Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере стиля поп-рок)

Работа №80916

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания развития креативности личности педагога-музыканта
1.1. Креативность: концепции, контексты изучения, критерии 8
1.2. Креативность как профессионально-значимое качество 21
личности педагога-музыканта
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Методические аспекты развития креативности педагога-музыканта в исполнительской деятельности.
2.1. Исполнительская деятельность в стиле поп-рок как средство 31
креативного саморазвития педагога
2.2. Методы и приемы развития креативности в процессе 42
музыкально-исполнительской деятельности
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 52
Выводы по главе 2 59
Заключение 60
Литература 61
Приложение

Актуальность. В современном обществе резко возрастает
потребность в людях с нестандартным мышлением, творческим отношением к делу. С течением времени потребность в таких личностях все более возрастает. Умение взглянуть на привычное «свежим» взглядом, найти в обыденном новый, не обнаруженный ранее смысл, способность создать оригинальный продукт являются одним из мощных факторов прогресса. Это выдвигает проблему развития креативности человека в самый центр научных исследований по педагогике и психологии.
Креативность - неотъемлемое условие творческого саморазвития личности педагога, его стратегический внутренний ресурс.Открытость к новым идеям, склонность разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы, с целью получения нетривиальных решений особенно важны для педагогов- музыкантов как специалистов, призванных неординарно решать творческие задачи. Креативность личности педагога-музыканта способствует созданию среды, в которой ученик получает возможность максимально полно реализовывать свои музыкально-творческие способности.
Креативность является важнейшим личностным качеством музыканта- исполнителя. Педагог-музыкант, занимающийся исполнительской деятельностью, способен в полной мере раскрыть свой творческий потенциал и развить креативность как качество личности. О значении развития творческих способностей сказано в федеральном законе об образовании РФ ст. №34 п.22 (развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях), №75 п.1( Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых) №77 п.3(В целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды
научных знаний проводятся всероссийская олимпиада школьников, олимпиады школьников, перечень и уровни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования).
Степень изученности проблемы.
Вопросы развития креативности личности исследованы в трудах Ф. Гальтона, Дж. Гилфорда, Э. Торренса, А.Маслоу, Д.Б. Богоявленской, Я.А. Пономарева, Р.М. Шамаевой и др. Однако развитие креативности музыкантов становится объектом специальных исследований сравнительно недавно - в 2000-е годы. Так, Н.И. Анучкова рассматривает образное ассоциирование как психологический механизм развития креативности личности музыканта; П.Г. Сергиенко освещает процесс развития креативности у студентов композиторских отделений музыкальных вузов. При этом вне поля зрения ученых остается процесс развития креативности личности педагога-музыканта, в том числе в его исполнительской деятельности.
Это свидетельствует о том, что объективно существуют
противоречия:
-между потребностью современных музыкально-образовательных учреждений - ДМШ, ДШИ - в креативных специалистах, способных неординарно решать творческие задачи и нехваткой соответствующих кадров;
- между разработанностью теоретических основ развития креативности в общей психологии и педагогике и недостатком научных исследований в сфере развития креативности личности педагога-музыканта;
- между значимостью развития креативности как профессионально
важного качества личности педагога-музыканта и
недостаточным методическим обеспечением этого процесса.
Данные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Развитие креативности личности педагога-музыканта в исполнительской деятельности.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность методов и приемов развития креативности личности педагога-музыканта в ходе музыкально-исполнительской деятельности.
Объект исследования - процесс развития креативности личности.
Предмет исследования - методы и приемы развития креативности личности педагога-музыканта в исполнительской деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была сформулирована гипотеза: процесс развития креативности личности педагога-музыканта может быть успешным, если
