Эффективность использования компьютерной программы в коррекции фонетико-фонематического нарушения речевого развития у детей с задержкой психического развития
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ФОНЕ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Возрастные особенности развития звукослогового анализа и синтеза у
детей в онтогенезе 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития с фонетико-фонематическим недоразвитием речи ... 20
1.3 Современные методы коррекции фонетико-фонематического нарушения
речевого развития у детей с задержкой психического развития с использованием компьютерных программ 34
Выводы по главе 1 48
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ В КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 49
2.1 Описание метода диагностики звукослогового анализа и синтеза у 49
старших дошкольников с задержкой психического развития с ФФНР 49
2.2 Анализ результатов диагностики сформированности звукослогового
анализа и синтеза у старших дошкольников с задержкой психического развития с ФФНР 59
2.3 Программа коррекции ФФНР у старших дошкольников с задержкой
психического развития с использованием информационно-компьютерных 65 технологий 65
2.4 Оценка эффективности программы коррекции ФФНР у старших
дошкольников с задержкой психического развития с использованием 84
информационно-компьютерных технологий 84
Выводы по главе 2 93
Заключение 97
Список литературы 101
Актуальность исследования. Одной из наиболее актуальных проблем дошкольной логопедии является, по нашему мнению, повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в группах для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. Это обусловлено рядом факторов:
1. Фонетико-фонематическое недоразвитие представляет наиболее распространенное речевое нарушение у дошкольников, зачисленных в логопедические группы (Г. А. Каше, P. E. Левина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). По данным исследования Т. Б. Филичевой, среди 5128 дошкольников в разных регионах России было выявлено 1794 детей с ФФНР, что составляет 34,98% общего числа детей.
2. Одним из основных критериев готовности к обучению в школе является полноценное развитие речи, следовательно, своевременное выявление ФФН помогает корригировать речевую функцию и способствует подготовке детей к усвоению программы общеобразовательной школы (А. П. Воронова, Л. Ф. Спирова, Й-В. А. Унчюрис).
3. Большинство современных исследователей в области специальной педагогики и психологии свидетельствуют об усложнении структуры отклонений, значительном увеличении сочетанных нарушений у различных категорий детей (Т. А. Басилова, Л. С. Волкова, Е. Л. Гончарова, Л. П. Григорьева). Эту тенденцию мы отмечаем и в отношении детей с ФФН.
4. Фонетико-фонематическое недоразвитие может провоцировать
возникновение психологических особенностей (стеснительность,
замкнутость, нерешительность), а также проявляться в чертах общего и речевого поведения (замедленная включаемость в ситуацию общения, нежелание поддерживать беседу, неумение вслушиваться в звучащую речь и т. д.), что приводит к речевой и психологической инактивности. Старшие дошкольники с ФФН начинают осознавать недостатки своей речи, что негативно влияет на эмоционально-психическое состояние ребенка и, нередко, ведет к осложнениям при общении. Такие дети стараются меньше говорить, замыкаются, нарушается коммуникативная функция речи, что может провоцировать возникновение вторичных нарушений (P. E. Левина, Е. А. Стребелева, Т. Б. Филичева, Th. Hartge, Г. В. Чиркина).
Совершенствование логопедической работы связано, прежде всего, с четкой внутригрупповой дифференциацией дошкольников с ФФН, выявлением их индивидуально-типологических особенностей (для проведения эффективной фронтальной работы и построения микропрограмм развития и коррекции), а также подготовкой учителей-логопедов к проведению коррекционно-развивающей работы с учетом современных требований общей и специальной дошкольной педагогики.
Развитие науки и техники в середине XX столетия привело к созданию микропроцессоров и компьютеров, позволяющих значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса,
индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития (Р. Ф. Абдеев, 1994; В. П. Беспалько, 2002; Ю. Б. Зеленская, 2003; Е. И. Машбиц, 1988; О. И. Кукушкина, 1994; И. А. Филатова, 1993, 1994 и др.).
Все эти аспекты работы взаимосвязаны и взаимообусловлены, их синтез инициирует использование информационно-компьютерных технологии в коррекционно-развивающем процессе.
Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью повышения эффективности логопедической работы в группах для детей с ФФН и отсутствием компьютерных программ в коррекции фонетико-фонематического нарушения речевого развития, объединяющей в себе различные аспекты этой работы.
На основании выявленного противоречия была сформулирована тема исследования: «Эффективность использования компьютерных программ в коррекции фонетико-фонематического нарушения речевого развития у детей с задержкой психического развития».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить использование компьютерных программ в коррекции фонетико-фонематического нарушения речевого развития у детей с задержкой психического развития.
