РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ изучения особенностей развития памяти детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения особенностей развития памяти старших дошкольников. 7
1.2. Возрастные особенности развития памяти у детей старшего
дошкольного возраста 10
1.3. Приемы и способы развития памяти старших дошкольников 14
Глава II. Организация и проведение исследования по изучению особенностей развития памяти у детей старшего дошкольного возраста 20
2.1. Этапы, методы и методики исследования 20
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования
Глава 3. Экспериментальное исследование по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста 25
3.1. Программа развития памяти детей старшего дошкольного
возраста в образовательном процессе 25
3.2. Анализ эффективности развивающей работы 31
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложения
Глава I. Теоретический анализ изучения особенностей развития памяти детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения особенностей развития памяти старших дошкольников. 7
1.2. Возрастные особенности развития памяти у детей старшего
дошкольного возраста 10
1.3. Приемы и способы развития памяти старших дошкольников 14
Глава II. Организация и проведение исследования по изучению особенностей развития памяти у детей старшего дошкольного возраста 20
2.1. Этапы, методы и методики исследования 20
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования
Глава 3. Экспериментальное исследование по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста 25
3.1. Программа развития памяти детей старшего дошкольного
возраста в образовательном процессе 25
3.2. Анализ эффективности развивающей работы 31
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложения
Под влиянием новых социальных факторов перед современным обществом, возникла необходимость преобразовать отечественную систему обучения детей, делая основной упор на развитие личности ребенка и не допуская преобладания образовательного стандарта над ним, что являлось характерным для предыдущего периода системы образования [19, 5].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, которые предполагают: организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей [1].
Ведь именно в дошкольном возрасте у детей происходит развитие психических процессов, свойств и состояний, одним из важных свойств психики является память.
Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день существует проблема развития памяти детей старшего дошкольного возраста, так как память есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. У дошкольников происходит активное развитие процессов памяти. Задача взрослого, помочь этому развитию, поскольку происходящие в этом возрасте преобразования, имеют важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка [6].
Разработка проблем памяти прослеживается, как в общей, так и детской психологии, от этого зависит прогресс весьма далеких от психологии областей знаний.
Представители разных наук (психологии, медицины, генетики, биологии и другие) занимаются исследованием памяти, все они придерживаются своих теорий ее развития:
психологические (Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане, Б.В. Зейгарник), биогенетические (И.П. Павлов, И.М. Сеченов), физиологические (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия). Однако многие вопросы относительно проблем памяти, остаются спорными до сих пор.
Память как процесс рассматривали в своих исследованиях такие ученые как А.А. Смирнов и П.И. Зинченко они раскрыли новые и значимые законы памяти как осмысленной деятельности ребёнка. Память тесно связана с внутренним миром, интересом и стремлениями самой личности, и не является какой-то самостоятельной функцией. По мере того как развивается ребенок, его память развивается и совершенствуется наравне с ним.
По мнению Д.Б. Эльконина в дошкольном возрасте ребенок без заметных усилий запоминает достаточно большое количество стихотворений и сказок. Многие исследователи считают, что память достигает высшей точки своего развития именно в этом возрасте, а в дальнейшем лишь деградирует [73, 250].
Существует довольно много подходов к изучению процессов памяти, все они основываются на различные теории памяти и изучают эту сложнейшую систему психической деятельности на психологическом, физиологическом и нейронном, а также на биохимическом уровне.
Проблема исследования: в ходе работы необходимо изучить проблему использования эффективных приемов и способов для развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы: исследовать особенности развития зрительной памяти детей в старшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Подобрать методики диагностики для исследования зрительной
памяти старших дошкольников
3. Провести диагностику и выявить индивидуальные особенности развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать и апробировать программу для развития памяти старших дошкольников в образовательном процессе.
5. Провести контрольную диагностику, выявить динамику развития зрительной памяти у старших дошкольников;
6. Провести количественный и качественный анализ фактических данных, сделать выводы.
Объект исследования: память, как познавательный процесс
Предмет исследования: особенности развития зрительной памяти в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза: развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста будет успешно, при наличие специально подобранной и апробированной программы по развитию памяти.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №2, города Миасса, Челябинской области. В исследовании приняли участие дети старшей группы «Звездочка» в составе 27 человек.