1) Определить структуру и содержание креативности личности
педагога-музыканта;
2) Определить и экспериментально проверить методы и приемы развития креативности личности педагога-музыканта в исполнительской деятельности.
Задачи исследования:
1) рассмотреть основные концепции креативности, контексты ее изучения и критерии, обосновать креативность как профессионально- значимое качество личности педагога-музыканта;
2) осветить исполнительскую деятельность как средство креативного развития личности педагога-музыканта в процессе освоения стиля поп-рок
3) провести опытно-экспериментальное исследование по реализации методики развития креативности в процессе музыкально-исполнительской деятельности.
Методологической основой исследования послужили
- фундаментальные психологические труды Дж. Гилфорда, А. Маслоу, Б.М. Теплова, Е.Н. Ильина;
- концепции педагогической науки В.А. Сластенина, А.Г. Алейникова, Е.В. Поповой;
- теории в области музыкальной педагогики Э.Б. Абдуллина, Д.К. Кирнарской, А.Н. Серова.
Методы исследования: теоретические методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование), изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; практические - наблюдение, анализ и обобщение музыкально-исполнительского опыта, педагогический эксперимент.
Новизна: разработка методических приемов по развитию креативности личности педагога-музыканта в ходе музыкально-исполнительской деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что этот материал содержит теоретическое обоснование методических подходов по развитию креативности личности педагога-музыканта в ходе исполнительской деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что этот материал может быть использован педагогами-музыкантами системы общего и дополнительного образования, а также педагогами дисциплин художественно-эстетического цикла.
Этапы исследования:
На 1 этапе исследования проходил сбор, анализ и обобщение педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
На 2 этапе отбирались методы и приемы развития креативности в процессе музыкально-исполнительской деятельности.
На 3 этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по развитию креативности личности педагогов-музыкантов, осмысление и обобщение ее результатов, оформление текста выпускной квалификационной работы.
База исследования: арт-школа «UndergroundRockSchool», детские музыкальные школы и школы искусств города Набережные Челны. В ходе эксперимента было обследовано 10 педагогов-музыкантов, пятеро из которых ведут плодотворную музыкально-исполнительскую деятельность в стиле поп-рок.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Некоторые педагоги-музыканты в моей практике развиты как креативные личности в связи с тем, что они занимаются музыкально-исполнительской деятельностью как внутри, и за пределами музыкальных учреждений. Но многие педагоги-музыканты даже не задумаются о необходимости внедрения креативных методов, приемов и методик в целях развития креативности личности. В ходе эксперимента было выяснено, что активная музыкально-исполнительская деятельность способствует развитию креативности педагога-музыканта, поэтому в целях развития креативности, необходима для каждого педагога-музыканта. Роль креативного педагога- музыканта для начинающего музыканта неоценима: в ходе развития креативности личности педагога-музыканта, растет креативность и творческая активность учеников. Данный процесс является важным как для педагога, так и для обучающихся.
Для расширения кругозора в области искусства музыкального исполнительства необходимо изучение методической литературы, прослушивание записей выдающихся мастеров исполнительства, посещение концертов вокально-инструментальной музыки.
Музыкально-исполнительское искусство - это разновидность творческой деятельности, в процессе овладения которой должно происходить не только совершенствование исполнительского навыка, но и формирование креативности личности.
Таким образом, на выработанную нами методику, могут опираться педагоги, преподающие музыкально-исполнительскую деятельность в музыкально-образовательных учреждениях. Особенность данной методики состоит в том, что педагог должен понимать, без развития креативности педагогическая деятельность и сами занятия музыкой могут превратиться в рутину, тем самым вызвав отсутствие заинтересованности ученика. Креативность уроков музыкального исполнительства расширяет кругозор учеников в музыке и открывает новые направления, таким образом, формируя в целом личность ученика.



