Деятельность педагога по патриотическому воспитанию младших школьников средствами внеурочной деятельности
|
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности педагога по патриотическому воспитанию младших школьников средствами внеурочной деятельности.
1.1 Патриотическое воспитание как психолого-педагогический феномен.
1.2 Особенности формирования патриотизма в младшем школьном возрасте.
1.3 Роль внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников.
Выводы по первой главе.
Глава 2. Экспериментальная работа по патриотическому воспитанию младших школьников средствами внеурочной деятельности.
2.1 Содержание и методики экспериментальной работы
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы
2.3 Фрагмент программы внеурочной деятельности «Моя малая Родина»
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности педагога по патриотическому воспитанию младших школьников средствами внеурочной деятельности.
1.1 Патриотическое воспитание как психолого-педагогический феномен.
1.2 Особенности формирования патриотизма в младшем школьном возрасте.
1.3 Роль внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников.
Выводы по первой главе.
Глава 2. Экспериментальная работа по патриотическому воспитанию младших школьников средствами внеурочной деятельности.
2.1 Содержание и методики экспериментальной работы
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы
2.3 Фрагмент программы внеурочной деятельности «Моя малая Родина»
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
В наше время актуальность этой задачи увеличивается с каждым днем. Детство и юность самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине.
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Ведь у младших школьников должно появиться чувство любви и преданности к своей Родине, к своему народу.
В школе патриотизм традиционно формируется при работе с материалами истории, в которых описываются традиции и обычаи русского народа, борьба за жизнь, подвиги и победы; прививается уважение к государственным атрибутам страны: гимну, флагу и гербу.
Проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого: В.Г. Белинский, Е.Р. Дашкова, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский. В своих трудах они указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, которые способны отстаивать интересы государства и любящие свое отечество. Их идеи нашли свое развитие в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения. Всем известно, что воспитание, (и патриотическое в том числе), должно начинаться с самого детства. Проблеме теории и практики патриотического воспитания детей в современных условиях посвящены работы авторов: И.А. Агаповой, М.П. Бузского, В.В. Дьяченко, Т.С. Комаровой, В.Ф. Фролова и др.
Не стоит забывать, что весомой составляющей патриотического воспитания является культурная и обогащенная речь. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является речь, которая должна соответствовать языковым нормам.
В этом направлении можно столкнуться с несколькими проблемами, основной из которых являются современные технические средства, по причине которых понижается интерес и, как следствие, желание к развитию.
По этой причине становится всё сложней приобщить детей к патриотизму. Так же проблемой является увеличивающееся количество мигрантов и беженцев. И как не странно это прозвучит - нехватка методической литературы.
Для процесса воспитания и диагностики патриотического воспитания необходимо знать не только их сущность и содержание, но и их внутренние психологические структурные компоненты.
В патриотизме, как и в других моральных качествах, можно выделить следующие компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий и волевой.
В нашей работе мы хотим пробудить и воспитать в детях младшего школьного возраста патриотические чувства через развитие речи и изобразительную деятельность. Привить детям любовь к Родине, используя литературное творчество русских писателей и народный фольклор. Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Н.Толстой называл «кладезем мудрости народа».
Объект исследования: патриотическое воспитание младших школьников.
Предмет: деятельность педагога по патриотическому воспитанию младших школьников средствами внеурочной деятельности.
Цель: изучить теоретические аспекты деятельности педагога по патриотическому воспитанию младших школьников для написания программы внеурочной деятельности «Моя малая Родина». Задачи:
1. Изучить теоретические основы патриотического воспитания.
2. Рассмотреть особенности формирования патриотизма в младшем школьном возрасте.
3. Определить роль внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
5. Разработать фрагмент программы внеурочной деятельности «Моя малая Родина».
Методы исследования: для решения поставленных в исследовании задач была использована система методов, позволяющая охватить различные аспекты развития детей младшего школьного возраста в образовательном процессе средней общеобразовательной школы. Использовались такие общие и частные методы, анализ психологической, педагогической и методической литературы, специальные исследовательские и диагностические методы. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная нами программа может использоваться в своей работе учителями начальных классов.
