Формирование ценностного отношения к прекрасному у младшего школьника во внеурочной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕКРАСНОМУ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 11
1.1 Основные тенденции в формировании ценностного отношения к
прекрасному в современной системе российского образования 11
1.2 Сущность основных понятий исследования и содержание процесса
формирования ценностного отношения к прекрасному 15
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА К ПРЕКРАСНОМУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 34
2.1 Цели, задачи и результаты диагностики уровня сформированности
ценностного отношения к прекрасному у младших школьников 34
2.2 Результаты анализа существующих программ формирования ценностного отношения к прекрасному для обучающихся младшего
школьного возраста 46
Выводы по второй главе 53
ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АЛГОРИТМ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕКРАСНОМУ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 55
3.1 Проект программы внеурочной деятельности, направленной на
формирование ценностного отношения к прекрасному 55
3.2 Алгоритм внедрения программы в общеобразовательной начальной
школе 81
Выводы по третьей главе 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕКРАСНОМУ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 11
1.1 Основные тенденции в формировании ценностного отношения к
прекрасному в современной системе российского образования 11
1.2 Сущность основных понятий исследования и содержание процесса
формирования ценностного отношения к прекрасному 15
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА К ПРЕКРАСНОМУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 34
2.1 Цели, задачи и результаты диагностики уровня сформированности
ценностного отношения к прекрасному у младших школьников 34
2.2 Результаты анализа существующих программ формирования ценностного отношения к прекрасному для обучающихся младшего
школьного возраста 46
Выводы по второй главе 53
ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АЛГОРИТМ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕКРАСНОМУ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 55
3.1 Проект программы внеурочной деятельности, направленной на
формирование ценностного отношения к прекрасному 55
3.2 Алгоритм внедрения программы в общеобразовательной начальной
школе 81
Выводы по третьей главе 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что работая в младших классах, мы всегда задумываемся над тем, какими станут наши ученики, когда повзрослеют. Конечно же, мы мечтаем о том, чтобы они были знающими, ответственными, творческим людьми. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний важнее научить ценить и воспринимать прекрасное.
Рассматривая проблемы качества и доступности современного начального образования, мы отмечаем, что социальный заказ школе изменился: мы отходим от традиционной характеристики качества - уровень полученных знаний и ориентируемся на иной результат образования - компетентность в различных сферах.
В педагогике идёт поиск эффективной программы формирования ценностно-смысловых компетенций. Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции связанные с ценностными ориентирами учащегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. Следовательно, от данных компетенций зависит программа жизнедеятельности ученика в целом [62].
Современное понимание воспитания ценностного отношения к прекрасному ведущими отечественными учеными (Е. В. Квятковский, Н. И. Киященко, Е. П. Крупник, Н. Л. Лейзеров, Б. Т. Лихачев, Л. П. Печко и др.) позволяет рассматривать его в качестве одного из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающего ее развитие под влиянием искусства и других объектов реальности.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание ценностного отношения к красоте обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена интеллектуальная, духовная и культурная жизнь обучающегося. Ребёнок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Полноценное духовно-нравственное развитие, своевременное социальное созревание ребёнка происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможность через изучение прекрасного сейчас, научится разрешать проблемы высшего уровня в дальнейшем. Этот умение крайне важно во взрослой жизни.
Именно так ставится вопрос в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО), методологической основой которого является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, выделены основные направления, такие как искусство и литература - красота и гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие. Определено пространство и время в образовательном процессе.
Министерством образования и науки Российской Федерации опубликовано письмо от 14 декабря 2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». В данном письме отражены методические рекомендации, в том числе эстетической направленности, по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях.
