-футболистов // Теория и практика физической культуры. -2017. -№12. - С. 77
39. Сависько Ю.В. Техническая и тактическая подготовка юных футболистов: Методическая разработка тренера - преподавателя по футболу - МБОУ ДОД ДОЮСШ №1, 2013
40. Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников / Г.П. Сальникова. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 158 с.
41. Санин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков. / М.Р. Санин, З.Г. Брыскина. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 145 с.
42. Симонян И.П. Футбол - только игра? / И.П. Симонян. - М.: Агентство ФАИР, 2008 - 336 с.
43. Солодков А.С. Физиология человека: Общая, Спортивная, Возрастная: Учебник / А.С. Солодков. Е.Б. Сологуб. - М., 1997. - 519 с.
44. Спортивная медицина: учебник / под ред. Л.В. Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 349 с.
45. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.М. Курамшина. - М.: ФАИР, 2007. -463 с.
46. Тюленьков С. Уровень физической подготовленности
высококвалифицированных футболистов различных возрастных групп / С. Тюленьков. - М.: Физкултура, образование и наука, 1998. - 275 с.
47. Фарфель В.С. Управления движениями в спорте. - М.: ФиС, 1975. - 147 с.
48. Филин В.П., Фомин И.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 1980. - 255 с.
49. Футбол: программа для специализированных учебно-спортивных учреждений и училищ олимпийского резерва / М.Я. Андружейчик. - Минск: Минспорта и туризма РБ, НИИ ФКиС РБ, 2016. - 110 с.
50. Хрусталев Г.А. Оценка показателей функция внешнего дыхания у квалифицированных мини-футболистов различного возраста // Теория и практика физической культуры. - 2014. -№4. -С. 78