Объект исследования: старшие дошкольники с задержкой психического развития с фонетико-фонематическим нарушением речи.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по коррекции ФФНР у старших дошкольников с ЗПР информационно-компьютерными технологиями.
Анализ состояния вопроса в теории и практике позволили сформулировать гипотезу исследования.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с ЗПР будет эффективнее, если в процессе коррекции будут использованы информационно-компьютерные технологии.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
1. Изучить возрастные особенности звукослогового анализа и синтеза у детей в онтогенезе;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с ЗПР с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
4. Разработать программу коррекции ФФНР у старших дошкольников с
ЗПР с использованием информационно-компьютерных технологий;
5. Экспериментально проверить эффективность программы коррекции ФФНР у старших дошкольников с ЗПР с использованием информационно-компьютерных технологий.
Теоретико-методологической базой исследования являются теоретические основы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у детей (Р. Е. Левина, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Р. И. Лалаева и др.); концепции системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений, учении о закономерностях развития, компенсаторных и резервных возможностях, а также о движущих силах развития ребенка (Л. С. Выготского, C. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б, Эльконина, Л. В. Запорожца); научно-методические подходы к использованию информационно-компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе (Р. Ф. Абдеев, В. П. Беспалько, Ю. Б. Зеленская, Е. И. Машбиц, О. И. Кукушкина, И. А. Филатова и др.).
Для проверки выдвинутой гипотезы, решение поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования:
1. Изучение состояния проблемы в теории и практике;
2. Анализ данных по проблеме исследования и выработка гипотезы;
3. Планирование и проведение эксперимента;
4. Количественная и качественная оценка итогов эксперимента и ее соотнесение с гипотезой исследования;
База исследования: МДОУ «Детский сад № 139» города Магнитогорска Челябинской области.
Научная новизна:
• Научно обосновано содержание логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с ЗПР с использованием информационно-компьютерных технологий;
• Разработана и научно обоснована программа коррекции ФФНР у
старших дошкольников с ЗПР с использованием информационно-компьютерных технологий.
Теоретическая значимость: выделены и подробно охарактеризованы уровни формирования звукослогового анализа и синтеза, которые позволяют эффективно организовать коррекционную работу с учетом структуры нарушения.
Практическая значимость полученных результатов теоретического и экспериментального этапов исследования состоит в том, что внедрение предложенной программы в практику работы МДОУ обеспечивает эффективность коррекции ФФНР у старших дошкольников с ЗПР, а также полученные данные могут быть полезны в работе логопедов, учителей дефектологов, и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также в качестве рекомендаций для родителей, воспитывающих таких детей.
Объем и структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (71 источников). Объем - 99 страниц компьютерного набора без приложения.
С учетом постоянного увеличения числа старших дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи проблема формирования у них звукослогового анализа и синтеза занимает важнейшее место в логопедии, а вопрос о методах их развития и коррекции с использованием информационно-компьютерных технологий остается одним из самых актуальных.
Магистерская диссертация состоит из двух глав: теоретической и практической.
В первой теоретической главе, на основе психолого-педагогической и методической литературы осуществлен анализ ФФНР у старших дошкольников с ЗПР.
Установлено, что недостатки произношения у детей часто сопровождаются затруднениями в анализе звукослогового состава слова: они с трудом выделяют звуки из анализируемого слова, не всегда достаточно четко дифференцируют на слух выделенный звук, смешивают его с акустически парным, не могут сравнить звуковой состав слов, отличающихся только одним звуком, и т. д.
Недостатки произношения и различения звуков — фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие (ФФН и ФН), обусловливающие затруднения в овладении чтением и письмом, наряду с фонетическим дефектом являются самыми распространенными у старших дошкольников с ЗПР.
Устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия. Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно овладевать и навыками звукослогового анализа и синтеза, усваивать грамоту. В школьном возрасте возникающие трудности овладения звукослоговым анализом и синтезом слов часто приводят к дисграфии.
Применение новых информационных технологий в логопедической работе значительно сокращает время формирования произносительных навыков, способствует развитию звукослогового анализа и синтеза. Последовательное включение специальной компьютерно-опосредованной логопедической технологии в процесс абилитации и реабилитации позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей. Однако, эффективность применения коррекционных программ на компьютерной основе во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами. В процессе такого специального обучения ребенок исподволь, постепенно овладевает навыками пользователя компьютера, что способствует его интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Во второй главе магистерской диссертации нами проведено экспериментальное исследование с целью выявления уровня сформированности звукослогового анализа и синтеза у детей данной категории. Базой для эксперимента стал МДОУ «Детский сад №139» города Магнитогорска Челябинской области.
