СПЕЦИФИКА СМИ ТАТАРСТАНА И ТАДЖИКИСТАНА: ОБЩЕЕ И СПЕЦИФИЧЕСКОЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. СМИ ТАТАРСТАНА: ОБЩАЯ ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА 6
1.1. Специфика развития печатных СМИ Татарстана 6
1.2. Векторы развития электронных СМИ 19
ГЛАВА ВТОРАЯ. СИСТЕМА СМИ ТАДЖИКИСТАНА: СПЕЦИФИКА
РАБОТЫ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Типологическая характеристика СМИ Таджикистана 31
2.2. Законодательная база регулирования деятельности СМИ в
Таджикистане 45
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПУТИ РАЗВИТИЯ СМИ ТАТАРСТАНА И
ТАДЖИКИСТАНА 52
3.1. Проблемно-тематические направления деятельности СМИ Татарстана и
Таджикистана 52
3.2. Общие и специфические проблемы в развитии СМИ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. СМИ ТАТАРСТАНА: ОБЩАЯ ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА 6
1.1. Специфика развития печатных СМИ Татарстана 6
1.2. Векторы развития электронных СМИ 19
ГЛАВА ВТОРАЯ. СИСТЕМА СМИ ТАДЖИКИСТАНА: СПЕЦИФИКА
РАБОТЫ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Типологическая характеристика СМИ Таджикистана 31
2.2. Законодательная база регулирования деятельности СМИ в
Таджикистане 45
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПУТИ РАЗВИТИЯ СМИ ТАТАРСТАНА И
ТАДЖИКИСТАНА 52
3.1. Проблемно-тематические направления деятельности СМИ Татарстана и
Таджикистана 52
3.2. Общие и специфические проблемы в развитии СМИ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
В типологическом ключе различные средства массовой информации в своей связи образуют целостную систему журналистики. В структурном плане она подразделяется на три группы средств информации:
1. печатная пресса - газеты, дайджесты, журналы, бюллетени и т.д.;
2. аудиовизуальные СМИ - телевидение, радио, видеовещание, документальное кино;
3. информационные службы - рекламные и телеграфные агентства, агентства по связям с общественностью, пресс-службы, журналистские клубы и ассоциации.
Каждая из представленных групп СМИ занимает особое место в их единой системе, и каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны. Специфика печати, которая выражается через письменное слово и относительно небольшие изобразительные средства, прежде всего заключена в большей, чем на радио и телевидении, проработке и анализировании текстов. Кроме того, авторитет прессы подкрепляет многовековая культура письменной речи. Также газетно¬журнальные тексты удобны как хранилище информации: к ним можно неоднократно обращаться для подробного изучения, они легко поддаются копированию, компактны и т.п.
Главные преимущественные качества радио связаны с его доступностью для самых широких слоев населения, оперативностью, а также с относительной технической простотой производственного процесса. Аудиальные выразительные средства радиожурналистики обладают большим потенциалом достоверности и образности в передаче реальных событий. Все вышеприведенные качества обуславливают постоянный спрос на продукцию радиовещания. В последние десятилетия оно стремительно развивается как в структурном, так и в профессионально-творческом отношении.
Телевидение сочетает в себе возможности кино, радио, живописи, фотографии, театра и других разнообразных средств общения и творческой
деятельности. Синтезируя звук и изображение, оно активно способно добиваться почти полного жизнеподобия транслируемой картины и обеспечивать совпадение событий по реальному времени. Телевидение максимально облегчает процесс восприятия информации для аудитории, и по этой причине несет в себе как просветительский, так и пропагандистский и манипулятивный посыл высокой степени.
Информационные службы обеспечивают функционирование других СМИ, поставляя им готовые информационные тексты и необработанный фактический материал. Сами они, в большинстве случаев, не вступают в контакт с аудиторией, если не выпускают собственные журналы или программы. Ключевое место в этой группе занимают информационные агентства.
В целом вся система СМИ - это огромнейший информационный контент, доносящий смысловой посыл до читателя/ слушателя теми или иными средствами в определенный период времени. Информационный поток, передаваемый СМИ может носить ситуативный характер (как например горячие репортажи новостей), так и продолжительный (постоянные циклы и рубрике журналах, на телевидении и т.д.). Но также в формировании и распространении информационного контента определенное значение имеет и территориальный фактор. В данной выпускной квалификационной работе предпринята попытка рассмотреть деятельность системы СМИ Татарстана и Таджикистана и изучить общие и специфические стороны данных категорий.
Актуальность данного исследования обусловлена отсутствием тематических монографий и крупных научных трудов по этому вопросу. Данная выпускная квалификационная работа может послужить основой для дальнейшего, более углубленного исследования системы СМИ Татарстана и Таджикистана как самостоятельно, так и в сравнении.
