Введение 2
Глава I. Теоретические основания развития исполнительской техники домристов старших классов ДМШ
1.1. Формирование и развитие исполнительской техники музыканта как
педагогическая проблема 5
1.2. Анализ методик обучения игре на домре в контексте развития
исполнительской техники учащихся ДМШ 15
1.3. Репертуар как средство развития исполнительской техники домристов
старших классов ДМШ 22
Выводы по главе 1 31
Глава II. Практический опыт развития исполнительской техники домристов старших классов ДМШ
2.1. Отбор репертуара и разработка комплекса упражнений, направленных на
развитие исполнительской техники домристов 5 класса ДМШ 33
2.2. Опытно-экспериментальное исследование по реализации репертуара и комплекса упражнений,и обобщение его
результатов 52
Выводы по главе II 59
Заключение 61
Список литературы
Актуальность исследования. Важнейшую часть культуры составляют музыкальные инструменты, развитие которых отражает общие эволюционные процессы в области музыкального мышления человека. В этом ряду особенно выделяются русские народные музыкальные инструменты, в том числе и домра, история которой в отечественной академической музыкальной культуре охватывает период немногим более века. Несмотря на относительную молодость (по сравнению с западноевропейскими инструментами), к началу XXI столетия домра стала востребована в разных областях музыкального творчества - как сольный концертный инструмент, часто с сопровождением фортепиано, оркестра; в ансамбле с различными инструментами однородного, либо смешанного состава (ансамбль домр, сочетание с баяном, балалайками, гуслями и др.). Домра также составляет одну из основных групп оркестра русских народных инструментов. Также, в последние десятилетия домра используется в сочетании с инструментами симфонического оркестра (скрипкой, флейтой и т.д.), привнося тем самым новые краски в общую тембровую палитру современной музыки.
Важнейшей задачей педагогики в сфере исполнительства на народных инструментах является воспитание у подрастающего поколения любви и бережного отношения к национальным российским традициям, способствует формированию в сознании учащихся различных аспектов нравственной и этической культуры, которая проявляется в особом чувстве народности, любви к Отечеству, уважении к своим национальным корням. Вместе с тем, воспитание будущего члена общества, построенное на этнокультурной основе, служит универсальным средством приобщения к мировой культуре.
Эффективность учебного процесса зависит от правильной организации игровых движений учащихся. Без развития исполнительской техники домриста невозможно создание художественного образа и воспитание профессионального музыканта-исполнителя.Важным средством развития техники является, несомненно, грамотно подобранный репертуар и упражнения, которые должны решать определенные технические и художественные задачи. А этот аспект еще недостаточно исследован.
Таким образом, проблема формирования и развития исполнительской техники домриста и на сегодняшний день является важной и актуальной.
Степень разработанности проблемы.История и эволюция исполнительства на народных инструментах рассматривались в трудах К.А. Верткова, М.И.Имханицкого, А.И. Пересады, А. Фаминцина.
Вопросы методики исполнительства на народных инструментах раскрываются в работах A.A.Александрова, Т.И. Вольской, Е.Т. Климова, В.П. Круглова, Н.Т.Лысенко, Н.И. Степанова, З.Ставицкого, Н. Хитрина,В. C. Чунина.
Проблемы развития исполнительской техники домриста затрагиваются в работах Р. Белова, В. Круглова,А. Александрова, В. Чунина, Л. Потаповой, а также диссертациях Т.П. Варламовой, Е.Скрябиной.
Обзор репертуара в классе домры освещен лишь незначительно в статье С.В. Овсюковой, в справочнике А. Пересады, пособии З. Ставицкого и др.
Анализ литературы показал, что на сегодняшний день вопросы развития исполнительской техники домристов ДМШ на основе конкретного репертуара исследованы еще недостаточно. Таким образом, намечается необходимость отбора репертуара и разработки упражнений с целью развития исполнительской техники домристов старших классов ДМШ и отсутствием специальных работ по данной проблеме. Это обстоятельство повлекло выбор темы исследования - «Развитие исполнительской техники домристов старших классов ДМШ средствами репертуара».
Объект исследования: процесс обучения домристов в ДМШ.
Предмет исследования: развитие исполнительской техники домристов старших классов средствами репертуара.
Цель: отобрать репертуар и разработать комплекс упражнений, направленных на развитие исполнительской техники домристов старших классов ДМШ и проверить их эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Гипотеза исследования: использование грамотно подобранного учебного репертуара и специального комплекса упражнений окажет положительное влияние на развитие исполнительской техники домристов старших классов ДМШ.
Задачи исследования:
1.Осветить проблему формирования и развития исполнительской техники музыканта в педагогической литературе.
2. Проанализировать методики обучения игре на домре в контексте развития исполнительской техники учащихся ДМШ.
3. Раскрыть репертуар как средство развития исполнительской техники домристов старших классов ДМШ.
4. Отобрать репертуар и разработать комплекс упражнений, направленных на развитие исполнительской техники домристов 5 класса ДМШ.
5. Провести опытно-экспериментальное исследование по реализации репертуара и комплекса упражнений, и обобщить его результаты.