В этой связи актуальность нашего исследования определяется:
- на социальном уровне наличием социального заказа, отображенного во ФГОС НОО: в разделе личностных результатов напрямую указывается на необходимость формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. А в разделе предметных результатов освоения ФГОС НОО, например, в предмете Изобразительное искусство, стандарт ориентирует на формирование эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности;
- вниманием исследователей к проблеме формирования ценностного отношения к прекрасному и эстетических идеалов на научно-педагогическом уровне;
- востребованностью научно-методических разработок и программ внеурочной деятельности, направленных на формирование ценностного отношения к прекрасному на научно-методическом уровне.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и педагогической практики было выявлено противоречие между потребностью современного образования в воспитании ценностного отношения к прекрасному у младших школьников, с одной стороны, и недостаточностью методического обеспечения организации внеурочной деятельности по данному направлению, с другой стороны. Поскольку нами не была обнаружена программы, по формированию ценностного отношения к прекрасному, объединяющая в себе духовно-нравственное и общекультурное направления. Такая программа наиболее полно будет охватывать весь спектр ценностных отношений учеников начальной школы.
Существующее противоречие позволило сформулировать проблему исследования: как организовать процесс воспитания ценностного отношения к прекрасному у младших школьников во внеурочной деятельности
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы исследования - «Формирование ценностного отношения к прекрасному у младшего школьника во внеурочной деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать программу формирования ценностного отношения к прекрасному в процессе внеурочной деятельности младших школьников.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания младших школьников.
Предмет исследования - процесс формирования ценностного отношения младших школьников к прекрасному.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Выявить в педагогической науке и практике основные тенденции в решении проблемы формирования ценностного отношения к прекрасному у младших школьников.
2. Проанализировать понятия «ценность», «ценностное отношение», «красота», «прекрасное», «эстетика» в аспекте исследуемой проблемы.
3. Изучить проявления ценностного отношения к прекрасному у младших школьников.
4. На основе анализа результата предпроектного исследования, разработать проект программы внеурочной деятельности, направленной на формирование ценностного отношения младших школьников к прекрасному, и алгоритм её внедрения в педагогическую практику.
Для решения поставленных задач были использованы научные методы:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация, сравнение, SWOT-анализ);
- эмпирические (письменный опрос, анкетирование, метод контент-анализа);
- статистические методы обработки данных.
На первом этапе исследования (сентябрь - декабрь 2018 г.) нами были проанализированы источники, которые дают представление об основных тенденциях и проблемах формирования ценностного отношения к прекрасному. При этом мы рассмотрели точку зрения таких авторов, как Г. Е. Гуров, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. А Неменская, A. С. Питерских и др. Кроме того, нами были использованы материалы статей из периодических изданий таких авторов, как Л. Л. Крившенко, B. Н. Кульбижеков, И. Н. Солдатова, Е. Н. Шапинская.
Далее на этом же этапе исследования мы проанализировали научную литературу, научно-методические труды, используемые в практике, по педагогике, психологии, философии по определению сущности понятий «ценность», «ценностное отношение», «красота», «прекрасное», «эстетика». Мы опирались на мнение таких авторов, как П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, Н. Е. Шуркова и др.
На втором этапе (январь - май 2019 г.) исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, в результате которого изучено проявление ценностного отношения к прекрасному у младших школьников. Эксперимент был проведён на базе МБОУ «СОШ № 151 г. Челябинска». На этом этапе исследования мы использовали эмпирические методы: анкетирование, метод контент-анализа, а также теоретические методы, такие как анализ и синтез. За основу эксперимента нами была взята методика изучения уровня нравственно-эстетической воспитанности М. И. Шиловой, адаптирована к предмету нашего исследования и определены критерии и показатели сформированности ценностного отношения к прекрасному.
На третьем этапе (сентябрь - декабрь 2019г.) создавался педагогический проект (программа формирования ценностного отношения к прекрасному у младших школьников «Путешествие в страну прекрасного»). На протяжении этапа проводилась работа по разработке критериев и методов оценки эффективности проекта, алгоритм его реализации.
На четвертом этапе (январь - май 2020 г.) оформлялся текст диссертации.
