Введение 3
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников средствами музыкального фольклора народов Поволжья
1.1. Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы 8
1.2. Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школе 16
1.3. Музыкальный фольклор народов Поволжья как средство патриотического
воспитания младших школьников 23
Выводы по главе 1 31
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по реализации проекта, направленного на патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора народов Поволжья
2.1. Разработка проекта, направленногона патриотическое воспитание
младших школьников средствами музыкального фольклора народов
Поволжья, и условия опытно-экспериментальной работы 34
2.2. Опытно-экспериментальное исследование по реализации проекта и
обобщение его результатов 43
Выводы по главе II 55
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение 66
Актуальность исследования.В 90-е годы XX века наша страна пережила глобальные реформы. Эти преобразования коснулись всех сфер человеческого бытия. Страну потрясли кризисы - экономические, социальные, политические. Эти преобразования можно сравнить только революцией 1917 года. И тогда были разрушены основательно все устои морали и нравственности, патриотическое отношение к своему Отечеству, к своей Родине. Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, эти глобальные изменения в своем роде являются в некоторой степени ошибочными, так как реформы, проведенные под лозунгом «демократия», привели к снижению внимания к процессам воспитания. Главенствующее место в воспитании человека отводилось образованию, где превалировал индивидуально-личностный подход в обучении. А это, в свою очередь, приводит к тому, что отодвигается на второй план воспитание в человеке духа коллективизма, чувства патриотизма.
Население нашей страны многонациональное, и для того, чтобы в этом многонациональном обществе царили мир и гармония, должно быть его идейное единство. К сожалению, на сегодняшний день в духовной жизни общества идейное единство отсутствует. Да, сегодня идеи отличаются своим многообразием, выражая демократию, но это лишь показатель кризиса в духовной жизни общества.
Сегодня все чаще звучат призывы об обращении к идее патриотического воспитания человека, многие передовые и образованные слои населения указывают на то, что Россию в трудные времена много раз спасала идея патриотизма, ведь только она объединяет все слои общества, и является прочным фундаментом в духовном воспитании.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом плане значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней - от дошкольного до высшего.
Безусловно, факторов, влияющих на стабильность развития общества много, но основополагающим из всех является воспитание в наших детях чувства патриотизма. Процесс воспитания представляет собой сложный процесс и по содержанию, и по времени, и по методическому оснащению.
Патриотическое воспитание детей, начиная с самого младшего возраста, в настоящее время является актуальной проблемой. Эта задача стоит и перед музыкальным образованием и воспитанием. Наиболее доступным для восприятия младших школьников является в этом плане музыкальный фольклор, являющийся едва ли не самым главным источником знаний о своей Родине. По мнению психологов, личность ребенка начинает формироваться во время обучения в младших классах. И если в этот период ребенок будет заниматься во внеклассных занятиях изучением фольклора, то музыкально-слуховые впечатления и музыкальный опыт, накапливаясь, начнут влиять на формирование нравственности личности.
Особенностью нашей Республики Татарстан является ее многонациональность. На ее территории проживают все представители народностей Поволжья. Поэтому возникает необходимость приобщать детей нашей республики к культуре своего народа и народов Поволжья, прививать уважительное отношение к ней, расширять их знания в области музыкального фольклора данных народов, развивать патриотические качества личности на этой основе.
Фольклор народов Поволжья - самостоятельная целостная художественная система, которая имеет свои закономерности развития и средства выразительности. В полной мере раскрыть эстетическое воздействие фольклора народов Поволжья возможно только при живом исполнении. Для раскрепощения личности и проявления ее способностей, фольклору народов Поволжья надо обучаться в живой, доброжелательной атмосфере. Именно на уроках музыки это возможно реализовать в полной мере.
Степень изученности проблемы. Несмотря на быстрое развитие социального мира, формирование патриотических чувств, нравственных качеств остается важным вопросом в развитии личности. Много исследовательских работ посвящено изучению этой проблемы.
Прогрессивные мыслители прошлого (В.Г.Белинский, Н.М.Карамзин, М.В.Ломоносов, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и др.) оставили бесценное наследие по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Педагогические аспекты патриотического воспитания школьников затрагиваются в трудах Л.П.Буевой, Н.Г.Волкова,
A. М.Гришиной, Л.Н.Гумилева, В.А.Караковского, В.А.Коротова,
Б.Т.Лихачева, А.В.Мудрик, В.И.Петровой, П.И.Пидкасистого,
B. А.Сластенина, А.А.Шаталова и др.
Вопросы использования музыкального фольклора в образовании, и в том числе в патриотическом воспитании, исследованы в работах Л.С.Бабенко, Н.Х.Нургаяновой, З.М.Явгильдиной и др. Однако еще многие аспекты данной проблемы остаются неисследованными.