Методологической основой исследования явились труды,
раскрывающие вопросы музыкально-исполнительского мастерства, таких авторов как JI.C. Ауэр, И.А. Браудо, JI.M. Гинзбург, Г.Г. Нейгауз, С.И. Савшинский, Г.М. Цыпин, Ф. Шульпяков, А.Шмидт-Шкловская и др. Мы опирались также на концепции отечественных психологов и физиологов П.К. Анохина, H.A. Бернштейна, Б.М. Теплова, раскрывающих процессы организации профессиональных движений и программирования действия. Кроме того, важными для исследования явились школы игры на домреА. Александрова,Р. Белова, В. Круглова, Л. Потаповой, В. Чунина, а также методические работы Н.И.Степанова, З. Ставицкого и др.
Методы исследования:теоретические - изучение, анализ и обобщение литературы по проблеме исследования; практические - наблюдение, эксперимент.
База исследования: эксперимент проводился в г. Казани ДМШ № 14, в нем приняло участие 8 домристов.
Этапы исследования:
1 этап - сбор, изучение и обобщение педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2 этап - отбор учебного репертуара и разработка специального комплекса упражнений к нему для развития исполнительской техники домристов старших классов ДМШ.
3 этап-проведение опытно-экспериментальной работы по реализации репертуара и комплекса упражнений и анализ полученных результатов с точки зрения их эффективности.
Научная новизна исследования: предложен учебный репертуар и разработан комплекс упражнений для развития исполнительской техники домристов старших классов ДМШ, эффективность которых была доказана в опытно-экспериментальной работе.
Практическая значимость исследования:материалы исследования могут быть использованы в практике учреждений дополнительного образования детей, в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства.
Итак, в нашем исследовании мы рассмотрели понятие «исполнительская техника» музыканта в педагогической литературе, вывели его определение и составляющие. Был проведен анализ учебно-методических работ ведущих педагогов по классу домры с точки зрения их взглядов и подходов на развитие исполнительской техники учащихся. Мы раскрыли особое значение в процессе развития исполнительской техники грамотно подобранного учебного репертуара, который должен решать технические и художественные задачи, быть разнообразным, включать произведения различных эпох и стилей. В соответствии с этим, мы отобрали 8 произведений и разработали к ним специальный комплекс упражнений, направленных на развитие исполнительской техники домристов 5 класса ДМШ. Чтобы проверить их эффективность, мы провели опытно¬экспериментальную работу на базе ДМШ № 14 г. Казани, которая показала положительную динамику в развитии исполнительской техники обучающихся.
Отметим, что работа учащегося над произведением направлена на то, чтобы оно прозвучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для учащегося, а иногда стать достижением, своего рода творческой вехой на определенной ступени его обучения.
Подтвердилось значение репертуара, требующего от учащегося осознанного нахождения технических и темброво-звуковых исполнительских решений.
В задачу педагога входит воспитание в ученике ответственности, самоконтроля, интереса и трудолюбияв работе над произведением; развитие самостоятельности мышления, исполнительского мастерства.
Работа, выполненная грамотно, с пониманием изучаемого материала обогатит багаж исполнительских приемов, а развитие техники даст возможность уделять больше внимания эмоциональной составляющей исполнения, что в итоге повысит профессиональный уровень учащегося.Ключ к решению технических проблем лежит в правильных мысленных и слуховых установках учащегося, которые должны сочетаться с непрерывным совершенствованием его двигательных ощущений, навыков и умений.
Педагог должен стараться наметить перспективу развития ученика на весь период его обучения, развивать не только чисто профессионально - инструментальные качества, но и формировать творческую индивидуальность ребёнка.Основная задача преподавателя - это воспитать не просто ещё одного исполнителя на домре, а самодостаточную, творчески- активную, профессионально-оснащённую личность, музыканта с большой буквы.
1. Александров А. Школа игры на трёхструнной домре.- Москва, "Музыка", 1988.- 175 с.
2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Медицина, 1968. - 547 с.
3. Ашеулова В.В. Особенности работы над техникой в классе домры // http://festival.1september.ru/articles/656038/. Дата обращения 28.05.17
4. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.,: Издательство: Книга по требованию, 2012. -253 с.
5. Борисова Г. А. Методическая разработка «Работа над фортепианной техникой в младших классах ДШИ на примере сборника «Избранные этюды» К. Черни под редакцией Г. Гермера». -Смоленск, 2014.¬28 с.
6. Борисевич В.Г. Оптимизация музыкально-технического развития учащихся-гитаристов на начальном этапе музыкального образования. Модернизация содержания, методов и форм музыкального образования в современных условиях/ Ред.-сост. Е.А. Бодина; ред. колл.: Г.С. Алфеевская, Н.Н. Телышева. - М.: МГПУ, 2009. - С. 187-194.
7. Варламова Т.П. Формирование исполнительской техники домриста в системе непрерывного специального музыкального образования. - М., 2010.- 206 с.