Методологической основой исследования выступают системно-деятельностный, аксиологический и культурологический подходы. С позиции системно-деятельностного подхода, достижение планируемых результатов и ценностные проявления развития личности ученика, происходит не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Культурологический подход, в свою очередь предполагает усвоение эталонных образцов культуры страны и человечества, предполагает передачу ценностей одного поколения другому.
Ориентация аксиологического подхода направлена на принятие эстетических, культурных и духовно-нравственных ценностей. Основываясь на этом, формируются такие качества как ценностное отношение к прекрасному, к красоте, принятие эстетических ценностей и другие.
Теоретическую основу исследования составили труды в области педагогической аксиологии (В.А. Сластенина, Г.И. Чижаковой, Н.Е. Щурковой и др.); философии (В. Е. Кемерова, Р. Г. Лотце, И. Т. Фролова и др.); в психологии (А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева и др.).
Теоретическая значимость работы сводится к обоснованию содержания и методологической основы проекта программы внеурочной деятельности по формированию ценностного отношения к прекрасному у младших школьников.
Практическая значимость состоит в том, что разработанную программу внеурочной деятельности по формированию ценностного отношения к прекрасному, созданную на основе духовно-нравственных и эстетических ценностей, в своей работе имеют возможность применять учителя начальных классов, педагоги-психологи и все заинтересованные специалисты.
Результаты исследования нашли отражение в выступлениях автора на научно-практических конференциях и публикациях в научных журналах:
- V Международной научно-практической студенческой конференции «Начальное образование сегодня и завтра: взгляд молодых» в ЮУрГГПУ (декабрь 2018 г.), доклад «Формирование ценностного отношения к прекрасному у младшего школьника во внеурочной деятельности»;
- VI Международной научно-практической студенческой конференции «Начальное образование сегодня и завтра: взгляд молодых» в ЮУрГГПУ (ноябрь 2019 г.), доклад «Основные тенденции современной системы российского образования в формировании ценностного отношения к прекрасному»;
- XII Всероссийской заочной научно-практической конференции учащейся молодежи «Наука XXI века: взгляд в будущее» (апрель 2020 г.), публикация статьи «Основные тенденции современной системы российского образования в формировании ценностного отношения к прекрасному»;
- XXIX Международной научно-практической конференции Advances in Science and Technology (май 2020 г.) публикация статьи «Сущность основных понятий и содержание процесса формирования ценностного отношения к прекрасному»;
- Международный журнал «Научные горизонты» (февраль 2020 г.), публикация статьи «Формирование ценностного отношения к прекрасному у младшего школьника во внеурочной деятельности».
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, содержащего 70 наименований, 9 приложений. Общий объем диссертации 110 страниц.
Рассматривая проблемы качества и доступности современного начального образования, мы отмечаем, что социальный заказ школе изменился: мы отходим от традиционной характеристики качества - уровень полученных знаний и ориентируемся на иной результат образования - компетентность в различных сферах.
В педагогике идёт поиск эффективной программы формирования ценностно-смысловых компетенций. Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции связанные с ценностными ориентирами учащегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. Следовательно, от данных компетенций зависит программа жизнедеятельности ученика в целом [62].
Современное понимание воспитания ценностного отношения к прекрасному ведущими отечественными учеными (Е. В. Квятковский, Н. И. Киященко, Е. П. Крупник, Н. Л. Лейзеров, Б. Т. Лихачев, Л. П. Печко и др.) позволяет рассматривать его в качестве одного из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающего ее развитие под влиянием искусства и других объектов реальности.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание ценностного отношения к красоте обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена интеллектуальная, духовная и культурная жизнь обучающегося. Ребёнок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Полноценное духовно-нравственное развитие, своевременное социальное созревание ребёнка происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможность через изучение прекрасного сейчас, научится разрешать проблемы высшего уровня в дальнейшем. Этот умение крайне важно во взрослой жизни.