Методы исследования: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, анализ, сравнение.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать материал, полученный в ходе исследования, в работе детских психологов и воспитателей, а также для проведения дальнейших углубленных исследований.
Основные результаты исследования апробированы в рамках IX Студенческая заочная международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные Исследования», по результатам опубликована статья "Изучение процессов памяти у детей среднего дошкольного возраста" [6], размещенная в РИНЦ (http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=893471&pubrole=100&show refs=1).
Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, которые предполагают: организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей [1].
Ведь именно в дошкольном возрасте у детей происходит развитие психических процессов, свойств и состояний, одним из важных свойств психики является память.
Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день существует проблема развития памяти детей старшего дошкольного возраста, так как память есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. У дошкольников происходит активное развитие процессов памяти. Задача взрослого, помочь этому развитию, поскольку происходящие в этом возрасте преобразования, имеют важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка [6].
Разработка проблем памяти прослеживается, как в общей, так и детской психологии, от этого зависит прогресс весьма далеких от психологии областей знаний.
Представители разных наук (психологии, медицины, генетики, биологии и другие) занимаются исследованием памяти, все они придерживаются своих теорий ее развития:
психологические (Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане, Б.В. Зейгарник), биогенетические (И.П. Павлов, И.М. Сеченов), физиологические (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия). Однако многие вопросы относительно проблем памяти, остаются спорными до сих пор.
Память как процесс рассматривали в своих исследованиях такие ученые как А.А. Смирнов и П.И. Зинченко они раскрыли новые и значимые законы памяти как осмысленной деятельности ребёнка. Память тесно связана с внутренним миром, интересом и стремлениями самой личности, и не является какой-то самостоятельной функцией. По мере того как развивается ребенок, его память развивается и совершенствуется наравне с ним.
По мнению Д.Б. Эльконина в дошкольном возрасте ребенок без заметных усилий запоминает достаточно большое количество стихотворений и сказок. Многие исследователи считают, что память достигает высшей точки своего развития именно в этом возрасте, а в дальнейшем лишь деградирует [73, 250].
Существует довольно много подходов к изучению процессов памяти, все они основываются на различные теории памяти и изучают эту сложнейшую систему психической деятельности на психологическом, физиологическом и нейронном, а также на биохимическом уровне.
Проблема исследования: в ходе работы необходимо изучить проблему использования эффективных приемов и способов для развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы: исследовать особенности развития зрительной памяти детей в старшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Подобрать методики диагностики для исследования зрительной
памяти старших дошкольников
3. Провести диагностику и выявить индивидуальные особенности развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать и апробировать программу для развития памяти старших дошкольников в образовательном процессе.
5. Провести контрольную диагностику, выявить динамику развития зрительной памяти у старших дошкольников;
6. Провести количественный и качественный анализ фактических данных, сделать выводы.
Объект исследования: память, как познавательный процесс
Предмет исследования: особенности развития зрительной памяти в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза: развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста будет успешно, при наличие специально подобранной и апробированной программы по развитию памяти.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №2, города Миасса, Челябинской области. В исследовании приняли участие дети старшей группы «Звездочка» в составе 27 человек.
Методы исследования: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, анализ, сравнение.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать материал, полученный в ходе исследования, в работе детских психологов и воспитателей, а также для проведения дальнейших углубленных исследований.
Основные результаты исследования апробированы в рамках IX Студенческая заочная международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные Исследования», по результатам опубликована статья "Изучение процессов памяти у детей среднего дошкольного возраста" [6], размещенная в РИНЦ (http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=893471&pubrole=100&show refs=1).
Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Процесс развития памяти можно представить, как переход от простых и менее эффективных процессов запоминания к более сложным и эффективным.
По мере того как развивается человек, вместе с ним развивается и его память. Она становится более продуктивной: увеличивается объем, точность, скорость и длительность запоминания.
Переход от непроизвольной к произвольной памяти начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Так же память становится более опосредованной, логической, эти перемены связаны с тем, что старшие дошкольники, уже умеют ставить перед собой сознательную цель, запомнить материал и осваивают при этом специальные действия по запоминанию.