Для проведения исследования старших дошкольников с ФФНР была проведена синтезированная методика Р. И. Лалаевой, Е. В. Мальцевой, А. Р. Лурия. Исследование, осуществлялось в следующей последовательности:
1) Констатирующий этап - изучение сформированности звукослогового анализа и синтеза у старших дошкольников с ФФНР;
2) Формирующий этап - разработка программы коррекции ФФНР у
старших дошкольников с ЗПР с использованием информационно-компьютерных технологий;
3) Контрольный этап - предполагает сравнение данных,
свидетельствующих о результатах коррекционно-логопедической работы по формированию навыков звукослогового анализа и синтеза у старших дошкольников с ФФНР.
Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, свидетельствуют о том, что у детей с ФФН нарушен звукослоговой анализ и синтез: несформированность действия по выделению последовательного порядка звуков в слове и умение самостоятельно определять звуковые элементы последнего (позицию звука в слове, выделение звуковых отношений и т.д.). Дети допускают значительное количество ошибок в определении порядка звуков в слове; пропуск отдельных звуков, добавление лишних, перестановка слогов и звуков, замена некоторых из них.
На основе полученных данных проведенного нами исследования звукослогового анализа и синтеза у старших дошкольников с ФФНР мы разработали программу коррекции ФФНР с использованием информационно-компьютерных технологий, мы выделили основные направления коррекционной работы:
1) Формирование фонематического восприятия и умения дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении;
2) Формировать умение выделять в многообразии звуков речи фонемы характерные для данного языка;
3) Обучать устанавливать точное место каждого звука в слове, т.е. вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы, показал динамику развития звукослогового анализа и синтеза у старших дошкольников с ЗПР:
2) Повышение уровня сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умения сознательно и правильно ориентироваться в его звуковых элементах;
3) Умение свободно и сознательно ориентироваться в
звукослоговом составе, что предполагает определенный уровень развития фонематических представлений;
4) Повышение самостоятельности при выполнении заданий на формирование звукослогового анализа и синтеза.
В ходе апробации программы коррекции ФФНР с использованием информационно-компьютерных технологий, мы убедились, что большинство старших дошкольников с ЗПР правильно воспринимают упражнения коррекционной программы. Компьютерные упражнения и задания способствуют формированию звукослогового анализа и синтеза. В итоге это позитивно влияет, на эмоционально-психическое состояние старших дошкольников с ЗПР, на формирование коммуникативных навыков, что препятствует возникновению вторичных нарушений.
Таким образом, поставленные нами цели и задачи были в процессе исследования реализованы. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 125с.
2. Агранович З.И. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010. С. 48.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. - Ростов на Дону: Феникс, 2013.
4. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник. М.: Академия, 2003. 368с.
5. Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник._М.: Центр лечебной педагогики, 2002. Вып. 2. С. 44-52.
6. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих. -пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
7. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М.: Владос, 1999.
8. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб.: Детство - пресс, 2009.
9. Грибова О.Е. Технология организации
логопедического обследования. - М.: Айрис-пресс, 2015.
10. Громов С.А., Липатова Л.В., Незнанов Н.Г. Эпилепсия:
Реабилитация больных, лечение. Санкт-Петербург: «ИИЦ ВМА», 2008. 392 с.
11. Гузева В.И. Руководство по детской неврологии. М.: Фолиант, 2004. 502 с.
12. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертой формы псевдобульбарной дизартрии //Вопросы логопедии. М.: Просвещение, 1978. с. 27-37.
13. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Бурд Г.С. Неврология и
нейрохирургия: Учебник. М.: Медицина, 2000. 656 с.
14. Гусев Е.И., Никифоров А.С. Неврологические симптомы, синдромы и болезни. Москва: «ГЭОТАР-Медиа», 2006. 1184 с.
15. Детская логопсихология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Специальная дошкольная психология и педагогика»/Денисова О. А. и др./ под. ред. В. И. Селиверстова. _М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008. 175 с. (Коррекционная педагогика).
16. Дефектологический словарь. В 2 т. Т. 1/ под ред. В. Гудониса, Б. П. Пузанова. _М. (и др.): (Изд-во МПСИ и др.), 2007. 807 с.
17. Дмитрова Е. Д. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств / Е. Д. Дмитрова. М.: АСТ: Астрель, 2009. 143, (1) с.: (Библиотека логопеда).
18. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для
первоклассников в играх и упражнениях: Методика
коррекционно-педагогической работы в начальных классах
общеобразовательной школы. - СПб.: Каро, 2013.
19. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
20. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 1998. 112 с., ил.
21. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников// Начальная школа, 2008 № 11. - С. 41-46.
22. Зенков Л.Р. Клиническая эпилептология (с элементами нейрофизиологии). М.: МИА, 2007. 416с.: ил.