Именно так ставится вопрос в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО), методологической основой которого является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, выделены основные направления, такие как искусство и литература - красота и гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие. Определено пространство и время в образовательном процессе.
Министерством образования и науки Российской Федерации опубликовано письмо от 14 декабря 2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». В данном письме отражены методические рекомендации, в том числе эстетической направленности, по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях.
В этой связи актуальность нашего исследования определяется:
- на социальном уровне наличием социального заказа, отображенного во ФГОС НОО: в разделе личностных результатов напрямую указывается на необходимость формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. А в разделе предметных результатов освоения ФГОС НОО, например, в предмете Изобразительное искусство, стандарт ориентирует на формирование эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности;
- вниманием исследователей к проблеме формирования ценностного отношения к прекрасному и эстетических идеалов на научно-педагогическом уровне;
- востребованностью научно-методических разработок и программ внеурочной деятельности, направленных на формирование ценностного отношения к прекрасному на научно-методическом уровне.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и педагогической практики было выявлено противоречие между потребностью современного образования в воспитании ценностного отношения к прекрасному у младших школьников, с одной стороны, и недостаточностью методического обеспечения организации внеурочной деятельности по данному направлению, с другой стороны. Поскольку нами не была обнаружена программы, по формированию ценностного отношения к прекрасному, объединяющая в себе духовно-нравственное и общекультурное направления. Такая программа наиболее полно будет охватывать весь спектр ценностных отношений учеников начальной школы.
Существующее противоречие позволило сформулировать проблему исследования: как организовать процесс воспитания ценностного отношения к прекрасному у младших школьников во внеурочной деятельности
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы исследования - «Формирование ценностного отношения к прекрасному у младшего школьника во внеурочной деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать программу формирования ценностного отношения к прекрасному в процессе внеурочной деятельности младших школьников.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания младших школьников.
Предмет исследования - процесс формирования ценностного отношения младших школьников к прекрасному.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Выявить в педагогической науке и практике основные тенденции в решении проблемы формирования ценностного отношения к прекрасному у младших школьников.
2. Проанализировать понятия «ценность», «ценностное отношение», «красота», «прекрасное», «эстетика» в аспекте исследуемой проблемы.
3. Изучить проявления ценностного отношения к прекрасному у младших школьников.
4. На основе анализа результата предпроектного исследования, разработать проект программы внеурочной деятельности, направленной на формирование ценностного отношения младших школьников к прекрасному, и алгоритм её внедрения в педагогическую практику.
Для решения поставленных задач были использованы научные методы:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация, сравнение, SWOT-анализ);
- эмпирические (письменный опрос, анкетирование, метод контент-анализа);
- статистические методы обработки данных.
На первом этапе исследования (сентябрь - декабрь 2018 г.) нами были проанализированы источники, которые дают представление об основных тенденциях и проблемах формирования ценностного отношения к прекрасному. При этом мы рассмотрели точку зрения таких авторов, как Г. Е. Гуров, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. А Неменская, A. С. Питерских и др. Кроме того, нами были использованы материалы статей из периодических изданий таких авторов, как Л. Л. Крившенко, B. Н. Кульбижеков, И. Н. Солдатова, Е. Н. Шапинская.
Далее на этом же этапе исследования мы проанализировали научную литературу, научно-методические труды, используемые в практике, по педагогике, психологии, философии по определению сущности понятий «ценность», «ценностное отношение», «красота», «прекрасное», «эстетика». Мы опирались на мнение таких авторов, как П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, Н. Е. Шуркова и др.
На втором этапе (январь - май 2019 г.) исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, в результате которого изучено проявление ценностного отношения к прекрасному у младших школьников. Эксперимент был проведён на базе МБОУ «СОШ № 151 г. Челябинска». На этом этапе исследования мы использовали эмпирические методы: анкетирование, метод контент-анализа, а также теоретические методы, такие как анализ и синтез. За основу эксперимента нами была взята методика изучения уровня нравственно-эстетической воспитанности М. И. Шиловой, адаптирована к предмету нашего исследования и определены критерии и показатели сформированности ценностного отношения к прекрасному.