Недостаточная степень изученности темы послужила инициирующим фактором написания представленной исследовательской работы.
Таким образом, объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является система СМИ Татарстана и Таджикистана. Изучение данных категорий проводится на предмет полной характеристики их деятельности.
Целью данной дипломной работы является исследование общих и специфических сторон СМИ Татарстана и Таджикистана.
Для достижения обозначенной цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучение общей типологической характеристики СМИ Татарстана и Таджикистана.
2. Рассмотрение специфических сторон деятельности СМИ Татарстана и Таджикистана.
3. Исследование нормативных актов и документов, регламентирующих
работу СМИ Татарстана и Таджикистана.
4. Проследить перспективы и пути развития деятельности СМИ Татарстана и Таджикистана.
5. Обозначить проблемы функционирования системы СМИ в целом.
В работе используются такие методы научного исследования, как теоретический, метод сравнения и контент-анализ.
1. печатная пресса - газеты, дайджесты, журналы, бюллетени и т.д.;
2. аудиовизуальные СМИ - телевидение, радио, видеовещание, документальное кино;
3. информационные службы - рекламные и телеграфные агентства, агентства по связям с общественностью, пресс-службы, журналистские клубы и ассоциации.
Каждая из представленных групп СМИ занимает особое место в их единой системе, и каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны. Специфика печати, которая выражается через письменное слово и относительно небольшие изобразительные средства, прежде всего заключена в большей, чем на радио и телевидении, проработке и анализировании текстов. Кроме того, авторитет прессы подкрепляет многовековая культура письменной речи. Также газетно¬журнальные тексты удобны как хранилище информации: к ним можно неоднократно обращаться для подробного изучения, они легко поддаются копированию, компактны и т.п.
Главные преимущественные качества радио связаны с его доступностью для самых широких слоев населения, оперативностью, а также с относительной технической простотой производственного процесса. Аудиальные выразительные средства радиожурналистики обладают большим потенциалом достоверности и образности в передаче реальных событий. Все вышеприведенные качества обуславливают постоянный спрос на продукцию радиовещания. В последние десятилетия оно стремительно развивается как в структурном, так и в профессионально-творческом отношении.
Телевидение сочетает в себе возможности кино, радио, живописи, фотографии, театра и других разнообразных средств общения и творческой
деятельности. Синтезируя звук и изображение, оно активно способно добиваться почти полного жизнеподобия транслируемой картины и обеспечивать совпадение событий по реальному времени. Телевидение максимально облегчает процесс восприятия информации для аудитории, и по этой причине несет в себе как просветительский, так и пропагандистский и манипулятивный посыл высокой степени.
Информационные службы обеспечивают функционирование других СМИ, поставляя им готовые информационные тексты и необработанный фактический материал. Сами они, в большинстве случаев, не вступают в контакт с аудиторией, если не выпускают собственные журналы или программы. Ключевое место в этой группе занимают информационные агентства.
В целом вся система СМИ - это огромнейший информационный контент, доносящий смысловой посыл до читателя/ слушателя теми или иными средствами в определенный период времени. Информационный поток, передаваемый СМИ может носить ситуативный характер (как например горячие репортажи новостей), так и продолжительный (постоянные циклы и рубрике журналах, на телевидении и т.д.). Но также в формировании и распространении информационного контента определенное значение имеет и территориальный фактор. В данной выпускной квалификационной работе предпринята попытка рассмотреть деятельность системы СМИ Татарстана и Таджикистана и изучить общие и специфические стороны данных категорий.
Актуальность данного исследования обусловлена отсутствием тематических монографий и крупных научных трудов по этому вопросу. Данная выпускная квалификационная работа может послужить основой для дальнейшего, более углубленного исследования системы СМИ Татарстана и Таджикистана как самостоятельно, так и в сравнении.
Недостаточная степень изученности темы послужила инициирующим фактором написания представленной исследовательской работы.
Таким образом, объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является система СМИ Татарстана и Таджикистана. Изучение данных категорий проводится на предмет полной характеристики их деятельности.
Целью данной дипломной работы является исследование общих и специфических сторон СМИ Татарстана и Таджикистана.
Для достижения обозначенной цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучение общей типологической характеристики СМИ Татарстана и Таджикистана.
2. Рассмотрение специфических сторон деятельности СМИ Татарстана и Таджикистана.
3. Исследование нормативных актов и документов, регламентирующих
работу СМИ Татарстана и Таджикистана.
4. Проследить перспективы и пути развития деятельности СМИ Татарстана и Таджикистана.
5. Обозначить проблемы функционирования системы СМИ в целом.