8. Володина И. Ю. Становление оригинального репертуара для
домры // Наука и образование: новое время. - № 5. - 2015.https://articulus-
info.ru/ . Дата обращения 04.06.17
9. Волков Н. В. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. Методическое пособие для детских музыкальных школ. - М.,
2002. - 86 с.
10. Вольская Т., Уляшкин М. Школа мастерства домриста. - Екатеринбург: Издательство«Диамант»,1995.- 162 c.
11. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. - М.: «Музыка», 1981.-143с.
12. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре.- М.; Классика ХХ1, 2002.-244с.
13. Долгошеева С.А. Технология модульного обучения как одно из средств развития технических навыков у учащихся в классе специального фортепиано// http://festival.1september.ru/articles/501324/. Дата обращения: 04.06.17.
14. Келдыш Ю. В. Музыкальная энциклопедия. Т.1. - М.: Совет. Энцикл., 1973.- 230с.
15. Келдыш Ю. В. Музыкальная энциклопедия. Т.2. - М.: Совет. Энцикл., 1973.- 550с.
16. Климов Е. Совершенствование техники игры на трехструнной домре. - М.: Музыка, 1979.- 120 с.
17. Круглов В. Школа игры на домре. - М.: РАМ им. Гнесиных,
2003. - 134 с.
18. Круглова Е. И. Подбор музыкального репертуара -фактор сохранения мотивации музицирования.Методическая разработка, 2016.http://www.openclass.ru/node/496641 Дата обращения: 4.06.17.
19. Крючкова Н. В. Методика обучения игре на специальном инструменте. - Барнаул: Изд. Алтгос.акад. культуры, 2011.- 35 с.
20. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой.- М.: Классика XXI, 2002.-84с.
21. Лонг М. Французская школа фортепиано. Выдающиеся пианисты педагоги о фортепианном искусстве. - М.: «Музыка», 1966.-208с.
22. Либерман Е.Я. Работа над техникой. - М.: Классика XXI, 2007. - 148 с.
23. Мазель В. Музыкант и его руки: Физиологическая природа и формирование двигательной системы.- СПб.: Композитор, 2002.-180с.
24. Маслова Д.Е. Применение на практике современных направлений педагогики в процессе совершенствования обучения игре на домре. - Сургут,2015.- 7 с.
25. Медушевский В. Интонационная форма музыки.- Москва: Издательство «Композитор», 1993.- 262 с.
26. Михайленко Н. Совершенствование исполнительской техники гитариста. Как научить играть на гитаре. - М.: Классика XXI, 2006. - 200 с.
27. Нейгауз Г. Г. О развитии фортепианной техники. - М.: Советский композитор, 1985.- 302с.
28. Павлов И.П. Физиология высшей нервной деятельности. Полное собрание трудов. - М.-Л.: АН СССР, 1973. -654с.
29. Пересада А. Справочник домриста/ Ред. В. Чунин. -
Краснодар,1993.- 400 с.
30. Петрушина Н.П. Развитие исполнительской техники в классе аккордеона, 2016//http: open-lesson.net. Дата обращения: 4.06.17
31. Потапова Л. Организация работы над техническим комплексом в классе трехструнной домры. Учебно-методическое пособие. - Казань: Издательство: КГК,2013. - 88 c.
32. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. -М.,1977. -186 с.
33. Савшинский С.И. Пианист и его работа.- М.: Классика XXI,2002. -244с.
34. Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре/ Ред. И. Шитенков. - Л.:Музыка, 1984.- 64с.
35. Степанов Н.И. Народное музыкально-инструментальное исполнительство. Теория и методика обучения: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Планета музыки», 2014.- 224 с.
36. Сулим С.Л.Основные направления совершенствования исполнительской техники учащихся в классе гитары. - Мончегорск,2011 //http: //nsportal .ru/shkola/muzyka/library/2014/11/26/razvitie-melkoy-tekhniki-na- urokakh-fortepiano. Дата обращения: 28.05.2017
37. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Избранные труды в двух томах.- М.:Педагогика, 1985. - 328с.
38. Хитрин Н. Методика освоения тремоло. - С.-Петербург: Союз художников, 2004. - 32 с.
39. Хлудова Т. Педагогические принципы Г. Нейгауза. - Л.:
«Музыка», 1992.- 192с.
40. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской
деятельности: дис.... д. психол. н. - Л., 1989. - Т. I. - 425 с.
41. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника.- М.: Академия, 1999. - 192 с.
42. Чунин В. С. Русская домра проводник в мир музыки. Избранные труды. - М., 2011. - 368 с.
43. Чунин В. Школа игры на трёхструнной домре. - Москва, "Кифара", 1995. -151 с.
44. Чхаидзе Л.В. Об управлении движениями человека. - М.: Издательство: «физкультура и спорт»,1970. - 135 с.
45. Шитенков И. Специфика звукоизвлечения на домре//Методика обучения игре на народных инструментах. - Л.: Музыка, 1975. - 82 с.
46. Шульпяков О. Техническое развитие музыканта-исполнителя. - СПб: Композитор, 2006. - 496 с.
47. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. - М.: Музыка, 1986. - 124 с.