На третьем этапе (сентябрь - декабрь 2019г.) создавался педагогический проект (программа формирования ценностного отношения к прекрасному у младших школьников «Путешествие в страну прекрасного»). На протяжении этапа проводилась работа по разработке критериев и методов оценки эффективности проекта, алгоритм его реализации.
На четвертом этапе (январь - май 2020 г.) оформлялся текст диссертации.
Методологической основой исследования выступают системно-деятельностный, аксиологический и культурологический подходы. С позиции системно-деятельностного подхода, достижение планируемых результатов и ценностные проявления развития личности ученика, происходит не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Культурологический подход, в свою очередь предполагает усвоение эталонных образцов культуры страны и человечества, предполагает передачу ценностей одного поколения другому.
Ориентация аксиологического подхода направлена на принятие эстетических, культурных и духовно-нравственных ценностей. Основываясь на этом, формируются такие качества как ценностное отношение к прекрасному, к красоте, принятие эстетических ценностей и другие.
Теоретическую основу исследования составили труды в области педагогической аксиологии (В.А. Сластенина, Г.И. Чижаковой, Н.Е. Щурковой и др.); философии (В. Е. Кемерова, Р. Г. Лотце, И. Т. Фролова и др.); в психологии (А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева и др.).
Теоретическая значимость работы сводится к обоснованию содержания и методологической основы проекта программы внеурочной деятельности по формированию ценностного отношения к прекрасному у младших школьников.
Практическая значимость состоит в том, что разработанную программу внеурочной деятельности по формированию ценностного отношения к прекрасному, созданную на основе духовно-нравственных и эстетических ценностей, в своей работе имеют возможность применять учителя начальных классов, педагоги-психологи и все заинтересованные специалисты.
Результаты исследования нашли отражение в выступлениях автора на научно-практических конференциях и публикациях в научных журналах:
- V Международной научно-практической студенческой конференции «Начальное образование сегодня и завтра: взгляд молодых» в ЮУрГГПУ (декабрь 2018 г.), доклад «Формирование ценностного отношения к прекрасному у младшего школьника во внеурочной деятельности»;
- VI Международной научно-практической студенческой конференции «Начальное образование сегодня и завтра: взгляд молодых» в ЮУрГГПУ (ноябрь 2019 г.), доклад «Основные тенденции современной системы российского образования в формировании ценностного отношения к прекрасному»;
- XII Всероссийской заочной научно-практической конференции учащейся молодежи «Наука XXI века: взгляд в будущее» (апрель 2020 г.), публикация статьи «Основные тенденции современной системы российского образования в формировании ценностного отношения к прекрасному»;
- XXIX Международной научно-практической конференции Advances in Science and Technology (май 2020 г.) публикация статьи «Сущность основных понятий и содержание процесса формирования ценностного отношения к прекрасному»;
- Международный журнал «Научные горизонты» (февраль 2020 г.), публикация статьи «Формирование ценностного отношения к прекрасному у младшего школьника во внеурочной деятельности».
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, содержащего 70 наименований, 9 приложений. Общий объем диссертации 110 страниц.
Целью нашего исследования было теоретически обосновать и разработать программу формирования ценностного отношения к прекрасному в процессе внеурочной деятельности. Данная программа необходима для приобщения обучающихся к ценностям прекрасного и дальнейшего её претворения в жизнь в общеобразовательной начальной школе.
Для достижения данной цели нами решены следующие задачи:
1. Выявлены в педагогической науке и практике основные тенденции в решении проблемы формирования ценностного отношения к прекрасному у младших школьников.