Анализ литературы показывает противоречие между необходимостью патриотического воспитания младших школьников на основе музыкального фольклора народов Поволжья и недостаточной разработкой учебно¬методической базы для практической реализации этой задачи. В связи с этим была выбрана тема исследования: «Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора народов Поволжья».
Цель исследования: разработать проект, направленный на патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора народов Поволжья и выявить его влияние на детей в опытно- экспериментальной работе.
Объект исследования - патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки.
Предмет исследования - музыкальный фольклор народов Поволжья как средство патриотического воспитания на уроках музыки.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что реализация проекта для младших школьников на основе музыкального фольклора народов Поволжья будет способствовать патриотическому воспитанию младших школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы патриотического воспитания школьников (цель, задачи, принципы).
2. Раскрыть процесс воспитания чувства патриотизма на уроках музыки в начальной школе.
3. Показать возможности использования музыкального фольклора народов Поволжья в патриотическом воспитании младших школьников.
4. Разработать проект по патриотическому воспитанию младших школьников средствами музыкального фольклора народов Поволжья, провести опытно-экспериментальное исследование по его реализации и обобщить его результаты.
Теоретической основой работы послужили труды Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Е.Я.Гембицкой, Н.Л.Гродзенской, В.А.Дышлевской, В.С.Попова, В.Н.Шацкой, З.М.Явгильдиной, изданных в разные годы.
Методы исследования: теоретические - изучение и анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования и обобщение его результатов, анализ и обобщение результатов эксперимента;практические - анкетирование, наблюдение, эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей №26» г. Казани. В исследовании приняло участие 25 школьников.
Научная новизна исследования: разработан проект, направленный на патриотическое воспитание младших школьников на основе музыкального фольклора народов Поволжья, основанный на интеграции различных видов искусств (музыки, хореографии, элементов театрализации, игр и т.д.). Проект был реализован в опытно-экспериментальной работе и показал свою эффективность в патриотическом воспитании младших школьников.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учителями музыки средних общеобразовательных школ, а также студентами средних и высших музыкальных учебных заведений.
Этапы исследования:
1 этап - изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2 этап - разработка проекта, направленного на патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора народов Поволжья, разработка методов диагностики для определения уровня сформированности патриотических качеств детей.
3 этап - проведение опытно-экспериментальной работы по внедрению проекта на базе Лицея № 26 г. Казани и обобщение ее результатов; оформление исследования.
Апробация:участие с материалами исследования в IV Всероссийском конкурсе студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (лауреат 3 степени).
В настоящее время возрождение духовных ценностей является основным направлением политики нашего государства. Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию школьников, и неоценимый вклад вносит в этом направлении школа, воспитывая патриотическое сознание, основой которого является гуманистические духовные ценности народа.
Патриотизм - это эмоциональное составляющее личности, которая развивается у человека с детских лет и всю свою осознанную жизнь.
Население нашей страны многонациональное, и чтобы это многонациональное общество жило и процветало - нужны усилия людей, ответственных за судьбу страны, любящих ее, заботящихся о ней и способных отстаивать интересы страны на мировой арене.
Учитывая то обстоятельство, что ситуация в современном мире остается нестабильной, существенно изменились жизненные стратегии и ценностные ориентации нынешней молодежи, происходит отчуждение от собственной культуры, общественный и исторический опыт народа отвергается. Эти обстоятельства требуют особого внимания к сфере образования и воспитания.
В первую очередь, научно-технический прогресс, экономическое и социальное развитие общества призывают и подталкивают подрастающее поколение серьезно и глубоко изучать все аспекты материального мира, обладать серьезным багажом знаний. Однако такое развитие не должно препятствовать духовному росту личности. Для воспитания патриотических чувств личности, для его духовного развития, важным фактором является изучение богатого духовного наследия народов мира на уроках музыки. Грамотно и планомерно введённый на уроках музыки материал, основанный на фольклорных произведениях, помогает воспитывать младших школьников в атмосфере доброты, открытости, помогает формировать такие душевные качества личности как сострадание, достоинство, благородство, а также патриотические чувства (любовь и уважение к своей Родине, к культурным ценностям своего народа, готовность оберегать защищать свою землю, уважительное отношение к культурным ценностям других народов, населяющих родную страну).
Анализируя результаты исследовательской работы по теме «Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального фольклора народов Поволжья», можно с уверенностью сказать, что у школьников есть огромное желание изучать культуру народов Поволжья. Они с большим удовольствием и интересом слушали об истории и обычаях народов Поволжья, исполняли песни, участвовали в постановке обрядов, выполняли творческие задания.