23. Зубкова Ю. С. О некоторых особенностях слоговой структуры слова у учащихся с ОНР / Ю.С. Зубкова // Логопедия сегодня. 2010 № 1(5). С. 36-40.
24. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. Вып. 2. - М., 1998.
25. Калягин В. А. Логопсихология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. _М.: Изд. центр «Академия», 2006. _320 с.
26. Катин А.Я. и др. Основные вегетативные симптомы и синдромы в терапевтической и психоневрологической практике /А.Я. Катин и др. СПб.: Изд-во ДЕАН, 2007. 160с.
27. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985.
28. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет имеющими тяжёлые нарушения речи. СПб, 2002. 368 с., ил.
29. Кирьянова Р.А. Шпаргалка для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда - практика. - СПб: Каро, 2011.
30. Классификации болезней нервной системы: Пособие для врачей /Под ред. проф. Н.Г. Дубовской. М.: Триада Х, 2002. 256с.
31. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. - Воронеж, 2001.
32. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении.
Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
33. Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии: учеб. пособие для
вузов/ Е. В. Лаврова. М.: Академия, 2007. 144 с.: ил. (Высшее
профессиональное образование).
34. Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза. Логопедическая работа в коррекционных классах - М.: Владос, 2004. - С. 112129
35. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. - СПб.: СОЮЗ, 1998.
36. Лалаева Р.И. Нарушения звукопроизношения у учащихся 1-3 классов вспомогательной школы // Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. - Ленинград: 1978. С. 27-78.
37. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб.: Союз, 2003.
38. Левина Р. Е. Характеристика ОНР у детей /Р. Е. Левина// Логопедия сегодня. 2009. № 1(23). С. 6-19.
39. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. - М.: Владос, 2007. - Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушение речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.
40. Лопатина Л.В., Голубева Г.Г., Калягин В.А. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. - СПб., Москва: САГА: Форум, 2010.
41. Ляпидевский С.С. Невропатология: Учебник для вузов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 384с.
42. Мамайчук И. И., Пятаков Р. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом. //Дефектология. 1990. - № 3. с. 23.
43. Мастюкова Е. М. О развитии познавательной деятельности у детей с
44. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.
45. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология /под ред. А. И. Коротяев, С. А. Бабичев. СПб.: СпецЛит, 2009. 307 c.
46. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной - М.: АРКТИ, 2011.
47. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2009.
48. Мисюк Н.С., Гурленя А.М. Нервные болезни. Ч. 2. Клиника, диагностика, лечение. 2-е изд. Мн.: Выш. шк., 1999. 318 с.
49. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. - М.: АСТ: Астрель, 2009.
50. Настольная книга педагога-дефектолога /Т. Б. Епифанцева (и др.) Изд. 4-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 564(1) с.: ил. (Сердце отдаю детям).
51. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Владос, 1995.
52. Никифоров А.С. и др. Клиническая неврология: Учебник: в 3-х т. /А.С.Никифоров и др._М.: Медицина, 2002. (Учеб. лит.для слушателей системы последипломного образования). 704с.: ил.
53. Петрухин А.С. Неврология детского возраста. Москва:
«Медицина», 2004. 784 с.
54. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-
Дону:
«Феникс», 2002. 448 с.
55. Русецкая М.Н. Нарушение чтения у младших школьников. - СПб.: КАРО, 2007.
56. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997.
57. Титова Т. А. О некоторых особенностях логопедической работы по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова // Шк. логопед. - М., 2012. - № 1. - C. 25-30.
58. Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2008.
59. Триггер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 1998.
60. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. - М.: Владос, 1993.
61. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.: Владос, 1999.
62. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. 4 -е изд. М.: Айрис-Пресс, 2007. _212 с. (Библиотека логопеда-практика).
63. Филичева Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/ Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелёва, Г. В. Чиркина._М.: Просвещение, 1989._223 с.
64. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: Айрис-пресс, 2007.
65. Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушение речи у школьников. - Ростов на Дону: Феникс, 2006.
66. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошколькного возраста. Пособие для студентов педагогических институтов, методистов и воспитателей детских садов -- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961
67. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. В 2-х томах. - М.: Педагогика, 1997.
68. Н. А. Чевелева. Исправление речи у заикающихся школьников. - М.: Просвещение, 1966. - 96 с.
69. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система
коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном Пресс, 2008.
70. Шаховская С.Н., Шостак Б.И. Обследование детей с
нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий //Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. - М.: МГПИ, 1978. - с.:4-16
71. Эльконин Б.Д. Педагогика развития: условия целеполагания и результативности. В сб. Педагогика развития: становление компетентности и результаты образования. Красноярск, 2004. Портал психологических изданий PsyJournals.ru— http://psyjournals.ru/authors/a1858.shtml[Эльконин Борис Даниилович]