На данном этапе развития современного образовательного пространства России пришло осознание того, что формирование ценностного отношения к прекрасному, есть важнейшая составляющая гармоничного развития личности, ее внутреннего, духовного состояния. Личность, развивающаяся на базе духовно-нравственных и эстетических ценностей, представляет собой личность, наполненную радостью от всех видов его жизнедеятельности.
Подтверждая, данные изменения, выделяют следующие тенденции в решении проблемы формирования ценностного отношения обучающихся к прекрасному:
1) совершенствование содержания образовательных программ и методов формирования;
2) выявление особенностей формирования на разных ступенях развития личности: ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный возраст, подростковый, юношеский. Особое внимание уделяется младшему школьному возрасту;
4) тенденция актуализации творческой деятельности самого ребенка;
5) развитие системы дополнительного образования, направленного на эстетическое развитие личности;
6) актуализации принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного в эмоционально-чувственном освоении и оценке;
7) тенденция цифровизации образования. Электронные ресурсы обогащают возможности различных типов восприятия прекрасного.
Эстетическое воспитание и связанное с ним формирование ценностного отношения к прекрасному занимает важное место во всей системе образовательной деятельности, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов, таких как любование природой, посещение музеев, театров, выставочных залов. Как основной носитель прекрасного искусство является важнейшим средством эстетического воспитания. Именно с ним связаны основные тенденции в происходящих изменениях в отношении личности к прекрасному как к ценности.
2. Проанализированы понятия «ценность», «ценностное отношение», «красота», «прекрасное», «эстетика» в аспекте исследуемой проблемы.
В отечественной философской литературе ценность определяется как: способность вещей и идей выступать средством удовлетворения потребностей отдельных индивидов и социальных групп; значимость вещей, идей для жизнедеятельности субъекта; специфическая форма проявления отношения между субъектом и объектом с целью удовлетворения потребностей субъекта; специфические образования в структуре индивидуального или общественного сознания, являющиеся ориентирами личности и общества.
Ценности являются основой мотивации деятельности человека во всех сферах его повседневной жизни и определяют будущее, смысл события и всего мира в целом, социальное поведение. В свою очередь, выделяя важность формирования и воспитание единых для всех людей ценностей, начиная с младшего школьного возраста.
Сущность ценностного отношения заключается в том, что это внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений.
Общим в определение понятия ценностное отношение у разных авторов является:
- объектами ценностного отношения выступают значимые для человека предметы или явления;
- предметами ценностного отношения выступают потребности, выраженные в виде интереса или цели;
- природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную связь человека с окружающими предметами, явлениями и людьми.
Эстетика - наука, изучающая основные законы функционирования и развития эстетического в природе, формы эстетического сознания (чувство, вкус, оценка, категория, идеал, восприятие, потребность), в духовном и материальном сознании, развитии и места в жизни общества, в образе жизни и общении людей, искусства, основные закономерности возникновения, как высшей формы проявления эстетического. Понятие эстетика зародились в древние времена, где чаще всего выступало как синоним прекрасного. С тех времен синоним прекрасное лег в основу понятия эстетика.
Прекрасное - то, в чём человек усматривает объективную ценность, то, что нравится.
Понятие «прекрасное» обладает наивысшей эстетической степенью, в основном используется для оценки произведений искусства, музыки и т.д. Понятие «красота» же представлено как частный случай прекрасного и несёт менее выраженную эстетическую оценку конкретного объекта. Понятие «красота» в широком смысле связана с такими категориями как: пропорции, симметрии, идеал, канон и отражают внешнее проявление того или иного объекта оценки.
3. Изучено проявление ценностного отношения к прекрасному у младших школьников.
Для диагностики уровня сформированности ценностного отношения к прекрасному нами был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого были использованы следующие методики:
- адаптированная нами методика изучения уровня нравственно- эстетической воспитанности М. И. Шиловой «Диагностическая программа изучения уровней проявления нравственно-эстетического воспитания младшего школьника»,
- метод контент-анализа - метод качественно-количественного анализа содержания текста с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в тексте.