В педагогической литературе описывается огромное количество методических подходов в воспитании патриотических качеств у детей младших классов. Изучение этих материалов дает возможность детально подходить к этой проблеме и использовать эффективные методы в процессе патриотического воспитания младших школьников средствами музыкального фольклора народов Поволжья.Разработанный проект и методические материалы работы могут быть использованы в своей педагогической деятельности учителями музыки, учителями начальных классов и педагогами- организаторами.
1. Абдуллин Э.Б., Николаев Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под общей редакцией М.И.Ройтерштейна. - М.:Музыка, 2006. - 336 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 336 с.
3. Алиев Ю.Б. Музыкальное развитие учащихся
общеобразовательной школы в процессе занятий хоровым пением. Автореферат дисс. на соискание учен. степени кандидата пед.наук. - М.: АПН РСФСР, Научно-исследовательский институт общего и политехнического образования, 1965. - 17с.
4. Алиева С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 17- 20.
5. Алексеенко Е.В. Фольклорные традиции русского народа // Начальная школа. - 2007. - №3. - С.3-9.
6. Ануфриев Е.А. Человек - обществу, общество - человеку. - М.: Политиздат, 1975. - 80 с.
7. Ануфриев Е.А. Социальная роль и всестороннее развитие личности при социализме (лекция). - М.: Изд. Московского университета, 1968. - 47с.
8. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2119 «Музыка и пение». - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
9. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в Советской школе. - М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1956. - 224 с.
10. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания.
Программа для высших педагогических учебных заведений. - М.:
Просвещение,1991. - 309 с.
11. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева в 3 кн. Кн.1. - М.: Б-ка «Московские новости», 1992.-239 с.
12. Бабенко Л.С. Методы и приемы развития интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста//Музыкальное воспитание в школе.- М.,Политиздат, 1979. - Вып.14.
13. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие школьников. - М.:
2000. -237 с.
14. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. - 2006. - №2. - С.37-42.
15. Валеев И. И. Народность и патриотизм. - Уфа: Башкортостан, 2000. - 266 с.
16. Вартанова И., Орехова Н. Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество. // Воспитание школьников. - 2001. - № 5. - С. 11.
17. Врублевская Е. А. Быть гражданином // Народное образование. - 2007. - № 5. - С. 214- 216.
18. ВырщиковА.Н. Концептуальные основы патриотически- ориентированного образования / А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев. - Волгоград: НП ИПД Авторское перо, 2004. - 160 с.
19. ВырщиковА.Н. Патриотическое воспитание: Методологический аспект/ А.Н.Вырщиков, М.П.Бузский. - Волгоград: ГУ Издатель, 2001. - 140 с.
20. Вырщиков А.Н. Патриотизм как фактор духовно-нравственного возрождения России // Библиотека и патриотическое воспитание молодежи в современной России: Мат.конференции, 20 -21 апреля 2004 г. - Волгоград, 2005. - С.34-37.
21. Гаязов А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995. - 238с.
22. Готовцев Г.А. Мифология и фольклор. Программа и методические рекомендации. - М.: Новая школа, 1993. - 360 с.
23. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. - М.:
Просвещение, 1969. - 77 с.
24. Гродзенская Н.Л. Воспитательская работа на уроках пения. -М.: Издательство Акад.пед.наук РСФСР, 1959. - 156 с.
25. Гуляева И. Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров С. А. - Вологда: Книжное наследие, 2007. - 686 с.
26. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения». -
М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
27. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: 2000. - 320 с.
28. Долгих И. Н. Образовательный стандарт как методическое условие обеспечения качества // Дополнительное образование и воспитание. -2009. - № 4. - С. 7-13.
29. Дышлевская В.А. Русская народная песня в музыкальном воспитании учащихся. В помощь учителю пения. - М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1956. - 84 с.
30. Дышлевская В.А. Праздник песни как средство повышения хоровой культуры школьников. Метод.письмо. - М.: Учпедгиз, 1956. - 38 с.
31. Зуева Т.В. Русский фольклор: Кн.для учителя. - М.:
Просвещение, 2002. - 334 с.
32. Ерхова М. В. Проблемы гражданского воспитания // Директор школы. - 2008. - № 5. - С. 78-82.
33. Календарные, фольклорные тематические праздники (1-4) /
Алтарева С.Г.,Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. - М.: Вако, 2006. - 369с.
34. Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учебн.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.
35. Колмыкова И.Б. Изучаем фольклор // Начальная школа. - 2006. - № 10. - С.60-63.