База исследования: МОУ «Петровская СОШ», Красноармейского района Челябинской области, учащиеся 1 «А» класса, в количестве 28 человек.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы в количестве, 1 рисунка, 2 таблиц.
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Ведь у младших школьников должно появиться чувство любви и преданности к своей Родине, к своему народу.
В школе патриотизм традиционно формируется при работе с материалами истории, в которых описываются традиции и обычаи русского народа, борьба за жизнь, подвиги и победы; прививается уважение к государственным атрибутам страны: гимну, флагу и гербу.
Проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого: В.Г. Белинский, Е.Р. Дашкова, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский. В своих трудах они указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, которые способны отстаивать интересы государства и любящие свое отечество. Их идеи нашли свое развитие в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения. Всем известно, что воспитание, (и патриотическое в том числе), должно начинаться с самого детства. Проблеме теории и практики патриотического воспитания детей в современных условиях посвящены работы авторов: И.А. Агаповой, М.П. Бузского, В.В. Дьяченко, Т.С. Комаровой, В.Ф. Фролова и др.
Не стоит забывать, что весомой составляющей патриотического воспитания является культурная и обогащенная речь. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является речь, которая должна соответствовать языковым нормам.
В этом направлении можно столкнуться с несколькими проблемами, основной из которых являются современные технические средства, по причине которых понижается интерес и, как следствие, желание к развитию.
По этой причине становится всё сложней приобщить детей к патриотизму. Так же проблемой является увеличивающееся количество мигрантов и беженцев. И как не странно это прозвучит - нехватка методической литературы.
Для процесса воспитания и диагностики патриотического воспитания необходимо знать не только их сущность и содержание, но и их внутренние психологические структурные компоненты.
В патриотизме, как и в других моральных качествах, можно выделить следующие компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий и волевой.
В нашей работе мы хотим пробудить и воспитать в детях младшего школьного возраста патриотические чувства через развитие речи и изобразительную деятельность. Привить детям любовь к Родине, используя литературное творчество русских писателей и народный фольклор. Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Н.Толстой называл «кладезем мудрости народа».
Объект исследования: патриотическое воспитание младших школьников.
Предмет: деятельность педагога по патриотическому воспитанию младших школьников средствами внеурочной деятельности.
Цель: изучить теоретические аспекты деятельности педагога по патриотическому воспитанию младших школьников для написания программы внеурочной деятельности «Моя малая Родина». Задачи:
1. Изучить теоретические основы патриотического воспитания.
2. Рассмотреть особенности формирования патриотизма в младшем школьном возрасте.
3. Определить роль внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
5. Разработать фрагмент программы внеурочной деятельности «Моя малая Родина».
Методы исследования: для решения поставленных в исследовании задач была использована система методов, позволяющая охватить различные аспекты развития детей младшего школьного возраста в образовательном процессе средней общеобразовательной школы. Использовались такие общие и частные методы, анализ психологической, педагогической и методической литературы, специальные исследовательские и диагностические методы. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная нами программа может использоваться в своей работе учителями начальных классов.
База исследования: МОУ «Петровская СОШ», Красноармейского района Челябинской области, учащиеся 1 «А» класса, в количестве 28 человек.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы в количестве, 1 рисунка, 2 таблиц.
Рассмотрев проблемы деятельности педагога по патриотическому воспитанию младших школьников средствами внеурочной деятельности, позволило нам сделать следующие выводы:
Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания детей. В наше время актуальность этой задачи увеличивается с каждым днем. Детство и юность самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине.