Наиболее важным для оценки уровня развития способностей памяти у ребенка является качественный анализ его способов запоминания и припоминания. Наиболее низкое качество запоминания отмечается у детей, которые пассивно, механически пытаются запомнить и воспроизвести материал».
По мере того, как усложняются задания, перед детьми неизбежно возникает задача искать приемы организации материала. Наиболее важными являются приемы смыслового запоминания, они лежат в основе логической памяти. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: классификация, выделение смысловых опор, смысловое соотнесение, составление плана и т.д.
Большинство детей не используют смысловые приемы запоминания, чаще всего они прибегают к испытанному средству - повторению. Поэтому сам процесс развития памяти должен быть хорошо организован.
В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
1) предлагаемая нами программа эффективна для развития и коррекции зрительной памяти старших дошкольников;
2) актуальность темы нашего исследования нашла подтверждение в ходе экспериментальной работы;
Формирующий этап вёлся целенаправленно.
После проведенного формирующего эксперимента количество детей с высоким уровнем развития памяти увеличилось на 19%; со средним уровнем уменьшилось на 8%; и количество детей с низким уровнем развития памяти в среднем уменьшилось на 11%, что говорит об эффективности программы развития памяти для старших дошкольников.
Таким образом в ходе экспериментальной работы подтвердилась наша гипотеза. Положительные результаты нашего исследования были достигнуты в связи с тем, что:
- мы изучили состояние проблемы развития памяти, исследовав психолого-педагогическую литературу.
- подобрали программу по развитию памяти у старших дошкольников.
- в ходе экспериментальной работы проверили эффективность программы развития памяти для детей старшего дошкольного возраста.
Эффективность использования программы развития памяти старших дошкольников и проверка гипотезы подтвердились математико-статистической обработкой данных.
Основываясь на полученных результатах экспериментальной работы, мы можем утверждать, что использование предложенной программы развития памяти старших дошкольников в образовательном процессе приведет к заметному повышению её уровня у детей.
По мере того как развивается человек, вместе с ним развивается и его память. Она становится более продуктивной: увеличивается объем, точность, скорость и длительность запоминания.
Переход от непроизвольной к произвольной памяти начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Так же память становится более опосредованной, логической, эти перемены связаны с тем, что старшие дошкольники, уже умеют ставить перед собой сознательную цель, запомнить материал и осваивают при этом специальные действия по запоминанию.
Наиболее важным для оценки уровня развития способностей памяти у ребенка является качественный анализ его способов запоминания и припоминания. Наиболее низкое качество запоминания отмечается у детей, которые пассивно, механически пытаются запомнить и воспроизвести материал».
По мере того, как усложняются задания, перед детьми неизбежно возникает задача искать приемы организации материала. Наиболее важными являются приемы смыслового запоминания, они лежат в основе логической памяти. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: классификация, выделение смысловых опор, смысловое соотнесение, составление плана и т.д.
Большинство детей не используют смысловые приемы запоминания, чаще всего они прибегают к испытанному средству - повторению. Поэтому сам процесс развития памяти должен быть хорошо организован.
В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
1) предлагаемая нами программа эффективна для развития и коррекции зрительной памяти старших дошкольников;
2) актуальность темы нашего исследования нашла подтверждение в ходе экспериментальной работы;
Формирующий этап вёлся целенаправленно.
После проведенного формирующего эксперимента количество детей с высоким уровнем развития памяти увеличилось на 19%; со средним уровнем уменьшилось на 8%; и количество детей с низким уровнем развития памяти в среднем уменьшилось на 11%, что говорит об эффективности программы развития памяти для старших дошкольников.
Таким образом в ходе экспериментальной работы подтвердилась наша гипотеза. Положительные результаты нашего исследования были достигнуты в связи с тем, что:
- мы изучили состояние проблемы развития памяти, исследовав психолого-педагогическую литературу.
- подобрали программу по развитию памяти у старших дошкольников.
- в ходе экспериментальной работы проверили эффективность программы развития памяти для детей старшего дошкольного возраста.
Эффективность использования программы развития памяти старших дошкольников и проверка гипотезы подтвердились математико-статистической обработкой данных.
Основываясь на полученных результатах экспериментальной работы, мы можем утверждать, что использование предложенной программы развития памяти старших дошкольников в образовательном процессе приведет к заметному повышению её уровня у детей.