36. Коменский Я.А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики») со вступ. статьей проф. А.А.Красновского. - М.: Учпедгиз, 1940.
- 119 с.
37. Кравцов Н.И. Славянский фольклор. Учебное пособие для студ.фил.спец. ун-тов. - М.: Изд-во Моск. ун-та,1976. - 263 с.
38. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. -С-Пб: 1997. - 576 с.
39. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего
школьника: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
40. Крысько В.Г. Этническая психология. - М.: Академия, 2004. - 315 с.
41. Липович В., Гжельский О. В гостях у времен года // Воспитание школьников.- 2007. - № 1. - С.65-70.
42. Лиходей Н. В. Программа воспитательной работы с классом.- М., ТЕИС, 2007. - 110с.
43. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально - регионального компонента начального общего образования. Автореф.дисс. на соискание уч. степени канд.пед.наук. - М., 2007. - 24 с.
44. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников. Национально-региональный компонент // Начальная школа. - №4. - М, 2007.
- С.11-12.
45. Методика преподавания народного музыкального творчества: Программа и методические рекомендации. - Казань:ТГГПУ,2007.-35с.
46. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 2003.- 260 с.
47. Науменко Г.М. Фольклорный праздник. - М.:Линка-Пресс,
2000. - 222 с.
48. Назаров Л. Введение в песенный фольклор// Народное творчество.-1999.- № 6 - 22с; 2000.- № 1. - 15 с.
49. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. - М: Издательский центр «Академия», 2001. - 368с.
50. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. - М.: Изд-во "Советская энциклопедия", 1996. - 879 с.
51. Потанин Г.Н. Воспоминания/ по ред.Н.Н.Янковского.- Новосибирск: Аспект-пресс, 1983. - 336 с.
52. Программа «Музыка» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр). - М.:Просвещение,2001. - 268с.
53. Программа по музыке для общеобразовательных школ для I - III классов, подготовленная Д.Б.Кабалевским, Э.Б. Абдуллиным, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендровой и другими. - М.: Просвещение, 2005. - 325с.
54. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. -СПб.: Наука, 1994. - 238с.
55. Рачина Б.С. Программа «Музыка сегодня». Из опыта работы учителя музыки в 5-х классах. Методические рекомендации. -СПб.: Наука,
2001. - 310 с.
56. Родина М. С. Воспитание гражданственности через развитие эмоционально-чувственной сферы // Народное образование РМ. - 2006. -
№ 3.- 6. - С. 126-135.
57. Следзевский И. В. Гражданско-патриотическое воспитание детей
и молодежи: проблемы и стратегия // Преподавание истории
и обществознания в школе. - 2007. - № 7. - С. 9-15.
58. Следзевский И. В. Основные направления гражданско- патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве // Внешкольник. - 2007. - № 1. - С. 2528.
59. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. - Екатеринбург: Отделение пед. общества, 1994. - 89 с.
60. Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия. - Екатеринбург: Отделение пед. Общества, 1994. - 150 с.
61. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебн. пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. - М.: Аспект-пресс, 1995. - 271 с.
62. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего
человека.Педагогическое наследие/ Сост. О.В.Сухомлинская. - М.:
Педагогика, 1990.- 288 с.
63. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие /Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 336 с.
64. Тоболкина И. Н. ФГОС нового поколения: локальный опыт системно-деятельного подхода к реализации программ обучения и воспитания // Одаренный ребенок. - 2009. - № 3. - С. 48-59.
65. Традиционная народная культура в современном воспитании детей. Опыт. Проблемы. Перспектива / Сборник материалов научно-практической конференции. - Вологда: ВГПУ,издательство «Русь», 2004. - 88 с.
66. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Т.2.Вопросы обучения. - М.: Учпедгиз, 1954. - 734 с.
67. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М: Просвещение, 2010. - 31 с.
68. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: Учеб.пособие .- М.: Музыка, 1989. - 175 с.
69. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 519 с.
70. Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма. - М.:
Просвещение,2003.- 190 с.
71. Хузиахметов А.Н. Воспитание личности школьника: Учебно-методическое пособие. -Казань: Изд-во «Матбугатйорты»,2000. - 224с.
72. Этномузыкальные традиции народов Поволжья в условиях современного поликультурного образования: исследовательские очерки/ Отв.ред. и составитель Н.Х.Нургаянова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. - 196 с.
73. Явгильдина З.М. Развитие общего музыкального образования в Татарстане (XX в). - Казань: ТГГПУ, 2007. - 452с.
74. Явгильдина З.М. Использование фольклора в музыкальном образовании: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов. - Казань: КГПУ, 2004. - 120 с.