1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования/ Э.Б.
Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: AKADEMA, 2004. - 336 с.
2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б.Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
3. Анчукова, Н.И. Образное ассоциирование как психологический механизм развития креативности личности музыканта: дис. ... канд. пс. н. / Н.И. Анучкова - Хабаровск, 2002. - 161 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. - М.: Смысл. 2007—528 с.
5. Асташова, Н.А. Развитие креативности будущего учителя музыки в профессиональном образовании / Н.А. Асташова // Педагогика искусства. - 2013. - №3 - С. 1 - 3.
6. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б.Богоявленская. - Ростов-на-Дону.: Изд-во РГУ, 1983. - 173 с.
7. Большаков, А.В. Культурологические аспекты видовой структуры творчества: дис. ... канд. фил.наук / А.В. Большаков. - Тамбов,
2008. - 178 с.
8. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181с.
9. Варлакова, Ю.Р. Развитие креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе: автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ю. Р. Варлакова. - Красноярск, 2013. - 23 с.
10. Васильева, Н.В. Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки: автореф. .дисс. канд. пед. наук:13.00.08/ Н.В. Васильева. - Магнитогорск, 2007. - 22с.
11. Дубинин И.Н. Субъективно-личностные и социокультурные
аспекты творчества: опыт концептуального и терминологического разграничения // Поволжский журнал по философии и социальным наукам. - Самара. - 2000 - №7.
12. Дмитриев, В.А. Развитие креативной личности педагога- музыканта / В.А. Дмитриев, А.Ф. Афальян // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 9. - С. 30 - 35.
13. Дружинин, В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2001 [Электронный ресурс] // URL: ссылка (дата обращения)
14. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 126 с.
15. Исаев, В.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие / В.Ф. Исаев. - М.: Академия, 2004. - 208 с.
16. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М.: Таланты-XXI век, 2004. - 451 с.
17. Красило, Т.А. Особенности отношения креативной личности к продуктам творческой деятельности: дис. ... канд. пс. наук / Т.А. Красило. - М., 2005 - 174 с.
18. Костина Э.П. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников: дис. ... д.п.н. - М., 2007.- 568 с.
19. Кузьмина Н. Е. Креативность личности как фактор межличностного общения в подростковом возрасте: дис. .к.пс. - Санкт- Петербург, 2008. - 177 с.
20. Кулюткин, Ю.Н. Изменяющийся мир и проблемы развития творческого потенциала личности / Ю.Н. Кулюткин. - СПб.: Питер, 2002. - 293 с.
21. Курочкина, А.Ю. Исследования креативности: постановка
проблемы // Проблемы развития инновационно-креативной экономики. —
2009. — С. 630-639.
22. Луговая, В.Ф. Креативность как компонент адаптационного потенциала личности: дис. ... канд. пс. наук / В.Ф. Луговая. - СПб., 2005. - 213 с.
23. Львова, И.В. Психологические факторы развития креативности личности: дис. ... канд. пс. н / И.В. Львова. - Кемерово, 2005. - 203 с.
24. Морозов, А.В. Креативность преподавателя высшей школы / А.В. Морозов. - М.: МГСУ, 2002. - 268с
25. Никитин, О.Д. Развитие креативности как основа профессиональной подготовки студентов педагогических вузов: автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01 / О.Д. Никитин. - М., 2009. - 25 с.
26. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - 2-е изд., доп. - М.: Юрайт; Высшее образование. - 2010. - 574 с
27. Попов, Е.С. Развитие творческого воображения участников
вокально-инструментального ансамбля / Е.С. Попов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика,
психология. - 2012. № 2. - С. 243.
28. Попов, В.В. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / В.В. Попов, Ю.Г. Круглов. - М.: БИНОМ, 2012. - 310 с.
29. Пузеп, Л.Г. Психологические механизмы развития креативности личности: дис. . канд. пс. наук / Л.Г. Пузеп. - Омск, 2006. - 180 с.
30. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь / Ребер А. том 1, пер.с англ. - М: Вече, АСТ, 2000. 592с
31. Сергиенко, П.Г. Креативность как профессионально важное качество личности будущего композитора / П.Г. Сергиенко, Е.Р. Сизова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - №6 (31). - С. 190 - 192.
32. Сергиенко, П.Г. Развитие креативности у студентов композиторских отделений музыкальных вузов: дис. . канд. пед. наук / П.Г. Сергиенко. - Челябинск, 2013. - 221 с.
33. Сигова, В.Л. Развитие креативности будущих учителей музыки через ситуации выбора в учебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук / В.Л. Сигова. - Вологда, 2014. - 226 с.
34. Сластенин, В.А. О русском педагоге / В.А. Сластенин. - М.: Ма-гистр-Пресс, 2000. - 488 с.
35. Смелкова, Т.Д. Вокально-исполнительская культура в современном образовательном пространстве / Т.Д Смелкова // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2014. - №1. - С. 56 -60.
36. . Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. - М.: ACADEMA, 2001. - 304 с.
37. Смирнова, О.В. Эмоциональная драматургия урока искусства как основа педагогической технологии учителя музыки: дис. . канд. пед. наук / О.В. Смирнова - М., 2006. - 159 с.
38. Стародубцева, Т.Е. Психолого-педагогические условия развития креативности у будущих учителей музыки: дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01. - Воронеж, 2001. - 174
39. Хазратова Н.В., Дружинин В.Н. Экспериментальные исследование формирующего влияния микросреды на креативность// Психологический журнал. - 1994. - Т.14. - №4. - С. 83-84.
40. Ходырева, Е.А. Инновационная деятельность в образовании: основные тенденции и приоритеты / Е.А. Ходырева // Концепт. - 2016. - №
S1. - С.46 - 50.
41. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства / В.Н. Холопова. - СПб.: Лань, 2000. - 319 с.
42. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: ВЛА- ДОС, 2000. - 320 с.
43. Чапаев, Н.К. Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения / Н.К. Чапаев, М.А. Чошанов // Образование и наука. - 2011. - № 10. - 27 с
44. Шадриков, В.Д. Способности и интеллект человека / В.Д. Шадри¬ков. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. - 192с.
45. Шамаева, Р.М. Креативность в музыкальной культуре: автореф. дис. ... к. культ. - Челябинск, 2009. - 25 с.
46. Юркевич, В.С. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчество и одаренности. - М., 1997. - С. 127 - 142.
47. Galton, F. The life and work of a Victorian genius //F. Galton, D, W. Forrest
48. Гилфорд, Дж. «Креативность» // Дж. Гилфорд. - США, журнал «Американский психолог», выпуск 5, 1950. С. 444-454
49. Barron, F. «Puttingcreativity to work» // Barron, F. - The nature of creativity. - New York, Cambridge University, press C.76-98
Интернет-ресурсы
50. Гасымова К.М. Различные подходы к изучению понятия креативности / URL: www.jurnal.org/articles/2010/psih18.ЫшДдата обращения 07.06.2017)
51. Дьюи, Д. Портрет педагога/
URL: https: //sites .google. com/site/istoriapedago giki/dzon-dui (дата обращения 19.06.2017)
52. Каргаполов В. Д. Идеи креативности А.Маслоу в применении к
журналистской деятельности А.
МаслоуиКЕ: http://www. km. ru/referats/D437FA2E4843458D9965C 1380BB3891 D


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