В работе используются такие методы научного исследования, как теоретический, метод сравнения и контент-анализ.
Исследуя данную тему в рамках выпускной квалификационной работы, можно сделать вывод, что выражение позиций и мнений является важным свойством журналистики и занимает особое положение в формировании и развитии жанров СМИ. Это можно проследить на примере каналов таджикского телевидения. Неоспоримым средством привлечения внимания телевизионной аудитории можно считать жанровое оформление журналистского материала, способы и приёмы, применяемые журналистами в их работе. Доступность информации для аудитории - основной критерий деятельности всех видов СМИ, в частности телевидения.
При привлечении аудитории к своей информации телевидение Таджикистана преследует две цели: первая - обеспечение зрителей достоверной информацией, вторая - защита информационного пространства республики от давления чужих информационных средств, иностранных телевизионных каналов. Исследование, проведенное на примере двух телевизионных каналов - Первого канала телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо», - показало, что сегодня информация - это основная сила общества, а сообщение считается одним из наиболее часто используемых жанров на телевидении. Основа информации - краткость и актуальность факта. Однако на Первом канале и информационном канале «Джахоннамо» очевидны несоответствия требованиям структуры сообщения и запросам телезрителя.
В исследовании также, разделив историю частных журналов в Таджикистане на три этапа, мы обстоятельно проанализировали характерные черты каждого периода: до октябрьской революции, последние годы советской власти и период независимости. Поставленные проблемы были в основном решены, внимательно изучены жанровые и творческие аспекты СМИ Таджикистана.
Что касается деятельности СМИ Татарстана, по итогам нашего исследования также можно сделать ряд выводов. Печатное пространство Татарстана - одно из самых заполненных в Российской Федерации. Большое пространство печатного информационного сегмента республики занимают журналы. Татароязычное информационно-культурное пространство представляет собой сложный комплекс систем накопления и распространения информации об истории и современном состоянии татарского народа, о профессиональном искусстве, народном творчестве, нравственных ценностях, эстетических идеалах, традициях, а также сферу функционирования татарского языка и культурных ценностей.
Среди главных проблем СМИ Татарстана можно перечислить нехватку кадров в редакционных коллективах. В том числе ощущается острая нехватка журналистов, способных грамотно, доходчиво и со знанием дела рассказывать читателям об экономике. Зарплаты и гонорары журналистского корпуса республики продолжают заметно отставать от реалий нынешних дней. Одной из ключевых проблем печатных СМИ республики остается распространение. Поэтому наряду с существующими традиционными способами донесения информации до населения с помощью почты и киосков был разработан новый проект - распространение печатных СМИ с помощью медиацентров.
При привлечении аудитории к своей информации телевидение Таджикистана преследует две цели: первая - обеспечение зрителей достоверной информацией, вторая - защита информационного пространства республики от давления чужих информационных средств, иностранных телевизионных каналов. Исследование, проведенное на примере двух телевизионных каналов - Первого канала телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо», - показало, что сегодня информация - это основная сила общества, а сообщение считается одним из наиболее часто используемых жанров на телевидении. Основа информации - краткость и актуальность факта. Однако на Первом канале и информационном канале «Джахоннамо» очевидны несоответствия требованиям структуры сообщения и запросам телезрителя.
В исследовании также, разделив историю частных журналов в Таджикистане на три этапа, мы обстоятельно проанализировали характерные черты каждого периода: до октябрьской революции, последние годы советской власти и период независимости. Поставленные проблемы были в основном решены, внимательно изучены жанровые и творческие аспекты СМИ Таджикистана.
Что касается деятельности СМИ Татарстана, по итогам нашего исследования также можно сделать ряд выводов. Печатное пространство Татарстана - одно из самых заполненных в Российской Федерации. Большое пространство печатного информационного сегмента республики занимают журналы. Татароязычное информационно-культурное пространство представляет собой сложный комплекс систем накопления и распространения информации об истории и современном состоянии татарского народа, о профессиональном искусстве, народном творчестве, нравственных ценностях, эстетических идеалах, традициях, а также сферу функционирования татарского языка и культурных ценностей.
Среди главных проблем СМИ Татарстана можно перечислить нехватку кадров в редакционных коллективах. В том числе ощущается острая нехватка журналистов, способных грамотно, доходчиво и со знанием дела рассказывать читателям об экономике. Зарплаты и гонорары журналистского корпуса республики продолжают заметно отставать от реалий нынешних дней. Одной из ключевых проблем печатных СМИ республики остается распространение. Поэтому наряду с существующими традиционными способами донесения информации до населения с помощью почты и киосков был разработан новый проект - распространение печатных СМИ с помощью медиацентров.