Воспитание у детей младшего школьного возраста начал патриотизма представляет собой процесс целенаправленного воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью обогащения их знаний о родном крае, стране, развития положительной эмоциональной отзывчивости на явления общественной жизни, приобретения опыта общественного поведения. Сформированность начал патриотизма основывается на знаниях детей о родине (родном городе, крае, его природе, труде человека, его культуре и т. д.), эмоционально переживаемом отношении к ним, которое находит отражение в эмоциональных реакциях младших школьников, их творческой деятельности, потребности больше узнать о событиях, происходящих в стране, желании и стремлении участвовать в труде для других людей, осознании важности своего участия в нем.
Внеурочная деятельность в начальной школе — инновационный взгляд на образование. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ставит необходимость проведения воспитательных мероприятий наряду с образованием, для развития личностных качеств каждого ребенка.
Внеурочная деятельность ориентирована на личностные интересы, потребности и способности ребенка, она обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, создает «ситуацию успеха» для каждого обучающегося и способствует их творческому развитию. Воспитательно-образовательный процесс во внеурочной деятельности обучающихся имеет практическую направленность и реализует принцип единства обучения, воспитания и развития. Поэтому педагоги дополнительного образования, которые связаны с деятельностью музеев боевой славы, детских объединений по краеведению и т. д., имеют широкие возможности патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся.
В результате проведения экспериментального исследования по выявлению уровня патриотического воспитания младших школьников, мы пришли к следующим выводам:
Мы подобрали диагностический инструментарий по выявлению уровня патриотического воспитания младших школьников.
Анализ результатов исследования выявления сформированности интересов детей к историческому прошлому страны, семьи, города, традициям культуры было проведено анкетирование учащихся. Анализ результатов исследования знаний детей в 1 «А» классе о прошлом своей семьи показал, что 64% учащихся (18 человек) ответили утвердительно; 11% учащихся (3 человека) ответили отрицательно; 25% учащихся (7 человек) от общего количества опрошенных, затруднились ответить на поставленный вопрос.
С целью выяснения интереса детей к памятным местам был задан вопрос: «Совершаются ли совместные с родителями прогулки по памятным местам Красноармейского района и города Челябинска?».
Анализ результатов исследования интереса детей в 1 «А» классе к памятным местам показали, что 64% учащихся (18 человек), ответили утвердительно; 25% учащихся (7 человек), ответили отрицательно; 11% учащихся (3 человека) затруднились ответить на поставленный вопрос.
С целью выяснить изучение литературы был задан вопрос: «Читают ли вам книги о прошлом нашего народа?».
Анализ результатов исследования в 1 «А» классе изучения литературы показал, что 43% учащихся (12 человек), ответили утвердительно; 35% учащихся (10 человек) от общего количества опрошенных, ответили отрицательно; 21% учащихся (6 человек), затруднился ответить на поставленный вопрос.
С целью выяснения просматриваются ли вместе с родителями телепередачи, был задан вопрос: «Просматриваете ли вы вместе с родителями по телевизору передачи о прошлом нашего народа?».
Анализ результатов просматриваются ли телепередачи вместе с родителями показал, что в 1 «А» классе, что 50% учащихся (14 человек), ответили утвердительно; 28% учащихся (8 человек), от общего количества опрошенных детей класса, ответили отрицательно; 21% учащихся (6 человек), затруднились ответить на поставленный вопрос
Чтобы иметь представление об уровне знаний школьников о качествах человека характеризующих его идейно-политическую сферу была использована методика «Ты гражданином быть обязан» (Фридман Л.М.). Анализ результатов исследования представления учащихся о качествах человека патриота показал, что на первое место дети ставят такие понятия как жизнерадостность, справедливость, отзывчивость, терпеливость. И менее выделяемые качества патриотизм, совесть, честь, искренность.
Мы разработали фрагмент программы «Моя малая Родина», направленный на патриотическое воспитание младших школьников.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, продолжение нашей работы мы видим в написании программы для второго класса.
Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания детей. В наше время актуальность этой задачи увеличивается с каждым днем. Детство и юность самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине.