По итогам проведения констатирующего эксперимента мы видим, что уровень сформированности ценностного отношения к прекрасному по различным методикам имеет разное значение. Таким образом, можем предположить, что на данном этапе развития у младших школьников происходит размывание границ между прекрасным и его противоположностью - безобразным. Можно сделать вывод, что категория прекрасного утрачивает свое доминирующее положение, которое она занимала в классическом искусстве и эстетике.
4. На основе анализа результатов предпроектного исследования, разработан проект программы внеурочной деятельности, направленной на формирование ценностного отношения младших школьников к прекрасному, и алгоритм её внедрения в педагогическую практику.
Проанализировав существующие программы по воспитанию ценностного отношения для младших школьников, мы пришли к выводу о необходимости создания программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Путешествие в страну прекрасного» разработана для обучающихся с 1-4 классы, рассчитана на 135 часов, относится, как к духовно-нравственному, так и к общекультурному направлению развития личности. Программа сделана, опираясь на требования ФГОС НОО к структуре образовательной программы начального общего образования.
В ходе исследования создан алгоритм внедрения программы в воспитательный процесс общеобразовательной начальной школы.
Следовательно, цель нашего исследования достигнута, но мы предполагаем, что работа не исчерпывается всеми решёнными затруднениями. Можем полагать, что дальнейшее направление работы будет заключаться в осуществлении мероприятий, связанных в внедрением программы внеурочной деятельности по формированию ценностного отношения к прекрасному у младшего школьника в образовательный процесс организации и в дальнейшей проверке результативности программы, совершенствовании содержания ее компонентов.
Для достижения данной цели нами решены следующие задачи:
1. Выявлены в педагогической науке и практике основные тенденции в решении проблемы формирования ценностного отношения к прекрасному у младших школьников.
На данном этапе развития современного образовательного пространства России пришло осознание того, что формирование ценностного отношения к прекрасному, есть важнейшая составляющая гармоничного развития личности, ее внутреннего, духовного состояния. Личность, развивающаяся на базе духовно-нравственных и эстетических ценностей, представляет собой личность, наполненную радостью от всех видов его жизнедеятельности.
Подтверждая, данные изменения, выделяют следующие тенденции в решении проблемы формирования ценностного отношения обучающихся к прекрасному:
1) совершенствование содержания образовательных программ и методов формирования;
2) выявление особенностей формирования на разных ступенях развития личности: ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный возраст, подростковый, юношеский. Особое внимание уделяется младшему школьному возрасту;
4) тенденция актуализации творческой деятельности самого ребенка;
5) развитие системы дополнительного образования, направленного на эстетическое развитие личности;
6) актуализации принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного в эмоционально-чувственном освоении и оценке;
7) тенденция цифровизации образования. Электронные ресурсы обогащают возможности различных типов восприятия прекрасного.
Эстетическое воспитание и связанное с ним формирование ценностного отношения к прекрасному занимает важное место во всей системе образовательной деятельности, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов, таких как любование природой, посещение музеев, театров, выставочных залов. Как основной носитель прекрасного искусство является важнейшим средством эстетического воспитания. Именно с ним связаны основные тенденции в происходящих изменениях в отношении личности к прекрасному как к ценности.
2. Проанализированы понятия «ценность», «ценностное отношение», «красота», «прекрасное», «эстетика» в аспекте исследуемой проблемы.
В отечественной философской литературе ценность определяется как: способность вещей и идей выступать средством удовлетворения потребностей отдельных индивидов и социальных групп; значимость вещей, идей для жизнедеятельности субъекта; специфическая форма проявления отношения между субъектом и объектом с целью удовлетворения потребностей субъекта; специфические образования в структуре индивидуального или общественного сознания, являющиеся ориентирами личности и общества.
Ценности являются основой мотивации деятельности человека во всех сферах его повседневной жизни и определяют будущее, смысл события и всего мира в целом, социальное поведение. В свою очередь, выделяя важность формирования и воспитание единых для всех людей ценностей, начиная с младшего школьного возраста.
Сущность ценностного отношения заключается в том, что это внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений.
Общим в определение понятия ценностное отношение у разных авторов является:
- объектами ценностного отношения выступают значимые для человека предметы или явления;
- предметами ценностного отношения выступают потребности, выраженные в виде интереса или цели;
- природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную связь человека с окружающими предметами, явлениями и людьми.
Эстетика - наука, изучающая основные законы функционирования и развития эстетического в природе, формы эстетического сознания (чувство, вкус, оценка, категория, идеал, восприятие, потребность), в духовном и материальном сознании, развитии и места в жизни общества, в образе жизни и общении людей, искусства, основные закономерности возникновения, как высшей формы проявления эстетического. Понятие эстетика зародились в древние времена, где чаще всего выступало как синоним прекрасного. С тех времен синоним прекрасное лег в основу понятия эстетика.
Прекрасное - то, в чём человек усматривает объективную ценность, то, что нравится.
Понятие «прекрасное» обладает наивысшей эстетической степенью, в основном используется для оценки произведений искусства, музыки и т.д. Понятие «красота» же представлено как частный случай прекрасного и несёт менее выраженную эстетическую оценку конкретного объекта. Понятие «красота» в широком смысле связана с такими категориями как: пропорции, симметрии, идеал, канон и отражают внешнее проявление того или иного объекта оценки.
3. Изучено проявление ценностного отношения к прекрасному у младших школьников.
Для диагностики уровня сформированности ценностного отношения к прекрасному нами был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого были использованы следующие методики:
- адаптированная нами методика изучения уровня нравственно- эстетической воспитанности М. И. Шиловой «Диагностическая программа изучения уровней проявления нравственно-эстетического воспитания младшего школьника»,
- метод контент-анализа - метод качественно-количественного анализа содержания текста с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в тексте.
По итогам проведения констатирующего эксперимента мы видим, что уровень сформированности ценностного отношения к прекрасному по различным методикам имеет разное значение. Таким образом, можем предположить, что на данном этапе развития у младших школьников происходит размывание границ между прекрасным и его противоположностью - безобразным. Можно сделать вывод, что категория прекрасного утрачивает свое доминирующее положение, которое она занимала в классическом искусстве и эстетике.
4. На основе анализа результатов предпроектного исследования, разработан проект программы внеурочной деятельности, направленной на формирование ценностного отношения младших школьников к прекрасному, и алгоритм её внедрения в педагогическую практику.
Проанализировав существующие программы по воспитанию ценностного отношения для младших школьников, мы пришли к выводу о необходимости создания программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Путешествие в страну прекрасного» разработана для обучающихся с 1-4 классы, рассчитана на 135 часов, относится, как к духовно-нравственному, так и к общекультурному направлению развития личности. Программа сделана, опираясь на требования ФГОС НОО к структуре образовательной программы начального общего образования.
В ходе исследования создан алгоритм внедрения программы в воспитательный процесс общеобразовательной начальной школы.
Следовательно, цель нашего исследования достигнута, но мы предполагаем, что работа не исчерпывается всеми решёнными затруднениями. Можем полагать, что дальнейшее направление работы будет заключаться в осуществлении мероприятий, связанных в внедрением программы внеурочной деятельности по формированию ценностного отношения к прекрасному у младшего школьника в образовательный процесс организации и в дальнейшей проверке результативности программы, совершенствовании содержания ее компонентов.
Подобные работы
- Формирование ценностного отношения к искусству у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА
«НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СПОСОБНОСТИ К ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЙСОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБНОСТИ К ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Формирование ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Изучение культурных традиций русского народа младшими школьниками во внеурочной деятельности средствами Мезенской росписи
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019