Воспитание у детей младшего школьного возраста начал патриотизма представляет собой процесс целенаправленного воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью обогащения их знаний о родном крае, стране, развития положительной эмоциональной отзывчивости на явления общественной жизни, приобретения опыта общественного поведения. Сформированность начал патриотизма основывается на знаниях детей о родине (родном городе, крае, его природе, труде человека, его культуре и т. д.), эмоционально переживаемом отношении к ним, которое находит отражение в эмоциональных реакциях младших школьников, их творческой деятельности, потребности больше узнать о событиях, происходящих в стране, желании и стремлении участвовать в труде для других людей, осознании важности своего участия в нем.
Внеурочная деятельность в начальной школе — инновационный взгляд на образование. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ставит необходимость проведения воспитательных мероприятий наряду с образованием, для развития личностных качеств каждого ребенка.
Внеурочная деятельность ориентирована на личностные интересы, потребности и способности ребенка, она обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, создает «ситуацию успеха» для каждого обучающегося и способствует их творческому развитию. Воспитательно-образовательный процесс во внеурочной деятельности обучающихся имеет практическую направленность и реализует принцип единства обучения, воспитания и развития. Поэтому педагоги дополнительного образования, которые связаны с деятельностью музеев боевой славы, детских объединений по краеведению и т. д., имеют широкие возможности патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся.
В результате проведения экспериментального исследования по выявлению уровня патриотического воспитания младших школьников, мы пришли к следующим выводам:
Мы подобрали диагностический инструментарий по выявлению уровня патриотического воспитания младших школьников.
Анализ результатов исследования выявления сформированности интересов детей к историческому прошлому страны, семьи, города, традициям культуры было проведено анкетирование учащихся. Анализ результатов исследования знаний детей в 1 «А» классе о прошлом своей семьи показал, что 64% учащихся (18 человек) ответили утвердительно; 11% учащихся (3 человека) ответили отрицательно; 25% учащихся (7 человек) от общего количества опрошенных, затруднились ответить на поставленный вопрос.
С целью выяснения интереса детей к памятным местам был задан вопрос: «Совершаются ли совместные с родителями прогулки по памятным местам Красноармейского района и города Челябинска?».
Анализ результатов исследования интереса детей в 1 «А» классе к памятным местам показали, что 64% учащихся (18 человек), ответили утвердительно; 25% учащихся (7 человек), ответили отрицательно; 11% учащихся (3 человека) затруднились ответить на поставленный вопрос.
С целью выяснить изучение литературы был задан вопрос: «Читают ли вам книги о прошлом нашего народа?».
Анализ результатов исследования в 1 «А» классе изучения литературы показал, что 43% учащихся (12 человек), ответили утвердительно; 35% учащихся (10 человек) от общего количества опрошенных, ответили отрицательно; 21% учащихся (6 человек), затруднился ответить на поставленный вопрос.
С целью выяснения просматриваются ли вместе с родителями телепередачи, был задан вопрос: «Просматриваете ли вы вместе с родителями по телевизору передачи о прошлом нашего народа?».
Анализ результатов просматриваются ли телепередачи вместе с родителями показал, что в 1 «А» классе, что 50% учащихся (14 человек), ответили утвердительно; 28% учащихся (8 человек), от общего количества опрошенных детей класса, ответили отрицательно; 21% учащихся (6 человек), затруднились ответить на поставленный вопрос
Чтобы иметь представление об уровне знаний школьников о качествах человека характеризующих его идейно-политическую сферу была использована методика «Ты гражданином быть обязан» (Фридман Л.М.). Анализ результатов исследования представления учащихся о качествах человека патриота показал, что на первое место дети ставят такие понятия как жизнерадостность, справедливость, отзывчивость, терпеливость. И менее выделяемые качества патриотизм, совесть, честь, искренность.
Мы разработали фрагмент программы «Моя малая Родина», направленный на патриотическое воспитание младших школьников.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, продолжение нашей работы мы видим в написании программы для второго класса.
Подобные работы
- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДЧИНЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
БЕЛГОРОДЧИНЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018



